Возмущение (эмоция)

Часть серии о |
Эмоции |
---|
![]() ![]() |
Возмущение – это сильная моральная эмоция, характеризующаяся сочетанием удивления , отвращения , [1] и гнев , [2] обычно в ответ на серьезное личное оскорбление. [3] Оно происходит от старофранцузского слова «ultrage», которое, в свою очередь, заимствовано из классического латинского слова «ultra», что означает «запредельный». [4]
Моральное возмущение — это эмоция возмущения, испытываемая в качестве реакции на несправедливость , как таковая, включающая моральное суждение , и часто сопровождающаяся желанием пристыдить и/или наказать правонарушителей. [5]
Фальшивое возмущение
[ редактировать ]В 21 веке и в социальных сетях наблюдается рост проявления ложного или сфабрикованного возмущения, когда власти и престижа лицемерно добиваются, выражая заботу о других, весьма избирательным и временным образом. [6] В книге «Социология миростроительства повседневной жизни » Джон Д. Брюэр и др. заметили: [6]
«Канонизированные» и «предпочитаемые жертвы» вызывают значительное возмущение, когда их память запятнана, но те же политики и представители, которые выражают это возмущение, достаточно довольны тем, что очерняют память непредпочтительных жертв. В спорных мирных процессах есть много людей, которые стремятся обидеть, и многие просто слишком хотят, чтобы их обидели, а жертвы легко используются другими, чтобы спровоцировать искусственное возмущение. И по мере того, как публичное оскорбление и деградация опускаются до дна в конкурентном искусственном возмущении в публичной сфере, жертвы оказываются использованными в партийно-политических целях, безгласными и игнорируемыми, за исключением тех случаев, когда это устраивает тех, кто эксплуатирует их страдания и боль.
Авторы, чья работа сосредоточена в первую очередь на постконфликтном мире и разрешении конфликтов, предлагают парадокс : отдельным «предпочитаемым жертвам» не хватает практически никакого органа , чтобы контролировать то, как их восприятием манипулируют в публичной сфере, и поэтому они могут чувствовать себя «принадлежащими» этот процесс и те, кто в нем глубоко вовлечен. Тем не менее, как социальный класс, они коллективно могут быть окружены значительной социально-политической властью, которой владеют самопровозглашенные представители и «союзники», которые не всегда искренне заботятся об интересах класса жертвы и могут даже быть конкурируя друг с другом в противоречивых целях, за доминирование в политической сфере по вопросам, окружающим этот класс, и за счет класса. [6]
Исторические и социологические примеры
[ редактировать ]- Джордж Гаскойн в своем рассказе очевидца разграбления Антверпена испанцами описал то, что он назвал «этими безобразиями и беспорядочной жестокостью… Изнасилования, грабежи, инцесты и святотатства». [7]
- Кейт Фокс в своей антропологии англичан заметила, что пьянство сопровождается стандартным набором безобразий, начиная от ругательств и драк и заканчивая лунатизмом . [8] Она также отметила, что «англичане получают огромное удовольствие, когда их шокируют и возмущают, а праведное негодование — одно из наших любимых национальных развлечений, но выражаемые чувства тем не менее искренни». [9]
Литературные примеры
[ редактировать ]- В кульминации «Несущих возлияние» Орест, убийственно противостоя своей матери из-за ее убийства его отца, восклицает: «Ты убил, и это было оскорбление – страдай теперь от возмущения». [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Интерактивное влияние гнева и отвращения на моральное возмущение и суждения» .
- ^ «Психоэволюционная теория основных эмоций Роберта Плутчика» (PDF) . Adliterate.com . Проверено 5 июня 2017 г.
- ^ «Возмущение – определение возмущения Мерриам-Вебстер» .
- ^ «возмущение: определение возмущения в Оксфордском словаре (американский английский)» . Архивировано из оригинала 19 мая 2013 года.
- ^ Крокетт, MJ (18 сентября 2017 г.). «Моральное возмущение в эпоху цифровых технологий». Природа человеческого поведения . 1 (11): 769–771. дои : 10.1038/s41562-017-0213-3 . ПМИД 31024117 . S2CID 27074328 .
- ^ Перейти обратно: а б с Брюэр, Джон Д.; Хейс, Бернадетт К.; Тини, Фрэнсис; Даджен, Катрин; Мюллер-Хирт, Наташа; Виджесингхе, Ширли Лал (2018). «Сосредоточение внимания на жертвах в миростроительстве» . Социология миротворчества повседневной жизни . Серия «Исследования компромиссов после конфликта». Пэлгрейв Макмиллан . стр. 38–40. ISBN 9783319789750 . Проверено 10 февраля 2020 г. - через Google Книги.
- ^ Цитируется по Дж. Остину, Джорджу Гаскойну (Кембридж, 2008 г.), с. 187 и с. 194
- ^ К. Фокс наблюдает за англичанами (Ходдер, 2004), с. 382
- ^ К. Фокс наблюдает за англичанами (Ходдер, 2004), с. 300
- ^ Эсхил, Орестея (Пингвин, 1981), с. 219