Благодарность

Часть серии о |
Эмоции |
---|
![]() ![]() |
Благодарность , признательность или признательность — это чувство признательности (или аналогичный положительный ответ) со стороны получателя чужой доброты. Эта доброта может выражаться в подарках, помощи, услугах или другой форме щедрости по отношению к другому человеку.
Слово происходит от латинского слова gratus , что означает «приятный» или «благодарный». [1] Отсутствие благодарности там, где ее ждут, называется неблагодарностью. [2] или неблагодарность . [3]
Благодарность была частью нескольких мировых религий . [4] Эта тема также интересовала древних, средневековых и современных философов . [5]
Дисциплина психологии пытается понять краткосрочный опыт благодарности (состоятельная благодарность), индивидуальные различия в частоте чувства благодарности ( признательность за черты характера ), взаимосвязь между этими двумя понятиями и терапевтические преимущества благодарности. [6]
Философские подходы
[ редактировать ]Благодарность представляет интерес в философских дисциплинах нормативной этики , прикладной этики и политической философии , а также в области моральной психологии . [5]
Религиозные подходы
[ редактировать ]Духовность и благодарность не зависят друг от друга, но исследования показали, что духовность может повысить способность человека быть благодарным. Те, кто регулярно посещает религиозные службы или занимается религиозной деятельностью, с большей вероятностью будут испытывать большее чувство благодарности во всех сферах жизни. [7] [8] Благодарность ценится в христианских , буддийских , мусульманских , еврейских , бахаи и индуистских традициях. [4] Поклоняйтесь с благодарностью Богу , [9] или подобный религиозный деятель является общей темой в таких религиях, а концепция благодарности пронизывает религиозные тексты, учения и традиции. Это одна из наиболее распространенных эмоций, которую религии стремятся вызвать и поддерживать у последователей, и она считается универсальным религиозным чувством. [10]
Еврейские концепции
[ редактировать ]
В иудаизме благодарность является неотъемлемой частью акта поклонения и каждого аспекта жизни верующего. Согласно еврейскому мировоззрению, все исходит от Бога, и поэтому последователям иудаизма необходима благодарность.
Еврейские Писания наполнены идеей благодарности. Два примера в Псалмах: «Господи, Боже мой, я буду благодарить Тебя во веки веков» и «Я буду благодарить Господа от всего сердца моего». [11] Еврейские молитвы часто включают в себя благодарность, начиная с Шма, в которой верующий заявляет, что из благодарности: «Возлюби Вечного, твоего Бога, всем своим сердцем, всей своей душой и всей своей силой». [12] Одно из важнейших благословений центральной трехдневной молитвы Амида называется Модим – «Благодарим Тебя»; это также единственное благословение, которое произносится прихожанами вместе с лидером во время повторения Амиды. Заключительная молитва «Алену» также говорит о благодарности и благодарении Бога за особую судьбу еврейского народа. произносят более ста благословений, называемых брахот . Наряду с этими молитвами верные верующие в течение дня [4]
В иудаизме также уделяется большое внимание благодарности за человеческую доброту и доброту.
Христианские концепции
[ редактировать ]
Мартин Лютер называл благодарность «основным христианским отношением», и сегодня ее до сих пор называют «сердцем Евангелия». [10] Христианам рекомендуется восхвалять и благодарить своего создателя. В христианской благодарности Бог рассматривается как бескорыстный даритель всех благ, и поэтому благодарность позволяет христианам разделять общие узы, формируя все аспекты жизни последователей. Благодарность в христианстве – это признание щедрости Бога, которая вдохновляет христиан формировать свои мысли и действия вокруг таких вещей. [ указать ] идеалы. [4]
Христианская благодарность — это не просто сентиментальное чувство, а добродетель, которая формирует не только эмоции и мысли, но также действия и поступки. [10]
Джонатан Эдвардс написал в своей книге «Трактат о религиозных привязанностях» , что признательность и признательность Богу являются одними из признаков истинной религии. Олпорт (1950) [ нужна ссылка ] предположил, что зрелые религиозные намерения исходят из чувства глубокой благодарности; Эдвардс (1746/1959) [ нужна ссылка ] утверждал, что «ласкание» благодарности — один из наиболее точных способов обнаружить присутствие Бога в жизни человека. В небольшой выборке католических монахинь и священников из 50 эмоций любовь и благодарность были наиболее выраженными эмоциями по отношению к Богу. [13] [4]
Папа Франциск отметил, что один из уроков, который обычно усваивают в семейной жизни, — это научиться говорить «спасибо» как «выражение искренней признательности за что нам дано». [14]
В православной, католической, лютеранской и англиканской церквях важнейший обряд называется Евхаристией ; Название происходит от греческого слова «Евхаристия» , что означает «благодарение». [15]
Исламские концепции
[ редактировать ]Священный текст ислама Коран наполнен идеей благодарности. Ислам призывает мусульман быть благодарными и выражать благодарность Аллаху при любых обстоятельствах. Мусульмане обычно выражают свою благодарность, используя термин «Альхамдулиллах» (хвала Богу), который является одним из четырех любимых слов Аллаха.
Даже некоторые аяты Корана указывают на то, что наша главная обязанность на этой земле – выражать свою благодарность. Например,
Тогда Я (сатана) нападу на них спереди и сзади, справа и слева. И Вы не найдете большинство из них благодарными.
— (Коран 7:17)
В этом стихе сатана говорит Аллаху, что Он не найдет большинство людей благодарными Ему после того, как он (сатана) отказался поклониться Адаму. И термин «кафир» также означает «неблагодарный» (по отношению к Богу) в самом фундаментальном смысле Корана.Вот еще несколько аятов из Корана:
Так Мы (Аллах) наказали их за их неблагодарность. Мы даем (такое) наказание только неблагодарным.
— (Коран 34:17)
Мы (Аллах) уже указали им Путь, независимо от того, хотят ли они быть благодарными или неблагодарными.
— (Коран 76:3)
Исламское учение подчеркивает, что тот, кто благодарен, будет вознагражден еще больше. Традиционная исламская поговорка гласит: «Первые, кто будет призван в рай, — это те, кто восхвалял Бога при любых обстоятельствах». [16] В Коране также говорится в суре 14, что тем, кто благодарен, Аллах даст больше.
Многие практики ислама поощряют благодарность. Например, Столп Ислама, призывающий к ежедневной молитве, побуждает верующих молиться Аллаху пять раз в день, чтобы поблагодарить Его за Его доброту, а столп поста в месяц Рамадан предназначен для того, чтобы привести верующего в состояние покоя. состояние благодарности. [4]
Индивидуальные различия в благодарности
[ редактировать ]Важно отметить, что культурные и языковые факторы играют значительную роль в формировании выражения благодарности во всем мире. [17] [18] [19] Многие исследования благодарности сосредоточены на индивидуальных различиях в благодарности и последствиях того, чтобы быть более или менее благодарным человеком. [16] [20] три шкалы , каждая из которых оценивает несколько разные концепции. Для измерения индивидуальных различий в благодарности были разработаны [21] GQ6 [22] измеряет индивидуальные различия в том, как часто и интенсивно люди испытывают благодарность. Шкала признательности [23] измеряет восемь различных аспектов благодарности: оценку людей, имущества, настоящего момента, ритуалов, чувства благоговения , социальных сравнений, экзистенциальных проблем и поведения, выражающего благодарность. GRAT [24] оценивает благодарность к другим людям, благодарность к миру в целом и отсутствие обиды на то, чего вам не хватает. Исследование показало, что все эти шкалы измеряют один и тот же подход к жизни; это говорит о том, что индивидуальные различия в благодарности включают в себя все эти компоненты. [21]
Эмпирические результаты
[ редактировать ]Ассоциация с благополучием
[ редактировать ]
Благодарность не только способствует возникновению положительных эмоций, но и приводит к уменьшению отрицательных эмоций. [25] Люди, которые более благодарны, имеют более высокий уровень субъективного благополучия . Благодарные люди более счастливы, менее депрессивны, менее подвержены стрессу. [26] и более удовлетворены своей жизнью и социальными отношениями . [22] [27] [28] Благодарность может защитить от депрессии, улучшая кодирование и вспоминание положительного опыта. [29] Благодарные люди склонны осуществлять более высокий уровень контроля над своим окружением, испытывать личностный рост , находить цель в жизни и принимать себя . Они также склонны использовать более конструктивные стратегии преодоления трудностей, когда сталкиваются с жизненными проблемами. Они с большей вероятностью будут искать поддержки у других людей, переосмысливать и развивать свой опыт, а также тратить больше времени на планирование того, как решать проблемы. [30] [31] Благодарные люди меньше полагаются на негативные механизмы преодоления трудностей, такие как избегание, самообвинение или употребление психоактивных веществ. [31] Благодарные люди также лучше спят, потому что перед сном у них появляется больше позитивных мыслей. [32] У них, как правило, лучшие отношения, поскольку благодарность человека может положительно повлиять на удовлетворенность его партнера отношениями. [33] Благодарные люди с большей вероятностью будут иметь более высокий уровень счастья и более низкий уровень стресса и депрессии. [16] [34] [35] [36]
Хотя многие эмоции и черты личности важны для благополучия и психического здоровья , благодарность может быть особенно важна. Лонгитюдное исследование показало, что люди, которые были более благодарны, лучше справлялись с жизненными переменами. В частности, люди, которые были более благодарны до перехода, через три месяца были менее подвержены стрессу, менее подавлены и более удовлетворены своими отношениями. [37] Два других исследования показали, что благодарность может иметь уникальную связь с благополучием и может объяснить аспекты благополучия, которые не могут объяснить другие черты личности. Оба исследования показали, что благодарность способна объяснить большее благополучие, чем « большая пятерка» и 30 наиболее часто изучаемых черт личности. [27] [30]
Благодарность также положительно влияет на физическое самочувствие. [38] Например, в одном исследовании подростки, которые в течение месяца писали письма с выражением благодарности другим людям, были более склонны есть более здоровую пищу. [38] Этот феномен можно объяснить тем, что, когда люди испытывают благодарность, они более мотивированы ответить взаимностью на доброту, проявленную другими. Поэтому вместо того, чтобы вести себя так, что может подорвать их собственное здоровье, они чувствуют необходимость вести более здоровый образ жизни как способ признания поддержки, которую они получили от других. Более того, известно, что благодарность вызывает положительные эмоции, которые, в свою очередь, направляют внимание людей на оптимистические возможности в будущем. В результате люди с большей вероятностью будут придерживаться поведения, способствующего лучшему будущему, например здорового питания. [38]
Люди, выражающие благодарность, также демонстрируют улучшение общего состояния здоровья за счет большей физической активности, лучшего сна, меньшего количества посещений врача и лучшего питания. [39] Практика благодарности может коррелировать с небольшим улучшением здоровья сердечно-сосудистой системы. [40]
Отношение к альтруизму
[ редактировать ]Благодарность делает людей более альтруистичными. Одно исследование показало, что благодарность коррелирует с экономической щедростью. [41] В исследовании использовалась экономическая игра, и оно показало, что повышенная благодарность напрямую способствует увеличению денежных пожертвований, а также то, что благодарные люди с большей вероятностью жертвуют личными достижениями ради общественной выгоды. Другое исследование обнаружило аналогичные корреляции между благодарностью и сочувствием, щедростью и готовностью помочь в создании социальной взаимности, даже с незнакомцами, что приносит пользу людям в краткосрочной и среднесрочной перспективе. [8]
Как мотиватор поведения
[ редактировать ]Благодарность может укрепить будущее просоциальное поведение благотворителей. Например, один эксперимент показал, что клиенты ювелирного магазина, которым позвонили и поблагодарили, впоследствии увеличили покупки на 70%. Для сравнения, клиенты, которым позвонили и сообщили о распродаже, показали рост покупок лишь на 30%, в то время как клиенты, которым вообще не звонили, не показали увеличения покупок. [42] В другом исследовании постоянные посетители ресторана давали более крупные чаевые , когда официанты писали «Спасибо» на их чеках. [43]
Некоторый [ ВОЗ? ] резко отличайте благодарность от долга . Хотя обе эмоции могут возникать в ответ на помощь или одолжение, считается, что задолженность возникает, когда человек субъективно воспринимает, что он обязан выплатить компенсацию или компенсировать помощь. [44] Эти две эмоции затем приводят к разным действиям: долг может побудить получателя избегать человека, который ему помог, тогда как благодарность может побудить получателя найти своего благодетеля и улучшить свои отношения с ним. [45] Исследование чувств подростков-мигрантов по отношению к своим родителям показало, что «благодарность служит, а задолженность бросает вызов отношениям между поколениями после миграции». В исследовании также отмечается, что «когда ожидания прибыли от благотворителя увеличиваются, задолженность бенефициара увеличивается, а благодарность уменьшается». [46] В отличие от сострадания или печали, благодарность уменьшает тягу к сигаретам , что предполагает потенциальную роль в снижении рискованного аппетитного поведения для общественного здравоохранения. [47]
Психологические вмешательства
[ редактировать ]
Для повышения благодарности было разработано несколько психологических вмешательств. [16] [34] [48]
Например, Уоткинс и его коллеги. [49] участникам предлагалось опробовать ряд различных упражнений на благодарность, например, подумать о живом человеке, которому они благодарны, написать о ком-то, кому они благодарны, и написать письмо для доставки тому, за кого они благодарны. Участников контрольной группы попросили описать свою гостиную. Участники, выполнявшие упражнение на благодарность, продемонстрировали увеличение количества положительных эмоций сразу после упражнения, и этот эффект был самым сильным у участников, которых попросили подумать о человеке, за которого они благодарны. Участники, у которых изначально был благодарный характер, показали наибольшую пользу от этих упражнений на благодарность.
В другом исследовании участники были случайным образом распределены по одному из шести условий терапевтического вмешательства, предназначенных для улучшения общего качества жизни участников. [50] Из них самый большой краткосрочный эффект был получен от «визита благодарности», во время которого участники написали и доставили благодарственное письмо кому-то в своей жизни. Это состояние показало рост показателей счастья на 10 процентов и значительное снижение показателей депрессии. Результаты сохранялись до одного месяца после визита. Из шести условий наиболее продолжительный эффект был связан с ведением « дневников благодарности » за три вещи, за которые они были благодарны каждый день. Показатель счастья этих участников также увеличивался и продолжал увеличиваться каждый раз, когда они периодически проходили тестирование после эксперимента. Наибольшая польза обычно наблюдалась примерно через шесть месяцев после начала лечения. Это упражнение было настолько успешным, что, хотя участников просили вести дневник только в течение недели, многие участники продолжали вести дневник еще долгое время после окончания исследования. [51]
Аналогичные результаты были получены в исследованиях, проведенных Эммонсом и Маккалоу (2003). [7] and Lyubomirsky et al. (2005). [ нужна ссылка ]
при Научный центр Greater Good Калифорнийском университете в Беркли вручил награды за исследовательские проекты диссертационного уровня, имеющие наибольший потенциал для развития науки и практики благодарности. [52]
Связь с психическим здоровьем
[ редактировать ]Исследование о пользе консультирования по психическому здоровью [53] разделили около 300 студентов колледжа на три группы перед их первой консультационной сессией. Первой группе было поручено писать одно благодарственное письмо в неделю в течение трех недель, второй группе было предложено написать о своем негативном опыте, а третья группа получала только консультации. При сравнении первая группа сообщила об улучшении психического здоровья после выполнения письменных упражнений. Исследование предполагает, что практика благодарности может помочь мозгу более чутко реагировать на чувство благодарности в будущем и, следовательно, улучшить психическое здоровье. [54]
Выводы
[ редактировать ]Доброжелательность постоянно радует благодарных; неблагодарный, правда, но один раз.
— Сенека [55]
Благодарность — не только величайшая из добродетелей, но и родительница всех остальных.
— Цицерон
Многочисленные исследования показали взаимосвязь между благодарностью и улучшением благосостояния благодарного человека и всех вовлеченных в него людей. [35] [41] Движение позитивной психологии поддержало эти исследования и, стремясь повысить общее благосостояние, начало включать упражнения для повышения благодарности. [56]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ДеСтено, Дэвид (2018). Эмоциональный успех: сила благодарности, сострадания и гордости . Имон Долан/Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0-544-70310-0 . Описание и содержание , обобщение научных исследований.
- Эммонс, Роберт А. (2016). Маленькая книга благодарности: создайте жизнь, полную счастья и благополучия, благодаря благодарности . Лондон: Гайя. ISBN 978-1-85675-365-4 .
- Эммонс, Роберт А. (2013). Благодарность работает! Двадцать один день программы для достижения эмоционального процветания . Сан-Франциско: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-13129-9 .
- Эммонс, Роберт А. (2007). Спасибо! Как новая наука благодарности может сделать вас счастливее . Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0-618-62019-7 .
- Эммонс, РА; Хилл, Дж. (2001). Слова благодарности за разум, тело и душу . Рэднор, Пенсильвания: Издательство Templeton Foundation Press.
- Эммонс, Роберт А. (1999). Психология конечных проблем: мотивация и духовность личности . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN 978-1-57230-456-7 .
- Кеннер, Эллен (2020). «Как насладиться благодарностью и обезвредить «ловушки благодарности» . Объективный стандарт . 15 (2). Глен Аллен Пресс: 13–22.
- Нельсон, Кристи (2020). Просыпайтесь с благодарностью: преобразующая практика не принимать ничего как должное . Стори Паблишинг, ООО. ISBN 978-1-63586-244-7 .
- Grateful Living , основанная Бр. Дэвид Стейндл-Раст .
См. также
[ редактировать ]- Журнал благодарности - подкласс
- Ловушка благодарности – тип когнитивного искажения
- Похвала – выражение положительного признания, заверения или восхищения.
- Универсальная ценность – ценность, имеющая одинаковую ценность для всех людей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение благодарности» , Оксфордский словарь , заархивировано из оригинала 24 сентября 2016 г.
- ^ Бейт, Джон (1865). Циклопедия иллюстраций моральных и религиозных истин . п. 460.
- ^ Вебстер, Ной (1854 г.). Американский словарь английского языка . п. 542.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эммонс, Роберт А.; Крамплер, Шерил А. (2000). «Благодарность как человеческая сила: оценка доказательств». Журнал социальной и клинической психологии . 19 (1): 56–69. дои : 10.1521/jscp.2000.19.1.56 .
- ^ Jump up to: а б Манела, Тони (2019). Залта, Эдвард Н. (ред.). "Благодарность" . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^
- Вуд, AM; Молтби, Дж.; Стюарт, Н.; Линли, Пенсильвания; Джозеф, С. (2008). «Социально-когнитивная модель черт и уровней благодарности» (PDF) . Эмоция . 8 (2): 281–290. дои : 10.1037/1528-3542.8.2.281 . ПМИД 18410201 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2018 года.
- Маккалоу, Майкл Э.; Цанг, Джо-Энн; Эммонс, Роберт А. (2004). «Благодарность в промежуточной аффективной среде: связь благодарного настроения с индивидуальными различиями и ежедневным эмоциональным опытом». Журнал личности и социальной психологии . 86 (2). Американская психологическая ассоциация (APA): 295–309. дои : 10.1037/0022-3514.86.2.295 . ISSN 1939-1315 . ПМИД 14769085 .
- ^ Jump up to: а б Маккалоу, Мэн; Эммонс, РА; Цанг, Дж. (2002). «Благодарный характер: концептуальная и эмпирическая топография». Журнал личности и социальной психологии . 83 (1): 112–127. дои : 10.1037/0022-3514.82.1.112 . ПМИД 11811629 .
- ^ Jump up to: а б Эммонс, Роберт А.; Маккалоу, Майкл Э. «Основные результаты исследовательского проекта благодарности и признательности» . Архивировано из оригинала 11 августа 2010 года . Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ Кальвин, Джон (1845) [1557]. «Толкование на псалом VI». Комментарий к книге Псалмов . Том. 1. Перевод Андерсона, Джеймса. Эдинбург: Общество переводчиков Кальвина. п. 70 .
- ^ Jump up to: а б с Эммонс, Роберт А.; Низел, Тереза Т. (2005). «Выражение благодарности: духовные и религиозные корреляты благодарности». Журнал психологии и христианства . 24 (2): 140–48.
- ^ Псалом 30:12 , Псалом 9:1.
- ^ Второзаконие 6:5
- ^ Сэмюэлс, Пенсильвания; Лестер, Д. (1985). «Предварительное исследование эмоций, испытываемых по отношению к Богу католическими монахинями и священниками». Психологические отчеты . 56 (3): 706. дои : 10.2466/pr0.1985.56.3.706 . S2CID 144205296 .
- ↑ Папа Франциск, Laudato si' , параграф 213, опубликовано 24 мая 2015 г., по состоянию на 14 мая 2024 г.
- ^ Зейсс, Джозеф А. (1896). «Литургический вопрос». Ежеквартальный обзор Евангелическо-лютеранской церкви . 26 : 318.
- ^ Jump up to: а б с д Вуд, Алекс; Джозеф, Стивен; Линли, Алекс (январь 2007 г.). «Благодарность — Родительница всех добродетелей» . Психолог . 20 (1): 18–21 . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ «Как культурные различия влияют на развитие благодарности» . linnk.ai . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Альтахайне, Абдель Рахман Митиб; Юнес, Афах Саид; Аллаама, Ашраф (31 декабря 2024 г.). «Корпусное исследование благодарности в английских признаниях арабоязычных студентов магистратуры: построение идентичности академического писателя L2» . Cogent Искусства и Гуманитарные науки . 11 (1). дои : 10.1080/23311983.2024.2346361 . ISSN 2331-1983 .
- ^ Бэйл, Ричард; Пацио Росситер, Моника (3 июля 2023 г.). «Роль культурных и языковых факторов в формировании практики обратной связи: взгляды преподавателей международных высших учебных заведений» . Журнал дальнейшего и высшего образования . 47 (6): 810–821. дои : 10.1080/0309877X.2023.2188179 . ISSN 0309-877X .
- ^
- Эммонс, Роберт А.; Маккалоу, Майкл Э.; Цанг, Джо-Энн (2003). «Оценка благодарности». . В Лопесе, Шейн Дж.; Снайдер, ЧР (ред.). Позитивная психологическая оценка: Справочник моделей и мер . Вашингтон: Американская психологическая ассоциация. стр. 327–341. дои : 10.1037/10612-021 . ISBN 978-1-55798-988-8 . Проверено 10 февраля 2023 г.
- Эммонс, Роберт А.; Фро, Джеффри; Роуз, Рэйчел (2019). "Благодарность." . В Галлахере, Мэтью В.; Лопес, Шейн Дж. (ред.). Позитивная психологическая оценка: Справочник моделей и мер (2-е изд.) . Вашингтон: Американская психологическая ассоциация. стр. 317–332. дои : 10.1037/0000138-020 . ISBN 978-1-4338-3107-2 . S2CID 239359085 . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Вуд, Алекс М.; Молтби, Джон; Стюарт, Нил; Джозеф, Стивен (2008). «Концептуализация благодарности и признательности как единой черты личности» (PDF) . Личность и индивидуальные различия . 44 (3): 619–630. дои : 10.1016/j.paid.2007.09.028 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Маккалоу, Мэн; Эммонс, РА; Цанг, Дж. (2002). «Благодарный характер: концептуальная и эмпирическая топография». Журнал личности и социальной психологии . 82 (1): 112–127. дои : 10.1037/0022-3514.82.1.112 . ПМИД 11811629 .
- ^ Адлер, МГ; Фагли, Н.С. (2005). «Признательность: индивидуальные различия в поиске ценности и смысла как уникальный показатель субъективного благополучия». Журнал личности . 73 (1): 79–114. дои : 10.1111/j.1467-6494.2004.00305.x . ПМИД 15660674 . S2CID 41593682 .
- ^ Уоткинс, ПК; Вудворд, К.; Стоун, Т.; Кольц, Р.Л. (2003). «Благодарность и счастье: развитие меры благодарности и связи с субъективным благополучием». Социальное поведение и личность . 31 (5): 431–451. дои : 10.2224/сбп.2003.31.5.431 .
- ^ Шелдон, Кеннон М.; Кашдан, Тодд Б.; Стегер, Майкл Ф. (31 января 2011 г.). Разработка позитивной психологии: подведение итогов и движение вперед . Издательство Оксфордского университета. п. 249. ИСБН 978-0-19-045187-5 .
- ^ Крегг, ДР; Чивенс, Дж. С. (2020). «Вмешательства в виде благодарности: эффективная самопомощь? Метаанализ влияния на симптомы депрессии и тревоги». Журнал исследований счастья . 22 : 413–445. дои : 10.1007/s10902-020-00236-6 . S2CID 214194583 .
- ^ Jump up to: а б Вуд, AM; Джозеф, С.; Молтби, Дж. (2008). «Благодарность однозначно предсказывает удовлетворенность жизнью: дополнительная достоверность над областями и аспектами пятифакторной модели» (PDF) . Личность и индивидуальные различия . 45 : 49–54. дои : 10.1016/j.paid.2008.02.019 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года.
- ^ Кашдан, ТБ; Усватте, Г.; Джулиан, Т. (2006). «Благодарность, гедоническое и эвдемоническое благополучие ветеранов войны во Вьетнаме». Поведенческие исследования и терапия . 44 (2): 177–199. дои : 10.1016/ж.брат.2005.01.005 . ПМИД 16389060 .
- ^ Уоткинс, ПК; Вудворд, К.; Стоун, Т.; Кольц, Р.Л. (2003). «Благодарность и счастье: развитие меры благодарности и связь с субъективным благополучием». Социальное поведение и личность . 31 (5): 431. doi : 10.2224/sbp.2003.31.5.431 .
- ^ Jump up to: а б Вуд, AM; Джозеф, С.; Молтби, Джон (2009). «Благодарность предсказывает психологическое благополучие выше пяти граней» (PDF) . Личность и индивидуальные различия . 45 : 655–660. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Вуд, AM; Джозеф, С.; Линли, Пенсильвания (2007). «Копинг-стиль как психологический ресурс благодарных людей» (PDF) . Журнал социальной и клинической психологии . 26 (9): 1108–1125. дои : 10.1521/jscp.2007.26.9.1076 . hdl : 1893/12157 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года.
- ^ Вуд, AM; Джозеф, С.; Ллойд, Дж.; Аткинс, С. (2009). «Благодарность влияет на сон через механизм предсонного познания» (PDF) . Журнал психосоматических исследований . 66 (1): 43–48. doi : 10.1016/j.jpsychores.2008.09.002 . ПМИД 19073292 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года.
- ^ Пак, Юбин; Импетт, Эмили А.; Макдональд, Джефф; Лемэй, Эдвард П. младший (31 января 2019 г.). «Сказать «спасибо»: выражение благодарности партнеров защищает удовлетворенность отношениями и преданность делу от пагубных последствий неуверенности в привязанности». Журнал личности и социальной психологии . 117 (4): 773–806. дои : 10.1037/pspi0000178 . ПМИД 30702317 . S2CID 73413341 .
- ^ Jump up to: а б Вуд, AM; Джозеф, С.; Линли, Пенсильвания (2007). «Благодарность: Родительница всех добродетелей» (PDF) . Психолог . 20 :18–21. Архивировано из оригинала (PDF) 31 июля 2015 года . Проверено 17 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Маккалоу, Мэн; Цанг, Дж.; Эммонс, Р.А. (2004). «Благодарность в промежуточной аффективной зоне: связь благодарного настроения с индивидуальными различиями и повседневным эмоциональным опытом». Журнал личности и социальной психологии . 86 (2): 295–309. дои : 10.1037/0022-3514.86.2.295 . ПМИД 14769085 .
- ^ Маннион, Мишель П. (21 августа 2015 г.). «Благодарные люди, как правило, испытывают меньше депрессивных симптомов» . ПсиПост . Проверено 9 апреля 2016 г.
- ^ Вуд, AM; Молтби, Дж.; Джиллетт, Р.; Линли, Пенсильвания; Джозеф, С. (2008). «Роль благодарности в развитии социальной поддержки, стресса и депрессии: два продольных исследования» (PDF) . Журнал исследований личности . 42 (4): 854–871. дои : 10.1016/j.jrp.2007.11.003 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года . Проверено 17 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Фриц, Меган М.; Армента, Кристина Н.; Уолш, Лиза С.; Любомирский, Соня (март 2019 г.). «Благодарность способствует здоровому пищевому поведению у подростков и молодых людей» . Журнал экспериментальной социальной психологии . 81 : 4–14. дои : 10.1016/j.jesp.2018.08.011 . ISSN 0022-1031 . S2CID 52241900 .
- ^ Крок, Лиза (29 октября 2019 г.). «Культивирование благодарности может привести к умственным, физическим и профессиональным преимуществам» . Журнал АОРН . 110 (5): П5. дои : 10.1002/aorn.12871 . ПМИД 31660603 . S2CID 204952967 .
- ^
- Редвин, Лаура С.; Генри, Брук Л.; Пунг, Мередит А.; Уилсон, Кэтлин; Чинь, Келли; Найт, Брайан; Джайн, Шамини; Ратледж, Томас; Гринберг, Барри; Мейзел, Алан; Миллс, Пол Дж. (июль 2016 г.). «Пилотное рандомизированное исследование метода ведения журнала благодарности в отношении вариабельности сердечного ритма и воспалительных биомаркеров у пациентов с сердечной недостаточностью стадии B» . Психосоматическая медицина . 78 (6): 667–676. doi : 10.1097/psy.0000000000000316 . ISSN 1534-7796 . ПМЦ 4927423 . ПМИД 27187845 .
- Миллс, Пол Дж.; Редвин, Лаура; Уилсон, Кэтлин; Пунг, Мередит А.; Чинь, Келли; Гринберг, Барри Х.; Лунде, Оттар; Мейзел, Алан; Райсингхани, Аджит; Вуд, Алекс; Чопра, Дипак (март 2015 г.). «Роль благодарности в духовном благополучии пациентов с бессимптомной сердечной недостаточностью» . Духовность в клинической практике . 2 (1): 5–17. дои : 10.1037/scp0000050 . ISSN 2326-4519 . ПМК 4507265 . ПМИД 26203459 .
- Галлахер, Стивен; Солано, Алехандро Кастро; Липораче, Мерседес Фернандес (июль 2020 г.). «С состоянием, а не чертой благодарности связано сердечно-сосудистая реакция на острый психологический стресс» . Физиология и поведение . 221 : 112896. doi : 10.1016/j.physbeh.2020.112896 . hdl : 10344/8896 . ISSN 0031-9384 . ПМИД 32251630 . S2CID 214788940 .
- ^ Jump up to: а б Дестено, Д.; Бартлетт, штат Миссури; Бауманн, Дж.; Уильямс, Луизиана; Диккенс, Л. (2010). «Благодарность как моральное чувство: сотрудничество, основанное на эмоциях, в экономическом обмене». Эмоция . 10 (2): 289–93. дои : 10.1037/a0017883 . ПМИД 20364907 .
- ^ Кэри, младший; Клик, Ш.; Лейтон, бакалавр; Милтон, Ф. (1976). «Тест положительного подкрепления клиентов». Журнал маркетинга . 40 (4): 98–100. дои : 10.1177/002224297604000413 . S2CID 167486513 .
- ^ Ринд, Б.; Бордия, П. (1995). «Влияние слова «Спасибо» и персонализации официанта на чаевые в ресторане». Журнал прикладной социальной психологии . 25 (9): 745–751. дои : 10.1111/j.1559-1816.1995.tb01772.x .
- ^ Гринберг, М.С. (1980). «Теория задолженности». В Гергене, К.Дж.; Гринберг, М.С.; Уиллс, Р.Х. (ред.). Социальный обмен: достижения теории и исследований . Нью-Йорк: Пленум.
- ^
- Уоткинс, ПК; Шеер, Дж.; Овничек, М.; Кольц, Р. (2006). «Долг благодарности: разделение благодарности и задолженности». Познание и эмоции . 20 (2): 217–241. дои : 10.1080/02699930500172291 . S2CID 145350764 .
- Цанг, Дж. А. (2006). [ нужна полная цитата ]
- ^ Турьянмаа, Элина; Ясинская-Лахти, Инга (2020). «Спасибо, но нет, спасибо? Благодарность и долг в отношениях между поколениями после иммиграции» . Семейные отношения . 69 (1): 63–75. дои : 10.1111/fare.12401 . HDL : 10138/322006 . ISSN 1741-3729 . S2CID 210539269 .
- ^ Ван, Кэ; Рис, Воган В.; Дорисон, Чарльз А.; Кавачи, Ичиро; Лернер, Дженнифер С. (9 июля 2024 г.). «Роль положительных эмоций в поведении, вредном для здоровья: значение для теории и кампаний общественного здравоохранения» . Труды Национальной академии наук . 121 (28). дои : 10.1073/pnas.2320750121 . ISSN 0027-8424 .
- ^ Эммонс, РА; Маккалоу, Мэн (2003). «Подсчет благословений и бремени: экспериментальное исследование благодарности и субъективного благополучия в повседневной жизни» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 84 (2): 377–389. дои : 10.1037/0022-3514.84.2.377 . ПМИД 12585811 . S2CID 10482709 .
- ^ Уоткинс, ПК; Вудворд, К.; Стоун, Т.; Кольц, Р.Л. (2003). «Благодарность и счастье: развитие меры благодарности и связи с субъективным благополучием». Социальное поведение и личность . 31 (5): 431–452. дои : 10.2224/сбп.2003.31.5.431 .
- ^ Селигман, депутат Европарламента; Стин, штат Калифорния; Парк, Н.; Петерсон, К. (2005). «Прогресс позитивной психологии: эмпирическая проверка вмешательств». Американский психолог . 60 (5): 410–421. дои : 10.1037/0003-066x.60.5.410 . ПМИД 16045394 . S2CID 6262678 .
- ^ Селигман, Мартин Э.П.; Стин, Трейси А.; Пак, Нансук; Петерсон, Кристофер (2005). «Прогресс позитивной психологии: эмпирическое подтверждение вмешательств» . Американский психолог . 60 (5): 410–421. дои : 10.1037/0003-066X.60.5.410 . ISSN 1935-990Х . ПМИД 16045394 . S2CID 6262678 .
- ^ «Благодарность диссертантам» . Большой научный центр добра .
- ^ Вонг, Ю. Джоэл; Оуэн, Джесси; Габана, Николь Т.; Браун, Джошуа В.; Макиннис, Сидней; Тот, Пол; Гилман, Линн (4 марта 2018 г.). «Улучшает ли письмо благодарности психическое здоровье клиентов психотерапии? Данные рандомизированного контролируемого исследования» . Психотерапевтические исследования . 28 (2): 192–202. дои : 10.1080/10503307.2016.1169332 . ISSN 1050-3307 . ПМИД 27139595 . S2CID 5892909 .
- ^ Браун, Джошуа; Вонг, Джоэл (6 июня 2017 г.). «Как благодарность меняет вас и ваш мозг» . Журнал «Большое добро» . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Луций Анней Сенека (Младший), книга III De Beneficiis , раздел XVII
- ^ Хоманн, GW (1966). «Некоторые влияния поражений спинного мозга на испытываемые эмоциональные чувства». Психофизиология . 3 (2): 143–156. дои : 10.1111/j.1469-8986.1966.tb02690.x . ПМИД 5927829 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

