Самопревосхождение
Самопревосхождение — это черта личности , которая предполагает расширение или испарение личных границ. Потенциально это может включать в себя духовный опыт. [1] например, считать себя неотъемлемой частью Вселенной . [2] Некоторые психологи, в том числе Виктор Франкл , [3] Авраам Маслоу , [4] и Памела Дж. Рид [5] внесли вклад в теорию самопревосхождения.
Самопревосхождение является первой чертой-концепцией духовной природы, включенной в основную теорию личности. [6] Это одно из «характерных» измерений личности, оцениваемое в « Клонингера » Описи темперамента и характера . [2] Это также оценивается по шкале самопревосхождения. [7] и Опросник самопревосхождения взрослых. [8]
Природа признака
[ редактировать ]Было дано несколько частично совпадающих определений самопревосхождения. Виктор Франкл писал: «По существу самопревосходящее качество человеческого существования делает человека существом, выходящим за пределы самого себя ». [9]
По мнению Рида, самопревосхождение – это:
способность расширять свои границы внутриличностно (в направлении большего осознания своей философии, ценностей и мечтаний), межличностно (чтобы относиться к другим людям и своему окружению), во времени (чтобы интегрировать свое прошлое и будущее таким образом, чтобы это имело значение для настоящее время) и трансперсонально (чтобы соединиться с измерениями за пределами обычно различимого мира). [10]
Маслоу оценивает трансцендентность с нескольких точек зрения, таких как время, пространство, культура, эго, мнение (мнение других) и идентификация-любовь. «Это означает выход за пределы эгоистичного «Я». Это также подразумевает более широкий круг идентификаций, т. е. большее количество людей приближается к пределу идентификации со всеми человеческими существами». [11]
Хотя не было проведено большого количества исследований обоснованности самопревосхождения как меры духовности, одно исследование показало, что самопревосхождение связано с рядом областей убеждений и опыта, которые традиционно считались «духовными». [6]
Срок действия
[ редактировать ]Существует мало исследований, оценивающих обоснованность самопревосхождения как меры духовных аспектов личности. Макдональд и Холланд обнаружили, что люди, которые были убеждены в том, что они получили духовный опыт, имели более высокие показатели самопревосхождения по сравнению с теми, кто этого не делал. [6] Они также обнаружили, что самопревосхождение имеет положительные и значимые связи с четырьмя областями духовности: убеждениями о существовании и значимости духовности; духовный опыт; паранормальные убеждения; и традиционная религиозность, но это самопревосхождение в значительной степени не было связано с экзистенциальным благополучием. [примечание 1] Экзистенциальное благополучие было наиболее сильно связано с такими чертами темперамента и характера, как высокая самостоятельность и низкий уровень избегания вреда . Самонаправленность связана с самоконтролем и адаптивностью, тогда как низкий уровень предотвращения вреда связан с эмоциональным благополучием. Это говорит о том, что самопревосхождение может быть достоверным показателем областей духовности, связанных с духовными убеждениями, духовным опытом, паранормальными убеждениями и традиционной религиозностью, но не связано с наличием чувства смысла и цели в жизни, которое больше связано с другими особенности личности. Кроме того, аспект самопревосхождения «растворение себя в опыте», по-видимому, имеет мало отношения к духовности и может быть связан с более патологическими аспектами этой черты.
Патологизация признака
[ редактировать ]Некоторые авторы патологизировали эту черту. В то время как гуманистические и трансперсональные теории психологии утверждают, что духовность является важным компонентом здоровья и благополучия, некоторые психологи вместо этого соотносят самопревосхождение с различными аспектами психических заболеваний. Например, Клонингер и его коллеги предположили, что самопревосхождение может представлять собой субклиническое проявление аффективных и психотических расстройств. [6]
Другие исследования связывают самопревосхождение с бредом и манией . [13] [14] Более высокий уровень самопревосхождения у людей с биполярным расстройством может отражать остаточные симптомы расстройства, а не трансперсональное или духовное сознание. [15] [16]
Макдональд и Холланд утверждали, что два из четырех подвидов самопревосхождения, выявленных в их исследовании, — вера в сверхъестественное и растворение себя в опыте — вероятно, объясняют обнаруженную исследователями связь между самопревосхождением и психопатологией. [6] Предыдущие исследования обнаружили связь между верованиями в сверхъестественное и шизотипией, поэтому они предположили, что растворение самости, вероятно, связано с такими явлениями, как поглощенность, диссоциация и внушаемость, которые имеют потенциально патологические последствия.
Учитывая отсутствие исследований, подтверждающих эту черту, некоторые исследования могут показаться противоречивыми. Например, люди, страдающие шизофренией , как правило, имеют более низкую самооценку качества жизни по сравнению с населением в целом. Но исследование индивидуальных различий у людей с шизофренией показало, что более высокие баллы по самопревосхождению и самостоятельности и более низкие баллы по избеганию вреда были связаны с лучшими самооценками качества жизни. Авторы предположили, что этот вывод согласуется с предыдущими исследованиями, показавшими, что духовность у людей с шизофренией связана с лучшей адаптацией к болезни. [17]
Презрение психопатологии к духовности побудило Эндрю Симса написать статью, в которой исследуется вопрос, является ли вера заблуждением с точки зрения психопатологии. Он приходит к выводу, что это не так. [18]
Вместо этого, отмечает он, обзор 1200 исследований и 400 обзоров приходит к выводу: «В большинстве исследований религиозная вовлеченность коррелирует с благополучием, счастьем и удовлетворенностью жизнью; надежда и оптимизм; цель и смысл жизни; более высокая самооценка; лучшая адаптация к тяжелой утрате; большая социальная поддержка и меньше одиночества; более низкий уровень депрессии и более быстрое выздоровление от депрессии; более низкий уровень самоубийств и меньшее положительное отношение к самоубийству; меньше беспокойства; меньше психозов и меньше психотических тенденций; более низкие уровни употребления и злоупотребления алкоголем и наркотиками; меньше правонарушений и преступной деятельности; большая стабильность и удовлетворение в браке». [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Экзистенциальное благополучие означает наличие позитивного чувства смысла и цели в жизни, а также чувства внутренней силы. Хотя некоторые считают, что экзистенциальное благополучие является аспектом духовности, некоторые исследователи утверждают, что экзистенциальное благополучие связано с общим психологическим благополучием и не имеет четкого отношения к «духовному» в традиционном понимании этого термина. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Де Фруйт, Ф.; Ван Де Виле, Л.; Ван Херинген, К. (2000). «Психобиологическая модель темперамента и характера Клонингера и пятифакторная модель личности». Личность и индивидуальные различия . 29 (3): 441–452. дои : 10.1016/S0191-8869(99)00204-4 .
- ^ Jump up to: а б Клонингер, Чехия; Свракич, Д.М.; Пшибек, Т.Р. (декабрь 1993 г.). «Психобиологическая модель темперамента и характера». Архив общей психиатрии . 50 (12): 975–90. doi : 10.1001/archpsyc.1993.01820240059008 . ПМИД 8250684 .
- ^ Франкл, Виктор Э. (1966). «Самопревосхождение как человеческий феномен». Журнал гуманистической психологии . 6 (2): 97–106. дои : 10.1177/002216786600600201 . S2CID 144208833 .
- ^ Колтко-Ривера, Марк Э. (2006). «Заново открывая более позднюю версию иерархии потребностей Маслоу: самопревосхождение и возможности для теории, исследований и объединения» (PDF) . Обзор общей психологии . 10 (4): 302–317. дои : 10.1037/1089-2680.10.4.302 . S2CID 16046903 .
- ^ Рид, П.Г. (1991). «К сестринской теории самопревосхождения: дедуктивная переформулировка с использованием теорий развития». Достижения в области сестринского дела . 13 (4): 64–77. дои : 10.1097/00012272-199106000-00008 . ПМИД 2059006 . S2CID 2099622 .
- ^ Jump up to: а б с д и Макдональд, округ Колумбия; Холланд, Д. (2002). «Исследование психометрических свойств темперамента и характера, измерение самопревосхождения». Личность и индивидуальные различия . 32 (6): 1013–1027. дои : 10.1016/S0191-8869(01)00107-6 .
- ^ Рид, Памела Г. (1991). «Самопревосхождение и психическое здоровье пожилых людей». Сестринские исследования . 40 (1): 5–11. дои : 10.1097/00006199-199101000-00002 . ПМИД 1987557 . S2CID 37939669 .
- ^ Левенсон, Майкл Р.; и др. (2005). «Самопревосхождение: концептуализация и измерение». Международный журнал старения и человеческого развития . 60 (2): 127–143. doi : 10.2190/XRXM-FYRA-7U0X-GRC0 . ПМИД 15801386 . S2CID 35589606 .
- ^ Франкл, Виктор Э. (2014) [1969]. Воля к смыслу: основы и применение логотерапии . Пингвин.
- ^ Рид, П.Г. (2003). «Теория самопревосхождения». В Смите, MJ; Лиер, П. (ред.). Теории среднего уровня в сестринском деле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер. п. 147.
- ^ Маслоу, AH (1969). Различные значения трансцендентности. Дж. Транперс. Психол. 1, 56–66, 59 лет.
- ^ Кениг, Гарольд Г. (2008). «Обеспокоенность по поводу измерения« духовности »в исследованиях». Журнал нервных и психических заболеваний . 196 (5): 349–55. дои : 10.1097/NMD.0b013e31816ff796 . ПМИД 18477877 . S2CID 30273892 .
- ^ Харли, Джеймс А.; Уэллс, Дж. Элизабет; Фрэмптон, Кристофер Массачусетс; Джойс, Питер Р. (2011). «Биполярное расстройство и TCI: более высокое самопревосхождение при биполярном расстройстве по сравнению с большой депрессией» . Исследование и лечение депрессии . 2011 : 1–6. дои : 10.1155/2011/529638 . ПМК 3140026 . ПМИД 21789279 .
- ^ Массачусетс, Кортни Э. Акерман (4 июня 2018 г.). «Что такое самопревосхождение? Определение и 6 примеров (+PDF)» . PositivePsychology.com . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Харли, Джеймс А.; Уэллс, Дж. Элизабет; Фрэмптон, Кристофер Массачусетс; Джойс, Питер Р. (2011). «Биполярное расстройство и TCI: более высокое самопревосхождение при биполярном расстройстве по сравнению с большой депрессией» . Исследование и лечение депрессии . 2011 : 1–6. дои : 10.1155/2011/529638 . ПМК 3140026 . ПМИД 21789279 .
- ^ Харли, Джеймс А.; Уэллс, Дж. Элизабет; Фрэмптон, Кристофер Массачусетс; Джойс, Питер Р. (2011). «Биполярное расстройство и TCI: более высокое самопревосхождение при биполярном расстройстве по сравнению с большой депрессией» . Исследование и лечение депрессии . 2011 : 1–6. дои : 10.1155/2011/529638 . ПМК 3140026 . ПМИД 21789279 .
- ^ Маргетич, Бранка Аукст; Яковлевич, Миро; Иванец, Драгутин; Маргетич, Бранимир (2011). «Темперамент, характер и качество жизни больных шизофренией и их родственников первой степени родства». Комплексная психиатрия . 52 (4): 425–30. дои : 10.1016/j.comppsych.2010.08.007 . ПМИД 21683179 .
- ^ https://www.rcpsych.ac.uk/docs/default-source/members/sigs/spirituality-spsig/is-faith-delusion-andrew-sims-editedx.pdf
- ^ Кениг Х.Г., Маккалоу М.Э. и Ларсон Д.Б. (2001) Справочник по религии и здоровью. Издательство Оксфордского университета.