Трепет

Трепет – это эмоция , сравнимая с удивлением [ 1 ] но менее радостно . На Плутчика Роберта колесе эмоций [ 2 ] трепет моделируется как сочетание удивления и страха .
Одно словарное определение - это «непреодолимое чувство благоговения, восхищения, страха и т. д., вызванное чем-то грандиозным, возвышенным, чрезвычайно могущественным и т. д.: [например] трепетом перед Богом; трепетом перед великими политическими деятелями ». [ 3 ] Другое словарное определение — это «смешанная эмоция благоговения, уважения, страха и удивления, вдохновленная авторитетом, гением, великой красотой, величием или мощью: [например] Мы испытывали трепет, созерцая произведения Баха. Наблюдатели трепетали перед разрушительная сила нового оружия». [ 4 ] [ нужна проверка ]
В общем, трепет направлен на объекты, которые считаются более могущественными, чем субъект, такие как Великая пирамида Гизы , Большой Каньон , необъятность космоса или божество . [ 5 ]
Определения
[ редактировать ]Трепету трудно дать определение, и значение этого слова со временем изменилось. Связанные понятия – это чудо , восхищение , возвышение и возвышенное .
В книге «Трепет: радости и опасности нашей одиннадцатой эмоции» нейропсихолог и гуру позитивной психологии Пол Пирсолл представляет феноменологическое исследование трепета. Он определяет трепет как «ошеломляющее и сбивающее с толку чувство связи с поразительной вселенной, которая обычно находится далеко за пределами узкого диапазона нашего сознания». Пирсолл считает благоговение 11-й эмоцией, помимо тех, которые сейчас признаны наукой (то есть любви , страха , печали , смущения , любопытства , гордости , удовольствия , отчаяния , вины и гнева )». [ 6 ]
Большинство определений допускают, что трепет может быть положительным или отрицательным опытом, но когда их просят описать события, вызывающие трепет, большинство людей ссылаются только на положительный опыт. [ 7 ]
Одно определение трепета, имеющее отношение к исследованию, обсуждаемому далее в этой статье, дано Монроем и Келтнером : трепет определяется как «ощущаемая необъятность» и «потребность в приспособлении» при изменении своего менталитета в отношении мира и отклонении от привычной системы взглядов. . [ 8 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин трепет происходит от древнеанглийского слова ege , означающего «ужас, страх, трепет», которое, возможно, произошло от греческого слова áchos , означающего «боль». [ 9 ] Слово «удивительный» произошло от слова «трепет» в конце 16 века и означало «наполненный трепетом». [ 10 ] Слово «ужасный» также произошло от слова « трепет» , заменившего древнеанглийское слово «egeful » («ужасный»). [ 11 ]
Теории
[ редактировать ]Эволюционные теории
[ редактировать ]
Трепет укрепляет социальную иерархию
[ редактировать ]Келтнер и Хайдт [ 1 ] предложил эволюционное объяснение благоговения. Они предположили, что нынешняя эмоция трепета возникла из чувства изначального трепета – запрограммированной реакции, которую люди с низким статусом чувствовали в присутствии более влиятельных людей с высоким статусом, которая могла бы быть адаптивной, укрепляя социальную иерархию. Этот изначальный трепет возник бы только тогда, когда человек с высоким статусом обладал характеристиками необъятности (по размеру, славе, авторитету или престижу), которые требовали от человека с низким статусом приспособления по Пиаже ( изменения своего мысленного представления о мире, чтобы приспособиться к нему). новый опыт). Келтнер и Хайдт предполагают, что этот первобытный трепет позже распространился на любой стимул, который является одновременно обширным и требует аккомодации. Эти стимулы по-прежнему включают присутствие более могущественного другого (прототип первобытного трепета), а также духовный опыт, грандиозные перспективы, природные силы/катастрофы, творения человека, музыку или опыт понимания великой научной теории. Келтнер и Хайдт предполагают, что трепет может иметь как положительный, так и отрицательный смысл, и что существует пять дополнительных особенностей трепета, которые могут окрашивать переживание эмоции: угроза , красота , способности , добродетель и сверхъестественное .
Благоговение – это характеристика, выбранная половым путем.
[ редактировать ]Модель Кельтнера и Хайдта подверглась критике со стороны некоторых исследователей, в том числе психолога Владимира Дж. Конечного. [ 12 ] Конечни утверждал, что люди могут испытывать трепет, особенно эстетический трепет (основной причиной которого, по его мнению, является «возвышенный контекстный стимул») только тогда, когда они не находятся в реальной физической опасности. Конечни постулировал, что эволюционное происхождение трепета связано с неожиданными встречами с чудесами природы, которые были бы выбраны сексуально, потому что почтение , интеллектуальная чувствительность, эмоциональная чувствительность и членство в элите были бы привлекательными характеристиками партнера, и эти характеристики также имели бы предоставили людям больший доступ к внушающим трепет ситуациям. Поскольку люди с высоким статусом с большей вероятностью будут в безопасности от опасностей и будут иметь доступ к внушающим трепет ситуациям, Конечни утверждал, что люди с высоким статусом должны испытывать трепет чаще, чем люди с низким статусом. Однако эту гипотезу еще предстоит проверить и проверить.
Awe увеличивает систематическую обработку
[ редактировать ]Третья эволюционная теория заключается в том, что трепет служит для того, чтобы отвлечь внимание от себя и обратить его на окружающую среду. [ 7 ] [ 13 ] [ 14 ] Это происходит как способ создания информационных ресурсов, когда человек сталкивается с новыми и сложными стимулами, которые не могут быть ассимилированы его текущими структурами знаний. Другими словами, функция трепета направлена на усиление систематической, адаптивной обработки, а это было бы адаптивно для выживания. Эта гипотеза является самой последней и получила наибольшую эмпирическую поддержку, как описано в разделе о социальных последствиях трепета .
Неэволюционные теории
[ редактировать ]Трепет Сундарараджана
[ редактировать ]Гуманистический/судебный психолог Луиза Сундарараджан [ 15 ] также раскритиковал модель Келтнера и Хайдта, утверждая, что присутствие более могущественного другого вызывает восхищение, но не требует умственной адаптации, поскольку восхищение просто укрепляет существующие социальные иерархии. Сундарараджан расширил модель Келтнера и Хайдта, утверждая, что сначала человек должен столкнуться с воспринимаемой необъятностью. Если человек сможет ассимилировать эту воспринимаемую необъятность в существующие у нее или его ментальные категории, он/она не будет испытывать трепета. Если человек не может усвоить воспринимаемую необъятность, тогда ему/ей необходимо будет приспособиться к новой информации (изменить свои ментальные категории). Если этого не сделать, человек испытает травму, например, разовьется посттравматическое стрессовое расстройство . Если человек сможет приспособиться, он/она испытает трепет и удивление. Согласно этой модели, один и тот же обширный опыт может привести к повышенной ригидности (когда ассимиляция успешна), повышенной гибкости (когда ассимиляция не удалась, но аккомодация успешна) или психопатологии (когда и ассимиляция, и аккомодация терпят неудачу). Сундарараджан не размышлял об эволюционном происхождении благоговения.
Исследовать
[ редактировать ]
Несмотря на значимость [ указать ] Чувство трепета, которое может вызвать трепет, редко изучалось с научной точки зрения. Как писал Ричард Лазарус в своей книге об эмоциях: «Учитывая их [трепет и удивление] важность и эмоциональную силу, примечательно, что так мало научного внимания уделялось эстетическому опыту как источнику эмоций в нашей жизни». [ 16 ] Исследования трепета находятся в зачаточном состоянии и в основном сосредоточены на описании трепета (например, физических проявлений трепета и того, кто может испытывать трепет) и социальных последствий трепета (например, помогающего поведения и снижения восприимчивости к убеждению с помощью слабых сообщений). В недавней статье был опубликован углубленный обзор исследований благоговения.
Осадители
[ редактировать ]Сиота, Келтнер и Моссман (2007) [ 7 ] участникам предлагалось написать о моменте, когда они испытывали трепет. Они обнаружили, что природа и искусство/музыка часто упоминались как вызывающие стимулы. Хотя большинство определений допускают, что трепет может быть положительным или отрицательным, участники описали только положительные факторы, способствующие трепету, и поэтому возможно, что положительный трепет и трепет + страх (т. е. ужас) являются совершенно разными эмоциями. [ 17 ]
Трепет и психическое здоровье
[ редактировать ]Трепет — это уникальное эмоциональное состояние, включающее от восьми до десяти положительных чувств, вызванных встречей с новыми стимулами, бросающими вызов привычным. Трепет включает в себя пять процессов, связанных с благополучием: «сдвиги в нейрофизиологии, уменьшение внимания к себе, усиление просоциальных отношений, большая социальная интеграция и обостренное чувство смысла». Трепет способствует оптимизму, связи и благополучию, одновременно уменьшая тревогу, депрессию и социальное неприятие. Он меняет самовосприятие, способствует просоциальным действиям, усиливает чувство связи с человечеством и углубляет индивидуальное чувство смысла. [ 17 ]
Эмоциональный опыт
[ редактировать ]В той же серии экспериментов, проведенных Шиотой, Келтнером и Моссманом (2007), [ 7 ] Исследователи просили участников написать о моменте, когда они недавно испытали естественную красоту (состояние трепета) или достижения (состояние гордости). Описывая впечатления от природной красоты, участники чаще сообщали, что они не осознавали повседневных забот, чувствовали присутствие чего-то большего, не хотели, чтобы этот опыт заканчивался, чувствовали связь с миром и чувствовали мал или незначителен.
Исследование трепета на Западе началось относительно недавно, и в этой области особенно не хватает информации о трепете в незападном контексте. Номура, Цуда и Рэппли обнаружили, что эффекты обширности и приспособления, приводящие к уменьшению чувства собственного достоинства, были одинаковыми среди китайских и американских участников; однако у китайских участников было больше межличностного трепета, чем у американских участников. Было также обнаружено, что природа очень важна для переживаний трепета японских участников. Однако эффект оказался не таким положительным, как для американских участников. [ 18 ]
Физические дисплеи
[ редактировать ]
Исследователи также пытались наблюдать за физическими, невербальными реакциями на трепет, предлагая участникам вспомнить момент, когда они чувствовали трепет, и выразить эмоции невербально. [ 19 ] Используя этот метод, исследователи заметили, что трепет часто проявляется через приподнятые внутренние брови (78%), расширенные глаза (61%) и открытые, слегка отвисшие рты (80%). Значительный процент людей также демонстрирует трепет, слегка вытягивая голову вперед (27%) и заметно вдыхая воздух (27%), но улыбка встречается редко (10%). Необходимо межкультурное исследование, чтобы определить, различаются ли физические проявления благоговения в зависимости от культуры.
Личность и трепет
[ редактировать ]Некоторые люди могут быть более склонны испытывать трепет. Используя собственные отчеты и отчеты коллег, исследователи [ 13 ] обнаружили, что регулярное чувство трепета связано с открытостью к опыту (самооценка и оценка сверстников) и экстраверсией (самооценка). Более поздние исследования [ 7 ] также обнаружили, что люди, которые регулярно испытывают трепет («склонны к трепету»), имеют меньшую потребность в когнитивной замкнутости и с большей вероятностью будут описывать себя в океанических (например, «Я житель планеты Земля»), индивидуальных и универсальных терминах. , в отличие от более конкретных терминов (например, «У меня светлые волосы»).
Социальные последствия трепета
[ редактировать ]Более недавнее исследование показало, что трепет усиливает восприятие времени и приводит к большей готовности жертвовать временем, но не жертвовать деньгами. [ 20 ] Большая готовность жертвовать временем, по-видимому, была вызвана уменьшением нетерпения после переживания трепета. Испытание трепета также привело к тому, что участники сообщили о большем мгновенном удовлетворении жизнью и о более сильных предпочтениях в отношении экспериментальных, а не материальных благ (например, предпочитают массаж часам). [ 20 ] Было показано, что трепет, в отличие от большинства других положительных эмоций, усиливает систематическую обработку , а не эвристическую обработку , в результате чего участники, испытывающие трепет, становятся менее восприимчивыми к слабым аргументам. [ 14 ]
Исторические и кросс-культурные исследования трепета
[ редактировать ]Трепет изучался в контексте исторических и межкультурных исследований эмоций, в которых параметры и выражение конкретных эмоций могут отличаться от нашего собственного понимания. В Древней Греции благоговение или почтение выражалось терминами aidôs и sebas . [ 21 ] В древней Месопотамии благоговение связано с терминами мелам (шумерский) и меламму (аккадский), типом «внушающей трепет ауры» или сияния, которым обладают боги, герои-цари, храмы и другие вещи. [ 22 ] и обладание, в некоторых контекстах, просоциальными способностями. [ 23 ] Археологическое исследование трепета в рамках монументального. Poverty Point, США, исследует его роль как просоциальной эмоции, способствующей формированию более широкой социальной и культурной идентичности. [ 24 ]
Трепет и трепет
[ редактировать ]
Аве недавно [ когда? ] стать темой интереса в атеистических группах, [ который? ] в ответ на заявления некоторых религиозных деятелей [ ВОЗ? ] которые говорят, что атеисты не испытывают благоговения или что благоговение делает человека духовным или религиозным, а не атеистом. Например, см. комментарий Опры о том, что она не будет считать пловчиху Диану Ньяд атеисткой, потому что Ньяд испытывает трепет, а также реакцию на это видео межконфессионального активиста Криса Стедмана . [ 25 ]
Благоговение часто связано с религией [ нужна ссылка ] , но трепет может быть и светским. Дополнительные примеры см. в статьях о том, как быть «авейстом». [ 26 ] книга социолога и атеиста Фила Цукермана «Религия для атеистов» . [ 27 ] автор Ален де Боттон и видео [ который? ] о том, как светские институты должны вызывать трепет, философ перформанса Джейсон Сильва . [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Океаническое чувство – ощущение единения с миром.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Келтнер, Дачер; Хайдт, Джонатан (2003). «Приближаясь к трепету, моральному, духовному и эстетическому чувству» (PDF) . Познание и эмоции . 17 (2). Информа UK Limited: 297–314. дои : 10.1080/02699930302297 . ISSN 0269-9931 . ПМИД 29715721 . S2CID 1101237 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2015 г.
- ^ Плутчик, Р . «Природа эмоций» . Американский учёный. Архивировано из оригинала 16 июля 2001 года . Проверено 14 апреля 2011 г.
- ^ «Аве» . Справочник.com .
- ^ «Аве» . TheFreeDictionary.com .
- ^
- Рассел, Джеймс А. (30 октября 2017 г.). Удовольствие . Психология Пресс. ISBN 9781841699363 . Проверено 30 октября 2017 г. - через Google Книги.
- Грейданус, Сидней (3 мая 2010 г.). Проповедь Христа из Экклезиаста: основы разъяснительных проповедей . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802865359 . Проверено 30 октября 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Пирсолл, Пол (2007). Трепет: радости и опасности нашей одиннадцатой эмоции . Health Communications, Inc. ISBN 978-0757305856 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сиота, Мишель; Келтнер, Дачер; Моссман, Аманда (2007). «Природа трепета: вызывающие, оценки и влияние на самооценку». Познание и эмоции . 21 (5): 944–963. дои : 10.1080/02699930600923668 . S2CID 12133104 .
- ^
- «Аве» . Фонд Джона Темплтона .
- Келтнер, Дачер; Хайдт, Джонатан (2003). «Приближаясь к трепету, моральному, духовному и эстетическому чувству» (PDF) . Познание и эмоции . 17 (2): 297–314. дои : 10.1080/02699930302297 . ПМИД 29715721 . S2CID 1101237 .
- ^ «Тревожная этимология» . Словарь .
- ^ "Потрясающий" . Оксфордские словари . Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года.
- ^ "Ужасный" . Словарь.com .
- ^ Конечный, Владимир Ю. (2005). «Эстетическая троица: трепет, волнение, острые ощущения» (PDF) . Бюллетень психологии и искусств . 5 (2): 27–44.
- ^ Jump up to: а б Сиота, Мишель; Келтнер, Дачер; Джон, Оливер (2006). «Положительные эмоции по-разному связаны с личностью Большой пятерки и стилем привязанности». Журнал позитивной психологии . 1 (2): 61–71. CiteSeerX 10.1.1.421.1730 . дои : 10.1080/17439760500510833 . S2CID 11280410 .
- ^ Jump up to: а б Гришкевичюс, Владус; Сиота, Мишель; Нойфельд, Саманта (2010). «Влияние различных положительных эмоций на обработку убеждения: функциональный эволюционный подход». Эмоция . 10 (2): 190–206. дои : 10.1037/a0018421 . ПМИД 20364895 .
- ^ Сундарараджан, Луиза (2002). «Религиозный трепет: потенциальный вклад негативной теологии в психологию, «положительный» или нет» (PDF) . Журнал теоретической и философской психологии . 22 (2). Американская психологическая ассоциация: 174–197. дои : 10.1037/h0091221 . ISSN 2151-3341 .
- ^ Лазарус, Ричард С .; Лазарус, Бернис Н. (1994). Страсть и разум: осмысление наших эмоций . Издательство Оксфордского университета. п. 136.
- ^ Jump up to: а б Монрой, Мария; Келтнер, Дачер (2022). «Трепет как путь к психическому и физическому здоровью» . Перспективы психологической науки . 18 (2). Публикации SAGE: 309–320. дои : 10.1177/17456916221094856 . ISSN 1745-6916 . ПМК 10018061 . ПМИД 35994778 . S2CID 251743552 .
- ^ Номура, Мичио; Цуда, Аяно; Рэппли, Джереми (2022). «Как трепет работает в гуманитарных условиях в Восточной Азии: культурные различия в описании опыта трепета». Оксфордский справочник по культурной нейронауке и глобальному психическому здоровью . Издательство Оксфордского университета. п. С11–С11.П74. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190057695.013.32 . ISBN 978-0-19-005769-5 .
- ^ Сиота, Мишель; Кампос, Белинда; Келтнер, Дачер (2003). «Лица положительных эмоций: прототипы проявления трепета, развлечения и гордости». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1000 (1): 296–299. Бибкод : 2003NYASA1000..296S . дои : 10.1196/анналы.1280.029 . ПМИД 14766641 . S2CID 38386083 .
- ^ Jump up to: а б Радд, Мелани; Вос, Кэтлин; Аакер, Дженнифер (2012). «Трепет расширяет восприятие времени людьми, меняет процесс принятия решений и повышает благосостояние». Психологическая наука . 23 (10): 1130–1136. CiteSeerX 10.1.1.650.9416 . дои : 10.1177/0956797612438731 . ПМИД 22886132 . S2CID 9159218 .
- ^ Констан, Дэвид (2006). Эмоции древних греков . Торонто: Университет Торонто Press.
- ^ Астер, Шон (2012). Непобедимый свет: Меламму и его библейские параллели . Мюнстер: Угарит-Верлаг.
- ^ Соник, Карен. «Трепет как запутанная эмоция: просоциальность, коллективное действие и эстетика в шумерских повествованиях о Гильгамеше». Справочник Рутледжа по эмоциям на древнем Ближнем Востоке : 487–524.
- ^ Сэнгер, Мэтью (12 марта 2024 г.). «Археология трепета: монументальная архитектура, общинный ритуал и формирование сообщества в точке бедности, США». Журнал археологического метода и теории .
- ^ Стедман, Крис (16 октября 2013 г.). «Что ошибается Опра в атеизме» . Блог CNN «Вера». Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года.
- ^ «Авеизм» . Атеистический Нексус. 18 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2009 г.
- ^ де Боттон, Ален (2012). Религия для атеистов . Пингвин Великобритания. ISBN 9780141937601 .
- ^ Сильва, Джейсон (20 августа 2013 г.). «Как светские институты могут вызывать такое же благоговение, как и религиозные?» . Программа КОСМОС. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 15 ноября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Трепет: Шаффер В., Хакстепп Т. и Каннис-Диманд Л. Трепет: систематический обзор когнитивно-поведенческой модели и предлагаемая когнитивно-поведенческая модель трепета. Int J Appl Posit Psychol (2023). https://doi.org/10.1007/s41042-023-00116-3
- де Боттон, Ален (2013). Религия для атеистов: Руководство для неверующих по использованию религии . Винтаж.
- Келтнер, Дачер (2023). Трепет: новая наука о повседневных чудесах и как она может изменить вашу жизнь . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN 9781984879684 . OCLC 1345466567 .
- Пирсолл, Пол (2007). Трепет: радости и опасности нашей одиннадцатой эмоции . Медицинские коммуникации.
- Шнайдер, Кирк Дж. (2004). Новое открытие трепета: великолепие, тайна и подвижный центр жизни . Дом Парагона.
- Шнайдер, Кирк Дж. (2009). Пробуждение к трепету: личные истории глубокой трансформации . Джейсон Аронсон, Inc.