Jump to content

Трепет

(Перенаправлено с Трепет (эмоция) )
Картина человека, смотрящего на впечатляющий горный пейзаж
Разрушение Тира Джона Фартина (1840 г.)

Трепет – это эмоция , сравнимая с удивлением [ 1 ] но менее радостно . На Плутчика Роберта колесе эмоций [ 2 ] трепет моделируется как сочетание удивления и страха .

Одно словарное определение - это «непреодолимое чувство благоговения, восхищения, страха и т. д., вызванное чем-то грандиозным, возвышенным, чрезвычайно могущественным и т. д.: [например] трепетом перед Богом; трепетом перед великими политическими деятелями ». [ 3 ] Другое словарное определение — это «смешанная эмоция благоговения, уважения, страха и удивления, вдохновленная авторитетом, гением, великой красотой, величием или мощью: [например] Мы испытывали трепет, созерцая произведения Баха. Наблюдатели трепетали перед разрушительная сила нового оружия». [ 4 ] [ нужна проверка ]

В общем, трепет направлен на объекты, которые считаются более могущественными, чем субъект, такие как Великая пирамида Гизы , Большой Каньон , необъятность космоса или божество . [ 5 ]

Определения

[ редактировать ]

Трепету трудно дать определение, и значение этого слова со временем изменилось. Связанные понятия – это чудо , восхищение , возвышение и возвышенное .

В книге «Трепет: радости и опасности нашей одиннадцатой эмоции» нейропсихолог и гуру позитивной психологии Пол Пирсолл представляет феноменологическое исследование трепета. Он определяет трепет как «ошеломляющее и сбивающее с толку чувство связи с поразительной вселенной, которая обычно находится далеко за пределами узкого диапазона нашего сознания». Пирсолл считает благоговение 11-й эмоцией, помимо тех, которые сейчас признаны наукой (то есть любви , страха , печали , смущения , любопытства , гордости , удовольствия , отчаяния , вины и гнева )». [ 6 ]

Большинство определений допускают, что трепет может быть положительным или отрицательным опытом, но когда их просят описать события, вызывающие трепет, большинство людей ссылаются только на положительный опыт. [ 7 ]

Одно определение трепета, имеющее отношение к исследованию, обсуждаемому далее в этой статье, дано Монроем и Келтнером : трепет определяется как «ощущаемая необъятность» и «потребность в приспособлении» при изменении своего менталитета в отношении мира и отклонении от привычной системы взглядов. . [ 8 ]

Этимология

[ редактировать ]

Термин трепет происходит от древнеанглийского слова ege , означающего «ужас, страх, трепет», которое, возможно, произошло от греческого слова áchos , означающего «боль». [ 9 ] Слово «удивительный» произошло от слова «трепет» в конце 16 века и означало «наполненный трепетом». [ 10 ] Слово «ужасный» также произошло от слова « трепет» , заменившего древнеанглийское слово «egeful » («ужасный»). [ 11 ]

Эволюционные теории

[ редактировать ]
Картина человека, смотрящего на впечатляющий горный пейзаж
Странник над морем тумана (1818) романтика пейзажиста- немецкого художника- Каспара Давида Фридриха.

Трепет укрепляет социальную иерархию

[ редактировать ]

Келтнер и Хайдт [ 1 ] предложил эволюционное объяснение благоговения. Они предположили, что нынешняя эмоция трепета возникла из чувства изначального трепета – запрограммированной реакции, которую люди с низким статусом чувствовали в присутствии более влиятельных людей с высоким статусом, которая могла бы быть адаптивной, укрепляя социальную иерархию. Этот изначальный трепет возник бы только тогда, когда человек с высоким статусом обладал характеристиками необъятности (по размеру, славе, авторитету или престижу), которые требовали от человека с низким статусом приспособления по Пиаже ( изменения своего мысленного представления о мире, чтобы приспособиться к нему). новый опыт). Келтнер и Хайдт предполагают, что этот первобытный трепет позже распространился на любой стимул, который является одновременно обширным и требует аккомодации. Эти стимулы по-прежнему включают присутствие более могущественного другого (прототип первобытного трепета), а также духовный опыт, грандиозные перспективы, природные силы/катастрофы, творения человека, музыку или опыт понимания великой научной теории. Келтнер и Хайдт предполагают, что трепет может иметь как положительный, так и отрицательный смысл, и что существует пять дополнительных особенностей трепета, которые могут окрашивать переживание эмоции: угроза , красота , способности , добродетель и сверхъестественное .

Благоговение – это характеристика, выбранная половым путем.

[ редактировать ]

Модель Кельтнера и Хайдта подверглась критике со стороны некоторых исследователей, в том числе психолога Владимира Дж. Конечного. [ 12 ] Конечни утверждал, что люди могут испытывать трепет, особенно эстетический трепет (основной причиной которого, по его мнению, является «возвышенный контекстный стимул») только тогда, когда они не находятся в реальной физической опасности. Конечни постулировал, что эволюционное происхождение трепета связано с неожиданными встречами с чудесами природы, которые были бы выбраны сексуально, потому что почтение , интеллектуальная чувствительность, эмоциональная чувствительность и членство в элите были бы привлекательными характеристиками партнера, и эти характеристики также имели бы предоставили людям больший доступ к внушающим трепет ситуациям. Поскольку люди с высоким статусом с большей вероятностью будут в безопасности от опасностей и будут иметь доступ к внушающим трепет ситуациям, Конечни утверждал, что люди с высоким статусом должны испытывать трепет чаще, чем люди с низким статусом. Однако эту гипотезу еще предстоит проверить и проверить.

Awe увеличивает систематическую обработку

[ редактировать ]

Третья эволюционная теория заключается в том, что трепет служит для того, чтобы отвлечь внимание от себя и обратить его на окружающую среду. [ 7 ] [ 13 ] [ 14 ] Это происходит как способ создания информационных ресурсов, когда человек сталкивается с новыми и сложными стимулами, которые не могут быть ассимилированы его текущими структурами знаний. Другими словами, функция трепета направлена ​​на усиление систематической, адаптивной обработки, а это было бы адаптивно для выживания. Эта гипотеза является самой последней и получила наибольшую эмпирическую поддержку, как описано в разделе о социальных последствиях трепета .

Неэволюционные теории

[ редактировать ]

Трепет Сундарараджана

[ редактировать ]

Гуманистический/судебный психолог Луиза Сундарараджан [ 15 ] также раскритиковал модель Келтнера и Хайдта, утверждая, что присутствие более могущественного другого вызывает восхищение, но не требует умственной адаптации, поскольку восхищение просто укрепляет существующие социальные иерархии. Сундарараджан расширил модель Келтнера и Хайдта, утверждая, что сначала человек должен столкнуться с воспринимаемой необъятностью. Если человек сможет ассимилировать эту воспринимаемую необъятность в существующие у нее или его ментальные категории, он/она не будет испытывать трепета. Если человек не может усвоить воспринимаемую необъятность, тогда ему/ей необходимо будет приспособиться к новой информации (изменить свои ментальные категории). Если этого не сделать, человек испытает травму, например, разовьется посттравматическое стрессовое расстройство . Если человек сможет приспособиться, он/она испытает трепет и удивление. Согласно этой модели, один и тот же обширный опыт может привести к повышенной ригидности (когда ассимиляция успешна), повышенной гибкости (когда ассимиляция не удалась, но аккомодация успешна) или психопатологии (когда и ассимиляция, и аккомодация терпят неудачу). Сундарараджан не размышлял об эволюционном происхождении благоговения.

Исследовать

[ редактировать ]
Картина апокалиптического библейского пейзажа
Великий день Его гнева автора Джон Мартин

Несмотря на значимость [ указать ] Чувство трепета, которое может вызвать трепет, редко изучалось с научной точки зрения. Как писал Ричард Лазарус в своей книге об эмоциях: «Учитывая их [трепет и удивление] важность и эмоциональную силу, примечательно, что так мало научного внимания уделялось эстетическому опыту как источнику эмоций в нашей жизни». [ 16 ] Исследования трепета находятся в зачаточном состоянии и в основном сосредоточены на описании трепета (например, физических проявлений трепета и того, кто может испытывать трепет) и социальных последствий трепета (например, помогающего поведения и снижения восприимчивости к убеждению с помощью слабых сообщений). В недавней статье был опубликован углубленный обзор исследований благоговения.

Осадители

[ редактировать ]

Сиота, Келтнер и Моссман (2007) [ 7 ] участникам предлагалось написать о моменте, когда они испытывали трепет. Они обнаружили, что природа и искусство/музыка часто упоминались как вызывающие стимулы. Хотя большинство определений допускают, что трепет может быть положительным или отрицательным, участники описали только положительные факторы, способствующие трепету, и поэтому возможно, что положительный трепет и трепет + страх (т. е. ужас) являются совершенно разными эмоциями. [ 17 ]

Трепет и психическое здоровье

[ редактировать ]

Трепет — это уникальное эмоциональное состояние, включающее от восьми до десяти положительных чувств, вызванных встречей с новыми стимулами, бросающими вызов привычным. Трепет включает в себя пять процессов, связанных с благополучием: «сдвиги в нейрофизиологии, уменьшение внимания к себе, усиление просоциальных отношений, большая социальная интеграция и обостренное чувство смысла». Трепет способствует оптимизму, связи и благополучию, одновременно уменьшая тревогу, депрессию и социальное неприятие. Он меняет самовосприятие, способствует просоциальным действиям, усиливает чувство связи с человечеством и углубляет индивидуальное чувство смысла. [ 17 ]

Эмоциональный опыт

[ редактировать ]

В той же серии экспериментов, проведенных Шиотой, Келтнером и Моссманом (2007), [ 7 ] Исследователи просили участников написать о моменте, когда они недавно испытали естественную красоту (состояние трепета) или достижения (состояние гордости). Описывая впечатления от природной красоты, участники чаще сообщали, что они не осознавали повседневных забот, чувствовали присутствие чего-то большего, не хотели, чтобы этот опыт заканчивался, чувствовали связь с миром и чувствовали мал или незначителен.

Исследование трепета на Западе началось относительно недавно, и в этой области особенно не хватает информации о трепете в незападном контексте. Номура, Цуда и Рэппли обнаружили, что эффекты обширности и приспособления, приводящие к уменьшению чувства собственного достоинства, были одинаковыми среди китайских и американских участников; однако у китайских участников было больше межличностного трепета, чем у американских участников. Было также обнаружено, что природа очень важна для переживаний трепета японских участников. Однако эффект оказался не таким положительным, как для американских участников. [ 18 ]

Физические дисплеи

[ редактировать ]
Этот удар молнии в Атланте, возможно, вызвал трепет.

Исследователи также пытались наблюдать за физическими, невербальными реакциями на трепет, предлагая участникам вспомнить момент, когда они чувствовали трепет, и выразить эмоции невербально. [ 19 ] Используя этот метод, исследователи заметили, что трепет часто проявляется через приподнятые внутренние брови (78%), расширенные глаза (61%) и открытые, слегка отвисшие рты (80%). Значительный процент людей также демонстрирует трепет, слегка вытягивая голову вперед (27%) и заметно вдыхая воздух (27%), но улыбка встречается редко (10%). Необходимо межкультурное исследование, чтобы определить, различаются ли физические проявления благоговения в зависимости от культуры.

Личность и трепет

[ редактировать ]

Некоторые люди могут быть более склонны испытывать трепет. Используя собственные отчеты и отчеты коллег, исследователи [ 13 ] обнаружили, что регулярное чувство трепета связано с открытостью к опыту (самооценка и оценка сверстников) и экстраверсией (самооценка). Более поздние исследования [ 7 ] также обнаружили, что люди, которые регулярно испытывают трепет («склонны к трепету»), имеют меньшую потребность в когнитивной замкнутости и с большей вероятностью будут описывать себя в океанических (например, «Я житель планеты Земля»), индивидуальных и универсальных терминах. , в отличие от более конкретных терминов (например, «У меня светлые волосы»).

Социальные последствия трепета

[ редактировать ]

Более недавнее исследование показало, что трепет усиливает восприятие времени и приводит к большей готовности жертвовать временем, но не жертвовать деньгами. [ 20 ] Большая готовность жертвовать временем, по-видимому, была вызвана уменьшением нетерпения после переживания трепета. Испытание трепета также привело к тому, что участники сообщили о большем мгновенном удовлетворении жизнью и о более сильных предпочтениях в отношении экспериментальных, а не материальных благ (например, предпочитают массаж часам). [ 20 ] Было показано, что трепет, в отличие от большинства других положительных эмоций, усиливает систематическую обработку , а не эвристическую обработку , в результате чего участники, испытывающие трепет, становятся менее восприимчивыми к слабым аргументам. [ 14 ]

Исторические и кросс-культурные исследования трепета

[ редактировать ]

Трепет изучался в контексте исторических и межкультурных исследований эмоций, в которых параметры и выражение конкретных эмоций могут отличаться от нашего собственного понимания. В Древней Греции благоговение или почтение выражалось терминами aidôs и sebas . [ 21 ] В древней Месопотамии благоговение связано с терминами мелам (шумерский) и меламму (аккадский), типом «внушающей трепет ауры» или сияния, которым обладают боги, герои-цари, храмы и другие вещи. [ 22 ] и обладание, в некоторых контекстах, просоциальными способностями. [ 23 ] Археологическое исследование трепета в рамках монументального. Poverty Point, США, исследует его роль как просоциальной эмоции, способствующей формированию более широкой социальной и культурной идентичности. [ 24 ]

Трепет и трепет

[ редактировать ]
Картина Каспара Давида Фридриха «Женщины, смотрящие на закат».
Картина Каспара немецкого пейзажиста- романтика Давида Фридриха, передающая чувство трепета и удивления перед естественным закатом.

Аве недавно [ когда? ] стать темой интереса в атеистических группах, [ который? ] в ответ на заявления некоторых религиозных деятелей [ ВОЗ? ] которые говорят, что атеисты не испытывают благоговения или что благоговение делает человека духовным или религиозным, а не атеистом. Например, см. комментарий Опры о том, что она не будет считать пловчиху Диану Ньяд атеисткой, потому что Ньяд испытывает трепет, а также реакцию на это видео межконфессионального активиста Криса Стедмана . [ 25 ]

Благоговение часто связано с религией [ нужна ссылка ] , но трепет может быть и светским. Дополнительные примеры см. в статьях о том, как быть «авейстом». [ 26 ] книга социолога и атеиста Фила Цукермана «Религия для атеистов» . [ 27 ] автор Ален де Боттон и видео [ который? ] о том, как светские институты должны вызывать трепет, философ перформанса Джейсон Сильва . [ 28 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Келтнер, Дачер; Хайдт, Джонатан (2003). «Приближаясь к трепету, моральному, духовному и эстетическому чувству» (PDF) . Познание и эмоции . 17 (2). Информа UK Limited: 297–314. дои : 10.1080/02699930302297 . ISSN   0269-9931 . ПМИД   29715721 . S2CID   1101237 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2015 г.
  2. ^ Плутчик, Р . «Природа эмоций» . Американский учёный. Архивировано из оригинала 16 июля 2001 года . Проверено 14 апреля 2011 г.
  3. ^ «Аве» . Справочник.com .
  4. ^ «Аве» . TheFreeDictionary.com .
  5. ^
  6. ^ Пирсолл, Пол (2007). Трепет: радости и опасности нашей одиннадцатой эмоции . Health Communications, Inc. ISBN  978-0757305856 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и Сиота, Мишель; Келтнер, Дачер; Моссман, Аманда (2007). «Природа трепета: вызывающие, оценки и влияние на самооценку». Познание и эмоции . 21 (5): 944–963. дои : 10.1080/02699930600923668 . S2CID   12133104 .
  8. ^
  9. ^ «Тревожная этимология» . Словарь .
  10. ^ "Потрясающий" . Оксфордские словари . Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года.
  11. ^ "Ужасный" . Словарь.com .
  12. ^ Конечный, Владимир Ю. (2005). «Эстетическая троица: трепет, волнение, острые ощущения» (PDF) . Бюллетень психологии и искусств . 5 (2): 27–44.
  13. ^ Jump up to: а б Сиота, Мишель; Келтнер, Дачер; Джон, Оливер (2006). «Положительные эмоции по-разному связаны с личностью Большой пятерки и стилем привязанности». Журнал позитивной психологии . 1 (2): 61–71. CiteSeerX   10.1.1.421.1730 . дои : 10.1080/17439760500510833 . S2CID   11280410 .
  14. ^ Jump up to: а б Гришкевичюс, Владус; Сиота, Мишель; Нойфельд, Саманта (2010). «Влияние различных положительных эмоций на обработку убеждения: функциональный эволюционный подход». Эмоция . 10 (2): 190–206. дои : 10.1037/a0018421 . ПМИД   20364895 .
  15. ^ Сундарараджан, Луиза (2002). «Религиозный трепет: потенциальный вклад негативной теологии в психологию, «положительный» или нет» (PDF) . Журнал теоретической и философской психологии . 22 (2). Американская психологическая ассоциация: 174–197. дои : 10.1037/h0091221 . ISSN   2151-3341 .
  16. ^ Лазарус, Ричард С .; Лазарус, Бернис Н. (1994). Страсть и разум: осмысление наших эмоций . Издательство Оксфордского университета. п. 136.
  17. ^ Jump up to: а б Монрой, Мария; Келтнер, Дачер (2022). «Трепет как путь к психическому и физическому здоровью» . Перспективы психологической науки . 18 (2). Публикации SAGE: 309–320. дои : 10.1177/17456916221094856 . ISSN   1745-6916 . ПМК   10018061 . ПМИД   35994778 . S2CID   251743552 .
  18. ^ Номура, Мичио; Цуда, Аяно; Рэппли, Джереми (2022). «Как трепет работает в гуманитарных условиях в Восточной Азии: культурные различия в описании опыта трепета». Оксфордский справочник по культурной нейронауке и глобальному психическому здоровью . Издательство Оксфордского университета. п. С11–С11.П74. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190057695.013.32 . ISBN  978-0-19-005769-5 .
  19. ^ Сиота, Мишель; Кампос, Белинда; Келтнер, Дачер (2003). «Лица положительных эмоций: прототипы проявления трепета, развлечения и гордости». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1000 (1): 296–299. Бибкод : 2003NYASA1000..296S . дои : 10.1196/анналы.1280.029 . ПМИД   14766641 . S2CID   38386083 .
  20. ^ Jump up to: а б Радд, Мелани; Вос, Кэтлин; Аакер, Дженнифер (2012). «Трепет расширяет восприятие времени людьми, меняет процесс принятия решений и повышает благосостояние». Психологическая наука . 23 (10): 1130–1136. CiteSeerX   10.1.1.650.9416 . дои : 10.1177/0956797612438731 . ПМИД   22886132 . S2CID   9159218 .
  21. ^ Констан, Дэвид (2006). Эмоции древних греков . Торонто: Университет Торонто Press.
  22. ^ Астер, Шон (2012). Непобедимый свет: Меламму и его библейские параллели . Мюнстер: Угарит-Верлаг.
  23. ^ Соник, Карен. «Трепет как запутанная эмоция: просоциальность, коллективное действие и эстетика в шумерских повествованиях о Гильгамеше». Справочник Рутледжа по эмоциям на древнем Ближнем Востоке : 487–524.
  24. ^ Сэнгер, Мэтью (12 марта 2024 г.). «Археология трепета: монументальная архитектура, общинный ритуал и формирование сообщества в точке бедности, США». Журнал археологического метода и теории .
  25. ^ Стедман, Крис (16 октября 2013 г.). «Что ошибается Опра в атеизме» . Блог CNN «Вера». Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года.
  26. ^ «Авеизм» . Атеистический Нексус. 18 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2009 г.
  27. ^ де Боттон, Ален (2012). Религия для атеистов . Пингвин Великобритания. ISBN  9780141937601 .
  28. ^ Сильва, Джейсон (20 августа 2013 г.). «Как светские институты могут вызывать такое же благоговение, как и религиозные?» . Программа КОСМОС. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 15 ноября 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Трепет: Шаффер В., Хакстепп Т. и Каннис-Диманд Л. Трепет: систематический обзор когнитивно-поведенческой модели и предлагаемая когнитивно-поведенческая модель трепета. Int J Appl Posit Psychol (2023). https://doi.org/10.1007/s41042-023-00116-3
  • де Боттон, Ален (2013). Религия для атеистов: Руководство для неверующих по использованию религии . Винтаж.
  • Келтнер, Дачер (2023). Трепет: новая наука о повседневных чудесах и как она может изменить вашу жизнь . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN  9781984879684 . OCLC   1345466567 .
  • Пирсолл, Пол (2007). Трепет: радости и опасности нашей одиннадцатой эмоции . Медицинские коммуникации.
  • Шнайдер, Кирк Дж. (2004). Новое открытие трепета: великолепие, тайна и подвижный центр жизни . Дом Парагона.
  • Шнайдер, Кирк Дж. (2009). Пробуждение к трепету: личные истории глубокой трансформации . Джейсон Аронсон, Inc.
[ редактировать ]
  • Цитаты, связанные с Awe в Wikiquote
  • Словарное определение трепета в Викисловаре
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd433233817a3af7b4cda4a3ce9b3204__1724629500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/04/fd433233817a3af7b4cda4a3ce9b3204.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Awe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)