Эвристически-систематическая модель обработки информации
Эвристически -систематическая модель обработки информации ( HSM ) — широко признанная модель Шелли Чайкен , которая пытается объяснить, как люди получают и обрабатывают убедительные сообщения. [1] Модель утверждает, что люди могут обрабатывать сообщения одним из двух способов: эвристически или систематически. В то время как систематическая обработка влечет за собой тщательную и обдуманную обработку сообщения, эвристическая обработка влечет за собой использование упрощающих правил принятия решений или «эвристики» для быстрой оценки содержания сообщения. Основное убеждение в этой модели заключается в том, что люди более склонны минимизировать использование когнитивных ресурсов (т. е. полагаться на эвристику), что влияет на прием и обработку сообщений. [2] HSM предсказывает, что тип обработки будет влиять на то, насколько человек убедится или продемонстрирует устойчивое изменение отношения. HSM очень похож на модель вероятности разработки или ELM. Обе модели были преимущественно разработаны в начале-середине 1980-х годов и имеют многие общие концепции и идеи. [3]
История [ править ]
Ранние исследования, посвященные тому, как люди обрабатывают убедительные сообщения, были сосредоточены в основном на когнитивных теориях и на том, как разум обрабатывает каждый элемент сообщения. Один из первых руководящих принципов, лежащих в основе мотивации убеждающего общения, исходит из утверждения Леона Фестингера (1950) о том, что неправильное или ненадлежащее отношение, как правило, неадекватно и может иметь пагубные поведенческие и эмоциональные последствия.
В 1953 году Ховланд , Дженис и Келли отметили, что чувство «правоты» сопровождает придерживание мнений, сходных с мнениями других. В 1987 году Хольц и Миллер подтвердили эту точку зрения, отметив: «Когда считается, что другие люди придерживаются схожих взглядов, уверенность человека в обоснованности своего собственного отношения возрастает». [4]
Еще одной концепцией, которая способствовала созданию HSM, был принцип достаточности . Этот принцип отражал широко распространенные представления о том, что люди используют ограниченные когнитивные ресурсы или используют «экономичный» подход к обработке информации, когда им предоставляется убедительная информация. Основываясь на этой мысли, ранние предположения гласили, что люди, по крайней мере частично, руководствовались «принципом наименьших усилий ». Этот принцип гласил, что в интересах экономии разум часто обрабатывает информацию с наименьшими усилиями (т. е. использует эвристику ) , а для более детальной обработки информации следует использовать более трудоемкую обработку (систематическую). В этом заключалось главное отличие от ELM, в котором описывались два разных способа обработки информации: центральная и/или периферийная обработка. [5]
Разработчиком и главным исследователем HSM была Шелли Чайкен . Под ее руководством HSM претерпел несколько серьезных изменений. Как она отмечала в 1980 и 1987 годах, модель определяла два режима эвристической и систематической обработки. Затем Чайкен и др. отметил в 1989 году, что модель была расширена для определения психологических условий для запуска режимов обработки с точки зрения несоответствия между фактической и желаемой субъективной уверенностью. В 1986 году Чайкен и другие обновили модель, включив в нее основные мотивы. [6]
Эвристическая обработка [ править ]
Эвристическая обработка использует правила оценки, известные как структуры знаний, которые изучаются и сохраняются в памяти. [7] Эвристический подход дает экономическое преимущество, требуя минимальных когнитивных усилий со стороны получателя. [1] Эвристическая обработка связана с концепцией « удовлетворения ». [8]
Эвристическая обработка регулируется доступностью, доступностью и применимостью. Доступность относится к структуре знаний или эвристике, хранящейся в памяти для использования в будущем. Доступность эвристики относится к возможности извлечения памяти для использования. Применимость эвристики относится к релевантности памяти для задачи суждения. [7] Из-за использования структур знаний человек, использующий эвристическую обработку информации, скорее всего, согласится с сообщениями, доставленными экспертами, или сообщениями, которые поддерживаются другими, без полной обработки смыслового содержания сообщения. [9] По сравнению с систематической обработкой эвристическая обработка предполагает оценку достоверности сообщений, больше полагаясь на доступную контекстную информацию, такую как личность источника или другие несодержательные признаки. Таким образом, эвристические взгляды преуменьшают значение детальной оценки информации и сосредотачиваются на роли простых правил или когнитивной эвристики в обеспечении убеждения. [1] [10]
Люди с большей вероятностью будут использовать эвристическую обработку, когда проблема для них менее важна лично (у них низкий уровень «участия в решении проблемы») или когда они считают, что их суждения не окажут существенного влияния на них самих (низкий уровень «участия в реагировании»). [1]
обработка Систематическая
Систематическая обработка включает в себя комплексную и аналитическую когнитивную обработку информации, имеющей отношение к суждениям. [7] Систематический подход ценит надежность источника и содержание сообщения, которые могут оказать более сильное влияние на убедительность при определении достоверности сообщения. [1] Суждения, выработанные в результате систематической обработки, в значительной степени полагаются на глубокую обработку информации, имеющей отношение к суждениям, и соответственно реагируют на семантическое содержание сообщения. [7] Получатели, развивающие установки на систематической основе, прилагают значительные когнитивные усилия и активно пытаются понять и оценить аргументы сообщения. При систематической обработке получатели также пытаются оценить их достоверность в отношении заключения сообщения. Систематические взгляды на убеждение подчеркивают детальную обработку содержания сообщения и роль познания, основанного на сообщениях, в изменении мнения. Хотя получатели, использующие систематическую обработку, в значительной степени полагаются на содержание сообщения, характеристики источника и другое несодержание могут дополнять оценку получателями достоверности убедительного сообщения. [1]
систематической или эвристической Выбор обработки
Как эвристические, так и систематические процессы могут происходить независимо. Также возможно, что оба процесса происходят одновременно, аддитивно или таким образом, что оценочные последствия одного процесса придают другому характер предвзятости. [7] Эвристически-систематическая модель включает в себя гипотезу о том, что установки, разработанные или измененные с помощью только эвристической обработки, вероятно, будут менее стабильными, менее устойчивыми к контраргументам и будут менее предсказуемыми для последующего поведения, чем установки, разработанные или измененные с использованием систематической обработки. [1]
Получатели сообщений, использующие эвристическую обработку, иногда могут принять решение принять выводы сообщения, которые они в противном случае отвергли бы, или наоборот, если бы они потратили больше времени и усилий на тщательное изучение сообщения. [1]
Доверие к источнику влияет на убеждение в условиях низкой, но не высокой вовлеченности в проблему и вовлеченности в реагирование. [1]
Когда экономические соображения преобладают, получатель, скорее всего, будет использовать эвристическую обработку, чтобы сформировать суждение об убедительном аргументе. И наоборот, когда преобладают опасения по поводу надежности (т. е. получатели воспринимают значительную важность точной оценки аргумента), они, скорее всего, будут использовать стратегию систематической обработки. На проблемы надежности влияет уровень вовлеченности получателя в проблему или участие в реагировании. Когда получатель считает свое суждение менее значимым, он, скорее всего, будет придавать большее значение экономическим соображениям, чем соображениям надежности.
Практическое применение [ править ]
Исследования в области обработки информации, особенно в области убедительных сообщений, имеют естественное применение в рекламе. Например, HSM использовался при рассмотрении веб-страниц в Интернете. В исследовании 2002 года, проведенном Wathen & Burkell, они предложили теорию, которая разделила процесс оценки на отдельные сегменты. Теоретически процесс начинался с несложного изучения второстепенных признаков (например, внешнего вида, дизайна, организации и репутации источника), а затем переходил к более трудоемкому анализу содержания источника информации. Предлагаемое исследование также основано на социально-психологических теориях двойной обработки, которые утверждают, что результаты обработки информации являются результатом взаимодействия между быстрым, ассоциативным режимом обработки информации, основанным на эвристике с минимальными усилиями, и медленной, основанной на правилах обработкой информации. режим, основанный на систематических рассуждениях, требующих больших усилий. Уотен и Беркелл предположили (но не проверяли), что если человек определит, что онлайн-источник не соответствует соответствующему уровню доверия на каком-либо этапе, то он или она покинет сайт без дальнейшей оценки. Они предположили, что такое поведение «легко отбросить» указывает на среду, богатую информацией, где предполагается, что существует множество других потенциальных источников информации, и тратить слишком много времени на какой-либо один источник потенциально расточительно. [11]
HSM также применяется в контексте принятия медицинских решений. В исследовании 2004 года, проведенном Сюзанной К. Стегингой , доктором философии, и Стефано Окчипинти, доктором философии, Квинслендским онкологическим фондом и Школой прикладной психологии Университета Гриффита , Квинсленд , Австралия , изучалась полезность эвристически-систематической модели обработки в качестве основы для исследования. принятия решений пациентом. В общей сложности 111 мужчин с диагнозом локализованного рака простаты были обследованы с использованием устного протокольного анализа и самоотчетов. Результаты показали: «Большинство мужчин (68%) предпочитали, чтобы принятие решений поровну разделялось между ними и их врачом. стремление к более широкому участию в принятии решений было предсказано высоким внутренним локусом контроля здоровья. Наблюдались тенденции к увеличению систематической обработки информации, когда используемая эвристическая стратегия была отрицательной. аффект -нагруженными и когда мужчины были не уверены в вероятности излечения и побочных эффектах. При использовании эвристики экспертного мнения наблюдалась тенденция к снижению систематической обработки. Результаты согласуются с моделью эвристически-систематической обработки и позволяют предположить, что эта модель может быть полезна для будущих исследований в области прикладного принятия решений по вопросам здравоохранения. [12]
будущих Направление исследований
Первоначально эвристически-систематическая модель была разработана для применения к контекстам убеждения «поиска обоснованности» , в которых основной мотивацией людей является достижение точных установок, соответствующих соответствующим фактам. [1] [9] Чайкен предполагает, что основной целью обработки для получателей, мотивированных на точность, является оценка достоверности убедительных сообщений, и что этой цели могут служить как эвристическая, так и систематическая обработка. [9] Другие мотивы, выходящие за рамки контекста убеждения, связанного с поиском обоснованности, были выявлены Чайкеном и его коллегами (1989), которые предложили расширенную модель, которая постулирует два дополнительных мотива, которым могут служить эвристическая и систематическая обработка: мотивация защиты и мотивация впечатления.
- Защитная мотивация – это желание сформировать или защитить определенные позиции.
- Впечатление-мотивация – это желание сформировать или занять социально приемлемые позиции.
В отличие от предыдущих точек зрения, эвристически-систематическую модель и модель вероятности разработки следует рассматривать как взаимодополняющие модели для создания структуры двойной обработки для использования в будущих исследованиях для понимания различных явлений социального влияния . [9]
Критика [ править ]
Основная критика HSM заключается в том, что эта модель тесно связана с ELM , которая также представляет собой модель двойной обработки, обсуждающую два основных пути к убеждению . В ELM эти два маршрута рассматриваются как «центральная» обработка маршрутов и «периферийная» обработка маршрутов. Центральную обработку ELM можно сравнить с систематической обработкой в HSM, а периферийную обработку — с эвристической обработкой HSM. Эти два пути обработки определяют связанные теории изменения отношения.
В ELM центральный маршрут является рефлексивным и требует готовности обработать и обдумать сообщение. Периферийный путь возникает, когда отношение формируется без тщательного обдумывания, а в большей степени на основе мысленных ярлыков, доверия и внешних сигналов. Путь обработки убеждения зависит от уровня вовлеченности в тему или проблему. Высокая вовлеченность или проработка повышают центральную обработку маршрута, особенно когда в сообщении присутствует мотивация и способность. Таким образом, низкая вовлеченность увеличивает обработку периферийных маршрутов, когда отсутствуют условия мотивации и способности убеждения. Однако если тема или идея не имеют отношения к человеку, тогда сообщение идет второстепенным путем. [13]
HSM специально исследует параметры убеждения, направленные на обоснованность, касающиеся мотивации людей в социальной среде. [9] Ограничение HSM заключается в неспособности определить конкретные мотивы убеждения, поэтому Чайкен расширил HSM, чтобы проиллюстрировать, что эвристическая и систематическая обработка могут «служить защитной мотивации, желанию сформировать или защитить определенные установочные позиции, а также мотивации впечатления». , желание сформировать или занять социально приемлемые позиции» (с. 326). [9]
Основные предположения существуют как для HSM, так и для ELM, поэтому обе модели вызывают споры и часто неверно истолковываются. Систематическая обработка предполагает, что убеждение произошло благодаря пониманию и когнитивной разработке убеждающего аргумента получателем. [9] Кроме того, исследователи предполагают, что систематическая обработка требует и использует когнитивные способности, в то время как эвристическая обработка предъявляет низкие когнитивные требования. [9] Более того, и HSM, и ELM предполагают, что «способности и мотивация являются важными детерминантами систематического процесса», что приводит к предвзятым способам обработки (стр. 327). [9] При эвристической обработке меньше необходимости обрабатывать информацию и когнитивно по сравнению с систематической обработкой. Эвристическая обработка происходит, когда люди просто формируют немедленные решения и выводы на основе доступной информации, в отличие от аналитической обработки информации, которая, очевидно, требует большего познания. Эвристическая обработка, определенная HSM, показывает, что люди могут формулировать решения, используя базовые правила, такие как «заявлениям экспертов можно доверять» и «консенсус подразумевает правильность», чтобы установить достоверность сообщений (стр. 327). [9] Таким образом, люди, которые обрабатывают сообщения с помощью эвристических способов убеждения, вероятно, формулируют решения, основанные на мнении экспертов и том, что, по мнению консенсуса, противопоставляется полной обработке сообщения во всей его полноте.
Это приводит к еще одному сходству между HSM и ELM, поскольку отношения и мнения, выработанные посредством эвристической обработки, будут иметь тенденцию быть «менее стабильными, менее устойчивыми к контрпропаганде и менее предсказуемыми к поведению» по сравнению с отношениями и мнениями, сформированными на основе подробной информации внутри системы. систематическая обработка (с. 327). [9]
HSM постулирует, что эвристическая и систематическая обработка могут влиять как на «независимые», так и на «взаимозависимые» эффекты на принятие решений, происходящие одновременно (стр. 328). [9] В отличие от HSM, ELM не постулирует, могут ли обработка центрального маршрута и обработка периферийных маршрутов происходить одновременно или нет. Другое предположение Чайкен и ее коллег заключается в том, что систематическая обработка на самом деле предоставляет людям больше информации, значимой для суждений, по сравнению с эвристической обработкой информации, которая не учитывает каких-либо недостатков экспертного предметного материала. [9] Таким образом, хотя систематическая обработка может быть распространена во многих социальных средах, HSM, в отличие от своего модельного аналога ELM, действительно иллюстрирует «возможность того, что эвристическая обработка может оказывать значительное и независимое влияние на убеждение» (стр. 329). [9]
См. также [ править ]
- Ограниченная рациональность
- Модель вероятности разработки
- Расширенная модель параллельных процессов
- Расширенная модель транспортных изображений
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Чайкен, С. (1980). Эвристическая и систематическая обработка информации и использование источников и сообщений в убеждении. Журнал личности и социальной психологии, 39 (5), 752–766. Получено из базы данных SocINDEX.
- ^ Чайкен С., Либерман А. и Игли А. (1989). «Эвристическая и систематическая обработка внутри и за пределами контекста убеждения». В Дж. С. Велемане и Дж. А. Барге (ред.), Непреднамеренная мысль . Нью-Йорк: Гилфорд: 212–252.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Альбаррасин, Д., Джонсон, Б.Т., и Зана, член парламента (2005). Справочник отношений. Махва, Нью-Джерси: Издательство Lawrence Erlbaum Associates.
- ^ Петти, Р.Э. и Качиоппо, Дж.Т. (1986), Коммуникация и убеждение: центральные и периферийные пути к изменению отношения. Нью-Йорк; Шпрингер-Верлаг
- ^ Чайкен С. и Троуп Ю. (1999). Теории двойного процесса в социальной психологии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Диллард, Джеймс и Майкл Пфау. Справочник по убеждению: развитие теории и практики. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications, 2002. Печать.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Чен С., Дакворт К. и Чайкен С. (1999). Мотивированная эвристическая и систематическая обработка. Психологическое расследование, 10 (1), 44. Получено из базы данных SocINDEX.
- ^ Саймон, Герберт А. (1955). «Поведенческая модель рационального выбора». Ежеквартальный экономический журнал . 69 (1): 99–118. дои : 10.2307/1884852 . JSTOR 1884852 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Игли, А.Х. и Чайкен, С. (1993). Процессуальные теории формирования и изменения отношения: вероятность разработки и эвристически-систематические модели. В книге А. Х. Игли и С. Чайкена (ред.), Психология отношений. Орландо: Харкорт Брейс: стр. 303–350.
- ^ Гигеренцер, Герд; Гайсмайер, Вольфганг (10 января 2011 г.). «Эвристическое принятие решений» . Ежегодный обзор психологии . 62 (1): 451–482. doi : 10.1146/annurev-psych-120709-145346 . hdl : 11858/00-001M-0000-0024-F16D-5 . ISSN 0066-4308 . ПМИД 21126183 .
- ^ Уотен, КН, и Беркелл, Дж. (2002). Хотите верьте, хотите нет: Факторы, влияющие на доверие в Интернете. Журнал Американского общества информатики и технологий, 53 (2), 134–144.
- ^ Стегинга, Сюзанна К.; Окчипинти, Стефано (2004). «Применение модели эвристически-систематической обработки для принятия решений о лечении рака простаты». Принятие медицинских решений . 24 (6): 573–583. дои : 10.1177/0272989X04271044 . ПМИД 15534339 . S2CID 36170137 .
- ^ Гриффин, EA (2006). Первый взгляд на теорию коммуникации (6-е изд.) Бостон, Массачусетс; Макгроу Хилл