Теория транспорта (психология)
Теория нарративной транспортировки предполагает, что, когда люди теряются в истории, их отношения и намерения меняются, отражая эту историю. Психическое состояние нарративной транспортировки может объяснить убедительный эффект историй на людей, которые могут испытывать нарративную транспортировку при соблюдении определенных контекстуальных и личных предварительных условий, как считают Грин и Брок. [1] постулат транспортно-образной модели. В роли Ван Лаера, де Рюйтера, Висконти и Ветцелса [2] Если говорить дальше, повествовательная транспортировка происходит всякий раз, когда получатель истории испытывает чувство входа в мир, вызванный повествованием, из-за сочувствия к персонажам истории и воображения сюжета истории.
Определение поля
[ редактировать ]Дейтон, Ромер и Маккуин [3] : 335 предвосхитите конструкцию нарративной транспортировки, утверждая, что история приглашает получателей истории в действие, которое она изображает, и в результате заставляет их потеряться в истории. [4] Камни [5] был первым, кто ввел понятие повествовательной транспортировки в контексте романов. Используя путешествие как метафору чтения, он концептуализирует нарративную транспортировку как состояние оторванности от мира происхождения, которое получатель истории — по его словам, путешественник — испытывает из-за своей увлеченности историей, состояния, которое Грин и Брок [6] позже опишите как увлечение получателя рассказа историей. Примечательно, что состояние повествовательной транспортировки делает мир происхождения частично недоступным для получателя истории, тем самым отмечая четкое разделение с точки зрения «здесь/там» и «сейчас/раньше» или повествовательного мира/мира происхождения.
Соответствующие функции
[ редактировать ]Большинство исследований нарративной транспортировки следуют первоначальному определению этой конструкции. Ученые в этой области постоянно подтверждают актуальность трех особенностей.
- Нарративная транспортировка требует, чтобы люди обрабатывали истории — акты получения и интерпретации.
- Получатели историй переносятся через два основных компонента: эмпатию и мысленные образы. Эмпатия подразумевает, что получатели истории пытаются понять опыт персонажа истории, то есть познать и почувствовать мир таким же образом. Таким образом, эмпатия предлагает объяснение состояния оторванности от мира происхождения, то есть нарративной транспортировки. С помощью мысленных образов получатели истории создают яркие образы сюжета истории, так что у них возникает ощущение, будто они сами переживают события.
- При транспортировке получатели историй теряют связь с реальностью в физиологическом смысле.
В соответствии с этими особенностями Van Laer et al. [2] : 799 определяют повествовательную транспортировку как степень, в которой
- человек сопереживает героям рассказа и
- сюжет рассказа активизирует воображение,
что приводит к тому, что они испытывают приостановленную реальность во время восприятия истории.
Подобные конструкции
[ редактировать ]Нарративная транспортировка является формой эмпирической реакции на нарративы и, таким образом, похожа на другие конструкции, такие как поглощение, вовлеченность в повествование, [7] идентификация, [8] оптимальный опыт или поток и погружение . Тем не менее, существует несколько тонких, критических различий. Поглощенность относится к черте личности или общей склонности к погружению в жизненный опыт; транспорт — это захватывающий временный опыт. Поток — это более общая конструкция (т. е. люди могут испытывать поток в различных видах деятельности), тогда как транспортировка конкретно влечет за собой эмпатию и мысленные образы, которые не возникают в переживаниях потока. Филлипс и МакКуорри [9] продемонстрировать, что погружение — это прежде всего эмпирическая реакция на эстетические и визуальные элементы изображений, тогда как нарративная транспортировка опирается на историю с сюжетом и персонажами, особенностями, которых нет при погружении. Идентификация подчеркивает вовлеченность персонажей истории, тогда как повествовательная транспортировка связана с вовлеченностью в повествование в целом. [7]
Повествовательное убеждение
[ редактировать ]С момента концептуализации нарративного транспорта исследования показали, что перевезенный «путешественник» может вернуться измененным в ходе путешествия. Последующие исследования подтвердили, что история может погрузить получателя истории в трансформационный опыт, эффект которого является сильным и длительным. Трансформация, которую достигает повествовательная транспортировка, — это убеждение получателя истории. В частности, Ван Лаер и др. [2] Обзор литературы показывает, что повествовательная транспортировка может вызывать аффективные и когнитивные реакции, убеждения, а также изменения отношения и намерений. Однако схема обработки нарративной транспортировки заметно отличается от таковой в устоявшихся моделях убеждения.
Метаанализ 2016 года обнаружил значительный положительный эффект повествовательного убеждения (т. е. повествовательно-согласованного) на отношения, убеждения, намерения и поведение. [10]
Конкурирующие модели
[ редактировать ]До 2000 года в исследованиях убеждения доминировали модели двойного процесса убеждения, особенно модель вероятности разработки и эвристически-систематическая модель . Эти модели пытаются объяснить, почему люди принимают или отвергают утверждения о сообщениях. Согласно этим моделям, определение приемлемости претензии может быть результатом тщательной оценки представленных аргументов или опоры на поверхностные сигналы, такие как присутствие эксперта. Будут ли получатели внимательно изучать сообщение, зависит от того, насколько они способны и мотивированы систематически его обрабатывать. В качестве важных переменных эти модели включают сочувствие, знакомство, вовлеченность, а также количество и характер мыслей, которые вызывает сообщение. Если эти переменные в основном положительные, отношение и намерения получателя имеют тенденцию быть более позитивными; если переменные преимущественно отрицательные, результирующие отношения и намерения будут более негативными. Эти переменные также существуют в повествовательном убеждении.
Различия между аналитическим и повествовательным убеждением
[ редактировать ]Аналитическое убеждение и повествовательное убеждение различаются в зависимости от роли вовлечения. В аналитическом убеждении вовлеченность зависит от степени, в которой сообщение имеет лично значимые последствия для денег, времени или других ресурсов получателя. Если эти последствия достаточно серьезны, получатели тщательно оценивают аргументы и генерируют мысли, связанные с аргументами. Однако, как сказал Слейтер [11] : 171 отмечает, хотя серьезные последствия для историй относительно редки, «зрители или читатели развлекательных повествований обычно кажутся гораздо более поглощенными сообщением». Этот тип вовлечения, или нарративная транспортировка, возможно, является решающим фактором, определяющим нарративное убеждение.
Хотя модели двойного процесса дают достоверное описание аналитического убеждения, они не охватывают повествовательное убеждение. Аналитическое убеждение относится к отношениям и намерениям, возникшим в результате обработки откровенно убедительных сообщений, таких как большинство уроков из научных книг, новостных репортажей и выступлений. Однако повествовательное убеждение относится к отношениям и намерениям, возникшим в результате обработки повествовательных сообщений, которые не являются явно убедительными, например, из романов, фильмов или видеоигр. Обращаясь к силе и продолжительности убедительного эффекта обработки историй, повествовательная транспортировка представляет собой психическое состояние, которое производит устойчивый убедительный эффект без тщательной оценки аргументов. Получатели перенесенной истории поглощены историей так, что она не является по своей сути критической и не требует тщательного изучения.
Эффект спящего
[ редактировать ]Повествовательная транспортировка по своей природе носит скорее непреднамеренно аффективный, чем намеренно когнитивный характер. Такой способ обработки приводит к потенциально усиливающемуся и долговременному эффекту убеждения. Аппель и Рихтер [12] : 128 используйте термин « эффект Спящего », чтобы описать это парадоксальное свойство повествовательной транспортировки с течением времени, которое состоит из более выраженного изменения установок и намерений и большей уверенности в том, что эти установки и намерения верны.
Правдоподобные объяснения эффекта спящего двояки.
- Согласно постструктурным исследованиям, артикуляция языка в повествовательном формате способна не только отражать реальность, но и конструировать ее. Таким образом, истории могут вызвать глубокое и прочное убеждение у перенесённого получателя истории в результате его или её прогрессивной интернализации. Когда истории переносят получателей истории, они не только представляют повествовательный мир, но, переосмысливая язык получателя истории, также надолго меняют мир, в который получатель истории возвращается после опыта транспортировки.
- Исследования показывают, что люди анализируют и сохраняют истории иначе, чем другие форматы информации. Например, Дейтон и др. [3] показывают, что аналитическая реклама стимулирует когнитивные реакции, тогда как повествовательная реклама с большей вероятностью стимулирует аффективные реакции.
Следуя этой линии рассуждений, Ван Лаер и др. [2] : 801 определяют повествовательное убеждение как
- эффект нарративной транспортировки, который проявляется в аффективных и когнитивных реакциях, убеждениях, отношениях и намерениях получателей истории, которые не уносятся историей и переносятся в нарративный мир, который изменяет их восприятие мира их происхождения.
Концептуальное различие между аналитическим и нарративным убеждением, а также теоретическая основа звуковой интерпретации нарративного убеждения лежат в основе расширенной модели транспортных образов (ETIM).
Модераторы
[ редактировать ]ETIM содержит три методологических фактора, которые смягчают общий эффект повествовательной транспортировки, как отмечают ван Лаер, Фейрайзен и Висконти. [13] деталь. Эффект повествовательной транспортировки сильнее
- для историй в коммерческой (а не некоммерческой) сфере,
- для историй пользователей (а не профессионалов) и
- для историй, полученных в одиночку (а не с другими).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грин, MC, и Брок, TC (2002). «Мысленным взглядом: транспортно-образная модель повествовательного убеждения». В MC Green, JJ Strange и TC Brock (ред.), Нарративное воздействие: социальные и когнитивные основы . (стр. 315-341). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- ^ Jump up to: а б с д ван Лаер Т., де Рюйтер К., Висконти Л.М. и Ветцелс М. (2014). «Расширенная модель транспортных изображений: метаанализ предшественников и последствий повествовательного транспорта потребителей». Журнал потребительских исследований, 40 (5), 797–817. Доступно на SSRN: http://ssrn.com/abstract=2033192 или doi: https://www.jstor.org/stable/10.1086/673383.
- ^ Jump up to: а б Дейтон Дж., Ромер Д. и МакКуин Дж. (1989). «Использование драмы для убеждения». Журнал потребительских исследований, 16 (3), 335–343.
- ^ Нелл, В. (1988). Затерянные в книге: Психология чтения ради удовольствия . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет.
- ^ Герриг, Р.Дж. (1993). Опыт повествовательных миров: о психологической деятельности чтения . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет.
- ^ Грин, MC, и Брок, TC (2000). «Роль транспорта в убедительности общественных повествований». Журнал личности и социальной психологии, 79 (5), 701–721.
- ^ Jump up to: а б Мерфи, Шейла; Фрэнк, Лорен; Чаттерджи, Джойи; Баэсконде-Гарбанати, Лурд (2013). «Повествование против неповествования: роль идентификации, транспорта и эмоций в сокращении различий в состоянии здоровья» . Журнал связи . 63 (1): 116–137. дои : 10.1111/jcom.12007 . ПМЦ 3857102 . ПМИД 24347679 .
- ^ Коэн, Джонатан (2001). «Определение идентификации: теоретический взгляд на идентификацию аудитории с персонажами СМИ». Массовая коммуникация и общество . 4 (3): 245–264. CiteSeerX 10.1.1.469.63 . дои : 10.1207/S15327825MCS0403_01 . S2CID 1611611 .
- ^ Филлипс, Би Джей и Э. Ф. МакКуорри (2010). «Повествование и убеждение в модной рекламе». Журнал потребительских исследований 37 (3), 368–392.
- ^ Брэддок, Курт; Диллард, Джеймс Прайс (25 февраля 2016 г.). «Метааналитические доказательства убедительного воздействия повествований на убеждения, отношения, намерения и поведение». Коммуникационные монографии . 83 (4): 446–467. дои : 10.1080/03637751.2015.1128555 . S2CID 146978687 .
- ^ Слейтер, доктор медицины (2002). «Развлекательное образование и убедительное воздействие повествований». В TC Brock, MC Green и JJ Strange (ред.), Нарративное воздействие: социальные и когнитивные основы (стр. 157-181). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- ^ Аппель М. и Рихтер Т. (2007). «Убедительный эффект вымышленных повествований со временем усиливается». Медиа-психология, 10 (1), 113–134.
- ^ ван Лаер, Т., Фейрайзен, С., и Висконти, Л.М. «Рассказывание историй в цифровую эпоху: метаанализ соответствующих модераторов эффекта повествовательной транспортировки». Журнал бизнес-исследований, 96 (1), 135–146. Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=3156933 или doi: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.10.053 .