Jump to content

Эффект спящего

Рисунок A: Нормальный распад
Рисунок B: Эффект спящего

Эффект спящего — это психологический феномен, связанный с убеждением. Это отсроченное усиление эффекта сообщения, которое сопровождается сигналом дисконтирования, обычно представляющим собой некоторый негативный оттенок или отсутствие доверия к сообщению, в то время как положительное сообщение может вызвать немедленную положительную реакцию, которая со временем затухает. Эффект спящего также относится к отсроченной положительной реакции, которая сохраняется с течением времени. Эффект был впервые замечен среди солдат армии США, подвергшихся воздействию армейской пропаганды. Было высказано предположение, что со временем солдаты забыли, что сообщение было пропагандистским. Эффект широко изучен, но, как известно, его трудно воспроизвести, что приводит к некоторым сомнениям в его существовании.

Эффект спящего

[ редактировать ]

Когда люди обычно подвергаются воздействию убедительного сообщения (например, привлекательной или убедительной телевизионной рекламы), их отношение к пропаганде сообщения значительно возрастает.

Однако со временем их вновь сформированное отношение, похоже, тяготеет к мнению, которого они придерживались до получения сообщения, как будто они никогда не подвергались этому сообщению. Эта закономерность нормального упадка отношений была задокументирована как наиболее часто наблюдаемая лонгитюдная закономерность в исследованиях убеждения (Eagly & Chaiken, 1993).

Напротив, некоторые сообщения часто сопровождаются дисконтирующим сигналом (например, заявлением об отказе от ответственности, источником с низким уровнем доверия), который может вызвать у получателя подозрения в достоверности сообщения и подавить любое изменение отношения, которое может произойти в результате воздействия сообщения. один. Более того, когда люди подвергаются убедительному сообщению, за которым следует дисконтирующий сигнал, со временем люди, как правило, становятся более убежденными; это называется эффектом спящего (Hovland & Weiss, 1951; Cook & Flay, 1978).

Например, в политических кампаниях во время важных выборов нерешительные избиратели часто видят негативную рекламу о партии или кандидате на должность. В конце рекламы они также могут заметить, что за рекламу заплатил противостоящий кандидат. Предположительно, это заставит избирателей усомниться в правдивости рекламы и, следовательно, поначалу их не удастся убедить. Однако, даже несмотря на то, что источник рекламы не заслуживал доверия, избиратели с большей вероятностью будут убеждены позже (и, в конечном итоге, проголосуют против кандидата, которого реклама не одобряет).

Эта модель изменения установок озадачивает социальных психологов на протяжении почти полувека, в первую очередь из-за ее нелогичной природы и ее потенциала помочь в понимании процессов установки (Eagly & Chaiken, 1993). Это очень широко изучаемый феномен в исследованиях убеждения (Kumkale & Albarracín, 2004; см. также Cook & Flay, 1978).Несмотря на долгую историю, добиться спящего эффекта было крайне сложно. или повторить, за исключением пары исследований Gruder et al. (1978).

Споры о существовании «эффекта спящего»

[ редактировать ]

Одним из наиболее сложных аспектов, с которым эффект спящего ставил перед некоторыми исследователями в ранних исследованиях, была явная трудность получения этого эффекта. [1]

Эффект спящего является спорным, поскольку влияние убеждающего общения тем больше, чем измеряется эффект ближе к презентации, а не дальше от времени приема. [2] [3]

После неудачной попытки воспроизвести этот эффект некоторые исследователи предположили, что, возможно, было бы лучше принять нулевую гипотезу и сделать вывод, что эффекта спящего не существует. [4]

Эффект спящего связан с первоначальным впечатлением сообщения, поэтому это явление имеет значение для моделей убеждения, включая методы обучения, а также для более поздних концептуализаций, таких как эвристически-систематическая модель и модель вероятности разработки . [5]

Однако Кук и его коллеги в ответ предположили, что предыдущие исследования не смогли получить эффект спящего, потому что не были выполнены требования для сильного теста. В частности, они утверждали, что эффект спящего возникнет только в том случае, если:

а) сообщение убедительно;
(б) сигнал дисконтирования имеет достаточно сильный эффект, чтобы подавить первоначальное изменение отношения;
(c) между немедленными и отсроченными пост-тестами прошло достаточно времени; и
(г) само сообщение по-прежнему влияет на отношение во время отсроченного пост-теста. [6]

Проведенные экспериментальные исследования действительно предоставили доказательства того, что эффект спящего возникает в таких теоретически значимых условиях. Более того, эффект спящего не возникал, когда не выполнялось ни одно из четырех требований. [7]

Согласно интерпретации диссоциации, эффект спящего, по-видимому, возникает, когда убедительное сообщение передается с помощью дисконтирующего сигнала (например, малонадежного источника или контраргумента). Эффект спящего возникает из-за импульсивной диссоциации сообщения и игнорирования сигнала с течением времени (в отличие от простого забывания источника). [8]

Впервые выявлен

[ редактировать ]

Эффект спящего был впервые выявлен у армии США солдат во время Второй мировой войны , после попыток изменить их мнения и мораль. Карл Ховланд и др. измеряли мнение солдат через пять дней или девять недель после того, как им показали фильм армейской пропаганды. Выяснилось, что разница во мнениях тех, кто смотрел армейский пропагандистский фильм, и тех, кто его не смотрел, была больше через девять недель после просмотра, чем через пять дней. Разница в отсроченном убеждении (которую Ховланд и др. назвали) эффектом спящего, при котором в экспериментальной группе наблюдалось значительное увеличение убеждения. [9]

Первые попытки оправдать этот эффект соответствовали пониманию процессов убеждения того времени. Ховланд и его коллеги представили программу исследований, чтобы изучить, как воспоминания о сообщении и источнике влияют на эффект спящего. Сначала они предположили, что получатели сообщений со временем забывают о ненадежном коммуникаторе, и поэтому первоначальное отклонение сообщения уменьшается. [10] Тем не менее, позже они предположили, что получатели сообщений не могут полностью забыть сигнал, однако связь между представлениями дисконтирующего сигнала и содержанием сообщения может со временем исчезнуть и вызвать эффект сна. [11] Эти две формулировки различаются тем, что (а) забывание предполагает, что следы сигнала исчезают или становятся недоступными в памяти с течением времени, тогда как (б) диссоциация предполагает, что сигнал остается доступным в памяти, но его просто труднее извлечь (менее доступен) по отношению к к теме общения. [12]

Гипотезы о том, как возникает эффект спящего

[ редактировать ]

Поскольку эффект спящего считается противоречивым, исследователи с начала 1950-х годов пытались объяснить, как и почему он возникает.

Рисунок A: Забывание
Рисунок B: Диссоциация
Рисунок C: Дифференциальный распад

Забывание и диссоциация

[ редактировать ]

Согласно гипотезе забывания, дисконтирующий сигнал, связанный с сообщением, изначально снижает принятие сообщения. С течением времени можно наблюдать замедленное усиление убеждения, если получатель забывает сигнал, но вспоминает суть сообщения (Hovland et al., 1949). Чтобы проверить эту гипотезу, Ховланд и его коллеги (Hovland & Weiss, 1951; Kelman & Hovland, 1953; Weiss, 1953) инициировали серию экспериментов, в которых участники получали сообщения, приписываемые либо заслуживающим доверия, либо ненадежным источникам, а затем измеряли мнения как а также вспомнить содержание сообщения и источник. В целом, сообщения из заслуживающих доверия источников произвели большее первоначальное убеждение, чем сообщения, переданные из ненадежных источников.

Ховланд , Ламсдейн и Шеффилд (1949) впервые обнаружили этот эффект в известном исследовании, которое продемонстрировало отсроченное воздействие о Второй мировой войне пропагандистского фильма на американских солдат.

Из-за ряда условий, которые заставили участников усомниться в достоверности источника в фильме, участники позже сообщили о небольшом усилении убежденности (к большому удивлению исследователей). Изучив результаты, они первоначально предположили, что эффект был вызван забыванием фактора дисконтирования (в данном случае ненадежного источника). Однако со временем эффект сообщений, представленных заслуживающими доверия источниками, ослабел, тогда как эффект сообщений, представленных не заслуживающими доверия источниками, либо остался прежним, либо немного увеличился. Несмотря на доказательства эффекта спящего в этой серии исследований, показатели запоминания показали, что получатели все еще могли помнить ненадежные источники сообщений во время отсроченного наблюдения.

Именно тогда гипотеза забывания была заменена гипотезой диссоциации. Теперь, согласно гипотезе диссоциации, эффект спящего не обязательно означает, что дисконтирующий сигнал становится навсегда недоступным в памяти. Ослабленной связи между сигналом и сообщением может быть достаточно для возникновения эффекта спящего. Поскольку ассоциация со временем ослабевает, делая сигнал менее доступным по отношению к теме общения, усиление убеждения может происходить с задержкой, пока аргументы сообщения все еще запоминаются. В этом смысле факторы, способствующие сохранению содержания сообщения, должны создавать условия, способствующие эффекту спящего режима.

Согласно этому рассуждению, эффект спящего возникает потому, что связь между сигналом дисконтирования и сообщением в памяти со временем ослабевает; следовательно, когда сообщение вспоминается с целью формирования отношения, источник не может быть легко ассоциирован.

Дифференциальный распад

[ редактировать ]

Важно то, что Ховланд и его команда проигнорировали и что со временем сигнал дисконтирования становится менее доступным, чем сообщение, даже если оба элемента вначале одинаково эффективны. Чтобы ответить на этот вопрос, Гринвальд, Пратканис и их команда (Greenwald et al., 1986; Pratkanis et al., 1988) провели исследование, чтобы определить условия, при которых возникает и не возникает эффект спящего.Пратканис провел серию из семнадцати экспериментов, в которых он подавал сигнал дисконтирования либо до, либо после сообщения, и обнаружил, что эффект спящего возникал в основном тогда, когда сигнал следовал за сообщением, а не тогда, когда сигнал был первым. Чтобы объяснить свои выводы, Пратканис и его команда предложили модифицированную гипотезу забывания, согласно которой эффект спящего возникает потому, что эффект сообщения и сигналов затухает с разной скоростью. Исходя из этого предположения, сообщение и сигнал действуют как две коммуникации, действующие в противоположных направлениях. Эффект спящего возникает, когда эффект от этих коммуникаций примерно равен, сразу после раскрытия сообщения, но эффект сигнала позже затухает быстрее, чем эффект самого сообщения. Однако время подачи сигнала дисконтирования имеет важное значение для достижения эффекта, поскольку информация, представленная первой, сохраняется дольше, тогда как более поздняя информация рассеивается быстрее (Miller & Campbell, 1959). Таким образом, эффект спящего должен возникать, когда сигнал дисконтирования возникает в конце убеждающего сообщения и стимулирует эффект первичности содержания сообщения.Спустя годы Пратканис, Гринвальд, Лейпп и Баумгарднер (1988) предложили альтернативная гипотеза , отличавшаяся от Ховланда и его коллег.

Они утверждали, что условия, при которых более вероятен эффект спящего, не были подчеркнуты гипотезой диссоциации. Кроме того, требования к эффекту спящего режима, указанные Gruder et al. (1978) не подробно описали эмпирические условия, необходимые для наблюдения эффекта спящего.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Капон, Н.; Дж. Халберт (1973). «Эффект спящего - пробуждение». Общественное мнение Ежеквартально . 37 (3): 333. дои : 10.1086/268097 .
  2. ^ Кук, Т.Д.; БР ФЛэй (1978). «Постоянство экспериментально вызванного изменения отношения». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  3. ^ Игли, ах; С. Чайкен (1993). «Психология отношений». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Гиллиг, премьер-министр; А. Г. Гринвальд (1974). «Не пора ли положить конец эффекту спящего?». Журнал личности и социальной психологии . 29 : 132–139. CiteSeerX   10.1.1.76.9150 . дои : 10.1037/h0035744 .
  5. ^ Кумкале, Г. Таркан; Долорес Альбаррасин (23 мая 2011 г.). «Эффект спящего в убеждении: метааналитический обзор» . Психологический вестник . 130 (1): 143–172. дои : 10.1037/0033-2909.130.1.143 . ПМК   3100161 . ПМИД   14717653 .
  6. ^ Кук, Т.Д.; К. Л. Грудер; К.М. Хенниган; БР Флей (1979). «История эффекта спящего: некоторые логические ловушки при принятии нулевой гипотезы». Психологический вестник . 86 (4): 662–679. дои : 10.1037/0033-2909.86.4.662 .
  7. ^ Грудер, CL; ТД Кук; К.М. Хенниган; БР Флей; С Алессис; Дж. Халамай (1978). «Эмпирические проверки абсолютного эффекта спящего, предсказанного на основе гипотезы дисконтирования». Журнал личности и социальной психологии . 36 (10): 1061–1074. дои : 10.1037/0022-3514.36.10.1061 .
  8. ^ Пратканис, Энтони Р.; Лейпп; Гринвальд; Баумгарднер (1988). «В поисках надежных эффектов убеждения: эффект спящего мертв. Да здравствует эффект спящего». Журнал личности и социальной психологии . 54 (2): 203–218. CiteSeerX   10.1.1.299.4346 . дои : 10.1037/0022-3514.54.2.203 . ПМИД   3346811 .
  9. ^ Кумкале, Г. Таркан; Долорес Альбаррасин (23 мая 2011 г.). «Эффект спящего в убеждении: метааналитический обзор». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  10. ^ Ховланд, CL; В. Вайс (1951). «Влияние достоверности источника на эффективность коммуникации». Общественное мнение Ежеквартально . 15 (4): 635. дои : 10.1086/266350 .
  11. ^ Ховланд, CL; В. Вайс (1951). «Влияние достоверности источника на эффективность коммуникации». Общественное мнение Ежеквартально . 15 (4): 635. дои : 10.1086/266350 .
  12. ^ Кумкале, Г. Таркан; Долорес Альбаррасин (2004). «Эффект спящего в убеждении: метааналитический обзор» . Психологический вестник . 130 (1): 143–172. дои : 10.1037/0033-2909.130.1.143 . ПМК   3100161 . ПМИД   14717653 .
  • Капон, Н.; Халберт, Дж. (1973). «Эффект спящего — пробуждение». Общественное мнение Ежеквартально . 37 (3): 333–358. дои : 10.1086/268097 .
  • Кук, Т.Д.; Флай, БР (1978). Устойчивость экспериментально вызванного изменения отношения . Том. 11. стр. 1–57. дои : 10.1016/s0065-2601(08)60004-0 . ISBN  9780120152117 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  • Кук, Т.Д.; Грудер, CL; Хенниган, КМ; Флай, БР (1979). «История эффекта спящего: некоторые логические ловушки при принятии нулевой гипотезы». Психологический вестник . 86 (4): 662–679. дои : 10.1037/0033-2909.86.4.662 .
  • Игли, А.К., и Чайкен, С. , Психология отношений , Харкорт Брейс Йованович, (Форт-Уэрт), 1993.
  • Гиллиг, премьер-министр; Гринвальд, АГ (1974). «Пришло время положить конец эффекту спящего?». Журнал личности и социальной психологии . 29 (1): 132–139. CiteSeerX   10.1.1.76.9150 . дои : 10.1037/h0035744 .
  • Грудер, CL; Кук, Т.Д.; Хенниган, КМ; Флай, БР; Алессис, К.; Халамай, Дж. (1978). «Эмпирические проверки абсолютного эффекта спящего, предсказанного на основе гипотезы дисконтирующего сигнала». Журнал личности и социальной психологии . 36 (10): 1061–1074. дои : 10.1037/0022-3514.36.10.1061 .
  • Ховланд, К.И., Ламсдейл, А.А. и Шеффилд, Ф.Д., Эксперименты по массовой коммуникации: исследования по социальной психологии во время Второй мировой войны: Том III , Princeton University Press, (Принстон), 1949.
  • Ховланд, CI; Вайс, В. (1951). «Влияние достоверности источника на эффективность коммуникации». Общественное мнение Ежеквартально . 15 (4): 635–650. дои : 10.1086/266350 .
  • Кумкале, GT; Альбаррасин, Д. (2004). «Эффект спящего в убеждении: метааналитический обзор» . Психологический вестник . 130 (1): 143–172. дои : 10.1037/0033-2909.130.1.143 . ПМК   3100161 . ПМИД   14717653 .
  • Пратканис, Арканзас; Гринвальд, АГ; Лейпп, MR; Баумгарднер, Миннесота (1988). «В поисках надежных эффектов убеждения: III. Эффект спящего мертв. Да здравствует эффект спящего». Журнал личности и социальной психологии . 54 (2): 203–218. CiteSeerX   10.1.1.299.4346 . дои : 10.1037/0022-3514.54.2.203 . ПМИД   3346811 .
  • Гринвальд, АГ; Пратканис, Арканзас; Лейпп, MR; Баумгарднер, Миннесота (1986). «При каких условиях теория препятствует прогрессу исследований?». Психологический обзор . 93 (2): 216–229. CiteSeerX   10.1.1.335.598 . дои : 10.1037/0033-295x.93.2.216 . ПМИД   3714929 .
  • Лариски, RAW; Тинкхэм, Сан-Франциско (1999). «Эффект спящего и негативная политическая реклама». Журнал рекламы . 28 (4): 13–30. дои : 10.1080/00913367.1999.10673593 .
  • Петти Р.Э., Вегенер Д.Т. Модель вероятности разработки: текущий статус и разногласия. В: Чайкен С., Троп Ю., редакторы. Теории двойного процесса в социальной психологии. Гилфорд Пресс; Нью-Йорк: 1999. стр. 41–72.
  • Петти, Р.Э.; Вегенер, Д.Т.; Фабригар, ЛР; Пристер, младший; Качиоппо, Дж.Т. (1993). «Концептуальные и методологические проблемы модели убеждения, основанной на вероятности разработки: ответ критикам штата Мичиган». Теория коммуникации . 3 (4): 336–363. дои : 10.1111/j.1468-2885.1993.tb00078.x .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Айзен И., «Теория убедительной коммуникации в социальной психологии: историческая перспектива», стр. 1–27 в книге Манфредо, М.Дж. (редактор), « Влияние на человеческое поведение: теория и приложения в сфере отдыха, туризма и управления природными ресурсами» , Сагамор. Издательство, (Шампейн), 1992. [1]
  • Кэттон, WR (1960). « Изменение когнитивной структуры как основа «эффекта спящего». Социальные силы . 38 (4): 348–354. дои : 10.2307/2573045 . JSTOR   2573045 .
  • Коэн, А.Р., «Потребность в познании и порядке общения как детерминанты изменения мнения», стр. 79–97 в Ховланде, CI (редактор), « Порядок представления в убеждении» , Yale University Press, (Нью-Хейвен), 1957 г. .
  • Ханна, Д.Б.; Стернталь, Б. (1984). «Обнаружение и объяснение эффекта спящего». Журнал потребительских исследований . 11 (2): 632–642. CiteSeerX   10.1.1.455.3259 . дои : 10.1086/209000 .
  • Ховланд, CI, «Введение», стр. 1–10 в Hovland, CI (ред.), Порядок презентации в убеждении , издательство Йельского университета, (Нью-Хейвен), 1957.
  • Ховланд, К. (1959). «Согласование противоречивых результатов, полученных в результате экспериментальных и обзорных исследований изменения отношения». Американский психолог . 14 (1): 8–17. дои : 10.1037/h0042210 .
  • Ховланд, К.И., Дженис, И.Л. и Келли, Х.Х., Коммуникация и убеждение: психологические исследования изменения мнения , издательство Йельского университета, (Нью-Хейвен), 1953.
  • Лариски, RAW; Тинкхэм, Сан-Франциско (1999). «Эффект спящего и негативная политическая реклама». Журнал рекламы . 28 (4): 13–30. дои : 10.1080/00913367.1999.10673593 .
  • Мазурский, Д.; Шуль, Ю. (2000). «После признания недействительной: формирование правил принятия решения о том, что предыдущая информация была недействительной». Журнал потребительской психологии . 9 (4): 213–222. дои : 10.1207/s15327663jcp0904_3 .
  • Мазурский, Д.; Шуль, Ю. (1988). «Влияние кодирования рекламы на неспособность учитывать информацию: последствия эффекта спящего». Журнал потребительских исследований . 15 (1): 24–36. дои : 10.1086/209142 .
  • Макгуайр, WJ (1997). «Генерация творческих гипотез в психологии: некоторые полезные эвристики» . Ежегодный обзор психологии . 48 (1): 1–30. дои : 10.1146/annurev.psych.48.1.1 . ПМИД   15012475 .
  • Пристер, Дж.; Вегенер, Д.; Петти, Р.; Фабригар, Л. (1999). «Изучение психологического процесса, лежащего в основе эффекта спящего: объяснение модели вероятности разработки». Медиапсихология . 1 (1): 27–48. дои : 10.1207/s1532785xmep0101_3 .
  • Шульман, Г.И.; Уорролл, К. (1970). «Модели значимости, достоверность источника и эффект спящего». Общественное мнение Ежеквартально . 34 (3): 371–382. дои : 10.1086/267813 .
  • Ситтон, Южная Каролина; Гриффин, С. (1980). «Эффект спящего в реконструктивной памяти». Журнал общей психологии . 103 (1): 21–25. дои : 10.1080/00221309.1980.9711753 .
  • Андервуд, Дж.; Пездек, К. (1998). «Внушаемость памяти как пример эффекта спящего» . Психономический бюллетень и обзор . 5 (3): 449–453. дои : 10.3758/bf03208820 .
  • Вайс, В. (1953). «Эффект «спящего» изменения общественного мнения». Журнал аномальной и социальной психологии . 48 (2): 173–180. дои : 10.1037/h0063200 . ПМИД   13052337 .
  • Уилсон, Т.Д.; Линдси, С.; Скулер, Тайвань (2000). «Модель двойственных отношений». Психологический обзор . 107 (1): 101–126. дои : 10.1037/0033-295x.107.1.101 . ПМИД   10687404 . S2CID   18324937 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f4c9fd5e6df35d60991e500368e204a4__1704837540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/a4/f4c9fd5e6df35d60991e500368e204a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sleeper effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)