Литература о монстрах
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2010 г. ) |

Литература о монстрах — жанр литературы, сочетающий в себе добро и зло и призванный вызвать у читателей ощущение ужаса и ужаса , представляя злую сторону в виде монстра .
История
[ редактировать ]Темы и концепции «Литературы монстров» уходят корнями в готическую литературу XVIII века . Самые ранние примеры готической литературы можно проследить вплоть до английского писателя Горация Уолпола романа «Замок Отранто» (1764). [1] Однако литература о монстрах впервые появилась в 19 веке с выходом в свет Мэри Шелли » « Франкенштейна (1818). Готическая литература включает в себя элементы ужаса и террора , а также жертву, беспомощную перед своим врагом или обидчиком. Этот обидчик обычно обладает некоторой формой сверхъестественной силы или преимущества над жертвой и использует ее, чтобы вызвать раздор в жизни жертвы. В литературе о монстрах обидчик изображается в виде монстра, мучающего главных героев. Кроме того, литература о монстрах, вдохновленная готикой, вызывает крайние эмоции печали, опустошения и изоляции.
Франкенштейн
[ редактировать ]В Мэри Шелли Виктор « Франкенштейне » Франкенштейн , движимый своим ненасытным стремлением к знаниям и просвещению, создает монстра, используя части тел умерших преступников, в попытке создать идеального человека, более сильного и умного, чем все остальные. Вскоре после этого Франкенштейн сожалеет о своем творении и покидает его. Монстр . , наделенный сверхчеловеческой силой и скоростью, мучает Виктора и его ближайших друзей Монстр вселяет страх в доктора Франкенштейна, а также в умы жителей окрестных городов. У читателя возникает чувство гнева и отвращения к монстру за его действия против доктора Франкенштейна и его семьи, но одновременно он испытывает симпатию к монстру, потому что он одинок и нелюбим.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
[ редактировать ]В Роберта Льюиса Стивенсона ( «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» 1886) адвокат по имени мистер Аттерсон рассказывает своему другу Ричарду Энфилду о встрече с отвратительным горбатым человеком по имени мистер Хайд. Вскоре Аттерсон обнаруживает, что один из его клиентов, доктор Джекилл, написал завещание, отдав все свое имущество этому странному человеку. Выясняется, что Джекилл и Хайд на самом деле одно и то же, и что Джекилл использовал зелье, которое он разработал, чтобы пройти между двумя личностями. Хайд терзает город, а Джекил извиняется и унижает своих друзей ради Хайда. Роман Стивенсона вызывает ненависть к Хайду и шокирует открытие двойственной личности Джекила.
Дракула
[ редактировать ]В Брэма Стокера ( «Дракуле» 1897) Джонатан Харкер отправляется в графа Дракулы замок . Дракула спрашивает о покупке дома в Англии , но вскоре Джонатан оказывается пленником Дракулы. Харкер убегает, но Дракула, признанный вампиром, вскоре уходит из своего замка и начинает мучить других, близких Джонатану. Дракула наделен способностью превращаться в летучую мышь, командовать волками и обладать невероятной силой, помимо других качеств. Однако Дракула и другие вампиры в романе днем ослаблены и отталкиваются от чеснока и распятия . Дракула кусает одну из ближайших подруг Джонатана, Люси Вестенру , поэтому доктор Ван Хельсинг призывает разных сильных мужчин сдать свою кровь, чтобы помочь вылечить ее болезнь. Люси умирает от болезни, но однажды ночью возвращается и начинает мучить людей в городе. Вскоре врачи понимают, что они должны убить Люси, вонзив ей кол в сердце и отрубив ей голову, поскольку она превратилась в вампира. Действия вампиров озадачивают и мучают людей на протяжении всего романа, вызывая горе и ужас.
Я легенда
[ редактировать ]В Ричарда Мэтисона фильме « Я — легенда» (1954) Роберт Невилл — последний живой человек на Земле. Он уединяется в своем доме, укрепленном железными дверями, зеркалами и чесноком, чтобы отгонять зараженных вампироподобных существ, которые остаются после того, как загадочная инфекция распространилась среди живых существ на земле. Эти зараженные существа, подобно вампирам, появляются только ночью и насмехаются над Невиллом в сексуальной распущенности, чтобы тот вышел из его дома и выпил его кровь. Невилл борется с одиночеством и чувством отчаяния после потери жены и дочери в авиакатастрофе, пытаясь спастись от эпидемии, и борется с этими эмоциями постоянным потоком алкоголя. Невилл часто вспоминает свои самые мучительные переживания, например, убийство собственной собаки после того, как она заразилась. Читатель постоянно сочувствует Невиллу, поскольку он изображается беспомощным и изолированным, лишенным реального шанса на приятную жизнь. Читатель испытывает непреодолимое ощущение безнадежности, печали и сочувствия к Невиллу.
Уничтожение
[ редактировать ]В (2014) Джеффа Вандермеера «Аннигиляции» , первом романе его «Южный предел» трилогии , команда из четырех женщин отправляется в загадочную и зловещую среду под названием « Зона X» . Хотя Зона X названа, четыре женщины - нет, что позже способствует ощущению дегуманизации и, следовательно, чудовищности в романе. Действительно, монстры в Annihilation не выглядят как узнаваемые сверхъестественные монстры, а скорее описываются как люди и нечеловеческие существа, существующие как чудовищный гибрид. Примером такого типа монстров является Ползун, совершенно непонятный главной героине Биологу, которая заявляет, что не знает «вообще ничего». [2] о природе и жизни после ее просмотра. Это сопротивление интерпретации делает монстров в Зоне X определяемыми их связью с людьми, а не их индивидуальными качествами. Другим примером изображения чудовищного гибрида является стонущее существо в Зоне X. Хотя главные герои слышат его стон на протяжении всего романа, только в его конце Биолог полностью понимает, что стон звучит по-человечески и нечеловечески. [3] и предполагает, что стонущее существо «было или когда-то было человеком». [3] Таким образом, то, как Зона X появляется на протяжении всего романа и физически меняет тех, кто живет внутри нее, как людей, так и нечеловеческих существ, стирает эту границу между людьми и окружающей средой. Результатом этого является создание монстров, которые слишком близки к людям, чтобы их можно было отбросить как сверхъестественное существо, а также использование этих монстров для создания чувства страха в истории. Это чувство страха наиболее явно связано со стиранием человеческой исключительности , поскольку персонажам «Аннигиляции» приходится изо всех сил пытаться понять, что окружающая среда имеет над ними власть, а не наоборот. В этой борьбе с чудовищами это единственный способ выжить в Зоне X.
Современные работы
[ редактировать ]В более ранних работах ученые и врачи считались наиболее знающими, и им все доверяли, даже если они не предоставили доказательств своих утверждений. Например, в «Дракуле » доктор Ван Хельсинг утверждает, что понимает, как действуют вампиры. Без вопросов все принимают его предложение о том, чтобы вампиры пили человеческую кровь и выполняли его приказы, сдавая свою кровь Люси.
Современная литература о монстрах, написанная после Второй мировой войны, отличается от более ранних работ тем, что в современных произведениях используются более технические объяснения сверхъестественных явлений. Например, в «Я — легенда » Роберт Невилл отмечает про себя, что Дракула «был смесью суеверий и клише мыльных опер». Он отвергает прежние убеждения о вампирах, в том числе о том, что они могут превращаться в летучих мышей и волков. Эти предвзятые представления, как и другие, касающиеся характеристик вампиров , не имеют научно подтвержденных данных и поэтому не заслуживают доверия в сознании Невилла.
Кроме того, литература о монстрах с начала века была тесно связана с концепцией антропоцена . Антропоцен, термин геологической эпохи, придуманный Юджином Стермером и Полом Крутценом в 2000 году, отличается тем, что фокусируется на значительном воздействии человека на окружающую среду, а также на том, как люди связаны с окружающей средой. Таким образом, антропоцен вдохновил многих авторов на создание множества историй, в которых по-разному используются эти концепции человека и окружающей среды, и одним из таких способов стала переработка литературы о монстрах.
В книге « Искусство жизни на поврежденной планете: Призраки и монстры антропоцена » монстры описываются как полезные фигуры, «которые следует думать об антропоцене, на этот раз о массовом преобразовании человеком многовидовой жизни и их неравномерных последствиях… монстры — это чудеса симбиоза и угрозы экологического описания». [4] Таким образом, в литературе о монстрах, действие которой происходит в антропоцене, монстры не обязательно являются сверхъестественными существами, которые прячутся в ночи и охотятся на людей. Скорее, их часто изображают одновременно как людей , так и нечеловеческих существ, иллюстрируя чудовищный ужас, скрывающийся за этим возможным взаимодействием видов, и, таким образом, вытесняя человеческую позицию власти над окружающей средой, а также человеческую исключительность в целом. Подчеркиваются темы изоляции и двойственности, но в романах часто отсутствует какой-либо научный прорыв, вместо этого предпочтение отдается перспективе окружающей среды как осуществляющей контроль.
Некоторые известные примеры литературы об антропоценовых монстрах включают книги Джеффа Вандермеера , а также «Нежная плоть» Агустины Базтеррики . Даже пересказы, такие как Т. Кингфишера «Что движет мертвецами» , затрагивают антропоцен, даже если они написаны в традициях литературы о монстрах. Повесть Зимородка , являющаяся пересказом повести Эдгара Аллана По « Падение дома Ашеров », позволяет окружающей флоре и фауне дома занять центральное место и стать чудовищем для главных героев-людей. Сосредотачиваясь на том, «что находится за пределами антропоцентрического», [5] эти современные примеры литературы о монстрах «унижают человеческое животное и превращают его в сверхъестественную странность». [5] При этом антропоцен порождает новый вид монстров, который предстоит обнаружить, исследовать и проанализировать.
Общие темы
[ редактировать ]Просвещение и наука
[ редактировать ]Литература о монстрах фокусируется на том, как наука влияет на создание и уничтожение сверхъестественных злых существ. Во Франкенштейне доктор Франкенштейн растет в эпоху Просвещения . Это вдохновляет его до такой степени, что он готов отказаться от любви ради страсти к науке. Используя силу науки, он способен создать чудовищное существо, угрожающее жизни многих людей. В «Дракуле» научные знания используются как основное средство лечения зараженных вампирами . Ученые в романе пользуются большим уважением и всеобщим уважением. В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда » доктор Джекилл использует науку, чтобы изменить свой физический и психический облик до такой степени, что он маскируется под совершенно другое чудовищное существо, известное как мистер Хайд. В «Я — легенда» Роберт Невилл использует новейшие научные достижения для поиска профилактических и лечебных средств, способных бороться с бактериями-вампирами.
Изоляция
[ редактировать ]«Литература о монстрах» вызывает у своих персонажей чувство изоляции. Например, во «Франкенштейне» и Виктор Франкенштейн , и созданный им монстр остаются изолированными после того, как бросают членов своей семьи. Франкенштейн одержим своими научными открытиями и пренебрегает своей потенциальной невестой и остальными членами своей семьи. Завершив свое творение, он бросает монстра, оставляя его одного на произвол судьбы. Затем монстр в качестве возмездия убивает всех друзей и родственников Франкенштейна, оставляя их обоих мертвыми.
Одиночество
[ редактировать ]Литература о монстрах часто представляет своих персонажей одинокими и беспомощными существами. В «Я легенда» Роберт Невилл — последний человек на Земле, по крайней мере, он так считает. Его единственная компания — это орда вампиров , которые слоняются вокруг его дома, желая высосать его кровь и лишить его человеческих качеств. Невилл страдает от резонансной тишины, которая каждый день наполняет его дом. Он не слышит голосов и не видит дружелюбных существ. Ночью возле его дома его мучают злые существа.
Двойственность
[ редактировать ]Наиболее очевидным примером двойственности в литературе о монстрах является « Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» . Ночью доктор Джекилл превращается в мистера Хайда, свою злую и чудовищную сторону, а днем он возвращается к своей основной личности - доктора Джекила. Со временем его двойственность начинает смешиваться, и он спонтанно меняет личность. Другие примеры двойственности в литературе о монстрах включают состояние покоя вампиров в течение дня и их злобное неистовство ночью (что можно увидеть как в «Дракуле» , так и в «Я - легенда» ).
Яркие примеры
[ редактировать ]- Франкенштейн
- Дракула
- Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
- Я легенда : фильм , роман
- Уничтожение
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Замок Отранто: жуткая история, положившая начало готической фантастике» . Би-би-си. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ ВандерМеер, Джефф (2014). Аннигиляция . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. п. 175. ИСБН 0374104093 .
- ^ Перейти обратно: а б ВандерМеер, Джефф (2014). Аннигиляция . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. пп. 139–140. ISBN 0374104093 .
- ^ Цинг, Анна Ловенхаупт (2017). «Тела, превратившиеся в тела». Искусство жизни на поврежденной планете: призраки и монстры антропоцена . Миннесота: Издательство Университета Миннесоты. стр. М2. ISBN 1517902371 .
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, Джастин Д. (2022). «За пределами бойни: антропоцен, животные и готика». В Эдвардсе, Джастин Д. (ред.). Мрачные сцены с поврежденной Земли: готический антропоцен . Миннесота: Издательство Университета Миннесоты.
Внешние ссылки
[ редактировать ][[Категория: Ужас, однажды непрофессионал никто не смог остановить монстров, которым мы пытались дать отпор, и он вымер, умер сильнейший охранник, остался только я. Итак, я попытался принять решение, или мне следует бороться за свою придворность, но я не стал бежать, я не мог этого сделать, потому что я был один