сверхъестественный

Жуткое — это психологическое переживание события или вещи, которое тревожит и кажется странно знакомым, а не просто загадочным. [1] Этот феномен используется для описания инцидентов, когда знакомое существо встречается в пугающем, жутком или табуированном контексте. [2] [3]
Эрнст Йентч изложил концепцию сверхъестественного, позже развитую Зигмундом Фрейдом в его эссе 1919 года «Das Unheimliche», в котором исследуется жуткая природа кукол и восковых фигур. [4] Для Фрейда сверхъестественное заключено в необычности обычного. [3] Развивая эту идею, психоаналитический теоретик Жак Лакан писал, что сверхъестественное помещает нас «в область, где мы не знаем, как отличить плохое от хорошего, удовольствие от неудовольствия», что приводит к непреодолимой тревоге , указывающей на Реальное . [5] Эта концепция с тех пор была подхвачена множеством мыслителей и теоретиков, таких как « робототехника Масахиро Мори . Зловещая долина» [6] и Юлии Кристевой концепция отвращения . [7]
Этимология
[ редактировать ]Слово «Кэнни» происходит от англосаксонского корня «кен» : «знание, понимание или познание; ментальное восприятие: идея, находящаяся за пределами нашего понимания ». [8] Таким образом, сверхъестественное — это нечто, находящееся за пределами привычного знания или восприятия.
История
[ редактировать ]Немецкий идеализм
[ редактировать ]Философ Ф.В. Шеллинг поднял вопрос о сверхъестественном в своей поздней «Философии мифологии» 1837 года, постулируя, что гомеровская ясность была построена на предварительном подавлении сверхъестественного. [9]
В рукописи «Воля к власти» немецкий философ Фридрих Ницше называет нигилизм «самым странным из всех гостей», а ранее в «Генеалогии морали» он утверждает, что именно «воля к истине» разрушила метафизику , лежащую в основе ценности западной культуры . Поэтому он придумал фразу «европейский нигилизм», чтобы описать состояние, от которого страдают те идеалы Просвещения , которые, казалось бы, обладают сильными ценностями, но подрывают сами себя.
Эрнст Йентш
[ редактировать ]Жуткое впервые было психологически исследовано Эрнстом Йентчем в эссе 1906 года « О психологии сверхъестественного» . Йентч определяет Жуткое как: продукт «...интеллектуальной неопределенности; так что жуткое всегда будет как бы чем-то, в чем человек не разбирается. Чем лучше ориентирован человек в своем окружении, тем с меньшей готовностью у него сложится впечатление чего-то сверхъестественного относительно предметов и событий в нем». [4] Он подробно останавливается на его использовании в художественной литературе:
При рассказывании истории одним из наиболее успешных способов легкого создания сверхъестественных эффектов является оставить читателя в неуверенности в том, является ли конкретная фигура в истории человеком или автоматом, и сделать это таким образом, чтобы его внимание не было сосредоточено. непосредственно на его неуверенность, чтобы его не заставили немедленно вникнуть в этот вопрос и прояснить его. [4]
Йентч называет немецкого писателя Э.Т.А. Хоффмана писателем, который использует в своих работах сверхъестественные эффекты, уделяя особое внимание рассказу Гофмана «Песочный человек» (« Der Sandmann »), в котором изображена реалистичная кукла Олимпия.
Зигмунд Фрейд
[ редактировать ]Концепция сверхъестественного была позже развита и развита Зигмундом Фрейдом в его эссе 1919 года «Das Unheimliche» или «Жуткое», которое также опирается на работы Гофмана (которого Фрейд считает «непревзойденным мастером сверхъестественного в литературе»). "). Однако он критикует веру Йентча в то, что Олимпия является центральным сверхъестественным элементом истории (« Песочный человек »):
Я не могу думать — и надеюсь, что большинство читателей повести со мной согласятся, — что тема куклы Олимпии, которая, по всей видимости, является живым существом, является каким-либо образом единственным или даже самым важным элементом, который должен нести ответственность за беспрецедентную атмосферу жуткости, вызванную этой историей. [4]
Вместо этого Фрейд использует совершенно другой элемент истории, а именно, «идею лишения глаз», чтобы стать «более ярким примером сверхъестественного» в рассказе. В оставшейся части своего эссе он сосредотачивается на глазах и их сходстве с мужской тревогой кастрации , а также на том, как эта тревога может привести к тому, что мужская аудитория почувствует нечто сверхъестественное из-за идеи, что у них лишают мужественности , что иллюстрируется Фрейдом как центральная идея. источник мужского страха.
В оставшейся части эссе Фрейд идентифицирует сверхъестественные эффекты, возникающие в результате случаев «повторения одного и того же», связывая эту концепцию с концепцией навязчивого повторения . [10] Он включает в себя случаи, когда человек теряется и случайно возвращается по своим следам, а также случаи, когда случайные числа повторяются, по-видимому, осмысленно (здесь можно сказать, что Фрейд является прообразом концепции, которую Юнг позже назовет синхронистичностью ). Он также обсуждает сверхъестественную природу Отто Ранка концепции «двойника» .
Фрейд конкретно описывает аспект Жуткого, заимствованный из немецкой этимологии. Сопоставляя немецкое прилагательное unheimlich с его основным словом heimlich («скрытый, скрытый, тайный»), он предполагает, что социальное табу часто порождает ауру не только благочестивого почтения, но даже в большей степени ужаса и даже отвращения, поскольку табу гласит: предмета порождает банальное предположение, что то, что скрыто от глаз общественности (ср. метафору глаза или зрения ), должно быть опасной угрозой и даже мерзостью – особенно, если скрытый предмет явно или предположительно имеет сексуальный характер. По сути, Жуткое — это то, что бессознательно напоминает нам о нашем собственном Ид , наших запретных и, следовательно, подавленных импульсах — особенно когда их помещают в контекст неопределенности, который может напомнить о инфантильных убеждениях во всемогуществе мысли. [3] Такие сверхъестественные элементы воспринимаются нашим Супер-Эго, охваченным эдипальной виной, как угрозу , поскольку оно боится символической кастрации посредством наказания за отклонение от социальных норм. Таким образом, предметы и люди, на которых мы проецируем самой жуткой наши собственные подавленные импульсы, становятся для нас угрозой, жуткими монстрами и уродами, похожими на сказочных народных дьяволов, и впоследствии часто становятся козлами отпущения, которых мы обвиняем во всех видах предполагаемых страданий и бедствий. и болезни.
Что нас больше всего интересует в этом длинном отрывке, так это то, что среди различных оттенков значения слова heimlich имеется один, идентичный его противоположности unheimlich . Таким образом, то, что является heimlich, становится unheimlich . [...] В общем, нам напоминают, что слово heimlich не является однозначным, а принадлежит к двум группам идей, которые, хотя и не противоречат друг другу, но очень различны: с одной стороны, оно означает то, что знакомо и приятно, и с другой – то, что скрыто и скрыто от глаз. Нам говорят, что Unheimlich обычно употребляется как противоположность только первому значению heimlich , но не второму. [...] С другой стороны, мы замечаем, что Шеллинг говорит нечто, что проливает совершенно новый свет на концепцию Unheimlich , к чему мы, конечно, не были готовы. По его мнению, unheimlich все , что должно было оставаться тайным и скрытым, но вышло на свет.
[...]
Изучение снов, фантазий и мифов научило нас тому, что тревога за глаза, страх ослепнуть [составляющий центральную тему в «Песочном человеке»] часто достаточно заменяет страх быть кастрированным. Самоослепление мифического преступника Эдипа было просто смягченной формой наказания кастрацией – единственным наказанием, которое было для него адекватным по lex talionis . [...] Все дальнейшие сомнения устраняются, когда мы узнаем подробности их «комплекса кастрации» из анализа невротических пациентов и осознаем его огромную важность в их психической жизни. [4]
После Фрейда Жак Лакан на своем семинаре 1962–1963 годов «L'angoisse» («Тревога») использовал Unheimlich «via regia», чтобы проникнуть на территорию тоски. [11] Лакан показал, как тот же самый образ, который соблазняет субъекта, заманивая его в нарциссический тупик, может внезапно, по случайности, показать, что он зависит от чего-то, от какого-то скрытого объекта, и, таким образом, субъект может в то же время понять, что он не автономен (5 декабря 1962 г.).
Связанные теории
[ редактировать ]
Эта концепция тесно связана с Юлии Кристевой концепцией отвращения , согласно которой человек враждебно реагирует на что-то, насильственно выброшенное из символического порядка . Отвращение может быть сверхъестественным в том смысле, что наблюдатель может узнать что-то внутри отвратительного, возможно, то, чем оно было до того, как оно было «изгнано», но при этом испытывать отвращение к тому, что с самого начала заставило его быть изгнанным. Кристева делает особый акцент на сверхъестественном возвращении прошлого отвратительного по отношению к «жуткому незнакомцу». [12]
Садек Рахими отметил общую связь между сверхъестественным и прямыми или метафорическими визуальными отсылками, которую он объясняет с точки зрения основных процессов развития эго, в частности, как это развито в теории Лакана о стадии зеркала . [13] Рахими представляет широкий спектр свидетельств из различных контекстов, чтобы продемонстрировать, как сверхъестественные переживания обычно связаны с темами и метафорами зрения, слепоты, зеркал и других оптических образов. Он также представляет исторические свидетельства, свидетельствующие о сильном присутствии глазных и зеркальных тем и ассоциаций в литературной и психологической традиции, из которой возникло понятие «жуткое». По мнению Рахими, такие случаи сверхъестественного, как двойники , призраки , дежавю , альтер эго , самоотчуждение и раздвоение личности, фантомы, близнецы , живые куклы и т. д., имеют две общие черты: они тесно связаны с визуальными тропами и что это вариации на тему удвоения эго. [14]
робототехника Масахиро Мори В эссе о реакции человека на человекоподобные существа «Букими-но Тани Геншо» («Долина жуткого явления») описывается разрыв между знакомыми живыми людьми и их также знакомыми неодушевленными изображениями, такими как куклы, марионетки, манекены, протезы рук и т. д. роботы андроид. Сущности в долине находятся между этими двумя полюсами общих явлений. Мори заявил, что он сделал это наблюдение независимо от Йентча и Фрейда. [15] хотя ссылка была подделана Райхардтом и переводчиками, которые представили букими как нечто сверхъестественное . [16] [17] [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ройл, с. 1.
- ^ Ройл, с. VII.
- ^ Jump up to: а б с Д. Бэйт, Фотография и сюрреализм (2004), стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б с д и Фрейд, Зигмунд (1919). «Странное» . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года.
- ^ Лакан, Жак (2005). Семинар, книга 10: Тоска . Хорхе Захар Редактор.
- ^ Мори, М. (2012). «Зловещая долина». IEEE Робототехника и автоматизация . 19 (2). Перевод Макдормана, К.Ф.; Кагеки, Норри: 98–100. дои : 10.1109/MRA.2012.2192811 .
- ^ Кристева, Юлия (31 июля 2018 г.). « Приближаясь к отвращению» из книги «Силы ужаса: эссе об отвращении» . Классические чтения по теории монстров : 91–100. дои : 10.1017/9781942401209.008 . ISBN 9781942401209 .
- ^ «Определение кена» . Словарь.com .
- ^ А. Видлер, Архитектурное жутковатое (1993), с. 26
- ^ Н. Ройл, The Uncanny (2003), с. 90
- ^ А. Видлер, Архитектурное зло (1994), с. 224
- ^ С. Бердсворт, Юлия Кристева (2012), стр. 189–92.
- ^ «Лакан: Зеркальная сцена» . www.english.hawaii.edu . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Рахими, С. (июнь 2013 г.). «Эго, окуляр и сверхъестественное: почему метафоры видения занимают центральное место в описаниях сверхъестественного?». Международный журнал психоанализа . 94 (3). Уайли-Блэквелл : 453–476. дои : 10.1111/j.1745-8315.2012.00660.x . ПМИД 23781831 . S2CID 10856256 .
- ^ Йохум, Э.; Гольдберг К.: Культивируя сверхъестественное: Телесад и другие странности. В: Герат, Д.; Кроос, К.; Стеларк (Герсг): Роботы и искусство: исследование маловероятного симбиоза. С. 149–175. Сингапур 2015
- ^ Макдорман, К.Ф. (2019). Масахиро Мори и Зловещая долина: ретроспектива. В книге К. Д. Хенша, Л. Нельке и М. Планитцера (ред.), Uncanny интерфейсы (стр. 220–234). Гамбург, Германия: Текстем. ISBN 978-3864852176 дои : 10.5281/zenodo.3226274
- ^ Мори, М. (2019). Зловещая долина (К. Ф. Макдорман и В. Швинд, пер.). В книге К. Д. Хенша, Л. Нельке и М. Планитцера (ред.), Uncanny интерфейсы (стр. 212–219). Гамбург, Германия: Текстем. ISBN 978-3864852176 дои : 10.5281/zenodo.3226987
- ^ Райхардт, Дж. (1978). Человеческие реакции на имитацию людей, или «Зловещая долина» Масахиро Мори. В книге «Роботы: факты, вымысел и предсказания». Нью-Йорк: Пингвин.
Источники
[ редактировать ]- Ройл, Николас (2003). Странное . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-5561-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение сверхъестественного в Викисловаре
- Фрейд, «Жуткое».