Jump to content

сверхъестественный

Repliee Q2 — это реалистичный робот, который некоторые считают сверхъестественным, разработанный робототехниками из Университета Осаки . Он может имитировать такие человеческие функции, как моргание, дыхание и речь, со способностью распознавать и обрабатывать речь и прикосновения, а затем реагировать тем же.

Жуткое это психологическое переживание события или вещи, которое тревожит и кажется странно знакомым, а не просто загадочным. [1] Этот феномен используется для описания инцидентов, когда знакомое существо встречается в пугающем, жутком или табуированном контексте. [2] [3]

Эрнст Йентч изложил концепцию сверхъестественного, позже развитую Зигмундом Фрейдом в его эссе 1919 года «Das Unheimliche», в котором исследуется жуткая природа кукол и восковых фигур. [4] Для Фрейда сверхъестественное заключено в необычности обычного. [3] Развивая эту идею, психоаналитический теоретик Жак Лакан писал, что сверхъестественное помещает нас «в область, где мы не знаем, как отличить плохое от хорошего, удовольствие от неудовольствия», что приводит к непреодолимой тревоге , указывающей на Реальное . [5] Эта концепция с тех пор была подхвачена множеством мыслителей и теоретиков, таких как « робототехника Масахиро Мори . Зловещая долина» [6] и Юлии Кристевой концепция отвращения . [7]

Этимология

[ редактировать ]

Слово «Кэнни» происходит от англосаксонского корня «кен» : «знание, понимание или познание; ментальное восприятие: идея, находящаяся за пределами нашего понимания ». [8] Таким образом, сверхъестественное — это нечто, находящееся за пределами привычного знания или восприятия.

Немецкий идеализм

[ редактировать ]

Философ Ф.В. Шеллинг поднял вопрос о сверхъестественном в своей поздней «Философии мифологии» 1837 года, постулируя, что гомеровская ясность была построена на предварительном подавлении сверхъестественного. [9]

В рукописи «Воля к власти» немецкий философ Фридрих Ницше называет нигилизм «самым странным из всех гостей», а ранее в «Генеалогии морали» он утверждает, что именно «воля к истине» разрушила метафизику , лежащую в основе ценности западной культуры . Поэтому он придумал фразу «европейский нигилизм», чтобы описать состояние, от которого страдают те идеалы Просвещения , которые, казалось бы, обладают сильными ценностями, но подрывают сами себя.

Эрнст Йентш

[ редактировать ]

Жуткое впервые было психологически исследовано Эрнстом Йентчем в эссе 1906 года « О психологии сверхъестественного» . Йентч определяет Жуткое как: продукт «...интеллектуальной неопределенности; так что жуткое всегда будет как бы чем-то, в чем человек не разбирается. Чем лучше ориентирован человек в своем окружении, тем с меньшей готовностью у него сложится впечатление чего-то сверхъестественного относительно предметов и событий в нем». [4] Он подробно останавливается на его использовании в художественной литературе:

При рассказывании истории одним из наиболее успешных способов легкого создания сверхъестественных эффектов является оставить читателя в неуверенности в том, является ли конкретная фигура в истории человеком или автоматом, и сделать это таким образом, чтобы его внимание не было сосредоточено. непосредственно на его неуверенность, чтобы его не заставили немедленно вникнуть в этот вопрос и прояснить его. [4]

Йентч называет немецкого писателя Э.Т.А. Хоффмана писателем, который использует в своих работах сверхъестественные эффекты, уделяя особое внимание рассказу Гофмана «Песочный человек» (« Der Sandmann »), в котором изображена реалистичная кукла Олимпия.

Зигмунд Фрейд

[ редактировать ]

Концепция сверхъестественного была позже развита и развита Зигмундом Фрейдом в его эссе 1919 года «Das Unheimliche» или «Жуткое», которое также опирается на работы Гофмана (которого Фрейд считает «непревзойденным мастером сверхъестественного в литературе»). "). Однако он критикует веру Йентча в то, что Олимпия является центральным сверхъестественным элементом истории (« Песочный человек »):

Я не могу думать — и надеюсь, что большинство читателей повести со мной согласятся, — что тема куклы Олимпии, которая, по всей видимости, является живым существом, является каким-либо образом единственным или даже самым важным элементом, который должен нести ответственность за беспрецедентную атмосферу жуткости, вызванную этой историей. [4]

Вместо этого Фрейд использует совершенно другой элемент истории, а именно, «идею лишения глаз», чтобы стать «более ярким примером сверхъестественного» в рассказе. В оставшейся части своего эссе он сосредотачивается на глазах и их сходстве с мужской тревогой кастрации , а также на том, как эта тревога может привести к тому, что мужская аудитория почувствует нечто сверхъестественное из-за идеи, что у них лишают мужественности , что иллюстрируется Фрейдом как центральная идея. источник мужского страха.

В оставшейся части эссе Фрейд идентифицирует сверхъестественные эффекты, возникающие в результате случаев «повторения одного и того же», связывая эту концепцию с концепцией навязчивого повторения . [10] Он включает в себя случаи, когда человек теряется и случайно возвращается по своим следам, а также случаи, когда случайные числа повторяются, по-видимому, осмысленно (здесь можно сказать, что Фрейд является прообразом концепции, которую Юнг позже назовет синхронистичностью ). Он также обсуждает сверхъестественную природу Отто Ранка концепции «двойника» .

Фрейд конкретно описывает аспект Жуткого, заимствованный из немецкой этимологии. Сопоставляя немецкое прилагательное unheimlich с его основным словом heimlich («скрытый, скрытый, тайный»), он предполагает, что социальное табу часто порождает ауру не только благочестивого почтения, но даже в большей степени ужаса и даже отвращения, поскольку табу гласит: предмета порождает банальное предположение, что то, что скрыто от глаз общественности (ср. метафору глаза или зрения ), должно быть опасной угрозой и даже мерзостью – особенно, если скрытый предмет явно или предположительно имеет сексуальный характер. По сути, Жуткое — это то, что бессознательно напоминает нам о нашем собственном Ид , наших запретных и, следовательно, подавленных импульсах — особенно когда их помещают в контекст неопределенности, который может напомнить о инфантильных убеждениях во всемогуществе мысли. [3] Такие сверхъестественные элементы воспринимаются нашим Супер-Эго, охваченным эдипальной виной, как угрозу , поскольку оно боится символической кастрации посредством наказания за отклонение от социальных норм. Таким образом, предметы и люди, на которых мы проецируем самой жуткой наши собственные подавленные импульсы, становятся для нас угрозой, жуткими монстрами и уродами, похожими на сказочных народных дьяволов, и впоследствии часто становятся козлами отпущения, которых мы обвиняем во всех видах предполагаемых страданий и бедствий. и болезни.

Что нас больше всего интересует в этом длинном отрывке, так это то, что среди различных оттенков значения слова heimlich имеется один, идентичный его противоположности unheimlich . Таким образом, то, что является heimlich, становится unheimlich . [...] В общем, нам напоминают, что слово heimlich не является однозначным, а принадлежит к двум группам идей, которые, хотя и не противоречат друг другу, но очень различны: с одной стороны, оно означает то, что знакомо и приятно, и с другой – то, что скрыто и скрыто от глаз. Нам говорят, что Unheimlich обычно употребляется как противоположность только первому значению heimlich , но не второму. [...] С другой стороны, мы замечаем, что Шеллинг говорит нечто, что проливает совершенно новый свет на концепцию Unheimlich , к чему мы, конечно, не были готовы. По его мнению, unheimlich все , что должно было оставаться тайным и скрытым, но вышло на свет.

[...]

Изучение снов, фантазий и мифов научило нас тому, что тревога за глаза, страх ослепнуть [составляющий центральную тему в «Песочном человеке»] часто достаточно заменяет страх быть кастрированным. Самоослепление мифического преступника Эдипа было просто смягченной формой наказания кастрацией – единственным наказанием, которое было для него адекватным по lex talionis . [...] Все дальнейшие сомнения устраняются, когда мы узнаем подробности их «комплекса кастрации» из анализа невротических пациентов и осознаем его огромную важность в их психической жизни. [4]

После Фрейда Жак Лакан на своем семинаре 1962–1963 годов «L'angoisse» («Тревога») использовал Unheimlich «via regia», чтобы проникнуть на территорию тоски. [11] Лакан показал, как тот же самый образ, который соблазняет субъекта, заманивая его в нарциссический тупик, может внезапно, по случайности, показать, что он зависит от чего-то, от какого-то скрытого объекта, и, таким образом, субъект может в то же время понять, что он не автономен (5 декабря 1962 г.).

[ редактировать ]
Предполагаемая эмоциональная реакция людей сравнивается с антропоморфизмом робота в соответствии с робототехника Масахиро Мори теорией сверхъестественного . Зловещая долина — это область негативной эмоциональной реакции на роботов, которые кажутся «почти людьми». Движение усиливает эмоциональную реакцию.

Эта концепция тесно связана с Юлии Кристевой концепцией отвращения , согласно которой человек враждебно реагирует на что-то, насильственно выброшенное из символического порядка . Отвращение может быть сверхъестественным в том смысле, что наблюдатель может узнать что-то внутри отвратительного, возможно, то, чем оно было до того, как оно было «изгнано», но при этом испытывать отвращение к тому, что с самого начала заставило его быть изгнанным. Кристева делает особый акцент на сверхъестественном возвращении прошлого отвратительного по отношению к «жуткому незнакомцу». [12]

Садек Рахими отметил общую связь между сверхъестественным и прямыми или метафорическими визуальными отсылками, которую он объясняет с точки зрения основных процессов развития эго, в частности, как это развито в теории Лакана о стадии зеркала . [13] Рахими представляет широкий спектр свидетельств из различных контекстов, чтобы продемонстрировать, как сверхъестественные переживания обычно связаны с темами и метафорами зрения, слепоты, зеркал и других оптических образов. Он также представляет исторические свидетельства, свидетельствующие о сильном присутствии глазных и зеркальных тем и ассоциаций в литературной и психологической традиции, из которой возникло понятие «жуткое». По мнению Рахими, такие случаи сверхъестественного, как двойники , призраки , дежавю , альтер эго , самоотчуждение и раздвоение личности, фантомы, близнецы , живые куклы и т. д., имеют две общие черты: они тесно связаны с визуальными тропами и что это вариации на тему удвоения эго. [14]

робототехника Масахиро Мори В эссе о реакции человека на человекоподобные существа «Букими-но Тани Геншо» («Долина жуткого явления») описывается разрыв между знакомыми живыми людьми и их также знакомыми неодушевленными изображениями, такими как куклы, марионетки, манекены, протезы рук и т. д. роботы андроид. Сущности в долине находятся между этими двумя полюсами общих явлений. Мори заявил, что он сделал это наблюдение независимо от Йентча и Фрейда. [15] хотя ссылка была подделана Райхардтом и переводчиками, которые представили букими как нечто сверхъестественное . [16] [17] [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ройл, с. 1.
  2. ^ Ройл, с. VII.
  3. ^ Jump up to: а б с Д. Бэйт, Фотография и сюрреализм (2004), стр. 39–40.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Фрейд, Зигмунд (1919). «Странное» . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года.
  5. ^ Лакан, Жак (2005). Семинар, книга 10: Тоска . Хорхе Захар Редактор.
  6. ^ Мори, М. (2012). «Зловещая долина». IEEE Робототехника и автоматизация . 19 (2). Перевод Макдормана, К.Ф.; Кагеки, Норри: 98–100. дои : 10.1109/MRA.2012.2192811 .
  7. ^ Кристева, Юлия (31 июля 2018 г.). « Приближаясь к отвращению» из книги «Силы ужаса: эссе об отвращении» . Классические чтения по теории монстров : 91–100. дои : 10.1017/9781942401209.008 . ISBN  9781942401209 .
  8. ^ «Определение кена» . Словарь.com .
  9. ^ А. Видлер, Архитектурное жутковатое (1993), с. 26
  10. ^ Н. Ройл, The Uncanny (2003), с. 90
  11. ^ А. Видлер, Архитектурное зло (1994), с. 224
  12. ^ С. Бердсворт, Юлия Кристева (2012), стр. 189–92.
  13. ^ «Лакан: Зеркальная сцена» . www.english.hawaii.edu . Проверено 2 октября 2019 г.
  14. ^ Рахими, С. (июнь 2013 г.). «Эго, окуляр и сверхъестественное: почему метафоры видения занимают центральное место в описаниях сверхъестественного?». Международный журнал психоанализа . 94 (3). Уайли-Блэквелл : 453–476. дои : 10.1111/j.1745-8315.2012.00660.x . ПМИД   23781831 . S2CID   10856256 .
  15. ^ Йохум, Э.; Гольдберг К.: Культивируя сверхъестественное: Телесад и другие странности. В: Герат, Д.; Кроос, К.; Стеларк (Герсг): Роботы и искусство: исследование маловероятного симбиоза. С. 149–175. Сингапур 2015
  16. ^ Макдорман, К.Ф. (2019). Масахиро Мори и Зловещая долина: ретроспектива. В книге К. Д. Хенша, Л. Нельке и М. Планитцера (ред.), Uncanny интерфейсы (стр. 220–234). Гамбург, Германия: Текстем. ISBN   978-3864852176 дои : 10.5281/zenodo.3226274
  17. ^ Мори, М. (2019). Зловещая долина (К. Ф. Макдорман и В. Швинд, пер.). В книге К. Д. Хенша, Л. Нельке и М. Планитцера (ред.), Uncanny интерфейсы (стр. 212–219). Гамбург, Германия: Текстем. ISBN   978-3864852176 дои : 10.5281/zenodo.3226987
  18. ^ Райхардт, Дж. (1978). Человеческие реакции на имитацию людей, или «Зловещая долина» Масахиро Мори. В книге «Роботы: факты, вымысел и предсказания». Нью-Йорк: Пингвин.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 682d237f4ec639febbe69f4305d53400__1712594340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/00/682d237f4ec639febbe69f4305d53400.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uncanny - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)