жуткость
Жуткость – это состояние жуткости , вызывающее неприятное чувство страха или беспокойства . [1] Человека, который демонстрирует жуткое поведение, называют крипом . Определенные черты характера или хобби могут заставлять людей казаться жуткими в глазах других. Интернет описывается как все более жуткий. [2] Адам Коцко сравнил современную концепцию жуткости с фрейдистской концепцией unheimlich . Этот термин также использовался для описания паранормальных или сверхъестественных явлений.
История и исследования
[ редактировать ]В абстрактном смысле чувство «жуткости» субъективно: например, некоторые куклы описывались как жуткие. [1]
Прилагательное «жуткий», обозначающее чувство мурашек по телу, впервые было использовано в 1831 году. [3] но именно Чарльз Диккенс придумал и популяризировал термин «гады» в своем романе 1849 года «Дэвид Копперфильд». [4]
В 20 веке возникла ассоциация между принудительным целомудрием и жутким поведением. [5]
Концепция жуткости лишь недавно была официально рассмотрена в маркетинге в социальных сетях . [6]
Ощущение жуткости лишь недавно стало предметом психологических исследований, несмотря на широкое распространение этого слова в разговорной речи на протяжении многих лет. Фрэнк МакЭндрю из Нокс-колледжа — первый психолог, проведший эмпирическое исследование жуткости. [7]
Причины
[ редактировать ]В исследовании, проведенном Watt et al., состояние жуткости было связано с «чувством страха, нервозности, беспокойства или беспокойства», «неловкости или дискомфорта», «уязвимости или оскорбления». [8] : 61 Это состояние возникает при наличии жуткого элемента, которым может быть человек или, как недавно было замечено, новые технологии.
Частные лица
[ редактировать ]Жуткость может быть вызвана внешним видом особи. Еще одно исследование [7] исследовал характеристики, которые делают людей жуткими. Подавляющее большинство участников (около 95% участников как мужского, так и женского пола) считали, что жуткими людьми чаще являются мужчины, чем женщины. [7] : 12 Другое исследование, проведенное Watt et al. также обнаружили, что участники ассоциировали эктоморфный тип телосложения (более линейный) с жутким больше, чем два других типа телосложения (51% против мезоморфного , 24% и эндоморфного , 23%). Другие признаки жуткости включали низкую гигиену, особенно по словам участников женского пола, и растрепанный внешний вид. Участники также определили лицо как область с потенциально жуткими чертами: в частности, глаза и зубы. Обе эти физические особенности считались жуткими не только из-за их неприятного внешнего вида (например, косоглазие или кривые зубы), но также из-за движений и выражений, которые они вызывали (например, беглые движения глаз и странные улыбки). [8] : 61
На самом деле, внешность, похоже, не единственный фактор, делающий человека жутким: поведение также дает сигналы. [8] : 58 Такое поведение, как «необычное молчание и пристальное внимание (34%), преследование или скрытие (15%), ненормальное поведение (21%) или социально неловкое, «отрывочное» или подозрительное поведение (20%)» — все это способствует чувство жуткости, как описано в исследовании Watt et al. [8] : 61
Технология
[ редактировать ]Помимо других лиц, жуткими были названы новые технологии, такие как таргетированная маркетинговая реклама и искусственный интеллект.
Исследование Мура и соавт. [9] описал, какой аспект маркетинга участники маркетинга считают жутким. Основными тремя причинами являются следующие: использование инвазивной тактики, причинение дискомфорта и нарушение норм. Инвазивную тактику практикуют маркетологи, которые так много знают о потребителе, что реклама становится «жутко» персонализированной. Во-вторых, некоторая реклама создает дискомфорт, заставляя потребителя задаться вопросом «мотивы компании, рекламирующей продукт». Наконец, некоторые рекламные объявления нарушают социальные нормы, поскольку содержат неприемлемый контент, например, излишне сексуализируя его. [9] : 48
Именно обширные маркетинговые знания, используемые ненадлежащим образом, вместе с определенной потерей контроля над нашими данными, создают ощущение жуткости. [9] : 44
Еще один жуткий аспект технологии — искусственный интеллект, похожий на человека: этот феномен называется « зловещей долиной» .
Люди находят роботов жуткими, когда они начинают очень напоминать людей. Была выдвинута гипотеза, что причина, по которой их считают жуткими, заключается в том, что они нарушают наши представления о том, как должен выглядеть робот. Исследование, посвященное реакции детей на это явление, обнаружило доказательства, подтверждающие эту гипотезу. [10] : 1210
Эволюционное объяснение
[ редактировать ]Некоторые исследования выдвинули гипотезу, что жуткость — это эволюционная реакция на потенциально опасные ситуации. [7] : 10 Это может быть связано с механизмом, называемым обнаружением агентов , который заставляет людей ожидать, что злокачественные агенты будут нести ответственность за небольшие изменения в окружающей среде. МакЭндрю и др. иллюстрирует эту идею на примере человека, который слышит шум во время прогулки по темному переулку. Этот человек будет в состоянии повышенной готовности, опасаясь, что там находится какой-то опасный человек. Если бы это было не так, потери были бы небольшими. С другой стороны, если бы опасный человек действительно находился в переулке и его не насторожило это жуткое чувство, потеря могла бы быть значительной. [7] : 11
Таким образом, жуткость будет служить для предупреждения нас в ситуациях, в которых опасность не совсем очевидна, а скорее двусмысленна. В этом случае двусмысленность относится как к возможному наличию угрозы, так и к ее природе, например сексуальной или физической. [7] : 10 Жуткость «может находиться между незнанием и страхом» [8] : 58 в том смысле, что люди, испытывающие это, не уверены, действительно ли есть чего бояться или нет. Жуткие характеристики не просто вызваны потенциальной угрозой: на самом деле, эктоморфные типы телосложения не являются самыми мощными телами, и выражение лица также не является показателем физической силы. [8] : 63 Следовательно, жуткость связана не только с тем, насколько угрожающей является характеристика, в смысле того, насколько опасным и сильным может быть человек. Есть еще несколько аспектов, которые следует учитывать. [ нужны разъяснения ] [11] [ ненадежный источник? ]
Еще одна характеристика жуткости — непредсказуемое поведение. [7] : 12 Непредсказуемость связана с идеей двусмысленности. [7] : 11 Когда человек непредсказуем, невозможно предсказать, когда его поведение станет агрессивным: это добавляет неопределенности потенциально опасной ситуации. Эта теория подтверждается исследованиями. Мало того, что непредсказуемость прямо указана как жуткая характеристика, [7] : 13 но другие виды поведения, например, поведение, нарушающее нормы, косвенно связаны с непредсказуемостью. Такое поведение показывает, что человек не соответствует некоторым социальным стандартам, которых другие ожидали бы в данной ситуации. [12] : 773 Например, вышеупомянутое пристальное внимание к незнакомцам или отсутствие гигиены — поведение, которое заставляет нас чувствовать себя неловко или пугать, потому что оно не соответствует норме и, следовательно, не ожидается. В более общем плане участники были склонны определять жуткость как «отличающуюся» в том смысле, что поведение или внешний вид не являются социально приемлемыми. [8] : 62 Такие различия указывают на «социальное несоответствие». [7] : 10
У людей есть естественная система обнаружения такого несоответствия: физическое ощущение холода. [7] : 10 Когда человек напуган, он сообщает, что чувствует «озноб». Этот феномен изучался Леандером и др. в отношении невербальной мимикрии в социальных взаимодействиях, что означает непреднамеренное копирование поведения другого человека. Неуместная мимика может вызвать у человека ощущение, что с другим что-то не так. [12] : 772 Отсутствие невербальной мимики в дружеском общении или ее присутствие в профессиональной среде вызывает подозрения, поскольку не соответствует соответствующим социальным нормам. Людям остается задаваться вопросом, какое еще необычное поведение может проявлять другой. [12] : 773
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уэйд, Лиза (26 декабря 2015 г.). «Что такое «жуткость»?» . Социологические образы . Страницы общества . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Хеллер, Натан (9 июля 2015 г.). «Эпоха ужасов» . Культурный комментарий. Житель Нью-Йорка .
- ^ Харпер, Дуглас. "противный" . Интернет-словарь этимологии . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ МакРобби, Линда Родригес (29 октября 2015 г.). «О науке жуткости» . Смитсоновский журнал . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Флинт, Генри (1975). План высшей цивилизации .
В 1961–1962 гг. я пытался разработать теорию проблемы ползучести. Эта теория считала принудительное целомудрие определяющей характеристикой ползучести.
- ^ Риши, Бикрамджит; Бандиопадхьяй, Субир (2017). Современные проблемы маркетинга в социальных сетях . Рутледж. п. 195. ИСБН 978-1317193982 .
В этой главе мы даем определение жуткости и обсуждаем, чем отличаются конфиденциальность и воспринимаемая жуткость. Затем мы объясняем, почему жуткость имеет значение, и даем рекомендации, как минимизировать негативное влияние воспринимаемой жуткости на клиента.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к МакЭндрю, Фрэнк; Кенке, Сара С. (01 декабря 2016 г.). «О природе жуткости». Новые идеи в психологии . 43 : 10–15. doi : 10.1016/j.newideapsych.2016.03.003 . ISSN 0732-118X .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ватт, Марго К.; Мейтленд, Ребекка А.; Галлахер, Кэтрин Э. (январь 2017 г.). «Дело о «хиби-джиби»: исследование интуитивных суждений о «жуткости» ». Канадский журнал поведенческих наук . 49 (1). Американская психологическая ассоциация : 58–69. дои : 10.1037/cbs0000066 . S2CID 151348243 .
- ^ Jump up to: а б с Мур, Роберт С.; Мур, Мелисса Л.; Шанахан, Кевин Дж.; Горький, Алиша; Мак, Бритни (2015). «Жуткий маркетинг: три аспекта воспринимаемого чрезмерного нарушения конфиденциальности в Интернете» (PDF) . Журнал управления маркетингом . 25 (1). Ассоциация маркетингового менеджмента: 42–53.
- ^ Бринк, Кимберли А.; Грей, Курт; Веллман, Генри М. (июль 2019 г.). «Надвигается жуткость: чувства жуткой долины приобретаются в детстве». Развитие ребенка . 90 (4). Общество исследований развития детей: 1202–1214. дои : 10.1111/cdev.12999 . hdl : 2027.42/150519 . ПМИД 29236300 .
- ^ Пелло, Изумруд (8 июля 2021 г.). « Бармен из «Ангела-хранителя» вручает женщине секретную записку, чтобы выйти из «жуткой» ситуации: «Это может буквально спасти жизни» » . Яху . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Леандер, Н. Понт; Шартран, Таня Л.; Барг, Джон А. (июль 2012 г.). «Вы вызываете у меня озноб: воплощенные реакции на неуместное количество поведенческой мимикрии». Психологическая наука . 23 (7). Ассоциация психологических наук: 772–779. дои : 10.1177/0956797611434535 . ПМИД 22609538 . S2CID 206586096 .
Общие цитаты
[ редактировать ]- Коцко, Адам (2015). Жуткость . Издательство Джона Ханта. ISBN 9781782798453 .