Jump to content

жуткость

Жуткость – это состояние жуткости , вызывающее неприятное чувство страха или беспокойства . [1] Человека, который демонстрирует жуткое поведение, называют крипом . Определенные черты характера или хобби могут заставлять людей казаться жуткими в глазах других. Интернет описывается как все более жуткий. [2] Адам Коцко сравнил современную концепцию жуткости с фрейдистской концепцией unheimlich . Этот термин также использовался для описания паранормальных или сверхъестественных явлений.

История и исследования

[ редактировать ]

В абстрактном смысле чувство «жуткости» субъективно: например, некоторые куклы описывались как жуткие. [1]

Прилагательное «жуткий», обозначающее чувство мурашек по телу, впервые было использовано в 1831 году. [3] но именно Чарльз Диккенс придумал и популяризировал термин «гады» в своем романе 1849 года «Дэвид Копперфильд». [4]

В 20 веке возникла ассоциация между принудительным целомудрием и жутким поведением. [5]

Концепция жуткости лишь недавно была официально рассмотрена в маркетинге в социальных сетях . [6]

Ощущение жуткости лишь недавно стало предметом психологических исследований, несмотря на широкое распространение этого слова в разговорной речи на протяжении многих лет. Фрэнк МакЭндрю из Нокс-колледжа — первый психолог, проведший эмпирическое исследование жуткости. [7]

В исследовании, проведенном Watt et al., состояние жуткости было связано с «чувством страха, нервозности, беспокойства или беспокойства», «неловкости или дискомфорта», «уязвимости или оскорбления». [8] : 61  Это состояние возникает при наличии жуткого элемента, которым может быть человек или, как недавно было замечено, новые технологии.

Частные лица

[ редактировать ]

Жуткость может быть вызвана внешним видом особи. Еще одно исследование [7] исследовал характеристики, которые делают людей жуткими. Подавляющее большинство участников (около 95% участников как мужского, так и женского пола) считали, что жуткими людьми чаще являются мужчины, чем женщины. [7] : 12  Другое исследование, проведенное Watt et al. также обнаружили, что участники ассоциировали эктоморфный тип телосложения (более линейный) с жутким больше, чем два других типа телосложения (51% против мезоморфного , 24% и эндоморфного , 23%). Другие признаки жуткости включали низкую гигиену, особенно по словам участников женского пола, и растрепанный внешний вид. Участники также определили лицо как область с потенциально жуткими чертами: в частности, глаза и зубы. Обе эти физические особенности считались жуткими не только из-за их неприятного внешнего вида (например, косоглазие или кривые зубы), но также из-за движений и выражений, которые они вызывали (например, беглые движения глаз и странные улыбки). [8] : 61 

На самом деле, внешность, похоже, не единственный фактор, делающий человека жутким: поведение также дает сигналы. [8] : 58  Такое поведение, как «необычное молчание и пристальное внимание (34%), преследование или скрытие (15%), ненормальное поведение (21%) или социально неловкое, «отрывочное» или подозрительное поведение (20%)» — все это способствует чувство жуткости, как описано в исследовании Watt et al. [8] : 61 

Технология

[ редактировать ]

Помимо других лиц, жуткими были названы новые технологии, такие как таргетированная маркетинговая реклама и искусственный интеллект.

Исследование Мура и соавт. [9] описал, какой аспект маркетинга участники маркетинга считают жутким. Основными тремя причинами являются следующие: использование инвазивной тактики, причинение дискомфорта и нарушение норм. Инвазивную тактику практикуют маркетологи, которые так много знают о потребителе, что реклама становится «жутко» персонализированной. Во-вторых, некоторая реклама создает дискомфорт, заставляя потребителя задаться вопросом «мотивы компании, рекламирующей продукт». Наконец, некоторые рекламные объявления нарушают социальные нормы, поскольку содержат неприемлемый контент, например, излишне сексуализируя его. [9] : 48 

Именно обширные маркетинговые знания, используемые ненадлежащим образом, вместе с определенной потерей контроля над нашими данными, создают ощущение жуткости. [9] : 44 

Еще один жуткий аспект технологии — искусственный интеллект, похожий на человека: этот феномен называется « зловещей долиной» .

Люди находят роботов жуткими, когда они начинают очень напоминать людей. Была выдвинута гипотеза, что причина, по которой их считают жуткими, заключается в том, что они нарушают наши представления о том, как должен выглядеть робот. Исследование, посвященное реакции детей на это явление, обнаружило доказательства, подтверждающие эту гипотезу. [10] : 1210 

Эволюционное объяснение

[ редактировать ]

Некоторые исследования выдвинули гипотезу, что жуткость — это эволюционная реакция на потенциально опасные ситуации. [7] : 10  Это может быть связано с механизмом, называемым обнаружением агентов , который заставляет людей ожидать, что злокачественные агенты будут нести ответственность за небольшие изменения в окружающей среде. МакЭндрю и др. иллюстрирует эту идею на примере человека, который слышит шум во время прогулки по темному переулку. Этот человек будет в состоянии повышенной готовности, опасаясь, что там находится какой-то опасный человек. Если бы это было не так, потери были бы небольшими. С другой стороны, если бы опасный человек действительно находился в переулке и его не насторожило это жуткое чувство, потеря могла бы быть значительной. [7] : 11 

Таким образом, жуткость будет служить для предупреждения нас в ситуациях, в которых опасность не совсем очевидна, а скорее двусмысленна. В этом случае двусмысленность относится как к возможному наличию угрозы, так и к ее природе, например сексуальной или физической. [7] : 10  Жуткость «может находиться между незнанием и страхом» [8] : 58  в том смысле, что люди, испытывающие это, не уверены, действительно ли есть чего бояться или нет. Жуткие характеристики не просто вызваны потенциальной угрозой: на самом деле, эктоморфные типы телосложения не являются самыми мощными телами, и выражение лица также не является показателем физической силы. [8] : 63  Следовательно, жуткость связана не только с тем, насколько угрожающей является характеристика, в смысле того, насколько опасным и сильным может быть человек. Есть еще несколько аспектов, которые следует учитывать. [ нужны разъяснения ] [11] [ ненадежный источник? ]

Еще одна характеристика жуткости — непредсказуемое поведение. [7] : 12  Непредсказуемость связана с идеей двусмысленности. [7] : 11  Когда человек непредсказуем, невозможно предсказать, когда его поведение станет агрессивным: это добавляет неопределенности потенциально опасной ситуации. Эта теория подтверждается исследованиями. Мало того, что непредсказуемость прямо указана как жуткая характеристика, [7] : 13  но другие виды поведения, например, поведение, нарушающее нормы, косвенно связаны с непредсказуемостью. Такое поведение показывает, что человек не соответствует некоторым социальным стандартам, которых другие ожидали бы в данной ситуации. [12] : 773  Например, вышеупомянутое пристальное внимание к незнакомцам или отсутствие гигиены — поведение, которое заставляет нас чувствовать себя неловко или пугать, потому что оно не соответствует норме и, следовательно, не ожидается. В более общем плане участники были склонны определять жуткость как «отличающуюся» в том смысле, что поведение или внешний вид не являются социально приемлемыми. [8] : 62  Такие различия указывают на «социальное несоответствие». [7] : 10 

У людей есть естественная система обнаружения такого несоответствия: физическое ощущение холода. [7] : 10  Когда человек напуган, он сообщает, что чувствует «озноб». Этот феномен изучался Леандером и др. в отношении невербальной мимикрии в социальных взаимодействиях, что означает непреднамеренное копирование поведения другого человека. Неуместная мимика может вызвать у человека ощущение, что с другим что-то не так. [12] : 772  Отсутствие невербальной мимики в дружеском общении или ее присутствие в профессиональной среде вызывает подозрения, поскольку не соответствует соответствующим социальным нормам. Людям остается задаваться вопросом, какое еще необычное поведение может проявлять другой. [12] : 773 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Уэйд, Лиза (26 декабря 2015 г.). «Что такое «жуткость»?» . Социологические образы . Страницы общества . Проверено 17 сентября 2022 г.
  2. ^ Хеллер, Натан (9 июля 2015 г.). «Эпоха ужасов» . Культурный комментарий. Житель Нью-Йорка .
  3. ^ Харпер, Дуглас. "противный" . Интернет-словарь этимологии . Проверено 10 августа 2021 г.
  4. ^ МакРобби, Линда Родригес (29 октября 2015 г.). «О науке жуткости» . Смитсоновский журнал . Проверено 10 августа 2021 г.
  5. ^ Флинт, Генри (1975). План высшей цивилизации . В 1961–1962 гг. я пытался разработать теорию проблемы ползучести. Эта теория считала принудительное целомудрие определяющей характеристикой ползучести.
  6. ^ Риши, Бикрамджит; Бандиопадхьяй, Субир (2017). Современные проблемы маркетинга в социальных сетях . Рутледж. п. 195. ИСБН  978-1317193982 . В этой главе мы даем определение жуткости и обсуждаем, чем отличаются конфиденциальность и воспринимаемая жуткость. Затем мы объясняем, почему жуткость имеет значение, и даем рекомендации, как минимизировать негативное влияние воспринимаемой жуткости на клиента.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к МакЭндрю, Фрэнк; Кенке, Сара С. (01 декабря 2016 г.). «О природе жуткости». Новые идеи в психологии . 43 : 10–15. doi : 10.1016/j.newideapsych.2016.03.003 . ISSN   0732-118X .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ватт, Марго К.; Мейтленд, Ребекка А.; Галлахер, Кэтрин Э. (январь 2017 г.). «Дело о «хиби-джиби»: исследование интуитивных суждений о «жуткости» ». Канадский журнал поведенческих наук . 49 (1). Американская психологическая ассоциация : 58–69. дои : 10.1037/cbs0000066 . S2CID   151348243 .
  9. ^ Jump up to: а б с Мур, Роберт С.; Мур, Мелисса Л.; Шанахан, Кевин Дж.; Горький, Алиша; Мак, Бритни (2015). «Жуткий маркетинг: три аспекта воспринимаемого чрезмерного нарушения конфиденциальности в Интернете» (PDF) . Журнал управления маркетингом . 25 (1). Ассоциация маркетингового менеджмента: 42–53.
  10. ^ Бринк, Кимберли А.; Грей, Курт; Веллман, Генри М. (июль 2019 г.). «Надвигается жуткость: чувства жуткой долины приобретаются в детстве». Развитие ребенка . 90 (4). Общество исследований развития детей: 1202–1214. дои : 10.1111/cdev.12999 . hdl : 2027.42/150519 . ПМИД   29236300 .
  11. ^ Пелло, Изумруд (8 июля 2021 г.). « Бармен из «Ангела-хранителя» вручает женщине секретную записку, чтобы выйти из «жуткой» ситуации: «Это может буквально спасти жизни» » . Яху . Проверено 9 июля 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Леандер, Н. Понт; Шартран, Таня Л.; Барг, Джон А. (июль 2012 г.). «Вы вызываете у меня озноб: воплощенные реакции на неуместное количество поведенческой мимикрии». Психологическая наука . 23 (7). Ассоциация психологических наук: 772–779. дои : 10.1177/0956797611434535 . ПМИД   22609538 . S2CID   206586096 .

Общие цитаты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1e615022878c523e215239700eb286f__1721963700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/6f/d1e615022878c523e215239700eb286f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Creepiness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)