Итальянская готическая архитектура
Годы активности | 12-15 века |
---|---|
Расположение | Италия |
Готическая архитектура появилась в процветающих независимых городах-государствах Италии в XII веке, одновременно с ее появлением в Северной Европе . Фактически, в отличие от других регионов Европы, он не заменил романскую архитектуру , и итальянские архитекторы не испытали на ней большого влияния. Однако в каждом городе сложились свои особенные вариации стиля. [1]
Итальянские архитекторы предпочитали сохранять традиционные методы строительства, сложившиеся в предыдущие века; архитектурные решения и технические новшества французской готики использовались редко. Парящая высота имела меньшее значение, чем в Северной Европе. Во многих регионах наиболее распространенным строительным материалом был кирпич, а не камень, а для отделки широко использовался мрамор. [2] В 15 веке, когда готический стиль доминировал как в Северной Европе, так и на Итальянском полуострове, Северная Италия стала родиной архитектуры эпохи Возрождения . [1]
Хронология
[ редактировать ]- Прибытие цистерцианской и францисканской архитектуры (начало 13 века)
- Ранняя готика (ок. 1228–1290)
- Зрелая готика (1290–1385)
- Поздняя готика (с 1385 по 16 век)
Ранняя итальянская готика (13 век)
[ редактировать ]Готический стиль впервые был представлен в Италии в 12 веке монахами цистерцианского и францисканского орденов . Цистерцианский орден был основан во Франции в 1098 году как отколовшийся от Бенедиктинского ордена , который цистерцианцы считали слишком слабым. Цистерцианцы были полны решимости более строго следовать Правилу святого Бенедикта . Они строили строгие церкви сначала в романском стиле, а затем с готическими чертами, но с полным отсутствием декора. Цистерцианцы запретили любые формы искусства, скульптуры и витражей. Колокольни отсутствовали или были очень простыми. Не разрешалось ничего, что не имело бы существенной практической цели. Эти церкви обычно находились далеко от центра городов. Первыми готическими сооружениями в Италии были цистерцианские церкви аббатства Фосанова и аббатства Казамари , построенные по образцу цистерцианских церквей в герцогстве Бургундском , в частности оригинальной цистерцианской церкви аббатства Сито . [3] Казамари изначально был построен как бенедиктинская церковь, но был полностью перестроен, чтобы соответствовать стандартам простоты и строгости цистерцианцев. [1] Цистерцианцы построили несколько церквей по всему итальянскому полуострову, в основном в сельской местности. Они дошли до Сицилии , где построили незавершенную базилику Морпурго недалеко от Лентини в провинции Сиракузы , начатую в 1225 году. [4]
Распространению французского стиля готики, введенного цистерцианцами, противостояла иерархия католической церкви в Риме , которая предпочитала возвращение к более раннему стилю архитектуры при Константине Великом и Византийской империи . Первая готическая церковь в Риме, Санта-Мария-сопра-Минерва , доминиканская церковь, была копией Санта-Мария-Новелла во Флоренции и начала строиться только в 1280 году. [4]
- Цистерцианское аббатство Фоссанова (основано в 1208 г.)
- Аббатство Казамари (перестроено в 1207–1213 гг.)
- Интерьер аббатства Казамари
Францисканцы . были основаны святым Франциском Ассизским в 1208 году. Их доктрина призывала донести свою весть до широких слоев населения, что означало строительство церквей с большими нефами без каких-либо визуальных препятствий для проповеди проповедей большим собраниям В отличие от цистерцианских церквей, они приветствовали искусство в своей архитектуре. Верхние части их первой крупной церкви, базилики Сан-Франческо Ассизского (1228–1253 гг.), были украшены красочными фресками Чимабуэ , изображающими жизнь Святых. [1] Базилика имела форму простого латинского креста и не имела ни малейшего стремления к высоте французской готики. Он был построен из кирпича, покрыт изнутри штукатуркой. Витражи были уменьшены в размерах, просты и бесцветны. [5]
Францисканцы построили еще одну важную церковь, Сан-Франческо, Болонья , в (1236–1230 гг.), Которая была ближе к модели французской готики. Он был построен из красного кирпича, что положило начало традиции архитектуры Болоньи, продолжавшейся два столетия. Фасад был похож на фасад романских церквей, но внутри имел более готическую форму, с нефами, амбулаторией с расходящимися часовнями и контрфорсами. Другие важные ранние здания включали Пармский баптистерий Бенедетто Антелами и базилику Сант-Андреа в Верчелли , которая показала влияние Антелами.
- Базилика Сан-Франческо Ассизского (завершено в 1263 г.)
- Неф верхней базилики Сан-Франческо в Ассизи с фресками Чимабуэ.
- Сан-Франческо, Болонья (1236–1263)
- Интерьер Сан-Франческо, Болонья
Сиенский собор (1215–1263 гг.), строительство которого началось в середине 13 века, является еще одной важной достопримечательностью ранней итальянской готики. Его интерьер представляет собой смесь готических и романских элементов, таких как куполообразная перекрестная башня и горизонтальная обвязка внутренних колонн полихромным мрамором. Самой яркой и оригинальной готической особенностью является украшенный фасад на западном конце со скульптурным декором, спроектированным и частично вырезанным Джованни Пизано в 1284–1320 годах. [6]
- Фасад Сиенского собора (1215–1263 гг.)
- Алтарь и полихромные мраморные колонны Сиенского собора
- Церковь Санта-Мария-делла-Спина , Пиза (1230 г.)
- Базилика Сант-Антонио Падуанский
- Церковь Сан-Франческо, Болонья (1236–1263 гг.)
- Церковь Санта-Мария-Новелла , Флоренция.
Зрелая или высокая итальянская готика (14 век)
[ редактировать ]Флорентийский собор
[ редактировать ]Строительство ряда крупных итальянских готических зданий было начато в конце 13 века и завершено в 14 веке. Флорентийский собор , строительство которого было спроектировано Арнольфо ди Камбио , было начато в 1296 году. Он не отличается исключительной высотой, но в интерьере создается ощущение простора, создаваемое слиянием нефа и проходов. Работа продвигалась очень медленно. Колокольня, спроектированная Джотто , была начата в 1334 году. Работы продолжились после смерти Джотто в 1337 году, сначала при Андреа Пизани, а затем, в 1350-х годах, Франческо Таленти . Колокольня квадратная, украшена мрамором с прямолинейными панелями и соответствует итальянской романской традиции. Он был во многом создан по образцу более старого баптистерия (1060–1150 гг.). [6]
Планы собора были изменены между 1357 и 1360 годами несколькими комитетами художников, скульпторов и художников, отдавая приоритет украшению. Городские власти Флоренции очень серьезно отнеслись к нему как к гражданскому памятнику, финансируя его за счет налога со всех жителей города мужского пола и даже понизив уровень улиц вокруг него, чтобы он был более заметен. Новый измененный план, принятый в 1366 году, предусматривал создание массивного купола такой же ширины, как объединенный неф и проходы, на восьмиугольном основании с тремя апсидами. Технические проблемы строительства такого большого купола не были решены до 15 века с появлением нового плана Брунеллески . [6] Довольно простой первоначальный фасад был снесен, чтобы построить купол; нынешний фасад был построен только в 19 веке. Восточная часть собора в значительной степени сохраняет свою первоначальную готическую архитектуру.
- Модель оригинального фасада
- Дуомо (15 век) и колокольня (14 век) Флорентийского собора (1296–1366).
- Готический восточный конец Флорентийского собора
Кафедральный собор Орвието
[ редактировать ]Строительство собора Орвието заняло три столетия, с 1290 по 1591 год, почти весь период готики. Он был основан Папой Урбаном IV как паломническая церковь для демонстрации реликвии провозглашенного чуда, капрала Больсены . Архитектура фасада выполнена в основном романском стиле. [7]
В 1309 году мастером-строителем стал Лоренцо Майтани , архитектор и скульптор из Сиены. Он переработал планы, чтобы придать им большую структурную целостность и более унифицированную форму. Первоначальный план фасада был создан по образцу Сиенского собора. При Майтани он постепенно стал витриной готического искусства; внутренняя и верхняя части фасада были украшены мозаикой, скульптурными фигурами и рельефами из мрамора и бронзы. [6] Верхние части мозаики фасада позолочены. В интерьере наиболее яркими чертами являются полосчатые полихромные колонны и стены, покрытые фресками. [6] [8]
Ряд церквей в этот период следовали стилю Сан-Франческо в Болонье и были построены из красного кирпича, оштукатуренного внутри, а не из камня. Архитекторы многих итальянских готических церквей игнорировали использование аркбутанов во французской готике и использовали деревянные связующие балки через неф для поддержки верхних стен. [9]
- Фасад собора Орвието
- Неф собора Орвието
Поздняя готика (конец 14 века)
[ редактировать ]
Миланский собор
[ редактировать ]Миланский собор , также называемый Дуомо, был начат в конце четырнадцатого века. Это был один из самых амбициозных итальянских готических соборов и один из немногих, в котором были адаптированы многие структурные особенности французской готики, включая контрфорс и арочный ребристый свод . Он также имеет богато украшенный внешний вид со множеством башен и крокетов, а также большим количеством статуй и рельефов. Работы начались в 1387 году, в основном на основе планов двух французских соборов, Буржского собора и Ле-Манского собора , с планом высокого центрального нефа, ступенчато спускающегося вниз по проходам. В то же время он следовал итальянскому предпочтению большого внутреннего пространства. В планировании и ранней работе участвовало огромное количество выдающихся мастеров-каменщиков со всей Европы, в том числе Жан Миньо и Николя де Бонавентура из Парижа, Ганс Парлер из Германии и известный итальянский математик Габриэле Сторналоко. [9]
Строительство продолжалось с многочисленными перерывами на протяжении веков; окончательно он был завершен только в 1965 году; стиль в целом был сохранен неизменным, особенно в отношении внешнего вида, но, например, двери и окна на переднем фасаде имеют классические дверные коробки эпохи Возрождения и Барокко. Его примечательные особенности включают гигантские колонны, чьи богато украшенные капители посередине колонн украшены статуями; бледно-розовый мрамор, облицовывающий интерьер и экстерьер; и лес каменных вершин, украшающий верхние части. [9] Хотя интерьер полностью выполнен в итальянском стиле, снаружи он покрыт декоративным узором, похожим на стиль искусственный шелк в Северной Европе. [10]
, построенная в основном в 15 веке Чертоза в Павии , построенная правителями Милана к югу от города, демонстрирует аналогичный экстравагантно украшенный стиль, но теперь переходящий в классическое возрождение эпохи Возрождения.
- Сводчатый потолок и капители колонн со статуями
- Глядя вверх в Чертозу Павии
- Базилика Санта-Кроче, Флоренция
- Палаццо Веккьо , Флоренция
- Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари , Венеция.
- Базилика Сан-Петронио в Болонье.
Венецианская готика (14–15 века)
[ редактировать ]В XIV и XV веках было построено несколько новых церквей в стиле венецианской готики, в том числе церковь францисканцев Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари , начатая в 1340 году. Построенная из кирпича, она имела три нефа и апсиду с шестью излучающие часовни и ребристые своды, исходящие из массивных цилиндрических колонн. [11] Доминиканцы также построили новую церковь Санти Джованни э Паоло (15 век) с тремя нефами, разделенными колоннами, с готическими капителями, арками и декором. Пожар 1419 года сильно повредил базилику Святого Марка , что потребовало строительства нового южного фасада. Он был богато украшен множеством готических башен и шатров. [11]
- Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (начало 1340 г.)
- Интерьер Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.
- Святые Иоанн и Павел (15 в.)
- Интерьер Санти Джованни э Паоло
- Готическая линия крыши южного фасада базилики Святого Марка.
Самыми оригинальными образцами венецианской готики были не церкви, а дворцовые резиденции, построенные для венецианских аристократов и купцов. Пика расцвета Венецианская республика достигла в 15 веке, особенно после падения Византийской империи в 1453 году, что сделало Венеция – торговый центр Восточного Средиземноморья. [11] Дворец дожей , строительство которого было начато в середине 14 века, но значительно расширено в 1420-х годах, включал в себя апартаменты дожей, палаты советов, суды, тюрьму и зал заседаний нижней палаты венецианского парламента. Первый и второй этажи имели двойную колоннаду, а верхние этажи были отделаны белым и розовым мрамором с тонкими геометрическими узорами. [12]
Основными примерами аристократических резиденций являются Палаццо Пизани и Палаццо Фоскари , но самым известным примером является Ка' д'Оро , или «Золотой дом», построенный между 1421 и 1444 годами для Марко Контарини. Он имел портик и двойную галерею, которые изначально были позолочены, что и дало дворцу свое название. [11]
- Дворец дожей , Венеция (середина 14 – 15 вв.)
- Ка д'Оро на Большом канале (1421–1444 гг.)
Гражданское планирование и светская архитектура
[ редактировать ]Начиная со второй половины 13 века, Италия произвела больше образцов светской готической архитектуры, чем другие части Европы. Здания часто строились Капитаном дель Популо каждого города, организацией, которая представляла гильдии и богатых купцов города. Основные примеры включают Капитано дель Пополо в Орвието , Палаццо Коммунале в Пьяченце и массивный Палаццо дель Капитано, или Барджелло , во Флоренции . [9] Другие важные примеры можно найти в Сиене, Флоренции и Венеции. Они проиллюстрировали важность итальянских городов как банковских центров и растущую гражданскую гордость. Эти здания были открыты снаружи, с лоджиями на первом этаже, большими верхними окнами, балконами и наружными лестницами, а также часто имели большие залы, украшенные фресками. [9]
Еще одним ярким примером готического городского планирования является веерообразная Кампо, или городская площадь, в Сиене , над которой доминируют Палаццо Публико (1298–1348) и Торре делла Манджа, самая высокая муниципальная башня в Италии. Флоренция построила аналогичный муниципальный дворец, Палаццо Веккьо (1299–1310), хотя он сохранил многие черты крепости. Ярким примером частного флорентийского дворца является Лоджия делла Синьория (1370-е годы), расположенная рядом с Палаццо Веккьо, круглые арки и линия крыши которого предполагают грядущий Ренессанс. [12]
- Палаццо Веккьо (1299–1310) во Флоренции.
- Лестница и внутренний двор Барджелло во Флоренции (начало 1255 г.)
Замки и укрепления
[ редактировать ]В Сицилийском Королевстве в начале 13 века важную программу гражданского и военного строительства продвигал сицилийский король Фридрих II , который был императором Священной Римской империи и через свою мать Констанцию, королеву Сицилии, внука великого норманнского короля. Рожер II Сицилийский . Император призвал архитекторов и мастеров, построивших цистерцианские монастыри, построить замки и укрепления. Наиболее важные сооружения включают Кастель-дель-Монте в Апулии и Кастелло-Маниаче, защищающий гавань Сиракуз в Италии . [4]
- Кастель-дель-Монте в Апулии (1240-е гг.)
- Замок Маньяс в Сиракузах, Сицилия (1232–1240 гг.)
См. также
[ редактировать ]- Готическая архитектура
- Готические соборы и церкви
- Венецианская готика
- Хронология итальянской архитектуры
- Международное готическое искусство в Италии
Примечания и цитаты
[ редактировать ]Архитектура Италии |
---|
![]() |
Периоды и стили |
Дворцы и сады |
Известные работы |
Известные архитекторы |
По регионам |
Другие темы |
- ^ Jump up to: а б с д Уоткин 1986 , стр. 166–67.
- ↑ Британская энциклопедия, «Западная архитектура, итальянская готика» (получено 28 августа 2020 г.)
- ^ Мартиндейл 1993 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с Частель 2015 , с. 99.
- ^ Уоткин 1986 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б с д и Уоткин 1986 , с. 169.
- ^ «Собор Орвието» . Мир чудес.
- ^ «Собор Орвието» . Мир чудес.
- ^ Jump up to: а б с д и Уоткин 1986 , с. 170.
- ↑ Онлайн-энциклопедия «Британника», «Западная архитектура – итальянская готика – Миланский собор» (получено 28 августа 2020 г.)
- ^ Jump up to: а б с д Частель 2015 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Уоткин 1986 , с. 171.
Библиография
[ редактировать ]- Частель, Андре (2015) [1956]. Итальянское искусство (на французском языке). Фламмарион. ISBN 978-2-08137-056-2 .
- Мартиндейл, Эндрю (1993). Готическое искусство . Темза и Гудзон. ISBN 978-2-87811-058-6 .
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .