Цистерцианская архитектура


Цистерцианская архитектура — это стиль архитектуры, связанный с церквями , монастырями и аббатствами Римско -католического цистерцианского ордена . На него сильно повлиял аббат Бернар Клервоский (ум. 1153), который считал, что церкви следует избегать излишних украшений, чтобы не отвлекать от молитвы. Цистерцианская архитектура была простой и утилитарной. Хотя некоторые изображения религиозных предметов были разрешены, например распятие , сложные фигуры, распространенные в средневековых церквях, были запрещены. Бернард отметил их способность отвлекать монахов в известном письме. [1] [2] Ранняя цистерцианская архитектура демонстрирует переход между романской и готической архитектурой . Позже аббатства были построены в стилях ренессанса и барокко , которые по своей природе были более богато украшенными.
В строительном отношении здания делались по возможности из гладкого, бледного камня. Колонны , столбы и окна располагались на одном уровне основания, и если штукатурка вообще производилась, то она была предельно простой. Святилище сохранило простой стиль пропорций 1:2 как на высоте, так и на уровне пола. Чтобы сохранить внешний вид церковных зданий, цистерцианские памятники строились в чистом, рациональном стиле; и может считаться одним из самых красивых реликвий Средневековья . [3]
Большинство цистерцианских аббатств и церквей были построены в отдаленных долинах, вдали от городов и населенных пунктов; изоляция и потребность в самодостаточности породили новаторство среди цистерцианцев. Многие цистерцианские поселения демонстрируют ранние образцы гидротехники и водяных колес. После камня двумя наиболее важными строительными материалами были дерево и металл. Цистерцианцы также были искусными металлургами, и их умение обращаться с металлом было напрямую связано с развитием цистерцианской архитектуры и распространением готической архитектуры в целом.
Богословские принципы
[ редактировать ]
В середине XII века один из ведущих церковников своего времени, бенедиктинский аббат Сугер из Сен-Дени , объединил элементы нормандской архитектуры с элементами бургундской архитектуры (ребристые своды и остроконечные арки соответственно), что привело к тому, что позже было названо Готическая архитектура. [4] Эта «архитектура света» была призвана поднять наблюдателя «от материального к нематериальному». [5] – это был, по словам историка ХХ века Жоржа Дюби , «памятник прикладного богословия». [6] Чтобы добиться таких трогательных эффектов, интерьеры многих религиозных зданий были спроектированы так, чтобы их можно было наблюдать в определенное время дня, например, на восходе и закате солнца. [7] Святой Бернар рассматривал церковное убранство как отвлечение от благочестия. [8] и в одном из своих писем он осудил более энергичные формы украшения начала XII века: [9] [2]
Но в монастыре, на глазах читающих монахов, какой смысл в таком смешном чудовище, в странной какой-то стройной бесформенности? Зачем эти уродливые обезьяны, почему эти свирепые львы, почему чудовищные кентавры, почему полулюди, почему пятнистые тигры, почему боевые солдаты, почему трубящие охотники? … Короче говоря, повсюду такое разнообразие и такое разнообразие странных форм, что мы, возможно, предпочитаем читать шарики, а не книги. [9]
Эти настроения часто повторялись в средние века. [9] строителям цистерцианских монастырей пришлось принять стиль, который соответствовал многочисленным правилам, вдохновленным строгой эстетикой Бернара. [8] Однако сам орден был восприимчив к техническим усовершенствованиям готических принципов строительства и сыграл важную роль в его распространении по Европе. [8]
Эта новая цистерцианская архитектура воплощала идеалы ордена и была, по крайней мере, теоретически утилитарной и без лишнего украшения. [10] Одна и та же «рациональная интегрированная схема» использовалась по всей Европе для удовлетворения в значительной степени однородных потребностей порядка. [10] наряду с аналогичными предписаниями к литургии и музыке . Различные здания, в том числе капитул на востоке и общежития наверху, были сгруппированы вокруг монастыря и иногда были связаны с трансептом самой церкви ночной лестницей. [10] Обычно цистерцианские церкви имели крестообразную форму, с коротким пресвитерием для удовлетворения литургических нужд братьев, небольшими часовнями в трансептах для частной молитвы и нефом с приделом , разделенным примерно посередине перегородкой, отделяющей монахов от братьев-мирян. . [11]
Материнский дом ордена, аббатство Сито , фактически разработал самый передовой стиль живописи, по крайней мере, в иллюминированных рукописях , в течение первых десятилетий XII века, сыграв важную роль в развитии образа Древа Джесси . Однако Бернар Клервоский быстро приобрел влияние в ордене. Поскольку он был не склонен к изображениям, живопись прекратилась и в конце концов была вообще запрещена, вероятно, на основании пересмотренных правил, утвержденных в 1154 году. Распятия были разрешены, а позже снова стали появляться некоторые виды живописи и украшений. [12]
Недавно было показано, что «строгая» архитектура так называемого «плана бернардинцев» на самом деле вовсе не принадлежит Бернару, а лучше воспринимается как «классический цистерцианский план», компромиссный план более низких аскетических стандартов, направленный на при более широком институциональном признании. [13]
Строительство
[ редактировать ]
Строительные проекты церкви в эпоху Высокого Средневековья демонстрировали стремление к колоссальным масштабам: добывалось огромное количество камня, и то же самое можно сказать и о цистерцианских проектах. [14] Аббатство Фуаньи имело длину 98 метров (322 фута), а аббатство Восель - 132 метра (433 фута). [14] Монастырские постройки стали строиться полностью из камня, вплоть до самых скромных построек. В XII и XIII веках цистерцианские амбары имели каменный фасад, разделенный на неф и проходы либо деревянными столбами, либо каменными опорами. [15]
Цистерцианцы приобрели репутацию благодаря трудной задаче управления строительными площадками аббатств и соборов. [16] Известно, что родной брат святого Бернара, Ахард , руководил строительством многих аббатств, таких как аббатство Химмерод в Рейнской области. [16] Другими были Рауль в Сен-Жуэн-де-Марн , который позже стал там аббатом; Жоффруа д'Энье, отправленный в аббатство Фаунтинс в 1133 году; и Роберт, отправленный в аббатство Меллифонт в 1142 году. [16] Однажды аббат Ла-Трините в Вандоме одолжил монаха по имени Иоанн епископу -Мана Ле Хильдеберту де Лавардену для строительства собора; после завершения проекта Иоанн отказался вернуться в свой монастырь. [16]
Цистерцианцы «считали делом чести нанимать лучших резчиков по камню», и уже в 1133 году святой Бернар нанимал рабочих, чтобы помочь монахам возводить новые здания в Клерво. [17] XII века Именно в аббатстве Байленд в Йоркшире найден старейший зарегистрированный образец архитектурной трассировки. [18] Трассировки представляли собой архитектурные чертежи, вырезанные и нарисованные на камне на глубину 2–3 мм, показывающие архитектурные детали в масштабе. [18] Первая прорисовка в Байланде иллюстрирует западное окно-розетку , а вторая изображает центральную часть того же окна. [18] Позже на (идеализированной) иллюстрации второй половины XVI века были изображены монахи, работающие вместе с другими мастерами на строительстве аббатства Шенау . [17]
Из-за разнообразия цистерцианских сообществ историк Марсель Обер пришел к выводу, что, хотя в архитектуре присутствовал цистерцианский дух, цистерцианского архитектурного стиля никогда не было. [19]
Инженерное дело
[ редактировать ]Цистерцианский орден был весьма новаторским в разработке методов гидротехники для монастырей, основанных в отдаленных долинах. [8] В Испании один из самых ранних сохранившихся цистерцианских домов, Реал-монастерио-де-Нуэстра-Сеньора-де-Руэда в Арагоне , является хорошим примером такой ранней гидротехники, использующей большое водяное колесо для получения энергии и сложную систему циркуляции воды для центрального отопления . Большая часть этой практичности в цистерцианской архитектуре, да и в самом строительстве, стала возможной благодаря собственной технологической изобретательности ордена. Цистерцианцы, как известно, были искусными металлургами . [20] и как пишет историк Ален Эрланд-Бранденбург:
Качество цистерцианской архитектуры начиная с 1120-х годов напрямую связано с технологической изобретательностью Ордена. Они придавали большое значение металлу, как добыче руды, так и ее последующей переработке. В аббатстве Фонтене кузница находится не снаружи, как можно было бы ожидать, а внутри монастырской ограды: обработка металла, таким образом, была частью деятельности монахов, а не братьев-мирян. … Вполне вероятно, что этот эксперимент быстро распространился; Готическая архитектура не может быть понята иначе. [21]
Во многом прогресс архитектуры зависел от владения металлом, от его добычи до резки камня, особенно в отношении качества металлических инструментов, используемых в строительстве. [22] Металл также широко использовался готическими архитекторами, начиная с XII века, для изготовления тяг на арках, а затем и для армированного камня в стиле Районнант . [23] Другой строительный материал, древесина, оказался в дефиците после резкой вырубки лесов в 10 и 11 веках. [24] Цистерцианцы действовали с особой осторожностью в бережном управлении и сохранении своих лесов. [25]
Наследие
[ редактировать ]
Цистерцианское аббатство Фонтене во Франции. [26] Фонтаны в Англии, [27] Алкобаса в Португалии, [28] Поблет в Испании [29] и Маульбронн в Германии сегодня признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО . [30]
Аббатства Франции и Англии являются прекрасными образцами романской и готической архитектуры. Архитектура Фонтене была описана как «прекрасная иллюстрация идеала самодостаточности», практиковавшегося самыми ранними цистерцианскими общинами. [26] Аббатства Англии XII века были суровыми и неукрашенными, что резко контрастировало с тщательно продуманными церквями более богатых бенедиктинских домов. Тем не менее, по словам Уоррена Холлистера, «даже сейчас простая красота цистерцианских руин, таких как Фонтаны и Риво, расположенные в пустыне Йоркшир, глубоко трогает». [31]
Чистота архитектурного стиля, красота материалов и тщательность, с которой был построен монастырь Алкобаса, [28] Португалия обладает одним из самых выдающихся и лучше всего сохранившихся образцов ранней готики. [32] Монастырь Поблет, один из крупнейших в Испании, считается впечатляющим своей строгостью, величием и укрепленной королевской резиденцией внутри. [29]

Укрепленное аббатство Маульбронн в Германии считается «наиболее полным и лучше всего сохранившимся средневековым монастырским комплексом к северу от Альп ». [30] Переходный готический стиль его церкви оказал большое влияние на распространение готической архитектуры на большей части северной и центральной Европы, а сложная сеть дренажей, оросительных каналов и резервуаров аббатства с тех пор была признана представляющей «исключительный» культурный интерес. [30]
В Польше бывший цистерцианский монастырь Пельплинского собора является важным примером кирпичной готики . Аббатство Вонхоцк – один из самых ценных образцов польской романской архитектуры. Самый крупный цистерцианский комплекс, Аббатия Лубенсис ( Любёнж , Польша), является шедевром архитектуры барокко и вторым по величине христианским архитектурным комплексом в мире.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ письмо Бернарда
- ^ Перейти обратно: а б Рудольф, Конрад (1990). «Вещи большей важности»: Апология Бернара Клервоского и средневековое отношение к искусству . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- ^ «Цистерцианцы на Британских островах» . Католическая энциклопедия . NewAdvent.org . Проверено 3 апреля 2009 г.
- ^ Томан, стр. 8-9.
- ^ Томан, стр. 9
- ^ Томан, стр. 14.
- ^ МакИвен, Индра Кагис МакИвенИндра Кагис; Пентчева, Бисера В. ПенчеваБиссера В.; Акерман, Джеймс С. АкерманДжеймс С.; Нагински, Эрика; Харрис, Карстен; Голдблатт, Дэвид; Люси, Кристина; Уксус, Арон VinegarAron (21 августа 2014 г.), «Архитектура» , Энциклопедия эстетики , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199747108.001.0001 , ISBN 978-0-19-974710-8 , получено 19 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Том, стр. 10
- ^ Перейти обратно: а б с Харфам, стр. 39"
- ^ Перейти обратно: а б с Лалор, стр. 1
- ^ Лалор, стр. 1, 38.
- ^ Додуэлл, 211-214.
- ^ Рудольф, Конрад (2019). «Средневековая архитектурная теория, сакральная экономика и публичная презентация монастырской архитектуры: классический цистерцианский план». Журнал Общества историков архитектуры . 78 : 259–275. дои : 10.1525/jsah.2019.78.3.259 . S2CID 203054337 .
- ^ Перейти обратно: а б Эрланд-Бранденбург, стр. 32-34.
- ^ Эрланде-Бранденбург, стр. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эрланд-Бранденбург, стр. 50
- ^ Перейти обратно: а б Эрланд-Бранденбург, стр. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрланде-Бранденбург, стр. 78.
- ^ Цитируется в Джамрозиак, Эмилия (2013). Цистерцианский орден в средневековой Европе, 1090-1500 гг . Рутледж. п. 159. ИСБН 978-0-415-73638-1 .
- ^ Вудс, стр. 34-35.
- ^ Эрланд-Бранденбург, стр. 116-117.
- ^ Эрланд-Бранденбург, стр. 116.
- ^ Эрланде-Бранденбург, стр. 117.
- ^ Эрланд-Бранденбург, стр. 114.
- ^ Эрланде-Бранденбург, стр. 114-115.
- ^ Перейти обратно: а б «Цистерцианское аббатство Фонтенэ (№ 165)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ «Королевский парк Стадли, включая руины аббатства Фонтанов (№ 372)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Монастырь Алкобаса (№ 505)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Монастырь Поблет (№ 518)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Монастырский комплекс Маульбронн (№ 546)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ Холлистер, стр. 210.
- ^ Томан, стр. 289.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аббатство/цистерцианец ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 16–17. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Ссылки
[ редактировать ]- Куманс, Т. (2013); «Цистерцианская архитектура или архитектура цистерцианцев?» в: Кембриджский компаньон цистерцианского ордена под ред. М. Биркедал Брюун, издательство Кембриджского университета , стр. 151-169, ISBN 978-1-107-00131-2 .
- Додуэлл, ЧР (1993); Изобразительное искусство Запада, 800–1200 гг. , Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4 .
- Эрланд-Бранденбург, Ален (1995). Строители соборов средневековья . Серия « Новые горизонты ». Thames & Hudson Ltd. Лондон: ISBN 978-0-500-30052-7 .
- Холлистер, К. Уоррен (1966). Создание Англии, 55 г. до н. э. — 1399 г. Том I «Истории Англии » под редакцией Лейси Болдуин Смит (шестое издание, изд. 1992 г.). Лексингтон, Массачусетс . ISBN 0-669-24457-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Киндер, Теннесси (2002), Цистерцианская Европа: Архитектура созерцания , Цистерцианские публикации, 400 стр. ISBN 978-0-8790-7391-6 .
- Лалор, Брайан, изд. (2003). Энциклопедия Ирландии . Джилл и Макмиллан . ISBN 978-0-7171-3000-9 . .
- Томан, Рольф, изд. (2007). Искусство готики: архитектура, скульптура, живопись . фотография Ахима Беднорца. Тандем Верлаг ГмбХ . ISBN 978-3-8331-4676-3 .
- Вудс, Томас (2005), Как католическая церковь построила западную цивилизацию , ISBN 0-89526-038-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии цистерцианских монастырей в Испании
- Цистерцианское искусство в Европе (на французском языке)