Jump to content

Цистерцианская архитектура

Церковь аббатства Санта-Мария-Арабона , Италия .
«Архитектура света» аббатства Эйси представляет собой чистый стиль цистерцианской архитектуры, предназначенный для утилитарных целей литургического празднования.

Цистерцианская архитектура — это стиль архитектуры, связанный с церквями , монастырями и аббатствами Римско -католического цистерцианского ордена . На него сильно повлиял аббат Бернар Клервоский (ум. 1153), который считал, что церкви следует избегать излишних украшений, чтобы не отвлекать от молитвы. Цистерцианская архитектура была простой и утилитарной. Хотя некоторые изображения религиозных предметов были разрешены, например распятие , сложные фигуры, распространенные в средневековых церквях, были запрещены. Бернард отметил их способность отвлекать монахов в известном письме. [1] [2] Ранняя цистерцианская архитектура демонстрирует переход между романской и готической архитектурой . Позже аббатства были построены в стилях ренессанса и барокко , которые по своей природе были более богато украшенными.

В строительном отношении здания делались по возможности из гладкого, бледного камня. Колонны , столбы и окна располагались на одном уровне основания, и если штукатурка вообще производилась, то она была предельно простой. Святилище сохранило простой стиль пропорций 1:2 как на высоте, так и на уровне пола. Чтобы сохранить внешний вид церковных зданий, цистерцианские памятники строились в чистом, рациональном стиле; и может считаться одним из самых красивых реликвий Средневековья . [3]

Большинство цистерцианских аббатств и церквей были построены в отдаленных долинах, вдали от городов и населенных пунктов; изоляция и потребность в самодостаточности породили новаторство среди цистерцианцев. Многие цистерцианские поселения демонстрируют ранние образцы гидротехники и водяных колес. После камня двумя наиболее важными строительными материалами были дерево и металл. Цистерцианцы также были искусными металлургами, и их умение обращаться с металлом было напрямую связано с развитием цистерцианской архитектуры и распространением готической архитектуры в целом.

Богословские принципы

[ редактировать ]
Цистерцианская архитектура применялась на основе рациональных принципов.

В середине XII века один из ведущих церковников своего времени, бенедиктинский аббат Сугер из Сен-Дени , объединил элементы нормандской архитектуры с элементами бургундской архитектуры (ребристые своды и остроконечные арки соответственно), что привело к тому, что позже было названо Готическая архитектура. [4] Эта «архитектура света» была призвана поднять наблюдателя «от материального к нематериальному». [5] – это был, по словам историка ХХ века Жоржа Дюби , «памятник прикладного богословия». [6] Чтобы добиться таких трогательных эффектов, интерьеры многих религиозных зданий были спроектированы так, чтобы их можно было наблюдать в определенное время дня, например, на восходе и закате солнца. [7] Святой Бернар рассматривал церковное убранство как отвлечение от благочестия. [8] и в одном из своих писем он осудил более энергичные формы украшения начала XII века: [9] [2]

Но в монастыре, на глазах читающих монахов, какой смысл в таком смешном чудовище, в странной какой-то стройной бесформенности? Зачем эти уродливые обезьяны, почему эти свирепые львы, почему чудовищные кентавры, почему полулюди, почему пятнистые тигры, почему боевые солдаты, почему трубящие охотники? … Короче говоря, повсюду такое разнообразие и такое разнообразие странных форм, что мы, возможно, предпочитаем читать шарики, а не книги. [9]

Эти настроения часто повторялись в средние века. [9] строителям цистерцианских монастырей пришлось принять стиль, который соответствовал многочисленным правилам, вдохновленным строгой эстетикой Бернара. [8] Однако сам орден был восприимчив к техническим усовершенствованиям готических принципов строительства и сыграл важную роль в его распространении по Европе. [8]

Эта новая цистерцианская архитектура воплощала идеалы ордена и была, по крайней мере, теоретически утилитарной и без лишнего украшения. [10] Одна и та же «рациональная интегрированная схема» использовалась по всей Европе для удовлетворения в значительной степени однородных потребностей порядка. [10] наряду с аналогичными предписаниями к литургии и музыке . Различные здания, в том числе капитул на востоке и общежития наверху, были сгруппированы вокруг монастыря и иногда были связаны с трансептом самой церкви ночной лестницей. [10] Обычно цистерцианские церкви имели крестообразную форму, с коротким пресвитерием для удовлетворения литургических нужд братьев, небольшими часовнями в трансептах для частной молитвы и нефом с приделом , разделенным примерно посередине перегородкой, отделяющей монахов от братьев-мирян. . [11]

Материнский дом ордена, аббатство Сито , фактически разработал самый передовой стиль живописи, по крайней мере, в иллюминированных рукописях , в течение первых десятилетий XII века, сыграв важную роль в развитии образа Древа Джесси . Однако Бернар Клервоский быстро приобрел влияние в ордене. Поскольку он был не склонен к изображениям, живопись прекратилась и в конце концов была вообще запрещена, вероятно, на основании пересмотренных правил, утвержденных в 1154 году. Распятия были разрешены, а позже снова стали появляться некоторые виды живописи и украшений. [12]

Недавно было показано, что «строгая» архитектура так называемого «плана бернардинцев» на самом деле вовсе не принадлежит Бернару, а лучше воспринимается как «классический цистерцианский план», компромиссный план более низких аскетических стандартов, направленный на при более широком институциональном признании. [13]

Строительство

[ редактировать ]
План церкви аббатства Фонтене.

Строительные проекты церкви в эпоху Высокого Средневековья демонстрировали стремление к колоссальным масштабам: добывалось огромное количество камня, и то же самое можно сказать и о цистерцианских проектах. [14] Аббатство Фуаньи имело длину 98 метров (322 фута), а аббатство Восель - 132 метра (433 фута). [14] Монастырские постройки стали строиться полностью из камня, вплоть до самых скромных построек. В XII и XIII веках цистерцианские амбары имели каменный фасад, разделенный на неф и проходы либо деревянными столбами, либо каменными опорами. [15]

Цистерцианцы приобрели репутацию благодаря трудной задаче управления строительными площадками аббатств и соборов. [16] Известно, что родной брат святого Бернара, Ахард , руководил строительством многих аббатств, таких как аббатство Химмерод в Рейнской области. [16] Другими были Рауль в Сен-Жуэн-де-Марн , который позже стал там аббатом; Жоффруа д'Энье, отправленный в аббатство Фаунтинс в 1133 году; и Роберт, отправленный в аббатство Меллифонт в 1142 году. [16] Однажды аббат Ла-Трините в Вандоме одолжил монаха по имени Иоанн епископу -Мана Ле Хильдеберту де Лавардену для строительства собора; после завершения проекта Иоанн отказался вернуться в свой монастырь. [16]

Цистерцианцы «считали делом чести нанимать лучших резчиков по камню», и уже в 1133 году святой Бернар нанимал рабочих, чтобы помочь монахам возводить новые здания в Клерво. [17] XII века Именно в аббатстве Байленд в Йоркшире найден старейший зарегистрированный образец архитектурной трассировки. [18] Трассировки представляли собой архитектурные чертежи, вырезанные и нарисованные на камне на глубину 2–3 мм, показывающие архитектурные детали в масштабе. [18] Первая прорисовка в Байланде иллюстрирует западное окно-розетку , а вторая изображает центральную часть того же окна. [18] Позже на (идеализированной) иллюстрации второй половины XVI века были изображены монахи, работающие вместе с другими мастерами на строительстве аббатства Шенау . [17]

Из-за разнообразия цистерцианских сообществ историк Марсель Обер пришел к выводу, что, хотя в архитектуре присутствовал цистерцианский дух, цистерцианского архитектурного стиля никогда не было. [19]

Инженерное дело

[ редактировать ]
Цистерцианцы широко использовали технологию водяного колеса.

Цистерцианский орден был весьма новаторским в разработке методов гидротехники для монастырей, основанных в отдаленных долинах. [8] В Испании один из самых ранних сохранившихся цистерцианских домов, Реал-монастерио-де-Нуэстра-Сеньора-де-Руэда в Арагоне , является хорошим примером такой ранней гидротехники, использующей большое водяное колесо для получения энергии и сложную систему циркуляции воды для центрального отопления . Большая часть этой практичности в цистерцианской архитектуре, да и в самом строительстве, стала возможной благодаря собственной технологической изобретательности ордена. Цистерцианцы, как известно, были искусными металлургами . [20] и как пишет историк Ален Эрланд-Бранденбург:

Качество цистерцианской архитектуры начиная с 1120-х годов напрямую связано с технологической изобретательностью Ордена. Они придавали большое значение металлу, как добыче руды, так и ее последующей переработке. В аббатстве Фонтене кузница находится не снаружи, как можно было бы ожидать, а внутри монастырской ограды: обработка металла, таким образом, была частью деятельности монахов, а не братьев-мирян. … Вполне вероятно, что этот эксперимент быстро распространился; Готическая архитектура не может быть понята иначе. [21]

Во многом прогресс архитектуры зависел от владения металлом, от его добычи до резки камня, особенно в отношении качества металлических инструментов, используемых в строительстве. [22] Металл также широко использовался готическими архитекторами, начиная с XII века, для изготовления тяг на арках, а затем и для армированного камня в стиле Районнант . [23] Другой строительный материал, древесина, оказался в дефиците после резкой вырубки лесов в 10 и 11 веках. [24] Цистерцианцы действовали с особой осторожностью в бережном управлении и сохранении своих лесов. [25]

Наследие

[ редактировать ]
Аббатство Фонтанов ЮНЕСКО объект Всемирного наследия

Цистерцианское аббатство Фонтене во Франции. [26] Фонтаны в Англии, [27] Алкобаса в Португалии, [28] Поблет в Испании [29] и Маульбронн в Германии сегодня признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО . [30]

Аббатства Франции и Англии являются прекрасными образцами романской и готической архитектуры. Архитектура Фонтене была описана как «прекрасная иллюстрация идеала самодостаточности», практиковавшегося самыми ранними цистерцианскими общинами. [26] Аббатства Англии XII века были суровыми и неукрашенными, что резко контрастировало с тщательно продуманными церквями более богатых бенедиктинских домов. Тем не менее, по словам Уоррена Холлистера, «даже сейчас простая красота цистерцианских руин, таких как Фонтаны и Риво, расположенные в пустыне Йоркшир, глубоко трогает». [31]

Чистота архитектурного стиля, красота материалов и тщательность, с которой был построен монастырь Алкобаса, [28] Португалия обладает одним из самых выдающихся и лучше всего сохранившихся образцов ранней готики. [32] Монастырь Поблет, один из крупнейших в Испании, считается впечатляющим своей строгостью, величием и укрепленной королевской резиденцией внутри. [29]

Аббатство Маульбронн ЮНЕСКО объект Всемирного наследия

Укрепленное аббатство Маульбронн в Германии считается «наиболее полным и лучше всего сохранившимся средневековым монастырским комплексом к северу от Альп ». [30] Переходный готический стиль его церкви оказал большое влияние на распространение готической архитектуры на большей части северной и центральной Европы, а сложная сеть дренажей, оросительных каналов и резервуаров аббатства с тех пор была признана представляющей «исключительный» культурный интерес. [30]

В Польше бывший цистерцианский монастырь Пельплинского собора является важным примером кирпичной готики . Аббатство Вонхоцк – один из самых ценных образцов польской романской архитектуры. Самый крупный цистерцианский комплекс, Аббатия Лубенсис ( Любёнж , Польша), является шедевром архитектуры барокко и вторым по величине христианским архитектурным комплексом в мире.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ письмо Бернарда
  2. ^ Перейти обратно: а б Рудольф, Конрад (1990). «Вещи большей важности»: Апология Бернара Клервоского и средневековое отношение к искусству . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
  3. ^ «Цистерцианцы на Британских островах» . Католическая энциклопедия . NewAdvent.org . Проверено 3 апреля 2009 г.
  4. ^ Томан, стр. 8-9.
  5. ^ Томан, стр. 9
  6. ^ Томан, стр. 14.
  7. ^ МакИвен, Индра Кагис МакИвенИндра Кагис; Пентчева, Бисера В. ПенчеваБиссера В.; Акерман, Джеймс С. АкерманДжеймс С.; Нагински, Эрика; Харрис, Карстен; Голдблатт, Дэвид; Люси, Кристина; Уксус, Арон VinegarAron (21 августа 2014 г.), «Архитектура» , Энциклопедия эстетики , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199747108.001.0001 , ISBN  978-0-19-974710-8 , получено 19 февраля 2020 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Том, стр. 10
  9. ^ Перейти обратно: а б с Харфам, стр. 39"
  10. ^ Перейти обратно: а б с Лалор, стр. 1
  11. ^ Лалор, стр. 1, 38.
  12. ^ Додуэлл, 211-214.
  13. ^ Рудольф, Конрад (2019). «Средневековая архитектурная теория, сакральная экономика и публичная презентация монастырской архитектуры: классический цистерцианский план». Журнал Общества историков архитектуры . 78 : 259–275. дои : 10.1525/jsah.2019.78.3.259 . S2CID   203054337 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Эрланд-Бранденбург, стр. 32-34.
  15. ^ Эрланде-Бранденбург, стр. 28.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Эрланд-Бранденбург, стр. 50
  17. ^ Перейти обратно: а б Эрланд-Бранденбург, стр. 101.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Эрланде-Бранденбург, стр. 78.
  19. ^ Цитируется в Джамрозиак, Эмилия (2013). Цистерцианский орден в средневековой Европе, 1090-1500 гг . Рутледж. п. 159. ИСБН  978-0-415-73638-1 .
  20. ^ Вудс, стр. 34-35.
  21. ^ Эрланд-Бранденбург, стр. 116-117.
  22. ^ Эрланд-Бранденбург, стр. 116.
  23. ^ Эрланде-Бранденбург, стр. 117.
  24. ^ Эрланд-Бранденбург, стр. 114.
  25. ^ Эрланде-Бранденбург, стр. 114-115.
  26. ^ Перейти обратно: а б «Цистерцианское аббатство Фонтенэ (№ 165)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
  27. ^ «Королевский парк Стадли, включая руины аббатства Фонтанов (№ 372)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б «Монастырь Алкобаса (№ 505)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б «Монастырь Поблет (№ 518)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с «Монастырский комплекс Маульбронн (№ 546)» . Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 августа 2009 г.
  31. ^ Холлистер, стр. 210.
  32. ^ Томан, стр. 289.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52abb899b3669bd1e2630286fe5641cb__1710276660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/cb/52abb899b3669bd1e2630286fe5641cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cistercian architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)