Архитектура итальянского барокко
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Архитектура Италии |
---|
![]() |
Периоды и стили |
Дворцы и сады |
Известные работы |
Известные архитекторы |
По регионам |
Другие темы |
Архитектура итальянского барокко относится к архитектуре барокко в Италии .
Центральная Италия
[ редактировать ]Рим
[ редактировать ]Период архитектуры барокко начался в итальянский период с базиликой со скрещенными куполом и нефом . Одной из первых римских построек, порвавших с традициями маньеризма (как показано в церкви Джезу ), была церковь Святой Сусанны , спроектированная Карло Мадерно в 1596 году. Динамичная организация колонн и пилястр , центральные массивы и выступ и уплотненный центральный декор придают конструкции сложность. Большинство зданий в стиле барокко имеют купола . Появляется игривость правил классического дизайна, сохраняющих при этом строгость.
Тот же акцент на пластичности, непрерывности и драматических эффектах очевиден в работах Пьетро да Кортона , иллюстрированных Санти Лукой и Мартиной (1635 г.) и Санта-Мария делла Паче (1656 г.). Санта-Мария-делла-Паче с вогнутыми крыльями, имитирующими театральную декорацию, занимает крошечную площадь перед собой. Другие римские ансамбли того периода также пронизаны театральностью, доминируя над окружающим городским пейзажем как своего рода театральная среда.
Вероятно, самым известным примером такого подхода является трапециевидная площадь Святого Петра , которую называют шедевром архитектуры барокко . Площадь разделена на две части, спроектированные Джан Лоренцо Бернини в беспрецедентном колоссальном масштабе, чтобы соответствовать пространству и вызывать трепет. Любимым проектом Бернини была полихромная овальная церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658 г.), которая с ее высоким алтарем и парящим куполом представляет собой концентрированный образец новой архитектуры. Его идею таунхауса в стиле барокко символизируют Палаццо Барберини (1629 г.) и Палаццо Киджи-Одескальки (1664 г.), оба в Риме.

Главным соперником Бернини в папской столице был Франческо Борромини отклоняются от обычных композиций античного мира и Возрождения , чьи проекты еще более резко . Признанный последующими поколениями как революционер в архитектуре, Борромини осудил антропоморфный подход 16 века, решив основывать свои проекты на сложных геометрических фигурах (модулях). Архитектурное пространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается, когда это необходимо, демонстрируя некоторое сходство с поздним стилем Микеланджело . Его культовый шедевр — церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане , отличающаяся гофрированным овальным планом и сложными выпукло-вогнутыми ритмами. Более поздняя работа, Sant'Ivo alla Sapienza , демонстрирует ту же антипатию к плоской поверхности и игривую изобретательность, воплощенную в куполе фонаря со штопором.
После смерти Бернини в 1680 году Карло Фонтана стал самым влиятельным архитектором, работавшим в Риме. Его ранний стиль иллюстрируется слегка вогнутым фасадом Сан-Марчелло-аль-Корсо . Академический подход Фонтаны, хотя и лишенный ослепительной изобретательности его римских предшественников, оказал существенное влияние на архитектуру барокко как через его плодотворные труды, так и через ряд архитекторов, которых он обучал и которые распространяли идиомы барокко по всей Европе 18-го века.
В XVIII веке столица европейского архитектурного мира была перенесена из Рима в Париж . Итальянское рококо , процветавшее в Риме с 1720-х годов, находилось под глубоким влиянием идей Борромини. Самые талантливые архитекторы, работавшие в Риме, — Франческо де Санктис ( Испанская лестница , 1723 г.) и Филиппо Рагуццини ( Пьяцца Сант-Игнацио , 1727 г.) — имели мало влияния за пределами своей родной страны, как и многочисленные практики сицилийского барокко , в том числе Джованни Баттиста Ваккарини , Андреа Пальма и Джузеппе Венанцио Марвулья .
Южная Италия
[ редактировать ]Неаполь
[ редактировать ]
Последний этап архитектуры барокко в Италии иллюстрируется Ванвителли Луиджи дворцом Казерта , по общему мнению, самым большим зданием, построенным в Европе в 18 веке. Благодаря современным французским и испанским моделям дворец умело сочетается с ландшафтом. В Неаполе и Казерте Ванвителли практиковал трезвый классицистический академический стиль с равным вниманием к эстетике и технике, стиль, который позволил легко перейти к неоклассицизму .
Сицилия
[ редактировать ]
Сицилийское барокко — это отличительная форма архитектуры в стиле барокко, которая распространилась на острове Сицилия , у южного побережья Италии, в семнадцатом и восемнадцатом веках. Этот стиль узнаваем не только по типичным барочным изгибам и завитушкам, но также по ухмыляющимся маскам и путти , а также по особой яркости, которая придала Сицилии уникальную архитектурную индивидуальность.
Стиль сицилийского барокко появился во время масштабного восстановления после сильного землетрясения в 1693 году . Раньше стиль барокко использовался на острове в наивной и узкой манере, развившись из гибридной местной архитектуры, а не заимствованной у великих архитекторов Рима в стиле барокко. После землетрясения местным архитекторам, многие из которых прошли обучение в Риме, было предоставлено множество возможностей воссоздать более сложную архитектуру в стиле барокко, которая стала популярной в материковой Италии; Работа этих местных архитекторов и новый жанр архитектурных гравюр , который они разработали, вдохновили еще больше местных архитекторов последовать их примеру. Около 1730 года сицилийские архитекторы стали уверенно использовать стиль барокко. Их особая интерпретация привела к дальнейшей эволюции в персонализированную и высоко локализованную форму искусства на острове. Начиная с 1780-х годов, стиль постепенно был заменен модным неоклассицизмом .
Высокодекоративный период сицилийского барокко длился всего пятьдесят лет и прекрасно отражал социальный порядок острова в то время, когда номинально им управляла Испания, а на самом деле им управляла богатая и часто экстравагантная аристократия , которая контролировала преимущественно сельскохозяйственную экономику. Его архитектура в стиле барокко придает острову архитектурный облик, который использовался и в 21 веке.
Северная Италия
[ редактировать ]Турин
[ редактировать ]
На севере Италии, особенно в Турине , монархи Савойского дома были особенно восприимчивы к новому стилю. Они наняли блестящую триаду архитекторов — Гуарино Гуарини , Филиппо Хуварра и Бернардо Виттоне — чтобы проиллюстрировать грандиозные политические амбиции и недавно приобретенный королевский статус их династии.
Гуарини был странствующим монахом, который объединил многие традиции (в том числе традиции готической архитектуры ) для создания структур неправильной формы, отличающихся овальными колоннами и нетрадиционными фасадами. Опираясь на открытия современной геометрии и стереотипии , Гуарини разработал концепцию obliqua Architecture , которая приближалась к стилю Борромини как по теоретической, так и по структурной смелости. Гуарини Палаццо Кариньяно (1679 г.), возможно, был самым ярким применением стиля барокко в дизайне частного дома 17 века.
Плавные формы, невесомые детали и воздушные перспективы архитектуры Юварры предвосхитили искусство рококо . Хотя его практика простиралась далеко за пределы Турина, самые впечатляющие проекты Юварры были созданы для Виктора Амадея II Сардинии . Визуальное воздействие его базилики Суперга (1717 г.) обусловлено ее высокой линией крыши и мастерским размещением на холме над Турином. Деревенская атмосфера способствовала более свободному формированию архитектурных форм королевского охотничьего домика Палаццина ди Ступиниджи (1729 г.). Хуварра завершил свою короткую, но насыщенную карьеру в Мадриде, где работал над королевскими дворцами в Ла-Гранхе и Аранхуэсе .
Среди многих, на кого глубокое влияние оказали блеск и разнообразие Юварры и Гуарини, самым выдающимся был Бернардо Виттоне . Этого пьемонтского архитектора запомнили яркие церкви в стиле рококо , четырехлистные в плане и изящные в деталях. Его сложные проекты часто включают в себя несколько сводов, структуры внутри структур и купола внутри куполов.
Милан
[ редактировать ]
Франческо Мария Ричини (1584–1658) был самым выдающимся миланским архитектором. [1]
Между 1607 и 1630 годами он построил церковь Сан-Джузеппе , которая, как и церковь Джезу в Риме, предназначалась для того, чтобы практиковать излишества по сравнению с академической модой маньеризма, существовавшей до того времени. [1] Ричини представил комбинированный план, состоящий из двух центральных зон, заимствованных из церкви Сант-Алессандро в Зебедии , также в Милане; пластический эффект заметен и в фасаде, украшенном рядом перекрывающихся ниш.
Впоследствии, в 1627 году, он посвятил себя фасаду Коллегио Эльветико (ныне резиденция Государственного архива ), где он стремился объединить интерьер и экстерьер посредством вогнутого проспекта. Это интересное решение, возможно, первый изогнутый фасад периода барокко, предшествует определенным темам, позже высказанным Борромини, и подтверждает, что Ричини является одним из величайших архитекторов раннего барокко. [2]
Венеция
[ редактировать ]
Венецианское барокко, согласно местной практике, [3] считал Бальдассара Лонгэну (1598–1682) своим главным представителем. [4] После эпидемии 1630 года он начал строительство церкви Санта-Мария-делла-Салюте , используя центральный план. В восьмиугольном корпусе базилики Лонгена добавил святилище, ограниченное с обеих сторон двумя апсидами , подобное тому, которое принял Андреа Палладио в Il Redentore ; такое решение усиливает продольную ось храма, который фактически стал центральным органом в собственном нефе. Стиль церкви в стиле барокко проявляется в форме внешнего массива, расположенного вдоль Большого канала : восьмиугольный корпус, покрытый большим куполом, окружен короной святыни и двумя колокольнями .
Лонгена также работал в сфере гражданской архитектуры; его Ка'Пезаро представляет собой, казалось бы, традиционный план, но игра света и теней на богато украшенном фасаде приводит к типичному стилю барокко.
В любом случае, недовольство пластическими деталями Логены достигло пика на фасаде Санта-Мария-деи-Дерелитти (завершенном в 1670-х годах), причудливо и богато украшенном атлантами , гигантскими головами и львиными масками.
Генуя
[ редактировать ]В Генуе с конца 16-го века в архитектуре барокко был построен ряд больших зданий, которые критики считают одними из самых важных в итальянском пейзаже. [5] Среди них был Палаццо Дориа Турси , где в сочетании планиметрическая конфигурация вестибюля с самым высоким крытым садом через широкую лестницу заявляет о наличии движения в глубину.
Это решение было использовано Бартоломео Бьянко (1590–1657) в работе, которую можно считать его шедевром: [6] коллегия иезуитов , ставшая впоследствии штаб-квартирой Генуэзского университета (ок. 1634 г.). Здание имеет П-образный план, но по сравнению с предыдущим имеет большую проницаемость между внутренней частью и двором; Фактически, используя рельеф очень крутой местности, Бьянко создал уникальный городской пейзаж с крыльцом шириной со двор и рядом перекрывающихся арок и лестниц.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Н. Певснер, Дж. Флеминг, Х. Онор, Словарь архитектуры , цит., статья Ричини, Франческо Мария .
- ^ К. Норберг-Шульц, Архитектура барокко , цит., с. 147.
- ^ К. Норберг-Шульц, Архитектура барокко , цит., с. 183.
- ^ Н. Певснер, Дж. Флеминг, Х. Хонор, Словарь архитектуры , цит., статья Лонгена, Бальдассарре .
- ^ Н. Певснер, Дж. Флеминг, Х. Хонор, Словарь архитектуры , цит., статья об Италии .
- ^ К. Норберг-Шульц, Архитектура барокко , цит., с. 146.