Jump to content

Архитектура испанского барокко

Королевский дворец Мадрида (1738–1892)

Испанское барокко — это направление архитектуры барокко , которое развивалось в Испании , ее провинциях и бывших колониях .

Развитие стиля прошло три этапа. Между 1680 и 1720 годами Чурригера популяризировал Гуарини смесь Соломоновых колонн и составного ордера , известную как «высший ордер». Между 1720 и 1760 годами колонна Шурригереско, или эстипит , в форме перевернутого конуса или обелиска, стала центральным элементом декоративного оформления. В период с 1760 по 1780 год произошел постепенный сдвиг интереса от извилистых движений и чрезмерного украшения к неоклассическому балансу и сдержанности.

В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство того периода апеллировало к эмоциям, а не стремилось доставить удовольствие интеллекту. Семья Чурригера , которая специализировалась на проектировании алтарей и ретаблей, восстала против трезвости классицизма Эрререска и продвигала замысловатый, преувеличенный, почти капризный стиль оформления поверхностей, известный как Чурригереско . За полвека они превратили Саламанку в образцовый город Шурригереско.

В Испании

[ редактировать ]
Пласа Майор в Мадриде

По мере того, как влияние итальянского барокко проникало через Пиренеи , оно постепенно вытеснило по популярности сдержанный классицистический подход Хуана де Эрреры , который был в моде с конца шестнадцатого века. Еще в 1667 году фасады собора Гранады (автор Алонсо Кано ) и собора Хаэн (автор Эуфрасио Лопес де Рохас ) предполагают свободное владение художниками интерпретацией традиционных мотивов испанской соборной архитектуры в эстетической идиоме барокко.

В Мадриде народное барокко с корнями в Эррериане и традиционном кирпичном строительстве было развито на площади Пласа-Майор и в Королевском дворце Буэн-Ретиро , который был разрушен во время французского вторжения войсками Наполеона. Его сады до сих пор остаются Парком дель Буэн Ретиро . Это строгое кирпичное барокко 17 века до сих пор широко представлено на улицах столицы во дворцах и площадях.

Эстипите в базилике Вера-Крус в Каравака-де-ла-Крус

Три наиболее привлекательных творения испанского барокко — это энергичные фасады Вальядолидского университета ( Диего Томе и Фрай Педро де ла Визитасьон , 1719 г.), западный фасад (или Фашада дель Обрадойро) собора Сантьяго-де-Компостела ( Фернандо де Касас-и-Новоа , 1750 г.) и Хосписио де Сан-Фернандо в Мадриде ( Педро де Рибера , 1722 г.), чья криволинейная экстравагантность, кажется, предвещает Антонио Гауди и модернизм . В этом случае, как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов, мало связанных со структурой и функцией. В центре витиеватого орнамента находится искусно вылепленная окантовка главного дверного проема. Если убрать с довольно простой стены, к которой оно примыкает, замысловатый лабиринт ломаных фронтонов, волнистых карнизов, лепных раковин, перевернутых конусов и гирлянд, то форма здания нисколько не изменится. Тем не менее, барокко Шурригереско предлагало одни из самых впечатляющих сочетаний пространства и света с такими зданиями, как Чартерхаус Гранады (ризница Франсиско Уртадо Искьердо ), считающийся апофеозом стилей Чурригереско, применяемых во внутренних помещениях, или Эль Прозрачный собора Толедо Нарцисо Томе , где скульптура и архитектура интегрированы для достижения заметных световых драматических эффектов. [ мнение ]

Особого упоминания заслуживают Королевский дворец в Мадриде и Пасео -дель-Прадо ( Салон-дель-Прадо и Алькала- Двергейт) в том же городе. Они были построены в строгом международном стиле барокко, который часто ошибочно принимают за неоклассику, королями Филиппом V и Карлом III . Королевский дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Сеговии и Королевский дворец Аранхуэс в Аранхуэсе являются хорошими примерами барочной интеграции архитектуры и садоводства с заметным французским влиянием (Ла-Гранха известна как «испанский Версаль»), но с местным пространственные концепции, которые в некотором роде отражают наследие мавританской оккупации.

Эль Прозрачный собора Толедо

В самой богатой имперской провинции Испании 17-го века, Фландрии , витиеватые декоративные детали были более тесно связаны со структурой, что исключало опасения излишества. Замечательное сближение эстетики испанского, французского и голландского барокко можно увидеть в аббатстве Авербоде (1667 г.). Другим характерным примером является церковь Сен-Мишель в Лувене (1650–1670 гг.) с ее пышным двухэтажным фасадом, группами полуколонн и сложной совокупностью скульптурных деталей во французском стиле.

Шесть десятилетий спустя архитектор Хайме Борт-и-Мелиа был первым, кто представил рококо Испанию ( Собор Мурсии , западный фасад, 1733 г.). Величайшим практиком испанского стиля рококо был местный мастер Вентура Родригес , ответственный за великолепный интерьер базилики Богоматери на Колонне в Сарагосе (1750 г.).

В Испанской Америке

[ редактировать ]
Фасад церкви Санта-Приска-де-Таско (1751–1758 гг.) украшен мексиканским орнаментом в стиле чурригереско .

На севере самая богатая провинция Новой Испании XVIII века – Мексика – создала фантастически экстравагантную и визуально безумную архитектуру, известную как мексиканский чурригереск. Этот ультрабарочный подход достигает кульминации в работах Лоренцо Родригеса , чьим шедевром является Саграрио Метрополитано в Мехико (1718–1769). Другие прекрасные примеры этого стиля можно найти в отдаленных городах, где добывают серебро. Например, Святилище в Окотлане (начатое в 1745 году) представляет собой первоклассный собор в стиле барокко, покрытый ярко-красной плиткой, которая восхитительно контрастирует с множеством сжатых орнаментов, щедро нанесенных на главный вход и стройные боковые башни ( снаружи , внутри ). . Церковь Санта-Приска-де-Таско (1758 г.) и Сан-Мартин в Сан-Луис-Потоси (1764 г.) являются другими прекрасными примерами чурригереска в Мексике.

Настоящая столица мексиканского барокко — Пуэбла , где наличие раскрашенных вручную фигурок ( талавера ) и народного серого камня привело к его дальнейшему развитию в персонализированную и высоко локализованную форму искусства с ярко выраженным индийским колоритом. Здесь около шестидесяти церквей, фасады и купола которых украшены разноцветной глазурованной плиткой, часто выполненной в арабском стиле. Их интерьеры густо насыщены искусным орнаментом из сусального золота. В 18 веке местные ремесленники разработали отличительную марку украшений из белой лепнины, названную «alfeñique» в честь конфет Пуэблана, приготовленных из яичных белков и сахара.

Монастырь Сан-Франциско де Асис , Лима, 1673 год.

Сочетание индейских и мавританских декоративных влияний с чрезвычайно выразительной интерпретацией идиомы чурригереско может объяснить насыщенный и разнообразный характер барокко в американских колониях Испании. Американское барокко даже в большей степени, чем его испанский аналог, развивалось как стиль лепного декора. Двубашенные фасады многих американских соборов XVII века имели средневековые корни, а полноценное барокко появилось только в 1664 году, когда иезуитский храм на Пласа-де-Армас в Куско был построен . Даже тогда новый стиль почти не затронул структуру церквей.

Перуанское барокко было особенно пышным, о чем свидетельствует монастырь Сан-Франциско в Лиме (1673 г.), имеющий темный замысловатый фасад, зажатый между желтыми башнями-близнецами. Следуя модели Иль Джезу (также в случае иезуитской базилики и монастыря Сан-Педро, Лима , провинциальные стили «метисов» (помесей) возникли в Арекипе , Потоси и Ла-Пасе . В восемнадцатом веке архитекторы региона обратились к для вдохновения в искусстве мудехар церкви Богоматери Милосердия Лиме (1697–1704 гг. . в средневековой Испании Перуанский фасад позднего барокко впервые появляется в ) резной алтарь с богато украшенным фасадом и множеством Соломоновых колонн .

См. также

[ редактировать ]
  • Клемент, Пал (1967). Барокко и рококо в Латинской Америке (2-е изд., 2-е изд.). Нью-Йорк: Дувр. ISBN  0-486-21699-3 .
  • Смит, Брэдли (1966). Испания: история в искусстве . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20044b2b00da448d31890780f8987102__1714479420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/02/20044b2b00da448d31890780f8987102.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spanish Baroque architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)