Архитектура испанского барокко
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2018 г. ) |

Испанское барокко — это направление архитектуры барокко , которое развивалось в Испании , ее провинциях и бывших колониях .
История
[ редактировать ]Развитие стиля прошло три этапа. Между 1680 и 1720 годами Чурригера популяризировал Гуарини смесь Соломоновых колонн и составного ордера , известную как «высший ордер». Между 1720 и 1760 годами колонна Шурригереско, или эстипит , в форме перевернутого конуса или обелиска, стала центральным элементом декоративного оформления. В период с 1760 по 1780 год произошел постепенный сдвиг интереса от извилистых движений и чрезмерного украшения к неоклассическому балансу и сдержанности.
В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство того периода апеллировало к эмоциям, а не стремилось доставить удовольствие интеллекту. Семья Чурригера , которая специализировалась на проектировании алтарей и ретаблей, восстала против трезвости классицизма Эрререска и продвигала замысловатый, преувеличенный, почти капризный стиль оформления поверхностей, известный как Чурригереско . За полвека они превратили Саламанку в образцовый город Шурригереско.
В Испании
[ редактировать ]
По мере того, как влияние итальянского барокко проникало через Пиренеи , оно постепенно вытеснило по популярности сдержанный классицистический подход Хуана де Эрреры , который был в моде с конца шестнадцатого века. Еще в 1667 году фасады собора Гранады (автор Алонсо Кано ) и собора Хаэн (автор Эуфрасио Лопес де Рохас ) предполагают свободное владение художниками интерпретацией традиционных мотивов испанской соборной архитектуры в эстетической идиоме барокко.
В Мадриде народное барокко с корнями в Эррериане и традиционном кирпичном строительстве было развито на площади Пласа-Майор и в Королевском дворце Буэн-Ретиро , который был разрушен во время французского вторжения войсками Наполеона. Его сады до сих пор остаются Парком дель Буэн Ретиро . Это строгое кирпичное барокко 17 века до сих пор широко представлено на улицах столицы во дворцах и площадях.
Три наиболее привлекательных творения испанского барокко — это энергичные фасады Вальядолидского университета ( Диего Томе и Фрай Педро де ла Визитасьон , 1719 г.), западный фасад (или Фашада дель Обрадойро) собора Сантьяго-де-Компостела ( Фернандо де Касас-и-Новоа , 1750 г.) и Хосписио де Сан-Фернандо в Мадриде ( Педро де Рибера , 1722 г.), чья криволинейная экстравагантность, кажется, предвещает Антонио Гауди и модернизм . В этом случае, как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов, мало связанных со структурой и функцией. В центре витиеватого орнамента находится искусно вылепленная окантовка главного дверного проема. Если убрать с довольно простой стены, к которой оно примыкает, замысловатый лабиринт ломаных фронтонов, волнистых карнизов, лепных раковин, перевернутых конусов и гирлянд, то форма здания нисколько не изменится. Тем не менее, барокко Шурригереско предлагало одни из самых впечатляющих сочетаний пространства и света с такими зданиями, как Чартерхаус Гранады (ризница Франсиско Уртадо Искьердо ), считающийся апофеозом стилей Чурригереско, применяемых во внутренних помещениях, или Эль Прозрачный собора Толедо Нарцисо Томе , где скульптура и архитектура интегрированы для достижения заметных световых драматических эффектов. [ мнение ]
Особого упоминания заслуживают Королевский дворец в Мадриде и Пасео -дель-Прадо ( Салон-дель-Прадо и Алькала- Двергейт) в том же городе. Они были построены в строгом международном стиле барокко, который часто ошибочно принимают за неоклассику, королями Филиппом V и Карлом III . Королевский дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Сеговии и Королевский дворец Аранхуэс в Аранхуэсе являются хорошими примерами барочной интеграции архитектуры и садоводства с заметным французским влиянием (Ла-Гранха известна как «испанский Версаль»), но с местным пространственные концепции, которые в некотором роде отражают наследие мавританской оккупации.
В самой богатой имперской провинции Испании 17-го века, Фландрии , витиеватые декоративные детали были более тесно связаны со структурой, что исключало опасения излишества. Замечательное сближение эстетики испанского, французского и голландского барокко можно увидеть в аббатстве Авербоде (1667 г.). Другим характерным примером является церковь Сен-Мишель в Лувене (1650–1670 гг.) с ее пышным двухэтажным фасадом, группами полуколонн и сложной совокупностью скульптурных деталей во французском стиле.
Шесть десятилетий спустя архитектор Хайме Борт-и-Мелиа был первым, кто представил рококо Испанию ( Собор Мурсии , западный фасад, 1733 г.). Величайшим практиком испанского стиля рококо был местный мастер Вентура Родригес , ответственный за великолепный интерьер базилики Богоматери на Колонне в Сарагосе (1750 г.).
В Испанской Америке
[ редактировать ]
На севере самая богатая провинция Новой Испании XVIII века – Мексика – создала фантастически экстравагантную и визуально безумную архитектуру, известную как мексиканский чурригереск. Этот ультрабарочный подход достигает кульминации в работах Лоренцо Родригеса , чьим шедевром является Саграрио Метрополитано в Мехико (1718–1769). Другие прекрасные примеры этого стиля можно найти в отдаленных городах, где добывают серебро. Например, Святилище в Окотлане (начатое в 1745 году) представляет собой первоклассный собор в стиле барокко, покрытый ярко-красной плиткой, которая восхитительно контрастирует с множеством сжатых орнаментов, щедро нанесенных на главный вход и стройные боковые башни ( снаружи , внутри ). . Церковь Санта-Приска-де-Таско (1758 г.) и Сан-Мартин в Сан-Луис-Потоси (1764 г.) являются другими прекрасными примерами чурригереска в Мексике.
Настоящая столица мексиканского барокко — Пуэбла , где наличие раскрашенных вручную фигурок ( талавера ) и народного серого камня привело к его дальнейшему развитию в персонализированную и высоко локализованную форму искусства с ярко выраженным индийским колоритом. Здесь около шестидесяти церквей, фасады и купола которых украшены разноцветной глазурованной плиткой, часто выполненной в арабском стиле. Их интерьеры густо насыщены искусным орнаментом из сусального золота. В 18 веке местные ремесленники разработали отличительную марку украшений из белой лепнины, названную «alfeñique» в честь конфет Пуэблана, приготовленных из яичных белков и сахара.

Сочетание индейских и мавританских декоративных влияний с чрезвычайно выразительной интерпретацией идиомы чурригереско может объяснить насыщенный и разнообразный характер барокко в американских колониях Испании. Американское барокко даже в большей степени, чем его испанский аналог, развивалось как стиль лепного декора. Двубашенные фасады многих американских соборов XVII века имели средневековые корни, а полноценное барокко появилось только в 1664 году, когда иезуитский храм на Пласа-де-Армас в Куско был построен . Даже тогда новый стиль почти не затронул структуру церквей.
Перуанское барокко было особенно пышным, о чем свидетельствует монастырь Сан-Франциско в Лиме (1673 г.), имеющий темный замысловатый фасад, зажатый между желтыми башнями-близнецами. Следуя модели Иль Джезу (также в случае иезуитской базилики и монастыря Сан-Педро, Лима , провинциальные стили «метисов» (помесей) возникли в Арекипе , Потоси и Ла-Пасе . В восемнадцатом веке архитекторы региона обратились к для вдохновения в искусстве мудехар церкви Богоматери Милосердия Лиме (1697–1704 гг. . в средневековой Испании Перуанский фасад позднего барокко впервые появляется в ) резной алтарь с богато украшенным фасадом и множеством Соломоновых колонн .
Галерея
[ редактировать ]- Столичный собор Мехико (1573–1813 гг.)
- Пласа-Майор, Саламанка (1729–1755), Альберто и Мануэль де Лара Чурригера. Андрес Гарсиа де Киньонес спроектировал мэрию.
- Фасад Обрадойро собора Сантьяго-де-Компостела
- Дворец Сан-Тельмо (1681–1796), работа Леонардо де Фигероа.
- Дворец маркиза де Дос Агуас (1740 г.) в Валенсии. Игнасио Вергара , скульптор
- Сакатекасский собор (1752 г.) Мексика
- Церковь Ла Компанья (1605 г.) Кито, Эквадор
- Сан-Ксавьер-дель-Бак (1692 г.) Тусон, Аризона
- Сан-Мигель-дас-Миссойнс (1735–1745 гг.) Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия
- Церковь Ла Компания (1571 г.) Куско, Перу
См. также
[ редактировать ]- Золотой век Испании
- Испанская колониальная архитектура
- Новое испанское барокко
- Эфемерная архитектура испанского барокко
- Андское барокко
- Землетрясение в стиле барокко
Ссылки
[ редактировать ]- Клемент, Пал (1967). Барокко и рококо в Латинской Америке (2-е изд., 2-е изд.). Нью-Йорк: Дувр. ISBN 0-486-21699-3 .
- Смит, Брэдли (1966). Испания: история в искусстве . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.