Эррерианский стиль
Эррерианский стиль ( испанский : estilo Herreriano или arquitectura Herreriana ) архитектуры был разработан в Испании в последней трети XVI века во время правления Филиппа II (1556–1598). [ 1 ] и продолжал действовать в 17 веке, но трансформировался в стиле барокко того времени. Это соответствует третьему и последнему этапу архитектуры испанского Возрождения , доминирующей тенденцией которого была строгость и минимальный декор. Богато украшенный стиль Платереско уступил место классическому пуризму во второй трети 16 века. Пуризм, в свою очередь, уступил место геометрической простоте эррерианского стиля.
Оно зародилось со строительством монастыря Эль-Эскориал (Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал, Мадрид ), а точнее, с реорганизацией проекта, выполненного кантабрийским архитектором Хуаном де Эррера (1530–1597) после смерти Хуан Баутиста де Толедо (1515–1567), автор первого дизайна. [ 1 ]
Его основными представителями являются вышеупомянутый Эррера, которому стиль обязан своим названием, и Франсиско де Мора (1553–1610), ученик Эрреры и архитектор Герцогского дворца Лерма и других ключевых произведений эррерианской архитектуры.
Функции
[ редактировать ]Эррерианская архитектура, или эррерианский стиль, характеризуется своей геометрической строгостью, математическим соотношением между различными архитектурными особенностями, чистыми объемами, доминированием стены над пролетом и почти полным отсутствием декора, поэтому со временем его стали называть estilo desornamentado («безорнаментный стиль»). [ 2 ] [ 3 ] Также известен как стиль Эскориал , имея в виду здание, которое служит лучшим примером архитектурного стиля .
Эррерианские здания отличаются строгой горизонтальностью, достигаемой благодаря балансу форм, преимущественно кубических, расположенных в конструкции симметрично. Как правило, они имеют деревянные крыши, облицованные снаружи шифером, и боковые башни, завершенные коническими или пирамидальными четырехугольными шпилями, завершенными точками, известными как шпили в мадридском стиле или просто мадридский шпиль , которые привносят элемент вертикальности и великолепия. ко времени, что помогает усилить чувство симметрии.
В других случаях не наблюдается одновременно горизонтальности и громоздкости, которая достигается за счет геометрического оформления различных архитектурных элементов. Такова модель, используемая при строительстве приходских церквей, с огромными фасадами, четырехугольными башнями и тяжелыми контрфорсами .
В большинстве случаев это произведения огромных размеров, впечатляющие своим окружением и поражающие своей строгостью и монументальностью.
Что касается декоративных применений, они сокращают использование основных геометрических форм, таких как сферы и пирамиды . С социологической точки зрения эта трезвость является ответом протестантизму в соответствии с руководящими принципами, установленными Тридентским собором (1545–1563). [ нужна ссылка ]
Историческое развитие
[ редактировать ]Эррерианский стиль был официальной архитектурой Габсбургов со времен правления Филиппа II . Социально-политическое воздействие означало, что строительство монастыря Эль-Эскориал (1563–1584 гг.) способствовало его расширению. Этому способствовал также тот факт, что Хуан де Эррера был назначен в 1579 году инспектором памятников Короны.
Этот стиль сначала распространился через комарки Мадрида Сьерра -де-Гуадаррама , расположенные на территории монастыря Эль-Эскориал, двумя путями: работами, напрямую финансируемыми королевской семьей, и работами, продвигаемыми муниципалитетами Гуадаррамана. Первая категория охватывает инфраструктуру, такую как Пуэнте-Нуэво в Галапагаре , и здания для частного использования Филиппа II, такие как Casa Veleta, также в том же городе, и Real Aposento de Torrelodones (оба исчезли), были построены для удобства передвижения. короля из Мадрида в Эль-Эскориал. В Эль-Эскориале Корона поощряла развитие различных видов городского планирования и строительство церкви Сан-Бернабе Франсиско де Мора , одного из авторов Эрреры в работах Королевского монастыря. Королевская семья также одобрила предоставление льгот этим муниципалитетам для продолжения ремонта их основных общественных и религиозных зданий. Результатом этой меры является нынешний эррерианский облик приходских церквей Вальдеморильо и Навалагамелла , оба средневекового происхождения.
Эррерианский стиль быстро распространился по всей Испании и Испанской Америке . Некоторые показательные работы: собор Вальядолида и Пуэнте-де-Сеговия ( Мадрид ), спроектированные Хуаном де Эррерой; церковь Монастыря де Уклес ( Уклес , провинция Куэнка) работы Франсиско де Мора; церковь Сан-Себастьян ( Вильякастин , провинция Сеговия), приписываемая Родриго Хилю де Онтаньону ; Colegiata de San Luis ( Вильягарсиа-де-Кампос , провинция Вальядолид), написанная тем же автором; и Колледж Богоматери Антигуа ( Монфорте-де-Лемос , провинция Луго) Симона де Монастерио. Особого упоминания заслуживает Дворец дожей в Лерма (провинция Бургос), построенный Франсиско де Мора, строительство которого началось в 1601 году. Это привело к принятию зарождающегося эррерианского стиля возникающими тенденциями в архитектуре барокко того времени и созданию модели дворцовой архитектуры, которая повторялся на протяжении всего 17 века.
Большинство гражданских зданий, построенных в Мадриде во время правления Филиппа III и Филиппа IV, продолжали архитектурные принципы этого дворца. Так обстоит дело с Дворцом Советов , дворцом Санта-Крус и Каса-де-ла-Вилла , все в стиле барокко, но с заметным оттенком Эррериана. Влияние эррерианского стиля также заметно в пристройке, которая отдельно имела характерный пирамидальный шпиль или «мадрилианский шпиль» с шиферными крышами. Этот предмет использовался во многих постройках после 16 и 17 веков, в основном в колокольнях и куполах церквей, а также во многих гражданских постройках.
XVIII и XIX века ознаменовали упадок этого архитектурного движения. В 20 веке наступило оживление, во времена диктатуры Франсиско Франко . Пласа-де-ла-Монклоа в Мадриде, возглавляемая штаб-квартирой ВВС , среди многих крупных сооружений того времени символизирует возрождение эррерианской архитектуры.
См. также
[ редактировать ]- Королевский Алькасар Мадрида , несуществующий известный королевский замок кузнеца.
- Мадридский шпиль
- Мадрид австрийцев
- Императорский маршрут Мадридского сообщества
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Архитектура Эррериана» . www.arteespana.com (на испанском языке) . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Кларк, Майкл; Кларк, Дебора (2010). «Дезорнаментадо стиль». Краткий Оксфордский словарь художественных терминов (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191727146 . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Керл, Джеймс Стивенс (2006). «Дезорнаментадо». Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (2-е изд.). Оксферд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191726484 . Проверено 5 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Arteespana.com: Классическая и эррерианская архитектура эпохи Возрождения (на испанском языке)
- Arqhys.com: Ренессансная архитектура . Архивировано 30 мая 2008 г. в Wayback Machine (на испанском языке) .