Пуризм (испанская архитектура)
Пуризм — это начальная фаза архитектуры эпохи Возрождения в Испании , которая произошла между 1530 и 1560 годами, после готики Изабеллины и до архитектуры Эррериана в последней трети 16 века. Имя «Принц Филипп» относится к периоду, когда Филипп II Испанский (родившийся в 1527 г.) еще не получил наследство испанской монархии в результате отречения своего отца, императора Карла V (1556 г.). Название «Серлиан» связано с влиятельным архитектором и трактатом Себастьяно Серлио (помимо архитектурного элемента, названного в его честь Серлианом ).
Греко -римский , пуристский и кастический подходы связаны с интерпретацией различных элементов стиля, будь то интеллектуальный, формальный, структурный или декоративный. До этого писатели того периода называли классические формы итальянского Возрождения «римскими» (Диего де Сагредо Лас Медидас дель Романо , 1526), а позднеготические формы называли «современными». [ 1 ] Для более стилистической периодизации, более распространенной в истории искусства , в этот момент 16-го века Чинквеченто вступило в фазу маньеризма , в то время как для испанского искусства обычно используется выражение « Высокое Возрождение» (оставляя термин «Низкое Возрождение» для последней трети века).
Описание
[ редактировать ]Введение эпохи Возрождения в Испании совпало с периодом большого политического, экономического и социального расцвета после союза Кастилии и Арагона , окончания Реконкисты , открытия Америки и прихода к власти Габсбургов . Хотя вначале новый стиль Италии жил с сохранением форм готики и мудехара , постепенно он укрепился и стал выражением новой политической власти, связанной с новой концепцией католической контрреформации . В первой трети 16 века появился платереско , тонкий и элегантный стиль декора, характеризующийся использованием руста на наружных стенах, с балясинами колонн с коринфскими капителями , арками или ручкой корзины и пилястрами , украшенными гротесками .
В отличие от чрезмерного декора в стиле Платереско, пуризм искал более простые и изысканные пути, в сдержанных и классических линиях, балансе и техническом совершенстве, уделяя больше внимания структурным вопросам и гармоничным пропорциям. Архитекторы лучше подготовлены и обучены благодаря публикации нескольких теоретических трактатов, таких как « Las Medidas del Romano» Диего де Сагредо (1526 г.), первого договора эпохи Возрождения, написанного за пределами Италии, в котором подчеркивается преобладание пропорций и правильное использование элементов. над украшением.
Пуризм характеризовался использованием овальных или бочкообразных сводов , арок , полукуполов и резных украшений, ограниченных некоторыми стратегическими областями, оценивая гладкое пространство как показатель этой новой, более чистой и гармоничной эстетики. В целом аспект пуристской архитектуры отличается балансом и монументальностью по сравнению с кажущейся хрупкостью и декоративностью Платереска.
Работает
[ редактировать ]Основные признаки стиля встречаются в Кастилии и Андалусии .
В Толедо развил свою работу Алонсо де Коваррубиас , начатую в Платереске (двор больницы Санта-Крус ), которая достигла положения реального arquitecto (1537 г.). Среди его построек — Пуэрта-де-Бисагра (в форме триумфальной арки ), Алькасар (прямоугольный и суровый фасад, окруженный башнями) и Госпиталь де Тавера (1541 г.), который своим классицизмом и сдержанностью стремился к эррерианскому стилю. В Алькала-де-Энарес построен Паласио Арсобиспал, монументальный фасад, увенчанный галереей арок.
Родриго Хиль де Онтаньон работал в основном в Саламанке , но участвовал в проектах по всей Кастилии. Также сформировался в стиле платереско, хотя его наиболее представительные работы относятся к пуризму. В 1539 году совместно с Фраем Мартином де Сантьяго был спроектирован Монтеррейский дворец , построенный только в одном квартале, но представляющий собой замечательный образец гражданской архитектуры с великолепными башнями с зубцами и смотровыми площадками. Одной из лучших его работ станет фасад Colegio Mayor de San Ildefonso в университете Алькала-де-Энарес (1537–1553), украшенный равномерно распределенными через равные промежутки фронтонами и верхушками зубцов с гирляндами. Другими работами были Паласио-де-лос-Гузманес в Леоне , церковь Санта-Мария-Магдалена в Вальядолиде и фасады соборных пристроек дас-Платериас в соборе Сантьяго-де-Компостела (1540 г.).
Диего де Силоэ также изначально был одним из ведущих представителей платереска (Двор Коллегио Майор де Сантьяго-эль-Себедео , Саламанка ; Золотая лестница собора Бургоса ). Впоследствии большую часть своей работы провел в Гранаде , где создал пантеон Эль -Гран-Капитана в монастыре Сан-Херонимо в сотрудничестве с итальянцем Якопо Торни . Его основной работой был Гранадский собор (начатый в 1528 году), продолжавший оригинальный готический проект Энрике Эгаса , который внес многочисленные изменения, стал пресвитерием в форме круглого купола, которому предшествовала большая триумфальная арка. В колоннах нефов и увеличена высота небольших колонн на антаблементе, расположенном в столице, как Брунеллески во Флоренции . Это положение повлияло на более поздние работы, такие как соборы Малаги и Гуадикс , а также Гвадалахары (Мексика) , Лимы и Куско (Перу) .
В Гранаде также работал Педро Мачука , автор дворца Карла V в Альгамбре (начат в 1528 году и прерван смертью архитектора в 1550 году). Дворец включал в себя круглый двор и восьмиугольную часовню, которая так и не была построена. Внутренний двор, выполненный под влиянием Браманте , представляет собой один из шедевров архитектуры пуризма и испанского Возрождения, образец баланса и совершенства классики, двухэтажный с колоннами дорико - тосканского ордера (нижний) и ионического (верхний).
Другим замечательным примером андалузского пуризма был Андрес де Вандельвира , автор собственного стиля, который тогда был направлен на маньеризм . Одной из его особенностей было использование сводов , а также в Сакра Капилья дель Сальвадор в Убеде (1536 г.) – проект, инициированный Силоэ, с которым Вандельвира работал в его начале. Его великой работой был собор Хаэна (начатый в 1540 году), прямоугольный, с колоннами, вдохновленными собором Гранады . Примечательна в этой работе ризница с двойным антаблементом и перекрытием арок в стиле маньеризма, хотя и с большой структурной простотой. Другими работами были: часовня Сан-Франциско (1546 г.), Торре-дель-Тардон в Алькарасе (1555 г.), дворцы Вела-Кобос (1561 г.) и Васкеса де Молина (1562 г.) и больница Сантьяго (1562–1575 гг.), все в Убеде . Работы Вандельвиры оставили сильный след в последующей архитектуре, особенно в Андалусии, Мурсии и Аликанте.
В Севилье выделяется строительство Королевской часовни собора и Больницы де лас Синко Льягас Мартином де Гаинса и вершины Хиральды Эрнаном Руисом Младшим под влиянием Серлии , которые повлияли на более поздние андалузские алтари.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Аскарате Ристори, Хосе Мария де; Перес Санчес, Альфонсо Эмилио; Рамирес Домингес, Хуан Антонио. «История искусства». 1983. Издательство Анайя, Мадрид. ISBN 84-207-1408-9 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Марото, Дж. История искусства , Казальс, ISBN 978-84-218-4021-4 , стр. 195