Петровское барокко
Петровское барокко (русский: Петровское барокко) — это стиль архитектуры и декора в стиле барокко 17 и 18 веков, который предпочитал Петр Великий и использовался для проектирования зданий в недавно основанной российской столице Санкт-Петербурге при этом монархе и его непосредственных преемниках. [2]
В отличие от современного нарышкинского барокко , любимого в Москве , петровское барокко представляло собой резкий отход от византийских традиций, которые доминировали в русской архитектуре на протяжении почти тысячелетия. Его главные специалисты — Доменико Трезини , Андреас Шлютер и Михаил Земцов — черпали вдохновение в довольно скромной голландской , датской и шведской архитектуре того времени. [3]
Яркие примеры
[ редактировать ]Сохранившимися примерами стиля в Санкт-Петербурге являются Петропавловский собор (Треззини), Двенадцать коллегий (Треззини), Кунсткамера ( Георг Иоганн Маттарнови ), Кикин-холл (Шлютер) и Меншиковский дворец (Джованни Фонтана). [ нужна ссылка ]
Постройки петровского барокко за пределами Санкт-Петербурга немногочисленны; в их число входят Меншиковская башня в Москве и дворец Кадриорг в Таллинне. [ нужна ссылка ]
Архитектурные влияния на Петра Великого
[ редактировать ]Петр Великий, также известный как Петр I, правил Россией в 1682–1725 годах. Он был первым российским монархом, выехавшим за пределы России, и это путешествие познакомило его с архитектурой многих других стран. В его собственной библиотеке были архитектурные книги из Нидерландов, Франции, Германии и Италии. Здания этих стран повлияли на архитектурные вкусы Петра, когда он намеревался построить новую российскую столицу Санкт-Петербург. У Питера было очень конкретное представление о том, как он хотел, чтобы этот новый город выглядел с точки зрения архитектурного стиля, и он взял на себя инициативу по набору людей, которые могли бы помочь реализовать его видение, и исследованию архитектурных стилей . Находясь у власти, Петр пытался как можно быстрее добиться перемен в России и пытался включить западный стиль и традиции в повседневную жизнь своих граждан. В рамках этого Петр ввел в действие правила, определявшие, как должны выглядеть города. [2]
Первоначальной целью Петра для Санкт-Петербурга было воссоздать город Амстердам . [4] Когда город начал строиться, Петр начал вносить изменения в конструкции зданий, часто меняя запланированный внешний вид зданий, когда их строительство уже началось. Эти изменения в последнюю минуту привели к тому, что здания не принадлежали одной конкретной архитектурной школе. [5]
Нарышкин в стиле барокко.
[ редактировать ]Петр вырос в Москве, жил в Кремле и проводил время во многих царских имениях за пределами города. Его отец Алексис умер, когда ему было четыре года, так что у Петра была довольно неконтролируемая юность, чтобы он мог заниматься своими собственными увлечениями. Питер развил свой вкус к архитектуре, глядя на здания, окружавшие его в детстве, многим из которых покровительствовала его семья. Эти церкви и дома, окружавшие Москву, отражали европейское влияние в своей структуре и убранстве. В этих постройках преобладал стиль московского или нарышкинского барокко Петра , названный в честь материнской стороны семьи . Для нарышкинского барокко характерны крупные масштабы построек и отсутствие дерева среди строительных материалов. [6]
Голландский стиль барокко
[ редактировать ]Когда Питер вступил в юность и начал путешествовать, его архитектурный вкус начал отдавать предпочтение элементам голландской архитектуры. Петр встретился с голландским архитектором Саймоном Шейнвоетом (иногда Шинвоетом или Шинвэтом) в 1697 году. Шейнвоет специализировался на голландском барокко, но также обучал Петра военно-морской архитектуре . Каюта в Санкт-Петербурге, которую спроектировал Петр, использовала элементы этого военно-морского стиля, которому его научил Шинвоет, в том числе плоские окрашенные бревенчатые стены, деревянную черепицу, похожую на черепицу, и окна, сделанные из небольших стеклянных пластин. Эти элементы дизайна отличались от русских стилей, существовавших до этого момента.
Русский ученый-историк Джеймс Кракрафт предполагает, что ярчайшим примером голландской архитектуры, созданной при Петре, был его Летний дворец в Санкт-Петербурге, а также дворец Монплезир , также известный как «Маленький голландский дом». В письме 1724 года студенту-архитектору Ивану Коробову Петр рассказывает о своем предпочтении орнаментов голландского барокко. В этом же письме Петр выражает свое отсутствие интереса к архитектурным стилям Франции и Италии из-за отсутствия в них украшений и использования камня, а не кирпича. Среди бумаг Петра была найдена записка, в которой описывалось, как он отправил двух русских студентов-архитекторов в Голландию, чтобы они изучили стиль голландского барокко и вернулись, чтобы строить церкви и дома для Петербурга. Помимо обучения российских студентов за границей, Питер также нанял голландских архитекторов для работы над проектами в России. [7]
Другие стили
[ редактировать ]Хотя Петр предпочитал стиль голландского барокко, он также искал архитектурное вдохновение в других странах. Несмотря на его зафиксированную неприязнь к французской и итальянской архитектуре в стиле барокко , Петр в 1723 году отправил двух студентов-архитекторов в Рим, чтобы заменить еще двух студентов, работавших там. Ученые предполагают, что во время его правления в Голландию и Италию было отправлено равное количество студентов-архитекторов, и над проектами Петра в России работало больше итальянских строителей, чем голландских строителей. В первые годы существования Петербурга французы выступали видными дизайнерами и декораторами. [8]
Известные архитекторы
[ редактировать ]Доменико Трезини
[ редактировать ]Доменико Трезини родился в италоязычном регионе Швейцарии в 1670 году. Архитекторы, окружавшие его в юности, были ответственны за развитие стиля барокко на юге Германии. Архитектурный стиль Трезини имеет явное влияние этого немецкого стиля барокко, а также северного стиля архитектуры барокко, который он усвоил во время своего проживания в Копенгагене. [3] Трезини также находился под влиянием архитектурного стиля ломбардского барокко, который был популярен в Северной Италии, где он вырос в 17 веке. [9] С 1703 года и до своей смерти в 1734 году Трезини жил в Петербурге. Трезини начал многие строительные проекты, которые легли в основу города. За множество проектов, над которыми работал Трезини, в 1710 году ему было присвоено звание «подполковника фортификации и архитектора». [3]
Петра Великого Некоторые из основных дополнений Трезини к городу включают: Летний дворец , Александро-Невскую лавру , Двенадцать коллегий и собор Святых Петра и Павла . Трезини и его команда разработали план развивающегося Санкт-Петербурга, включая улицы предполагаемого центра города Васильевского острова . [3] Планировка города имела сетку с перпендикулярными улицами и каналами. Проект города Трезини не соответствовал европейскому идеалу того времени из-за отсутствия компактности и сеточной организации, а не традиционной кольцевой планировки. [10]
В 1714 году Петр заявил, что все дома в Петербурге должны быть построены по образцу дома Трезини. Для разных классов граждан в зависимости от их ранга создавались разные варианты дома. Петр разделил всех граждан на 14 различных классов, каждый из которых имел разные жилые районы в плане Трезини. Размер дома гражданина напрямую соответствовал его положению в этом социальном рейтинге. [10] Низшие классы были разделены по профессиям, а высшие классы - по количеству крепостных , которых они контролировали. [11] Существует несколько гравюр с моделями домов, и хотя они часто приписываются самому Трезини, его помощник Жан-Батист Александр Ле Блон . за их создание отвечает [3] Эти планы диктовали стиль украшения домов и материалы, из которых они будут построены, принадлежащие каждому классу граждан. В самом центре города эти правила соблюдались неукоснительно. Чем дальше от центра города, тем больше гибкости было при проектировании домов. Несмотря на усилия, приложенные для поддержания упорядоченного городского планирования, после смерти Петра система, разработанная Трезини, отошла на второй план. [10] Ученые считают комплексный городской план Петра I одним из его величайших наследий. [12]
В дизайне его зданий стиль голландского барокко проявляется в предпочитаемых им типах орнамента. Что касается колонн, Трезини предпочитал прямоугольные пилястры в качестве декоративного элемента и ограничивал их использование там, где они были структурно необходимы или служили основной цели в общем дизайне. Трезини также черпал вдохновение из работ Кристофера Рена , чья работа над собором Святого Павла присутствует в эскизах Трезини. [9]
Трезини учредил Петербургскую строительную канцелярию и стал ее первым директором. Эта школа была первым учреждением, предлагающим формальную подготовку архитекторов в России. Среди тех, кто обучался в Канцелярии, был Михаил Земцов , продолжавший дело Трезини. [13] Другими архитекторами, с которыми Трезини работал вместе при жизни и продолжил строительство его зданий после его смерти, были Карло Джузеппе и Пьетро Антонио Трезини . [9]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уильям Крафт Брумфилд. История русской архитектуры (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1993) ISBN 978-0-521-40333-7 (Глава восьмая: «Основы барокко в Санкт-Петербурге»)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кракрафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: строительство Санкт-Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 156.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Швидковский, Дмитрий (2007). «Русское императорское барокко». Русская архитектура и Запад . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 183. ИСБН 9780300109122 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кракрафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: строительство Санкт-Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 156.
- ^ Брумфилд, Уильям Крафт (1983). «Санкт-Петербург: Имперский дизайн». Золото в лазури: тысяча лет русской архитектуры . Бостон, Массачусетс: Д. Р. Годин. стр. 233–237.
- ^ Брумфилд, Уильям Крафт (1983). «Санкт-Петербург: Имперский дизайн». Золото в лазури: тысяча лет русской архитектуры . Бостон, Массачусетс: Д. Р. Годин. п. 238. ISBN 9780879234362 .
- ^ Кракрафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: строительство Санкт-Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Издательство Чикагского университета. стр. 147–148.
- ^ Кракрафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: Здания Санкт-Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Издательство Чикагского университета. стр. 148–149.
- ^ Кракрафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: Здания Санкт-Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Издательство Чикагского университета. п. 150.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сквидковский, Д.О. (2007). «Русское императорское барокко: Зарубежные архитекторы Петра Великого: Доминико Трезини». Русская архитектура и Запад . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 197–200.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Швидковский, Д.О. (2007). «Русское императорское барокко». Русская архитектура и Запад . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 194–195.
- ^ Брумфилд, Уильям Крафт (1983). «Санкт-Петербург: Имперский дизайн». Золото в лазури: тысяча лет русской архитектуры . Бостон, Массачусетс: Д. Р. Годин. стр. 229 . ISBN 9780879234362 .
- ^ Брумфилд, Уильям Крафт (1983). «Санкт-Петербург: Имперский дизайн». Золото в лазури: тысяча лет русской архитектуры . Бостон, Массачусетс: Д. Р. Годин. стр. 237 . ISBN 9780879234362 .
- ^ Кракрафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: строительство Санкт-Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 158.