Jump to content

Архитектура Швеции

(Перенаправлено из шведской архитектуры )

В этой статье рассматривается архитектура Швеции с исторической точки зрения.

Как это обычно бывает в истории архитектуры , архитектурная история нации естественным образом связана с историей ее памятников и развитием институтов власти этой нации: дворцов, замков и церквей. Это также относится и к истории архитектуры Швеции. Прорыв наступил в современную эпоху, когда роль архитекторов в обществе изменилась в сторону озабоченности вопросами, касающимися всего населения, такими как жилье и инфраструктура социал-демократии.

Средний возраст

[ редактировать ]
Лундский собор в Лунде , Scania

В Швеции Средневековье длилось около 500 лет , от крещения Олофа Швеции в 1000 году нашей эры до прихода к власти Густава I Швеции в 1523 году. Сначала почти все здания, городские и сельские, были построены из дерева. В XII веке камень стал преобладающим строительным материалом для строительства романских монастырей и церквей. Яркими примерами являются Лундский собор , монастырь Сигтуна , церковь Хусаби и монастырь Альвастра . Небольшие романские церкви в сельской местности часто укреплялись. Средневековые церкви на Готланде представляют собой группу необычайно хорошо сохранившихся средневековых церквей по сравнению с остальной Европой.

Появление кирпичного готического стиля привело в Швецию кирпич как новый строительный материал. Соборы Вестероса , Стренгнеса и Уппсалы были построены из кирпича, тогда как соборы Скара и Линчёпинг были построены из известняка.

Хотя около 1500 из 4000 шведских церквей относятся к средневековью, от этого периода сохранилось очень мало светских зданий. есть несколько бюргерских домов Однако в Стокгольме и Висбю , несколько замков, крепостей и укреплений. Городские стены 13-го века вокруг Висбю являются одними из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городских стен в Европе. Планировка улиц Старого города Стокгольма по-прежнему средневековая. В других шведских городах светские здания средневековья очень редки и часто сильно перестраивались в последующие столетия. Одним из примеров этого является Скиттеанум в Уппсале .

Замок Вадстена , прекрасный образец архитектуры эпохи Возрождения.

Ренессанс

[ редактировать ]
Стокгольмский дворец

После возвышения Швеции как великой державы в 17 веке аристократия снова начала строиться. В то же время закрепилось понятие архитектора и развилась профессия, а ее репутация была поддержана работами Симона де ла Валле и Никодима Тессена Старшего . Многочисленные городские дворцы и Ландшлёссер были построены по западноевропейским, и прежде всего, французским образцам. Кроме того, возобновилось строительство церквей. Церковь Катарины в Стокгольме стала образцом для многих зданий и церквей королевства. Работы известного архитектора Никодима Тессина Младшего перевели архитектурное развитие Швеции в эпоху высокого барокко; примеры включают Стокгольмский дворец и Кальмарский собор , а также завершение строительства дворца Дротнингхольм .

В 17 веке также был основан ряд городов. Они имели регулярную сетку улиц с центральными площадями. Исключением являются датские Сконе и Гетеборг , которые были заложены по голландскому образцу в 1619 году и включают каналы. Эти конструкции до сих пор узнаваемы, даже там, где оригинальные деревянные постройки уже погибли.

Классицизм и стиль ампир.

[ редактировать ]
Розендальский дворец в стиле ампир.

Во второй половине XVIII века, особенно после переворота Густава III, появилось новое направление, основанное на классических прецедентах. В 1773 году была основана Строительная школа Академии художеств, вскоре после этого была учреждена Канцелярия по надзору за строительным производством. Оба подняли качество архитектуры, но в ущерб местным строительным традициям. Свидетельства новых классических идеалов в архитектуре можно найти в Театре Палас в Грипсхольме, здании Ботаники в Уппсале или средней школе в Хернесанде .

После наполеоновских войн и потери Финляндии национальная строительная деятельность была сосредоточена в военном секторе. и Крепость Карлсборг канал Гёта , в которых за 23 года было занято 60 000 человек, были крупнейшими шведскими строительными проектами всех времен. Ведущим архитектором первой половины XIX века также был солдат, полковник Фредрик Блом . Он спроектировал ряд казарм, а также церковь Шеппсхольмен в классическом стиле в Стокгольме и, как архитектор дома королевской семьи, построил Розендаль. Дворец .

возрождение

[ редактировать ]
Национальный музей изящных искусств

Во второй половине 19 века началась индустриализация Швеции. Население городов утроилось за несколько десятилетий. Эта быстрая урбанизация привела к бурной строительной деятельности: были построены многоквартирные дома и общественные здания, такие как школы, больницы, тюрьмы, гостиницы, банки, рыночные залы, театры и церкви. Многие здания отличаются эклектичным историзмом. Немец Фридрих Август Штюлер получил престижный заказ на строительство Национального музея изящных искусств , который он спроектировал в стиле Возрождения . Фредрика Вильгельма Шоландера в Синагога Стокгольме вдохновлена ​​ассирийской архитектурой . Его ученик Хельго Зеттервалль пошел по его стопам и осуществил комплексную реконструкцию соборов Уппсалы , Скара и Линчёпинга , которые отражают его интерпретацию готического стиля . Йохан Фредрик Обом , самый плодовитый шведский архитектор своего времени, спроектировал многочисленные церкви и ряд бюргерских домов в стиле неоренессанса . Бернс Салонгер с его рестораном и сценами также является ярким выражением новой гражданской гордости, увековеченной в Августа Стриндберга романе «Красная комната» .

Национальный романтический стиль и модерн.

[ редактировать ]
Стокгольмская ратуша

В конце 19 — начале 20 веков появилось новое поколение архитекторов, отвернувшихся от историзма и классицизма. С одной стороны, они впитали влияние из-за границы, например, в стиле модерн исполнение Королевского драматического театра в Стокгольме, с другой стороны, они искали прецеденты в истории шведской культуры и шведских строительных традициях. В результате этого поиска они разработали национальный романтический стиль , который взял культурные и строительные прецеденты и объединил их с идеями английского движения искусств и ремесел, чтобы создать очень своеобразную шведскую архитектуру, часто из кирпича и дерева. Карла Вестмана в Здание Шведской медицинской ассоциации Стокгольме было одним из первых зданий, построенных в этом стиле, а Музей Рёсса в Гетеборге и Дом суда Стокгольма еще двумя примерами являются . Венцом национального романтического стиля является Стокгольмская ратуша , спроектированная Рагнаром Эстбергом и построенная между 1903 и 1923 годами.

Церковь Кируна

Густав Викман посвятил себя задаче другого характера: он построил целый город Кируна за три десятилетия в необитаемой пустыне. Хотя город Кируна доставил немало проблем коренному народу саами , нарушив маршруты оленеводства и загрязнив территорию. [ нужна ссылка ] После того, как был найден богатый источник железной руды и построена железнодорожная линия, Викману было поручено спроектировать город. За несколько лет он завершил проектирование и строительство вилл директоров и инженеров, жилья для рабочих, офисов, школ, больницы, пожарной части, почты и банка, а также бассейна. Среди его лучших работ – церковь Кируна, выполненная в стиле национального романтизма. Его деревянная конструкция демонстрирует и соединяет влияние норвежских деревянных церквей и американских архитектурных традиций.

Модерн и постмодерн

[ редактировать ]
Стокгольмская публичная библиотека

Современной архитектуре в Швеции предшествовала группа архитекторов, которые приняли очень строгую и резкую форму неоклассицизма . Гуннар Асплунд и Ивар Тенгбом были двумя самыми известными представителями 1910-х и 1920-х годов, внесшими свой вклад в стиль, который стал известен во всем мире как «Шведская грация» [ sv ] . [ 1 ] Наиболее важные работы Асплунда включают здание окружного суда Листера [ sv ] в Сёльвесборге , Стокгольмскую публичную библиотеку и, в сотрудничестве с Сигурдом Леверенцем , (временную) Стокгольмскую выставку (1930 г.) и Южное (Лесное) кладбище Стокгольма (сегодня внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). объект наследия ). [ нужна ссылка ]

Стокгольмская выставка промышленности, искусства и ремесел 1930 года помогла функционализму прорваться в Швецию. В последующие годы – особенно в сфере жилищного строительства – это стало доминирующей идеологией. Типичным примером прочной связи между функционализмом и левыми политическими взглядами является квартал Кварнхольмен в Наке , спроектированный в 1930-х годах архитектурным отделом Потребительского кооператива, основанного в 1924 году как первая коллективно организованная архитектурная практика. [ нужна ссылка ]

Жилищное строительство в рамках программы «Миллион» в районе Тенста в Стокгольме

Несмотря на эти инициативы, жилищные стандарты в Швеции были низкими. После Второй мировой войны был предпринят масштабный строительный проект, чтобы удовлетворить нехватку жилья и улучшить стандарты. В 1965 правительство объявило « Миллионную программу» — строительство миллиона новых домов в течение десяти лет (при населении 7,8 млн человек). За очень короткое время были построены целые спальные районы. Земля во многих центральных районах города была куплена и перепланирована современным и функциональным способом, чтобы освободить место для офисов. Огромные строительные проекты планировались и осуществлялись крупными архитектурными бюро. Часто качество зданий и их дизайн имели второстепенное значение для реализации такого большого количества проектов. [ нужна ссылка ]

положил Нефтяной кризис 1973 года конец программе «Миллион». Еще до этого программа подвергалась громкой критике в отношении архитектуры образцовой архитектуры и негативных социальных последствий, которые произвели эти здания. [ нужна ссылка ]

В результате этой критики в Швеции появился термин «постмодерн» , охватывающий множество различных тенденций. Развилось богатое использование форм, невиданное со времен национального романтического стиля. Одним из наиболее важных представителей постмодернизма в Швеции был британец Ральф Эрскин . Сегодня архитектуру в Швеции определяют такие архитекторы, как Герт Вингорд , который начинал как постмодернист , но, как известно, улавливает новые тенденции (работы демонстрируют влияние экологического дизайна, а также минимализма , высоких технологий , экспрессионизма и неофункционализма). ). [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Архитектура – ​​SWEDEN.SE» . www.sweden.se . Архивировано из оригинала 26 ноября 2006 года . Проверено 6 июня 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7be37bb3136b33b7d0734b046e58c34c__1719775740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/4c/7be37bb3136b33b7d0734b046e58c34c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Sweden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)