Архитектура Швеции
Часть серии о |
Культура Швеции |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2009 г. ) |
В этой статье рассматривается архитектура Швеции с исторической точки зрения.
Как это обычно бывает в истории архитектуры , архитектурная история нации естественным образом связана с историей ее памятников и развитием институтов власти этой нации: дворцов, замков и церквей. Это также относится и к истории архитектуры Швеции. Прорыв наступил в современную эпоху, когда роль архитекторов в обществе изменилась в сторону озабоченности вопросами, касающимися всего населения, такими как жилье и инфраструктура социал-демократии.
Средний возраст
[ редактировать ]
В Швеции Средневековье длилось около 500 лет , от крещения Олофа Швеции в 1000 году нашей эры до прихода к власти Густава I Швеции в 1523 году. Сначала почти все здания, городские и сельские, были построены из дерева. В XII веке камень стал преобладающим строительным материалом для строительства романских монастырей и церквей. Яркими примерами являются Лундский собор , монастырь Сигтуна , церковь Хусаби и монастырь Альвастра . Небольшие романские церкви в сельской местности часто укреплялись. Средневековые церкви на Готланде представляют собой группу необычайно хорошо сохранившихся средневековых церквей по сравнению с остальной Европой.
Появление кирпичного готического стиля привело в Швецию кирпич как новый строительный материал. Соборы Вестероса , Стренгнеса и Уппсалы были построены из кирпича, тогда как соборы Скара и Линчёпинг были построены из известняка.
Хотя около 1500 из 4000 шведских церквей относятся к средневековью, от этого периода сохранилось очень мало светских зданий. есть несколько бюргерских домов Однако в Стокгольме и Висбю , несколько замков, крепостей и укреплений. Городские стены 13-го века вокруг Висбю являются одними из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городских стен в Европе. Планировка улиц Старого города Стокгольма по-прежнему средневековая. В других шведских городах светские здания средневековья очень редки и часто сильно перестраивались в последующие столетия. Одним из примеров этого является Скиттеанум в Уппсале .

Ренессанс
[ редактировать ]Барокко
[ редактировать ]
После возвышения Швеции как великой державы в 17 веке аристократия снова начала строиться. В то же время закрепилось понятие архитектора и развилась профессия, а ее репутация была поддержана работами Симона де ла Валле и Никодима Тессена Старшего . Многочисленные городские дворцы и Ландшлёссер были построены по западноевропейским, и прежде всего, французским образцам. Кроме того, возобновилось строительство церквей. Церковь Катарины в Стокгольме стала образцом для многих зданий и церквей королевства. Работы известного архитектора Никодима Тессина Младшего перевели архитектурное развитие Швеции в эпоху высокого барокко; примеры включают Стокгольмский дворец и Кальмарский собор , а также завершение строительства дворца Дротнингхольм .
В 17 веке также был основан ряд городов. Они имели регулярную сетку улиц с центральными площадями. Исключением являются датские Сконе и Гетеборг , которые были заложены по голландскому образцу в 1619 году и включают каналы. Эти конструкции до сих пор узнаваемы, даже там, где оригинальные деревянные постройки уже погибли.
Классицизм и стиль ампир.
[ редактировать ]
Во второй половине XVIII века, особенно после переворота Густава III, появилось новое направление, основанное на классических прецедентах. В 1773 году была основана Строительная школа Академии художеств, вскоре после этого была учреждена Канцелярия по надзору за строительным производством. Оба подняли качество архитектуры, но в ущерб местным строительным традициям. Свидетельства новых классических идеалов в архитектуре можно найти в Театре Палас в Грипсхольме, здании Ботаники в Уппсале или средней школе в Хернесанде .
После наполеоновских войн и потери Финляндии национальная строительная деятельность была сосредоточена в военном секторе. и Крепость Карлсборг канал Гёта , в которых за 23 года было занято 60 000 человек, были крупнейшими шведскими строительными проектами всех времен. Ведущим архитектором первой половины XIX века также был солдат, полковник Фредрик Блом . Он спроектировал ряд казарм, а также церковь Шеппсхольмен в классическом стиле в Стокгольме и, как архитектор дома королевской семьи, построил Розендаль. Дворец .
возрождение
[ редактировать ]
Во второй половине 19 века началась индустриализация Швеции. Население городов утроилось за несколько десятилетий. Эта быстрая урбанизация привела к бурной строительной деятельности: были построены многоквартирные дома и общественные здания, такие как школы, больницы, тюрьмы, гостиницы, банки, рыночные залы, театры и церкви. Многие здания отличаются эклектичным историзмом. Немец Фридрих Август Штюлер получил престижный заказ на строительство Национального музея изящных искусств , который он спроектировал в стиле Возрождения . Фредрика Вильгельма Шоландера в Синагога Стокгольме вдохновлена ассирийской архитектурой . Его ученик Хельго Зеттервалль пошел по его стопам и осуществил комплексную реконструкцию соборов Уппсалы , Скара и Линчёпинга , которые отражают его интерпретацию готического стиля . Йохан Фредрик Обом , самый плодовитый шведский архитектор своего времени, спроектировал многочисленные церкви и ряд бюргерских домов в стиле неоренессанса . Бернс Салонгер с его рестораном и сценами также является ярким выражением новой гражданской гордости, увековеченной в Августа Стриндберга романе «Красная комната» .
Национальный романтический стиль и модерн.
[ редактировать ]В конце 19 — начале 20 веков появилось новое поколение архитекторов, отвернувшихся от историзма и классицизма. С одной стороны, они впитали влияние из-за границы, например, в стиле модерн исполнение Королевского драматического театра в Стокгольме, с другой стороны, они искали прецеденты в истории шведской культуры и шведских строительных традициях. В результате этого поиска они разработали национальный романтический стиль , который взял культурные и строительные прецеденты и объединил их с идеями английского движения искусств и ремесел, чтобы создать очень своеобразную шведскую архитектуру, часто из кирпича и дерева. Карла Вестмана в Здание Шведской медицинской ассоциации Стокгольме было одним из первых зданий, построенных в этом стиле, а Музей Рёсса в Гетеборге и Дом суда Стокгольма еще двумя примерами являются . Венцом национального романтического стиля является Стокгольмская ратуша , спроектированная Рагнаром Эстбергом и построенная между 1903 и 1923 годами.

Густав Викман посвятил себя задаче другого характера: он построил целый город Кируна за три десятилетия в необитаемой пустыне. Хотя город Кируна доставил немало проблем коренному народу саами , нарушив маршруты оленеводства и загрязнив территорию. [ нужна ссылка ] После того, как был найден богатый источник железной руды и построена железнодорожная линия, Викману было поручено спроектировать город. За несколько лет он завершил проектирование и строительство вилл директоров и инженеров, жилья для рабочих, офисов, школ, больницы, пожарной части, почты и банка, а также бассейна. Среди его лучших работ – церковь Кируна, выполненная в стиле национального романтизма. Его деревянная конструкция демонстрирует и соединяет влияние норвежских деревянных церквей и американских архитектурных традиций.
Модерн и постмодерн
[ редактировать ]Современной архитектуре в Швеции предшествовала группа архитекторов, которые приняли очень строгую и резкую форму неоклассицизма . Гуннар Асплунд и Ивар Тенгбом были двумя самыми известными представителями 1910-х и 1920-х годов, внесшими свой вклад в стиль, который стал известен во всем мире как «Шведская грация» . [ 1 ] Наиболее важные работы Асплунда включают здание окружного суда Листера в Сёльвесборге , Стокгольмскую публичную библиотеку и, в сотрудничестве с Сигурдом Леверенцем , (временную) Стокгольмскую выставку (1930 г.) и Южное (Лесное) кладбище Стокгольма (сегодня внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). объект наследия ). [ нужна ссылка ]
Стокгольмская выставка промышленности, искусства и ремесел 1930 года помогла функционализму прорваться в Швецию. В последующие годы – особенно в сфере жилищного строительства – это стало доминирующей идеологией. Типичным примером прочной связи между функционализмом и левыми политическими взглядами является квартал Кварнхольмен в Наке , спроектированный в 1930-х годах архитектурным отделом Потребительского кооператива, основанного в 1924 году как первая коллективно организованная архитектурная практика. [ нужна ссылка ]

Несмотря на эти инициативы, жилищные стандарты в Швеции были низкими. После Второй мировой войны был предпринят масштабный строительный проект, чтобы удовлетворить нехватку жилья и улучшить стандарты. В 1965 правительство объявило « Миллионную программу» — строительство миллиона новых домов в течение десяти лет (при населении 7,8 млн человек). За очень короткое время были построены целые спальные районы. Земля во многих центральных районах города была куплена и перепланирована современным и функциональным способом, чтобы освободить место для офисов. Огромные строительные проекты планировались и осуществлялись крупными архитектурными бюро. Часто качество зданий и их дизайн имели второстепенное значение для реализации такого большого количества проектов. [ нужна ссылка ]
положил Нефтяной кризис 1973 года конец программе «Миллион». Еще до этого программа подвергалась громкой критике в отношении архитектуры образцовой архитектуры и негативных социальных последствий, которые произвели эти здания. [ нужна ссылка ]
В результате этой критики в Швеции появился термин «постмодерн» , охватывающий множество различных тенденций. Развилось богатое использование форм, невиданное со времен национального романтического стиля. Одним из наиболее важных представителей постмодернизма в Швеции был британец Ральф Эрскин . Сегодня архитектуру в Швеции определяют такие архитекторы, как Герт Вингорд , который начинал как постмодернист , но, как известно, улавливает новые тенденции (работы демонстрируют влияние экологического дизайна, а также минимализма , высоких технологий , экспрессионизма и неофункционализма). ). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Список исторических зданий в Швеции
- Перечисленные здания в Швеции
- Архитектура Стокгольма
- Украшенные фермерские дома Хельсингланда
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архитектура – SWEDEN.SE» . www.sweden.se . Архивировано из оригинала 26 ноября 2006 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- Август Хар, Архитектура в Швеции: обзор шведской архитектуры на протяжении веков и до наших дней. Бонньерс, Стокгольм, 1938 год.
- Клаас Калденби (редактор), Швеция: Архитектура 20-го века . Престель, Берлин, 1998 г.
- Некоторые материалы переведены из статьи немецкой Википедии de:Шведская архитектура .
- Архитектура в Швеции: https://web.archive.org/web/20061126153707/http://www.sweden.se/templates/cs/FactSheet____14340.aspx