Гёта-канал
58°29′54″ с.ш. 16°10′24″ в.д. / 58,49827° с.ш. 16,17332° в.д.
Гёта-канал | |
---|---|
![]() | |
Расположение | Гёталанд |
Страна | Швеция |
Технические характеристики | |
Максимальная длина лодки | 30 м (98 футов) [ 1 ] |
Максимальная ширина лодки | 7 м (23 фута) [ 1 ] |
Максимальная осадка лодки | 2,82 м (9,3 фута) [ 1 ] |
Максимальная осадка лодки | 22 м (72 фута) [ 1 ] |
Замки | 58 |
Максимальная высота над уровнем моря | 91,8 м |
История | |
Дата первого использования | 26 сентября 1832 г. |
География | |
Начальные координаты | 58 ° 50'15 "с.ш. 13 ° 58'24" в.д. / 58,837423 ° с.ш. 13,973451 ° в.д. |
Конечные координаты | 58°28′45″N 16°25′10″E / 58,479130°N 16,419368°E |
Гёта -канал ( швед . Göta kanal ) — шведский канал, построенный в начале 19 века. Длина канала составляет 190 км (120 миль), из которых 87 км (54 мили) были вырыты или взорваны, ширина канала варьируется от 7–14 м (23–46 футов) и максимальной глубины около 3 м (9,8 футов). ). [ 2 ] скорость ограничена 5 узлами . В канале [ 1 ]
Гёта-канал является частью водного пути длиной 390 км (240 миль), соединяющего ряд озер и рек и обеспечивающего маршрут из Гетеборга (Гетеборг) на западном побережье в Сёдерчёпинг на Балтийском море через канал Тролльхетте и Гёта-Эльв. река, через большие озера Венерн и Веттерн . Этот водный путь был назван «Голубой лентой Швеции» ( швед . Sveriges blo Band ). [ 3 ] Вопреки распространенному мнению, неверно рассматривать этот водный путь как своего рода больший канал Гёта: канал Тролльхетте и канал Гёта — совершенно разные образования. [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]


Идея канала через южную Швецию была впервые выдвинута еще в 1516 году Гансом Браском , епископом Линчёпинга . Однако только в начале XIX века предложения Браска были претворены в жизнь Бальцаром фон Платеном немецкого происхождения , бывшим офицером шведского флота . Он организовал проект и получил необходимую финансовую и политическую поддержку. Его планы вызвали восторженную поддержку правительства и нового короля Карла XIII , который рассматривал канал как способ дать толчок модернизации Швеции. [ 6 ] Сам фон Платен превозносил модернизирующие достоинства канала в 1806 году, утверждая, что горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли выиграют от «судоходного пути через страну». [ 7 ]
Проект был открыт 11 апреля 1810 года с бюджетом в 24 миллиона шведских риксдалеров . [ 8 ] Это был, безусловно, величайший проект гражданского строительства, когда-либо реализованный в Швеции до того времени, на который потребовались 22 года усилий более чем 58 000 рабочих. Большую часть опыта и оборудования пришлось приобретать из-за границы, особенно из Великобритании , чья система каналов в то время была самой развитой в мире. Шотландский , разработал инженер-строитель Томас Телфорд , известный своим проектом Каледонского канала в Шотландии первоначальные планы канала и в 1810 году отправился в Швецию, чтобы наблюдать за некоторыми ранними работами по маршруту. Для помощи в проекте были импортированы многие другие британские инженеры и мастера, а также значительное количество оборудования - даже таких, казалось бы, обыденных предметов, как кирки, лопаты и тачки. [ 2 ]
Канал Гёта был официально открыт 26 сентября 1832 года. Сам фон Платен не дожил до завершения строительства канала и умер незадолго до его открытия. Однако окупаемость инвестиций в канал не оправдала надежд правительства. Первоначальными оправданиями епископа Ханса Браска строительства канала были обременительные звуковые сборы , взимаемые Данией и Норвегией со всех судов, проходящих через узкий Эресуннский канал между Швецией и Данией, а также проблемы с Ганзейским союзом. [ нужна ссылка ] . Канал позволил судам, направлявшимся в Балтийское море или из него, обойти Эресунн и таким образом избежать датских пошлин. [ 9 ] В 1851 году магнат Андре Оскар Валленберг основал компанию по транзитным пароходным перевозкам по Шведскому каналу для перевозки товаров из Англии в Россию через канал. Однако он совершил всего два рейса между Санкт-Петербургом и Халлом через Моталу, прежде чем Крымская война остановила англо-российскую торговлю. После окончания войны великие державы оказали давление на Данию, чтобы она положила конец четырехсотлетней традиции звуковых сборов, тем самым одним махом лишив возможности канала как альтернативы Эресунну. [ 10 ]

Появление железных дорог в 1855 году быстро сделало канал ненужным, поскольку поезда могли перевозить пассажиров и товары гораздо быстрее, и им не приходилось останавливаться с приходом зимы, что делало канал непроходимым в течение пяти месяцев в году. [ 11 ] К 1870-м годам грузопоток по каналу сократился до трех основных видов сыпучих грузов - лесных товаров, угля и руды, ни один из которых не требовал быстрой транспортировки. После этого объемы трафика стагнировали и так и не восстановились. [ 2 ]
У канала было одно важное промышленное наследие в виде Мотала Веркстад - завода, основанного в Мотале для производства таких машин, как краны и паровые земснаряды, которые были необходимы для строительства канала. Этот объект иногда называют «колыбелью шведского машиностроения». После открытия канала компания Motala Verkstad сосредоточилась на производстве оборудования, локомотивов и подвижного состава для вновь построенных железных дорог, положив начало традиции железнодорожного машиностроения, которая продолжается и по сей день в виде AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning (ASJA), купленного компанией производитель самолетов SAAB в Линчёпинге . [ 2 ] [ 12 ]
Описание
[ редактировать ]Гёта-канал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
В наши дни канал в основном используется как туристическая и рекреационная достопримечательность. Ежегодно канал посещают около двух миллионов человек во время прогулочных круизов – либо на собственных лодках, либо на одном из многочисленных круизных лайнеров – и связанных с ними мероприятий. [ 2 ] Канал иногда иронично называют «ровом развода» ( швед.skilsmässodiket шлюзам . ) из-за проблем, которые приходится терпеть неопытным парам, пытаясь самостоятельно пройти по узкому каналу и многочисленным [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Замки
[ редактировать ]Канал имеет 58 шлюзов и может принимать суда длиной до 30 м (98 футов), шириной 7 м (23 фута) и осадкой 2,8 м (9,2 фута ) . [ 16 ]
От восточного побережья Швеции до озера Венерн шлюзы располагаются следующим образом (с перепадом высот каждого шлюза в несколько метров):
- Мем , 3
- Кирпичный завод , 2,3
- Сёдерчёпинг , 2,4
- Дувкуллен нижний , 2,3
- Дувкуллен верхний , 2,4
- Мариехов нижний , 2,1
- Мариехов верхний , 2,6
- Карлсборг нижний , 5,1
- Карлсборг верхний , 4,7
- Зажим , открытый
- Хульта , 3,2
- Торопитесь , 2.3
- Норсхольм , 0,8
- Замки Карла Йохана (семь замков), 18,8
- Замки Оскара , 4,8
- Локоны Карла Людвига Эжена , 5,5
- Бруннби , 5,3
- Разброс , 5,2
- Боренсберг , 0,2
- Бореншулт , 15,3
- Мотала , 0,1
Озеро Веттерн (88 м над уровнем моря)
- Форсвик , 3,5
Озеро Викен (92 м над уровнем моря – самая высокая точка канала)
- Тоторп , 0,2
- Хайсторп верхний , 5,0
- Хайсторп нижний , 5.1
- Риксберг , 7,5
- Годхёген , 5.1
- Норркварн верхний , 2,9
- Норркварн нижний , 2,9
- Сьёторп 7-8 , 4,6
- Сьёторп 6 , 2,4
- Сьёторп 4-5 , 4,8
- Сьёторп 2–3 , 4,8
- Сьёторп 1 , 2,9
После озера Венерн (44 м над уровнем моря) проходит канал Тролльхетте, ведущий в Гетеборг и на западное побережье Швеции.
См. также
[ редактировать ]- Каледонский канал - родственный канал в Шотландии
- Кильский канал
- Эресунн
- Список государственных предприятий Швеции
Библиография и ссылки
[ редактировать ]- Эрик де Маре, Шведский крест , Швеция, 1965 г. (на английском языке)
- Окессон, Герт; Брюсевиц, Гуннар; Линдерс, Андерс; Скит, Энтони (1987). Прекрасный водный путь Швеции: Гетеборг-Стокгольм на пароходе . Мальмё: Стенвалль. СЕЛИБР 7630199 .
- [ 1 ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Путеводитель для шкиперов Гёта-канала» (PDF) . www.gotakanal.se (на шведском языке). Компания канала AB Göta. Архивировано (PDF) из оригинала 18 мая 2019 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уно Сведин, Бритт Хэгерхалл Ананссон, Устойчивое развитие, местная демократия и будущее: шведская модель , стр. 93–94. Спрингер, 2002. ISBN 1-4020-0905-4
- ^ «Историко-географические факты о Гётском канале» . Линчепингский университет . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Фонд пилотирования РСС (2017). Балтийское море и подходы Имрей, Лори, Нори и Уилсон Лтд. п. 167. ИСБН 978-1846236891 .
- ^ Перейти обратно: а б «Максимальный размер лодок» . AB Göta kanalbolag. Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 22 января 2020 г.
- ^ Лителлус Рассел Мюрхед, Швеция , с. 105. Рэнд МакНелли, 1952 год.
- ^ Цитируется по Ларсу Магнуссону, «Экономическая история Швеции» , стр. 115. Рутледж, 2000. ISBN 0-415-18167-4
- ^ Р. Нисбет Бейн, Скандинавия: Политическая история Дании, Норвегии и Швеции с 1513 по 1900 год , стр. 432. Университетское издательство, Кембридж, 1905 г.
- ^ Гуннар Александерссон, Балтийские проливы , с. 72. Издательство Мартинуса Нийхоффа, 1982. ISBN 90-247-2595-Х
- ^ Горан Б. Нильссон, основатель: Андре Оскар Валленберг (1816-1886) , с. 231. Альмквист и Викселл Интернэшнл, 2005. ISBN 91-22-02102-7
- ^ Нил Кент, Душа Севера: Социальная, архитектурная и культурная история стран Северной Европы, 1700-1940 , с. 172. Книги реакции, 2000. ISBN 1-86189-067-2
- ^ ASJ заложил основу для современного Линчепинга , опубликовано 28 августа 2007 г. Архивировано 20 октября 2017 г. в Wayback Machine в Эстгёте. Корреспондент.
- ^ Уэст, Тимоти (2017). Путешествие по Великим каналам: воспоминания о самых красивых водных путях Великобритании на всю жизнь . Издательство Кингс Роуд. ISBN 978-1-78606-511-7 .
- ^ Олесен, Элизабет (2006). Путеводитель по Швеции . Хантер Паблишинг, Инк. ISBN 1588435520 .
- ^ Турист . Шведская туристическая ассоциация. 2008.
- ^ Гуннар Александерссон, Балтийские проливы , сн. 9 с. 123. Издательство Мартинуса Нийхоффа, 1982. ISBN 90-247-2595-Х
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гёта-канал - Официальный сайт