Jump to content

Гёта-канал

Координаты : 58°29′54″ с.ш. 16°10′24″ в.д. / 58,49827° с.ш. 16,17332° в.д.   / 58,49827; 16.17332

58°29′54″ с.ш. 16°10′24″ в.д. / 58,49827° с.ш. 16,17332° в.д.   / 58,49827; 16.17332

Гёта-канал
Расположение Гёталанд
Страна Швеция
Технические характеристики
Максимальная длина лодки 30 м (98 футов) [ 1 ]
Максимальная ширина лодки 7 м (23 фута) [ 1 ]
Максимальная осадка лодки 2,82 м (9,3 фута) [ 1 ]
Максимальная осадка лодки 22 м (72 фута) [ 1 ]
Замки 58
Максимальная высота над уровнем моря 91,8 м
История
Дата первого использования 26 сентября 1832 г.
География
Начальные координаты 58 ° 50'15 "с.ш. 13 ° 58'24" в.д.  /  58,837423 ° с.ш. 13,973451 ° в.д.  / 58,837423; 13.973451
Конечные координаты 58°28′45″N 16°25′10″E  / 58,479130°N 16,419368°E  / 58,479130; 16,419368

Гёта -канал ( швед . Göta kanal ) — шведский канал, построенный в начале 19 века. Длина канала составляет 190 км (120 миль), из которых 87 км (54 мили) были вырыты или взорваны, ширина канала варьируется от 7–14 м (23–46 футов) и максимальной глубины около 3 м (9,8 футов). ). [ 2 ] скорость ограничена 5 узлами . В канале [ 1 ]

Гёта-канал является частью водного пути длиной 390 км (240 миль), соединяющего ряд озер и рек и обеспечивающего маршрут из Гетеборга (Гетеборг) на западном побережье в Сёдерчёпинг на Балтийском море через канал Тролльхетте и Гёта-Эльв. река, через большие озера Венерн и Веттерн . Этот водный путь был назван «Голубой лентой Швеции» ( швед . Sveriges blo Band ). [ 3 ] Вопреки распространенному мнению, неверно рассматривать этот водный путь как своего рода больший канал Гёта: канал Тролльхетте и канал Гёта — совершенно разные образования. [ 4 ] [ 5 ]

Открытие Гёта-канала в Меме в 1832 году, Йохан Кристиан Бергер [ sv ] , 1855 год.
Шлюзы в Берге, недалеко от Линчёпинга , круизный лайнер M/S Juno спускается к озеру Роксен.
Акция Гёта-канала, выпущенная 28 мая 1810 г.

Идея канала через южную Швецию была впервые выдвинута еще в 1516 году Гансом Браском , епископом Линчёпинга . Однако только в начале XIX века предложения Браска были претворены в жизнь Бальцаром фон Платеном немецкого происхождения , бывшим офицером шведского флота . Он организовал проект и получил необходимую финансовую и политическую поддержку. Его планы вызвали восторженную поддержку правительства и нового короля Карла XIII , который рассматривал канал как способ дать толчок модернизации Швеции. [ 6 ] Сам фон Платен превозносил модернизирующие достоинства канала в 1806 году, утверждая, что горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли выиграют от «судоходного пути через страну». [ 7 ]

Проект был открыт 11 апреля 1810 года с бюджетом в 24 миллиона шведских риксдалеров . [ 8 ] Это был, безусловно, величайший проект гражданского строительства, когда-либо реализованный в Швеции до того времени, на который потребовались 22 года усилий более чем 58 000 рабочих. Большую часть опыта и оборудования пришлось приобретать из-за границы, особенно из Великобритании , чья система каналов в то время была самой развитой в мире. Шотландский , разработал инженер-строитель Томас Телфорд , известный своим проектом Каледонского канала в Шотландии первоначальные планы канала и в 1810 году отправился в Швецию, чтобы наблюдать за некоторыми ранними работами по маршруту. Для помощи в проекте были импортированы многие другие британские инженеры и мастера, а также значительное количество оборудования - даже таких, казалось бы, обыденных предметов, как кирки, лопаты и тачки. [ 2 ]

Канал Гёта был официально открыт 26 сентября 1832 года. Сам фон Платен не дожил до завершения строительства канала и умер незадолго до его открытия. Однако окупаемость инвестиций в канал не оправдала надежд правительства. Первоначальными оправданиями епископа Ханса Браска строительства канала были обременительные звуковые сборы , взимаемые Данией и Норвегией со всех судов, проходящих через узкий Эресуннский канал между Швецией и Данией, а также проблемы с Ганзейским союзом. [ нужна ссылка ] . Канал позволил судам, направлявшимся в Балтийское море или из него, обойти Эресунн и таким образом избежать датских пошлин. [ 9 ] В 1851 году магнат Андре Оскар Валленберг основал компанию по транзитным пароходным перевозкам по Шведскому каналу для перевозки товаров из Англии в Россию через канал. Однако он совершил всего два рейса между Санкт-Петербургом и Халлом через Моталу, прежде чем Крымская война остановила англо-российскую торговлю. После окончания войны великие державы оказали давление на Данию, чтобы она положила конец четырехсотлетней традиции звуковых сборов, тем самым одним махом лишив возможности канала как альтернативы Эресунну. [ 10 ]

Шлюз Лилла Эдет, построенный в 1916 году, последний шлюз на пути на запад. Оригинальный замок был открыт в 1607 году и стал первым замком в Швеции.

Появление железных дорог в 1855 году быстро сделало канал ненужным, поскольку поезда могли перевозить пассажиров и товары гораздо быстрее, и им не приходилось останавливаться с приходом зимы, что делало канал непроходимым в течение пяти месяцев в году. [ 11 ] К 1870-м годам грузопоток по каналу сократился до трех основных видов сыпучих грузов - лесных товаров, угля и руды, ни один из которых не требовал быстрой транспортировки. После этого объемы трафика стагнировали и так и не восстановились. [ 2 ]

У канала было одно важное промышленное наследие в виде Мотала Веркстад - завода, основанного в Мотале для производства таких машин, как краны и паровые земснаряды, которые были необходимы для строительства канала. Этот объект иногда называют «колыбелью шведского машиностроения». После открытия канала компания Motala Verkstad сосредоточилась на производстве оборудования, локомотивов и подвижного состава для вновь построенных железных дорог, положив начало традиции железнодорожного машиностроения, которая продолжается и по сей день в виде AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning (ASJA), купленного компанией производитель самолетов SAAB в Линчёпинге . [ 2 ] [ 12 ]

Описание

[ редактировать ]
Гёта-канал
(м)
Друг
26
2.9
Сьёторп 1
4.8
Сьёторп 2-3
(двойной замок)
4.8
Сьёторп 4-5
(двойной замок)
2.4
Сьёторп 6
4.6
Сьёторп 7-8
(двойной замок)
2.9
Норркварн нижний
2.9
Норркварн вверх
5.1
Годхёген
(двойной замок)
7.5
Риксберг
(тройной замок)
5.1
Хайсторп нижний
(двойной замок)
5
Хайсторп вверх
(двойной замок)
0.2
Тоторп
Бухта
(высшая точка канала – 91,8 м над уровнем моря). [ 5 ] )
3.3
Форсвик
49
Вода
50
0.1
Мотала
15.3
Бореншулт
(5 замков)
Борен
0.2
Боренсберг
34 Кунгс Норрби
(акведук)
Юнгсбро
(акведук)
5.2
распространение
(двойной замок)
5.3
Бруннби
(двойной замок)
5.5
Замок Карла Людвига Эжена
(двойной замок)
4.8
Замок Оскар в Берге
(двойной замок)
18.8
Замок Карла Йохана
(7 замков)
Роксен
0.8
Норсхольм
2.3
В спешке
3.2
Хэлп
0
Зажим
(открыть)
4.7
Карлсборг верхняя
(двойной замок)
5.1
Карлсборг нижний
(двойной замок)
2.6
Мариехов вверх
2.1
Мариехов нижний
2.4
Голубиный холм наверху
2.3
Дувкуллен нижний
2.4
Сёдерчёпинг
2.3
Кирпичный завод
3
Мем
Балтийское море

В наши дни канал в основном используется как туристическая и рекреационная достопримечательность. Ежегодно канал посещают около двух миллионов человек во время прогулочных круизов – либо на собственных лодках, либо на одном из многочисленных круизных лайнеров – и связанных с ними мероприятий. [ 2 ] Канал иногда иронично называют «ровом развода» ( швед.skilsmässodiket шлюзам . ) из-за проблем, которые приходится терпеть неопытным парам, пытаясь самостоятельно пройти по узкому каналу и многочисленным [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Маршрут Гёта-канала (синим цветом)

Канал имеет 58 шлюзов и может принимать суда длиной до 30 м (98 футов), шириной 7 м (23 фута) и осадкой 2,8 м (9,2 фута ) . [ 16 ]

От восточного побережья Швеции до озера Венерн шлюзы располагаются следующим образом (с перепадом высот каждого шлюза в несколько метров):

Озеро Веттерн (88 м над уровнем моря)

Озеро Викен (92 м над уровнем моря – самая высокая точка канала)

После озера Венерн (44 м над уровнем моря) проходит канал Тролльхетте, ведущий в Гетеборг и на западное побережье Швеции.

См. также

[ редактировать ]

Библиография и ссылки

[ редактировать ]
  • Эрик де Маре, Шведский крест , Швеция, 1965 г. (на английском языке)
  • Окессон, Герт; Брюсевиц, Гуннар; Линдерс, Андерс; Скит, Энтони (1987). Прекрасный водный путь Швеции: Гетеборг-Стокгольм на пароходе . Мальмё: Стенвалль. СЕЛИБР   7630199 .
  • [ 1 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Путеводитель для шкиперов Гёта-канала» (PDF) . www.gotakanal.se (на шведском языке). Компания канала AB Göta. Архивировано (PDF) из оригинала 18 мая 2019 года . Проверено 4 августа 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Уно Сведин, Бритт Хэгерхалл Ананссон, Устойчивое развитие, местная демократия и будущее: шведская модель , стр. 93–94. Спрингер, 2002. ISBN   1-4020-0905-4
  3. ^ «Историко-географические факты о Гётском канале» . Линчепингский университет . Проверено 23 января 2020 г.
  4. ^ Фонд пилотирования РСС (2017). Балтийское море и подходы Имрей, Лори, Нори и Уилсон Лтд. п. 167. ИСБН  978-1846236891 .
  5. ^ Перейти обратно: а б «Максимальный размер лодок» . AB Göta kanalbolag. Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 22 января 2020 г.
  6. ^ Лителлус Рассел Мюрхед, Швеция , с. 105. Рэнд МакНелли, 1952 год.
  7. ^ Цитируется по Ларсу Магнуссону, «Экономическая история Швеции» , стр. 115. Рутледж, 2000. ISBN   0-415-18167-4
  8. ^ Р. Нисбет Бейн, Скандинавия: Политическая история Дании, Норвегии и Швеции с 1513 по 1900 год , стр. 432. Университетское издательство, Кембридж, 1905 г.
  9. ^ Гуннар Александерссон, Балтийские проливы , с. 72. Издательство Мартинуса Нийхоффа, 1982. ISBN   90-247-2595-Х
  10. ^ Горан Б. Нильссон, основатель: Андре Оскар Валленберг (1816-1886) , с. 231. Альмквист и Викселл Интернэшнл, 2005. ISBN   91-22-02102-7
  11. ^ Нил Кент, Душа Севера: Социальная, архитектурная и культурная история стран Северной Европы, 1700-1940 , с. 172. Книги реакции, 2000. ISBN   1-86189-067-2
  12. ^ ASJ заложил основу для современного Линчепинга , опубликовано 28 августа 2007 г. Архивировано 20 октября 2017 г. в Wayback Machine в Эстгёте. Корреспондент.
  13. ^ Уэст, Тимоти (2017). Путешествие по Великим каналам: воспоминания о самых красивых водных путях Великобритании на всю жизнь . Издательство Кингс Роуд. ISBN  978-1-78606-511-7 .
  14. ^ Олесен, Элизабет (2006). Путеводитель по Швеции . Хантер Паблишинг, Инк. ISBN  1588435520 .
  15. ^ Турист . Шведская туристическая ассоциация. 2008.
  16. ^ Гуннар Александерссон, Балтийские проливы , сн. 9 с. 123. Издательство Мартинуса Нийхоффа, 1982. ISBN   90-247-2595-Х
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cd445e8e6890a31e1cc8dc09e4abb1c__1711844160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/1c/8cd445e8e6890a31e1cc8dc09e4abb1c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Göta Canal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)