Железнодорожный транспорт в Швеции
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2016 г. ) |
Швеция | |||||
---|---|---|---|---|---|
Операция | |||||
Национальная железная дорога | СДЖ | ||||
Инфраструктурная компания | Шведская транспортная администрация | ||||
Основные операторы | Arlanda Express , FlixTrain , Inlandsbanan , Krösatågen , MTR , Mälartåg , Norrtåg , Storstockholms local trafik (SL) , SJ , Snälltåget , Tågab , Vy Tåg , Pågatågen , Värmlandstrafik , Vy , Västtrafik , X-trafik , Эресуннстог , Эстгётапендельн [ 1 ] | ||||
Статистика | |||||
Пассажиропоток | 264,6 миллиона [ 2 ] | ||||
Длина системы | |||||
Общий | 10 912 километров (6780 миль) [ 3 ] | ||||
Двойной путь | 2058 километров (1279 миль) [ 3 ] | ||||
Электрифицированный | 8186 километров (5087 миль) [ 3 ] | ||||
Ширина колеи | |||||
Основной | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | ||||
1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | 10846 километров (6739 миль) [ 3 ] | ||||
891 мм ( 2 фута 11 + 3 ⁄ 32 дюйма ) | 66 километров (41 миль) [ 3 ] | ||||
Электрификация | |||||
Основной | 15 кВ 16,7 Гц переменного тока | ||||
Функции | |||||
Самый длинный туннель | Туннель Халландсос (8,7 км) | ||||
Самый длинный мост | Эресуннский мост (7,8 км) | ||||
Самая высокая точка | 601 м над уровнем моря | ||||
в | Размер | ||||
Самая низкая высота | 30 м над уровнем моря | ||||
в | Стокгольмский городской вокзал | ||||
|
Железнодорожный транспорт в Швеции использует сеть протяженностью 10 912 километров (6780 миль), что является 24-м по величине в мире . [ 3 ] Строительство первой железнодорожной линии в Швеции началось в 1855 году. Основным оператором пассажирских поездов традиционно была государственная компания SJ , хотя сегодня около 70% всех железнодорожных перевозок составляют субсидированные местные и региональные поезда, для которых региональные власти общественного транспорта нести ответственность. [ 4 ] Пассажиропоток значительно увеличился с начала тысячелетия. [ 5 ] а в 2019 году Швеция заняла пятое место в мире (по пассажиро-километрам на душу населения) и третье место в Европейском союзе, [ 5 ] а также шестое место в мире по количеству пассажиров.
В 1988 году из-за значительного дефицита шведских государственных железных дорог шведский парламент реализовал стратегию разделения, которая включала разделение собственности на железнодорожную инфраструктуру и железнодорожных перевозок. Этот шаг, который сделал Швецию первой европейской страной, предпринявшей такое разделение, также включал открытие железнодорожной системы для частных операторов поездов, включая операторов открытого доступа , и введение конкурентных торгов для региональных контрактов на обслуживание. [ 6 ] [ 7 ]
Швеция является членом Международного союза железных дорог (UIC). Код страны UIC для Швеции — 74.
Операторы
[ редактировать ]Пассажирские перевозки на шведских железных дорогах состоят из коммерческих линий дальнего следования, а также региональных и местных поездов, которые всегда субсидируются региональными властями общественного транспорта. [ 4 ] Если измерять поездо-километры, на коммерческие линии приходится 28% перевозок (в 2016 году), остальная часть субсидируется на местных и региональных железнодорожных перевозках. [ 4 ]
Крупнейшим национальным оператором коммерческих пассажирских поездов является государственная компания SJ , которая имеет обширную сеть коммерческих маршрутов между крупными городами с небольшим количеством остановок или вообще с остановками в небольших городах. курсирует высокоскоростным поездом X 2000 (200 км/ч). Между крупными городами южной Швеции компания SJ ежечасно [ 8 ] MTRX обслуживает высокоскоростные поезда (200 км/ч) между Стокгольмом и Гетеборгом примерно раз в два часа. [ 9 ] FlixTrain курсирует по тому же маршруту примерно с тремя поездами в день. [ 10 ] Snälltåget выполняет рейсы по маршруту Стокгольм - Мальмё - Копенгаген ( Хёйе-Таструп ) -Гамбург - Берлин . [ 11 ] Tågab обслуживает рейсы Гетеборг - Шёвде - Карлстад , Гетеборг - Троллхеттан - Карлстад - Стокгольм , Гетеборг - Фалун и Карлстад - Альвеста . [ 12 ] Тарифы на коммерческое движение могут быть сложными и обычно варьируются в зависимости от спроса. [ 1 ]
Субсидируемые перевозки, охватывающие большинство шведских железнодорожных маршрутов, обслуживаются и продаются различными региональными транспортными управлениями, такими как Skånetrafiken , Västtrafik и Storstockholms lokaltrafik . [ 1 ] Обычно билеты на эти поезда продаются региональными властями общественного транспорта, которые также несут полную ответственность за поезда, несмотря на то, что SJ или частный оператор, иногда из другой страны, заключают контракт на фактическое управление поездами. Многие региональные железнодорожные системы, такие как Эресуннстог , Крёсатоген , Весттоген , Норртег и Мелартог, являются совместными предприятиями, в которых участвуют различные региональные государственные органы. [ 1 ] Трамвайные системы используются в Гетеборге , Норчёпинге , Стокгольме и, с 2020 года, в Лунде . есть система метрополитена В Стокгольме — Стокгольмское метро .
Хотя большинство нынешних железнодорожных линий Швеции были определены и построены государством, а также получают техническое обслуживание от населения, SJ больше не обладает монополией на эксплуатацию и владение пассажирскими поездами, если их эксплуатация может быть прибыльной на коммерческой основе. Большие части железнодорожной сети обслуживают части страны, которые не обеспечивают достаточного пассажиропотока или грузовых перевозок для получения прибыли, и на некоторых из этих участков SJ до недавнего времени удерживал фактическую монополию (2010 г., см. Ниже в этом разделе). . Средняя скорость является важным фактором прибыльности (большее расстояние в час означает больший доход в час). Все субсидируемые и коммерческие перевозки осуществляются на государственных путях, за исключением Инландсбанана , Рослагсбанана и Сальтшёбанана, которые находятся в местной или региональной собственности, и Арландабанана , который принадлежит частным лицам.
В марте 2009 года было принято решение отменить монополию SJ. К осени 2009 года свободная конкуренция была разрешена по субботам и воскресеньям, когда на путях стало больше места, а к осени 2010 года конкуренция была разрешена в полном объеме. В 2019 году шведские железные дороги были названы «самыми дерегулированными железными дорогами в мире». '. [ 13 ]
Железнодорожное движение контролируется Шведской транспортной администрацией ( Trafikverket ), государственным учреждением .
История
[ редактировать ]Первая шведская железная дорога для общественного транспорта с использованием конных экипажей, железная дорога Фрикстадс в Вермланде, открылась в 1849 году.
В 1853 году Риксдаг сословий (палата парламента) решил, что государство будет строить магистральные железные дороги , но что другие линии будут строиться частными предприятиями (часто с городами в качестве основных владельцев), а в 1856 году первый участок между Эребру и Нора (частная железная дорога) была открыта для движения.
Магистральные железные дороги имели большое значение для развития шведской промышленности. Первыми двумя основными железными дорогами были Южная, протянувшаяся от Стокгольма до Мальмё на юге, и Западная, до Гетеборга на западе. Эти линейные железные дороги были построены между 1860 и 1864 годами. Северная железная дорога проходит параллельно Балтийскому побережью (но не вдоль него) до Бодена на севере Швеции и была завершена в 1894 году. Внутренняя железная дорога проходит от Елливаре на севере до Кристинехамна в центр страны, проходящий через центральные части северной Швеции, был построен между 1908 и 1937 годами. Это было частью решения 1853 года, согласно которому железные дороги должны избегать берегов и не делать объездов, чтобы проезжать по маршруту города среднего размера. Причиной избегания берегов (наиболее очевидной для железной дороги в северную Швецию) была защита ее от военных нападений, а также то, что вдоль побережья уже были установлены пароходы как гораздо более быстрый способ транспорта, чем раньше. Железные дороги, построенные частными компаниями, например Однако Весткустбанан (1888 г.) иногда строился очень близко к побережью.
Строительство первых магистральных линий обеспечило быстрое и безопасное соединение шахт на севере с остальной частью Швеции. Это также облегчило деловые (и частные) поездки, для которых раньше требовались конные экипажи. Рослагсбанан — старейшая электрифицированная железнодорожная линия для перевозки персонала в Северной Европе. Мальмбанан , железнодорожная линия между Лулео , Швеция, и Нарвиком , Норвегия, была открыта 14 июля 1903 года. Участок между Кируной и Риксгрансеном был первой крупной железнодорожной линией в Швеции, которая была электрифицирована в 1915 году.
Сеть
[ редактировать ]- Всего: 15 006,25 км (в том числе 3600 км железных дорог в частной собственности )
- Стандартная колея : 15 006,25 км 1 435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма Колея (8 100 км электрифицированных и 4 925,75 км двухпутных (2008 г.)
- Узкая колея : 221 км 891 мм ( 2 фута 11 + 3 ⁄ 32 дюйма ( шведский три фута Колея ) (2001 г.), но узкая колея теперь демонтирована и преобразована в стандартную колею , за исключением Рослагсбанана и нескольких исторических железных дорог . (2019).
В отличие от автомобильных дорог, на железных дорогах Швеции используется левостороннее движение поездов (так же, как и в метро), поскольку до 1967 года в Швеции левостороннее движение. сигналы обычно расположены слева и, следовательно, их легче увидеть. Только на железных дорогах Мальмё и дальше на юг запланировано правостороннее движение из-за их сообщения с Данией. Однако, поскольку на всех путях установлены двусторонние сигналы, по усмотрению регулировщика возможно движение как левостороннее, так и правостороннее.
Линии
[ редактировать ]Основные линии
[ редактировать ]Раньше было шесть основных линий ( стамбанор ), все находились в национальной собственности:
- Västra Stambanan (Западная главная линия), 453 км, Стокгольм - Гетеборг через Катринехольм - Халльсберг - Лаксо - Фальчёпинг
- Мальмё Южная главная линия, 381 км, – Фальчёпинг через Нэссё – Йёнчёпинг.
- через Восточная главная линия, 216 км, Нэссё-Катринехольм Мьёльбю — Линчепинг — Норчёпинг )
- Норра Стамбанан (Северная магистральная линия), 484 км, Стокгольм- Онге через Упсалу - Авеста Крыльбо
- Основная линия через верхний Норрланд (Главная линия через верхний Норрланд), 629 км, Брекке - Боден через Лонгселе - Веннес
- Северо-западная магистраль , 209 км, Лакса — граница Норвегии через Карлстад — Киль — Шарлоттенберг.
Некоторые линии были повышены до основных, но с тех пор их статус был понижен:
- Миттбанан (пересечение линии Норрланд), около 500 км, Сундсвалль - граница с Норвегией через Онге-Эстерсунд.
- Внутренний банан , около 1300 км, Кристинехамн-Елливаре через Мора-Эстерсунд.
Обоснование названия заключалось в том, что линии, построенные государством, были основными линиями, а другие, например, частными компаниями, таковыми не были. В основном в 1940–1952 годах большинство линий было куплено государством, что сделало термин «основная линия» менее четко определенным.
Сегодня в терминологию внесены изменения, сократившие количество основных линий до четырех. Северо-западная главная линия больше не считается главной линией и была переименована в Вермландсбанан . Южная главная линия между Нэссё и Фальчёпингом также была понижена в классе, поскольку то, что когда-то было частью восточной главной линии (Нэссё - Катринехольм), теперь считается частью южной. Пересечение Норрланда больше не является главной линией, а является региональной железной дорогой. Северная главная линия к югу от Окельбо — это более короткий путь, чем линия через Авесту. Линия восточного побережья (Ostkustbanan) Стокгольм-Сундсвалль теперь считается главной линией, поскольку через нее проходит большая часть пассажиропотока в Норрланд. считался В течение нескольких десятилетий Инландсбанан главной линией, но сейчас это только туристическая железная дорога. Основные линии по-прежнему принадлежат государству, за исключением Инландсбанана , который принадлежит округам, через которые они проходят.
Другие линии
[ редактировать ]Железнодорожное сообщение с сопредельными странами
[ редактировать ]- Дания : та же колея, изменение напряжения 15 кВ переменного тока / 25 кВ переменного тока - Эресуннский мост и железнодорожный паром Гетеборг - Фредериксхавн.
- Финляндия : превышение колеи 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) / 1524 мм ( 5 футов ) (короткий путь с двойной колеей между двумя станциями, ближайшими к границе, воздушные линии будут добавлены в 2025 году. [ 14 ]
- Германия : железнодорожный паром , та же колея, без электрической силовой установки на борту. Железнодорожный паром Мальмё — Травемюнде, Треллеборг — Засниц (Мукран) и Треллеборг — Росток. [ 15 ]
- Норвегия : та же колея, то же напряжение (три линии электропередачи и одна неэлектрическая).
- Польша : та же колея, железнодорожный паром Истад — Свиноуйсьце, на борту нет электрической силовой установки.
Швеция и Норвегия имеют одинаковую систему автоматического управления поездами (УВД) и одинаковое напряжение, а это означает, что поезда обычно могут пересекать границу без каких-либо специальных модификаций. Швеция и Дания имеют разные системы УВД и разное напряжение, поэтому границу могут пересекать только специально модифицированные поезда. Это могут сделать поезда X31K Öresund , некоторые поезда SJ X2 (под маркой X2000), а также некоторые локомотивы грузовых и ночных поездов. Такие транспортные средства необходимы для пересечения границы, поскольку Эресуннский мост не предназначен для пересадки между чисто шведским и чисто датским локомотивом или для пересадки пассажиров между двумя такими поездами.
На этих железнодорожных паромах никогда не бывает воздушных линий электропередачи, поэтому для посадки и спуска поездов необходимо использовать дизельное топливо. Обычно на этих паромах не перевозят локомотивы, а только вагоны.
Международные пассажирские поезда сегодня (2023 г.) курсируют по следующим направлениям:
- Норвегия
- От Осло до Гетеборга и Стокгольма.
- Из Нарвика в Стокгольм через Кируну.
- От Тронхейма до Сторлиена
- Дания
- Из Копенгагена через Эресуннский мост в Мальмё, Стокгольм, Гетеборг, Кальмар и Карлскруну.
- Германия
- Из Берлина и Гамбурга через Данию в Мальмё и Стокгольм.
Между Финляндией и Швецией не ходят пассажирские поезда, ни через Хапаранду/Торнио, ни на пароме в Турку. Однако поезда в Хапаранде запланированы на 2025 год. [ 14 ] Пассажирские поезда на паромах не допускаются.
Крупные проекты расширения
[ редактировать ]Линия | Скорость | Длина | Строительство началось | Ожидаемое начало оказания коммерческих услуг |
---|---|---|---|---|
Северная Ботническая линия
Норботническая железная дорога |
250 км/ч (155 миль/ч) | 270 км | Август 2018 г. (участок Умео – Дава) | 2024 г. (остальное после 2030 г.) |
Западное соединение
Западная ссылка |
100 км/ч (62 мили в час) | 6 км | май 2018 г. | 2030 г. (оценка) |
Восточная ссылка
Восточное звено |
250 км/ч (155 миль/ч) | 160 км | 2023–2024 гг. (оценка) | 2033–2035 |
Юго-восточная ссылка
Юго-восточная ссылка |
160 км/ч (100 миль/ч) | 60 км | 2028–2033 гг. (возможно) | ? |
Гетеборг – Бурос Двойные трассы | 250 км/ч (155 миль в час)? | 60 км | Еще не решено | |
Хесслехольм – Лундские квадроциклы | 250 км/ч (155 миль в час)? | 60 км | Еще не решено |
Галерея
[ редактировать ]-
Snälltåget Легковые автомобили
-
SJ X2000 на центральном вокзале Гетеборга в 2018 году
-
MTRX на центральном вокзале Стокгольма в 2015 году
-
Норртог заезжает в Эрншельдсвик
-
Skånetrafiken Øresundståg заходит в центр Мальмё
См. также
[ редактировать ]- Железнодорожный транспорт по странам
- Высокоскоростная железная дорога в Швеции
- Транспорт в Швеции
- Железнодорожный транспорт в Европе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Неллдал, Бо-Леннарт, Андерссон, Йозеф, Фройд, Оскар. (2018). Королевский технологический колледж. Пассажиропотоки на железнодорожной сети Швеции Анализ спроса и предложения на железнодорожные перевозки TRITA-ABE-RPT-1818 URL: http://kth.diva-portal.org/smash/get/diva2:1251488/FULLTEXT01.pdf
- ^ «Статистика железнодорожных пассажирских перевозок» (PDF) . Европа ЕС. 8 декабря 2019 года . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Бантрафик 2021» (на шведском и английском языках). 23 июня 2022 г. с. Таблица 2.1. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Транспортное агентство Пассажирские потоки на железнодорожной сети Швеции. Анализ спроса и предложения на поездки на поезде (на шведском языке TSJ 2019-2258. URL-адрес веб-сайта: https://www.transportstyrelsen.se/4978e1/globalassets/global/publikationer/marknadsovervakning/resandefloden- pa-sveriges-jarnvagsnat20190411 .pdf
- ^ Jump up to: а б Евростат (2021 г.) Статистика Видовое разделение пассажирских перевозок. Данные за 2019 год. https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/t2020_rk310/settings_1/table?lang=en.
- ^ Спавен, Дэвид (ноябрь 1993 г.). «Приватизация железных дорог: шведский эксперимент» . Шотландские дела . 1 (5): 87–95. дои : 10.3366/скот.1993.0073 . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Швеция, 30 лет либерализации железных дорог» . Mediarail.be - Новости Rail Europe (на французском языке). 19 мая 2019 г. Проверено 23 января 2024 г.
- ^ URL-адрес расписаний ResRobot: https://tagtidtabeller.resrobot.se/
- ^ URL-адрес веб-сайта MTRX: https://mtrx.travel/en .
- ^ URL-адрес расписания FlixTrain: https://www.flixtrain.se/tidtabeller
- ^ URL-адрес Snälltåget: https://www.snalltaget.se/en.
- ^ URL-адрес веб-сайта Тогаба: https://www.tagakeriet.se/english/ .
- ^ Сёр, Йохан (2019). Самая дерегулированная железная дорога в мире. (На шведском языке). URL: https://timbro.se/smedjan/varldens-mest-avreglerade-jarnvag/
- ^ Jump up to: а б Лаурила-Торнио-Хапаранда
- ^ Scandlines. Архивировано 22 октября 2008 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с железнодорожным транспортом в Швеции, на Викискладе?
- Шведская транспортная администрация
- Официальный сайт Шведских железных дорог, Statens järnvägars
- Поисковая система по всему общественному транспорту Швеции
- Винчестер, Кларенс, изд. (1936), «Железнодорожная система Швеции», «Железнодорожные чудеса света », стр. 1161–1165, иллюстрированное описание шведской системы в 1930-х годах.