Железнодорожный транспорт в Польше
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( июнь 2023 г. ) |
Железнодорожный транспорт в Польше | |
---|---|
![]() | |
Операция | |
Национальная железная дорога | Группа ПКП |
Инфраструктурная компания | ПКП ПЛК |
Основные операторы | пассажир : груз : |
Статистика | |
Пассажиропоток | 310 миллионов (2018) [1] |
Пассажиро-км | 2.0833×10 10 |
Груз | 121 258 млн ткм |
Длина системы | |
Общий | 18 680 км (11 610 миль) |
Электрифицированный | 11 998 км (7 455 миль) |
Высокоскоростной | 0 км (0 миль) |
Ширина колеи | |
Основной | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея |
Высокоскоростной | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) |
Электрификация | |
Основной | 3 кВ постоянного тока |
Функции | |
Количество станций | 2,652 |
По состоянию на 2019 год сеть польских железных дорог насчитывает около 18 510 километров (11 500 миль). [2] : 18 из которых 11 998 км (7 455 миль) электрифицированы. [2] : 26 Национальная система электрификации работает на 3 кВ постоянного тока.
Польша является членом Международного союза железных дорог (UIC), ее код страны UIC — 51.
Железнодорожные перевозки осуществляются рядом государственных и частных железнодорожных операторов. Государственная группа PKP управляет большей частью железнодорожных перевозок. Помимо компаний, принадлежащих PKP, существует ряд частных грузовых операторов, а также ряд независимых пассажирских операторов, причем последние принадлежат преимущественно правительствам провинций воеводства .
Обзор [ править ]

Подавляющее большинство сети было построено перед Второй мировой войной различными железнодорожными компаниями, в том числе немецкой Deutsche Reichsbahn и Российской Императорской государственной железной дорогой , а незначительная часть была построена с 1946 года коммунистическими властями Польской Народной Республики . Во время вторжения в Польшу в начале Второй мировой войны польская железнодорожная сеть была повреждена Люфтваффе бомбардировками . [3] Из-за среднего возраста сети и отсутствия технического обслуживания на многих участках скорость ограничена ниже 160 км/ч (99 миль в час) даже на магистральных линиях. 2813 км (1748 миль) позволяют развивать скорость 160 км/ч (99 миль в час) и более. [4]
С момента вступления Польши в Европейский Союз в 2004 году европейские финансовые учреждения предоставили крупное финансирование для улучшения как польской железнодорожной сети, так и парка подвижного состава. До июня 2014 года Европейский инвестиционный банк предоставил кредиты на общую сумму 1,9 миллиарда евро для проектов модернизации железных дорог в Польше. [5] [6] Дополнительные 578 миллионов евро были выделены до декабря 2013 года на модернизацию 70 процентов ПКП Интерсити . подвижного состава [7] Покупка двадцати Alstom Pendolino, поставленных в 2014 году, на сумму 665 миллионов евро была частично профинансирована за счет 342 миллионов евро от Европейского инвестиционного банка. высокоскоростных поездов [8]
В настоящее время в Польше нет высокоскоростных линий , работающих со скоростью выше 200 км/ч (124 миль в час). Центральная железнодорожная линия , Centralna Magistrala Kolejowa , «CMK», которая соединяет Варшаву с Катовице и Краковом , была спроектирована с расчетом на скорость 250 км/ч (155 миль в час), но в течение более 30 лет после ее строительства в Польше не было подвижного состава. способен развивать скорость выше 160 км/ч (99 миль в час). С 2008 года CMK был модернизирован для обеспечения более высоких скоростей, включая установку европейской системы управления поездом уровня 1, которая обеспечивает сигнализацию в кабине, необходимую для высокоскоростных поездов. Большинство поездов на CMK по-прежнему курсируют со скоростью до 160 км/ч (99 миль в час), но с 14 декабря 2014 года новые поезда Alstom Pendolino ED250 курсируют на 90-километровом участке CMK со скоростью 200 км/ч (124 миль в час), а Ведущиеся улучшения должны повысить разрешенную скорость до 200 км/ч (124 миль в час) на большей части линии. В ходе тестовых пробегов на ЦМК в ноябре 2013 года новый поезд Pendolino ED250 установил новый рекорд скорости в Польше - 293 км/ч (182 мили в час). [9]


В 2011–2015 годах железнодорожная линия Варшава-Гданьск-Гдыня претерпела масштабную модернизацию стоимостью 3 миллиарда долларов, частично финансируемую Европейским инвестиционным банком , включая замену путей, изменение поворотов и перемещение участков пути, чтобы обеспечить скорость до 200 км/ч. ч (124 миль в час), модернизация станций и установка самой современной системы сигнализации ETCS Level 2, которая должна быть завершена в июне 2015 года. В декабре 2014 года Alstom Pendolino были введены в эксплуатацию новые высокоскоростные поезда между Гданьском , Варшавой и Краков сокращает время в пути по железной дороге из Гданьска в Варшаву до 2 часов 58 минут, [10] [11] будет сокращено в конце 2015 года до 2 часов 37 минут. [12]
В 2008 году правительство объявило о строительстве к 2020 году выделенной высокоскоростной линии на основе французской модели TGV и, возможно, с использованием поездов типа TGV. Y-образная линия свяжет Варшаву с Лодзью , Познанью и Вроцлавом на скорости до 320 м. км/ч (199 миль в час). В планы входило повышение скорости Центральной железнодорожной линии до 250 км/ч (155 миль в час) или более, поскольку эта линия имеет профиль LGV . В декабре 2011 года планы строительства высокоскоростной линии Y были отложены до 2030 года из-за высокой стоимости. [13] [14]
По состоянию на 2008 год зарубежные перевозки включают поезда EuroCity и EuroNight между Западной и Восточной Европой, в первую очередь спальные вагоны EN Jan Kiepura, курсирующие между Россией и Амстердамом , Базелем и Мюнхеном через Варшаву, Познань и Германию. Обычно они состоят из вагонов разных железнодорожных операторов, которые добавляются к поезду по мере его прохождения через зону их действия.
Связи с соседними странами [ править ]
- Украина - через Старжаву - вновь откроется в 2023 году. [15]
- Украина - через Нижанковичи - вновь откроется в 2023 году. [15]
Напряжение систем электрификации может отличаться. Польское напряжение составляет 3 кВ постоянного тока.
- Колея та же – 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ):
- Чехия – то же напряжение
- Германия – 3 кВ постоянного тока/ 15 кВ переменного тока
- Словакия – то же напряжение
- Швеция – поездом на пароме ; предлагаемые фиксированные линии связи, одна от Щецина до Истада через остров Борнхольм , другая от Гдыни до Карлскруны , обе с 15 кВ переменного тока и датчиком нагрузки SE-C (изменение напряжения 3 кВ постоянного тока/15 кВ переменного тока на польской стороне) [ нужна ссылка ]
- Излом колеи – 1435 мм ( фута 8 + 1 ⁄ дюйма 4 )/ 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма )
- Беларусь – 3 кВ постоянного тока/ 25 кВ переменного тока , короткий участок пути двойной колеи заканчивается в Гродно.
- Литва – 3 кВ постоянного тока/25 кВ переменного тока, в рамках строительства Rail Baltica новая дизельная линия стандартной колеи до Каунаса. в октябре 2015 года построена
- Россия ( Калининградская область имеются короткие участки участков с двойной колеей . ) – не электрифицирована – вокруг приграничной зоны
- Украина – 3 кВ постоянного тока/25 кВ переменного тока
Ширококолейные железные дороги [ править ]

Сеть имеет стандартную колею, за исключением Linia Hutnicza Szerokotorowa (буквально означает «Металлургическая линия с широкой колеей», но обычно известная под аббревиатурой LHS ) и нескольких коротких участков возле пограничных переходов . LHS до Славкува — это самая длинная однопутная линия широкой колеи длиной почти 400 км, идущая от украинской границы к востоку от Грубешува . Это самая западная линия широкой колеи, связанная с системой бывшего Советского Союза .
После вторжения России в Украину в 2022 году предлагается построить больше линий широкой колеи в Польше и вокруг нее. [16] Расширение Linia Hutnicza Szerokotorowa на запад от Славкова через Гливице, Гёрлиц, Йену, Падерборн и Оберхаузен до Амстердама и Роттердама, а также ответвление на Гамбург, а также новое ширококолейное сообщение от границы с Украиной через Хелм, Люблин, Белосток и Сувалки до Моцкая (Литва) и ответвление в порт Гданьск.
Узкоколейные железные дороги [ править ]
Операторы [ править ]
Группа ПКП [ править ]
Польские государственные железные дороги (PKP), государственная группа компаний и часть конгломерата PKP Group , являются основным поставщиком железнодорожных услуг и обладают почти полной монополией на пассажирские перевозки на дальние расстояния. Он поддерживается и частично финансируется правительством.
Существует три основные компании ПКП:
- ПКП ПЛК – владеет и обслуживает инфраструктуру, включая линии и станции.
- ПКП Интерсити – обеспечивает междугородние перевозки по самым популярным маршрутам. Поезда делятся на категории: EuroNight (EN), EuroCity (EC), Express InterCity (EIC), Express InterCity Premium (EIP) – обычно быстрее и дороже, InterCity (IC) и (TLK) (межрегиональные скоростные поезда, медленнее чем EN/EC/EIC, но дешевле) и международные скорые поезда.
- ПКП Карго – осуществляет грузовые железнодорожные перевозки.
Операторы, не являющиеся участниками PKP [ править ]

Хотя PKP является крупнейшим железнодорожным оператором в Польше, существует несколько независимых операторов пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок. Независимые грузовые операторы преимущественно находятся в частной собственности. Пассажирские операторы преимущественно принадлежат правительствам воеводств. К ним относятся:


- Polregio (ранее Przewozy Regionalne) — принадлежит региональным властям 16 воеводств , ранее входило в состав PKP Group . Управляет пригородными пассажирскими поездами (под брендом REGIO), финансируемыми местными властями, недорогими поездами дальнего следования ( interREGIO ) и международными поездами ближнего следования совместно с DB Regio (REGIOekspres). Пассажирские поезда довольно медленные, в основном это электропоезда и дизельные вагоны / рельсовые автобусы . Поезда InterREGIO имеют немного более низкий стандарт, чем поезда TLK (нет вагонов первого класса и вагонов-ресторанов), но обычно они немного дешевле. В июне 2016 года Литовские железные дороги и Przewozy Regionalne начали движение пассажирских поездов выходного дня между Белостоком и Каунасом в Литве . [17] [18]
- Немецкая железная дорога
- DB Regio соединяется с пограничными станциями в Гожуве , Костшине , Щецине с сетью DB пригородными поездами (польские части их маршрутов обычно обслуживаются Przewozy Regionalne).
- Arriva RP (100% дочерняя компания Deutsche Bahn) — региональный оператор линий в Куявско-Поморском и Поморском регионах.
- Koleje Dolnośląskie — региональный оператор нескольких линий в Нижней Силезии .
- Koleje Małopolskie – региональный оператор в районе Кракова .
- Koleje Mazowieckie — региональный оператор на всех линиях Мазовецкого воеводства , включая Варшаву .
- Koleje Śląskie – региональный оператор Силезского воеводства.
- Koleje Wielkopolskie — региональный оператор нескольких линий в Великопольском воеводстве .
- Лодзинская агломерационная железная дорога — оператор пригородной железной дороги в Лодзинском воеводстве .
Скоростной транспорт [ править ]

- PKP Szybka Kolej Miejska в районе Тригорода , входит в группу PKP
- Warszawska Kolej Dojazdowa — пригородная железная дорога в Варшаве и западных пригородах.
- Szybka Kolej Miejska , пригородная городская сеть в Варшаве.
- Варшавское метро — подземная система метрополитена в Варшаве, в настоящее время переживающая период расширения.
Грузовые операторы [ править ]
Грузовые перевозки оказывают ряд частных и государственных железнодорожных операторов. К ним относятся:
Железнодорожное сообщение соседними с странами
- ( Беларусь ) – да , превышение колеи 1435 мм ( фута 8 + 1 ⁄ дюйма 4 )/ 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма )
- ( Литва ) – да , превышение колеи 1435 мм ( фута 8 + 1 ⁄ дюйма 4 )/ 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма )
- ( Россия (Калининград) ) – да , превышение колеи 1435 мм ( фута 8 + 1 ⁄ дюйма 4 )/ 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма )
- ( Украина ) – да , превышение колеи 1435 мм ( фута 8 + 1 ⁄ дюйма 4 )/ 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ), кроме левой стороны
См. также [ править ]
- История железнодорожного транспорта в Польше
- Железнодорожные линии Польши
- Железнодорожная охрана (Польша)
- Транспорт в Польше
Ссылки [ править ]
- ^ Статистический ежегодник Республики Польша . OCLC 907771825 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Годовой отчет за 2019 год (PDF) , ПКП ПЛК
- ^ Вайнберг, Герхард Л. (2005). Мир в оружии: глобальная история Второй мировой войны (2-е изд.). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 52. ISBN 0-521-85316-8 . ОСЛК 986290507
- ^ Годовой отчет ПКП ПЛК за 2015 год , стр. 20.
- ^ ЕИБ поддерживает модернизацию польских железных дорог кредитом в 268 миллионов евро.
- ^ ЕИБ поддерживает увеличение скорости поездов в Польше , Railway Gazette International , 25 октября 2012 г.
- ^ ЕИБ поддержал модернизацию польских железных дорог кредитом в 186 миллионов евро.
- ^ ЕИБ увеличивает польский кредит Pendolino , Railway Gazette International , 15 мая 2013 г.
- ^ Барьер в 300 км/ч не преодолен. По итогам тестов 293 км/ч , Рынек Колеёвы , 24 ноября 2013 г.
- ↑ Польский Pendolino запускает рейс со скоростью 200 км/ч , Railway Gazette International , 15 декабря 2014 г.
- ^ Пендолино от Труймяста до Варшавы , trojmiasto.pl
- ^ Еще быстрее из Варшавы в Гданьск , Kurier Kolejowy , 9 января 2015 г.
- ↑ Польский проект высокоскоростной железной дороги отменен , Railway Gazette International , 8 декабря 2011 г.
- ↑ Правительство откладывает высокоскоростную железную дорогу на полку , Gazeta Wyborcza.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Два украинско-польских трансграничных сообщения возобновляют работу» . 23 февраля 2023 г.
- ^ «Польша предлагает построить линию широкой колеи до порта Гданьск» . 17 июня 2022 г.
- ^ «Литовско-польские железные дороги в июне откроют пассажирский маршрут Каунас-Белосток» . Балтийский курс . 31 мая 2016 г.
- ^ «Маршрут Rail Baltica: Белосток – Каунас откроется для железнодорожных пассажирских перевозок в июне» . Подумайте о железных дорогах. 10 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт национального оператора железнодорожной инфраструктуры
- Пассажирский портал - поиск стыковок, задержек и перебоев. Архивировано 18 января 2021 г. в Wayback Machine.
- Расписание национальных железных дорог
- Польское железнодорожное телевидение
