Jump to content

Национализация железных дорог

Национализация железных дорог – это переход активов железнодорожного транспорта в государственную собственность . Несколько стран в разное время национализировали часть или всю свою железнодорожную систему.

В последнее время международная тенденция была направлена ​​на приватизацию. В некоторых регионах, особенно в Великобритании, возникшие в результате проблемы с содержанием путей снова привели к более смешанному решению: национализированный оператор инфраструктуры, но частные компании по эксплуатации поездов.

Национальные особенности повлияли на структуры развития железнодорожных сетей стран. Некоторые национальные железные дороги всегда находились под прямым государственным управлением, некоторые планировались государством, но управлялись частными компаниями (как во Франции), другие представляли собой полностью частные предприятия, слабо регулируемые (как в Великобритании, Ирландии и Испании). [ нужна ссылка ] Поэтому национализация была более смелым шагом в некоторых странах, чем в других. Хотя идеология сыграла свою роль, также сыграла свою роль и необходимость систематического восстановления жизненно важной инфраструктуры, разрушенной войной, часто после периода государственного контроля над частными компаниями, начатого во время конфликта.

Железные дороги в Российской империи строились как государством, так и капиталистами. После коммунистического переворота вся железнодорожная система была взята под контроль государства и осталась таковой после падения коммунистического правления. Сегодня «РЖД» монополистом в этой сфере перевозок является государственная компания .

Аргентина

[ редактировать ]

Аргентинские железные дороги развивались с участием частного британского, аргентинского и французского капитала и были национализированы государством в 1948 году во время первого срока полномочий президента Хуана Перона и объединились с существующими государственными железными дорогами. В 1990-е годы, после неолиберальных реформ Карлоса Менема , услуги были приватизированы посредством концессии, при этом инфраструктура по-прежнему принадлежала государству. После серии громких аварий и серьезного ухудшения качества услуг в результате приватизации к 2015 году большинство железнодорожных линий вернулись под контроль государства, что фактически привело к их повторной национализации.

В Канаде правительство взяло под свой контроль несколько железных дорог, которые обанкротились после Первой мировой войны, в том числе Канадскую Северную железную дорогу , Великую Магистральную Тихоокеанскую железную дорогу и Большую Магистральную железную дорогу . 20 декабря 1918 года федеральное правительство создало компанию Canadian Nationals (CN) и передало компании в ведение этой новой организации. CN была приватизирована в 1995 году.

В 1878 году французское правительство взяло под свой контроль десять небольших обанкротившихся железнодорожных компаний и учредило Chemins defer de l'Etat . Компания поглотила Chemins de Fer de l'Ouest в 1908 году. В 1938 году французское государство взяло на себя 51% акций недавно созданной SNCF, объединившей пять основных железных дорог Франции (100% в 1982 году).

Германия

[ редактировать ]

Первые железные дороги в немецких землях часто принадлежали частным предпринимателям. Начиная с 1879 года прусское правительство национализировало основные железные дороги. [1] После Первой мировой войны Германский рейх взял под свой контроль государственные железные дороги Пруссии , Баварии , Саксонии , Вюртемберга , Бадена , Мекленбург-Шверина , Гессена и Ольденбурга . Отдельные железные дороги были объединены в Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft в феврале 1924 года. [2] DRG была крупнейшей государственной компанией в мире, когда нацисты приватизировали ее в 1937 году. В преддверии и во время Второй мировой войны DR ассимилировала большое количество железнодорожных компаний на оккупированных немцами территориях, а также несколько более мелкие, ранее принадлежавшие частным лицам линии в Германии.

После Второй мировой войны, после нахождения под управлением союзников в период с 1945 по 1949 год, ДР была разделена на Немецкую Бундесбан и Немецкую Рейхсбан (Восточная Германия) , обе из которых принадлежали государству. Частные железные дороги продолжали существовать в западногерманском владении DB, но на DB и DR приходилось большая часть железнодорожных перевозок в послевоенной Германии. После воссоединения Германии в 1994 году DB и DR стали Deutsche Bahn .

Хотя DB AG является публичной компанией с ограниченной ответственностью, все ее акции в настоящее время принадлежат правительству Федеративной Республики Германия. DB AG сейчас сталкивается с жесткой конкуренцией в секторе грузовых и пассажирских перевозок на короткие расстояния (последний из которых подлежит франчайзингу), хотя они по-прежнему удерживают квазимонополию в секторе пассажирских перевозок на дальние расстояния (который не получает субсидий), которая начала давать трещину, пока открытие рынка междугородных автобусов не уничтожило экономическое обоснование любой конкуренции с открытым доступом. IPO , первоначально запланированное на 2008 год, было отложено на неопределенный срок и в настоящее время не включено в повестку дня ни одной крупной политической партии.

Индийские железные дороги находятся в государственной собственности с 1951 года. Однако в 2020 году правительство Моди объявило о планах приватизировать некоторые маршруты. Но согласно статьям, опубликованным в различных СМИ, министр путей сообщения Ш. Пиюш Гоял заверил, что железная дорога никогда не будет приватизирована, однако для эффективного функционирования Национального транспортера будут поощряться частные инвестиции. [3]

Ирландия

[ редактировать ]

В Ирландии CIÉ была образована в результате слияния Great Southern Railways с Дублинской объединенной транспортной компанией 1 января 1945 года. Первоначально CIÉ была частной компанией с ограниченной ответственностью , но в 1950 году она была национализирована. Последняя частная компания магистральных железных дорог на острове, Великая Северная железная дорога была национализирована под совместным контролем правительств Ирландии и Северной Ирландии в 1953 году. Она была ликвидирована в 1958 году, а ее активы разделены между CIÉ и UTA.

После объединения итальянское правительство передало железные дороги пяти региональным концессионерам. Эта договоренность не сработала, и задолго до истечения срока ее действия в 1905 году железные дороги были национализированы. Национализированный оператор известен как Ferrovie dello Stato . В Италии есть оператор высокоскоростной железной дороги открытого доступа, конкурирующий с национальной железной дорогой; Nuovo Trasporto Viaggiatori , частично принадлежащая SNCF и частным инвесторам.

В Японии Закон о национализации железных дорог 1906 года поставил под государственный контроль большинство частных железнодорожных линий страны. Между 1906 и 1907 годами 2812 миль (4525 км) путей были куплены у семнадцати частных железнодорожных компаний. [4] Национальная железнодорожная сеть выросла примерно до 4400 миль (7100 км), а частные железные дороги были переведены на предоставление местных и региональных услуг. [4] В 1980-х годах начался процесс приватизации Японских национальных железных дорог , который еще не полностью завершен по состоянию на 2016 год, причем как полностью государственные, так и частные члены JR Group .

После нескольких лет снижения прибыльности национальная железнодорожная сеть была разрушена гражданской войной в Испании . В 1941 году железные дороги широкой колеи были национализированы и получили название RENFE ( Red Nacional de los Ferrocarriles Españoles ). Позже были национализированы узкоколейные железные дороги; некоторые из них с тех пор были переданы правительствам автономных регионов, где они находились в пределах одного региона. Высокоскоростные линии стандартной колеи с самого начала строились как государственное предприятие.

Великобритания

[ редактировать ]
Железнодорожные пассажиры в Великобритании с 1829 по 2021 год

железные дороги были взяты под контроль правительства, но не в собственность В 1914 году из-за Первой мировой войны , но были возвращены первоначальным владельцам в 1921 году, через три года после окончания войны. Однако в том же году правительство приняло Закон о железных дорогах 1921 года . Это вынудило 120 действовавших тогда железнодорожных компаний объединиться всего в четыре. Официально эта группировка произошла 1 января 1923 года. Из группы были образованы четыре железнодорожные компании: Great Western Railway , Southern Railway , London & North Eastern Railway и London, Midland & Scottish Railway . После Второй мировой войны железные дороги были взяты под контроль государства. Они были сильно повреждены атаками противника и были истощены, помогая военным усилиям, а также все еще страдали в финансовом отношении от Великой депрессии , даже несмотря на то, что она в основном закончилась до войны. После войны Закон о транспорте 1947 года предусматривал национализацию четырех основных железных дорог. 1 января 1948 года железные дороги были национализированы и была создана Британская железная дорога под общим управлением Британская транспортная комиссия , позже Совет британских железных дорог .

Железные дороги Северной Ирландии были национализированы в 1940-х годах под управлением Транспортного управления Ольстера (UTA). Бывшие линии LMS, управляемые Комитетом северных графств , национализированные правительством Вестминстера, были проданы UTA Британской транспортной комиссией в 1949 году.

Приватизация

[ редактировать ]

British Rail была приватизирована в период с 1994 по 1997 год, что включало передачу ряду операторов частного сектора ответственности за предоставление услуг по контракту. В общей сложности более 100 компаний перешли на смену British Rail . В 2001 году оператор путей Railtrack обанкротился; она была воссоздана и переименована в Network Rail , частную компанию без законного владельца, но фактически контролируемую государством посредством ее устава и финансирования. Правительство Соединенного Королевства продолжает инвестировать в железные дороги, финансируя, например, приобретение некоторого подвижного состава InterCity . [ нужна ссылка ]

Положительное влияние приватизации оспаривается: количество пассажиров увеличилось более чем вдвое (см. график) и повысилась удовлетворенность клиентов. [5] Это уравновешивается беспокойством по поводу уровня железнодорожных субсидий и критикой того факта, что большая часть системы сейчас передана по контрактам дочерним компаниям, принадлежащим государственным железным дорогам Франции, Германии и Нидерландов. [6]

Только 20% южных поездов прибыли вовремя в течение года с апреля 2015 по март 2016 года, и продолжался трудовой спор по поводу поездов, которыми управляют только машинисты. [7] [8] В июне 2016 года, среди критики качества своих услуг, Go-Ahead Group предупредила о более низкой, чем ожидалось, прибыли от ее франшиз Govia Thameslink Railway , что привело к падению цены акций Go-Ahead на 18%. [9]

В отличие от British Rail, железные дороги Северной Ирландии остаются в государственной собственности.

Система франчайзинга для пассажирских железных дорог фактически прекратила свое существование в марте 2020 года, когда Министерство транспорта перевело каждую пассажирскую линию на «Соглашение о чрезвычайных мерах». [10] при этом франчайзи по-прежнему будут управлять линией, но правительство возьмет на себя все расходы и все доходы. [11] Первоначально предполагалось, что это будет временная мера, позволяющая обеспечить движение поездов во время пандемии, но в сентябре 2020 года министр транспорта Грант Шаппс опубликовал пресс-релиз, озаглавленный «Железнодорожный франчайзинг достигает своей конечной точки по мере формирования новой железной дороги». [12] В этом пресс-релизе правительство признало, что приватизация железных дорог «больше не работает». [13] и что переход от частных пассажирских железных дорог начнется с «Соглашений о мерах по аварийному восстановлению» с железнодорожными франчайзи, которые содержат гораздо более строгие правила, которых должны придерживаться операторы. [14]

Ренационализация

[ редактировать ]

В июле 2024 года новое лейбористское правительство подтвердило, что продолжит планы предыдущего консервативного правительства по созданию Great British Railways для надзора за железнодорожным транспортом в Великобритании . Правительство также подтвердило, что компании-операторы поездов будут постепенно возвращены в государственную собственность после истечения срока действия их контрактов, а затем объединены в новую государственную организацию. [15] .

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

После того, как Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну в 1917 году, железные дороги страны оказались неадекватными для обеспечения военных нужд страны . 26 декабря 1917 года президент США Вудро Вильсон национализировал большинство американских железных дорог в соответствии с Законом о федеральном владении и контроле, создав Администрацию железных дорог США (USRA).

28 декабря 1917 года он взял под свой контроль железные дороги и провел несколько реформ, направленных на повышение эффективности и снижение затрат. Он стандартизировал подвижного состава и паровозов конструкции . Война закончилась в 1918 году.

В марте 1920 года контроль над железными дорогами был возвращен их первоначальным владельцам. Грузовые перевозки и большая часть путей остались частными предприятиями, даже несмотря на то, что меняющиеся рынки вынудили железнодорожные компании провести реструктуризацию в годы после Второй мировой войны. 27 декабря 1943 года президент Рузвельт на несколько недель национализировал железные дороги, чтобы положить конец забастовке. [16]

Из-за изменений в транспорте после строительства системы автомагистралей между штатами в послевоенные годы и перехода на грузовые перевозки железные дороги в конце 20 века претерпели масштабную реструктуризацию и сокращение. Пассажиропоток особенно снизился, поскольку все больше семей владели и использовали частные автомобили или летали самолетами для поездок на дальние расстояния. При президенте Ричарде Никсоне компания Amtrak была создана, чтобы попытаться продолжить пассажирские перевозки, используя существующие пути. Ему были предоставлены субсидии для продолжения обслуживания некоторых районов, у которых не было альтернативного транспорта, а также для разгрузки перегруженных дорог в более густонаселенных районах, как, например, в Северо-восточном коридоре. Впоследствии компания Amtrak купила несколько путей у обанкротившихся железных дорог, а также у Conrail .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Инж. М. Альберти, Переход к государственной железнодорожной системе в Пруссии (Йена: издательство Густава Фишера, 1911).
  2. Постановление о создании общества «Немецкая рейхсбан» от 12 февраля 1924 года , РГБл. I № 10, 14 февраля 1924 г., с. 57
  3. ^ «Топор приватизации индийских железных дорог: одна за другой распродаются национальные драгоценности» . 9 июля 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б Блэк, Джон Эндрю (2022). Краткая история транспорта в Японии . Кембриджское издательство . стр. 162–163. ISBN  9781800643567 .
  5. ^ «Железные дороги Великобритании: Набор данных о финансовых и операционных показателях за 1997–98 – 2012–2013 годы» (PDF) . Ассоциация компаний по эксплуатации поездов. Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  6. ^ Джим Армитидж (20 ноября 2014 г.). «Раскрыто: как мир становится богатым — благодаря приватизации британских государственных служб» . Независимый . ЭСИ Медиа. Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 30 декабря 2015 г. {{cite news}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  7. ^ Джозеф Уоттс (17 июня 2016 г.). «Руководитель Govia Thameslink Railway отказывается защищать зарплату генерального директора в 2 миллиона фунтов стерлингов» . Вечерний стандарт . ЭСИ Медиа . Проверено 20 июня 2016 г.
  8. ^ Крейг Ричард (17 июня 2016 г.). «Руководитель главного железнодорожного оператора Эпсома Govia Thameslink Railway получил зарплату в размере 2,1 миллиона фунтов стерлингов, несмотря на «ужасное обслуживание » . Саттон и Кройдон Гардиан . Медиа-группа Newsquest . Проверено 20 июня 2016 г.
  9. ^ «Проблемы с Thameslink ударили по акциям Go-Ahead» . Новости Би-би-си . 14 июня 2016 года . Проверено 20 июня 2016 г.
  10. ^ «Чрезвычайные меры на железнодорожном транспорте во время пандемии COVID-19» . GOV.UK. ​23 марта 2020 г. Проверено 11 августа 2022 г.
  11. ^ Кирби, Дин (19 мая 2021 г.). «Правительство приветствует конец «сломанной» железнодорожной сети в журнале Williams Review» . inews.co.uk . Проверено 11 августа 2022 г.
  12. ^ «Железнодорожный франчайзинг достигает конечной точки, когда формируется новая железная дорога» . GOV.UK. ​Проверено 11 августа 2022 г.
  13. ^ «Железнодорожный франчайзинг достигает конечной точки, когда формируется новая железная дорога» . GOV.UK. ​Проверено 11 августа 2022 г.
  14. ^ до (21 сентября 2020 г.). «Железнодорожный франчайзинг отменен спустя 24 года» . www.ianvisits.co.uk . Проверено 11 августа 2022 г.
  15. ^ «Лейбористы должны начать национализацию железных дорог в течение нескольких месяцев» . Файнэншл Таймс . 18 июля 2024 г. Проверено 30 июля 2024 г.
  16. ^ «Оптимизаторы Америки | Американский опыт | PBS» . www.pbs.org . Проверено 29 января 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b99577d64d26cc12d21fec1b992f979__1722477960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/79/7b99577d64d26cc12d21fec1b992f979.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Railway nationalisation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)