История железнодорожного транспорта в России

Россия была и остается самой большой страной в мире. География рек с севера на юг и торговля с востока на запад, а также, что немаловажно, в основном равнинная местность, сделали его очень подходящим для развития железных дорог как основного вида транспорта.
Сегодня РЖД , государственная железнодорожная компания, является одной из крупнейших железнодорожных компаний в мире со штатом в 950 000 человек. [ 1 ] и монополия внутри России. Общая длина линий, используемых РЖД, составляет 85 500 километров (53 130 миль), [ 2 ] один из крупнейших в мире, уступающий только Соединенным Штатам. [ 3 ]
Общая история
[ редактировать ]Российская империя (1837–1917)
[ редактировать ]




В начале 1830-х годов русские изобретатели отец и сын Черепановы построили первый русский паровоз . Первая железнодорожная линия была построена в России в 1837 году между Санкт-Петербургом и Царским Селом и получила название Царскосельской железной дороги . Длина пути составляла 27 км (17 миль), и он соединял императорские дворцы в Царском Селе и Павловске . Ширина колеи составляла 6 футов (1830 мм). [ 4 ] Эту железную дорогу называли « игрушечной » железной дорогой, поскольку она не имела никакого экономического, политического или социального влияния на Российскую империю . [ 5 ]
Железная дорога Варшава -Вена в Конгрессе Польши начала работу в 1845 году и полностью открылась в 1848 году, ее длина пути составила 327,6 км. Он пролегал от Варшавы до границы с Австрийской империей и имел стандартную европейскую колею ( 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) ), в отличие от всех других железных дорог Российской империи, которые использовали широкую колею ( 1524 мм или 5 футов ), следовательно, образовали систему, физически отделенную от других российских железных дорог.
Департамент путей сообщения, позднее входивший в состав Министерства путей сообщения России , был создан в Российской империи в 1842 году для надзора за строительством второй крупной железнодорожной линии России — Московско-Санкт-Петербургской железной дороги . Железная дорога связала столицу империи Санкт-Петербург и Москву и была построена между 1842 и 1851 годами. [ 6 ] Ширина колеи составляла 1524 мм ( 5 футов ), и она стала российской стандартной шириной колеи . С 1853 по 1862 год была построена линия от Петербурга до Варшавы, соединившая таким образом с Западной Европой.
Год | Мили пути |
---|---|
1838 | 16 |
1855 | 570 |
1880 | 14,208 |
1890 | 19,011 |
1905 | 31,623 |
1917 | 50,403 |
[ 7 ] 15 июня 1865 года указом Александра II было учреждено Министерство путей сообщения, в состав которого вошло Департамент путей сообщения. В 1860-1870-е годы сыграл Павел Мельников ключевую роль в расширении железнодорожной сети по всей Европейской России , первый министр путей сообщения России .
В 1880-х и 1890-х годах Транскаспийская железная дорога соединяла среднеазиатские провинции Российской империи (ныне независимые государства Туркменистан и Узбекистан ) с каспийским портом Красноводск ; к 1906 году Средняя Азия была напрямую связана Зааральской железной дорогой с европейской частью России через Казахстан . Транссибирская железная дорога, соединяющая европейскую часть России с провинциями российского Дальнего Востока на берегу Японского моря, была построена между 1891 и 1916 годами. Система, построенная Россией, включала Китайско-Восточную железную дорогу , короткую дорогу через китайскую Маньчжурию ; позже ее южная ветка была связана с другими китайскими железными дорогами. В годы Первой мировой войны и особенно Гражданской войны в России было уничтожено более 60% железнодорожной сети России, более 80% вагонов и локомотивов. После немецкой и турецкой блокады российских портов на Балтике и Черном море Транссибирская магистраль приобрела новое значение как линия жизни, соединяющая Российскую империю с ее союзниками в Первой мировой войне. Чтобы обеспечить более короткое соединение с Державами Антанты , была построена железная дорога и до вновь построенного арктического незамерзающего порта Мурманск (1916 г.).
Царь Николай II явно придавал большое значение железным дорогам, так как в 1902 году у него была построена собственная железнодорожная линия от Витебского вокзала до Императорского вокзала в городе Пушкине. Она шла параллельно основной линии Царскосельской железной дороги и затем разветвлялась на юго-запад у деревня Кузьмино. Он предназначался для членов императорской семьи и представителей иностранных держав.
Во время Первой мировой войны Россия использовала как легкие, так и тяжелые бронепоезда. На тяжелых поездах были установлены 4,2- или 6-дюймовые орудия, а на легких поездах - 76,2-мм орудия. [ 8 ]
Советская Россия (1917–1922)
[ редактировать ]Железные дороги и железнодорожники сыграли важную роль во время русской революции . Например, Ташкентский Совет был основан 2 марта 1917 года тридцатью пятью железнодорожниками. [ 9 ] Закаспийское правительство было основано меньшевиками и эсерами -железнодорожниками в восстании против большевиков, возглавлявших Ташкентский Совет, и существовало с июля 1918 по июль 1919 года. [ 10 ]
Цектран (Центральное управление путей сообщения) был создан в сентябре 1920 года как объединение Наркомата путей сообщения , Железнодорожных союзов и соответствующих политических отделов большевистской партии . Троцкий был назначен ответственным. [ 11 ]
Лев Троцкий провел большую часть Гражданской войны в России на борту своего бронепоезда :
- «В самые напряженные годы революции моя личная жизнь была неразрывно связана с жизнью этого поезда. Поезд же был неразрывно связан с жизнью Красной Армии. Поезд связывал фронт с базой, решал насущные вопросы на месте, воспитывал, призывал, снабжал, награждал и наказывал..." [ 12 ]
восстание Чехословацкого легиона — восстание, направленное на возвращение чешских и словацких военнопленных по Транссибирской магистрали из лагерей для военнопленных Серьезную угрозу для РСФСР представляло в Сибири. Одной из наиболее успешных стратегий Красной Армии в войне было использование поездов для перевозки небольших контингентов войск, что позволило русским выиграть советско-украинскую войну и разгромить Добровольческую армию во время ее продвижения к Москве. [ 13 ]
Железные дороги Советского Союза (1922–1991)
[ редактировать ]После образования Советского Союза Народный комиссариат путей сообщения (с 1946 года — Министерство путей сообщения ) к 1940 году расширил железнодорожную сеть до общей длины 106 100 км. Заметный проект конца 1920-х годов и один из центральных элементов первого Пятилетним планом стала Туркестано-Сибирская железная дорога , связавшая Западную Сибирь через Восточный Казахстан с Узбекистаном .
Во время Великой Отечественной войны ( Вторая мировая война ) железнодорожная система сыграла жизненно важную роль в военных действиях, перевозя личный состав, технику и грузы на передовую, а часто и эвакуируя целые заводы и города из европейской части России в Уральский регион и Сибирь . Потеря горнодобывающих и промышленных центров западной части Советского Союза вызвала необходимость скорейшего строительства новых железных дорог во время войны. Среди них особо выделялась железная дорога до арктических угольных шахт Воркуты , продленная после войны до Лабытнанги на реке Обь ; строительные работы по его продлению до Енисея продолжались до 1950-х годов и были прерваны смертью Иосифа Сталина .

В результате победы над Японией во Второй мировой войне южная половина острова Сахалин была возвращена России в 1945 году. Железнодорожная сеть длиной 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ), построенная японцами за сорок лет их контроля над Южным Сахалином, сейчас также стала частью Советских железных дорог (как отдельная Сахалинская железная дорога ), единственной железнодорожной системы длиной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) в СССР (или сегодняшней России).
После войны советская железнодорожная сеть была перестроена и расширена до более чем 145 000 км (90 000 миль) за счет крупных дополнений, таких как Байкало-Амурская магистраль .
В конце 1960-х годов официальная ширина колеи была изменена на 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) (т. е. на 4 мм меньше), чтобы обеспечить лучшую работу без перекалибровки подвижного состава. Разница находится в пределах нормального допуска, поэтому немедленный эффект был незначительным, а преобразование происходило постепенно в течение 30 лет по мере обслуживания и модернизации линий. См. переопределение железных дорог шириной 1520 мм .
Электрификация
[ редактировать ]Хотя бывший Советский Союз поздно (и медленно) начал электрификацию железных дорог в 1930-х годах, в конечном итоге он добился успеха в электрификации с точки зрения объема движения под проводами.
Российская Федерация (с 1991 г. по настоящее время)
[ редактировать ]После распада Советского Союза его железнодорожная система распалась на национальные железнодорожные системы различных бывших советских республик. Из-за последовавшей депрессии российские грузовые перевозки упали на 60% и (по состоянию на 2010 год) еще не полностью восстановились.
В 2003 году была проведена масштабная структурная реформа, призванная сохранить единство железнодорожной сети и отделить функции государственного регулирования от оперативного управления: 18 сентября 2003 года Постановлением №585 Правительства РФ было создано Открытое «РЖД» акционерное общество с государственным владеет 100% акций .
мысская колея На Сахалине переводится на колею 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ).
Нынешним генеральным директором компании является Владимир Якунин . В будущем планируется частичная приватизация компании, чтобы привлечь столь необходимый капитал от продажи акций . В 2009 году РЖД заявила, что ожидает убытка в размере 49,7 миллиарда рублей за год по сравнению с прибылью в 13,4 миллиарда рублей в 2008 году и планирует сократить 53,7 тысячи рабочих мест из 1,2 миллиона человек. [ 14 ]
В 2007 году в рамках процесса либерализации РЖД создала «Первую грузовую компанию» , владеющую большим количеством грузовых вагонов; В 2010 году было объявлено о Второй грузовой компании и передаче ей остальных грузовых вагонов. создании [ 15 ] [ 16 ]
В июле 2010 года РЖД подписали с Siemens договор на поставку подвижного состава (240 электропоездов) и модернизацию 22 сортировочных станций. [ 17 ]
Экономическая история
[ редактировать ]Государственная собственность
[ редактировать ]
Первая инициатива в развитии железных дорог возникла после совещания, созванного царем Николаем I 13 января 1842 года, на котором он объявил, что государство построит железную дорогу Санкт-Петербург — Москва . Это решение было принято после семи лет размышлений. С характерной для него медлительностью, Николай I, тем не менее, решительно действовал, стремясь преодолеть проблемы, связанные с расположением своей столицы на некотором расстоянии от центра его империи. Построенная в дополнение к дорогам и каналам, построенным предыдущим поколением для связи двух городов, Николай I предполагал, что железная дорога станет более надежным способом передвижения, особенно в экстремальные климатические условия летом и зимой. Несмотря на влияние военных соображений, железная дорога поможет доставлять продукты, выращенные на Юге, в менее плодородные северные районы. План этой первой железной дороги также предполагал возможность создания сети, которая могла бы простираться до Нижней Волги и Черного моря , развивая Москву как железнодорожный узел, аналогичный Чикаго в США. [ 18 ]
Отчасти из-за плохого финансового положения царского правительства и его неспособности финансировать строительство железных дорог к началу 1880-х годов все железные дороги были частными компаниями. [ 19 ] Но затем, когда частные железные дороги столкнулись с финансовыми трудностями, правительство взяло на себя некоторые из них, в результате чего возникла смешанная система частных и государственных железных дорог. Однако правительство гарантировало выплату процентов и дивидендов по ценным бумагам частных железных дорог, что создало сильный стимул для поглощения государством обанкротившихся железных дорог.
Сергею Витте удалось перевернуть некоторые убыточные железные дороги и сделать их прибыльными. Остальные частные компании имели сильный стимул к более эффективной работе во избежание национализации . В результате, по мнению одного наблюдателя, «российские железные дороги постепенно становятся, пожалуй, самыми экономичными железными дорогами мира». [ 20 ] Прибыль была высокой: более 100 миллионов золотых рублей в год государству (точная сумма неизвестна из-за ошибок в бухгалтерском учете).
После русской революции (1917 г.) все железные дороги перешли в государственную собственность Советского Союза. В первые годы советские железные дороги находились в убыточном финансовом положении. [ 20 ] но к 1965 году они вернули советскому правительству прибыль в размере 13,3% от своих капиталовложений. [ 21 ] К 1980 году прибыль упала почти вдвое до 7,1%.
Субсидия пассажирам
[ редактировать ]Пассажирские перевозки на советских [ 22 ] а российские железные дороги уже давно субсидируются за счет доходов от грузовых перевозок. В 2000 году (постсоветском) пассажиры дальнего следования платили только 55% стоимости, а пассажиры пригородных поездов - только 15%. [ 23 ] Но шесть лет спустя (2006 г.) эти цифры составляли около 80% и 50%, главным образом, за счет повышения тарифов. Текущая политика (2010 г.) заключается в отмене таких субсидий, в результате чего стоимость проезда на пригородных поездах резко возросла. [ 24 ] В результате этого, а также экономического кризиса, количество пассажиров пригородного сообщения сократилось, и многие поезда были выведены из эксплуатации. Другая проблема заключается в том, что, по оценкам, более трети пассажиров обманывают и вообще не платят за проезд (включая взятку контролеру).
Грузовые перевозки: рост и спад
[ редактировать ]Имперский период: тонна-км
[ редактировать ]В 1916 году, к началу Первой мировой войны (во время которой Германия вторглась в Россию), грузовые перевозки по РЖД достигли почти 100 миллиардов тонно-километров (по железным дорогам США было примерно в пять раз больше). Но из-за войны несколько лет спустя объем российских перевозок упал примерно до 20 миллиардов тонно-км. Затем началась гражданская война, когда красные сражались с белыми, что задержало восстановление железнодорожного сообщения. Красные (коммунисты) победили, что привело к образованию Советского Союза (СССР) и новой главе в развитии железных дорог.
Советский период: тонно-км
[ редактировать ]
СССР восстановил свою железнодорожную систему и провел индустриализацию в соответствии с пятилетними планами . В результате железнодорожные грузоперевозки к 1941 году выросли примерно в 20 раз — с 20 до 400 млрд тонно-км. [ 25 ] Но затем снова случилась катастрофа: Вторая мировая война в 1941 году, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз . Примерно в первый год войны объем дорожного движения упал примерно вдвое по сравнению с довоенным уровнем. Но затем СССР начал восстанавливать и строить железные дороги во время войны, так что к концу войны было восстановлено около половины потерянного движения. После окончания войны потребовалось еще несколько лет, чтобы восстановить железные дороги и вернуться к довоенному уровню движения.
Затем СССР приступил к реализации еще нескольких пятилетних планов, и железнодорожное сообщение быстро увеличилось. К 1954 году их железнодорожные грузоперевозки (около 850 миллиардов тонно-километров) превзошли показатели США и СССР, а затем перевезли больше железнодорожных грузов, чем любая другая страна мира. [ 26 ] Железнодорожные перевозки в СССР продолжали быстро расти, так что к 1960 году СССР перевозил около половины всех железнодорожных грузов в мире (в тонно-км). [ 27 ] и они сделали это на железнодорожной системе, составляющей всего 10% мирового железнодорожного километража. [ 28 ] Статус перевозки половины мировых железнодорожных грузовых перевозок сохранялся в течение почти 30 лет, но в 1988 году железнодорожные грузовые перевозки достигли пика в 3852 миллиарда тонно-км (почти 4 триллиона). А затем, несколько лет спустя, в 1991 году, Советский Союз распался и его крупнейшая республика, Российская Федерация, которая тогда осуществляла около 2/3 трафика бывшего СССР, стала независимой страной. [ 29 ]
В СССР в 1989 году (незадолго до распада) железные дороги перевезли почти в восемь раз больше тонно-километров грузов по железной дороге, чем по автомобильным дорогам. [ 30 ] В США по железной дороге это было всего в 1,5 раза больше. [ 31 ] Таким образом, грузовики в СССР играли гораздо меньшую роль в перевозке грузов, чем в США, оставляя железную дорогу основным средством грузовых перевозок. В 1991 году был принят закон, провозгласивший железные дороги основной транспортной системой СССР. [ 32 ]
Российская Федерация: тонно-км
[ редактировать ]До 1990 г. перевозки по Российской Республике (СССР) составляли около двух третей перевозок СССР (поскольку все остальные бывшие республики СССР перевозили около 1/3 железнодорожных грузов СССР). Это составило значительно больше железнодорожных грузоперевозок, чем в любой стране мира. Однако тяжелая депрессия в России 1990-х гг. [ 33 ] [ 34 ] после распада Советского Союза (фактически начавшегося в последний год его существования) железнодорожные грузоперевозки упали примерно на 40% от их стоимости в 1988 году до минимальной точки в 1997 году (1020 миллиардов тонно-км). [ 35 ]
Россия больше не была номером один в сфере железнодорожных грузоперевозок. В 1993 году Россию обогнали США, а в следующем, 1994 году, ее обогнал Китай. [ 36 ] Так по железнодорожным грузоперевозкам Россия опустилась с прочного первого места на третье и остается таковым по сей день. [ 37 ] [ 38 ] хотя к 2008 году произошло частичное восстановление до 2116 тонно-км, [ 39 ] что все еще значительно ниже пика в 2606 тонно-км в 1998 году. [ 40 ] График (до 2002 г.) см . [ 41 ]
Сообщалось, что к 2010 году все большая доля железнодорожных грузов перенаправляется на автомобильные грузовики. [ 15 ]
Известные люди, связанные с РЖД
[ редактировать ]- Сергей Витте , директор по делам железных дорог Украины; Министр путей и коммуникаций Императорской России.
- Федор Фунтиков , Председатель Правительства Закаспия
- Лев Троцкий , нарком по делам армии и флота при Владимире Ленине
- Лазарь Каганович , нарком путей сообщения при Иосифе Сталине
См. также
[ редактировать ]- Музей железных дорог России
- Царская клеточная железная дорога
- Музей Московской железной дороги
- Императорский вокзал в городе Пушкин.
- Москва Рижский вокзал
- Верхневолжская железная дорога
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Государственная транспортная статистика
- ^ Table 2.13. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПУТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (Rail Line Statistics) (in Russian)
- ^ Длина железнодорожных линий разных стран (на русском языке)
- ^ Ле Флеминг, HM и Прайс, JH Русские паровозы , стр. 24, John Marshbank Ltd, Лондон, 1960 г.
- ^ Россия вступает в эпоху железных дорог (1842-1855 , Ричард Хейвуд, 1998, стр. 1).
- ^ Генри Райхман, Железнодорожники и революция: Россия, 1905 г., стр. 16.
- ↑ Авраам Ашер, Революция 1905 года: Россия в беспорядке, стр. 19.
- ^ Залога, Стивен Дж; Грандсен, Джеймс (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Пресса «Оружие и доспехи». п. 24 . ISBN 0-85368-606-8 .
- ^ Русское колониальное общество в Ташкенте, 1865-1923 гг ., Джефф Сахедео, Издательство Университета Индианы, 2007, стр. 190
- ↑ Британская интервенция в Закаспий, 1918-1919 гг., автор: CH Ellis, University of California Press, 1963, стр. 26-27.
- ^ Паллас, Крис (1996). Большевистский и рабочий контроль . Торонто: Черная роза. ISBN 0919618707 .
- ↑ Бронепоезд Троцкого , автор Тони Клифф, по состоянию на 26 сентября 2010 г.
- ^ Понс, Сильвио; Смит, Стивен А., ред. (21 сентября 2017 г.). Кембриджская история коммунизма . Том. 1 (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781316137024 . ISBN 978-1-316-13702-4 .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 22 июня 2009 г. Проверено 21 октября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Иванов, Дмитрий, "Железные дороги потихоньку пустеют" (in Russian) (Railroads are quietly becoming empty). Ytro.ru (electronic newspaper), 10 March 2010
- ^ ЕКАТЕРИНА ГОДЛЕВСКАЯ "Младшей «дочке» достанется больше: Вторая грузовая компания может стать самым крупным оператором на рынке" (in Russian) (Younger "daughter" is becoming larger: Second Freight Company may become the largest operator in the market) РБКdaily (a daily internet business gazette) 27 Feb. 2009
- ^ «Siemens подписывает многомиллиардную сделку с российскими железнодорожными компаниями - International Railway Journal» . 22 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 22 июля 2010 г.
- ^ Хейворд, Ричард Моубрей (1998). Россия вступает в эпоху железных дорог, 1842-1855 гг . Боулдер: Восточноевропейские монографии. стр. 9–10. ISBN 0-88033-390-1 .
- ^ Бубликов с. 310
- ^ Перейти обратно: а б Бубликов, с. 313
- ^ Шафиркин, p. 35 (in Russian)
- ^ ЖТ (дата неизвестна)
- ^ Фед 2009 Table 2.20. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ .
- ^ АНДРЕЕВА, Тамара : "Электричка идет в тупик, или о том, почему пригородный транспорт становится недоступным" (in Russian) Archived 2011-08-23 at the Wayback Machine (Andreeva, Tamara: Electric suburban trains in a quandary, or why suburban transportation is becoming inaccessible" in magazine "Транспорт России" (in Russian) (Transport Russia) № 30 (578) 23 Июля (23 July), 2009 г.
- ^ See statistics references by Госкомстат (in Russian)
- ^ ООН 1958, стр. 297, 300
- ^ Таблица ООН 1985/86: Мировое железнодорожное движение, с. 55
- ^ Плакс, стр.5 (на русском языке)
- ^ ООН 37 стр. 690; ООН 43-й стр. 548; (обе за 1998 год)
- ^ Филиппов 1991 p. 7 (table 1.1) (in Russian)
- ^ Транспорт в Америке
- ^ Филиппов 1991 p. 4 (in Russian)
- ^ Российская депрессия 1990-х годов.
- ^ Кривая российской экономики 1990-х годов показывает, что ВВП упал на 50% (на русском языке)
- ^ ООН 48-я, стр.527.
- ^ 46-й стр. 538, 543, 545
- ^ ООН 48-й стр. 522, 527, 529 и ООН 51-й стр. 444, 449, 451
- ^ Тонно-км по странам
- ^ Государственная статистика железных дорог. (на русском языке)
- ^ ООН 43-й стр. 548
- ^ [1] "Ton-km in Russia 1990-2002 (in Russian) Рис 6-1"
По-английски
[ редактировать ]- Бубликов А.А. «Предложение по реформе железных дорог» в книге: Бюлер Э.К. (редактор) «Государственная собственность на железных дорогах», Ежегодный справочник дебатёров (том VI), Нью-Йорк, Noble and Noble, 1939; стр. 309–318. Оригинал в журнале «Норт Американ Ревью», т. 237, стр. 346+. (Название вводит в заблуждение. На 90% речь идет о российских железных дорогах.)
- Хантер, Голландия «Советский транспортный опыт: уроки для других стран», Брукингский институт, 1968.
- Омрани, Биджан. Сухопутная Азия: Рассказы о путешествиях по Транссибирскому и Шелковому пути, Одиссея Публикации, 2010 г. ISBN 962-217-811-1
- «Железнодорожные факты» (Ежегодник) Ассоциации американских железных дорог, Вашингтон, округ Колумбия (ежегодно).
- «Транспорт в Америке», Статистический анализ транспорта в Соединенных Штатах (18-е издание), с историческим сборником 1939–1999 годов, Розалин А. Уилсон, паб. Eno Transportation Foundation Inc., Вашингтон, округ Колумбия, 2001 г. См. таблицу: Тонно-миль внутренних междугородних перевозок по видам транспорта, стр. 12–13.
- Статистический ежегодник ООН (Организации Объединенных Наций). Более ранние издания обозначались по дате (например, 1985/86), но в более поздних выпусках использовался номер издания (например, 51-е). После 1985/86 года таблица «Мировое железнодорожное движение» была упразднена. После 51-го? издание, длинная таблица «Железные дороги: движение» была исключена, в результате чего статистика ООН по железным дорогам больше не существует.
- Урба CE, «Ситуация на железных дорогах: взгляд на настоящее, прошлое и будущее железнодорожной отрасли США». Вашингтон: Департамент транспорта, Федеральное управление железных дорог, Управление политики и разработки программ правительства. Распечатать. Офф., 1978.
- ВанВинке, Дженетт и Зайкер, Бенджамин; «Будущие советские инвестиции в транспорт, энергетику и охрану окружающей среды» Заметка. The Rand Corporation, Санта-Моника, Калифорния, 1992. Rand советский транспорт.
- Вествуд Дж. Н., 2002 г. «От Советских железных дорог к Российским железным дорогам» Пэлгрейв Макмиллан.
- Уорд, Кристофер Дж., «Безумие Брежнева: строительство БАМа и поздний советский социализм», University of Pittsburgh Press, 2009.
На русском языке
[ редактировать ]- Госкомстат СССР(Gov't Statistical Committee) "Народное хозяйство СССР: статистический ежегодник (The national economy of the USSR, statistical yearbook),Финансы и статистика, Москва (various years till 1990).
- Госкомстат СССР (Уманский, Л.),"Народное хозяйство СССР за 70 лет : юбилейный статистический ежегодник". Финансы и статистика", Москва, 1987.
- Госкомстат СССР "Транспорт и связь СССР: Статистический сборник" (USSR Transportation and Communications: statistics). Москва. 1990 (and other editions: 1967, 1972, etc.)
- ЖТ = Железнодорожный Транспорт (Railroad Transportation) a monthly magazine published since 1826. The month designation is numeric; e.g. 10-1998 is the November issue.
- История железнодорожного транспорта в России (1837-1880-х гг.)(History of railroad transportation in Russia) http://www.historicus.ru/zheleznodorozhniy_transport
- История железнодорожного транспорта России. Том 1: 1836—1917 гг. (History of railroad transportation of Russia), Vol. 1, 336pp. 1994.
- Плакс, А.В. & Пупынин, В.Н., "Электрические железные дороги" (Electric Railroads), Москва, Транспорт, 1993.
- Резер, С.М., "Взаимодействие транспортных систем" (Coordination of the transportation system), Москва, Наука, 1985.
- Шадур, Л.А. ed., Багоны: конструкция, теопия и расчёт (Railroad cars: construction, theory and calculations), Москва, Транспорт, 1980.
- Фед=Федеральная служба государственной статистики (Federal government statistical service) "Транспорт в России" (Transportation in Russia) (annual) Available online
- Филиппов, М.М. (editor), "Железные Дороги, Общий Курс" (Railroads, General Course) Москва, Транспорт, 3rd ed. 1981. 4th ed. 1991 with new editor: Уздин, М.М. .
- Шафиркин, Б.И, "Единая Транспортная Система СССР и взаимодействие различных видов транспорта" (Unified transportation system of the USSR and coordination of various modes of transportation), Москва, Высшая школа, 1983.
- Шадур. Л. А. (ed.), 1980, "Вагоны" (Railway cars), Moscow, Транспорт.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт РЖД (на английском и русском языках)
- Пар на острове Сахалин [2]
- РЖД в 1935 году
- "Сайт о железных дорогах стран СНГ и Балтии" . Архивировано из оригинала 4 декабря 2012 года.
- Железнодорожный вентилятор Европа
- «Железнодорожная карта бывшего Советского Союза» . Архивировано из оригинала 4 января 2013 года. Показывает статус электрификации, а также многих промышленных железных дорог .
- Винчестер, Кларенс, изд. (1936), «Россия и Сибирь» , Железнодорожные чудеса света , стр. 1004–1010.
- «Российские и Китайские железные дороги (статья Александра Э. Тецнера, 1932 г.)» . НЗЕТК. 1933 год.