Jump to content

История железнодорожного транспорта в России

Железные дороги в Российской империи около 1900 г.

Россия была и остается самой большой страной в мире. География рек с севера на юг и торговля с востока на запад, а также, что немаловажно, в основном равнинная местность, сделали его очень подходящим для развития железных дорог как основного вида транспорта.

Сегодня РЖД , государственная железнодорожная компания, является одной из крупнейших железнодорожных компаний в мире со штатом в 950 000 человек. [ 1 ] и монополия внутри России. Общая длина линий, используемых РЖД, составляет 85 500 километров (53 130 миль), [ 2 ] один из крупнейших в мире, уступающий только Соединенным Штатам. [ 3 ]

Общая история

[ редактировать ]

Российская империя (1837–1917)

[ редактировать ]
Строительство железных дорог России по 1837–1989 гг.
Карта железных дорог России 1916 года.
Модель (2002 г.) паровоза конструкции Черепанова (1834 г.)
В российских поездах встречались люди всех национальностей и слоев общества (эскиз Василия Перова , 1880 г.)
Tsarskoye Selo Imperial Station / Emperor railway station in Pushkin town 1913
Указатель 9288-го километра в конце Транссибирской магистрали во Владивостоке.

В начале 1830-х годов русские изобретатели отец и сын Черепановы построили первый русский паровоз . Первая железнодорожная линия была построена в России в 1837 году между Санкт-Петербургом и Царским Селом и получила название Царскосельской железной дороги . Длина пути составляла 27 км (17 миль), и он соединял императорские дворцы в Царском Селе и Павловске . Ширина колеи составляла 6 футов (1830 мм). [ 4 ] Эту железную дорогу называли « игрушечной » железной дорогой, поскольку она не имела никакого экономического, политического или социального влияния на Российскую империю . [ 5 ]

Железная дорога Варшава -Вена в Конгрессе Польши начала работу в 1845 году и полностью открылась в 1848 году, ее длина пути составила 327,6 км. Он пролегал от Варшавы до границы с Австрийской империей и имел стандартную европейскую колею ( 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 2 дюйма ) ), в отличие от всех других железных дорог Российской империи, которые использовали широкую колею ( 1524 мм или 5 футов ), следовательно, образовали систему, физически отделенную от других российских железных дорог.

Департамент путей сообщения, позднее входивший в состав Министерства путей сообщения России , был создан в Российской империи в 1842 году для надзора за строительством второй крупной железнодорожной линии России — Московско-Санкт-Петербургской железной дороги . Железная дорога связала столицу империи Санкт-Петербург и Москву и была построена между 1842 и 1851 годами. [ 6 ] Ширина колеи составляла 1524 мм ( 5 футов ), и она стала российской стандартной шириной колеи . С 1853 по 1862 год была построена линия от Петербурга до Варшавы, соединившая таким образом с Западной Европой.

Год Мили пути
1838 16
1855 570
1880 14,208
1890 19,011
1905 31,623
1917 50,403

[ 7 ] 15 июня 1865 года указом Александра II было учреждено Министерство путей сообщения, в состав которого вошло Департамент путей сообщения. В 1860-1870-е годы сыграл Павел Мельников ключевую роль в расширении железнодорожной сети по всей Европейской России , первый министр путей сообщения России .

В 1880-х и 1890-х годах Транскаспийская железная дорога соединяла среднеазиатские провинции Российской империи (ныне независимые государства Туркменистан и Узбекистан ) с каспийским портом Красноводск ; к 1906 году Средняя Азия была напрямую связана Зааральской железной дорогой с европейской частью России через Казахстан . Транссибирская железная дорога, соединяющая европейскую часть России с провинциями российского Дальнего Востока на берегу Японского моря, была построена между 1891 и 1916 годами. Система, построенная Россией, включала Китайско-Восточную железную дорогу , короткую дорогу через китайскую Маньчжурию ; позже ее южная ветка была связана с другими китайскими железными дорогами. В годы Первой мировой войны и особенно Гражданской войны в России было уничтожено более 60% железнодорожной сети России, более 80% вагонов и локомотивов. После немецкой и турецкой блокады российских портов на Балтике и Черном море Транссибирская магистраль приобрела новое значение как линия жизни, соединяющая Российскую империю с ее союзниками в Первой мировой войне. Чтобы обеспечить более короткое соединение с Державами Антанты , была построена железная дорога и до вновь построенного арктического незамерзающего порта Мурманск (1916 г.).

Царь Николай II явно придавал большое значение железным дорогам, так как в 1902 году у него была построена собственная железнодорожная линия от Витебского вокзала до Императорского вокзала в городе Пушкине. Она шла параллельно основной линии Царскосельской железной дороги и затем разветвлялась на юго-запад у деревня Кузьмино. Он предназначался для членов императорской семьи и представителей иностранных держав.

Во время Первой мировой войны Россия использовала как легкие, так и тяжелые бронепоезда. На тяжелых поездах были установлены 4,2- или 6-дюймовые орудия, а на легких поездах - 76,2-мм орудия. [ 8 ]

Советская Россия (1917–1922)

[ редактировать ]

Железные дороги и железнодорожники сыграли важную роль во время русской революции . Например, Ташкентский Совет был основан 2 марта 1917 года тридцатью пятью железнодорожниками. [ 9 ] Закаспийское правительство было основано меньшевиками и эсерами -железнодорожниками в восстании против большевиков, возглавлявших Ташкентский Совет, и существовало с июля 1918 по июль 1919 года. [ 10 ]

0-8-0 Бронированный российский локомотив класса О Ов 5067 в Центральном музее Вооруженных Сил , Москва

Цектран (Центральное управление путей сообщения) был создан в сентябре 1920 года как объединение Наркомата путей сообщения , Железнодорожных союзов и соответствующих политических отделов большевистской партии . Троцкий был назначен ответственным. [ 11 ]

Лев Троцкий провел большую часть Гражданской войны в России на борту своего бронепоезда :

«В самые напряженные годы революции моя личная жизнь была неразрывно связана с жизнью этого поезда. Поезд же был неразрывно связан с жизнью Красной Армии. Поезд связывал фронт с базой, решал насущные вопросы на месте, воспитывал, призывал, снабжал, награждал и наказывал..." [ 12 ]

восстание Чехословацкого легиона — восстание, направленное на возвращение чешских и словацких военнопленных по Транссибирской магистрали из лагерей для военнопленных Серьезную угрозу для РСФСР представляло в Сибири. Одной из наиболее успешных стратегий Красной Армии в войне было использование поездов для перевозки небольших контингентов войск, что позволило русским выиграть советско-украинскую войну и разгромить Добровольческую армию во время ее продвижения к Москве. [ 13 ]

Железные дороги Советского Союза (1922–1991)

[ редактировать ]
локомотив класса У -У-127 Ленина Масловоз 4-6-0 . Русский , ныне хранящийся в Музее Московской железной дороги на Павелецком вокзале

После образования Советского Союза Народный комиссариат путей сообщения (с 1946 года — Министерство путей сообщения ) к 1940 году расширил железнодорожную сеть до общей длины 106 100 км. Заметный проект конца 1920-х годов и один из центральных элементов первого Пятилетним планом стала Туркестано-Сибирская железная дорога , связавшая Западную Сибирь через Восточный Казахстан с Узбекистаном .

Во время Великой Отечественной войны ( Вторая мировая война ) железнодорожная система сыграла жизненно важную роль в военных действиях, перевозя личный состав, технику и грузы на передовую, а часто и эвакуируя целые заводы и города из европейской части России в Уральский регион и Сибирь . Потеря горнодобывающих и промышленных центров западной части Советского Союза вызвала необходимость скорейшего строительства новых железных дорог во время войны. Среди них особо выделялась железная дорога до арктических угольных шахт Воркуты , продленная после войны до Лабытнанги на реке Обь ; строительные работы по его продлению до Енисея продолжались до 1950-х годов и были прерваны смертью Иосифа Сталина .

Японский паровоз Д51 у Южно-Сахалинского вокзала Остров Сахалин , Россия (2007 г.)

В результате победы над Японией во Второй мировой войне южная половина острова Сахалин была возвращена России в 1945 году. Железнодорожная сеть длиной 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ), построенная японцами за сорок лет их контроля над Южным Сахалином, сейчас также стала частью Советских железных дорог (как отдельная Сахалинская железная дорога ), единственной железнодорожной системы длиной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) в СССР (или сегодняшней России).

После войны советская железнодорожная сеть была перестроена и расширена до более чем 145 000 км (90 000 миль) за счет крупных дополнений, таких как Байкало-Амурская магистраль .

В конце 1960-х годов официальная ширина колеи была изменена на 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 32 дюйма ) (т. е. на 4 мм меньше), чтобы обеспечить лучшую работу без перекалибровки подвижного состава. Разница находится в пределах нормального допуска, поэтому немедленный эффект был незначительным, а преобразование происходило постепенно в течение 30 лет по мере обслуживания и модернизации линий. См. переопределение железных дорог шириной 1520 мм .

Электрификация

[ редактировать ]

Хотя бывший Советский Союз поздно (и медленно) начал электрификацию железных дорог в 1930-х годах, в конечном итоге он добился успеха в электрификации с точки зрения объема движения под проводами.

Российская Федерация (с 1991 г. по настоящее время)

[ редактировать ]

После распада Советского Союза его железнодорожная система распалась на национальные железнодорожные системы различных бывших советских республик. Из-за последовавшей депрессии российские грузовые перевозки упали на 60% и (по состоянию на 2010 год) еще не полностью восстановились.

В 2003 году была проведена масштабная структурная реформа, призванная сохранить единство железнодорожной сети и отделить функции государственного регулирования от оперативного управления: 18 сентября 2003 года Постановлением №585 Правительства РФ было создано Открытое «РЖД» акционерное общество с государственным владеет 100% акций .

мысская колея На Сахалине переводится на колею 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 32 дюйма ).

Нынешним генеральным директором компании является Владимир Якунин . В будущем планируется частичная приватизация компании, чтобы привлечь столь необходимый капитал от продажи акций . В 2009 году РЖД заявила, что ожидает убытка в размере 49,7 миллиарда рублей за год по сравнению с прибылью в 13,4 миллиарда рублей в 2008 году и планирует сократить 53,7 тысячи рабочих мест из 1,2 миллиона человек. [ 14 ]

В 2007 году в рамках процесса либерализации РЖД создала «Первую грузовую компанию» , владеющую большим количеством грузовых вагонов; В 2010 году было объявлено о Второй грузовой компании и передаче ей остальных грузовых вагонов. создании [ 15 ] [ 16 ]

В июле 2010 года РЖД подписали с Siemens договор на поставку подвижного состава (240 электропоездов) и модернизацию 22 сортировочных станций. [ 17 ]

Экономическая история

[ редактировать ]

Государственная собственность

[ редактировать ]
Московско-Петербургская железная дорога, 1857 г.

Первая инициатива в развитии железных дорог возникла после совещания, созванного царем Николаем I 13 января 1842 года, на котором он объявил, что государство построит железную дорогу Санкт-Петербург Москва . Это решение было принято после семи лет размышлений. С характерной для него медлительностью, Николай I, тем не менее, решительно действовал, стремясь преодолеть проблемы, связанные с расположением своей столицы на некотором расстоянии от центра его империи. Построенная в дополнение к дорогам и каналам, построенным предыдущим поколением для связи двух городов, Николай I предполагал, что железная дорога станет более надежным способом передвижения, особенно в экстремальные климатические условия летом и зимой. Несмотря на влияние военных соображений, железная дорога поможет доставлять продукты, выращенные на Юге, в менее плодородные северные районы. План этой первой железной дороги также предполагал возможность создания сети, которая могла бы простираться до Нижней Волги и Черного моря , развивая Москву как железнодорожный узел, аналогичный Чикаго в США. [ 18 ]

Отчасти из-за плохого финансового положения царского правительства и его неспособности финансировать строительство железных дорог к началу 1880-х годов все железные дороги были частными компаниями. [ 19 ] Но затем, когда частные железные дороги столкнулись с финансовыми трудностями, правительство взяло на себя некоторые из них, в результате чего возникла смешанная система частных и государственных железных дорог. Однако правительство гарантировало выплату процентов и дивидендов по ценным бумагам частных железных дорог, что создало сильный стимул для поглощения государством обанкротившихся железных дорог.

Сергею Витте удалось перевернуть некоторые убыточные железные дороги и сделать их прибыльными. Остальные частные компании имели сильный стимул к более эффективной работе во избежание национализации . В результате, по мнению одного наблюдателя, «российские железные дороги постепенно становятся, пожалуй, самыми экономичными железными дорогами мира». [ 20 ] Прибыль была высокой: более 100 миллионов золотых рублей в год государству (точная сумма неизвестна из-за ошибок в бухгалтерском учете).

После русской революции (1917 г.) все железные дороги перешли в государственную собственность Советского Союза. В первые годы советские железные дороги находились в убыточном финансовом положении. [ 20 ] но к 1965 году они вернули советскому правительству прибыль в размере 13,3% от своих капиталовложений. [ 21 ] К 1980 году прибыль упала почти вдвое до 7,1%.

Субсидия пассажирам

[ редактировать ]

Пассажирские перевозки на советских [ 22 ] а российские железные дороги уже давно субсидируются за счет доходов от грузовых перевозок. В 2000 году (постсоветском) пассажиры дальнего следования платили только 55% стоимости, а пассажиры пригородных поездов - только 15%. [ 23 ] Но шесть лет спустя (2006 г.) эти цифры составляли около 80% и 50%, главным образом, за счет повышения тарифов. Текущая политика (2010 г.) заключается в отмене таких субсидий, в результате чего стоимость проезда на пригородных поездах резко возросла. [ 24 ] В результате этого, а также экономического кризиса, количество пассажиров пригородного сообщения сократилось, и многие поезда были выведены из эксплуатации. Другая проблема заключается в том, что, по оценкам, более трети пассажиров обманывают и вообще не платят за проезд (включая взятку контролеру).

Грузовые перевозки: рост и спад

[ редактировать ]

Имперский период: тонна-км

[ редактировать ]

В 1916 году, к началу Первой мировой войны (во время которой Германия вторглась в Россию), грузовые перевозки по РЖД достигли почти 100 миллиардов тонно-километров (по железным дорогам США было примерно в пять раз больше). Но из-за войны несколько лет спустя объем российских перевозок упал примерно до 20 миллиардов тонно-км. Затем началась гражданская война, когда красные сражались с белыми, что задержало восстановление железнодорожного сообщения. Красные (коммунисты) победили, что привело к образованию Советского Союза (СССР) и новой главе в развитии железных дорог.

Советский период: тонно-км

[ редактировать ]
Диорама русских путейцев, ремонтирующих железнодорожные пути, в натуральную величину в Музее Московской железной дороги.

СССР восстановил свою железнодорожную систему и провел индустриализацию в соответствии с пятилетними планами . В результате железнодорожные грузоперевозки к 1941 году выросли примерно в 20 раз — с 20 до 400 млрд тонно-км. [ 25 ] Но затем снова случилась катастрофа: Вторая мировая война в 1941 году, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз . Примерно в первый год войны объем дорожного движения упал примерно вдвое по сравнению с довоенным уровнем. Но затем СССР начал восстанавливать и строить железные дороги во время войны, так что к концу войны было восстановлено около половины потерянного движения. После окончания войны потребовалось еще несколько лет, чтобы восстановить железные дороги и вернуться к довоенному уровню движения.

Затем СССР приступил к реализации еще нескольких пятилетних планов, и железнодорожное сообщение быстро увеличилось. К 1954 году их железнодорожные грузоперевозки (около 850 миллиардов тонно-километров) превзошли показатели США и СССР, а затем перевезли больше железнодорожных грузов, чем любая другая страна мира. [ 26 ] Железнодорожные перевозки в СССР продолжали быстро расти, так что к 1960 году СССР перевозил около половины всех железнодорожных грузов в мире (в тонно-км). [ 27 ] и они сделали это на железнодорожной системе, составляющей всего 10% мирового железнодорожного километража. [ 28 ] Статус перевозки половины мировых железнодорожных грузовых перевозок сохранялся в течение почти 30 лет, но в 1988 году железнодорожные грузовые перевозки достигли пика в 3852 миллиарда тонно-км (почти 4 триллиона). А затем, несколько лет спустя, в 1991 году, Советский Союз распался и его крупнейшая республика, Российская Федерация, которая тогда осуществляла около 2/3 трафика бывшего СССР, стала независимой страной. [ 29 ]

В СССР в 1989 году (незадолго до распада) железные дороги перевезли почти в восемь раз больше тонно-километров грузов по железной дороге, чем по автомобильным дорогам. [ 30 ] В США по железной дороге это было всего в 1,5 раза больше. [ 31 ] Таким образом, грузовики в СССР играли гораздо меньшую роль в перевозке грузов, чем в США, оставляя железную дорогу основным средством грузовых перевозок. В 1991 году был принят закон, провозгласивший железные дороги основной транспортной системой СССР. [ 32 ]

Российская Федерация: тонно-км

[ редактировать ]

До 1990 г. перевозки по Российской Республике (СССР) составляли около двух третей перевозок СССР (поскольку все остальные бывшие республики СССР перевозили около 1/3 железнодорожных грузов СССР). Это составило значительно больше железнодорожных грузоперевозок, чем в любой стране мира. Однако тяжелая депрессия в России 1990-х гг. [ 33 ] [ 34 ] после распада Советского Союза (фактически начавшегося в последний год его существования) железнодорожные грузоперевозки упали примерно на 40% от их стоимости в 1988 году до минимальной точки в 1997 году (1020 миллиардов тонно-км). [ 35 ]

Россия больше не была номером один в сфере железнодорожных грузоперевозок. В 1993 году Россию обогнали США, а в следующем, 1994 году, ее обогнал Китай. [ 36 ] Так по железнодорожным грузоперевозкам Россия опустилась с прочного первого места на третье и остается таковым по сей день. [ 37 ] [ 38 ] хотя к 2008 году произошло частичное восстановление до 2116 тонно-км, [ 39 ] что все еще значительно ниже пика в 2606 тонно-км в 1998 году. [ 40 ] График (до 2002 г.) см . [ 41 ]

Сообщалось, что к 2010 году все большая доля железнодорожных грузов перенаправляется на автомобильные грузовики. [ 15 ]

Известные люди, связанные с РЖД

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Государственная транспортная статистика
  2. ^ Table 2.13. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПУТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (Rail Line Statistics) (in Russian)
  3. ^ Длина железнодорожных линий разных стран (на русском языке)
  4. ^ Ле Флеминг, HM и Прайс, JH Русские паровозы , стр. 24, John Marshbank Ltd, Лондон, 1960 г.
  5. ^ Россия вступает в эпоху железных дорог (1842-1855 , Ричард Хейвуд, 1998, стр. 1).
  6. ^ Генри Райхман, Железнодорожники и революция: Россия, 1905 г., стр. 16.
  7. Авраам Ашер, Революция 1905 года: Россия в беспорядке, стр. 19.
  8. ^ Залога, Стивен Дж; Грандсен, Джеймс (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Пресса «Оружие и доспехи». п. 24 . ISBN  0-85368-606-8 .
  9. ^ Русское колониальное общество в Ташкенте, 1865-1923 гг ., Джефф Сахедео, Издательство Университета Индианы, 2007, стр. 190
  10. Британская интервенция в Закаспий, 1918-1919 гг., автор: CH Ellis, University of California Press, 1963, стр. 26-27.
  11. ^ Паллас, Крис (1996). Большевистский и рабочий контроль . Торонто: Черная роза. ISBN  0919618707 .
  12. Бронепоезд Троцкого , автор Тони Клифф, по состоянию на 26 сентября 2010 г.
  13. ^ Понс, Сильвио; Смит, Стивен А., ред. (21 сентября 2017 г.). Кембриджская история коммунизма . Том. 1 (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781316137024 . ISBN  978-1-316-13702-4 .
  14. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 22 июня 2009 г. Проверено 21 октября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  15. ^ Перейти обратно: а б Иванов, Дмитрий, "Железные дороги потихоньку пустеют" (in Russian) (Railroads are quietly becoming empty). Ytro.ru (electronic newspaper), 10 March 2010
  16. ^ ЕКАТЕРИНА ГОДЛЕВСКАЯ "Младшей «дочке» достанется больше: Вторая грузовая компания может стать самым крупным оператором на рынке" (in Russian) (Younger "daughter" is becoming larger: Second Freight Company may become the largest operator in the market) РБКdaily (a daily internet business gazette) 27 Feb. 2009
  17. ^ «Siemens подписывает многомиллиардную сделку с российскими железнодорожными компаниями - International Railway Journal» . 22 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 22 июля 2010 г.
  18. ^ Хейворд, Ричард Моубрей (1998). Россия вступает в эпоху железных дорог, 1842-1855 гг . Боулдер: Восточноевропейские монографии. стр. 9–10. ISBN  0-88033-390-1 .
  19. ^ Бубликов с. 310
  20. ^ Перейти обратно: а б Бубликов, с. 313
  21. ^ Шафиркин, p. 35 (in Russian)
  22. ^ ЖТ (дата неизвестна)
  23. ^ Фед 2009 Table 2.20. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ .
  24. ^ АНДРЕЕВА, Тамара : "Электричка идет в тупик, или о том, почему пригородный транспорт становится недоступным" (in Russian) Archived 2011-08-23 at the Wayback Machine (Andreeva, Tamara: Electric suburban trains in a quandary, or why suburban transportation is becoming inaccessible" in magazine "Транспорт России" (in Russian) (Transport Russia) № 30 (578) 23 Июля (23 July), 2009 г.
  25. ^ See statistics references by Госкомстат (in Russian)
  26. ^ ООН 1958, стр. 297, 300
  27. ^ Таблица ООН 1985/86: Мировое железнодорожное движение, с. 55
  28. ^ Плакс, стр.5 (на русском языке)
  29. ^ ООН 37 стр. 690; ООН 43-й стр. 548; (обе за 1998 год)
  30. ^ Филиппов 1991 p. 7 (table 1.1) (in Russian)
  31. ^ Транспорт в Америке
  32. ^ Филиппов 1991 p. 4 (in Russian)
  33. ^ Российская депрессия 1990-х годов.
  34. ^ Кривая российской экономики 1990-х годов показывает, что ВВП упал на 50% (на русском языке)
  35. ^ ООН 48-я, стр.527.
  36. ^ 46-й стр. 538, 543, 545
  37. ^ ООН 48-й стр. 522, 527, 529 и ООН 51-й стр. 444, 449, 451
  38. ^ Тонно-км по странам
  39. ^ Государственная статистика железных дорог. (на русском языке)
  40. ^ ООН 43-й стр. 548
  41. ^ [1] "Ton-km in Russia 1990-2002 (in Russian) Рис 6-1"

По-английски

[ редактировать ]
  • Бубликов А.А. «Предложение по реформе железных дорог» в книге: Бюлер Э.К. (редактор) «Государственная собственность на железных дорогах», Ежегодный справочник дебатёров (том VI), Нью-Йорк, Noble and Noble, 1939; стр. 309–318. Оригинал в журнале «Норт Американ Ревью», т. 237, стр. 346+. (Название вводит в заблуждение. На 90% речь идет о российских железных дорогах.)
  • Хантер, Голландия «Советский транспортный опыт: уроки для других стран», Брукингский институт, 1968.
  • Омрани, Биджан. Сухопутная Азия: Рассказы о путешествиях по Транссибирскому и Шелковому пути, Одиссея Публикации, 2010 г. ISBN   962-217-811-1
  • «Железнодорожные факты» (Ежегодник) Ассоциации американских железных дорог, Вашингтон, округ Колумбия (ежегодно).
  • «Транспорт в Америке», Статистический анализ транспорта в Соединенных Штатах (18-е издание), с историческим сборником 1939–1999 годов, Розалин А. Уилсон, паб. Eno Transportation Foundation Inc., Вашингтон, округ Колумбия, 2001 г. См. таблицу: Тонно-миль внутренних междугородних перевозок по видам транспорта, стр. 12–13.
  • Статистический ежегодник ООН (Организации Объединенных Наций). Более ранние издания обозначались по дате (например, 1985/86), но в более поздних выпусках использовался номер издания (например, 51-е). После 1985/86 года таблица «Мировое железнодорожное движение» была упразднена. После 51-го? издание, длинная таблица «Железные дороги: движение» была исключена, в результате чего статистика ООН по железным дорогам больше не существует.
  • Урба CE, «Ситуация на железных дорогах: взгляд на настоящее, прошлое и будущее железнодорожной отрасли США». Вашингтон: Департамент транспорта, Федеральное управление железных дорог, Управление политики и разработки программ правительства. Распечатать. Офф., 1978.
  • ВанВинке, Дженетт и Зайкер, Бенджамин; «Будущие советские инвестиции в транспорт, энергетику и охрану окружающей среды» Заметка. The Rand Corporation, Санта-Моника, Калифорния, 1992. Rand советский транспорт.
  • Вествуд Дж. Н., 2002 г. «От Советских железных дорог к Российским железным дорогам» Пэлгрейв Макмиллан.
  • Уорд, Кристофер Дж., «Безумие Брежнева: строительство БАМа и поздний советский социализм», University of Pittsburgh Press, 2009.

На русском языке

[ редактировать ]
  • Госкомстат СССР(Gov't Statistical Committee) "Народное хозяйство СССР: статистический ежегодник (The national economy of the USSR, statistical yearbook),Финансы и статистика, Москва (various years till 1990).
  • Госкомстат СССР (Уманский, Л.),"Народное хозяйство СССР за 70 лет : юбилейный статистический ежегодник". Финансы и статистика", Москва, 1987.
  • Госкомстат СССР "Транспорт и связь СССР: Статистический сборник" (USSR Transportation and Communications: statistics). Москва. 1990 (and other editions: 1967, 1972, etc.)
  • ЖТ = Железнодорожный Транспорт (Railroad Transportation) a monthly magazine published since 1826. The month designation is numeric; e.g. 10-1998 is the November issue.
  • История железнодорожного транспорта в России (1837-1880-х гг.)(History of railroad transportation in Russia) http://www.historicus.ru/zheleznodorozhniy_transport
  • История железнодорожного транспорта России. Том 1: 1836—1917 гг. (History of railroad transportation of Russia), Vol. 1, 336pp. 1994.
  • Плакс, А.В. & Пупынин, В.Н., "Электрические железные дороги" (Electric Railroads), Москва, Транспорт, 1993.
  • Резер, С.М., "Взаимодействие транспортных систем" (Coordination of the transportation system), Москва, Наука, 1985.
  • Шадур, Л.А. ed., Багоны: конструкция, теопия и расчёт (Railroad cars: construction, theory and calculations), Москва, Транспорт, 1980.
  • Фед=Федеральная служба государственной статистики (Federal government statistical service) "Транспорт в России" (Transportation in Russia) (annual) Available online
  • Филиппов, М.М. (editor), "Железные Дороги, Общий Курс" (Railroads, General Course) Москва, Транспорт, 3rd ed. 1981. 4th ed. 1991 with new editor: Уздин, М.М. .
  • Шафиркин, Б.И, "Единая Транспортная Система СССР и взаимодействие различных видов транспорта" (Unified transportation system of the USSR and coordination of various modes of transportation), Москва, Высшая школа, 1983.
  • Шадур. Л. А. (ed.), 1980, "Вагоны" (Railway cars), Moscow, Транспорт.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be125d602a6cd0e42db1cee2c746392d__1714987980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/2d/be125d602a6cd0e42db1cee2c746392d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of rail transport in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)