Приватизация в России
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |
Приватизация в России описывает серию постсоветских реформ , которые привели к широкомасштабной приватизации активов России государственных . , особенно в промышленном, энергетическом и финансовом секторах Большая часть приватизации произошла в начале и середине 1990-х годов при Борисе Ельцине , который вступил в должность президента после распада Советского Союза .
Частная собственность на предприятия и собственность по существу оставалась незаконной на протяжении всей советской эпохи, при советском коммунизме упор делался на национальный контроль над всеми средствами производства, кроме человеческого труда. [1] В Советском Союзе количество государственных предприятий оценивалось в 45 000. [2]
Приватизация способствовала передаче значительных богатств относительно небольшой группе бизнес-олигархов и новых русских , особенно руководителей газовых и нефтяных компаний . [3] Этот экономический переход был назван катастройкой . [4] что представляет собой комбинацию катастрофы и термина «перестройка» и как «самый катастрофический экономический коллапс промышленной страны в мирное время в истории». [5]
Некоторые стратегические активы, в том числе большая часть российской оборонной промышленности , не были приватизированы в 1990-е годы. Массовая приватизация этой эпохи остается весьма спорным вопросом в российском обществе, и многие россияне призывают к пересмотру или отмене реформ. [6]
Приватизация во времена Советского Союза [ править ]
В конце 1980-х годов, в рамках реформаторского движения перестройки , закон, отстаиваемый Михаилом Горбачевым , который пообещал построить « смешанную социалистическую экономику». [7] — фактически передали часть контрольных прав над предприятиями от государства работникам и руководству. В 1987 году, несмотря на сопротивление некоторых своих союзников, [8] Горбачеву удалось провести через Верховный Совет Советского Союза «закон о государственном предприятии» , который предоставил трудовым коллективам большую роль в управлении предприятиями. [9] В 1988 году Закон о кооперативах узаконил «социалистические кооперативы», которые функционально действовали как частные компании и которым было разрешено напрямую иметь дело с иностранными компаниями, а также уменьшил зависимость от централизованного планирования. [10] Позже в том же году частным советским фермерам было разрешено арендовать землю у государства, приобретать оборудование и нанимать рабочих, что стало значительным шагом в сторону от обязательного коллективного хозяйства после десятилетий доминирования государственных сельскохозяйственных предприятий. Новые правила рассматривались как попытка разбить совхозы на более мелкие единицы и решить проблему острой нехватки продовольствия в Советском Союзе. [7]
Законодательство также позволило этим предприятиям самостоятельно выйти из объединений, что привело к процессу так называемой стихийной приватизации , в ходе которой контроль над некоторыми промышленными активами перешел к их менеджерам. Однако это приходилось лишь на несколько тысяч предприятий, небольшую долю советской промышленности . [ нужна ссылка ]
В сентябре 1990 года советский парламент предоставил Горбачеву полномочия по экстренной приватизации, включая полномочия по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества с акциями, размещенными на фондовых биржах . [11]
Одной из крупнейших попыток приватизации в советское время было преобразование Министерства топлива и энергетики в акционерное общество, известное как «Роснефтегаз», в сентябре 1991 года.
За несколько месяцев до распада Советского Союза в декабре 1991 года будущий президент Борис Ельцин начал собирать команду экономических реформаторов во главе с Егором Гайдаром , тогда еще молодым экономистом-реформатором, и включая Анатолия Чубайса . Команда реформаторов первоначально рассматривала шведскую социал-демократию как модель для России, но вместо этого Гайдар решил изучить Венгрию в качестве образца и находился под влиянием шоковой использования Польшей терапии . И Гайдар, и Чубайс были убеждены, что, несмотря на уникальную некапиталистическую экономическую историю России, рыночная экономика может успешно утвердиться в стране. [12] После попытки государственного переворота в августе 1991 года экономическая ситуация в стране резко ухудшилась и возникла острая нехватка продовольствия. В октябре Ельцин выступил с речью, в которой заявил, что контроль над ценами будет отменен с 1 января 1992 года, несмотря на рекомендацию Гайдара не указывать конкретную дату освобождения цен. [13]
приватизация (1992–1994 гг Ваучерная . )
Приватизация имела гораздо более широкий размах в начале 1990-х годов, когда правительство России сознательно поставило перед собой задачу продать свои активы российскому населению. После распада Советского Союза новое правительство было вынуждено управлять огромным сектором государственных предприятий, унаследованным от советской экономики . Приватизация была проведена Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации при Чубайсе с основной целью превратить бывшие государственные предприятия в коммерческие предприятия, выживание которых не будет зависеть от государственных субсидий. Чтобы быстро распределить собственность и заручиться поддержкой населения, реформаторы решили опираться главным образом на механизм бесплатной ваучерной приватизации , ранее реализованный в Чехословакии . Российское правительство полагало, что открытая продажа государственных активов в отличие от ваучерной программы, вероятно, привела бы к дальнейшей концентрации собственности среди российской мафии. и номенклатура , которой они стремились избежать. Тем не менее, вопреки ожиданиям правительства, инсайдерам удалось получить контроль над большей частью активов, которые в значительной степени зависели от государственной поддержки на долгие годы. С 1992 по 1994 год собственность 15 000 фирм была передана из-под государственного контроля посредством ваучерной программы. [14]
Таким образом, хотя некоторые из первоначальных целей не были полностью достигнуты к концу программы ваучеров, значительная часть активов удивительно быстро перешла в частную собственность и послужила основой для рыночной конкуренции. Ваучерная приватизация проходила в период с 1992 по 1994 год, и в ней приняло участие примерно 98 процентов населения. Ваучеры, каждый из которых соответствовал доле в национальном богатстве, распределялись поровну среди населения, включая несовершеннолетних. Их можно было обменять на акции приватизируемых предприятий. Поскольку большинство людей не были хорошо информированы о характере программы или были очень бедны, они поспешили продать свои ваучеры за деньги, будучи неподготовленными или не желая инвестировать. [ нужна ссылка ] Большинство ваучеров – а, следовательно, и большинство акций – в конечном итоге были приобретены руководством предприятий. Хотя первоначальный закон о приватизации в России получил широкую поддержку населения, учитывая его обещание распределить национальное богатство среди широкой общественности и рядовых работников приватизированных предприятий, в конечном итоге общественность почувствовала себя обманутой. [15]
Нефтяной сектор [ править ]
Приватизация нефтяного сектора регулировалась указом президента № 1403, утвержденным 17 ноября 1992 года. Вертикально-интегрированные компании создавались путем объединения некоторых нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в открытые акционерные общества. Начиная с 1994 года многие бывшие государственные нефтяные компании были приватизированы. Эта приватизация была частичной, поскольку федеральное правительство получило права собственности в нескольких компаниях, а также сохранило полный контроль над транспортировкой нефти на прибыльные мировые рынки. [16]
гг . )
В 1995 году, столкнувшись с серьезным бюджетным дефицитом и отчаянно нуждаясь в средствах для президентских выборов 1996 года , правительство Бориса Ельцина приняло схему «займы за акции», предложенную банкиром Владимиром Потаниным и поддержанную Анатолием Чубайсом , тогдашним заместителем премьер-министра. , в результате чего некоторые из крупнейших государственных промышленных активов (в том числе государственные акции «Норильского никеля» , «ЮКОСа» , « Лукойла» , «Сибнефти» , «Сургутнефтегаза» , Новолипецкого металлургического комбината и «Мечела» ) были сданы в аренду через аукционы за деньги, предоставленные коммерческими банками правительству в долг. Аукционы были сфальсифицированы , на них не было конкуренции, они в основном контролировались привилегированными инсайдерами с политическими связями или использовались в интересах самих коммерческих банков. [17] Поскольку ни кредиты, ни арендованные предприятия не были возвращены вовремя, это фактически стало формой продажи или приватизации государственных активов по очень низким ценам.
Первое десятилетие 2000-х [ править ]
С 2004 по 2006 год правительство взяло под свой контроль ранее приватизированные компании в некоторых «стратегических» секторах: нефтяном, авиационном, энергетическом оборудовании, машиностроении и финансах. Например, государственная компания по производству оборонного оборудования «Рособоронэкспорт» взяла под свой контроль «АвтоВАЗ», основного производителя российских автомобилей. В июне 2006 года она получила 60% контроля над ВСМПО-Ависма, компанией, на долю которой приходится две трети мирового производства титана. В 2007 году Объединенная авиастроительная корпорация , компания, 51% которой контролируется государством, объединила все российские компании, производящие самолеты. [18]
2010-е годы [ править ]
В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев поручил региональным правительствам принять решение о приватизации непрофильных активов к июлю 2011 года. Аркадий Дворкович , тогдашний высокопоставленный экономический помощник Кремля, заявил, что доходы от региональной приватизации могут составить несколько миллиардов рублей в 2011 году, а региональные доходы от приватизации могут составить несколько миллиардов рублей в 2011 году. власти должны уделять приоритетное внимание продаже коммунальных компаний, финансовых учреждений, производственных и транспортных активов, а также средств массовой информации. [ нужна ссылка ]
В мае 2012 года, став премьер-министром, Медведев заявил, что Россия должна осуществить свою программу приватизации, несмотря на волатильность рынка . [19]
После сессии Всемирного экономического форума в октябре 2012 года Медведев заявил: «Нашей стране жизненно важно продолжить курс на приватизацию». Он подчеркнул, что заверил участников сессии Всемирного экономического форума, что "не хочет видеть экономику, полностью контролируемую государством". [20]
В октябре 2017 года министр экономического развития России Максим Орешкин заявил агентству Reuters , что «финансовых причин для приватизации почти не осталось» после улучшения экономики из-за роста цен на нефть. [21]
Анализ [ править ]
Воспринимаемый провал приватизации в 1990-е годы стал результатом сочетания нескольких факторов: [22]
- Больше всего ваучеров было выдано руководителям и сотрудникам компаний. Менеджеры смогли использовать свое положение для получения непропорционального контроля над своими компаниями; например, заставляя сотрудников продавать свои акции по дешевке и используя запугивание, чтобы исключить других покупателей из аукционов акций компании.
- Крупнейшие предприятия вообще не участвовали в программе ваучеров, а были проданы с аукциона по низким ценам горстке олигархов с хорошими связями .
- В результате богатые владельцы бизнеса, чувствуя, что их собственные права собственности в России не защищены, занялись выводом активов , чтобы переместить стоимость своих компаний в инвестиции за рубежом.
В целом, результатом стала концентрация собственности среди небольшого числа частных лиц, которые, в свою очередь, совершали рейды на свои компании ради личной выгоды в ущерб успеху своих компаний и экономики в целом. [22]
См. также [ править ]
- Бизнес-олигарх
- Экономическая история Российской Федерации
- История постсоветской России
- Государственные предприятия в России
- Семибанкирщина (правление семи банкиров)
Цитаты [ править ]
- ^ Хоффман 2001 , с. 185.
- ^ Джеффри Сакс (май 1992 г.). «Приватизация в России: некоторые уроки Восточной Европы» (PDF) . Документы и материалы AEA.
- ^ Фриланд 2000 , с. 73.
- ^ «Путь словами – катастройка» . 11 июля 2004 года . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Милн, Сеумас (16 августа 2001 г.). «Катастройка стала катастрофой не только для России» . Хранитель . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ Интерфакс; Интерфакс (29.12.2014). "Большинство россиян негативно оценивают итоги президентства Ельцина - опрос" . www.rbth.com . Проверено 15 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майкл Паркс (27 августа 1988 г.). «Реформы, направленные на прекращение коллективизации советского хозяйства» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ Билл Келлер (4 июня 1987 г.). «Новая борьба в Кремле: как изменить экономику» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ «Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственных предприятиях (объединениях) [ЛС 1987 — СССР 1]» . 30 июня 1987 года . Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ Уильям Дж. Френкель (май 1989 г.). «Союз Советских Социалистических Республик: Закон о кооперации». Международно-правовые материалы . 28 (3): 719–753. дои : 10.1017/s0020782900021902 . JSTOR 20693328 .
- ^ Джеффри М. Херцфельд (1991). «Совместные предприятия: спасение Советов от перестройки» . Гарвардское деловое обозрение .
- ^ Хоффман 2001 , стр. 177–178, 182, 184.
- ^ Хоффман 2001 , стр. 183–184.
- ^ Неллис, Джон (июнь 1999 г.). «Время переосмыслить приватизацию в странах с переходной экономикой?» . Финансы и развитие . 36 (2).
- ^ Аппель, Хилари (декабрь 1997 г.). «Ваучерная приватизация в России: структурные последствия и массовая реакция во второй период реформ» . Европа-Азиатские исследования . 49 (8): 1433–1449. дои : 10.1080/09668139708412508 .
- ^ Приватизация под государственным контролем: данные российского нефтяного сектора, Дэниел Берковиц и Ядвига Семиколенова
- ^ Приватизация в странах с переходной экономикой: продолжающаяся история - ред. Ира В. Либерман, Дэниел Дж. Копф, стр.112
- ^ Хэнсон, Филип. «Российская экономическая загадка: движение вперед, назад или в сторону?» Международные дела. 83(5), с. 876-877.
- ^ «Медведев: приватизацию следует проводить независимо от волатильности курса», Wall Street Journal, 21 мая 2012 г.
- ^ "ТАСС: Архив - Медведев подтверждает курс на приватизацию госсобственности" . ТАСС . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ «Улучшающаяся экономика России оставляет приватизацию в стороне» . Рейтер . 27 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уроки истории: В чем заключались ошибки в посткоммунистических экономических реформах в России? - Экономическая обсерватория
Общие и цитируемые ссылки [ править ]
- Фриланд, Христя (2000). Распродажа века: дикий путь России от коммунизма к капитализму . Нью-Йорк: Коронный бизнес. ISBN 978-0812932157 .
- Хоффман, Дэвид Э. (2001). Олигархи: богатство и власть в новой России . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: PublicAffairs . ISBN 978-1-58648-001-1 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хилари Аппель, «Ваучерная приватизация в России: структурные последствия и массовая реакция во второй период реформ» . Европа-Азиатские исследования , Vol. 49, № 8 (декабрь 1997 г.), стр. 1433–1449.
- Эндрю Барнс. «В чем разница? Промышленная приватизация и земельная реформа сельскохозяйственного назначения в России, 1990-1996 годы» . Европа-Азиатские исследования , Vol. 50, № 5 (июль 1998 г.), стр. 843–857.
- Блэк, Бернард; Краакман, Рейнир; Тарасова, Анна (июль 2000 г.). «Российская приватизация и корпоративное управление: что пошло не так?». Стэнфордский юридический обзор . 52 (6): 1731–1808. дои : 10.2307/1229501 . hdl : 2027.42/41203 . JSTOR 1229501 .
- Джозеф Р. Блази, Майя Крумова и Дуглас Круз, Кремлевский капитализм: приватизация российской экономики (Итака, Нью-Йорк: ILR Press, 1997). ISBN 978-0-8014-8396-7
- Максим Бойко, Андрей Шлейфер и Роберт Вишны, Приватизация России (Кембридж, Массачусетс – Лондон: MIT Press, 1995). ISBN 0-262-02389-X
- Роман Фридман , Анджей Рапачинский и Джон С. Эрл, Процесс приватизации в России, Украине и странах Балтии (Будапешт: издательство Центрально-Европейского университета, 1993).
- Саймон Джонсон и Хайди Кролл, «Управленческие стратегии спонтанной приватизации», Советская экономика , Vol. 7, № 4 (1991), стр. 281–316.
- Пол Л. Джоскоу, Ричард Шмалензее, Наталья Цуканова и Андрей Шлейфер. «Конкурентная политика в России во время и после приватизации» . Документы Брукингса по экономической деятельности. Микроэкономика , Vol. 1994, (1994), стр. 301–381.
- Кэрол С. Леонард и Дэвид Питт-Уотсон, «Приватизация и переходный период в России в начале 1990-х годов». (Оксфорд, Великобритания: Routledge, 2013). ISBN 978-0-415-55608-8 .
- Майкл Макфол и Това Перлмуттер (ред.), Приватизация, конверсия и реформа предприятий в России (Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1995). ISBN 0-8133-3314-8
- Андрей Шлейфер и Дэниел Трейсман , Без карты: политическая тактика и экономическая реформа в России . (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2000). ISBN 0-262-19434-1
- Пекка Сутела , Инсайдерская приватизация в России: размышления о системных изменениях . Европа-Азиатские исследования , Том. 46, № 3 (1994), стр. 417–435.
- Ружена Винтрова, «Общая рецессия и кризис структурной адаптации», Eastern European Economics , Vol. 31, № 3 (1993).