Jump to content

Приватизация в России

Россияне протестуют против экономической депрессии, вызванной реформами, с плакатом: «Посадите рыжего в тюрьму !», 1998 год.

Приватизация в России описывает серию постсоветских реформ , которые привели к широкомасштабной приватизации активов России государственных . , особенно в промышленном, энергетическом и финансовом секторах Большая часть приватизации произошла в начале и середине 1990-х годов при Борисе Ельцине , который вступил в должность президента после распада Советского Союза .

Частная собственность на предприятия и собственность по существу оставалась незаконной на протяжении всей советской эпохи, при советском коммунизме упор делался на национальный контроль над всеми средствами производства, кроме человеческого труда. [1] В Советском Союзе количество государственных предприятий оценивалось в 45 000. [2]

Приватизация способствовала передаче значительных богатств относительно небольшой группе бизнес-олигархов и новых русских , особенно руководителей газовых и нефтяных компаний . [3] Этот экономический переход был назван катастройкой . [4] что представляет собой комбинацию катастрофы и термина «перестройка» и как «самый катастрофический экономический коллапс промышленной страны в мирное время в истории». [5]

Некоторые стратегические активы, в том числе большая часть российской оборонной промышленности , не были приватизированы в 1990-е годы. Массовая приватизация этой эпохи остается весьма спорным вопросом в российском обществе, и многие россияне призывают к пересмотру или отмене реформ. [6]

Приватизация во времена Советского Союза [ править ]

В конце 1980-х годов, в рамках реформаторского движения перестройки , закон, отстаиваемый Михаилом Горбачевым , который пообещал построить « смешанную социалистическую экономику». [7] — фактически передали часть контрольных прав над предприятиями от государства работникам и руководству. В 1987 году, несмотря на сопротивление некоторых своих союзников, [8] Горбачеву удалось провести через Верховный Совет Советского Союза «закон о государственном предприятии» , который предоставил трудовым коллективам большую роль в управлении предприятиями. [9] В 1988 году Закон о кооперативах узаконил «социалистические кооперативы», которые функционально действовали как частные компании и которым было разрешено напрямую иметь дело с иностранными компаниями, а также уменьшил зависимость от централизованного планирования. [10] Позже в том же году частным советским фермерам было разрешено арендовать землю у государства, приобретать оборудование и нанимать рабочих, что стало значительным шагом в сторону от обязательного коллективного хозяйства после десятилетий доминирования государственных сельскохозяйственных предприятий. Новые правила рассматривались как попытка разбить совхозы на более мелкие единицы и решить проблему острой нехватки продовольствия в Советском Союзе. [7]

Законодательство также позволило этим предприятиям самостоятельно выйти из объединений, что привело к процессу так называемой стихийной приватизации , в ходе которой контроль над некоторыми промышленными активами перешел к их менеджерам. Однако это приходилось лишь на несколько тысяч предприятий, небольшую долю советской промышленности . [ нужна ссылка ]

В сентябре 1990 года советский парламент предоставил Горбачеву полномочия по экстренной приватизации, включая полномочия по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества с акциями, размещенными на фондовых биржах . [11]

Одной из крупнейших попыток приватизации в советское время было преобразование Министерства топлива и энергетики в акционерное общество, известное как «Роснефтегаз», в сентябре 1991 года.

За несколько месяцев до распада Советского Союза в декабре 1991 года будущий президент Борис Ельцин начал собирать команду экономических реформаторов во главе с Егором Гайдаром , тогда еще молодым экономистом-реформатором, и включая Анатолия Чубайса . Команда реформаторов первоначально рассматривала шведскую социал-демократию как модель для России, но вместо этого Гайдар решил изучить Венгрию в качестве образца и находился под влиянием шоковой использования Польшей терапии . И Гайдар, и Чубайс были убеждены, что, несмотря на уникальную некапиталистическую экономическую историю России, рыночная экономика может успешно утвердиться в стране. [12] После попытки государственного переворота в августе 1991 года экономическая ситуация в стране резко ухудшилась и возникла острая нехватка продовольствия. В октябре Ельцин выступил с речью, в которой заявил, что контроль над ценами будет отменен с 1 января 1992 года, несмотря на рекомендацию Гайдара не указывать конкретную дату освобождения цен. [13]

приватизация (1992–1994 гг Ваучерная . )

Приватизационный ваучер 1992 года.

Приватизация имела гораздо более широкий размах в начале 1990-х годов, когда правительство России сознательно поставило перед собой задачу продать свои активы российскому населению. После распада Советского Союза новое правительство было вынуждено управлять огромным сектором государственных предприятий, унаследованным от советской экономики . Приватизация была проведена Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации при Чубайсе с основной целью превратить бывшие государственные предприятия в коммерческие предприятия, выживание которых не будет зависеть от государственных субсидий. Чтобы быстро распределить собственность и заручиться поддержкой населения, реформаторы решили опираться главным образом на механизм бесплатной ваучерной приватизации , ранее реализованный в Чехословакии . Российское правительство полагало, что открытая продажа государственных активов в отличие от ваучерной программы, вероятно, привела бы к дальнейшей концентрации собственности среди российской мафии. и номенклатура , которой они стремились избежать. Тем не менее, вопреки ожиданиям правительства, инсайдерам удалось получить контроль над большей частью активов, которые в значительной степени зависели от государственной поддержки на долгие годы. С 1992 по 1994 год собственность 15 000 фирм была передана из-под государственного контроля посредством ваучерной программы. [14]

Таким образом, хотя некоторые из первоначальных целей не были полностью достигнуты к концу программы ваучеров, значительная часть активов удивительно быстро перешла в частную собственность и послужила основой для рыночной конкуренции. Ваучерная приватизация проходила в период с 1992 по 1994 год, и в ней приняло участие примерно 98 процентов населения. Ваучеры, каждый из которых соответствовал доле в национальном богатстве, распределялись поровну среди населения, включая несовершеннолетних. Их можно было обменять на акции приватизируемых предприятий. Поскольку большинство людей не были хорошо информированы о характере программы или были очень бедны, они поспешили продать свои ваучеры за деньги, будучи неподготовленными или не желая инвестировать. [ нужна ссылка ] Большинство ваучеров – а, следовательно, и большинство акций – в конечном итоге были приобретены руководством предприятий. Хотя первоначальный закон о приватизации в России получил широкую поддержку населения, учитывая его обещание распределить национальное богатство среди широкой общественности и рядовых работников приватизированных предприятий, в конечном итоге общественность почувствовала себя обманутой. [15]

Нефтяной сектор [ править ]

Приватизация нефтяного сектора регулировалась указом президента № 1403, утвержденным 17 ноября 1992 года. Вертикально-интегрированные компании создавались путем объединения некоторых нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в открытые акционерные общества. Начиная с 1994 года многие бывшие государственные нефтяные компании были приватизированы. Эта приватизация была частичной, поскольку федеральное правительство получило права собственности в нескольких компаниях, а также сохранило полный контроль над транспортировкой нефти на прибыльные мировые рынки. [16]

Ссуды под акции (1995–1996 гг . )

Ельцин перед президентскими выборами 1996 года.

В 1995 году, столкнувшись с серьезным бюджетным дефицитом и отчаянно нуждаясь в средствах для президентских выборов 1996 года , правительство Бориса Ельцина приняло схему «займы за акции», предложенную банкиром Владимиром Потаниным и поддержанную Анатолием Чубайсом , тогдашним заместителем премьер-министра. , в результате чего некоторые из крупнейших государственных промышленных активов (в том числе государственные акции «Норильского никеля» , «ЮКОСа» , « Лукойла» , «Сибнефти» , «Сургутнефтегаза» , Новолипецкого металлургического комбината и «Мечела» ) были сданы в аренду через аукционы за деньги, предоставленные коммерческими банками правительству в долг. Аукционы были сфальсифицированы , на них не было конкуренции, они в основном контролировались привилегированными инсайдерами с политическими связями или использовались в интересах самих коммерческих банков. [17] Поскольку ни кредиты, ни арендованные предприятия не были возвращены вовремя, это фактически стало формой продажи или приватизации государственных активов по очень низким ценам.

Первое десятилетие 2000-х [ править ]

С 2004 по 2006 год правительство взяло под свой контроль ранее приватизированные компании в некоторых «стратегических» секторах: нефтяном, авиационном, энергетическом оборудовании, машиностроении и финансах. Например, государственная компания по производству оборонного оборудования «Рособоронэкспорт» взяла под свой контроль «АвтоВАЗ», основного производителя российских автомобилей. В июне 2006 года она получила 60% контроля над ВСМПО-Ависма, компанией, на долю которой приходится две трети мирового производства титана. В 2007 году Объединенная авиастроительная корпорация , компания, 51% которой контролируется государством, объединила все российские компании, производящие самолеты. [18]

2010-е годы [ править ]

В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев поручил региональным правительствам принять решение о приватизации непрофильных активов к июлю 2011 года. Аркадий Дворкович , тогдашний высокопоставленный экономический помощник Кремля, заявил, что доходы от региональной приватизации могут составить несколько миллиардов рублей в 2011 году, а региональные доходы от приватизации могут составить несколько миллиардов рублей в 2011 году. власти должны уделять приоритетное внимание продаже коммунальных компаний, финансовых учреждений, производственных и транспортных активов, а также средств массовой информации. [ нужна ссылка ]

В мае 2012 года, став премьер-министром, Медведев заявил, что Россия должна осуществить свою программу приватизации, несмотря на волатильность рынка . [19]

После сессии Всемирного экономического форума в октябре 2012 года Медведев заявил: «Нашей стране жизненно важно продолжить курс на приватизацию». Он подчеркнул, что заверил участников сессии Всемирного экономического форума, что "не хочет видеть экономику, полностью контролируемую государством". [20]

В октябре 2017 года министр экономического развития России Максим Орешкин заявил агентству Reuters , что «финансовых причин для приватизации почти не осталось» после улучшения экономики из-за роста цен на нефть. [21]

Анализ [ править ]

Воспринимаемый провал приватизации в 1990-е годы стал результатом сочетания нескольких факторов: [22]

  • Больше всего ваучеров было выдано руководителям и сотрудникам компаний. Менеджеры смогли использовать свое положение для получения непропорционального контроля над своими компаниями; например, заставляя сотрудников продавать свои акции по дешевке и используя запугивание, чтобы исключить других покупателей из аукционов акций компании.
  • Крупнейшие предприятия вообще не участвовали в программе ваучеров, а были проданы с аукциона по низким ценам горстке олигархов с хорошими связями .
  • В результате богатые владельцы бизнеса, чувствуя, что их собственные права собственности в России не защищены, занялись выводом активов , чтобы переместить стоимость своих компаний в инвестиции за рубежом.

В целом, результатом стала концентрация собственности среди небольшого числа частных лиц, которые, в свою очередь, совершали рейды на свои компании ради личной выгоды в ущерб успеху своих компаний и экономики в целом. [22]

См. также [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Хоффман 2001 , с. 185.
  2. ^ Джеффри Сакс (май 1992 г.). «Приватизация в России: некоторые уроки Восточной Европы» (PDF) . Документы и материалы AEA.
  3. ^ Фриланд 2000 , с. 73.
  4. ^ «Путь словами – катастройка» . 11 июля 2004 года . Проверено 27 июня 2015 г.
  5. ^ Милн, Сеумас (16 августа 2001 г.). «Катастройка стала катастрофой не только для России» . Хранитель . Проверено 17 сентября 2011 г.
  6. ^ Интерфакс; Интерфакс (29.12.2014). "Большинство россиян негативно оценивают итоги президентства Ельцина - опрос" . www.rbth.com . Проверено 15 декабря 2021 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майкл Паркс (27 августа 1988 г.). «Реформы, направленные на прекращение коллективизации советского хозяйства» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 июля 2016 г.
  8. ^ Билл Келлер (4 июня 1987 г.). «Новая борьба в Кремле: как изменить экономику» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 июля 2016 г.
  9. ^ «Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственных предприятиях (объединениях) [ЛС 1987 — СССР 1]» . 30 июня 1987 года . Проверено 26 июля 2016 г.
  10. ^ Уильям Дж. Френкель (май 1989 г.). «Союз Советских Социалистических Республик: Закон о кооперации». Международно-правовые материалы . 28 (3): 719–753. дои : 10.1017/s0020782900021902 . JSTOR   20693328 .
  11. ^ Джеффри М. Херцфельд (1991). «Совместные предприятия: спасение Советов от перестройки» . Гарвардское деловое обозрение .
  12. ^ Хоффман 2001 , стр. 177–178, 182, 184.
  13. ^ Хоффман 2001 , стр. 183–184.
  14. ^ Неллис, Джон (июнь 1999 г.). «Время переосмыслить приватизацию в странах с переходной экономикой?» . Финансы и развитие . 36 (2).
  15. ^ Аппель, Хилари (декабрь 1997 г.). «Ваучерная приватизация в России: структурные последствия и массовая реакция во второй период реформ» . Европа-Азиатские исследования . 49 (8): 1433–1449. дои : 10.1080/09668139708412508 .
  16. ^ Приватизация под государственным контролем: данные российского нефтяного сектора, Дэниел Берковиц и Ядвига Семиколенова
  17. ^ Приватизация в странах с переходной экономикой: продолжающаяся история - ред. Ира В. Либерман, Дэниел Дж. Копф, стр.112
  18. ^ Хэнсон, Филип. «Российская экономическая загадка: движение вперед, назад или в сторону?» Международные дела. 83(5), с. 876-877.
  19. ^ «Медведев: приватизацию следует проводить независимо от волатильности курса», Wall Street Journal, 21 мая 2012 г.
  20. ^ "ТАСС: Архив - Медведев подтверждает курс на приватизацию госсобственности" . ТАСС . Проверено 27 июня 2015 г.
  21. ^ «Улучшающаяся экономика России оставляет приватизацию в стороне» . Рейтер . 27 октября 2017 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уроки истории: В чем заключались ошибки в посткоммунистических экономических реформах в России? - Экономическая обсерватория

Общие и цитируемые ссылки [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebd319ec7e45f42268e465b1181ad6df__1696535580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/df/ebd319ec7e45f42268e465b1181ad6df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Privatization in Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)