Федеральный бюджет России
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
Государственные финансы |
---|
Федеральный бюджет России ( рус . федеральный бюджет России ) — ведущий элемент бюджетной системы России . Федеральный бюджет представляет собой крупный государственный финансовый план на финансовый год, имеющий силу закона после его одобрения российским парламентом и подписания закона Президентом России . Именно федеральный бюджет является основным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, благодаря ему мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, социальной политики и укрепления национальной обороны. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, который представляет собой распределение средств между отраслями экономики, обрабатывающими и промышленными сферами, регионами страны.
Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено статьей 71 Конституции РФ и Бюджетным кодексом России, регламентирующими особенности его формирования и исполнения.
Процесс [ править ]
Не позднее 1 октября правительство России проект федерального бюджета на очередной финансовый год готовит и вносит в Государственную Думу .
Федеральный бюджет рассматривается Государственной Думой в трех чтениях (поправки в Кодекс). В первом чтении приняты основные параметры бюджета. Согласно Бюджетному кодексу, в ходе первого чтения Госдума имеет право увеличить доходы и дефицит федерального бюджета , если эти изменения не будут одобрены правительством. Госдума может отклонить проект бюджета. В данном случае согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — закон о бюджете в целом. После принятия Государственной Думой федерального бюджета закон поступает в Совет Федерации , верхнюю палату парламента, а затем подписывается Президентом.
Структура [ править ]
Трудности в проведении бюджетных реформ, направленных на повышение государственных доходов, и зависимость от краткосрочных заимствований для финансирования бюджетного дефицита привели к серьезному финансовому кризису в 1998 году . Российская экономика быстро оправилась от кризиса 1998 года и на протяжении более 9 лет демонстрировала устойчивый рост, составляющий в среднем около 7%, благодаря девальвации рубля, реализации ключевых экономических реформ ( налоговый , банковский , трудовой и земельный кодексы), жесткой налогово-бюджетной политике и благоприятному климату. цены на товары.
Данные по десятилетиям [ править ]
2000–2009 [ править ]
Россия имела профицит бюджета с 2001 по 2008 год, когда разразился финансовый кризис .
Хотя правительство пересмотрело свои бюджетные прогнозы в 2009 году, чтобы отразить снижение цен на нефть и последствия экономического кризиса, оно закончило год с бюджетным дефицитом в размере 7,9% ВВП, который оно финансировало из Резервного фонда, одного из двух государственных бюджетов. стабилизационные фонды. антикризисный пакет правительства в 2008 и 2009 годах составил около 6,7% ВВП Всемирного банка, По оценкам . Пакет предусматривал поддержку финансового сектора и предприятий посредством вливаний ликвидности банкам и снижения налогов/бюджетной поддержки предприятий, а также умеренной поддержки домохозяйств и малых и средних предприятий и увеличения пособий по безработице .
Наибольшие темпы увеличения доходов бюджета связаны с добычей и экспортом минеральных ресурсов (налог на добычу полезных ископаемых , экспортная пошлина на нефть и т. д.). В частности, федеральный бюджет России на 2008 г. был сформирован на 50% за счет нефтегазовых доходов (в 2006 г. на долю нефтегазовых доходов приходилось более половины, в 2003 г. - четверть совокупных доходов).
2010–2019 [ править ]
В 2016 году дефицит российского бюджета достиг $21 млрд. Ожидалось, что в этом году он вырастет до $21,7 млрд. Доходы бюджета в 2016 году оценивались в 13,7 трлн рублей (200 млрд долларов США) или 17,5% ВВП, а расходы запланированы на уровне 16 трлн рублей (около 233 млрд долларов США). [1] или 20,5% ВВП. Дефицит бюджета, таким образом, составляет 2,35 триллиона рублей (33 миллиарда долларов) или 3% ВВП. [2]
2020 – настоящее время [ править ]
В бюджете на 2021 год установлено: [3]
- 2022 г. Выручка 25,2 трлн руб. ($341 млрд). Расходы 23,6 трлн рублей ($343 млрд). Профицит 1,4 трлн рублей ($15,2 млрд)
- 2023 г. Выручка 25,5 трлн руб. ($349 млрд). Расходы 25,1 трлн рублей ($343 млрд). Профицит 0,4 трлн рублей ($5,9 млрд)
- 2024 г. Выручка 25,8 трлн руб. ($352 млрд). Расходы 26,1 трлн рублей ($357 млрд). Дефицит 0,3 триллиона рублей ($4,3 миллиарда)
По состоянию на осень 2022 года Россия располагала валютными резервами на сумму около 549 миллиардов долларов , но около 50% этой суммы было заморожено дружественными Украине зарубежными странами . В 2021 году федеральный бюджет составил $340 млрд. [4] Поскольку президент России Владимир Путин заслужил статус международного изгоя для своей страны, что привело к применению международных санкций во время российско-украинской войны , дефицит бюджета обычно приходится покрывать за счет Российского фонда национального благосостояния , заявил министр финансов Антон Силуанов . [5]
После войны на Украине российское правительство изо всех сил старалось скрыть реальные цифры своих расходов. Последние достоверные данные, которые мы имеем из России, относятся к 2021 году. [6] который показал расходы почти в 50 трлн руб. В 2023 году министр финансов России заявил, что запланированный профицит бюджета 2022 года в 1,4 трлн руб. за тот же период превратился в дефицит в 3,3 трлн руб. [7] Кроме того, министр финансов России сообщил в апреле, что дефицит в первом квартале 2023 года составил 2,4 трлн при ожидаемом годовом профиците в 0,4 трлн руб. [8] Алекс Исаков прогнозирует, что расходы в 2023 году составят 31 трлн рублей при дефиците в 6,9 трлн. [9] Объявленные итоги июня 2023 года показывают дефицит бюджета в 2,59 триллиона рублей (28 миллиардов долларов). [10]
Более 20 миллионов человек в России (14 процентов населения) живут за чертой бедности, и вторжение в Украину имеет приоритет перед образованием, здравоохранением, инфраструктурой, социальными выплатами и автомагистралями, железными дорогами, мостами, аэропортами и другими базовыми благами. инфраструктура. [11] К концу 2023 года Владимир Путин планировал потратить почти 40% государственных расходов на атаку и безопасность. [12]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Дефицит бюджета России в 2016 году достигнет $21 млрд – Минфин» . «Москва Таймс» . Проверено 30 мая 2016 г.
- ^ "Бюджет России на 2016 год. Инфографика" . AiF . 25 December 2015 . Retrieved 10 May 2023 .
- ^ «Кабмин утвердил проект бюджета на 2022-2024 годы — Telegram-канал Кабмина» . 21 сентября 2021 г.
- ^ Берман, Илан (30 ноября 2022 г.). «Реальная цена войны России на Украине» . NEXSTAR MEDIA INC. ХОЛМ.
- ^ «В декабре Россия столкнется с огромным дефицитом бюджета в 55 миллиардов долларов» . Яху. OilPrice.com. 14 декабря 2022 г.
- ^ «Росказна» . Архивировано из оригинала 10 октября 2020 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Нечепуренко, Иван (10 января 2023 г.). «Россия сообщает о дефиците бюджета в 47 миллиардов долларов на 2022 год, что является вторым по величине дефицитом в постсоветскую эпоху» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ "Минфин России сообщает о дефиците бюджета в первом квартале в 2,4 триллиона рублей" .
- ^ "Бюджет на фронт - бюджету России в январе не хватило 1,7 триллиона рублей. Но средств на "пару лет войны" хватит", - говорит источник "Новой-Европы" .
- ^ «Дефицит бюджета России достиг $28 млрд» . 8 июля 2023 г.
- ^ Рустамова, Фарида; Товкайло Максим (28 сентября 2022 г.). «Путин может позволить себе еще как минимум два года войны». Центр Вильсона.
- ^ «Путин одобряет значительное увеличение военных расходов российского бюджета» . Рейтер . 27 ноября 2023 г.
В этой статье использованы общедоступные материалы из Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США . Государственный департамент США .