Регалии русских царей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2012 г. ) |

Регалии русских царей — знаки отличия , правивших с 13 царей и императоров России по 19 век. На протяжении веков предметы, которыми пользовались цари, сильно менялись; Самый крупный такой сдвиг произошел в XVIII веке, когда Петр Великий реформировал государство, чтобы приблизить его к западноевропейским монархиям. [1]
После русской революции большевики Оружейную продали большую часть регалий Романовых , но наиболее важные предметы, в том числе ключевые коронационные регалии, были помещены в палату Кремля . С 1967 года они доступны для всеобщего обозрения через постоянную экспозицию Алмазного фонда . [2]
Древнейшие русские регалии [ править ]

С XIII до конца XIV века основными знаками князьской власти были украшенные бармы и князья пояса. Барма – это шейное украшение или мантия из золота, инкрустированная драгоценными камнями и бриллиантами. Подобные сокровища передавались по наследству и были тесно связаны с именами князей; как таковые они всегда упоминались в завещаниях.
Бармас [ править ]
Бармы Старой Рязани изготавливались мастерами Старой Рязани в конце XII - начале XIII века. Они являются одними из величайших шедевров старинного ювелирного искусства. Бармы принадлежали местному князьскому роду, но в 1237 году город был полностью разрушен ханом Батыем , поэтому заброшенные украшения пролежали под землей почти 600 лет. В 1822 году царские бармы были найдены археологами и доставлены в Оружейную палату Кремля. Эти драгоценные бармы – шедевры высокого ремесла, покрыты эмалью и инкрустированы драгоценными камнями. Некоторые бармы имеют золотые медальоны с гравюрами на греческом языке, предположительно византийского происхождения.
Шапка Мономаха [ править ]
«Шапка Мономаха» Самая старая корона — «Шапка Мономаха» или Корона Мономаха, используемая в обряде коронации монарха в России . Его название связано с русской легендой XV века, согласно которой он был привезен в Россию в древности в подарок византийским императором Константином Мономахом . Шапка восточной работы конца XIII — начала XIV века. Вопрос о его происхождении до сих пор остается невыясненным. Самая старая часть короны состоит из восьми золотых пластин, украшенных очень тонким золотым кружевом в виде шестиконечных звезд-розеток и цветов лотоса. Полусферический верх с крестом, соболья отделка, жемчуг и драгоценные камни относятся к более позднему периоду. Она весит 698 грамм и является самой легкой российской короной. С конца XIV до конца XVII века Шапка Мономаха как символ власти использовалась в обряде водворения правителя Российского государства на царствование. В первой четверти XVIII века, после Петра Великого. В ходе российских реформ церемониальная обстановка правления была заменена коронацией, главным атрибутом которой стала императорская корона. С XVIII века Шапка Мономаха служила геральдической короной «Царства Великой , Малой и Белой России ». [3] [4]
Казанская Корона [ править ]
Казанская корона Эта корона XVI века является второй старейшей в России. Золотая корона усыпана жемчугом, гранатами и бирюзой . Отделка из соболиного меха была для удобства. Казанская корона датирована 1553 годом. Впервые она упоминается в сокровищнице царя Ивана Грозного , правление которого ознаменовалось рядом важных событий в русской истории . Среди них – взятие Казани в октябре 1552 г. и присоединение Казанского ханства к Русскому государству. Драгоценная корона, возможно, была исполнена ювелирами Московского Кремля на успешное решение «восточной проблемы», столь важной для Московии. Его название могло бы увековечить память о славной победе русских воинов. Внешний вид короны сочетает в себе национальные и восточные художественные традиции. Некоторые элементы напоминают традиции декора русских храмов той эпохи. В то же время сочетание камней, например, красных турмалинов и рубинов с синей бирюзой , и резной орнамент из вьющихся трав на черневом фоне представляют собой восточное художественное влияние. Возможно, оно принадлежало Эдигер Махмет , последний правитель татарского (тартарского) государства Казани . С XVIII века эта корона служила геральдической короной » «Казанского царства .
Трон из слоновой кости [ править ]

Трон Слоновой Кости – самый ранний сохранившийся царский трон середины 16 века. Трон был деревянным, облицованным пластинами из слоновой кости и моржового клыка, поэтому его называли «резным костяным креслом». Резной орнамент объединяет различные сюжеты и изображения в единую композицию. Декоративные сцены включают изображения из греческой мифологии и Ветхого Завета . Изображенные темы, стиль резьбы и мотивы, включающие гротески и амуры , позволяют исследователям датировать большинство изделий XVI веком и отнести их к западноевропейским эпохи Возрождения мастерам . Этот костяной трон несколько раз ремонтировался в России: изношенные куски кости переделывались местными мастерами; в 1856 году по случаю коронации императора Александра II трон украсил серебряный позолоченный двуглавый орел. [5]
Regalia of Boris Godunov [ edit ]
- Золотой трон Помимо костяного стула в витрине представлен трон восточной работы, выполненный в конце XVI века. Подаренный шахом Аббасом I царю Борису Годунову, он получил название «Персидский трон с камнями». Форма трона с низкой спинкой, переходящей в покатые подлокотники, обнаруживает черты, типичные для иранской мебели XVI-XVII веков. Мастера использовали любимый на Востоке орнамент – полоски золота, украшенные лиственным узором, и цветные камни – голубую бирюзу и красные рубины , турмалины . Спинка сиденья, подлокотники и вся нижняя часть трона были покрыты золотой персидской тканью, замененной в 1742 году французским бархатом к коронации императрицы Елизаветы . Всего этот трон украшен 552 рубинами и розовыми турмалинами, 825 бирюзой, 177 жемчужинами и 700 половинками жемчуга.
Скипетр и держава — творения западноевропейских ювелиров эпохи позднего Возрождения , эмали, использованные в технике рельефа, не были известны русским ювелирам того времени. Есть основания считать скипетр и державу частью набора подарков, привезенных царю Борису Годунову в 1604 году Великим посольством Рудольфа II , императора Великой Римской империи . Скипетр и держава, чудом уцелевшие в Смутное время , вероятно, использовались в 1613 году при коронации Михаила Фёдоровича , первого царя династии Романовых . Ибо в дальнейшем на протяжении всего правления Михаила Федоровича они были уникальными регалиями такого рода и принадлежали к так называемому «Большому комплекту» (драгоценному царскому одеянию) комплексу особо ценных регалий. Позже появился «Большой комплект», включавший, кроме государственных регалий, комплект доспехов, сопровождавший царя в процессиях, например, в военных компаниях и на охоте.
- Скипетр Золотой скипетр изящный и пропорциональный, с богатыми и изящными орнаментальными мотивами. Головки херувимов, цветы и гроздья фруктов, подвешенные на лентах, – все составляет уникальную, ритмичную композицию. В этом древнем скипетре есть 1 изумруд , 20 бриллиантов и несколько других драгоценных камней.
- Держава Огромная золотая держава увенчана крестом. В верхнем полушарии пояса разделяют его на четыре отдела, в каждом из которых изображена ветхозаветная сцена из жизни царя Давида : «Хросматизация царя Давида пророком Самуилом », «Покорение Давидом Голиафа », «Возвращение домой с победой», «Преследование от Саул ». Блестящие драгоценные камни, зеленые изумруды, красные рубины и синие сапфиры окружают эмалевой орнамент. В шаре 58 бриллиантов, 89 рубинов и турмалинов, 23 сапфира, 51 изумруд и 37 жемчужин. За исключением четырех эмалей, весь шар, включая крест, тщательно инкрустирован различными драгоценными камнями.
Регалии Михаила Фёдоровича [ править ]

В Смутное время 1610-1612 годов царская казна была разграблена польскими войсками. Почти все доспехи и оружие они забрали из Великой сокровищницы. И все же некоторые предметы особой ценности хранились в оккупированном Кремле под защитой бояр. Когда семь бояр согласились признать Владислава , короля Польши, королем России, он пощадил исторические монархические знаки отличия. Позднее новый царь России Михаил Фёдорович пополнил сокровищницу новыми артефактами. В 1627-1628 годах для него был создан «Большой комплект» регалий. [6]
- Золотая резная цепочка. Эту цепочку подарили царю Михаилу Фёдоровичу в 1631 году голландцы. Он был изготовлен в Западной Европе в 1620-е годы, позже в России был переделан и стал частью «Большого сервиза». Он состоит из 79 резных чернеющих прямоугольных звеньев.
- Золотая цепочка Золотая цепочка принадлежала царю Михаилу Федоровичу. Он был выполнен кремлевскими мастерами и впервые упоминается в документах Государственной казны в 1640 году. Он состоит из 89 круглых, слегка извилистых колец с орнаментальной надписью на каждом кольце. Надпись включает молитву Святой Троице , полный титул Царя с перечнем городов, княжеств и земель Российского государства и наставление Царя жить по заветам Божиим.
- Корона «Большого набора» принадлежала царю Михаилу Фёдоровичу. Она была изготовлена кремлевским мастером Е. Телепневым в 1627 году. Корона украшена 177 драгоценными камнями и жемчугом . С 18 века эта корона служила геральдической короной Астраханского ханства .

- Золотой трон царя Михаила Федоровича был изготовлен в начале 17 века из старинного кресла восточной работы, принадлежавшего Ивану Грозному . По своей форме, высокой спинке и подлокотникам он напоминает русские кресла, но в орнаменте все же сохраняются восточные мотивы: [1] Трон облицован чеканным золотом и украшен рубинами , жемчугом , бирюзой и другими необработанными камнями. Трон был изготовлен в начале 17 века в Кремлевских мастерских. Его убранство похоже на трон Бориса Годунова . Для его украшения было использовано 13 килограммов золота, драгоценных камней и жемчуга. Частично украшения трона не сохранились. Отсутствовала часть золотых пластин в основании и фронтоне трона. Всего на этом троне сохранилось 1325 рубинов и турмалинов , 559 бирюз , 16 жемчужин, 28 сапфиров и 36 других драгоценных камней. [7]
Также «Большой комплект» состоит из различного драгоценного вооружения и техники, сохранившихся в Оружейной палате Кремля. Наиболее важными из этих вещей являются:
- Саадак и колчан Саадак (драгоценный футляр для лука) «Большого комплекта» в комплекте с колчаном казнен в Кремле ок. 1627 год: [2] Всего саадак и колчан украшены 183 бриллиантами , 5 рубинами, 34 сапфирами, 153 изумрудами и 139 турмалинами .
- Щит Этот щит из драгоценной стали (с резьбой по золоту) был изготовлен мастером Мухаммедом Мумином Зернишаном в Персии в конце XVI века: [3] До 1620 года принадлежал князю Федору Мстиславскому (бывшему главе Семибоярщины ), после его смерти был забран в Оружейную палату Кремля и вошла в состав «Большого набора». Он украшен 1478 мелкими драгоценными камнями и 32 жемчужинами.
- Сабля Сабля «Большого набора» изготовлена кремлевскими мастерами в 1620-х годах. Это очень редкий артефакт, состоящий из 552 бриллиантов и 165 других драгоценных камней, в основном розовых турмалинов .
- "Государственный шлем" Этот шлем - "эрихо-шапка" - был изготовлен в Турции в 1600-х годах и переработан в 1621 году в Оружейной палате Кремля мастерами Н.Давыдовым и И.Марковым, а позднее в 1642 году. Шлем стальной с золотой резьбой, имеет Турецкая надпись-цитаты из Корана . Он украшен 116 бриллиантами , 10 изумрудами , 225 турмалинами и 164 жемчужинами. По новейшему преданию, эта регалия принадлежала святому Александру Невскому . С 18 века он служил также геральдическим шлемом Российской империи .


После смерти царя Михаила Федоровича в Оружейную палату Кремля были переданы его личные драгоценности и снаряжение, не входившие в «Большой комплект». Наиболее важные из них:
- Broadsword Broadsword was executed by master Czech Nil Prosvit in Kremlin Armoury in 1617. It has inscription: «Sy tesak sdeelan poweleniem Gossudara Tzaira i welikoвo Knesa Michaila Feodorowitcha vsea Rrusyi v paetoie leeto gossudarstwa ieвo, maesetza... Po prikasu kraitscheвo y oruschnitscheвo Michaila Michai-lowitscha Saltikowa; deelal master Nial Proswit».
- Сабля Сабля князя Федора Мстиславского после его смерти в 1620 году была взята в царскую казну. Он изготовлен в Турции в 16 веке и имеет арабские надписи.
- Шлем Уникальный драгоценный шлем князя Федора Мстиславского, изготовленный из булата и золота в Османской империи в 16 веке: [4] В 1620 году он был доставлен в царскую казну. Шлем украшен рубинами и бирюзой и имеет цитаты из Корана .
- Шапка "Эрихо" Шапка "Эрихо" князя Федора Мстиславского. Османская империя, 1600-е годы.
- Эрихо-шапка "Эрихо-шапка" князя А.М. Львова. Изготовлен в Османской империи, вероятно, в 1610-1620-х годах.
Регалии Алексея Михайловича [ править ]
Новый царь Алексей Михайлович заказывал свои регалии преимущественно в Турции и Персии в 1650-1660-х годах . Его «Большой набор» состоит из:
- Скипетр Скипетр был выполнен в Стамбуле в 1658 году и подарен царю греком Иваном Анастасовым: [5] Этот восточный скипетр имеет форму булавы . В нем 268 бриллиантов , 14 изумрудов , 360 других драгоценных камней. На золотой ручке расположены 12 небольших резных медальонов с изображениями великих христианских праздников: Благовещения , Вознесения Господня , Рождества Христова , Праздника Сведения Господня во храм , Крещения , Воскресения Лазаря , Преображения Господня , Вербного воскресенья . , Вербного воскресенья Распятие Иисуса , Воскресение Иисуса , Пятидесятница , Успение святого Фомы .
- Державу привезли царю Алексею Михайловичу в 1662 году из Стамбула вместе со скипетром. [8] В нем 179 бриллиантов и 340 других драгоценных камней.
- Бармас Бармас Алексея Михайловича казнен в Стамбуле по его приказу в 1662 году. Представляет собой круглый шелковый воротник, украшенный семью драгоценными медальонами. Центром медальонов являются круглые золотые пластины с религиозными композициями из цветных эмалей . Особый интерес представляют три больших медальона. Два из них не плоские, как все остальные, а немного властные. Они должны были прикрывать плечи. Форма третьего медальона немного другая, поэтому его можно считать центральным. Он украшен сценой Богоматери, сидящей с Младенцем на коленях, увенчанной двумя ангелами . На одном плече медальон представляет собой крест, перед которым стоят святые – византийский император Константин и его мать Елена , известные подвижники христианства. Другой наплечный медальон представлял Василия Великого и святого воина Меркурия , пикантного императора Юлиана , врага христиан. Легенда гласит, что его убил святой Меркурий , притворившийся вражеским воином. Драгоценная святыня XVII века, возможно, намекала на роль царской власти в христианском мире и миссию самого русского царя. Всего во всех 7 драгоценных медальонах 248 бриллианты и 255 других драгоценных камней.
Также в частную казну Алексея Михайловича входили:

- Алмазный трон Форма так называемого «бриллиантового кресла» царя Алексея Михайловича, самого сложного из царских тронов в коллекции Оружейной палаты, напоминает по форме трон царя Михаила, его отца. Трон был изготовлен персидскими мастерами в 1659 году и подарен царю купцами Ихто Модовлетовым и Захарией Сарадаровым из Армянской торговой компании в 1660 году. Трон изготовлен из сандалового дерева , облицован золотыми и серебряными пластинами с лиственным орнаментом. Его низ украшен рельефным резным узором, изображающим процессию слонов и погонщиков на их спинах. Спинка трона покрыта черным бархатом и вышитыми изображениями двух гениев, поддерживающих корону над надписью, прославляющей Царя и его власть. Вся поверхность трона покрыта сложной мозаикой из бирюзы и бриллиантов . Драгоценное пожертвование было приложено к ходатайству о безналоговой торговле на территории России. [9] За этот трон армянские купцы получили 4000 рублей серебром и 19000 медных рублей . За преобладание бриллиантов трон получил название «Бриллиантовый трон». Всего на троне 876 бриллиантов и 1223 других драгоценных камня. На спинке этого трона вышита латинская надпись: «Potentissimo et invictissimo Moscovitarum Imperatori Alexio, in terris feliciter regnanti, hic thronus, summa arte et industria fabrefactus, sit futuri in coelis et perennis faustum felixque omen. Anno Domini, 1659». («Для самого могущественного и непобедимого московского императора Алексея счастливо царствующего на земле престол, сделанный с роскошным искусством, был бы знаком будущего вечного блаженства на небесах. В год Господа нашего. 1659»).
- Посох Его Величества « Посох »: [6] Этот драгоценный посох был выполнен в Стамбуле в 1658 году и подарен царю греком Иваном Анастасовым в 1662 году. у него лилия Наверху . Всего в этом уникальном восточном посохе 178 бриллиантов , 259 изумрудов , 3 жемчужины и 369 розовых турмалинов .
- Бляшка-подвеска Драгоценная бляшка-подвеска для коронационной одежды царей была выполнена в Стамбуле в 1660-х годах.
Также царь Алексей Михайлович имел различное личное военное снаряжение собственного «Большого набора». Сейчас эти артефакты выставлены в Оружейной палате Кремля, наиболее известные из них:
- Саадак и колчан Драгоценный саадак в комплекте с колчаном был выполнен в Стамбуле и подарен царю греками Иваном Юрьевым и Дмитрием Астафьевым в 1656 году: [7] Всего уникальные восточные саадак и колчан имеют 306 бриллиантов, 40 изумрудов и 1256 турмалинов.
- Сабля Драгоценная сабля была изготовлена в Стамбуле и подарена царю греком Иваном Булгаковым в 1656 году: [8]
- Шлем Шлем- "эрихо-шапка" "Большого набора" был изготовлен в Турции в 1600-х годах, до 1620 года принадлежал князю Федору Мстиславскому, а позже - царю Алексею Михайловичу: [9] Он имеет золотые и серебряные узоры и 61 жемчуг и драгоценный камень. .
- Концир Государственный меч-концир в золотых ножнах был исполнен в Стамбуле и подарен царю Алексею Михайловичу греком Дмитрием Астафьевым в 1657 году. Ножны концира украшены 63 турмалинами и 205 бирюзой.
- Бусдычан Булава - бусдычан «Большого набора» была выполнена в Стамбуле и подарена царю Алексею Михайловичу греком Дмитрием Астафьевым в 1655 году. В ней 46 изумрудов и 109 розовых турмалинов.
Царские регалии 1660-1680-х годов [ править ]
- Наперсный крест с цепочкой Этот крест был выполнен кремлевскими мастерами в 1662 году и переработан в 1682 году. Из "Большого набора" Феодора Алексеевича - старшего сына Алексея Михайловича сохранилась только эта регалия. Это золотой крест с бриллиантами , на золотой цепочке. На лицевой стороне креста расположены 4 эмалированных медальона с изображениями: «Преображение Иисуса» , «Распятие Иисуса» , «Тайная вечеря» и «Погребение Иисуса» . На оборотной стороне креста изображение небесного покровителя царя Феодора Стратилата . Фигура Святого, растительный узор вокруг нее, а также религиозные сцены на лицевой стороне креста выполнены яркими сияющими красками, что делает все композиции похожими на многоцветную сияющую мозаику.
В 1682 году Россия получила двух соправителей — Ивана V Алексеевича и Петра I Алексеевича. У них обоих были свои драгоценности (но один трон).
- Серебряный двойной трон Двойной трон царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, который служит яркой иллюстрацией уникального исторического момента, когда два царевича были коронованы вместе: [10] Царь Алексей умер, оставив трех сыновей. После смерти старшего, Феодора , престол должен был унаследовать пятнадцатилетний Иван , но он был слабоумным и слабым здоровьем. Поэтому было решено короновать двух братьев вместе, Ивана и десятилетнего Петра (будущего Петра Великого). Двойной трон был выполнен специально по этому случаю кремлевскими мастерами в 1680-х годах. Его перестройка, включающая ажурную арку на витых колоннах, серебряные ступени внизу и высокую спинку с двумя серебряными колоннами по бокам, напоминает изящные архитектурные формы. Необходимые инструкции и советы передавались через небольшое отверстие, прорезанное в спинке трона и скрытое бархатным покрытием. Форма трона дополнена богатым орнаментом. Ажурная чеканка, объемные фигурки животных, резьба и горельеф, контрастное сочетание серебра и позолоты характеризуют Стиль барокко .

- Шапка Мономаха второго комплекта Простая «шапка Мономаха второго комплекта» царя Петра I Алексеевича была выполнена Кремлевскими Мастерскими к коронации 1682 года, когда два маленьких сына Алексея Михайловича – Иван и Петр – были посвящены в цари: [ 11] Создатели постарались максимально следовать древнему оригиналу. Он напоминает восточный головной убор и состоит из 8 золотых пластин. Корона имеет куполообразную вершину с крестом. Однако есть определенная разница в художественном оформлении двух корон. Поверхность древнего покрыта тонким филигранным орнаментом. Золотые пластины новой короны остались гладкими. Холодный блестящий металл с острым симметричным декором создает впечатление элегантной строгости, немного смягченной яркими и красочными драгоценными камнями. С XVIII века эта корона служила геральдической короной царства Херсоннесского Таврического .
- Корона Альтабас Корона Альтабас третьего комплекта царя Ивана V Алексеевича была выполнена русскими мастерами в 1684 году. Альтабас - драгоценная ткань, похожая на парчу. Поэтому корона получила название альтабас. Это единственная царская корона, выполненная из ткани. Чтобы корона не теряла формы, она имела внутреннюю рамку из гладких серебряных арок. Корону украшали золотые пластины, покрытые яркой эмалью и украшенные драгоценными камнями. Некоторые из этих пластин были взяты с не сохранившейся Алмазной короны царя Феодора Алексеевича . Всего в нем около 100 драгоценных камней и жемчуга . С 18 века эта корона служила геральдической короной » «Сибирского царства .

- Алмазная корона Эта корона была выполнена русскими мастерами для царя Петра I Алексеевича в 1680-х годах: [12] Аналогичная корона была изготовлена для его старшего брата, коронованного в то же время. Декор короны отражает особенности русского ювелирного искусства конца XVII века, особенностью которого было активное использование драгоценных камней. Сияющие бриллианты и драгоценные камни всегда привлекали внимание русских ювелиров и в то время стали основой ювелирных произведений. Корона Петра Алексеевича была украшена зелеными изумрудами и красными турмалинами . Всего металлическая золотая оправа короны украшена 807 бриллиантами (32 дизайна) и 13 другими драгоценными камнями. [10]
- Бриллиантовая корона Одна из двух корон была изготовлена в 1680-х годах русскими ювелирами для Ивана V Алексеевича : [13] Декор короны традиционен для русских ювелирных изделий конца 17 века, особенностью которого было активное использование роскошных драгоценных камней. камни. На вершине короны драгоценный малиновый лал . Эта золотая корона украшена около 900 бриллиантами и несколькими другими драгоценными камнями.
- Наперсный крест царя Петра I Алексеевича Золотой крест царя Петра Алексеевича был изготовлен в кремлевских мастерских в 1780-х годах. В центре аверса помещен небольшой крест из великолепных изумрудов различной огранки и формы, украшенный ажурным растительным орнаментом и эмалями . Форма и декор изумрудного креста позволяют отнести его к произведению западноевропейских серебряников XVI-XVII веков. Резное распятие на одном изумруде и резная надпись «НИКА» на другом имеют русское происхождение и могут быть датированы одним и тем же временем. На реверсе креста лицевое эмалированное изображение апостола Петра , покровителя царя. Эмалированный декор креста в сочетании с блестящими драгоценными камнями производит большое впечатление в соответствии с общими тенденциями развития русского искусства того времени. Яркая художественная задумка и блестящее исполнение делают изделие настоящим шедевром ювелирного искусства XVIII века.
- Скипетр царя Петра I Алексеевича Скипетр царя Петра I был изготовлен из золота и украшен цветными эмалями и драгоценными камнями. Шестигранный скипетр разделяется на три части тремя валками, нижняя часть которого заканчивается валиком с фигурным набалдашником. По форме и деталям скипетр близок к скипетру царя Михаила Федоровича 17 века. Декор отражает художественный вкус конца 17 века. Черная и розовая эмали на синем фоне, растительный орнамент из миниатюрных изящных тюльпанов, листьев и завитков – все это имеет аналогии в произведениях кремлевских ювелиров 1780-1790-х годов. Скипетр, вероятно, был исполнен в 1682 году по случаю постановки на княжение братьев Ивана и Петра Алексеевичей. Во время обряда Иван Алексеевич взял скипетр своего деда, а новый скипетр, созданный по образцу почитаемой святыни, был принесен для младшего царя Петра Алексеевича.
- Булава Булава «Большого набора» появилась только 15 марта 1692 года . Ее подарил царю Ивану V Алексеевичу персидский шах Сулейман в числе посла Сулейн-Хана. Золотая восточная булава, украшенная драгоценными камнями, общая длина 71,8 см. В 1790 году князь Г.Потемкин (который также был начальником Оружейной палаты Кремля) взял ее вместо маршальштаба , после его смерти булаву вернули в Кремль.
Регалии Российской Империи [ править ]
Коронация в Российской империи была сложной церемонией, продуманной до мельчайших деталей и требующей тщательной подготовки. Окончательный комплект Императорских регалий сформировался в 1723-1724 годах, с этого времени в него входили Большая Императорская Корона, Малая корона, Императорский скипетр, Императорское держава, мантия, Большая Цепочка и Звезда Ордена Св. Андрея Первозванного. , государственный щит, государственный меч и государственная печать. [11]
- Корона императрицы Екатерины I была первой императорской короной нового типа после царских шапок предыдущих монархов. Он был спроектирован придворным мастером Самсоном Ларионовым и создан с помощью 10 мастеров Московского Кремля в 1724 году к коронации императрицы Екатерины I , второй жены Петра Великого. Через месяц после церемонии корону Екатерины I разобрали, 2000 бриллиантов и огромный китайский турмалин к новой короне добавили . Позолоченный серебряный каркас этой короны выставлен в Оружейной палате Кремля. [12]
- Держава Императора Петра II представляет собой простую небольшую золотую державу с серебряным поясом и крестом, не инкрустированную драгоценными камнями. Хранится в Оружейной палате Кремля с 30 мая 1728 года.
- Корона императрицы Анны Ивановны — одна из первых русских корон нового типа. Его изготовил Готлиб Вильгельм Дункель в Санкт-Петербурге в 1731 году для церемонии коронации императрицы Анны. Позже, в 1730-х годах, корона была видоизменена. Корона изготовлена из серебра и украшена 2536 бриллиантами , 28 другими драгоценными камнями и одним огромным красным турмалином весом около 500 карат. Форма должна была стать традиционной: две ажурные полусферы, разделенные подвижной дугой с крестом посередине и широким венцом. Эта регалия была передана в Оружейную палату Кремля 14 марта 1741 года. В 1826 году она использовалась для личной коронации императора Николая I в Варшаве как польского короля. Позже эта корона служила геральдической короной « Царства Польского» .
- Аграф мантии (пряжка для императорской Санкт ) был изготовлен Жереми Позье для императрицы Елизаветы Петровны в -Петербурге в 1760-х годах. Аграф выглядит как три небольшие веточки с листьями и крошечными цветками. Оно длиной 25 см и шириной 11 см инкрустировано 805 бриллиантами общим весом 475,44 карата. В настоящее время он экспонируется в постоянной экспозиции Алмазного фонда. [13] [14]


- Большая Императорская Корона — самая крупная из российских императорских корон. Она была изготовлена в Петербурге Г. Ф. Экартом и Жереми Позье в 1762 году, в 1797 году корона была изменена Л. Д. Дювалем. [14] В нем 4936 бриллиантов , 75 огромных жемчужин и одна огромная красная шпинель весом 398,72 карата. В настоящее время корона принадлежит Алмазному фонду и находится в постоянной экспозиции. [15]
- Императорский скипетр изготовлен придворными ювелирами Л. Пфистерером и И. Леонтовичем для императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге в 1771 году и переработан в 1774 году. В скипетре находится знаменитый бриллиант «Орлов» и еще 196 бриллиантов . [8] [15] Впервые он был использован при коронации Павла I и таким образом официально включен в Императорский знак отличия. [16]
- Императорская держава была изготовлена ювелиром Г.Ф. Экартом для императрицы Екатерины II в Москве в 1762 году и переработана около 1774 года. Гладкая золотая держава украшена бриллиантовым поясом и крестом с огромным сапфиром 195 карата , добавленным по приказу Павла I. Пояса иметь 1370 бриллиантов . [15] [8]


- Мальтийская корона императора Павла I и другие реликвии Ордена были подарены Павлу I в 1798 году мальтийскими рыцарями, когда он был избран Великим Магистром . Эта регалия изготовлена методом штамповки из позолоченного серебра, увенчана золотой сферой и золотым эмалевым «мальтийским» крестом . До 1803 года она служила также геральдической короной . В 1827 году он был передан Оружейной палате Кремля . Общий вес - 1753,00 гр.
- Государственный меч появился лишь в конце XVIII века, во времена Павла I. Для его изготовления был использован старый клинок из полированной стали (конец 17 века) с недавно позолоченной серебряной рукоятью. Общая длина с рукоятью - 141 см.
- Государственный щит был изготовлен русскими мастерами в конце 17 века, но государственной регалией он стал лишь во времена Павла I. Этот щит украшен резьбой из золота и серебра с использованием более 150 драгоценных камней: [15] Его диаметр - 58,4 см.
- Малая Императорская корона создана мастером Л. Цефтигеном для императрицы Марии Александровны в Санкт-Петербурге в 1856 году. Дизайн выполнен по эскизам ювелира Л. Д. Дюваля (1797). Корона хранится в Алмазном фонде России.
гербе Большом государственном Древние регалии на России
До 1917 года несколько древних регалий служили геральдическими коронами различных земель Российской империи.

Расположение корон на Большом государственном гербе:
- Большая Императорская Корона — вверху, на императорской мантии .
- Корона «Большого набора» — на щите герба Астраханского царства .
- Корона Альтабаса на щите на гербе Сибири .
- Утраченная « Грузинская корона » — на щите герба Грузии . Эта корона была снесена или продана Советским Союзом в 1930-х годах.
- На гербе Финляндии только геральдическая корона на щите .
- Единственная геральдическая корона — на щите на фамильном гербе Дома Гольштейн-Готторп-Романов .
- «Шапка Мономаха» — на щите герба «Царства Великой , Малой и Белой Руси ».
- «Шапка Мономаха второго комплекта» — на щите герба Крыма .
- Корона императрицы Анны Ивановны — на щите герба Польши.
- Казанская корона — на щите герба Казанского царства .
- «Государственный шлем» Михаила Фёдоровича — в центре, на щите малого герба Российской Империи .
Также мальтийская корона служила геральдическим символом до 1803 года. Ее до сих пор можно встретить на гербе российского города Гатчины .
См. также [ править ]
- Коронация российского монарха
- Дом Романовых
- Императорская Корона России
- Кремлевская Оружейная палата
- Monomakh's Cap
- Московская Корона
- Орлов (бриллиант)
Ссылки [ править ]
- ^ Volkova 2011 , p. 3.
- ^ Кваша, Семен (1 мая 2013 г.). «Сокровища Императорской России на выставке в Москве и Санкт-Петербурге» . Проверено 19 сентября 2014 г.
- ^ Осипова, И. (27 января 2018 г.). «5 загадочных историй, связанных с царскими драгоценностями России» . Россия за пределами новостей . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Егоров, О. (27.06.2019). «5 фактов о шапке Мономаха, древней короне русских царей» . Россия за пределами новостей . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Витрина 51. Троны XVI-XVII веков [Витрина №51. Тороны XVI-XVII веков. Оружейная палата Кремля . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Юдаков 2013 , с. 58.
- ^ Витрина 47. Троны XVII века [Витрина №47: Престолы XVII века] (на русском языке). Государственный Кремлёвский оружейный склад . Проверено 29 января 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Манаев, Г. (12 октября 2019 г.). «Откуда взялись российские символы монархии?» . Россия за пределами новостей . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Юдаков 2013 , с. 70.
- ^ Манаев, Г. (05.12.2019). «Что хранил в своей сокровищнице Петр Великий?» . Россия за пределами новостей . Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ Хеллберг-Хирн 1998 .
- ^ Bykova 2014 , p. 91-104.
- ^ Переворот: великая женщина во главе России [Государственный переворот: Великая женщина, правящая Россией] (на русском языке). Регнум. 03.10.2017 . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ КАК БЕСЦЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ НЕЛЕГАЛЬНО ВЫВОЗИЛИСЬ ИЗ СССР [Как из СССР распродавались бесценные шедевры] (на русском языке). Совершенно Секретно. 26 апреля 2015 г. Проверено 29 января 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Коронационные регалии [Императорские регалии] (на русском языке). Гохран . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Zimin 2013 .
Источники [ править ]
- Быкова, Ю.И. (2014). Коронационные венцы Екатерины I и Петра II. Сходство и различия [ Коронационные короны Екатерины II и Петра I. Сходства и различия ] (на русском языке). Санкт-Петербург, Россия: Государственный Эрмитаж. стр. 91–104.
- Хеллберг-Хирн, Елена (1998). Почва и душа: Символический мир русскости . Издательство Эшгейт. ISBN 978-0-367-13404-4 .
- Judakov, I. J. (2013). Московский Кремль. Красная площадь [ The Moscow Kremlin. The Red square ]. Moscow: Judakov I. P. p. 58-70. ISBN 978-5-904813-03-1 .
- Volkova, M. A. (2011). Царские регалии как символы власти в русской художественной культуре XVIII века [The Tzars' Regalia as Power insignia in the 18th century Russian Art and Culture] (PDF) . Коронационные регалии в церемонии императорской коронации в России XVIII века (in Russian). Moscow State University: 3–25.
- Zimin, Igor (2013). Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых. Повседневная жизнь Российского императорского двора [ Царские деньги. Доходы и расходы Романовых. Повседневная жизнь Российского императорского двора . Москва: Центрполиграф. ISBN 978-5-227-04582-9 .
Внешние ссылки [ править ]
