Чрезвычайное положение в России.
положение в Российской Федерации — Чрезвычайное особый . правовой режим, который вводится в стране или ее регионах для защиты от внутренней угрозы Чрезвычайное положение предполагает ограничение прав и свобод граждан и юридических лиц , а также возложение на них дополнительных обязанностей. При этом чрезвычайное положение, которое вводится в случае насильственных волнений или столкновений, попытки государственного переворота, стихийного бедствия или техногенной катастрофы, следует отличать от режима военного положения , вводимого в случае внешней агрессии. .
Порядок введения и отмены чрезвычайного положения в России регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (2001 г.), пришедшим на смену одноименному закону 1991 г. Ранее Госдума предприняла несколько попыток подготовить и принять закон, особенно во время чрезвычайного положения на части территории Северной Осетии и Ингушетии (1992–1995 годы), но ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.
История [ править ]
В России после распада Советского Союза чрезвычайное положение на федеральном уровне не вводилось.
9 ноября 1991 года президент Борис Ельцин ввёл чрезвычайное положение в Чечено-Ингушской Республике, где Джохар Дудаев подписал указ о провозглашении независимости Чечни . [1] Однако Верховный Совет РСФСР отказался утвердить этот указ, и уже 11 ноября чрезвычайное положение было отменено. [2]
2 ноября 1992 года Ельцин ввел чрезвычайное положение в Ингушетии и Северной Осетии, где вспыхнул этнический конфликт. Годом ранее в Чечне здесь был введен особый порядок управления и назначена временная администрация. Главой временной администрации стал федеральный вице-премьер Георгий Хиж , его заместителем - глава Госкомитета по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу . [3]
31 марта 1993 года чрезвычайное положение в Северной Осетии и Ингушетии было отменено. Вместо этого президент ввел чрезвычайное положение в Пригородном районе Северной Осетии, Назрановском районе Ингушетии и прилегающих районах. [4] который затем несколько раз продлевался. Однако в начале 1995 года Совет Федерации отказался санкционировать очередное продление этого режима, и он был отменен до 15 февраля 1995 года. [5]
С 3 по 4 октября 1993 года Ельцин ввёл в Москве чрезвычайное положение для подавления протестующих против разгона Верховного Совета.
Введение и отмена [ править ]
Чрезвычайное положение в России вводится Президентом при обстоятельствах, предусмотренных законом «О чрезвычайном положении», с немедленным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думы .
Закон « О чрезвычайном положении » вводит понятие целей и обстоятельств чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится в целях «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации». . [6]
Чрезвычайное положение вводится только в случае, если обстоятельства представляют собой «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации», в том числе:
- попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, вооруженные восстания, региональные конфликты и т.д.
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т.п. [7] Чрезвычайное положение вводится указом президента на всей территории России сроком не более 30 дней или в отдельных регионах на срок не более 60 дней с правом продления их новым указом президента. При достижении целей чрезвычайного положения оно отменяется полностью или частично.
Указ президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации. Тем не менее, он должен быть одобрен Советом Федерации "как можно скорее" в течение 72 часов с момента опубликования указа. Указ автоматически теряет силу, если по истечении трех дней не будет одобрен Советом Федерации. Указ президента о продлении чрезвычайного положения требует такого же одобрения Совета Федерации.
При этом указ подлежит немедленному официальному опубликованию и немедленному опубликованию по радио и телевидению.
Чрезвычайное положение обеспечивается в основном органами внутренних дел, уголовно-исполнительной системой, федеральными органами безопасности, национальной гвардией и спасателями. В исключительных случаях военные могут быть использованы для ограничения въезда, защиты критически важной инфраструктуры, разъединения противоборствующих сторон, пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований, ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей. При этом все войска в зоне ЧС передаются в оперативное подчинение единому федеральному ведомству.
Допустимые ограничения [ править ]
Указ президента о введении чрезвычайного положения должен содержать "исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений".
Закон о чрезвычайном положении предусматривает три группы временных ограничений, которые может установить президент. [8]
- Общие ограничения:
- Приостановление полномочий региональных и местных органов власти и действия региональных и местных законов в нарушение указа о чрезвычайном положении;
- Ограничение свободы передвижения, въезда и выезда, дорожного движения, досмотра транспортных средств;
- Усиление защиты общественного порядка и критически важной инфраструктуры, остановка опасных производств;
- Ограничение хозяйственной и финансовой деятельности, особый порядок оборота продуктов питания и предметов первой необходимости;
- Запрет массовых мероприятий и забастовок;
- Эвакуация ценностей при наличии реальной угрозы их похищения или повреждения.
- Ограничения в случае бунта или попытки государственного переворота:
- Комендантский час, высылка иногородних нарушителей режима;
- Цензура;
- Проверка документов, личных вещей, транспортных средств и жилья;
- Ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотических средств, наркотиков и алкоголя, временное изъятие их у граждан;
- Продление ареста подозреваемым в тяжких преступлениях – на весь период действия чрезвычайного положения.
- Ограничения в случае природных или техногенных катастроф:
- Временное переселение в безопасные районы;
- Карантин;
- Мобилизация любых организаций и их переориентация на экстренные нужды;
- Отстранение от должности руководителей государственных организаций, неспособных обеспечить чрезвычайное положение;
- Мобилизация жителей и их транспортных средств для проведения спасательных работ, которые при этом предполагают оплату труда мобилизованных жителей, компенсацию за использованное имущество.
- Создание чрезвычайных судов или ускоренного производства запрещено; судебная система и прокуратура действуют в одинаковой форме. Запрещается расширение применения физической силы, специальных средств и оружия.
Управление заказами [ править ]
Закон о чрезвычайном положении предусматривает три варианта управления чрезвычайными ситуациями. Первый, базовый, предполагает создание комендатуры. [9] Второе и третье называются «специальным управлением» и вводятся в сложных условиях. [10]
Обычное управление и комендатура [ править ]
При введении чрезвычайного положения выборы и референдумы не проводятся, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в зоне чрезвычайного положения автоматически продлеваются. Если режим будет введен по всей стране, то Совет Федерации и Госдума продолжат работать на протяжении всего срока его действия.
Президент назначает коменданта зоны чрезвычайного положения, который руководит сотрудниками правоохранительных органов и военными. Комендант обеспечивает режим чрезвычайного положения, определяет порядок применения ограничений, предлагает президенту ввести дополнительные, участвует в работе любых государственных или местных органов власти на своей территории. Комендант может создать объединенный оперативный штаб для координации действий различных сил и средств.
Закон допускает введение «особого управления» территорией, на которой объявлено чрезвычайное положение, после соответствующего предупреждения, адресованного президентом населению и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на такой территории. территория.
Временное специальное управление [ править ]
Временный специальный территориальный орган полностью или частично принимает на себя полномочия региональных и местных органов власти. Президент назначает главу этого органа, а комендант становится его первым заместителем.
Федеральное ведомство [ править ]
Федеральный орган управления заменяет временный специальный орган, если он не выполнил свои задачи. Президент назначает ее главу, а комендант становится его первым заместителем. При этом федеральный орган полностью принимает на себя полномочия региональных и местных органов власти.
См. также [ править ]
- Военное положение в России.
- Российская система управления стихийными бедствиями
- Скорая медицинская помощь в России
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
- Федеральное агентство государственных резервов (Россия)
- Свобода собраний в России.
Ссылки [ править ]
- ^ "Указ Президента РСФСР от 07.11.1991 г. № 178" . Президент России .
- ^ Постановление Верховного совета России об отказе ввести режим ЧП в Чечено-Ингутешии, 11 ноября 1991
- ^ "Указ Президента Российской Федерации от 02.11.1992 г. № 1327" . Президент России .
- ^ "Указ Президента Российской Федерации от 27.03.1993 г. № 407" . Президент России .
- ^ "Указ Президента Российской Федерации от 15.02.1995 г. № 139" . Президент России .
- ^ Статья 2 закона О чрезвычайном положении.
- ^ Ст. 3 закона О чрезвычайном положении
- ^ "Глава III. МЕРЫ И ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ \ КонсультантПлюс" . www.consultant.ru .
- ^ "Глава IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ \ КонсультантПлюс" . www.consultant.ru .
- ^ "Глава V. ОСОБОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ, НА КОТОРОЙ ВВЕДЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ \ КонсультантПлюс" . www.consultant.ru .