Военное положение в России.

положение в России определяется как российском Военное в законодательстве особый правовой режим , который вводится в условиях внешней агрессии или угрозы таковой. В этом оно отличается от чрезвычайного положения, которое вводится в случае внутренней угрозы, например, попытки государственного переворота, беспорядков или катастрофы. Военное положение следует также отличать от состояния войны – термина, обозначающего период между началом военных действий и их окончанием. Порядок введения и отмены военного положения в России определен федеральным конституционным законом « О военном положении » (2002 г.). В современной России военное положение было введено 19 октября 2022 года во время российского вторжения в Украину в 2022 году в аннексированных регионах Украины, которые к тому времени были в одностороннем порядке объявлены всем государственным аппаратом новыми федеральными субъектами России . [1]
История [ править ]
Российское законодательство различало военное положение и состояние защиты, усиленное или чрезвычайное. В юридической литературе Российской империи (а также СССР в 1920-е годы) военное положение часто определялось через полицейское понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охрана общественного порядка .
В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в приграничных районах государства, прилегающих к театру военных действий. В мирное время в таком же положении могли быть объявлены провинции или города, которые были возмущены постановлением правительства или в которых считались необходимыми особые строгие меры для поддержания порядка. Пример: Королевство Польское в 1905 году, [2] Sumy County (Kharkov Oblast). [3]
В Советском Союзе военное положение могло быть объявлено в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции только Президиумом Верховного Совета СССР, как указано в статье «В интересах обороны СССР». или поддержание общественного порядка и государственной безопасности». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по обороне, обеспечению общественного порядка и государственной безопасности перешли к органам военного управления — военным советам и командованию Вооружённых Сил СССР.
Военное положение в годы Великой войны в 1941–1945 годах последовательно вводилось на основании статьи 49 пункта «р» Конституции СССР указами Отечественной Президиума . Верховного Совета СССР и вводилось в действие не отменены до конца войны с:
- 22 июня 1941 г., [4] в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краев, республик европейской части СССР; [5]
- август 1942 года, в некоторых городах Закавказья , на Черноморском и Каспийском побережьях; [5]
- сентябрь 1942 г. — в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР; [5]
- апрель 1943 г., на всех железных дорогах СССР; [5]
- Май 1943 г., морским и речным транспортом. [5]
- 2022 Russian martial law - October 19, 2022, Krasnodar Belgorod , Bryansk , Voronezh , Kursk and Rostov provinces.
Введение и отмена [ править ]
Военное положение в России или в отдельных местностях вводится указом президента , который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения в Совет Федерации и Госдуму . Совет Федерации в течение 48 часов решает, утвердить ли указ президента – и если указ не будет одобрен, он теряет силу. Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относится к агрессии: [6]
- Вторжение иностранных войск или нападение иностранных войск на русские, где бы они ни находились;
- Бомбардировка иностранными войсками или иное применение оружия против России;
- переброска иностранными государствами агрессивных вооруженных формирований в Россию;
- Блокада российских портов или побережий иностранными войсками;
- Разрешение иностранному государству использовать свою территорию для нападения на Россию.
- Прямой угрозой агрессии закон рассматривает действия иностранного государства, нарушающие международное право, прямо указывающие на подготовку к агрессии. В качестве примера закон приводит объявление войны.
Введение военного положения предполагает также мобилизацию и организацию территориальной обороны. После отражения агрессии или устранения ее угрозы военное положение отменяется.
Разрешенные ограничения [ править ]
Закон предусматривает две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и до него). Выборы Президента Российской Федерации не могут проводиться в период военного положения.
Ограничения в зоне военного положения [ править ]
Ограничения: [7]
- специальная эксплуатация объектов критической инфраструктуры и опасных объектов;
- Эвакуация важных объектов и людей;
- Усиление защиты общественного порядка, критически важной инфраструктуры и других важных объектов;
- Ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, обыск, ограничение выбора места жительства;
- Комендантский час;
- Военная цензура в области связи;
- Повышенная секретность в государственных и местных органах власти;
- Ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотических средств, наркотиков и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
- Запрет на митинги и забастовки;
- Запрет общественных, международных или иностранных организаций, подрывающих безопасность страны;
- Принудительный труд для нужд обороны, восстановления разрушенных объектов, борьбы с пожарами и эпидемиями;
- Арест частной собственности с последующей компенсацией;
- Интернирование неблагонадежных граждан и граждан стран-агрессоров (применяется только непосредственно в случае агрессии и в целях предотвращения массовых беспорядков).
Общие ограничения [ править ]
Общие ограничения, которые могут быть наложены даже там, где не применяется военное положение: [8]
- Ограничение экономической деятельности, в том числе оборота имущества;
- Ограничение поиска и распространения информации;
- Смена собственника организации;
- Изменение рабочего времени. Отмена системы добровольного трудоустройства и введение обязательной трудовой повинности (обязательной для всех граждан старше 14 лет);
Независимо от контекста обстоятельств любая информация, передаваемая с использованием средств связи и массовых коммуникаций, может быть определена как информация двойного назначения (детальность содержания определяется органами военной цензуры). Подобное деяние, обычно не преследуемое в мирное время, а совершенное в условиях действующего режима военного положения, может считаться поводом для обвинения в неумышленной государственной измене (если это не спровоцировало тяжких последствий, то такое деяние признается покушением). .
Вторжение России в Украину в 2022 году повлекло за собой принятие новых российских законов о военной цензуре 2022 года . Эти законы устанавливают административную (Закон №31-ФЗ, Закон №62-ФЗ) и уголовную (Закон №32-ФЗ, Закон №63-ФЗ) наказания за распространение «недостоверной информации» о Вооруженных Силах России. и других российских государственных органов и их деятельности, запрещают «дискредитацию» российских военных и других российских государственных органов, а также запрещают призывы к санкциям против России.
Управление заказами [ править ]
С введением военного положения выборы и референдумы не проводятся, а полномочия выборных органов власти, местных органов власти и должностных лиц автоматически продлеваются.
Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента России. Правительство России выполняет в основном технические функции, кроме того, в период военного положения президент может изменить его структуру. Российский парламент принимает законы, необходимые для введения военного положения, и продвигает договоры с государствами-агрессорами. Судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в прежней форме, создание чрезвычайных судов в России запрещено. [9] В случае введения военного положения на части территории России может быть введено военное ведомство, ответственное за применение ограничений. [10]
См. также [ править ]
- Чрезвычайное положение в России.
- Российская система управления стихийными бедствиями
- Скорая медицинская помощь в России
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
- Федеральное агентство государственных резервов (Россия)
- Свобода собраний в России.
Ссылки [ править ]
- ^ ОТТ, ХЕЙЛИ (19 октября 2022 г.). «Путин объявляет военное положение в незаконно аннексированных регионах Украины» . CBS Interactive Inc.
- ^ Газета «Начало» № 6, 19 (2 декабря) ноября 1905 год, Л. Троцкий, «Военное положение в Польше сброшено!»
- ^ Ответ на запрос Государственной думы о Щербаке 8 июня 1906 года (Столыпин)
- ^ Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Военное положение» в БСЭ.
- ^ ФКЗ «О военном положении» (2002), статья 3
- ^ ФКЗ «О военном положении» (2002), статья 7
- ^ ФКЗ «О военном положении» (2002), статья 8
- ^ ФКЗ «О военном положении» (2002), глава III
- ^ ФКЗ «О военном положении» (2002), статья 10