Здравоохранение в России

Здравоохранение в России обеспечивается государством через Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и регулируется Министерством здравоохранения . [1] Конституция Российской Федерации с 1993 года предоставила всем гражданам право на бесплатную медицинскую помощь. В 2008 году в российском здравоохранении было занято 621 тысяча врачей и 1,3 миллиона медсестер. Число врачей на 10 000 человек составляло 43,8, а в сельской местности - только 12,1. Доля врачей общей практики от общего числа врачей составила 1,26 процента. На тысячу населения приходится около 9,3 койки, что почти вдвое превышает средний показатель по ОЭСР .
Расходы на здравоохранение в 2013 году составили 6,5% валового внутреннего продукта , 957 долларов США на человека. Около 48% поступает из государственных источников, которые в основном поступают за счет отчислений по медицинскому страхованию из заработной платы. Около 5% населения, преимущественно в крупных городах, имеют добровольное медицинское страхование. [2]
Общая численность населения России в 2016 году составила 146,8 млн человек. Среди этого населения число занятых достигло 72,3 млн человек, занятых в 99 основных видах производственной и непроизводственной деятельности. [3] В современных условиях мировые эксперты оценивают общее состояние здоровья работающего населения России (мужчин 18–60 лет, женщин 18–55 лет) как достаточно низкое из-за высокой смертности , значительно более высокого уровня мужской смертности и высокой заболеваемости. основных неинфекционных заболеваний , особенно болезней системы кровообращения , дыхания и пищеварения . По данным официальной государственной статистики, каждый третий работник в России подвергается вредным условиям труда , при которых уровни воздействия на рабочем месте превышают национальные гигиенические нормативы. Однако уровень профессиональной заболеваемости в России остается крайне низким. В 2014 году было зарегистрировано всего 8175 случаев профессиональных заболеваний , что составляет 5,5 случаев на 100 000 населения в целом, что намного ниже, чем во многих европейских странах. [4]
После распада Советского Союза российское здравоохранение стало состоять из государственной и частной систем. Резкое сокращение финансирования государственной системы здравоохранения привело к снижению качества предоставляемой ею медицинской помощи. Это сделало более дорогие частные учреждения конкурентоспособными, поскольку они позиционировали себя как предоставляющие более качественное медицинское обслуживание. После отставки Бориса Ельцина приватизация больше не была приоритетом, и Владимир Путин вернул больше финансирования государственной системе здравоохранения. Государственная система здравоохранения значительно улучшилась на протяжении 2000-х годов: расходы на здравоохранение на человека выросли с 96 долларов в 2000 году до 957 долларов в 2013 году.
Из-за финансового кризиса в России, начавшегося с 2014 года, значительное сокращение расходов на здравоохранение привело к снижению качества услуг государственной системы здравоохранения. Около 40% базовых медицинских учреждений имеют меньше персонала, чем должно быть, а другие закрыты. Периоды ожидания лечения увеличились, и пациенты были вынуждены платить за больше услуг, которые раньше были бесплатными. [5] [6]
История [ править ]
Царская editэпоха
В 1820 основан Союз медико-санитарных работников. С 1885 была введена обязательная прививка детей от оспы. [7] Русское Аптекарское Общество Взаимопомощи было основано в 1895 году. [8]
Некоторые аспекты условий здравоохранения в царской России считались «ужасными». [9] В 1912 году межведомственная комиссия пришла к выводу, что «огромная часть России еще совершенно не обеспечена медицинской помощью». [10] По оценкам Всероссийского союза борьбы с венерическими болезнями, в 1914 году насчитывалось 1,5 миллиона больных. [11] 10% призывников в армию болели туберкулезом. [12] Расходы на здравоохранение в то время составляли 91 копейку на душу населения. В 1903 году в Москве было десять заводов со своей небольшой больницей и на 274 предприятиях работал медицинский персонал. С 1912 года законодательство поощряло создание платных больничных схем. До 1914 года большая часть медикаментов, перевязочных материалов, лекарств, оборудования и инструментов импортировалась из Германии. Во время войны смертность раненых была очень высокой. Большинство умерло от сепсиса, но более 16% умерло от тифа. [13] В период с 1914 по 1920 год умерло около 10 000 врачей, призванных в армию.
Однако в области школьной гигиены царская Россия превзошла своих западных соседей в разработке и осуществлении школьных гигиенических мероприятий по охране здоровья детей в школах страны. К 1900 году Россия наделила школьных врачей большей властью над школьными зданиями и организмом детей, чем во Франции, Германии, Великобритании и США. [14]
Ранний советский период [ править ]
Большевики объявили в 1917 году требования «всеобщего санитарного законодательства», обеспечения чистой водой, национальной канализации и санитарного надзора за торговыми и промышленными предприятиями и жилыми домами. [15] Всероссийский съезд Союза медсестер, основанный в 1917, в 1918 насчитывал 18 тыс. членов в 56 отделениях. [16] Наркомат труда объявил в октябре 1917 года широкий и исчерпывающий список пособий, которые должны были покрываться фондами социального страхования, включая несчастные случаи и болезни, медицинское обслуживание и отпуск по беременности и родам, но финансирование, предназначенное для поступлений от работодателей, не было доступно. [17] К декабрю 1917 года льготы были доступны только наемным работникам. К октябрю 1918 года социальное страхование было реорганизовано в пятиуровневую схему пособий по болезни и несчастным случаям, которая в принципе включала здравоохранение и лечение. Текущие проблемы со сбором взносов от работодателей продолжались по крайней мере до 1924 года.
В 1918 году был создан Комиссариат общественного здравоохранения . [18] был создан Совет медицинских ведомств В Петрограде . Николай Семашко был назначен народным комиссаром здравоохранения РСФСР и занимал эту должность с 11 июля 1918 года по 25 января 1930 года. [ нужны разъяснения ] он должен был «нести ответственность за все вопросы, связанные со здоровьем людей, и за установление всех правил (относящихся к нему) с целью улучшения стандартов здравоохранения в нации и устранения всех условий, вредных для здоровья». По мнению Народного совета, Комиссары в 1921 году. [19] Создавались новые организации, иногда заменявшие старые: Всероссийский союз медицинских работников, Военно-санитарная коллегия, Государственный институт социальной гигиены, Петроградская скорой помощи, Психиатрическая комиссия.
В 1920 году был открыт первый в мире государственный дом отдыха для рабочих, а в 1925 году — первая в мире здравница в Ялте для сельскохозяйственных рабочих. [20] [ нужна цитата для проверки ]
Большинство аптек и фармацевтических фабрик были национализированы в 1917 году, но это не был единый процесс. В 1923 г. 25% аптек все еще находились в частной собственности. Существовала сильная зависимость от импортных лекарств и ингредиентов. К 1928 году 70% всех фармацевтических препаратов и 88% лекарств производились на месте. [ нужна ссылка ] Во многих городах были созданы местные аптечные школы. [21]
В 1923 г. в Москве работало 5440 врачей. 4190 человек были штатными государственными врачами. 956 человек были зарегистрированы как безработные. Низкие зарплаты часто дополнялись частной практикой. В 1930 г. 17,5% московских врачей занимались частной практикой. Число студентов-медиков увеличилось с 19 785 в 1913 году до 63 162 в 1928 году и до 76 027 к 1932 году. [22] Когда Михаил Владимирский возглавил Комиссариат здравоохранения в 1930 году, 90% врачей в России работали на государство.
В 1914 году было 12 бактериологических институтов. Еще 25 открылись до 1937 года, некоторые в отдаленных регионах, например Областной институт микробиологии и эпидемиологии на Юго-Востоке России, который базировался в Саратове . После 1917 возродилась служба скорой медицинской помощи «Скорая медицинская помощь». К 1927 действовало 50 станций, оказывающих базовую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях в общественных местах и оказывающих неотложную медицинскую помощь. В 1932 году в Ленинграде открылся Научно-практический институт скорой помощи, в котором проводились курсы врачей. 15% экстренных работ приходилось на детей до 14 лет. [23]
Расходы на медицинское обслуживание увеличились со 140,2 миллиона рублей в год до 384,9 миллиона рублей в период с 1923 по 1927 год, но финансирование с этого момента едва успевало за ростом населения. К 1928 в городах было 158 514 больничных коек, в сельской местности — 59 230, в городах — 5673 лечебных койки, в деревне — 7 531, в городах — 18 241 родильная койка, в деревне — 9 097 койок. В период с 1928 по 1932 год было построено 2000 новых больниц. [ нужна ссылка ] В 1929 году Госплан прогнозировал, что расходы на здравоохранение составят 16% от общего государственного бюджета. [24]
Система Семашко [ править ]

Будучи самостоятельным социалистическим обществом, Союз Советских Социалистических Республик (СССР, основанный в 1922 году) разработал полностью государственную модель здравоохранения — систему Семашко — централизованную, интегрированную и иерархически организованную, при которой правительство обеспечивало финансируемую государством модель здравоохранения. здравоохранение всем гражданам. Весь медицинский персонал был государственными служащими. Борьба с инфекционными заболеваниями имеет приоритет над неинфекционными заболеваниями. В целом советская система имела тенденцию отдавать приоритет первичной медицинской помощи и уделяла большое внимание специализированной и стационарной помощи. П. Михай, написавший в 2000 году, охарактеризовал первоначальную модель Семашко как «последовательную, экономически эффективную систему, отвечающую медицинским потребностям своего времени». [25]
Интегрированная модель достигла значительных успехов в борьбе с такими инфекционными заболеваниями, как туберкулез, брюшной тиф и тиф. Советская система здравоохранения обеспечивала советским гражданам квалифицированную бесплатную медицинскую помощь и способствовала улучшению здравоохранения в СССР. [26] К 1960-м годам продолжительность жизни и здоровья в Советском Союзе приблизилась к показателям в США и несоветской Европе.
В 1970-е годы произошел переход от модели Семашко к модели, делающей акцент на специализации амбулаторно-поликлинической помощи.
Эффективность новой модели снизилась из-за недостаточного инвестирования, а качество медицинской помощи начало снижаться к началу 1980-х годов, хотя в 1985 году в Советском Союзе было в четыре раза больше врачей и больничных коек на душу населения, чем в США. [2] Качество советской медицинской помощи стало низким по стандартам развитых стран. Многие медицинские методы лечения и диагнозы были простыми и некачественными (врачи часто ставили диагнозы, опрашивая пациентов без проведения каких-либо медицинских анализов), уровень медицинской помощи, предоставляемой поставщиками медицинских услуг, был низким, и существовал высокий риск заражения во время операции. Советская система здравоохранения страдала от нехватки медицинского оборудования, лекарств и диагностических химикатов, а также отсутствовала многие лекарства и медицинские технологии, доступные в западном мире. Его учреждения имели низкий технический уровень, а медицинский персонал проходил посредственную подготовку. Советские больницы также предлагали плохие гостиничные удобства, такие как еда и постельное белье. Для номенклатуры существовали специальные больницы и клиники , которые предлагали более высокий уровень медицинской помощи, но зачастую все же ниже западных стандартов. [27] [28] [29]
Несмотря на удвоение количества больничных коек и врачей на душу населения в период с 1950 по 1980 годы, нехватка денег, направляемых на здравоохранение, была совершенно очевидна. В некоторых небольших больницах не было радиологической службы, а в некоторых было недостаточно отопления и воды. Опрос 1989 года показал, что в 20% российских больниц не было водопроводной горячей воды, а в 3% не было даже водопроводной холодной воды. У 7% не было телефона. 17% не имели надлежащих санитарно-гигиенических условий. Каждая седьмая больница и поликлиника нуждались в капитальной реконструкции. К 1997 г., через пять лет после описанных ниже реформ, ВОЗ оценила расходы на здравоохранение на душу населения в Российской Федерации в 1997 г. в 251 доллар США, в отличие от 1211 долларов США в Испании, 1193 долларов США в Великобритании, 1539 долларов США в Финляндии и 3724 долларов США в Соединенных Штатах. [30]
гг Реформа . 1991–1993
Новая Россия перешла на смешанную модель здравоохранения, в которой частное финансирование и обеспечение осуществляются наряду с государственным финансированием и обеспечением. Статья 41 конституции 1993 года подтвердила право гражданина на бесплатное здравоохранение и медицинскую помощь. [31] Это достигается за счет обязательного медицинского страхования (ОМС), а не только налогового финансирования. Это, а также появление новых поставщиков услуг на свободном рынке было направлено на повышение эффективности и выбора пациентов. Ожидалось также, что разделение покупателя и поставщика поможет облегчить реструктуризацию медицинской помощи, поскольку ресурсы будут мигрировать туда, где существует наибольший спрос, сократить избыточные мощности в больничном секторе и стимулировать развитие первичной помощи. Наконец, предполагалось, что страховые взносы дополнят доходы бюджета и тем самым помогут поддерживать адекватный уровень финансирования здравоохранения.
ОЭСР сообщила [32] что реформы только усугубили существующие проблемы в советской системе. Здоровье населения ухудшилось практически по всем показателям. Частное здравоохранение не сумело добиться значительных успехов, а государственное оказание медицинской помощи по-прежнему преобладает.
Полученная система является чрезмерно сложной и очень неэффективной. Она имеет мало общего с моделью, задуманной реформаторами. Хотя на рынке действуют более 300 частных страховщиков и множество государственных, реальная конкуренция за пациентов редка, в результате чего у большинства пациентов практически отсутствует эффективный выбор страховщика, а во многих местах также отсутствует выбор поставщика медицинских услуг. Страховые компании не смогли стать активными и информированными покупателями медицинских услуг. Большинство из них являются пассивными посредниками, зарабатывающими деньги, просто перенаправляя средства из региональных фондов ОМС поставщикам медицинских услуг.
По словам Марка Бритнелла, конституционное право на здравоохранение «блокировано непрозрачными и бюрократическими системами планирования и регулирования», ставками возмещения, которые не покрывают расходы поставщиков, и высоким уровнем неофициальных платежей для обеспечения своевременного доступа. Существует «мозаика» агентств федерального уровня и уровня штатов, ответственных за управление государственной системой. [2]
Последние события [ править ]


Начиная с 2000 года, произошел значительный рост расходов на государственное здравоохранение. [33] а в 2006 г. в реальном выражении он превысил уровень до 1991 г. [33] Также ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с уровня 1991–93 годов, уровень младенческой смертности снизился с 18,1 в 1995 году до 8,4 в 2008 году. [34]
В мае 2012 года Путин подписал майские указы , которые включали план удвоения заработной платы медицинским работникам к 2018 году и поэтапную приватизацию государственного здравоохранения. В ноябре 2014 года повышение заработной платы в Москве привело к закрытию 15 больниц и увольнению 7000 человек. [2]
В 2011 году правительство Москвы запустило крупный проект, известный как ЕМИАС, в рамках инициативы электронного здравоохранения. ЕМИАС – это Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы. [35] Цель проекта — сделать здравоохранение более удобным и доступным для москвичей.
Рынок частного медицинского страхования, известный по-русски как медицинское страхование ( обязательного добровольное ДМС ), в отличие от государственного медицинского страхования , демонстрирует устойчивый рост из-за неудовлетворенности уровнем услуг, предоставляемых государственные больницы. [36] Он был представлен в октябре 1992 года. [37] Осознанные преимущества частного здравоохранения включают доступ к современному медицинскому оборудованию и более короткие очереди на специализированное лечение. [36] Частное медицинское страхование наиболее распространено в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург , поскольку уровень доходов на большей части территории России все еще слишком низок, чтобы обеспечить значительный уровень спроса. [36]
Доходы ведущих частных медицинских учреждений страны достигли 1 миллиарда евро к 2014 году, при этом в предыдущие годы рост выражался двузначными числами. [38] В результате финансового кризиса в России доля компаний, предлагающих медицинское страхование, упала с 36% до 32% в 2016 году. [39] Число охваченных добровольным полисом здравоохранения в Москве в 2014 году составило 3,1 млн человек, или 20,8% населения. [40]
По большей части полисы финансируются работодателями, хотя страховку можно приобрести и индивидуально . [36] Другим важным рынком для страховщиков являются рабочие-иммигранты , которые обязаны приобрести медицинскую страховку для получения разрешения на работу . [41] В 2016 году средняя годовая стоимость схемы, спонсируемой работодателем, колебалась от 30 000 до 40 000 рублей (530–700 долларов США), тогда как цены для физических лиц были примерно на 30% выше. [41] Критические состояния, такие как рак или болезни сердца, часто исключаются из политики начального уровня. [41]
Российский рынок медицинского страхования ориентирован на крупные компании: на корпоративных клиентов приходится 90% всех полисов. [42] Малые и средние предприятия гораздо реже оказывают медицинскую помощь. [41] Некоторые компании предпочитают предлагать медицинское страхование только избранным категориям сотрудников. [39]
Большинство людей, покупающих медицинскую страховку, относятся к людям, охваченным программами, спонсируемыми работодателем, а на долю остальных приходится менее 2% всех полисов. [43] Поскольку компании сокращают свою политику в области здравоохранения, сотрудники в некоторых случаях прибегают к покупке их индивидуально. [43]
Крупнейшим частным поставщиком медицинских услуг по выручке является «Медси» , [38] основным акционером которой является АФК "Система" . [43] В число иностранных поставщиков медицинских услуг, присутствующих в России, входит компания Fresenius , владеющая сетью диализных центров в стране. [38] Клиники репродуктивного здоровья и родильного дома являются важным элементом российской частной сети здравоохранения. На сеть клиник «Мать и дитя» приходится 9% всех циклов ЭКО в стране. [43]
В число ведущих поставщиков медицинского страхования в России вошли «Согаз» , «Allianz» , «РЕСО-Гарантия» , «АльфаСтрахование» , а также бывшие государственные «Росгосстрах» и «Ингосстрах» . [44] РЕСО-Гарантия необычна среди крупных страховых компаний тем, что на индивидуальных клиентов приходится 40% полисов. [43] Некоторые страховые компании, например «Ингосстрах», также владеют сетью клиник. [45]
С 1996 года государственным медицинским учреждениям разрешено предлагать частные услуги, а с 2011 года некоторые частные поставщики услуг предоставляют услуги застрахованным государством. Частный сектор в Москве быстро расширялся. Одна сеть, «Доктор Рядом», лечит половину своих пациентов по официальной схеме страхования по низкой цене, а другую половину — частным образом и с прибылью. [2]
Пронатальная политика
Стремясь остановить демографический кризис в России , правительство реализует ряд программ, направленных на повышение рождаемости и привлечение большего количества иммигрантов для смягчения проблемы. Правительство удвоило ежемесячные выплаты по алиментам и предложило единовременную выплату в размере 250 000 рублей (около 4000 долларов США) женщинам, родившим второго ребенка с 2007 года. [46]
В 2006 году министр здравоохранения Михаил Зурабов и заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко предложили восстановить советский налог на бездетность , действие которого закончилось в 1992 году. [47] До сих пор оно не восстановлено. [47]
В 2007 году в России наблюдался самый высокий уровень рождаемости со времен распада СССР. [48] Первый вице-премьер также сообщил, что в 2008–2009 годах в новые дородовые центры в России будет инвестировано около 20 миллиардов рублей (около 1 миллиарда долларов США). Иммиграция все чаще рассматривается как необходимая для поддержания населения страны. [49] К 2010 году численность русских сократилась на 4,31% (4,87 миллиона человек) по сравнению с 2000 годом, при этом все население России за этот период вымерло всего на 1,59% (со 145,17 до 142,86 миллиона человек). [50]
Стоматология [ править ]
Советские стоматологические технологии и здоровье зубов считались заведомо плохими. В 1991 году у среднестатистического 35-летнего человека было от 12 до 14 полостей, пломб или отсутствующих зубов. Зубной пасты часто не было в наличии, а зубные щетки не соответствовали стандартам современной стоматологии. После распада Советского Союза стоматологические навыки, продукты и технологии значительно улучшились. [51]
Гигиена труда [ править ]

There is no standard definition of “ occupational health ” in Russian language . This notion can be translated and explained as hygiene of labour (Гигиена труда) , labour protection (Охрана труда) , working sanitation (Производственная санитария) , health inspection at a work place (Медико-социальная экспертиза) , etc.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел X, глава 33, статья 209), охрана труда (или охрана труда) – это система сохранения жизни и в здоровья работников процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, медицинские, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия. [52]
Михаил Ломоносов был первым, кто заговорил о гигиене труда и труда в дореволюционной России . В своей книге (1763 г.) «Начала металлургии или рудного дела» [53] Михаил Ломоносов первым коснулся вопроса организации труда и восстановления людей, работающих в горах, повышения их безопасности и вентиляции шахт .С конца 1800-х годов гигиена на рабочем месте утвердилась как один из предметов в Петербургском горном университете .
Закон о 8-часовом рабочем дне (Восьмичасовой рабочий день) был одним из законов, принятых первыми после падения Российской империи .
В 1918 году был написан Советский Трудовой кодекс. В 1922 году Кодекс был дополнен правилами: о работе в опасных и вредных условиях, о труде женщин и детей, о работе в ночные смены и т. д. [54]
Советский период характеризуется как период развития гигиены в стране. Правительство контролировало гигиену во всех организациях СССР. Научно-исследовательский институт гигиены и гигиены труда [55] был создан в Москве в 1923 году, где советские специалисты по гигиене труда получали свою квалификацию и знания. [56]
После распада Советского Союза уровень профессиональной заболеваемости в России оказался ниже, чем в большинстве промышленно развитых стран. Эти уровни объясняются сложным комплексом социально-экономических и психосоциальных проблем: недостаточным количеством специалистов медицины труда и низким уровнем их образования; недостаточный медицинский регламент проведения обязательных медицинских осмотров, диагностики и учета профессиональных заболеваний ; экономическая зависимость медицинских организаций от работодателя при проведении обязательных медицинских осмотров; и страх перед работником, потерявшим работу. [57] В силу указанных причин официально регистрируемый уровень профессиональной заболеваемости в Российской Федерации на протяжении многих десятилетий (1990–2010 гг.) колебался от 1,0 до 2,5 случаев на 10 000 работающих. Для современной России характерны огромные различия показателей профессиональной заболеваемости между различными отраслями промышленности: от 0,02 на 10 000 работающих в оптовой и розничной торговле до 30 на 10 000 работающих в горнодобывающей промышленности.Более 90% всех впервые выявленных профессиональных заболеваний приходится на 4 производства:

Промышленность | % профессиональных заболеваний |
---|---|
Горное дело | 68.4 |
Сельское хозяйство , охота и лесное хозяйство | 8.3 |
Производство | 7.5 |
Транспорт и связь | 6.6 |
Все остальные проценты распределяются между строительством , производством и распределением электроэнергии , газа и воды , здравоохранением , рыболовством и рыбоводством . Подробные цифры представлены на графике 2.
Показатели профессиональной заболеваемости в Российской Федерации за последние несколько десятилетий снизились, несмотря на продолжающийся рост доли рабочих мест с плохими условиями труда . Можно предположить, что при существующей системе диагностики и учета профессиональных заболеваний уровень профессиональной заболеваемости будет продолжать снижаться. [4]
См. также [ править ]
- Здоровье в России
- Список больниц России
- Психическое здоровье в России
- Список субъектов РФ по продолжительности жизни
- Минздрав России
- Аборт в России
- Российский медицинский фонд
Ссылки [ править ]
- ^ Попович, Л; Потапчик, Е; Шишкин С; Ричардсон, Э; Вакру, А; Мативет, Б (2011). «Российская Федерация. Обзор системы здравоохранения» . Системы здравоохранения в переходный период . 13 (7): 1–190, xiii–xiv. ПМИД 22455875 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бритнелл, Марк (2015). В поисках идеальной системы здравоохранения . Лондон: Пэлгрейв. стр. 81–84. ISBN 978-1-137-49661-4 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 г.
- ^ «Российский статистический ежегодник 2018» (PDF) . geohistory.today .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мазитова, Наиля Н.; Симонова, Надежда И.; Оньебеке, Линн С.; Москвичев Андрей Владимирович; Аденинская Елена Евгеньевна; Кретов Андрей С.; Трофимова Марина Владимировна; Сабитова, Минзиля М.; Бушманов, Андрей Ю (1 июля 2015 г.). «Современное состояние и перспективы медицины труда в Российской Федерации» . Анналы глобального здравоохранения . 81 (4): 576–586. дои : 10.1016/j.aogh.2015.10.002 . ПМИД 26709290 .
- ^ «В путинской России всеобщее здравоохранение доступно всем, кто платит» . Bloomberg.com . 13 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 24 апреля 2017 г. .
- ^ «Сокращение расходов Путина на здравоохранение привело к росту смертности в России» . Джеймстаун . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года.
- ^ Появился в 1810-х годах. Кан, Сергей: Память вечная , с. 95
- ^ Ходжа, Барбара (26 мая 2017 г.). «Реформа здравоохранения в революционной России» . Социалистическая ассоциация здравоохранения. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Лейхтер, Ховард М (1980). Сравнительный подход к анализу политики: политика здравоохранения в четырех странах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 202. OCLC 609576408 .
- ^ Лейхтер, Ховард М (1980). Сравнительный подход к анализу политики: политика здравоохранения в четырех странах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 204. OCLC 609576408 .
- ^ «Венерические болезни | Международная энциклопедия Первой мировой войны (WW1)» . Архивировано из оригинала 13 июня 2017 г. Проверено 26 июня 2017 г.
- ^ Конрой, Мэри Шеффер (2006). Советское фармацевтическое дело в первые два десятилетия (1917–1937) . Нью-Йорк: Питер Лэнг. п. 32 . ISBN 978-0-8204-7899-9 . OCLC 977750545 .
- ^ Шеффер Конрой, Мэри: Советский фармацевтический бизнес в течение первых двух десятилетий (1917–1937) , с. 32
- ^ Фумуреску, Ана (2022). «Воспитание «великого социального организма»: школьная гигиена, телесная политика и государство в позднеимперской России» . История образования ежеквартально . 2 (1): 61–83. дои : 10.1017/heq.2021.58 . S2CID 246488902 .
- ^ Сравните: Кешавджи, Салмаан (2014). Слепое пятно: как неолиберализм проник в глобальное здравоохранение . Калифорнийская серия по публичной антропологии. Том. 30. Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 28. ISBN 978-0-520-95873-9 . Проверено 22 декабря 2018 г.
Один из первых декретов, подписанных большевиками [...], призывал к «всеобъемлющему санитарному законодательству, регулирующему чистоту воды, канализации, промышленных предприятий и жилого жилья».
- ^ Сигерист, Генри Эрнест; Старшая, Юлия (1947). Медицина и здравоохранение в Советском Союзе . Нью-Йорк: Цитадель Пресс. п. 77. OCLC 610758721 .
- ^ Дьюар, Маргарет (1956). Трудовая политика в СССР, 1917–1928 гг . Лондон: Королевский институт международных отношений. п. 166. OCLC 877346228 .
- ^ Старкс, Триша А. (ноябрь 2017 г.). «Пропаганда здорового, большевистского образа жизни в раннем СССР» . Американский журнал общественного здравоохранения . 107 (11): 1718–1724. дои : 10.2105/AJPH.2017.304049 . ПМЦ 5637674 . ПМИД 28933923 .
- ^ Сигерист, Генри Эрнест ; Старшая, Юлия (1947). Медицина и здравоохранение в Советском Союзе . Цитадель Пресс. п. 25 . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Лазебник, Станислав; Орленко, Павло (1989). Ukraine questions and answers . Киев: Politvidav Ukraini Publishers. p. 139. ISBN 9785319003867 . OCLC 21949577 .
- ^ Сравните: Шеффер Конрой, Мэри (2006). Советское фармацевтическое дело в первые два десятилетия его существования (1917–1937) . Американские университетские исследования: Серия IX, История, ISSN 0740-0462. Том. 202. Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-7899-9 . Проверено 22 декабря 2018 г.
Высшие аптечные школы появились в Москве, Ленинграде, Харькове, Одессе и некоторых других городах.
- ^ Сигерист, Генри Эрнест; Старшая, Юлия (1947). Медицина и здравоохранение в Советском Союзе . Нью-Йорк: Цитадель Пресс. п. 53. OCLC 610758721 .
- ^ Мессель, Меер Абрамович; Международный центр перспективных исследований в области медицинских наук Джона Э. Фогарти; Географические исследования здоровья (1975). Городская служба скорой медицинской помощи города Ленинграда . Бетесда, Мэриленд: Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения США, Служба общественного здравоохранения, Национальные институты здравоохранения. стр. 5–7. OCLC 609575886 .
- ^ Ходжа, Барбара (26 мая 2017 г.). «Реформа здравоохранения в революционной России» . Социалистическая ассоциация здравоохранения. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 26 мая 2017 г.
В 1929 году государственный орган экономического планирования Госплан СССР прогнозировал, что расходы на здравоохранение составят 16% от общего государственного бюджета, увеличение числа больничных коек на 5,6% и увеличение числа врачей на 6,9%, но снова было только небольшое увеличение расходов на душу населения, около 2%.
- ^ Цитируется в: ОЭСР (2001). Социальный кризис в Российской Федерации . Париж: Издательство ОЭСР. п. 95. ИСБН 9789264192454 . Проверено 21 ноября 2018 г.
[...] «первоначальная модель Семашко представляла собой последовательную, экономически эффективную систему, отвечающую медицинским потребностям своего времени» [...].
- ^ Лейхтер, Ховард М.: Сравнительный подход к анализу политики: политика здравоохранения в четырех странах , с. 226
- ^ Дэвис, Кристофер, изд. (1989). Модели неравновесия и дефицита в централизованно планируемой экономике . Чаремза, Западный Лондон: Чепмен и Холл. п. 447. ИСБН 978-0-412-28420-5 . ОСЛК 260151881 .
- ^ Дычок, Марта (2013). Украина: Движение без перемен, перемены без движения . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. п. 91. ИСБН 978-1-134-43262-2 . OCLC 862613488 .
- ^ Итон, Кэтрин Блисс (2004). Повседневная жизнь в Советском Союзе . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 191 . ISBN 978-0-313-31628-9 . OCLC 863808526 .
- ^ ВОЗ: Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2000 г. , стр. 192-195.
- ^ «Конституция Российской Федерации» .
- ^ «РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ, РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ОТДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ № 538» . Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Государственные расходы в России на здравоохранение» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 03 марта 2016 г.
- ^ «Российский государственный институт демографии» . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г.
- ^ «ЕМИАС, Москва» . Инфоматика . Проверено 27 августа 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д "ДМС в России - добровольное медицинское страхование - MetLife" . MetLife (in Russian). Archived from the original on 24 April 2017 . Retrieved 23 April 2017 .
- ^ "За медуслуги платят более половины российских горожан" . Vedomosti. 24 October 2011. Archived from the original on 24 April 2017 . Retrieved 24 April 2017 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с "Рейтинг РБК: 25 крупнейших частных медицинских компаний России" . РБК . Archived from the original on 1 March 2017 . Retrieved 23 April 2017 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б "Все меньше компаний приобретают полисы ДМС для сотрудников – НАФИ" . 4 August 2016. Archived from the original on 24 April 2017 . Retrieved 23 April 2017 .
- ^ "РБК Исследования рынков . В 2014 г. численность пациентов ДМС в Москве составила 3,1 млн человек" . marketing.rbc.ru . Archived from the original on 24 April 2017 . Retrieved 23 April 2017 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д "Анализ рынка ДМС в России в 2011–2015 гг, прогноз на 2016–2020 гг, BusinesStat, 2016 - РБК маркетинговые исследования" . marketing.rbc.ru . Archived from the original on 2017-04-24 . Retrieved 23 April 2017 .
- ^ "Куда идти прикрепиться" . Газета РБК . Archived from the original on 24 April 2017 . Retrieved 23 April 2017 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и "Спрос на платные медицинские услуги растет" . 9 November 2015. Archived from the original on 24 April 2017 . Retrieved 23 April 2017 .
- ^ "В Петербурге составили рейтинг страховщиков, работающих в системе ДМС" . Страхование сегодня . Archived from the original on 24 April 2017 . Retrieved 23 April 2017 .
- ^ " "Ингосстраху" требуются пациенты" . Коммерсантъ (Омск) . 20 January 2011. Archived from the original on 25 April 2017 . Retrieved 24 April 2017 .
- ^ «Профиль страны: Россия» (PDF) . Библиотека Конгресса — Федеральный исследовательский отдел. Октябрь 2006 г. Архивировано (PDF) из оригинала 2 января 2008 г. Проверено 27 декабря 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Бездетные российские семьи будут платить налоги за свое социальное бездействие» «Бездетные российские семьи будут платить налоги за свое социальное бездействие» . 15 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2013 г. Проверено 21 января 2013 г. (по состоянию на 3 января 2010 г.)
- ^ «Российская политика спровоцировала беспрецедентный уровень рождаемости в 2007 году» . Экономические времена . 2 февраля 2008 года. Архивировано из оригинала 10 января 2009 года . Проверено 11 марта 2008 г.
- ^ «Заседание группы экспертов ООН по международной миграции и развитию» (PDF) . Отдел народонаселения; Департамент экономических и социальных вопросов; Секретариат ООН. 6–8 июля 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 2 января 2008 г. . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ "Росстат опубликовал окончательные итоги переписи населения" . РБК . Archived from the original on 27 May 2015 . Retrieved 24 April 2017 .
- ^ Недовский (2007). «Стоматология в России наконец-то оставляет позади темные века» . Чикаго Трибьюн.
- ^ "ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 197-ФЗ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА" Подписано Президентом Российской Федерации В. Путиным.
- ^ Михаил Ломоносов Первые основы металлургии или рудного дела .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Хеллер, PR (1951). «Советское трудовое право». Советские исследования . 2 (4): 378–86. дои : 10.1080/09668135108409794 . JSTOR 149075 .
- ^ «Гигиена труда и история здравоохранения» . irioh.ru .
- ^ «История гигиены труда» . ogigienetruma.ru (на русском языке).
- ^ Журнал о здоровом труде [на русском языке] http://www.8hours.ru/journal/2015/04/files/assets/basic-html/page64.html.
