Здравоохранение в Норвегии
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( май 2022 г. ) |
В Норвегии муниципалитеты отвечают за предоставление базовой медицинской помощи. Поскольку деньги, выделяемые муниципалитетам, не выделяются на какие-либо конкретные цели, каждый муниципалитет свободен определять свой собственный бюджет здравоохранения. Муниципалитеты координируют услуги первичной медико-санитарной помощи посредством соглашений с независимыми врачами. В Норвегии частные поставщики медицинских услуг не получают вознаграждения, если у них нет контракта с государственной службой здравоохранения. [1]
Все государственные больницы в Норвегии находятся в ведении четырех региональных органов здравоохранения (RHA), находящихся под контролем Министерства здравоохранения и социального обеспечения . Помимо этих государственных больниц, в настоящее время действует небольшое количество частных медицинских клиник. [ нужна ссылка ]
Статистика
[ редактировать ]С населением 5 391 369 человек по состоянию на первый квартал 2021 года. [2] и валовой национальный доход на душу населения в размере 70 800 (ППС, текущий международный доллар ) в 2019 году, [3] По состоянию на 2016 год в Норвегии ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 84 года для женщин и 81 год для мужчин. [4] По состоянию на 2019 год на 1000 живорождений приходится 2,5 случаев смерти детей в возрасте до 5 лет. [5]
Вероятность смерти в возрасте от 15 до 60 лет м/ж (на 1000 населения, 2016 г.) | 66/42 |
Общие расходы на здравоохранение на душу населения (международные доллары, 2014 г.) | 6,347 |
Общие расходы на здравоохранение в процентах от ВВП (2017 г.) | 10.4 |
Последние данные доступны от Глобальной обсерватории здравоохранения и Статистического агентства SSB, NO. [6] |
Наличие и стоимость
[ редактировать ]около 7 727 USD Расходы на здравоохранение составляют на человека в год в 2020 году. [7] среди самых высоких в мире. [8] Здесь самая высокая доля медсестер и акушерок на человека в Европе: 1 744 на 100 000 человек в 2015 году. [9]
Хотя доступ к государственному здравоохранению в Норвегии является универсальным, существуют определенные условия оплаты. Детям в возрасте шестнадцати лет и младше, а также некоторым другим группам (например, кормящим женщинам и пенсионерам) предоставляется бесплатное медицинское обслуживание независимо от страхового покрытия, которое они могли иметь в предыдущих ситуациях. Все остальные граждане несут ответственность за уплату определенной суммы в виде абонентской платы. Если они достигают определенной суммы денег, выплачиваемой из своего кармана , они получают карту освобождения ( фрикорт от helsetjenester по-норвежски) на услуги общественного здравоохранения, и им больше не нужно платить абонентскую плату за оставшуюся часть календарного года. Сумма составит 2460 норвежских крон в 2021 году, или около 264 долларов США. Все, что превышает эту сумму, предоставляется бесплатно до конца года.
Карта освобождения распространяется на семейных врачей , психологов , поликлиники , радиологические службы , лабораторные исследования , проезд пациентов , лекарства и оборудование, подпадающие под систему «голубого рецепта», физиотерапию , стоматологические заболевания и аномалии, пародонтит , реабилитацию и организованную поездку на лечение за границу. Университетской больницей Осло - Rikshospitalet HF . [10] Стоматологи и стоматологи-гигиенисты не включены, но госпитализация и все, что связано с госпитализацией в Норвегии, бесплатны для любого гражданина, независимо от дохода или статуса франшизы. [11] При поступлении в отделение неотложной помощи покрываются все непосредственные расходы на медицинское обслуживание. [12]
Расходы на здравоохранение и государственное финансирование
[ редактировать ]

Норвегия в целом занимает очень высокие позиции в различных рейтингах показателей здравоохранения во всем мире. Уникальным для норвежской системы здравоохранения является то, что государство финансирует почти все расходы, которые может понести пациент. Пациенты с сверхвысокими расходами из-за постоянного заболевания получают налоговый вычет. [13]
страны В 2020 году 11,3% ВВП было потрачено на здравоохранение, и только около 14% из них составили частные расходы (платежи из кармана), что отражает умеренные требования к разделению затрат. [14] Доля государственных расходов на здравоохранение в общих государственных расходах составляет лишь около 17%. [7]
Правительство ежегодно в декабре составляет годовой бюджет здравоохранения на следующий год. Этот бюджет включает все расходы в сфере здравоохранения Норвегии. Позднее в этом году парламент лишь несколько раз голосовал за дополнительные средства, в первую очередь для больниц. Государство всеобщего благосостояния требует больших затрат на поддержание и улучшение после уровня инфляции и инфляции в этом году.
Пенсия, регулируемая по возрасту, является крупнейшей статьей расходов в разделе бюджета, посвященном здравоохранению и социальному обеспечению. В 2018 году правительство изменило управление расходами и финансированием сектора здравоохранения с целью сократить длину очередей и улучшить медицинские услуги. [15]
Средства на стационарную помощь выделяются региональным органам здравоохранения после принятия бюджета на предстоящий год. Они несут ответственность за распределение финансового финансирования больницам и другим медицинским службам на местном уровне.
История и развитие
[ редактировать ]После Второй мировой войны правительство Норвегии решило сделать национальное здравоохранение одним из основных направлений развития государства всеобщего благосостояния. Государство несет ответственность за предоставление качественных и необходимых медицинских услуг каждому. [16] Эта ответственность разделена между тремя уровнями власти: правительством штата, округом и местным правительством. [ нужны разъяснения ] совет. Правительство отвечает за разработку законов и принятие законопроектов, но Министерство здравоохранения и ухода несет основную ответственность за повседневную работу и функционирование политики здравоохранения и медицинских услуг в Норвегии. [17] В 2001 году каждый гражданин получил право иметь постоянного врача в районе своего проживания. За это право отвечает городской совет каждого округа, который также инициирует соглашения и сотрудничество с врачами. [18] Это улучшение является одним из нескольких в сфере здравоохранения, которые может предложить Норвегия. Различные реформы имеют общую черту: все они стали реакцией на неэффективные системы, которые не в полной мере использовали все доступные ресурсы. Еще одной крупной реформой, произошедшей в начале 21 века, стала реформа здравоохранения 2002 года.
Больничная реформа 2002 г.
[ редактировать ]В 2002 году правительство взяло на себя ответственность за управление больницами в стране. Хьелл Магне Бондевик Премьер-министром в то время был . Он был лидером партии КРФ и главой коалиционного правительства (наряду с партиями Хойре и Венстре ). До этого больницы в Норвегии находились в ведении окружного и городского совета. Целью реформ было улучшение качества медицинского обслуживания, более эффективное управление больницами, чем раньше, и сделать медицинскую помощь одинаково доступной для всех жителей страны. [18] Реформа была вдохновлена движением « Новое государственное управление» , и основные изменения были реализованы в соответствии с этими принципами. Больницы и службы были организованы в пяти региональных медицинских компаниях. Это независимые юридические лица, организованные и действующие как корпорации, с некоторыми отличиями: медицинские компании принадлежат только правительству, они не могут обанкротиться и имеют гарантии правительства. Правительство также кредитует и предоставляет им финансирование из государственного финансирования. [19] Реформа была в некоторой степени успешной. Очереди пациентов перед лечением сократились почти на 20 тысяч пациентов. Однако расходы на здравоохранение в Норвегии увеличились, и уже через год финансовый дефицит достиг почти 3,1 миллиарда долларов. [20] Кроме того, повышение эффективности лечения повлияло на качество обслуживания пациентов, поскольку они проводят меньше времени с врачом и иногда вынуждены выписываться из больницы в тот же день, когда их госпитализировали.
Фармацевтика
[ редактировать ]Норвегия не производит большую часть фармацевтических препаратов, потребляемых внутри страны, и импортирует большую часть лекарств, которые используются в ее системе здравоохранения. Это привело к тому, что большинству жителей пришлось платить полную стоимость любого рецепта. Экспорт фармацевтической продукции контролируется Министерством здравоохранения и социального обеспечения. Страховое покрытие лекарств, импортируемых из-за пределов страны, осуществляется через Норвежское управление экономики здравоохранения (HELFO). [21]
Администрация
[ редактировать ]В Норвегии имеется четыре назначенных региональных органа здравоохранения. Это: Региональное управление здравоохранения Северной Норвегии , Региональное управление здравоохранения Центральной Норвегии , Региональное управление здравоохранения Западной Норвегии и Региональное управление здравоохранения Южной и Восточной Норвегии . [22] Согласно Закону о правах пациентов, [23] все лица, имеющие на это право, имеют право на выбор больницы при получении лечения. [24]
Производительность
[ редактировать ]Норвежская система здравоохранения заняла 11-е место в рейтинге Всемирной организации здравоохранения. [25] в докладе 2000 года, оценивающем системы здравоохранения каждой из 191 ООН страны-члена . Согласно Европейскому индексу потребителей медицинских услуг , в 2015 году норвежская система здравоохранения занимала третье место в Европе, но имела необъяснимо длинные очереди. [26] поскольку в 2012–2013 годах 270 000 норвежцев ожидали медицинской помощи. [27] [28] [29] Согласно ОЭСР публикации «Краткий обзор здоровья за 2011 год» , Норвегия имеет одно из самых длительных периодов ожидания плановой хирургии и приема у специалистов среди одиннадцати опрошенных стран. [30] Однако в последние годы норвежскому правительству удалось сократить среднее время ожидания больничной помощи. [31] [32] [33] [34]
Темы здоровья
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2020 г. ) |
Бремя болезней [35]
[ редактировать ]Опубликован доклад о бремени болезней в Норвегии. Опубликовано 21.03.16 [36]
[ редактировать ]Отчет об общественном здравоохранении – краткая версия: Состояние здоровья в Норвегии, 2018 г. (Отчет 05/2018) [37]
[ редактировать ]Беременность и уход за беременными
[ редактировать ]Все беременные женщины в Норвегии имеют право на помощь по беременности и родам со стороны акушерки в Центре охраны здоровья матери и ребенка или со стороны врача общей практики.
Обычно проводится восемь дородовых посещений, включая одно ультразвуковое исследование во время беременности. Консультации бесплатны, а беременные сотрудницы имеют право на оплачиваемый отпуск для дородовых посещений. [38]
В 2017 году родилось 56,6 тыс. детей, что на 2,3 тыс. меньше, чем в предыдущем году. В результате общий коэффициент рождаемости составил 1,62 ребенка на одну женщину – самый низкий показатель за всю историю Норвегии. [39]
В 2017 году 139 детей были зарегистрированы как мертворожденные. Это соответствует 2,4 смертям на 1000 родившихся и является самым низким показателем за всю историю.
Наблюдаемая смертность на 1000 живых | 1990 | 2016 |
---|---|---|
До 5 лет | 8.6 | 2.7 |
Менее 1 года | 7.0 | 2.2 |
В Норвегии, 2015 г.: Плотность сестринского и акушерского персонала (на 1000 населения). Значение: 17,824. Сюда входят практикующие акушерки и практикующие медсестры. Источник данных: Данные ОЭСР по здравоохранению, по состоянию на октябрь 2017 г. Регион ВОЗ: Европа Эффективно. дата: 2018-02-26 [40]
Инфекционные заболевания
[ редактировать ]Глобальная заболеваемость многими инфекционными заболеваниями снизилась. Основной причиной являются более высокий уровень жизни и улучшение гигиенических условий, а также распространенность вакцин. Тем не менее, рост международных поездок и импорта продуктов питания приводит к росту некоторых инфекционных заболеваний в Норвегии, таких как некоторые инфекции пищевого происхождения и инфекции, вызванные устойчивыми к антибиотикам бактериями. [41] Пациенты освобождаются от совместной оплаты посещений, анализов и лечения всех инфекционных заболеваний, которые считаются угрозой общественному здоровью. [42]
Туберкулез
[ редактировать ]Туберкулез является наиболее заразным заболеванием во всем мире и представляет собой серьезную проблему глобального здравоохранения. Однако в Норвегии продолжается снижение числа случаев туберкулеза.
поступил 261 больной туберкулезом К 2017 году в Институт общественного здравоохранения . Это снижение по сравнению с предыдущими годами. За последние двадцать лет наибольшее количество больных туберкулезом составило 392 человека в 2013 году. Это делает Норвегию одной из стран с самой низкой заболеваемостью туберкулезом в мире. Различия в глобальном бремени туберкулеза также отражаются в различиях в уровнях заболеваемости в Норвегии, где можно наблюдать значительное неравенство в зависимости от страны происхождения людей. Лишь 11 процентов пациентов, у которых в 2017 году было зарегистрировано заболевание туберкулезом, родились в Норвегии, и только половина из них имела родителей норвежского происхождения. [43]
МЛУ-ТБ
[ редактировать ]Число случаев мультирезистентного туберкулеза составляет от 4 до 11 случаев в год. К 2017 году у девяти пациентов был диагностирован полирезистентный туберкулез. Ни у одного из них не развилась резистентность во время лечения в Норвегии. [43]
Профилактическое лечение, латентный туберкулез
[ редактировать ]Большинство случаев заболевания туберкулезом в Норвегии выявляются на ранней стадии и поэтому не передаются, т. е. считаются латентными.
Важной частью работы по борьбе с туберкулезом в Норвегии является обеспечение профилактического лечения людям с повышенным риском развития постинфекционного заболевания. Помимо тех, кого предположительно заразили впервые, в группу высокого риска входят дети и люди с ослабленной иммунной системой.
По данным Института общественного здравоохранения, число людей, получающих профилактическое лечение, по-прежнему слишком мало. Ожидается, что количество профилактических курсов лечения будет больше, чем количество пациентов, получающих лечение от туберкулеза, но в некоторых округах эти группы примерно одинаковы. [43]
ВИЧ/СПИД
[ редактировать ]ВИЧ-инфекция присутствует во всех странах мира. По оценкам ЮНЭЙДС, к концу 2016 года около 36,7 миллионов человек, живущих с ВИЧ-инфекцией, примерно 17 миллионов из них имеют доступ к противовирусному лечению. По оценкам, с момента начала эпидемии ВИЧ, ок. 78 миллионов человек были инфицированы ВИЧ и около 35 миллионов человек умерли от болезней, связанных со СПИДом. Во всем мире женщины составляют 52% ВИЧ-инфицированных. Около 69% ВИЧ-инфицированных проживают в странах Африки к югу от Сахары. В 2016 году около 1,8 миллиона человек заразились ВИЧ. Это самое низкое число новых диагнозов с середины 1990-х годов. [44]
В Норвегии также наблюдаются ВИЧ-инфекция и СПИД, и с 1983 года Институт общественного здравоохранения в Осло наблюдает и проводит статистический анализ, показывающий в целом низкую заболеваемость. В 2017 году у 18 человек был диагностирован СПИД, а у 213 человек – ВИЧ. [45]
Людей с положительным результатом теста на ВИЧ направляют к врачу, хорошо знающему ВИЧ. Лечение ВИЧ-инфекции обычно проводится специализированной медицинской службой в больнице. Людям, живущим далеко от больницы, местный врач может сотрудничать со специалистами, чтобы оказать максимально возможную поддержку на местном уровне. [46]
Организация Объединенных Наций: Цели устойчивого развития, ЦУР на 2016-2030 годы
[ редактировать ]Норвегия рассматривает Повестку дня на период до 2030 года с ее 17 целями устойчивого развития (ЦУР) как преобразовательную глобальную дорожную карту как для национальных, так и для международных усилий, направленных на искоренение крайней бедности, одновременно защищая планетарные границы и способствуя процветанию, миру и справедливости. [47]
Норвегия также приняла участие в добровольном национальном обзоре политического форума высокого уровня по устойчивому развитию в 2016 году. [48]
Отчеты ООН и различные международные индексы показывают, что Норвегия занимает высокие места с точки зрения глобальной реализации ЦУР. В то же время очевидно, что реализация Повестки дня на период до 2030 года потребует усилий и для Норвегии. [48]
Правительство определило ряд целей, которые создают особые проблемы для внутренней последующей деятельности в Норвегии. Эти проблемы относятся к нескольким ЦУР и всем трем измерениям устойчивого развития – социальному, экономическому и экологическому. Цели, которые, вероятно, останутся в центре политического внимания и разработки политики, — это цели, касающиеся устойчивого потребления и производства, здравоохранения и образования, равенства, занятости и миграции. Правительство уделяет первоочередное внимание обеспечению качественного образования и занятости, особенно для молодежи и тех, кто подвергается риску маргинализации. Это важный вклад в реализацию концепции Повестки дня на период до 2030 года, согласно которой никто не должен быть забыт. Проблемы, выявленные на национальном уровне:
- Сокращение неинфекционных заболеваний и укрепление психического здоровья
- Увеличение показателей окончания средней школы
- Искоренение всех форм насилия в отношении женщин и девочек
- Сокращение доли молодых людей, которые не работают, не учатся и не проходят профессиональную подготовку.
- Обеспечение устойчивой инфраструктуры
- Устойчивый рост доходов беднейших 40% населения темпами выше, чем в среднем по стране.
- Улучшение качества городского воздуха
- Сокращение вдвое пищевых отходов и сокращение образования отходов
- Снижение воздействия инвазивных чужеродных видов
- Сокращение всех форм насилия и связанной с ним смертности, а также борьба с организованной преступностью. [47]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Предложение правительства парламенту о внесении изменений в главы 2 и 3 Закона о медицинском страховании» . Министерство социальных дел и здравоохранения (на финском языке) . Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ «Население» . ССБ . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Инструменты Gapminder» . инструменты-legacy.gapminder.org . Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Продолжительность жизни в Норвегии» . Норвежский институт общественного здравоохранения . 8 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 06 июля 2024 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Норвегия» . Институт показателей и оценки здоровья . 09.09.2015. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Норвегия» . Всемирная организация здравоохранения . Архивировано из оригинала 2 сентября 2020 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «18 марта 2021 г.» . ссб.нет . 18 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2021 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Международные профили систем здравоохранения» (PDF) . Фонд Содружества . Июнь 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 06 апреля 2020 г. Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Предложение 1 S (2017–2018) Гул бок — regjeringen.no» . 12 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2020 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ «Льготная карта для здравоохранения» . www.helsenorge.no . 01.01.2019. Архивировано из оригинала 30 июня 2021 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Фрикорт для Хельсетьенестер» . www.helsenorge.no (на норвежском языке). 27.12.2019. Архивировано из оригинала 30 июня 2021 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ Боттен, Г. и Фрич, Дж. (2014). Новая логика здравоохранения (с. 1-3). Осло: Академика.
- ^ «Международные профили систем здравоохранения» (PDF) . Фонд общего благосостояния . Архивировано (PDF) из оригинала 21 марта 2018 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ «Инструменты Gapminder» . Архивировано из оригинала 04 сентября 2018 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «Предложение 1 С 2017-2018 гг.» . Регеринген . 12 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2020 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ Боттон, Грета; Ян Фрич (2014). Новая логика здравоохранения . Осло: Осло: Академика. стр. 1–3. ISBN 9788232103485 . Архивировано из оригинала 6 июля 2024 г. Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ Хойне. «Сектор здравоохранения, норвежская информатика здравоохранения» . Архивировано из оригинала 11 июля 2018 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Реформы здравоохранения» . Большая норвежская энциклопедия . Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. Проверено 21 января 2015 г.
- ^ Йенсен, Боллингмо, Бьярне, Магнар (2007). Реформа здравоохранения, проблемы и решения (PDF) . Эльверум: Университет Хедмарка. стр. 7–58. ISBN 978-82-7671-633-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 декабря 2017 г. Проверено 7 декабря 2017 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «20.00 в сикехуске» . НРК . Архивировано из оригинала 26 мая 2020 года . Проверено 2 мая 2004 г.
- ^ Хойнес, Ø (2009, 03.03.2017). Сектор здравоохранения – норвежская информатика здравоохранения. 2009 г., http://ndla.no/nb/node/4000?fag=8. Архивировано 7 декабря 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ «Хельзереформер» . 29 декабря 2021 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ «Неверная ссылка на документ в научном архиве» (PDF) .
- ^ «Хельсереформен 2002» . 28 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2020 г. . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ «Рейтинг мировых систем здравоохранения Всемирной организации здравоохранения» . photius.com . Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «Результаты EHCI 2015» (PDF) . Электростанция потребителей здоровья. 26 января 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2017 г. . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ «Сокращение очередей в больницах становится проблемой здравоохранения Хёре» . ТВ 2 Новости . 19 июня 2013 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Политические цели и ожидания специализированной службы здравоохранения» . Реггеринген.нет . 30 января 2013 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 г. . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Ринг, Синтия (2 марта 2012 г.). «Норвежский студент Николай Андерсен живет американской мечтой». Пуласки Каунти-Патриот, с. 11.
- ^ ОЭСР (2011), «Время ожидания», в журнале Health at a Glance 2011: Показатели ОЭСР, Издательство ОЭСР, Париж, https://doi.org/10.1787/health_glance-2011-59-en . Архивировано 6 июля 2024 г. на сайте Машина обратного пути .
- ^ «В очереди на медицинское обслуживание меньше людей» . www.faktisk.no . Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Время ожидания в больницах сокращается» . Адресависен . Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Время ожидания в больницах сокращается» . abcnyheter.no . Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Превышает обещание Апа: 600 000 стационарных процедур» . Ежедневная газета . Архивировано из оригинала 6 июля 2024 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Бремя болезней» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 июня 2021 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «Выпущен отчет о бремени болезней в Норвегии» . Норвежский институт общественного здравоохранения . Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «Отчет об общественном здравоохранении: состояние здоровья в Норвегии, 2018 г.» . Институт общественного здравоохранения (на норвежском языке). 14 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «Беременность и материнство в Норвегии — helsenorge.no» . helsenorge.no (на норвежском букмоле). 13 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «Рекордно низкая рождаемость» . ssb.no (на норвежском букмоле). Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «GHO | По категориям | Плотность на 1000 человек — Данные по странам» . apps.who.int . Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «Норвежский институт общественного здравоохранения» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «Международные профили систем здравоохранения 2020 года: полезный ресурс для интерпретации реакции стран на пандемию COVID-19» . Фонд Содружества. 10 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Серьезная ситуация с туберкулезом на международном уровне, но в Норвегии наблюдается спад» . Институт общественного здравоохранения (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 06 апреля 2020 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «Хивинфексион/СПИД» . Folkehelseinstituttet (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 06 апреля 2020 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «Статистика МСИС – Институт общественного здравоохранения» . www.msis.no. Архивировано из оригинала 06 апреля 2020 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «НФИ: О ВИЧ-инфекции 2017» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 июля 2024 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Норвегия .: Платформа знаний об устойчивом развитии» . Sustainabledevelopment.un.org . Архивировано из оригинала 06 апреля 2020 г. Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Добровольные национальные обзоры.: Платформа знаний об устойчивом развитии» . Sustainabledevelopment.un.org . Архивировано из оригинала 06 апреля 2020 г. Проверено 9 сентября 2018 г.