Анархизм в России
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в России развился из народнических и нигилистических движений недовольства правительственными реформами того времени.
Первым россиянином, назвавшим себя анархистом, был революционный социалист Михаил Бакунин , который стал одним из основателей современного анархистского движения в рамках Международной ассоциации рабочих (IWA). В контексте раскола внутри IWA между марксистами и анархистами, русская организация « Земля и воля» также раскололась на марксистскую фракцию , поддерживающую политическую борьбу, и анархистскую фракцию , поддерживающую « пропаганду дела », последняя из которых пошла на уступки. по организации убийства Александра II .
В частности, анархистские группы, такие как « Черное знамя», начали возникать на рубеже 20-го века, кульминацией которых стало участие анархистов в русских революциях 1905 и 1917 годов . Хотя первоначально они поддерживали большевиков , многие анархисты отвернулись от них после Брест-Литовского договора , начав « Третью революцию » против правительства с намерением восстановить советскую демократию . Но эта попытка революции была подавлена к 1921 году, окончательно закончившись подавлением Кронштадтского мятежа и разгромом Революционной повстанческой армии Украины .
Анархистское движение существовало во времена Советского Союза небольшими очагами, в основном в ГУЛАГе , куда отправляли политических заключенных-анархистов, но к концу 1930-х годов его старая гвардия либо бежала в изгнание, либо умерла, либо исчезла во время Великой чистки . После ряда восстаний, последовавших за смертью Сталина , либертарианский коммунизм начал восстанавливаться в рамках диссидентского движения за права человека , а ко времени распада Советского Союза анархистское движение вновь появилось в публичной сфере. . В наши дни анархисты составляют часть оппозиционного движения правительству Владимира Путина .
История [ править ]
анархистов ссылка и Бакунин
В 1848 году, по возвращении в Париж , Михаил Бакунин опубликовал пламенную тираду в адрес России , что стало причиной его изгнания из Франции . Революционное движение 1848 дало ему возможность присоединиться к радикальной кампании демократической агитации, а за участие в Майском восстании в Дрездене 1849 был арестован и приговорен к смертной казни. Смертный приговор , однако, был заменен пожизненным заключением , и в конце концов он был передан российским властям, которые заключили его в тюрьму и наконец отправили в Восточную Сибирь в 1857 году.
Бакунин получил разрешение на переезд в Амурскую область, где начал сотрудничать со своим родственником генералом графом Николаем Муравьевым-Амурским , десять лет занимавшим пост губернатора Восточной Сибири. Когда Муравьева сняли с должности, Бакунин лишился стипендии. Ему удалось бежать, вероятно, при сговоре властей, и в 1861 году он пробился через Японию и США в Англию . Остаток своей жизни он провел в изгнании в Западной Европе , главным образом в Швейцарии .
В январе 1869 года Сергей Нечаев распространил ложные слухи о своем аресте в Санкт-Петербурге , затем уехал в Москву, а затем отправился за границу. В Женеве он выдавал себя за представителя революционного комитета, бежавшего из Петропавловской крепости , и завоевал доверие революционера в изгнании Михаила Бакунина и его друга Николая Огарева .
Бакунин сыграл выдающуюся роль в разработке теории анархизма и руководстве анархистским движением. Он оставил глубокий след в движении русских «революционных разночинцев» 1870-х годов.
В 1873 году Петр Кропоткин был арестован и заключен в тюрьму, но в 1876 году бежал и уехал в Англию , переехав после недолгого пребывания в Швейцарию, где вступил в Юрскую федерацию . В 1877 году он отправился в Париж , где помог начать там анархистское движение. Он вернулся в Швейцарию в 1878 году, где редактировал революционную газету Юрской федерации под названием Le Révolté , впоследствии также публиковал различные революционные брошюры.
Нигилистическое движение [ править ]
После покушения граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов был назначен главой ВИК и наделен чрезвычайными полномочиями по борьбе с революционерами. Предложения Лорис-Меликова предусматривали создание той или иной формы парламентского органа, и император Александр II , похоже, согласился; эти планы так и не были реализованы. 13 марта (1 марта по старому стилю ) 1881 года на Александра было совершено покушение: проезжая по одной из центральных улиц Петербурга, недалеко от Зимнего дворца , он был смертельно ранен самодельными гранатами и умер через несколько часов после этого. Заговорщики Николай Кибальчич , Софья Перовская , Николай Рысаков , Тимофей Михайлов и Андрей Желябов были арестованы и приговорены к смертной казни. Хеся Гельфман была отправлена в Сибирь . Убийцей оказался Игнаций Гриневецкий (Игнатей Гриневицкий), который погиб во время нападения.
Толстовское движение [ править ]
Хотя он не называл себя анархистом, Лев Толстой (1828–1910) в своих более поздних произведениях сформулировал философию, которая сводилась к защите сопротивления государству и повлияла на мировое развитие анархизма, а также пацифизма во всем мире. В серии книг и статей, в том числе «Во что я верю» (1884 г.) [1] ( Russian : В чём моя вера? ) and Christianity and Patriotism (1894), [2] ( Русский : Христианство и патриотизм ) Толстой использовал христианские Евангелия как отправную точку для идеологии, которая считала насилие высшим злом. [3]
Толстой презирал частную собственность на землю, но его анархизм заключался прежде всего в том, что государство существует по существу как инструмент принудительного насилия, которое он считал антитезой всех религиозных учений. Однажды он написал: «Человек, который заранее безоговорочно обещает подчиняться законам, которые созданы и будут созданы людьми, этим самым обещанием отрекается от христианства». [3]
Толстого В 1880-е годы пацифистский анархизм приобрел последователей в России. В последующие десятилетия толстовское движение , которого сам Толстой не ожидал и не поощрял, распространилось по России и в другие страны. Сопротивление войне имело особое значение в России с тех пор, как император Александр II ввел обязательную военную службу в 1874 году. С 1880-х годов до начала 20 века все большее число молодых людей отказывались от военной службы на основании толстовских моральных возражений против войны. Подобные действия трогали Толстого, и он часто участвовал в защите мирных противников в суде. [3]
Многие люди, вдохновленные версией христианской морали Толстого, основали сельскохозяйственные коммуны в различных частях России, объединяя свои доходы и производя себе еду, кров и товары. Толстой ценил такие усилия, но иногда критиковал эти группы за изоляцию от остальной части страны, считая, что коммуны мало что сделали для содействия всемирному движению за мир. [3]
Хотя действия Толстого часто расходились с идеалами, которые он перед собой ставил (например, он владел большим поместьем), его последователи продолжали продвигать толстовское видение мира во всем мире даже после его смерти в 1910 году. [3]
анархизм Индивидуалистический
Индивидуалистический анархизм был одной из трёх категорий анархизма в России, наряду с более известными анархо-коммунизмом и анархо-синдикализмом . [4] Ряды русских анархистов-индивидуалистов формировались преимущественно из интеллигенции и рабочего класса . [4] Для историка-анархиста Пауля Аврича «двумя ведущими представителями индивидуалистического анархизма, оба базирующимися в Москве , были Алексей Алексеевич Боровой и Лев Черный (Павел Дмитриевич Турчанинов). От Ницше они унаследовали стремление к полному перевороту всех ценностей, принятых буржуазным обществом . - политические, моральные и культурные. Более того, под сильным влиянием Макса Штирнера и Бенджамина Такера , немецких и американских теоретиков индивидуалистического анархизма, они требовали полного освобождения человеческой личности от оков организованного общества». [4]
Некоторые русские анархисты-индивидуалисты «нашли высшее выражение своего социального отчуждения в насилии и преступности, другие присоединились к авангардным литературным и художественным кругам, но большинство оставалось «философскими» анархистами , которые вели оживленные салонные дискуссии и разрабатывали свои индивидуалистические теории в тяжеловесных трудах. журналы и книги». [4]
Лев Черный был видным анархистом-индивидуалистом, участвовавшим в сопротивлении приходу к власти большевистской партии. Он придерживался преимущественно Штирнера и идей Бенджамина Такера . В 1907 году он опубликовал книгу под названием «Ассоциативный анархизм» , в которой выступал за «свободное объединение независимых людей». [5] По возвращении из Сибири в 1917 году он пользовался большой популярностью среди московских рабочих как лектор. Черный также был секретарем Московской федерации анархистских групп , образованной в марте 1917 года. [5] Он был сторонником «захвата частных домов». [5] эта деятельность рассматривалась анархистами после Октябрьской революции как прямая экспроприация буржуазии. Он погиб после того, как его обвинили в участии в эпизоде, в котором эта группа разбомбила штаб-квартиру Московского комитета КПСС. Хотя, скорее всего, он не был причастен к взрыву, но мог умереть от пыток. [5]
Черный выступал за ницшеанское ниспровержение ценностей буржуазного российского общества и отвергал добровольные коммуны анархо -коммуниста Петра Кропоткина как угрозу свободе личности. [6] [7] [8] Ученые, включая Аврича и Аллана Антлиффа, интерпретировали это видение общества как находившееся под сильным влиянием анархистов-индивидуалистов Макса Штирнера и Бенджамина Такера . [9] После публикации книги Черный был заключен в тюрьму в Сибири при царском режиме за свою революционную деятельность. [10]
С другой стороны, Алексей Боровой (1876?-1936), [11] был профессором философии Московского университета, «талантливым оратором и автором многочисленных книг, брошюр и статей, в которых предпринимались попытки примирить индивидуалистический анархизм с доктринами синдикализма». [5] Среди других теоретических работ он написал «Анархизм» в 1918 году, сразу после Октябрьской революции. [5] и Анархизм и Закон . [11]
Духоборы [ править ]
16-17 веков Происхождение духоборов восходит к Московии . Духоборы («Борцы с духами») — радикальная христианская секта, придерживавшаяся веры в пацифизм и общинный образ жизни, отвергая при этом светское правительство. В 1899 году наиболее ревностная треть (около 7400) духоборов бежала от репрессий в императорской России и мигрировала в Канаду , преимущественно в провинции Саскачеван и Британская Колумбия . Средства на поездку оплатили Религиозное общество друзей и русский писатель Лев Толстой . Петр Кропоткин предложил Толстому Канаду как убежище для духоборов, потому что во время своего турне по Канаде Кропоткин наблюдал религиозную терпимость, которую испытывают меннониты .
Революция 1905 года [ править ]
Первыми анархистскими группами, привлекшими значительное число последователей из числа русских рабочих и крестьян, были анархо-коммунистические группы «Черное Знамя» , основанные в Белостоке в 1903 году. Они черпали свою поддержку в основном из обедневших и преследуемых евреев рабочего класса « оседлости ». -места на западных границах Российской империи, где «разрешено» было жить евреям. Первое нападение «Черное знамя» совершило в 1904 году, когда Нисан Фарбер, преданный член группы, зарезал штрейкбрехера-промышленника в еврейский День искупления. «Черное знамя», левые эсеры и сионисты Белостока собрались в лесу, чтобы решить свои дальнейшие действия. В конце встречи крики «Да здравствует социальная революция» и «Да здравствует анархия» привлекли полицию на секретное собрание. Последовало насилие, в результате которого многие революционеры были арестованы или ранены. В отместку Нисан Фарбер бросил самодельную бомбу в полицейский участок, убив себя и ранив многих. Он быстро стал революционным мучеником анархистов, а когда В Петербурге разразилось кровавое воскресенье , его действиям стали подражать остальные члены "Черного Знамени". Получение оружия было первой целью. Были совершены рейды на полицейские участки, оружейные магазины и арсеналы, а их запасы были разграблены. Были созданы лаборатории по производству бомб, а деньги, полученные от экспроприации, пошли на закупку большего количества оружия в Вене . Белосток стал зоной боевых действий, практически каждый день — анархистских нападений или полицейских репрессий. Екатеринослав , Одесса , Варшава и Баку становились свидетелями все большего количества ограблений и напряженных перестрелок. В фабрики и особняки самых ненавистных капиталистов бросали динамитные шашки. Рабочим предлагалось свергнуть своих начальников и управлять фабрикой самостоятельно. Рабочие и крестьяне по всей Империи приняли этот совет близко к сердцу, и спорадические восстания в отдаленных сельских районах стали обычным явлением. В особенности западные окраины — города русской Польши , Украины и Литвы вспыхнули гневом и ненавистью.
Революция в черте черт достигла кровавого апогея в ноябре и декабре 1905 года, когда произошел взрыв гостиницы «Бристоль» в Варшаве и кафе «Либман» в Одессе . После подавления Декабрьского восстания в Москве анархисты на некоторое время отступили, но вскоре вернулись к революции. Даже в небольших городах и деревнях в сельской местности были свои боевые группы анархистов. Но ситуация повернулась против революционеров. В 1907 году царский министр Столыпин приступил к реализации своей новой программы «умиротворения». Полиция получила больше оружия, приказы и подкрепления для рейдов на анархистские центры. Полиция выслеживала анархистов до их штаб-квартиры, а затем наносила быстрые и жестокие удары. Анархистов судил военный трибунал, в котором предварительное следствие было отменено, приговоры были вынесены в течение двух дней, а приговоры исполнены немедленно. Вместо того чтобы поддаться позорному аресту, многие анархисты предпочли покончить жизнь самоубийством, когда их загнали в угол. Пойманные обычно перед казнью произносили воодушевляющую речь о справедливости и анархии, в манере Равашоль и Эмиль Анри . К 1909 году большинство анархистов были либо мертвы, либо сосланы, либо находились в тюрьме. Анархизму не суждено было возродиться в России до 1917 года.
Февральская революция [ править ]
В 1917 году Петр Кропоткин вернулся в Петроград , где помогал Александра Керенского формулировать Временному правительству политику. Свою деятельность он свернул с приходом к власти большевиков .
После отречения царя Николая II в феврале 1917 года и последующего создания Временного правительства многие российские анархисты присоединились к большевикам в кампании за дальнейшую революцию. После репрессий после революции 1905 года в России медленно и тихо росли новые анархистские организации, и в 1917 году появилась новая возможность положить конец государственной власти. [12]
Хотя в течение следующего года они стали считать большевиков предателями дела социализма, городские анархистские группы первоначально видели в Ленине и его товарищах союзников в борьбе против капиталистического гнета. Понимая необходимость широкой поддержки в своем стремлении к коммунизму, Ленин часто сознательно апеллировал к анархистским настроениям в течение восьми месяцев между Февральской и Октябрьской революциями. [13] Многие анархисты-оптимисты интерпретировали ленинский лозунг «Вся власть Советам!» как потенциал России, управляемой автономными коллективами без бремени центральной власти. [14] Ленин также описал триумф коммунизма как окончательное « отмирание государства ». [15] Однако все это время анархисты по-прежнему опасались большевиков. Михаил Бакунин , герой русского анархизма, выразил скептицизм по поводу научной, чрезмерно рациональной природы марксизма. Он и его последователи предпочитали более инстинктивную форму революции. [16] Один из них, Билл Шатов, назвал анархистов «романтиками революции». [17] Их стремление сдвинуть дело с мертвой точки стало очевидным во время Июльских дней , когда петроградские солдаты, матросы и рабочие восстали, пытаясь захватить власть Петроградского Совета . Хотя это мероприятие не было организовано анархистами, анархисты Петрограда сыграли большую роль в побуждении жителей города к действиям. В любом случае, восстание не позабавило Ленина, и он приказал участникам замолчать, пока он не скажет им обратное. [18]
Несмотря на некоторую напряженность между группами, анархисты по-прежнему поддерживали Ленина вплоть до Октябрьской революции. Несколько анархистов участвовали в свержении Временного правительства и даже Военно-революционного комитета, организовавшего переворот. [19]
Октябрьская революция [ править ]
Поначалу некоторым анархистам казалось, что революция может положить начало безгосударственному обществу, о котором они давно мечтали. На этих условиях были заключены некоторые большевистско-анархистские союзы. В Москве самые опасные и критические задачи во время Октябрьской революции легли на плечи анархистского полка, возглавляемого старыми либертарианцами, и именно они выбили белых из Кремля, Метрополя и других оборонительных сооружений. Кроме того, именно матрос-анархист возглавил атаку на Учредительное собрание в октябре 1917 года. Некоторое время анархисты радовались, воодушевляясь мыслью о новой эпохе, которую завоевала Россия.
Отношения между большевиками и анархистами вскоре испортились, поскольку различные анархистские группы поняли, что большевики заинтересованы не в плюрализме, а, скорее, в централизованном однопартийном правлении. Несколько видных анархистских деятелей, таких как Билл Шатов и Юда Рощин, несмотря на свое разочарование, призвали анархистов сотрудничать с большевиками в нынешнем конфликте в надежде, что будет время для переговоров. [17] Но большинство анархистов довольно быстро разочаровались в своих предполагаемых союзниках-большевиках, которые захватили советы и поставили их под коммунистический контроль.
Ощущение предательства достигло апогея в марте 1918 года, когда Ленин подписал Брест-Литовский мирный договор с Германией. Хотя большевистские лидеры утверждали, что договор был необходим для развития революции, анархисты широко считали его чрезмерным компромиссом, противодействующим идее международной революции. [20] Большевики начали рассматривать анархистов как законную угрозу и связанную с ними преступность, такую как грабежи , экспроприации и убийства , с анархистскими ассоциациями. Впоследствии Совет Народных Комиссаров (Совнарком) решил ликвидировать преступное безрассудство, связанное с анархистами, и разоружить все анархистские группы перед лицом их воинственности. [21] После нескольких месяцев растущего анархистского сопротивления и истощения большевистского терпения коммунистическое правительство весной 1918 года решительно раскололось со своими либертарианскими агитаторами. В Москве и Петрограде вновь сформированная ЧК была отправлена для роспуска всех анархистских организаций, и в значительной степени это удалось. [22]
В ночь на 12 апреля 1918 года ЧК совершила обыск в 26 анархистских центрах в Москве , в том числе в Доме анархии — штаб-квартире Московской федерации анархистских групп. Ожесточенный бой разгорелся на улице Малая Димитровка. Около 40 анархистов были убиты или ранены и около 500 заключены в тюрьму. В боях также погибло около дюжины агентов ЧК. Анархисты присоединились к меньшевикам и левым эсерам в бойкоте первомайских торжеств 1918 года. Большевистские репрессии против анархистских организаций вызвали серию покушений на российское коммунистическое руководство . [23]
К этому времени некоторые воинственные диссиденты-анархисты вооружились и сформировали группы так называемых « черных гвардейцев », которые продолжали в небольших масштабах бороться с коммунистической властью, когда началась Гражданская война. [24] Однако городское анархистское движение было мертво.
Гражданская война [ править ]
Антрополог Эрик Вольф утверждает, что восставшие крестьяне являются «естественными» анархистами. [25] Первоначально благосклонно относясь к большевикам за предложенную ими земельную реформу, к 1918 году крестьяне в основном стали презирать новое правительство, поскольку оно становилось все более централизованным и эксплуататорским в отношениях с сельским населением. Марксисты-ленинисты никогда не оказывали большого доверия крестьянам, и во время Гражданской войны против белых армий Красная Армия в основном использовала крестьянские деревни как поставщики зерна, которое она «реквизировала» или, другими словами, захватывала силой. [26]
Большие группы крестьян, а также дезертиры из Красной Армии, подвергавшиеся равному насилию со стороны красных и вторгшихся белых армий, сформировали «зеленые» армии, которые одинаково сопротивлялись как красным, так и белым. У этих сил не было большой политической программы, как у их врагов, по большей части они просто хотели прекратить притеснения и получить возможность управлять собой. Хотя «Зеленые армии» в значительной степени игнорировались историей (и советскими историками в частности), они представляли собой грозную силу и серьезную угрозу победе красных в Гражданской войне. Даже после того, как партия объявила об окончании Гражданской войны в 1920 году, красно-зеленая война продолжалась некоторое время. [26]
Генералы Красной Армии отмечали, что во многих регионах крестьянские восстания находились под сильным влиянием анархистских лидеров и идей. [26] [27] На Украине самым известным лидером крестьянских повстанцев был генерал-анархист по имени Нестор Махно . Первоначально Махно вел свои войска в сотрудничестве с Красной Армией против белых. В том регионе Украины, где дислоцировались его войска, Махно руководил развитием автономной системы управления, основанной на продуктивной координации общин. По словам Питера Маршалла, историка анархизма: «Более года анархисты управляли большой территорией, что является одним из немногих примеров анархии, действующей в больших масштабах в современной истории. [28]
Неудивительно, что большевики стали рассматривать эксперимент Махно по самоуправлению как угрозу, которую необходимо устранить, и в 1920 году Красная Армия попыталась взять под свой контроль силы Махно. Они сопротивлялись, но офицеры (не включая самого Махно) были арестованы и казнены к концу 1920 года. Махно продолжал сражаться, прежде чем в следующем году отправиться в ссылку в Париж. [29]
Третья русская революция [ править ]
Попытка Третьей русской революции началась в июле 1918 года с убийства посла Германии в Советском Союзе с целью помешать подписанию Брест-Литовского мирного договора . Сразу за этим последовал артиллерийский обстрел Кремля и захват зданий телеграфа и телефона левыми эсерами , которые разослали несколько манифестов с призывом к народу восстать против своих угнетателей и уничтожить большевистский режим. Но хотя москвичи не выполнили этот приказ, крестьяне Южной России энергично откликнулись на этот призыв к оружию. Банды анархистов-террористов «Черного Знамени» и «Безначалов» вспыхнули так же стремительно и яростно, как и в 1905 году. Анархисты в Ростове , Екатеринославе и Брянске врывались в тюрьмы, чтобы освободить заключенных-анархистов, и выпускали пламенные прокламации, призывающие народ к восстанию против большевистского режима. . Боевые отряды анархистов атаковали как белых , так и красных и немцев. Многие крестьяне присоединились к революции, нападая на своих врагов серпами и вилами. Тем временем в Москве Казимиром Ковалевичем и Петром Собалевым были сформированы «Анархисты-подпольщики», которые должны были стать ударными отрядами Революции, проникающими в ряды большевиков и наносящими удары, когда их меньше всего ожидают. 25 сентября 1919 года анархисты-подпольщики нанесли большевикам самый тяжелый удар революции. Здание Московского комитета Коммунистической партии было взорвано, в результате чего 12 человек погибли и 55 получили ранения, в том числе Николай Бухарин и Эмилиан Ярославский. Воодушевленные своим очевидным успехом, анархисты-подпольщики провозгласили новую «эру динамита», которая окончательно уничтожит капитализм и государство. В ответ большевики начали новую волну массовых арестов, в ходе которой Ковалевич и Собалев были расстреляны первыми. Поскольку их лидеры мертвы, а большая часть их организации разрушена, оставшиеся подпольные анархисты взорвали себя в своей последней битве с ЧК, забрав с собой большую часть своего убежища. Многочисленные нападения и убийства происходили часто, пока революция окончательно не утихла в 1922 году. Хотя революция была в основном инициативой левых эсеров, именно анархисты пользовались поддержкой большего числа населения, и они участвовали почти во всех нападениях, Левые эсеры организовались, причем многие по собственной инициативе. Самые знаменитые деятели Третьей русской революции , Лев Черный и Фаня Барон, оба были анархистами.
В изгнании [ править ]
После подавления анархистского движения в России ряд анархистов бежали из страны в изгнание, такие как Эмма Гольдман , Александр Беркман , Александр Шапиро , Волин , Марк Мрачный , Григорий Максимов , Борис Еленский , Сеня Флешин и Молли Стеймер , которые уехали о создании организаций по оказанию помощи политзаключенным-анархистам в России. [30]
Для разочарованных русских анархистов-эмигрантов опыт русской революции полностью оправдал более раннее заявление Михаила Бакунина о том, что «социализм без свободы — это рабство и скотство». [31] Русские анархисты, живущие за границей, начали открыто нападать на «новых королей» Коммунистической партии , критикуя НЭП как реставрацию капитализма и сравнивая Владимира Ленина с испанским инквизитором Томасом де Торквемада , итальянским политическим философом Никколо Макиавелли и французским революционером Максимилианом Робеспьером. . Они выступили в оппозиции к большевистскому правительству, призывая к разрушению российского государственного капитализма и замене его рабочим самоуправлением заводских комитетов и советов . [32] Но хотя изгнанники-анархисты были едины в своей критике большевистского правительства и признании того, что российское анархистское движение рухнуло из-за его дезорганизации, их внутренние разногласия сохранялись: анархо-синдикалисты вокруг Григория Максимова , Ефима Ярчука и Александра Шапиро основали «Рабочие». Путь как свой орган, а анархо-коммунисты вокруг Петра Аршинова и Волина основали «Анархистский Вестник» как свой собственный. [33]
Анархо-синдикалисты стремились решить проблему анархической дезорганизации посредством основания новой международной организации, кульминацией которой стало создание Международной ассоциации рабочих (IWA) в декабре 1922 года. [34] IWA проанализировала события Русской революции как проект построения государственного социализма, а не революционного социализма , призвала к созданию профсоюзов для получения краткосрочных выгод, одновременно продвигаясь к всеобщей забастовке , и заявила, что их целью является социальная революция , которая упразднит централизованные государства и заменит их сетью рабочих советов . [35] Позже Максмиофф переехал в США , где редактировал «Голос рабочего» , русскоязычное издание организации «Промышленные рабочие мира» (IWW). [36]
Тем временем анархо-коммунисты вокруг журнала «Рабочее дело» начали развивать платформистскую тенденцию , призывая к построению тесно скоординированной анархической организации, которую поддерживали главным образом Петр Аршинов и Нестор Махно . [37] Эта платформа подверглась критике как авторитарная со стороны ряда несогласных, в том числе Волина, Сени Флешина и Молли Стеймер . [38] Вспыльчивая реакция Аршинова и Махно на эту критику вызвала гнев других российских эмигрантов, таких как Александр Беркман и Эмма Гольдман , которые осудили их соответственно как «большевиков» и «милитаристов». [39] одновременно выражая отвращение к фракционности Флешина и Штаймера. [40]
В конце 1920-х годов ряд ссыльных анархистов решили вернуться в Россию и обратились за разрешением к советскому правительству. С помощью правого оппозиционера Николая Бухарина Ефиму Ярчуку разрешили вернуться в 1925 году, после чего он вступил в Коммунистическую партию. [41] В 1930 году Аршниов также вернулся в Россию по амнистии и вступил в Коммунистическую партию, оставив «Дело Труда» в руках редакции Григория Максимова. [42] При Максимове издание заняло заметную синдикалистскую позицию, а также предложило платформу другим анархистским течениям, став самым важным изданием русских анархических изгнанников. [43] Максимов попытался преодолеть разрыв между анархо-синдикалистами и анархо-коммунистами, опубликовав социальное кредо , в котором была попытка синтезировать их в духе Петра Кропоткина более ранних работ . Максимов предлагал создание сельскохозяйственных кооперативов и заводских комитетов , которые могли бы следить за улучшением условий и сокращением рабочего времени в период перехода к коммунизму , замену тюрем учреждениями общественного благосостояния и расформирование постоянных армий в пользу «народной милиции». принятие распределения продукции на себя сетью жилищно - потребительских кооперативов . [44] Он также осудил Коммунистический Интернационал и заявил, что IWA была истинной преемницей Первого Интернационала Карла Маркса и Михаила Бакунина из-за их приверженности идее о том, что «освобождение рабочего класса является задачей самих рабочих». осуждая централизацию как неизбежно ведущую к бюрократии , о чем свидетельствуют события в России. [45] В последние годы жизни Максимов опубликовал свою историю Советского Союза «Гильотина за работой» и отредактировал собрание сочинений Михаила Бакунина. [46]
Остатки русских анархистов-ссыльных начали уменьшаться в 1930-е годы, поскольку их журналы стали реже публиковаться и наполняться переизданиями старых текстов, их деятельность в основном заключалась в праздновании годовщин прошлых событий, а их критика все чаще направлялась в адрес Иосифа Сталина и Адольфа. Гитлер . События Испанской революции ненадолго возродили движение изгнанников, но после поражения республиканцев в гражданской войне в Испании изгнанники в основном прекратили свою деятельность. [47] В этот период начали умирать некоторые из изгнанных анархистов старой гвардии, в том числе Александр Беркман и Эмма Гольдман в конце 1930-х годов, а также Волин, Александр Шапиро и Григорий Максимов после победы союзников во Второй мировой войне . [48] Выживший абба Гордин с тех пор отошел от коммунизма, опубликовав в 1940 году критику марксизма , в которой пришел к выводу, что это идеология «привилегированного класса политико-экономических организаторов», а не рабочих, и далее охарактеризовал русскую революцию как «управленческую революцию». революция". Гордин все больше тяготел к национализму , кульминацией которого стало принятие им сионизма и его возможная эмиграция в Израиль , где он умер в 1964 году. [49]
В Советском Союзе [ править ]
При НЭПе [ править ]
После подавления Кронштадтского восстания Коммунистической партии 10-й съезд провел новую экономическую политику (НЭП), которая положила конец военному коммунизму и превратила советскую экономику в форму государственного капитализма . [50] Многие из «советских анархистов», ранее стремившихся к примирению с большевистским правительством, быстро разочаровались в политике НЭПа, которую они считали шагом назад от своих революционных целей, и впоследствии ушли со своих постов, чтобы заняться научной деятельностью. . [51]
Конгресс также установил подавление любой оставшейся оппозиции большевистскому правлению, запретил внутрипартийные фракции, такие как Рабочая оппозиция , и приказал провести чистку от анархистских и синдикалистских элементов. [52] Анархисты были задержаны ЧК и преданы суду Революционного трибунала , многие из них были либо приговорены к ссылке, либо отправлены в концентрационные лагеря , где они пережили тяжелые условия жизни. [50] Политические заключенные-анархисты в Соловецком лагере протестовали против своего интернирования серией голодовок , некоторые даже совершали самосожжение , что привело к их высылке с Соловецких островов и расселению по различным другим ГУЛАГам на Урале и в Сибири . [53] Некоторые ключевые фигуры анархистской старой гвардии начали умирать в этот период, в том числе Петр Кропоткин , Варлам Черкезишвили , Ян Вацлав Махайский и Аполлон Карелин . [54]
Правительство большевиков действительно позволяло некоторой анархистской деятельности мирно продолжаться на протяжении 1920-х годов. Книжный магазин, принадлежавший «Голосу труда», оставался открытым и публиковал собрание сочинений Михаила Бакунина , работу Кропоткинского музея разрешили беспрепятственно продолжать, а ряд видных анархистов добились разрешения публично протестовать против казни итальянско-американского анархиста Никола. Сакко и Бартоломео Ванцетти . [55] Однако к 1928 году разразился фракционный спор по поводу контроля над Кропоткинским музеем, несмотря на попытки вдовы Кропоткина Софьи обеспечить будущее музея. [56] а в следующем году заведения, принадлежавшие «Голосу труда», были окончательно закрыты властями. [57] Толстовское движение также было вынуждено переместить свою «Коммуну жизни и труда» в Сибирь , где ряд ее членов были арестованы. [58]
При сталинизме [ править ]
После создания Советского Союза тройка Владимир Ленин остался недееспособным из-за инсульта, и , состоящая из Льва Каменева , Иосифа Сталина и Григория Зиновьева, взяла на себя контроль над государством. Правительству Тройки на короткое время противостояли советские коммунисты , Рабочей группы но они были быстро исключены из Коммунистической партии и в конечном итоге полностью репрессированы. [59] Когда Ленин умер от недуга, борьба за власть вспыхнула между различными фракциями Коммунистической партии: правым во главе с Николаем Бухариным , центром во главе с «Тройкой» и левым крылом во главе со Львом Троцким .
Когда Сталин объединился с правой политикой социализма в одной стране , «Тройка» распалась, а Каменев и Зиновьев образовали « Объединенную оппозицию » в коалиции с левыми. Оппозиция требовала свободы выражения мнений внутри партии, призывала к прекращению новой экономической политики (НЭП) и предлагала быструю индустриализацию экономики и сокращение государственной бюрократии . «Анархо-большевик» Виктор Серж впоследствии по возвращении в страну присоединился к оппозиции, но предсказал ее поражение от рук реакционных сил внутри партии. Оппозиция потерпела поражение на 15-м съезде партии , многие ее члены были исключены из партии и отправлены в ссылку, где Серж стал откровенным критиком авторитарного способа управления страной Сталина, назвав советское правительство « тоталитарным ». Анархо-синдикалист Максим Раевский , ранее редактировавший «Голос труда» и «Буревестник» , также был арестован за публикацию платформы оппозиции. [57]
После чистки оппозиции Иосиф Сталин завершил свой приход к власти . Впоследствии он порвал с новой экономической политикой (НЭП) и перевел экономику в сторону пятилетнего плана и быстрой индустриализации принудительной коллективизации , что ознаменовало начало сталинской эпохи . Введение тоталитаризма в Советском Союзе быстро положило конец анархистской деятельности, к которой терпели в 1920-е годы при НЭП, поскольку была развязана новая волна политических репрессий , когда многие анархисты были арестованы и сосланы в Сибирь и Среднюю Азию. . [57] Во время ссылки в Тобольске анархист Дмитрий Венедиктов был арестован по обвинению в «распространении слухов о кредитах и недовольстве советской властью» и через три дня приговорен к расстрелу без апелляции. [60]
Во время Великой чистки многие участники революции были арестованы и казнены, в том числе ряд старых большевиков , троцкистов и анархистов. Было отмечено, что ряд членов старой анархистской гвардии, таких как Александр Атабекян , Герман Аскаров и Алексей Боровой, погибли во время чистки. [57] а другие, такие как Арон Барон, исчезли после освобождения из тюрьмы. Даже Ефим Ярчук и Петр Аршинов , которые оба пережили сближение с большевиками и вернулись в Советский Союз, также исчезли во время чистки. [41] К 1937 году Коммуна жизни и труда была преобразована в государственный колхоз , ее члены были арестованы и отправлены в трудовые лагеря , а их поселения полностью расформированы. А к 1938 году те немногие оставшиеся люди, которые содержали Кропоткинский музей, сами стали объектом репрессий, что привело к закрытию музея после смерти Софьи Кропоткиной . [61]
Но, несмотря на уничтожение старой анархистской гвардии во время чистки, анархистская деятельность продолжалась в меньших масштабах. В ГУЛАГе появилось новое поколение анархистов, некоторые из которых участвовали в 15-дневной голодовке в ШИЗО в Ярославле . [62] После победы союзников во Второй мировой войне многие военнопленные, освобожденные Красной Армией, впоследствии были депортированы в лагеря ГУЛАГа в Сибири. Там ряд военнопленных-марксистов и анархистов основали Демократическое движение Северной России, которое организовало в 1947 году восстание, которое распространилось по нескольким лагерям, прежде чем было подавлено армией. [63] Анархистские тенденции впоследствии распространились во многих сибирских лагерях, достигнув кульминации в 1953 году, когда смерть Сталина повлекла за собой волну восстаний , в некоторых из которых участвовали анархисты. В Норильском восстании , в частности, активное участие приняли ряд украинских махновцев. [63]
Во время оттепели [ править ]
Борьба за власть, последовавшая после смерти Сталина, закончилась консолидацией контроля Никитой Хрущёвым , который осуществил программу реформ , ослабившую политические репрессии и цензуру , освободившую миллионы политических заключённых из ГУЛАГа и осуществившую десталинизацию советского общества. . Диссидентское вдохновленных протестное движение начало возникать в общественной сфере впервые за десятилетия: ряд либертарианских коммунистов, югославским развивали социалистическим самоуправлением, антиэтатистские тенденции , а некоторые даже продолжали называть себя анархистами. [64]
Хрущев начал подавление зарождающегося анархистского движения, в результате чего многие представители нового поколения оказались в лагерях ГУЛАГа, часто по обвинению в « антисоветской пропаганде ». Учитывая, что открыто идентифицировать себя как анархиста было опасно, некоторые анархисты отождествляли себя с зарождающимся движением за права человека . [65] Анархисты в Ленинграде были арестованы за оказание помощи диссиденту Юрию Галанскову , а один докер-анархист был арестован за агитацию среди своих коллег. [63]
В эпоху застоя [ править ]
В эпоху застоя в 1978 году коллективом ленинградских студентов была создана новая группа, известная как «Левая оппозиция». Возглавляемая либертарианским социалистом , Александром Скобовым они основали в городе коммуну, которая выступала в качестве места встреч. для левых советских диссидентов и издавали собственный журнал «Перспективы» . [66] В журнале публиковались статьи ряда авторов различных направлений, в том числе авторов-анархистов, таких как Михаил Бакунин , Петр Кропоткин и Даниэль Кон-Бендит . [67] а также такие авторы-марксисты, как Лев Троцкий и Герберт Маркузе . Идеи, опубликованные в их программе, характеризовались как « ультралевые », позиционирующие себя против советского государства и в пользу свободы объединений и права на самоопределение . Некоторые более радикальные члены группы, вдохновленные Фракцией Красной Армии , даже призывали к использованию вооруженной борьбы и нелегальных методов против государства. [68] но ее лидеры Аркадий Цурков и Александр Скобов поощряли ненасилие . Группа планировала организовать конференцию, которая объединила бы левые диссидентские группы со всего Союза, но запланированная конференция была отложена ортодоксальной марксистской группой и в конечном итоге полностью отменена из-за политических репрессий, препятствующих прибытию делегатов. На коммуну был совершен обыск, ее члены последовали за ней, а лидеры были приговорены к годам заключения в ГУЛАГе. [66]
Когда Коммунистическая партия начала терять контроль над властью и перед лицом растущего национализма , российские анархисты призывали к децентрализации и федерализму как к пути вперед, еще раз предлагая более раннюю модель Михаила Бакунина для реорганизации региона в «регион». свободная федерация автономных республик». Но после попытки советского государственного переворота в 1991 году , во время которой члены КАС защищали баррикаду у Белого дома , распад Советского Союза произошел Российская Федерация . и была создана [67]
Российская Федерация [ править ]
Современные анархистские группы в России включают Конфедерацию революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ) и либертарианское коммунистическое « Автономное действие» , обе из которых выступают за прямые действия, забастовки и антифашистские действия. Сибирская Конфедерация Труда объединяет анархо-синдикалистов по всей России. По оценкам, в начале 2010-х годов от 800 до 1000 россиян были активными анархистами. [69]
Российская анархистская группа «Автономное действие » сыграла важную роль в российском протестном движении 2011–2013 годов против режима Владимира Путина. [70] В августе 2013 года на XII Конгрессе Автономного Действия произошел внутриорганизационный конфликт, переросший в раскол организации. [71] В течение нескольких месяцев в России действовали две организации, носившие название «Автономное действие» и стоящие на схожих либертарианско-коммунистических позициях. Однако 27 октября 2013 года отколовшаяся часть участников приняла название «Автономное действие (эсеровское)» (АДСР). [72] (позже эта организация была переименована в « Народную самооборону » [73] )
31 октября 2018 года Михаил Жлобицкий семнадцатилетний студент колледжа совершил теракт-смертник против местного управления ФСБ в Архангельске . [74] [75] В сообщении в соцсети, предположительно опубликованном Жолбицким перед нападением, говорилось, что он был анархо-коммунистом и совершил нападение на ФСБ из-за их постоянного применения пыток и фабрикации доказательств. [76]
Русско-украинская война [ править ]
Анархисты сыграли значительную роль в российском противодействии вторжению на Украину в 2022 году , включая поджоги военных комиссариатов в 2022 году . The Insider назвал Боевую организацию анархо-коммунистов «самой активной «подрывной» силой» в стране с начала вторжения. [77] 19 апреля 2023 года Дмитрий Петров , один из основателей организации, погиб в бою под Бахмутом, сражаясь на стороне Сил территориальной обороны Украины . [78]
анархисты Известные
- Peter Arshinov
- Анастасия Бабурова
- Михаил Бакунин
- Аида Басевич
- Алексей Боровой
- Лев Черный
- Владимир Чертков
- Сэм Долгофф
- Вера Фигнер
- Aleksandr Ge
- Эмма Голдман
- Очень Гроссман
- Аполлон Карелин
- Петр Кропоткин
- Анна Кулишофф
- Anatoly Lamanov
- Нестор Махно
- Grigorii Maksimov
- Сергей Нечаев
- Степан Петриченко
- Борис Пильняк
- Dmitry Ivanovich Popov
- Виктор Серж
- Лев Толстой
- Волин
Организации [ править ]
- Земля и свобода (1876–1879)
- Народная воля (1879–1887)
- Черное Знамя (1903–?)
- Московская федерация анархистских групп (1917–1918).
- Черная гвардия (1917–1919)
- Универсалисты (1920–1921)
- Конфедерация анархо-синдикалистов (1988–1995)
- Сибирская конфедерация труда (1995 – настоящее время)
- Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (1995 – настоящее время)
- Новая революционная альтернатива (1996–2000)
- Автономное действие (2002 – настоящее время)
- Народная самооборона (2013 – настоящее время)
- Боевая организация анархо-коммунистов (2018 – настоящее время)
См. также [ править ]
- Анархизм в Беларуси
- Анархизм в Украине
- История коммунизма в Советском Союзе
- Кронштадтское восстание
- Makhnovshchina
- Платформизм
Ссылки [ править ]
- ^ Толстой, Лев Николаевич (1885). Во что я верю . Козимо Классика религии и духовности. Нью-Йорк: Cosimo, Inc. (опубликовано в 2007 г.). ISBN 9781602067226 . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Толстой, Лев Николаевич (1894). «Христианство и патриотизм». Духовные произведения Льва Толстого: Исповедь, Царство Божие внутри вас, Во что я верю, Христианство и патриотизм, Разум и религия, Евангелие кратко и многое другое . e-artnow (опубликовано в 2016 г.). ISBN 9788026852469 . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Брок, Питер (1991). Свобода от войны: несектантский пацифизм 1814-1914 гг . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 185–220. ISBN 9780802058836 . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Аврич 1971 , с. 56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Выдающиеся анархисты и левые либертарианцы» . Архивировано из оригинала 28 октября 2010 г. Проверено 28 октября 2010 г.
- ^ Аврич 1971 , с. 180
- ^ Аврич 1971 , с. 254
- ^ Chernyi, Lev (1923) [1907]. Novoe Napravlenie v Anarkhizme: Asosiatsionnii Anarkhism (Moscow; 2nd ed.). New York.
- ^ Антлифф, Аллан (2007). «Анархия, власть и постструктурализм» (PDF) . Субстанция . 36 (113): 56–66. дои : 10.1353/sub.2007.0026 . S2CID 146156609 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 апреля 2016 г. Проверено 10 марта 2008 г.
- ^ Филлипс, Терри (осень 1984 г.). «Лев Черный» . Матч! (79). Архивировано из оригинала 11 февраля 2008 г. Проверено 10 марта 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б http://quod.lib.umich.edu/cgi/t/text/text-idx?c=labadie;cc=labadie;view=toc;idno=2917084.0001.001 . Архивировано 1 февраля 2014 г. в Wayback Machine . Анархизм и закон». о брошюрах об анархизме в коллекции Лабади
- ^ Маршалл 2008 , стр. 470–471.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 471–472.
- ^ Маршалл 2008 , с. 471.
- ^ Аврич 1967 , стр. 343–344.
- ^ Аврич 1966 , с. 382.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аврич 1968 , стр. 296–297.
- ^ Аврич 1967 , стр. 345–346.
- ^ Маршалл 2008 , с. 472.
- ^ Аврич 1967 , стр. 348–349.
- ^ Гудвин 2010 , с. 48.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 472–473.
- ^ Гроссман 2020 , с. 230.
- ^ Аврич 1967 , стр. 349–350.
- ^ Вольф, Эрик. «Крестьяне и революция», Революции: теоретические, сравнительные и исторические исследования. Джек Голдстоун, изд. 2002.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Владимир Н. Бровкин, «За линией фронта гражданской войны: политические партии и общественные движения в России, 1918-1922». Принстон, 1994, с. 127-62, 300.
- ^ Орландо Файджес, «Красная Армия и массовая мобилизация во время гражданской войны в России 1918-1920 гг.», Прошлое и настоящее, № 129 (1990), стр. 168-211.
- ^ Маршалл 2008 , с. 473.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 473–475.
- ^ Аврич 1971 , стр. 235–236.
- ^ Аврич 1971 , с. 237-238.
- ^ Аврич 1971 , с. 238.
- ^ Аврич 1971 , стр. 238–239.
- ^ Аврич 1971 , с. 239.
- ^ Аврич 1971 , с. 239-240.
- ^ Аврич 1971 , с. 247.
- ^ Аврич 1971 , с. 241.
- ^ Аврич 1971 , стр. 241–242.
- ^ Аврич 1971 , с. 242.
- ^ Аврич 1971 , стр. 243–244.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аврич 1971 , с. 245.
- ^ Аврич 1971 , стр. 242–243.
- ^ Аврич 1971 , стр. 247–248.
- ^ Аврич 1971 , с. 248.
- ^ Аврич 1971 , стр. 248–249.
- ^ Аврич 1971 , с. 249.
- ^ Аврич 1971 , с. 246.
- ^ Аврич 1971 , стр. 246–247.
- ^ Аврич 1971 , стр. 249–250.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аврич 1971 , с. 234.
- ^ Аврич 1971 , стр. 244–245.
- ^ МакНил 1974 , стр. 119–129.
- ^ Аврич 1971 , стр. 234–235.
- ^ Аврич 1971 , с. 236.
- ^ Аврич 1971 , с. 237.
- ^ Аврич 1971 , с. 243.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Аврич 1971 , с. 244.
- ^ Solzhenitsyn 2007a , p. 51.
- ^ Аврич 1984 , стр. 1–29.
- ^ Солженицын 2007c , стр. 348–349.
- ^ Аврич 1971 , стр. 245–246.
- ^ Solzhenitsyn 2007a , pp. 473–474.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Выход 1980 года .
- ^ Культурный, Наступательный (1978). «Маргинальность и повседневные излишества в СССР». Утро блюза (на французском языке) (2). Париж : Культурно-наступательный коллектив. ISSN 0180-7722 . OCLC 473194987 .
- ^ Эмигрант (январь 1979 г.). «Анархисты в СССР, письмо эмигранта в CIRA». Либертарианский фронт (на французском языке) (102). Париж : Анархистская революционная организация. ISSN 0154-4233 . OCLC 473173562 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нечаев, Вадим (апрель 1979 г.). «Платформа левой оппозиции». Освобождение (на французском языке). Париж . ISSN 0335-1793 . OCLC 472874342 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл 2008 , с. 478.
- ^ Нечаев, Вадим (1979). «Левая оппозиция». Трудовой фокус на Восточную Европу (3). Лондон : Рутледж . ISSN 0141-7746 . OCLC 1150486275 .
- ^ Росс, Кэмерон (2016). Системная и несистемная оппозиция в РФ: пробуждается гражданское общество? . Тейлор и Фрэнсис. п. 124. ИСБН 978-1-317-04722-3 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 г. Проверено 4 июля 2017 г. См. также Бученков, Д. Е (2009). Анархисты в России в конце ХХ века . Москва: Либроком. ISBN 978-5-397-00516-6 .
- ^ "Кто там хромает левой?" . 7 November 2013. Archived from the original on 22 July 2019 . Retrieved 22 July 2019 .
- ^ "Заявление московской группы Автономного Действия по поводу сайта "автоном-инфо" " . Autonomous Action . 23 August 2013. Archived from the original on 2019-12-09.
- ^ "26—27 октября 2013 года прошел внеочередной XIII(I) съезд организации Автономное Действие" . Archived from the original on 2019-08-09 . Retrieved 2021-02-16 .
- ^ "Организация "Народная Самооборона" " . Archived from the original on 2021-01-12 . Retrieved 2021-02-16 .
- ^ «Российский подросток взорвал себя в здании ФСБ, что повлекло за собой расследование терроризма» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 28 ноября 2018 г. Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ «Бомба взорвалась в российском агентстве безопасности, ранив троих сотрудников» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2018 г. Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ «Подросток взорвал себя в штаб-квартире российской безопасности» . Новости Би-би-си . 2018-10-31. Архивировано из оригинала 21 декабря 2018 г. Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ "Этот поезд в огне: как российские партизаны поджигают военкоматы и пускают поезда под откос" . The Insider (in Russian). Archived from the original on 2022-08-10 . Retrieved 2022-08-11 .
- ^ Вениамин Волин (20 мая 2023 г.). "Ультралевый российский активист, воевавший на стороне Украины, убит в Бахмуте. Его друг вспоминает, как он оказался в Украине и за что воевал" . Новая газета Европа . Архивировано из оригинала 17 июня 2023 года . Проверено 17 июня 2023 г.
Библиография [ править ]
- Аврич, Пол (1966). «Анархизм и антиинтеллектуализм в России» . Журнал истории идей . 27 (3). Филадельфия : Издательство Пенсильванского университета : 381–90. дои : 10.2307/2708592 . ISSN 0022-5037 . JSTOR 2708592 . LCCN 42051802 . OCLC 884607792 .
- Аврич, Пол (1967). «Анархисты в русской революции» . Русское обозрение . 26 (4). Хобокен, Нью-Джерси : Уайли-Блэквелл : 341–350. дои : 10.2307/126893 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 126893 . LCCN 43016148 . OCLC 473067959 .
- Аврич, Пол (1968). «Русские анархисты и гражданская война» . Русское обозрение . 27 (3). Хобокен, Нью-Джерси : Уайли-Блэквелл : 296–306. дои : 10.2307/127258 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 127258 . LCCN 43016148 . OCLC 473067959 .
- Аврич, Пол (1971) [1967]. Русские анархисты . Принстон : Издательство Принстонского университета . ISBN 0-691-00766-7 . OCLC 1154930946 .
- Аврич, Пол (1984). «Большевистская оппозиция Ленину: Г. Т. Мясников и рабочая группа» . Русское обозрение . 43 (1). Хобокен, Нью-Джерси : Уайли-Блэквелл : 1–29. дои : 10.2307/129715 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 129715 . LCCN 43016148 . OCLC 473067959 . Архивировано из оригинала 3 мая 2012 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- Изток (1980). «Об анархизме в СССР (1921–1979)» . Изток: Периодичное описание (1). Париж : Франко-болгарская дружба. ISSN 0816-8172 . OCLC 664426218 .
- Голдберг, Джоэл Гарольд (1973). Анархисты рассматривают большевистский режим, 1918–1922 гг. ( доктор философии ). Мэдисон : Университет Висконсина . OCLC 36688081 .
- Гудвин, Джеймс (2010). Противостояние демонам Достоевского: анархизм и призрак Бакунина в России двадцатого века . Питер Лэнг. п. 48. ИСБН 978-1-4331-0883-9 .
- Гроссман, Хенрик (30 ноября 2020 г.). Сочинения Генрика Гроссмана, Том 2: Политические сочинения . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-43211-6 .
- Маршалл, Питер (2008) [1992]. Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Харпер Многолетник . ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 1112925421 .
- Макклеллан, Вудфорд (1979). Революционные ссыльные: русские в Первом Интернационале и Парижской Коммуне . Касс. ISBN 0-203-98802-7 . ОСЛК 243606265 . Проверено 11 сентября 2021 г.
- Макнил, Роберт (1974). Постановления и решения Коммунистической партии Советского Союза . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-2157-3 . ОСЛК 1189903 .
- Рафф, Филип (1991). Анархия в СССР . Лондон : АК Пресс . ISBN 9781872258065 . ОСЛК 36919582 . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 г. Проверено 9 августа 2021 г.
- Солженицын, Александр (2007а) [1974]. Архипелаг ГУЛАГ . Том. 1. Перевод Уитни, Томаса П. Харпера и Роу . ISBN 978-0061253713 .
- Солженицын, Александр (2007б) [1974]. Архипелаг ГУЛАГ . Том. 2. Перевод Уитни, Томаса П. Харпера и Роу . ISBN 978-0061253720 .
- Солженицын, Александр (2007c) [1974]. Архипелаг ГУЛАГ . Том. 3. Перевод Уитни, Томаса П. Харпера и Роу . ISBN 978-0061253737 .
- Ярмолинский, Авраам (2014) [1957]. Дорога к революции: век русского радикализма . Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0691610412 . OCLC 890439998 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бакунин, Михаил (1990). Этатизм и анархия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-36973-8 .
- Беркман, Александр (2010). Трагическое шествие: Александр Беркман и помощь российским заключенным . Лондон и Беркли: Библиотека Кейт Шарпли и Социальный клуб Александра Беркмана. ISBN 978-1-873605-90-5 .
- Долгофф, Сэм (1980). Бакунин об анархизме . Монреаль: Книги Черной розы. ISBN 0-919619-06-1 .
- Эйхенбаум, Всеволод Михайлович (1955) [1947]. Неизвестная революция . Перевод Кантина, Холли . Нью-Йорк : Либертарианский книжный клуб . ISBN 0919618251 . OCLC 792898216 .
- Кропоткин, Петр (1909). Террор в России . Лондон : Метуэн . OCLC 65565363 .
- Сталин, Иосиф (1954) [1906/1907]. «Ноябрь 1901 г. — апрель 1907 г.» . Анархизм или социализм? . Собрание сочинений. Том. 1. Издательство иностранных языков . OCLC 500187899 .
- Степняк, Сергей (1883). Подземная Россия . Лондон : Smith, Elder & Co. OCLC 1068607124 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2011 года.
- Толстой, Лев (1899) [1877]. Что делать? . Нью-Йорк : Кроуэлл . ISBN 143449425X . OCLC 320522431 .
- Ярославский, Емельян . История анархизма в России . Лондон : Лоуренс и Уишарт . OCLC 933005779 .
Внешние ссылки [ править ]
- Запись об истории анархизма в России в Архиве анархии.
- «Русский анархизм» . Спанковская библиотека .
- Черный блок. Архивировано 20 июля 2013 г. в Wayback Machine.
- Хронология российского анархизма. Архивировано 14 сентября 2009 г. в Wayback Machine (1921–1953) на сайте Libcom.org.
- Статьи о большевистских репрессиях против анархистов после 1917 года из Библиотеки Кейт Шарпли.
- Анархизм в России Интервью с Михаилом Цовмой