Томас Торквемада
Томас Торквемада | |
---|---|
![]() Торквемада, неизвестный художник, 19 век. | |
Великий Инквизитор | |
В офисе 1483 – 16 сентября 1498 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Диего де Деса |
Личные данные | |
Рожденный | 14 октября 1420 г. Торквемада или Вальядолид , Королевство Кастилия |
Умер | 16 сентября 1498 г. Авила , Королевство Кастилия | (77 лет)
Родственники | Хуан де Торквемада (дядя) |
Альма-матер | Университет Саламанки |
Занятие | Монах |
Томас Торквемада [ а ] ОП (14 октября 1420 — 16 сентября 1498), также известный как Томас Торквемада , был кастильским монахом-доминиканцем и первым великим инквизитором Трибунала Святой Канцелярии (также известного как Испанская инквизиция). Испанская инквизиция представляла собой группу церковных прелатов, созданную в 1478 году и которой была поручена несколько нечеткая задача «поддержания католической религиозной ортодоксальности» на землях недавно сформированного союза корон Кастилии и Арагона . Земли этого недавно образованного королевского союза теперь известны как Королевство Испания.
Частично из-за преследований мусульмане и евреи в Кастилии и Арагоне в то время сочли социально, политически и экономически выгодным перейти в католицизм (см. Конверсо , Мориско и Маррано ). [ 1 ] Существование поверхностных новообращенных из иудаизма (т.е. криптоевреев ) [ 2 ] было воспринято католическими монархами как угроза религиозной и общественной жизни в их королевствах. [ 3 ] Это привело к тому, что Торквемада, у которого, как считалось, были предки -конверсо , [ 4 ] быть одним из главных сторонников указа Альгамбры , изгнавшего евреев из корон Кастилии и Арагона в 1492 году.
Из-за применения пыток для получения признаний и его пропаганды сожжения на костре тех, кто был признан виновным, имя Торквемады стало синонимом жестокости, религиозной нетерпимости и фанатизма. [ 5 ] Число сожжений на кострах за время правления Торквемады оценивается в 2000. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Торквемада родился 14 октября 1420 года либо в Вальядолиде , в Королевстве Кастилия, либо в Вальядолиде, в Королевстве Кастилия . [ 7 ] или в соседней деревне Торквемада . [ 8 ] [ 9 ] Летописец XV века Эрнандо дель Пульгар , современник де Торквемады и сам конверсо , записал, что дядя Томаса де Торквемады, Хуан де Торквемада , знаменитый богослов и кардинал, [ 10 ] был конверсо по происхождению. [ 11 ] Считается, что в ходе разговора Пульгар сделал это утверждение из ненависти к племяннику Хуана де Торквемады, Томасу де Торквемаде. [ 12 ] Однако исследование всех предков Хуана де Торквемады, проведенное в 2020 году, не выявило в его семье обращенных евреев. [ 13 ]
Торквемада поступил в местный доминиканский монастырь Сан-Пабло в очень молодом возрасте. Как ревностный защитник церковной ортодоксальности, он заслужил прочную репутацию человека ученого, благочестивого и строгого. В результате он был назначен настоятелем монастыря Санта-Крус в Сеговии . Примерно в это же время он встретил юную принцессу Изабеллу I , и между ними сразу же установились религиозные и идеологические отношения. В течение ряда лет Торквемада был ее постоянным духовником и личным советником. Он присутствовал на коронации Изабеллы в 1474 году, оставался ее ближайшим союзником и сторонником и даже посоветовал ей выйти замуж за короля Фердинанда Арагонского в 1469 году, чтобы объединить их королевства и сформировать базу власти, которую он мог бы использовать в своих целях. [ 11 ] Торквемада подчинил собственные амбиции Фердинанда и стал также его духовником. [ 14 ]
Основание Священной канцелярии инквизиции
[ редактировать ]Торквемада глубоко подозревал, что маррано и мориско представляют угрозу благосостоянию Испании как из-за их растущего религиозного влияния, так и из-за их экономической мощи в Испании. [ 15 ] [ нужен лучший источник ] В Короне Арагона почти постоянно находились доминиканские инквизиторы на протяжении большей части XIV и XV веков. Король Фердинанд и королева Изабелла обратились к Папе Сиксту IV с просьбой удовлетворить их просьбу о создании Священной канцелярии для управления инквизицией в Испании. Папа удовлетворил их просьбу и в конце 1478 года учредил Священную канцелярию по распространению веры.
Папская булла предоставила монархам полномочия назначать инквизиторов. Рим сохранил за собой право официально назначать королевских кандидатов. Генри Чарльз Ли заметил, что испанская инквизиция как в Кастилии , так и в Арагоне оставалась под твердым руководством Фердинанда на протяжении всего совместного правления. [ 16 ]
Великий Инквизитор
[ редактировать ]В начале 1482 года Папа назначил ряд инквизиторов Испанских королевств, включая Торквемаду. Год спустя он был назначен Великим инквизитором Испании, которым он оставался до своей смерти в 1498 году. В 1484 году Торквемада отказался от своей роли королевского духовника Диего Деса , доминиканца, который в конечном итоге стал его преемником на посту Великого инквизитора. В следующем году на генеральной ассамблее в Севилье Торквемада провозгласил двадцать восемь догматов веры, которые будут использоваться в качестве руководства для расследований инквизиторов. [ 17 ]
За пятнадцать лет под его руководством испанская инквизиция выросла из единственного трибунала в Севилье до сети из двух дюжин священных канцелярий . [ 18 ] В качестве Великого инквизитора Торквемада реорганизовал испанскую инквизицию (первоначально базировавшуюся в Кастилии в 1478 году), учредив трибуналы в Севилье , Хаэне , Кордове , Сьюдад-Реале и (позже) Сарагосе . Его целью было избавить Испанию от ереси. Испанский летописец Себастьян де Ольмедо называл его «молотом еретиков, светом Испании, спасителем своей страны, честью своего ордена ».
По указу Альгамбры от 31 марта 1492 года около 40 000 евреев были изгнаны из Испании только с личным имуществом. Около 50 000 других евреев приняли христианское крещение, чтобы остаться в Испании. большинство уничижительно называло «марранами» Многие из них, которых старохристианское , тайно хранили некоторые из своих еврейских традиций. [ 19 ] Они были одной из главных целей инквизиции, но она также преследовала всех, кто ее критиковал.
В Рим было отправлено так много прошений о помиловании, что Папе стало известно о суровости Торквемады, и он трижды вызывал представителей инквизиции в Рим. Вдобавок Изабелла и Фердинанд были настолько обеспокоены количеством денег, направляемых в Святую канцелярию, что тоже выразили протест Папе. Но власть Торквемады удерживала его на своем посту по крайней мере до 1494 года. [ 17 ]
Существуют различные оценки количества жертв испанской инквизиции во время правления Торквемады на посту Великого инквизитора. Эрнандо дель Пульгар , секретарь королевы Изабеллы, писал, что за все время ее правления, включая смерть Торквемады, было совершено 2000 казней. [ 20 ]
Смерть
[ редактировать ]В последние годы его жизни из-за ухудшения здоровья Торквемады Папа Александр VI в июне 1494 года назначил четырех помощников инквизиторов для помощи Торквемаде в управлении инквизицией. Хотя официально назначение папой помощников было связано с «ухудшением здоровья» Торквемады, многие историки полагают, что многочисленные жалобы, доходящие до Папы о неустанном рвении Торквемады, могли быть истинной причиной назначения папой «помощников инквизиторов». [ 21 ] С неослабевающей верой в свою миссию, но лишенным какой-либо реальной власти, Торквемада удалился в монастырь Св. Фомы Аквинского в Авиле в 1494 году, обычно покидая монастырь только для того, чтобы присматривать за королевской семьей, и снова вел простую жизнь монах. В 1498 году, все еще занимая должность Великого инквизитора, он провел свое последнее генеральное собрание, на котором были сформулированы новые правила, гарантирующие продолжение инквизиции в Испании. Эти правила были попыткой обуздать некоторые административные злоупотребления, по поводу которых были поданы жалобы на инквизицию. [ 22 ] После пятнадцати лет пребывания на посту Великого инквизитора Испании Торквемада умер в монастыре 16 сентября 1498 года и был там похоронен. Его могилу обыскали в 1832 году, всего за два года до окончательного расформирования инквизиции. Его кости якобы были украдены и ритуально сожжены таким же образом, как и при аутодафе . [ 23 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Английский: / ˌ t ɔːr k ɪ ˈ m ɑː d ə / TOR -ким- АХ в , Испанский: [tomas ðe toɾkemaða] .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Определение МАРРАНО» . www.merriam-webster.com . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Крипто-евреи», «Мои еврейские знания». Архивировано 29 октября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Отт, Майкл (1912). Католическая энциклопедия . Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ «Томас де Торквемада» . Энциклопедия.com . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Томас де Торквемада | Испанский инквизитор» . Британская энциклопедия . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ «Томас де Торквемада | Испанский инквизитор | Британский» . www.britanica.com . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ фон Десен, Кристиан (2013). Философы и религиозные лидеры . Рутледж. п. 188. ИСБН 9781135951023 .
- ^ Герли, Э. Майкл (2013). Средневековая Иберия: Энциклопедия . Рутледж. п. 794. ИСБН 9781136771620 .
- ^ Уайтчепел, Саймон (2003). Flesh Inferno: Зверства Торквемады и испанской инквизиции . Книги творения. п. 52. ИСБН 9781840681055 .
- ^ «Размышления, или Созерцания благочестивых» . Всемирная цифровая библиотека . 1479 . Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фернандо дель Пульгар (1789). Честные люди Кастилии . Г. Ортега.
- ^ АГ 1940 , с. 140.
- ^ Домингес Касас 2020 .
- ^ Тонтон 1911 , с. 58.
- ^ Фальк, Авнер. Психоаналитическая история евреев , издательство Fairleigh Dickinson University Press, 1996, стр.508. ISBN 0838636608
- ^ Леа, Генри Чарльз. История инквизиции Испании , 4 тт. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1906–07), 1:27–28.
- ^ Перейти обратно: а б Тонтон 1911 , с. 59.
- ^ Эпоха Торквемады , Джон Эдвард Лонгхерст (1962), с сайта vlib.iue.it ( Институт Европейского университета )
- ^ Вольф, А (1909). Жизнь Спинозы (Краткий трактат Спинозы о Боге, человеке и его благополучии) . Лондон: Адам и Чарльз Блэк. стр. 4–5.
- ^ Генри Камен, Испанская инквизиция: исторический пересмотр (Лондон: Weidenfeld & Nicolson, 1997), 60
- ^ «Непостижимая жестокость Томаса де Торквемады» . Все это интересно. 2018-02-02 . Проверено 18 мая 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) Жалобы на Торквемаду, дошедшие до Папы, возможно, были связаны с полувыходом Торквемады на пенсию в конце его жизни. - ^ Тонтон 1911 , с. 60.
- ^ Мерфи, Каллен (17 января 2012 г.). Божье жюри: инквизиция и создание современного мира . Хоутон Миффлин Харкорт . п. 352. ИСБН 9780547607825 .
Библиография
[ редактировать ]- АГ (1940). «Обзор: Торквемада: Бич евреев Томаса Хоупа». Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 29 (113): 139–141. JSTOR 30097833 .
- Колдуэлл Эймс, Кристина , Праведное преследование: инквизиция, доминиканцы и христианство в средние века (Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 2013) [1]
- Домингес Касас, Рафаэль (2020). «Происхождение кардинала дона Хуана де Торквемады: экономическая мощь и художественное продвижение» . BSAA Arte (на испанском языке). 86 (86): 41–94. дои : 10.24197/bsaaa.86.2020.41-94 .
- Дюран, Альфонс Мария, Зачем извиняться перед испанской инквизицией? , (Эрик Гладковски, Ред., 2000). ISBN 0-9702235-0-1 .
- Гольдберг, Энид А. и Ицковиц, Норман , «Томас де Торквемада» (Злая история), (Scholastic Books, 2008) ISBN 1-4351-0322-X
- Камен, Генри , Испанская инквизиция: исторический пересмотр (Yale University Press, 1999). ISBN 0-300-07880-3 .
- Леа, Генри Чарльз , История инквизиции Испании , (Макмиллан, 1906–07) с: История инквизиции Средневековья / Том I.
- Сабатини, Рафаэль , Торквемада и испанская инквизиция (переработанное издание, Houghton Mifflin Company, 1930)
- Тонтон, Этельред Люк (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 58–60.
- Уолш, Уильям Томас , Персонажи инквизиции (Tan Books and Publishers, 1987). ISBN 0-89555-326-0 .
- 1420 рождений
- 1498 смертей
- Люди из Вальядолида
- Великие инквизиторы Испании
- Испанские доминиканцы
- Испанские массовые убийцы
- Виновные в геноциде коренных народов Америки
- Кастильские римско-католические священники XV века
- Испанцы еврейского происхождения
- Выпускники Университета Саламанки
- Преследование мусульман со стороны христиан
- Антисемитизм в Испании
- Испанские критики ислама
- Испанская инквизиция
- Антиисламские настроения в Испании
- Преобразует