Анархизм в Ирландии
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Ирландии уходит своими корнями в безгосударственную организацию туата в гэльской Ирландии . Впервые он начал возникать из либертарианских социалистических тенденций внутри ирландского республиканского движения, когда анархистские личности и организации возникли из возрождающегося социалистического движения в 1880-х годах, особенно получив известность во времена Дублинской социалистической лиги .
Одной из видных фигур ирландского социалистического республиканского движения был синдикалист Джеймс Коннолли, который возглавил формирование Ирландского профсоюза работников транспорта и разнорабочих по принципу индустриального юнионизма и участвовал в Пасхальном восстании в составе Ирландской гражданской армии . После обретения Ирландии независимости и подъема коммунистических тенденций в стране некоторые левые республиканцы начали тяготеть к анархизму, в том числе Джек Уайт , который сам стал анархистом, сражаясь на стороне республиканцев в гражданской войне в Испании .
Лишь в конце 1960-х годов в контексте движения за гражданские права в Северной Ирландии и начала Смуты начало возникать конкретно анархистское движение . Ряд небольших местных групп формировался и распускался на протяжении 1970-х годов до создания в 1984 году Рабочего движения солидарности (WSM), которое продолжало существовать как национальная платформистская федерация вплоть до своего роспуска 8 декабря 2021 года. [1]
в гэльской Безгражданство Ирландии
До завоевания Тюдоров в 16 веке некоторые высказывали предположение, что гэльская Ирландия описывал ее как «анархическую» была в основном апатридной, и ирландский историк Годдард Генри Орпен , хотя эта характеристика оспаривалась ирландскими националистами , такими как Эоин МакНил . Гэльское ирландское общество было в основном построено на родстве и имело мало политических институтов, если таковые вообще были, при этом один из первых ирландских ученых-правоведов Д. А. Бинчи писал об отсутствии какой-либо законодательной власти , судебных приставов или полиции и отмечал «никаких следов государственного правосудия». Историк Кэтлин Хьюз утверждала, что одна из причин того, что для окончательного завоевания Ирландии англичанами потребовалось более пятисот лет, заключалась именно в отсутствии централизованного государства в Ирландии, поскольку ирландцы не хотели сдаваться. свои свободы любому государству. [2]
Основной формой государственного устройства гэльской Ирландии был туат , добровольное собрание свободных людей , которые демократическим путем решали, как действовать по вопросам времени, с возможностью выбирать своих собственных королей , решать вопросы войны и мира, а также устанавливать свои собственные законы. собственная политика. [3] Сами короли имели минимальную власть, строго ограниченную действиями в качестве местного военного лидера и председательством на собраниях туат , которые сами обладали высшей законодательной властью. [4]
Законы принимались устно классом профессиональных юристов, известных как Брегоны могли консультироваться , с которыми туата и обеспечивать их соблюдение группами частных лиц через систему поручительств , которые были основой почти всех юридических сделок. Обычная тактика разрешения споров включала взаимный пост между истцами и ответчиками, при котором тот, кто нарушал пост или отказывался подчиняться судебному решению, «терял свою честь в сообществе», при этом самые суровые наказания, которые применялись сообществами, были объявлены вне закона. и изгнание. [5] Гэльские ирландцы также не чеканили и не выпускали свои собственные монеты, несмотря на то, что это делали викинги, а затем и английские колонисты, что позволяло осуществлять справедливый и равный обмен. [6]
Когда в 1171 году англо-нормандское вторжение установило власть в Ирландии , местные гэльские институты столкнулись с некоторым напряжением, поскольку они пытались адаптироваться к политической системе, созданной новым государством. Завоевание Ирландии достигло кульминации при Тюдорах , которые основали централизованное Королевство Ирландия в 1542 году и подавили последние остатки восстания к 1603 году, завершив «разрушение старого анархического общества». [7]
Плантации Ирландии вызвали еще одну серию восстаний против растущей антикатолической дискриминации , кульминацией которых стали Войны Ирландской Конфедерации , во время которых Ирландская Католическая Конфедерация ненадолго восстановила самоуправление в Ирландии, прежде чем в конечном итоге была завоевана Содружеством Англии под руководством Оливера. Кромвель . После Славной революции ирландские якобиты попытались восстановить на троне Якова II , но потерпели поражение, и правление вильгельмов в Ирландии было успешно закреплено.
Происхождение [ править ]
Одним из самых ранних примеров анархизма в Ирландии были ранние работы англо-ирландского политического философа Эдмунда Бёрка . «Защита естественного общества» , хотя и задумывалась как сатира на Генри Сент- Джона деизм , [8] разработал одно из первых литературных выражений философского анархизма , вдохновившее творчество английского радикала Уильяма Годвина и получившее позднее высокую оценку американского анархиста-индивидуалиста Бенджамина Такера . [9] Некоторые либертарианские ученые настаивали на том, что Берк изначально был искренен в своих анархистских взглядах, но позже отрекся от них, чтобы продвинуться в своей политической карьере. [10] хотя эта характеристика с тех пор оспаривается. [11]
Социализм [ править ]
После событий вокруг Парижской Коммуны были предприняты усилия по созданию отделений Международной ассоциации рабочих (IWA) в Ирландии во главе с Джозефом Патриком Макдоннеллом , представителем Ирландии в Генеральном совете IWA. В феврале 1872 года Ричард Маккеон основал в Дублине филиал IWA, но его деятельность быстро подверглась нападкам со стороны антикоммунистической мафии, что привело к его преждевременному закрытию 7 апреля того же года. членов . В феврале также было создано отделение в Корке, которое имело больший успех: за несколько недель оно набрало 300 Когда 24 марта городские власти созвали антикоммунистический митинг, сотня рабочих-интернационалистов в зеленых галстуках сорвали митинг и сами взяли под свой контроль сцену после нескольких часов конфликта с его организаторами. Но, как и филиал в Дублине, филиал в Корке был изгнан из города из-за «красной паники», вызванной местным духовенством. Были и другие недолговечные отделения в Кутхилле и Белфасте , которые также были подавлены. [12]
Социалисты не смогли снова создать свои собственные организации до 1880-х годов, в контексте большего социалистического возрождения, происходящего в Соединенном Королевстве . Одним из первых упоминаний о связи Ирландии с анархизмом был Бостона из ирландский националист У.Г.Х. Смарт, который писал статьи для журнала «Анархист» в 1880 и 1881 годах. [13] К этому времени члены ирландского движения самоуправления во главе с Чарльзом Стюартом Парнеллом основали Ирландскую национальную земельную лигу , которая возглавила период аграрной агитации за права на землю, известный как Земельная война . Реализация Закона о принуждении с целью подавления движения спровоцировала формирование Социал-демократической федерации (СДФ), которая быстро превратилась в первую общенациональную социалистическую организацию в Соединенном Королевстве. К декабрю 1884 года местные социалистические клубы в Дублине предпринимали попытки сформировать ирландское отделение СДС, которое 18 января 1885 года учредило Дублинскую демократическую ассоциацию (ДДА) «для продвижения и защиты прав трудящихся и восстановления земля народу», хотя это не было связано с СДС из-за опасений, что это оттолкнет католических членов Ирландской национальной лиги . Лишь около четверти членов ДВР на самом деле были социалистами, остальные представляли собой смесь различных радикальных течений, крупнейшими из которых были националистические члены Земельной лиги. В основном организация сосредоточилась на продвижении «продвижения демократических принципов», но после того, как иностранный марксист был приглашен выступить в клубе, члены-националисты протестовали, что вызвало раскол в ДВР, который привел к его роспуску к маю 1885 года. [14]
К этому времени внутри СДС произошел раскол, в ходе которого либертарианские социалисты во главе с Уильямом Моррисом и Андреасом Шой отделились от Генри Гайндмана парламентской фракции , основав Социалистическую лигу с намерением разжечь социальную революцию . С самого начала Лига оказывала поддержку движению самоуправления, а ее секретарь Джон Линкольн Махон начал усилия по набору ирландских членов в Лигу. К июню 1885 года член Лиги Майкл Гэбриэл, английский анархист , переехал на Норт-Стрэнд в Дублине, где распространял газету Лиги «Содружество» . [15] [16] Несмотря на чувство пессимизма относительно перспектив распространения социализма в Ирландии, в декабре 1885 года Габриэль смог основать отделение Социалистической лиги в Дублине, в которое вошли ряд бывших членов ДВД и даже пара бывших членов. IWA. Антипарламентаризм и атеизм, провозглашенные Лигой, быстро распространились по местному социалистическому клубу, несмотря на препятствия, создаваемые преобладающей религиозной ортодоксальностью в Ирландии. Дублинская лига на протяжении всего своего существования оставалась небольшой организацией, насчитывающей немногим более 20 членов, но ей все же удалось впервые успешно пропагандировать социализм в Ирландии. На первом собрании дублинского отделения, которое собрало 60 человек, молодой ирландский анархист Томас Фицпатрик выступил против ирландского национализма в пользу интернационализма , выступая против самоуправления, но не предлагая социалистической альтернативы (той, которую лишь позже предложил Джеймс Коннолли) . ). [17] [18] Противодействие Ирландской социалистической лиги гомрулю во многом возникло из-за ее анархистского неприятия парламентаризма, при этом Габриэль утверждал, что «власть одного человека управлять другим должна быть сметена в рамках социалистической системы». [19] [20]
В отличие от своих предшественников, деятельность и собрания Социалистической лиги могли продолжаться практически беспрепятственно до апреля 1886 года, объединяя местных производителей бутылок во время локаута и приглашая Уильяма Морриса читать лекции в городе. Но с провалом первого законопроекта о самоуправлении возможности организации начали ослабевать, поскольку политическая агитация в Ирландии начала сосредотачиваться почти исключительно на вопросе самоуправления. К октябрю 1886 года Дублинская лига вступила в конфликт с базирующимся в Лондоне Центральным советом из-за ранее изгнания Чарльза Ройсса, при этом анархистское отделение Дублинской лиги поддержало Ройсса в соответствии с газетой The Anarchist . Отделение быстро разрешило спор в течение месяца, но конфликт уже разочаровал членов, и Дублинская лига распалась в марте 1887 года. Тем не менее, бывшие члены Лиги продолжали свою социалистическую агитацию в течение многих последующих лет, при этом Социалистическая лига была на смену ей быстро пришла Национальная лига труда (NLL). НЛЛ мобилизовала безработных на уличные демонстрации и провозгласила четкую революционное социалистическое мировоззрение, призывающее к общей собственности на землю и к восстанию ирландских рабочих против капитализма. На рубеже 1890-х годов новый юнионизм был введен в Ирландию Ирландским социалистическим союзом, заложив основы для подъема синдикализма . [21] [22]
Ирландский писатель Оскар Уайльд особенно выразил анархистские симпатии, особенно в своем эссе «Душа человека при социализме» . [23]
Примерно в 1890 году Джон Криг , ирландский врач, который был одним из основателей (вместе с Фредом Чарльзом) журнала «Шеффилдский анархист », принял участие в агитации за отсутствие арендной платы, прежде чем покинуть Шеффилд в 1891 . году анархистская газета El Oprimido , которая была одной из первых, кто поддержал «организаторское» течение (в отличие от отказа организовывать крупномасштабные организации). [24] В 1892 году английские анархисты посетили Фреда Аллена в независимых офисах Дублина, чтобы узнать, можно ли использовать его Фонд справедливого суда для заключенных-анархистов, а также для заключенных Ирландского республиканского братства . [25] В 1894 году в Фабианском обществе Тринити-колледжа Дублина «более 200 студентов с сочувствием слушали» лекцию на тему «Анархизм и дарвинизм». [26]
Синдикализм [ править ]
В 1896 году ирландский синдикалист Джеймс Коннолли [а] переехал в Дублин , где основал Ирландскую социалистическую республиканскую партию (ISRP) с целью создания ирландской рабочей республики , но покинул партию в 1903 году после внутреннего конфликта с Э. У. Стюартом по поводу профсоюзного движения и электорализма. Впоследствии Коннолли возглавил шотландскую левую фракцию Социал-демократической федерации , которая отделилась и сформировала Социалистическую рабочую партию (SLP), политическую партию де леонистов , которая выступала за промышленный юнионизм . Затем он переехал в Соединенные Штаты , где сотрудничал с коллегами-синдикалистами из Американской SLP и «Промышленных рабочих мира» (IWW), прежде чем вернуться в Ирландию в 1908 году. [28] [29]
Другим ирландским синдикалистом, переехавшим в Дублин в это время, был Джеймс Ларкин , профсоюзный активист базирующегося в Национального Ливерпуле союза докеров (NUDL), который был исключен за участие в стихийных забастовках . Коннолли и Ларкин вместе сотрудничали в создании Ирландского профсоюза работников транспорта и разнорабочих (ITGWU), профсоюза с синдикалистскими тенденциями, который, как они надеялись, в конечном итоге сформирует ядро « одного большого профсоюза » в Ирландии. [28] Взгляд Коннолли на синдикализм заключался в том, что «политическому, территориальному государству капиталистического общества не будет места и функций при социализме», поэтому он отверг использование государственной бюрократии при переходе к социализму, вместо этого считая, что промышленные союзы обеспечат основу для будущее социалистическое общество. [30] Коннолли также рассматривал участие в выборах как «политическое оружие» для промышленных профсоюзов, хотя и отвергал завоевание государственной власти как цель, полагая, что любая социальная революция должна немедленно упразднить государство . [31] Эта позиция побудила Коннолли и Ларкина создать Лейбористскую партию в качестве политического крыла Ирландского конгресса профсоюзов (ITUC), филиалом которого был ITGWU. [28]
Серия трудовых споров, возглавляемых ITGWU, в конечном итоге переросла в дублинский локаут в 1913 году. Во время локаута Коннолли и Ларкин объединились с Джеком Уайтом , чтобы создать Ирландскую гражданскую армию (ICA), рабочую милицию, созданную для защиты бастующие работники полиции . После подавления забастовочного движения Ларкин бежал в США, где стал участвовать в деятельности ИРМ и в дальнейшем тяготел к большевизму . [28] Тем временем, с началом Первой мировой войны , часть ICA вокруг Коннолли начала планировать вооруженное восстание против британского правления с целью создания независимой Ирландской Республики. Подход Коннолли к республиканизму отвергал национализм , который, по его мнению, просто привел бы к угнетению ирландских рабочих со стороны ирландского капиталистического государства. Коннолли настаивал на необходимости достижения независимости Ирландии посредством социалистической революции, в ходе которой рабочие захватят средства производства , заявляя, что «только ирландский рабочий класс останется неподкупным наследником борьбы за свободу в Ирландии». Но к 1916 году Коннолли отложил свою антинационалистическую критику и социалистические амбиции, что привело ICA к союзу с ирландскими националистами. Во время Пасхального восстания республиканские силы, включая ICA, захватили ряд стратегически важных зданий вокруг Дублина, а Временное правительство, включая Коннолли, провозгласило образование Ирландской республики до ее подавления британскими войсками и безоговорочной капитуляции повстанцев. Коннолли и другие лидеры повстанцев были казнены в последующие недели. В своем анализе Восстания Единственная надежда Ирландии , российский анархо-коммунист Александр Беркман заявил, что она потерпела неудачу из-за своего националистического характера и отсутствия социалистической программы: [32]
«Драгоценная кровь, пролитая в ходе неудачной революции, не будет напрасной, если слезы их великой трагедии прояснят видение сыновей и дочерей Эрин и заставят их заглянуть за пустую оболочку национальных устремлений к восходящему солнцу международное братство эксплуатируемых во всех странах и странах, объединенное в солидарной борьбе за освобождение от всех форм рабства, политического и экономического».
После ирландской войны за независимость Джек Уайт оказался в политической изоляции от основных лагерей нового Ирландского свободного государства , тяготел к антипарламентскому коммунизму и ненадолго присоединился к Сильвии Панкхёрст Социалистической федерации рабочих . В 1934 году ряд коммунистов-членов Ирландской республиканской армии объединились с другими левыми деятелями, чтобы основать Республиканский Конгресс , к которому присоединился Уайт, организовав филиал в Дублине вместе с другими бывшими военнослужащими британской армии . Вскоре в Конгрессе произошел раскол между социалистами, выступавшими за создание рабочей республики, и коммунистами, которые выступали за временный союз с Фианной Фэйл , при этом социалисты откололись и многие присоединились к Лейбористской партии, а сам Уайт остался в организации. Когда гражданская война в Испании разразилась , Конгресс организовал поддержку республиканцев и учредил Колонну Коннолли , к которой присоединился Уайт для борьбы с националистами . По прибытии в Испанию Уайт сразу же был впечатлен революционные завоевания , особенно проекты коллективизации и организации конфедеративных ополчений, продвигаемые анархистами . Сражаясь на Арагонском фронте, Уайт обучал ополченцев и женщин пользоваться огнестрельным оружием, а также все больше разочаровывался во влиянии Коммунистической партии на ирландских интернационалистов, тяготея ближе к анархизму. Уайт начал конфликтовать с ирландскими марксистами-ленинистами, такими как Фрэнк Райан , настолько, что отказался от командования Интернациональными бригадами и присоединился к анархо-синдикалистской Национальной конфедерации труда (НКТ). Вернувшись в Лондон, он работал с Эммой Гольдман и газетой Freedom над организацией поддержки испанских анархистов, но после победы националистов в гражданской войне и последующей победы союзников во Второй мировой войне Уайт умер в 1946 году, оставив после себя ряд документов. что его семья разрушилась от стыда. [33]
Более поздние события в ирландском синдикализме включали создание Конгресса ирландских профсоюзов после раскола в ITUC, их последующее слияние с Ирландским конгрессом профсоюзов и, в конечном итоге, слияние ITGWU и Профсоюза работников Ларкина в сферу услуг, промышленность, профессиональную деятельность. и Технический союз (SIPTU), который продолжает свою деятельность и по сей день как крупнейший профсоюз Ирландии.
Современное развитие [ править ]
В конце 1960-х годов, когда началась кампания за гражданские права, « Народная демократия» , прежде чем она стала небольшой троцкистской группой, включала в себя некоторых самопровозглашенных анархистов. [34] такие как Джон Макгаффин и Джеки Кроуфорд. Последний был одним из тех, кто продавал Freedom на Касл-стрит в Белфасте в конце 1960-х годов. Белфаст-Дерри висело анархистское знамя На марше за гражданские права . [35] Члены ДП, в том числе Джон Грей, в 1971 году приняли участие в написании специального выпуска журнала British Anarchy Magazine о Северной Ирландии .
В начале 1970-х некоторые бывшие члены Официальной ИРА заинтересовались анархизмом и установили контакты с журналом Black Flag в Лондоне. Среди использованных названий были Дублинская анархистская группа и Новая Земля. Их существование было недолгим и малоизвестным. [36] В результате ряда тюремных заключений за «вооруженные действия» группа исчезла. Двое членов, Мари и Ноэль Мюррей , позже были приговорены к смертной казни за убийство дежурного полицейского во время рейда на банк в составе группы под названием «Анархистский Черный крест» (не имеющей никакого отношения к гораздо более старой группе поддержки заключенных ). По апелляции их приговоры были заменены пожизненным заключением. в Дублине существовала коммуна хиппи В 1970 году в сквотированном доме на эксклюзивной улице Меррион-роуд , известная как Островная коммуна. Некоторые жители, в том числе Уби Дуайер, известный по Виндзорскому бесплатному фестивалю , по субботам продавали Freedom возле здания Генеральной прокуратуры .
Истоки современного движения [ править ]
Первые шаги к созданию движения были сделаны в конце 1970-х годов, когда несколько молодых ирландцев, живших и работавших в Великобритании, вернулись домой, привезя с собой свою вновь обретенную анархистскую политику. Местные группы были созданы в Белфасте , Дублине, Лимерике , Дандолке и Дроэде . В течение следующего десятилетия появились анархистские газеты, некоторые из которых выходили всего один или два выпуска, другие — с гораздо более длительным сроком существования. Титулы включали Outta Control (Белфаст), Anarchist Worker (Дублин), Antrim Alternative ( Баллимена ), Black Star (Баллимена), Сопротивление (Дублин) и Organise! (Баллимена). Книжные магазины были открыты в Белфасте (Just Books на Уайнтаверн-стрит) и Дублине (ABC на Мальборо-стрит). Все эти группы привлекали людей, которые называли себя анархистами, но имели мало возможностей для согласованной политики или деятельности, а также не имели организованных дискуссий или образования по вопросам анархизма. Это наложило ограничения на то, чего они могли достичь, и даже на их дальнейшее существование – все группы просуществовали недолго, оказали незначительное влияние и не оставили после себя прочного наследия.
В 1978 году бывшие члены Белфастского анархистского коллектива и Дублинской анархистской группы решили, что необходима более политически сплочённая, классовая и общественная организация. Их обсуждения привели к созданию Анархического рабочего альянса, который существовал с 1978 по 1981 годы, хотя и лишь в значительной степени в Дублине. [36] Он произвел «Анархистского рабочего» №. 1–7; документы по национальному вопросу , освобождению женщин , профсоюзам и конституции.
Ирландские анархисты, среди прочих, организовали партии «Верните улицы» в Дублине в 2002 и 2003 годах. [37] В 2004 году Дублинская массовая сеть, «широкая сеть, включающая анархистов, защитников окружающей среды , антивоенных активистов», [38] организовали протесты против саммита глав европейских правительств в мае 2004 года в Фармли . [39] В ходе акций протеста произошли столкновения между демонстрантами и полицией. [39] 29 человек были арестованы, несколько человек получили ранения. [39]
Анархистские организации в Ирландии [ править ]
В прошлом в Ирландии действовало несколько организаций:
- Движение рабочей солидарности было платформистской анархической группой, члены которой были в Дублине, Корке, Лимерике, Белфасте, Дерри и Голуэе. Он образовался в 1984 году и закрылся в 2021 году. [40]
- Белфастское отделение Британской федерации солидарности , ранее называвшееся Organise! , небольшая анархистская организация классовой борьбы, образованная в 2003 году в результате слияния Анархо-синдикалистской федерации, Анархистской федерации, организации поддержки анархистских заключенных и ряда отдельных лиц.
- Базирующаяся в Дублине Революционная анархо-феминистская группа (RAG), группа женщин-анархисток, была сформирована в 2005 году и опубликовала шесть номеров журнала The Rag .
- В апреле 2015 года был основан Дублинский анархистский Черный крест (ABC). [41]
- Ирландская анархистская сеть — это сеть анархистов, основанная в 2022 году. [42]
Существует также ряд организаций и пространств, которые, хотя и не являются явно анархистскими, имеют много общего с анархистским движением. К ним относятся массовые собрания (с 2001 г. по настоящее время), Дублинская массовая сеть (2003–2004 гг.), Массовое инакомыслие (2004–), Социальное пространство Голуэя (2008–2010 годы), Лагерь солидарности Росспорта (2005–2014 годы), Jigsaw (2015–2015 годы). 2021), ранее называвшиеся Seomra Spraoi (2004–2015), Squat «Grangegorman» (2013–2015) и Barricade Inn (2015–2016).
См. также [ править ]
- Мировая социалистическая партия (Ирландия) — несуществующая политическая партия, выступавшая за безгосударственное демократическое общество и отвергавшая идеи авангардизма и любого переходного государства.
- Сквоттинг в Ирландии - часто связан с ирландскими анархистскими организациями.
Примечания [ править ]
- ↑ В книге «Черное пламя » Люсьен ван дер Вальт утверждал, что Коннолли, несмотря на то, что он является марксистским синдикалистом, «следует считать частью широкой анархистской традиции». [27]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «ВСМ подошёл к концу – мы с нетерпением ждём новых анархических начинаний» . Движение рабочей солидарности . 8 декабря 2021 г.
- ^ Педен 1971 , с. 3.
- ^ Педен 1971 , стр. 3–4.
- ^ Ротбард 2006 , с. 282.
- ^ Педен 1971 , с. 4.
- ^ Педен 1971 , стр. 4, 8.
- ^ Педен 1971 , с. 8.
- ^ Ротбард 1958 , с. 114.
- ^ Ротбард 1958 , с. 117.
- ^ Ротбард 1958 , стр. 114–118.
- ^ Смит 2014 .
- ^ Лейн 1997 , с. 19.
- ^ Беккер 1988 , стр. 119–120.
- ^ Лейн 1997 , с. 20.
- ^ Лейн 1997 , стр. 20–21.
- ^ Лейн 2008 , с. 17.
- ^ Лейн 1997 , с. 21.
- ^ Лейн 2008 , стр. 17–19.
- ^ Лейн 1997 , стр. 21–22.
- ^ Лейн 2008 , с. 19.
- ^ Лейн 1997 , с. 22.
- ^ Лейн 2008 , стр. 19–21.
- ^ Goodway 2006 , стр. 62–92.
- ^ Откуда 2004 .
- ^ МакГи 2005 , с. 216.
- ^ МакГи 2005 , с. 218.
- ^ ван дер Уолт и Шмидт 2009 , стр. 149, 164, 170.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д ван дер Вальт и Шмидт 2009 , с. 163.
- ^ О'Коннор 2010 , с. 194.
- ^ ван дер Уолт и Шмидт 2009 , стр. 163–164.
- ^ ван дер Уолт и Шмидт 2009 , с. 164.
- ^ ван дер Уолт и Шмидт 2009 , с. 318.
- ^ МакСаймонс 1997 .
- ^ Холл 2019 , стр. 3–4.
- ^ Холл 2019 , с. 5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гудвилли 1983 .
- ^ Маккарти, декабрь. «Оглядываясь назад на протесты на саммите ЕС в Дублине – Первомай 2004 года» . anarkismo.net . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Луби, Роберт (май 2004 г.). «Майская клеветническая кампания – ирландские СМИ восстают против протестующих» . Три обезьяны онлайн . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Группа протестующих обвиняет Гарда в столкновениях» . «Радио Телевидение Ирландии». 2 мая 2004 года . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «Ирландия: прощание с Движением рабочей солидарности» . Новости свободы . 9 декабря 2021 г. Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «Представляем Дублинский анархический Черный крест» . dublinabc.ana.rchi.st . Архивировано из оригинала 29 мая 2015 года . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «Ирландская анархистская сеть (IAN)» . Ирландский левый архив . Проверено 20 марта 2023 г.
Библиография [ править ]
- Беккер, Хайнер (октябрь 1988 г.). «Тайна доктора Натана-Ганца» . Ворон (6). Лондон: Freedom Press : 118–145. ISSN 0951-4066 . OCLC 877379054 .
- Гудвей, Дэвид (2006). « Оскар Уайльд ». Анархистские семена под снегом . Ливерпуль : Издательство Ливерпульского университета . стр. 62–92. ISBN 1-84631-025-3 . OCLC 897032902 .
- Гудвилли, Джон (1983). «Глоссарий левых в Ирландии 1960–83» . Журнал Гралтон (9). Дублин: Кооперативное общество Гралтона. ISSN 0332-4443 . OCLC 1235535966 . Архивировано из оригинала 25 августа 2009 года.
- Холл, Майкл (октябрь 2019 г.). История Белфастской анархистской группы и Белфастской либертарианской группы (PDF) . Островные брошюры. Ньютаунабби : Island Publications. стр. 3–4. OCLC 1280067425 . Проверено 21 июня 2021 г.
- Лейн, Финтан (1997). «Возникновение современного ирландского социализма 1885-87» . Красно-черная революция (3). Дублин: Движение рабочей солидарности: 19–22. OCLC 924048574 .
- Лейн, Финтан (2008). « «Практические анархисты, мы»: эсеры в Дублине, 1885–87» . История Ирландии . 16 (2). Дублин: History Ireland Ltd.: 16–21. ISSN 0791-8224 . JSTOR 27725765 . OCLC 231619350 .
- Максимоин, Алан (1997). «Джек Уайт: ирландский анархист, организовавший Ирландскую гражданскую армию» . Рабочая солидарность (50). Дублин: Движение рабочей солидарности . OCLC 51859611 .
- МакГи, Оуэн (2005). IRB: Ирландское республиканское братство, от Земельной лиги до Шинн Фейн . Дублин : Four Courts Press . ISBN 1851829725 . OCLC 238617973 .
- О Катаин, Майртин (2004). «Доктор Джон О'Дуайер Криг (1841-1920)» . Ирландские миграционные исследования в Латинской Америке . Уотерфорд: Общество ирландских латиноамериканских исследований . ISSN 1661-6065 . LCCN 2010065894 . OCLC 1074613522 .
- О'Коннор, Эммет (2010). «Синдикализм, индустриальный юнионизм и национализм в Ирландии». В Хирше, Стивен Дж.; ван дер Вальт, Люсьен (ред.). Анархизм и синдикализм в колониальном и постколониальном мире, 1870–1940 гг . Исследования по глобальной социальной истории. Том. 6. Лейден : Брилл . стр. 193–224. ISBN 9789004188495 . OCLC 868808983 .
- Педен, Джозеф Р. (апрель 1971 г.). «Общества без гражданства: Древняя Ирландия» . Либертарианский форум . III (4). Нью-Йорк: Институт Мизеса : 3–4, 8. ISBN. 1-933550-02-3 . ISSN 0047-4517 . OCLC 8546937 .
- Ротбард, Мюррей (январь 1958 г.). «Заметка о защите естественного общества Бёрком» . Журнал истории идей . 19 (1). Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета : 114–118. дои : 10.2307/2707957 . ISSN 0022-5037 . JSTOR 2707957 . OCLC 1027084093 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- Ротбард, Мюррей (2006) [1973]. За новую свободу . Оберн : Институт Мизеса . ISBN 978-0-945466-47-5 . OCLC 75961482 .
- Смит, Джордж Х. (21 марта 2014 г.). «Эдмунд Берк, интеллектуалы и Французская революция, часть 2» . Либертарианство.org . Вашингтон, округ Колумбия : Институт Катона . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ван дер Вальт, Люсьен ; Шмидт, Майкл (2009). Черное пламя: революционная классовая политика анархизма и синдикализма . Эдинбург : АК Пресс . ISBN 978-1-904859-16-1 . LCCN 2006933558 . OCLC 1100238201 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Катаин, Майртин (2012) [2004]. Маленькая черная книга белфастского анархизма (1867-1973) (PDF) (2-е изд.). Белфаст : Организуйтесь! . OCLC 1194693455 .
- Уайт, Джек (2005) [1930]. Несоответствие: автобиография (2-е изд.). Дублин : публикации Livewire. ISBN 1905225202 . OCLC 70220211 .