Анархизм в Малайзии
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Эта статья является частью серии статей о |
Политика Малайзия |
---|
Анархизм в Малайзии возник в результате революционной деятельности китайских иммигрантов в Британской Малайзии , которые первыми создали организованное анархистское движение в стране, достигшее своего пика в 1920-е годы. После кампании репрессий со стороны британских властей анархизм был вытеснен большевизмом в качестве ведущего революционного течения до возрождения анархистского движения в 1980-х годах как части малазийской панк-сцены.
История [ править ]
Малайский полуостров практически не имел государства до II века , когда ранние малайские государства, такие как королевство Лангкасука, начали формироваться и стали доминировать в регионе. [1] В конечном итоге они превратились из городов-государств и небольших королевств в гораздо более крупные государства, способные контролировать весь полуостров и за его пределами. В VII веке империя Шривиджая стала доминировать на Малайском полуострове, а также на островах Суматра и Ява , поглотив многие из когда-то существовавших там малайских государств. В 1288 году Шривиджая была завоевана яванским королевством Сингхасари , которое к 1293 году превратилось в империю Маджапахит , получившую контроль над большей частью Малайского архипелага .
До этого момента государства, управлявшие Малайским полуостровом, были либо индуистскими , либо буддистскими возникло возникновение мусульманских султанатов , но с крахом Шривиджайи на полуострове . В конце концов, центральные султанаты Селангор , Перак , Паханг и Негри-Сембилан объединились, чтобы основать Малайские Федеративные Штаты . [2] Тогда как северные султанаты Кедах , Келантан , Перлис и Теренггану , а также южный султанат Джохор остались нефедерированными. [3]
Несмотря на рост малайских государств на протяжении веков, многие коренные народы полуострова оставались безгосударственными обществами. Одной из таких групп является народ семай , ацефальное общество, живущее в небольших садоводческих поселениях в центре полуострова. [4] У семаев нет понятия частной собственности . [5] организовывать свои сообщества посредством публичных собраний [6] и хорошо известны своим ненасильственным образом жизни. [7] [8] [9] [10]
в Анархизм Британской Малайе
Когда Британская империя впервые колонизировала Малайский полуостров в начале 19 века, они основали четыре поселения в Проливах : Пенанг , Сингапур , Малакку и Диндинг , которые перешли под контроль Ост -Индской компании . В эти поселения начали иммигрировать китайские рабочие, [11] особенно работать в горнодобывающей промышленности [12] и лесной промышленности. этих иммигрантов навсегда поселились в Малайе , за пределами власти династии Цин , где они смогли свободно распространять революционные идеи республиканизма национализма , социализма , Многие из и анархизма .
Возникновение анархизма и рабочего движения в Малайе [ править ]
В течение 1900-х годов Сунь Ятсен часто посещал полуостров, где организовал филиалы Тунмэнхуэй в Серембане , Куала-Лумпуре , Пенанге и Малакке , причем Пенанг выступал в качестве штаб-квартиры организации. [13] После 1911 года Тунмэнхуэй революции реорганизовалась в Гоминьдан . Когда британские власти запретили его, он продолжил свою деятельность тайно: собирал средства для помощи революционным усилиям в недавно созданной Китайской Республике , а также организовывал школы китайского языка и библиотеки в Малайе. [14]
Когда Вторая революция против правительства Юань Шикая потерпела поражение, Юго-Восточная Азия стала новым центром активности китайского рабочего движения , а по всей Малайе были созданы отделения нового Рабочего союза. [15] Китайские анархисты были ведущими фигурами в Рабочем союзе, организовав на Пенанге базу поддержки по всей Юго-Восточной Азии. [16] Лю Шифу основал в Малайе ряд анархистских организаций, в том числе «Общество истины» и «Общество анархо-коммунистических товарищей». [17] Пенанг быстро стал центром публикации и распространения анархистской пропаганды в Малайе.
После распада недолговечной Китайской империи и смерти императора Юань Шикая Южном Китае Сунь Ятсен начал Третью революцию в в попытке противостоять дальнейшему правлению центрального правительства. Профсоюз рабочих перенес свою базу в революционную столицу Гуанчжоу , где организовал рабочих города в промышленные союзы. Вдохновленный организацией « Промышленные рабочие мира» , Союз рабочих учредил «Промышленную федерацию зарубежных китайцев», чтобы объединить китайское рабочее движение через границы. [18] Это превратило Малайский рабочий союз в центр профсоюзного движения в стране, возглавляемый местным анархистским движением. [19]
По данным британских властей, к концу 1910-х годов членство в Малайском рабочем союзе выросло до 200 000 человек. [20] [21] Британская разведка утверждала, что Союз контролируется китайскими анархистскими тайными обществами и что расследования выявили тесные связи между организациями в Малайе и Китае. [22] Британцы запретили Малайский рабочий союз в 1919 году, поэтому он объединил свои организации с Гоминьданом и продолжил свою профсоюзную организацию подпольно.
Организованное анархистское движение в Малайе [ править ]
В 1919 году группа китайских анархистов из Гуанчжоу основала «Общество истины» в Малайе. [23] Группа активно распространяла анархистскую литературу по всей Юго-Восточной Азии, даже выпуская часть своих материалов на малайском языке . [16] В марте 1919 года анархистский кружок в Куала-Лумпуре начал издавать газету « Йи Цюньбао» , печатающую разнообразные материалы по анархизму, анархо-коммунизму и марксизму. [24] [25]
Малайское анархистское движение пережило значительный подъем в рамках « Движения четвертого мая» , которое возникло в ответ на уступку Шаньдуна по Японской империи Версальскому договору . По словам одного анархистского активиста из Малайи, это послужило толчком к росту классового сознания в стране. [26] Рабочие и студенты участвовали в протестах по всей Малайе, организованных анархистским Обществом истины, переросших в протесты, беспорядки и бойкоты. [27] И Цюньбао был в авангарде распространения пропаганды во время Движения четвертого мая, характеризуя бойкоты как «самооборону», борьбу за свержение правительства Бэйяна как «самоопределение», а цель установления анархо-коммунизма в Китае как «самоопределение». самоуправление". [28] Эту пропаганду возглавил анархист Го Тун-бан, который призывал рабочих создать безгосударственное и бесклассовое общество посредством социальной революции. [29] [30] За участие в открытой публикации анархистской литературы в Куала-Лумпуре Го был допрошен британскими властями, которые арестовали и депортировали его вместе с другими китайскими анархистскими общественными деятелями. [31] [32]
Несмотря на репрессии и депортацию ведущих анархистов, организованное анархическое движение продолжало расти. В 1919 году была создана Малайская анархическая федерация, присоединившаяся к Обществу товарищей анархо-коммунистов. [33] В своей программе организация заявила:
«Свобода, равенство, братство, общность благ, сотрудничество; каждый делает то, что может, и берет то, что ему нужно: никакого правительства, законов или вооруженных сил, никаких землевладельцев, капиталистов или праздного класса. Никаких денег, религии, полиции, тюрем. или лидеров, нет представителей, глав семей, нет необразованных или неработающих людей: нет правил брака, нет степеней высокого или низкого, богатого или бедного, а метод, который следует принять, дается организацией товарищей посредством центров связи. , пропагандой в брошюрах, речах и просвещении, пассивным сопротивлением власть имущим.Не платите налоги, прекратите работу, прекратите торговлю; методом прямого действия убивать и сеять беспорядки. Анархия — великая революция» [26]
Пик анархистского движения [ править ]
К 1920 году анархистские группы действовали на Пенанге , Ипохе , Куала-Лумпуре и Серембане . Лю Кафей, брат Лю Шифу , был одним из самых видных анархистов Малайи того времени, наряду с рядом школьных учителей. [26] Китайские школы сыграли особенно важную роль в пропаганде революционной пропаганды, что побудило колониальную администрацию принять закон, обязывающий школы регистрироваться у властей. Британцы также отметили, что связи между Гоминьданом и малайским анархистским движением укрепляются, отчасти благодаря действиям группы «Шиян Тун». [34]
Yi Qunbao продолжала работать в Куала-Лумпуре, а Лю Кафей исполнял обязанности главного редактора. Он написал колонку, в которой анализировал социальные события того времени, обсуждая, среди прочего, темы свободы слова, образования и русской революции . Кафеи открыто выступал за анархо-коммунистическое общество, основанное на абсолютной свободе и равенстве. [35] [36]
В 1921 году малайские анархисты отпраздновали первый в стране Первомай , который продолжался с каждым годом. [26] По стране стали распространяться новые либертарианские издания, публикующие переводы произведений Петра Кропоткина . [26] В 1923 году на Пенанге было создано отделение Малайской анархической федерации, организовавшее среднюю школу для обеспечения образования населения острова. Британские власти следили за ситуацией на Пенанге, запрещая ведущим анархистам преподавать. [16]
Анархистская деятельность приобрела особую известность в 1924 году, когда ряд анархистов стали общественными деятелями в Куала-Лумпуре, Ампанге, Ипохе, Пенанге и Серембане. Хотя организация Анархической Федерации оставалась небольшой, насчитывая около 50 активных членов, [37] анархизм пользовался широким влиянием среди китайских малайцев, особенно школьных учителей и работников типографии. [26] В феврале 1924 года состоялся национальный съезд Анархической федерации, на котором обсуждались вопросы организации, создания школ и усиления анархической агитации. [16] Учителя-анархисты впоследствии начали активно агитировать среди своих учеников и коллег по школам, при этом число уличных демонстраций увеличилось. Многие из этих решений привели малайских анархистов к конфликту с Китайской анархической федерацией в Гуанчжоу, которая не одобряла вновь обретенную независимость Малайской федерации. [38] Некоторые участники съезда также были арестованы властями, что вынудило некоторых видных членов бежать в ссылку. [16] Тем не менее анархистская литература продолжала распространяться среди рабочих и студентов Малайи. [39]
В январе 1925 года анархисты начали планировать серию убийств в ответ на колониальные репрессии против движения. На Пенанге провалилась попытка убийства губернатора Лоренса Гиймара , что сместило мишень в сторону других колониальных властей. Молодой анархист Вонг Сау Ин взорвал взрывное устройство на территории китайского протектората в Куала-Лумпуре, ранив двух колониальных чиновников. Вонг была быстро арестована и приговорена к 10 годам заключения в тюрьме Пуду , где она повесилась. [16] [40] После этой попытки британские колониальные власти усилили репрессии против левого движения страны, приказав подавить Гоминьдан и Анархистскую федерацию. Многие активисты-анархисты были арестованы и депортированы. Этот удар оказался слишком тяжелым, чтобы анархистское движение могло оправиться от него, и оно нашло ремиссию, хотя некоторые направления синдикализма продолжали сохранять влияние.
борьба за независимость Коммунизм , национализм и Малайзии
Вместо анархистского движения ленинизм стал доминирующей тенденцией среди малайских крайне левых . [37] Коммунистическая партия Китая начала агитацию среди китайских иммигрантов в Британской Малайе , кульминацией которой стало создание Малайской коммунистической партии в апреле 1930 года. [41] Хотя партия подвергалась репрессиям, ей удалось организовать профсоюзы и рабочие комитеты среди китайских рабочих, устроив ряд забастовок. [42] В то время как Коммунистическая партия имела влияние в основном среди китайских малайзийских рабочих, левое крыло раннего малайского националистического движения имело влияние среди малайцев , что привело к образованию Кесатуан Мелайу Муда в 1938 году. [43]
Во время японской оккупации Малайи КММ активно помогала Японской империи, но ее просьбы о независимости были отклонены, и партия была насильственно распущена оккупационными силами. [44] Со своей стороны, MCP создала Малайскую народную антияпонскую армию для борьбы с оккупацией, что разожгло партизанскую войну по всей Малайе. [45]
С возвращением британского правления в конце Второй мировой войны был создан Малайский союз, призванный обеспечить единый контроль над всем полуостровом. Эта политика была полностью отвергнута коренными малайцами, в том числе Партией Кебангсаан Мелайу Малайя , которая впоследствии основала Малайскую Федерацию в рамках возврата к федерализму . Однако продолжение британского правления было неприемлемо для MCP, которая создала Малайскую национально-освободительную армию для проведения нападений на британских колонистов. После убийства НДОА трех британских фермеров колониальная администрация ввела чрезвычайное положение в Малайе, что спровоцировало гражданскую войну между Федерацией и коммунистами. [46] Администрация начала репрессии против всех левых политических групп, объявив ПКММ и MCP незаконными. Правая Объединенная малайская национальная организация впоследствии стала правящей политической партией в стране, сотрудничая с британцами в разгроме коммунистического мятежа. Тем временем ПКММ была реорганизована в Партию Ракьят Малайзии , которая отвергла правление ОМНО и сотрудничала с Лейбористской партией Малайи для активизации малайского левого крыла.
Когда коммунистическое восстание подошло к концу, провозглашение Малайзии объединило федерацию Малайи с Сараваком и Сабахом , чтобы сформировать независимую страну Малайзия . [47] Условия, вызванные дальнейшим коммунистическим восстанием против нового независимого малазийского государства, привели к тому, что MCP подавила инакомыслие в своих рядах, что привело к расколу многочисленных фракций, которые начали сражаться между собой. [48] Кульминацией этого стал окончательный роспуск Коммунистической партии Малайзии в 1989 году . [49] поскольку левые радикалы страны начали искать альтернативы марксизму-ленинизму .
Возрождение анархистского движения [ править ]
После длительного периода ремиссии анархизм возродился в Малайзии в 1980-х годах, о чем свидетельствует участие малазийских анархистов в международном анархистском конгрессе в Венеции в сентябре 1984 года. [50] Новая анархистская волна возникла в 1990-х годах как часть зарождающейся панк-субкультуры, растущей по всей Юго-Восточной Азии. Малазийская панк-сцена быстро росла в Куала-Лумпуре, Ипохе и Джохор-Бару, где такие группы, как Carburetor Dung, открыто ссылались на анархизм в своем творчестве. [51] Были созданы анархистские группы, такие как Федерация анархо-панков, Антирасистское действие и Освобожденные аборигены. Эти группы организовали практические проекты, включающие, среди прочего, раздачу одежды, сбор средств для местных жителей и организацию бесплатной прачечной. Анархистские журналы для фанатов также издавались и распространялись по всей Малайзии. В Куала-Лумпуре также было открыто отделение организации « Еда вместо бомб» и была организована сеть анархистского Черного креста для оказания помощи политическим заключенным.
В 2000-х годах малайзийское анархистское движение начало становиться более разнообразным, анархо-пацифизм , анархо-коммунизм и зеленый анархизм по всей стране распространились . Но росту движения препятствовало отсутствие литературы на малайзийском языке и высокая стоимость книг, которые зачастую были не по карману бедным малазийцам. [51] Репрессивная политика правительства Малайзии также была препятствием, поскольку публичные собрания не могли проводиться без разрешения полиции, публикация подрывной литературы была запрещена, а электронные коммуникации тщательно контролировались. Закон о внутренней безопасности также допускает превентивное заключение без суда или уголовного преследования. [52]
Gudang Noisy был открыт самоуправляемый социальный центр В 2005 году в Ампанге . Этот проект превратился в инфомагазин Универсальной библиотеки в 2010 году, после изучения различных автономных центров в Японии, Германии и Сингапуре, а сам центр был переименован в Румах Апи. В центре проводились концерты, кинопоказы и дискуссии, а также работала кухня Food Not Bombs. Библиотека собрала коллекцию книг и брошюр, в конечном итоге начав издание журнала Bidas на малайском языке . Активисты, работающие в «Румах Апи», начали агитацию среди студенческого движения, привлекая к участию в городских первомайских демонстрациях и распространяя анархистские листовки. Другие социальные центры и информационные магазины были также открыты в Тренгану и Бангсаре . , среди других мест, [53]
Ускорение первомайских демонстраций по всей стране привело к возобновлению интереса к рабочему движению и анархо-синдикализму . Хотя поначалу анархо-синдикалисты подверглись критике, им удалось создать нелегальные профсоюзы на фабриках по всей Малайзии с целью создания « одного большого профсоюза » через федерацию малазийских рабочих профсоюзов. Особое внимание было уделено агитации и образованию: создание Cukong Press позволило публиковать анархистскую литературу на малайском языке. В конце концов они опубликовали «Черную книгу» , которая стала первой анархистской книгой, первоначально написанной на малайском языке. [51]
Впоследствии первомайские демонстрации разрослись и стали более воинственными. В 2014 году анархистский блок на первомайском митинге против GST в Куала-Лумпуре попытался прорваться на площадь Мердека , оцепленную полицией, где они столкнулись с членами крайне правой Исламской партии Малайзии . [54] [55] [56] На первомайском митинге против GST в 2015 году анархистский блок провел марш протеста против роста стоимости жизни, сокращения социальных пособий и повышения налогов. Когда демонстрация отказалась расходиться, анархисты открыто выступили против полиции, которая пыталась отобрать у демонстрантов еду и воду. [57] После того как анархисты начали бросать дымовые шашки и петарды, напали на филиал Макдональдса с краской и забросали камнями здание банка, полиция применила слезоточивый газ и водометы для разгона демонстрантов, задержав при этом около 30 человек. [58]
Возрождение анархистской деятельности повлекло за собой новую волну репрессий. 28 августа 2015 г. отряд вооруженной полиции ворвался в «Румпа Апи» во время концерта, конфисковав музыкальное оборудование, компьютеры и книги, и задержал 163 человека, в том числе иностранных граждан. [59] [60] [61] 24 января 2016 года на митинге в Куала-Лумпуре против ратификации Транстихоокеанского партнерства семь анархистов были арестованы полицией по обвинению в нанесении материального ущерба. [62]
В 2020 году в качестве критики действий правительства по борьбе с пандемией COVID-19 в Малайзии анархисты по всей стране координировали серию развешиваний баннеров с призывом к отставке ведущих малазийских политиков. [63]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Мир и его народы: Восточная и Южная Азия . Маршалл Кавендиш. 2007. ISBN 978-0-7614-7642-9 .
- ^ Саймон К. Смит, «Правители и жители: британские отношения с протекторатом Адена, 1937–59», Ближневосточные исследования , Vol. 31, № 3 (июль 1995 г.), с. 511.
- ^ Джон Хейвуд (2002). Исторический атлас мира XIX века 1783–1914 гг . Барнс и Ноубл. п. 22. ISBN 0-7607-3203-5 .
- ^ Дентан, Роберт Нокс (1968). Семаи: ненасильственный народ Малайи . Тематические исследования в области культурной антропологии. Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Дэвид Д. Гилмор, Формирование мужественности: культурные концепции мужественности (Yale University Press, 1990: ISBN 0-300-04646-4 ), с. 213.
- ^ Де Ваал, Наша внутренняя обезьяна , стр. 166.
- ^ Кемп, Грэм и Дуглас П. Фрай. Сохранение мира: разрешение конфликтов и мирные общества во всем мире. Рутледж, 2004, стр.137.
- ^ Лири, Джон. Насилие и люди мечты: оранг-асли в условиях чрезвычайной ситуации в Малайзии, 1948–1960 гг. № 95. Издательство Университета Огайо, 1995, стр. 262.
- ^ Младший, Стивен. «Насилие и месть в эгалитарных обществах». Журнал искусственных обществ и социального моделирования 8, вып. 4 (2005).
- ^ Ройс, Джозеф. «Играйте в жестоких и ненасильственных культурах». Антропос Х. 5./6 (1980): 799-822.
- ^ Хиршман, Чарльз (1986). «Создание расы в колониальной Малайе: политическая экономия и расовая идеология» (PDF) . Корнеллский университет . 1 (2): 338. JSTOR 684449 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2019 года – через Вашингтонский университет .
- ^ Ят, Хунг Йип (1969). Развитие оловянной промышленности Малайи . Университет Малайи Пресс. п. 57.
- ^ Йонг, CF; Маккенна, РБ (1990). Гоминьдановское движение в Британской Малайе, 1912–1949 гг . Сингапур : NUS Press . стр. 11–13. ISBN 9789971691370 . OCLC 952977346 .
- ^ Йонг, CF; Маккенна, РБ (1990). Гоминьдановское движение в Британской Малайе, 1912–1949 гг . Сингапур : NUS Press . п. 237. ИСБН 9789971691370 . OCLC 952977346 .
- ^ Шено, Жан (1962). Китайское рабочее движение с 1919 по 1927 год . Заморский мир, прошлое и настоящее (на французском языке). Пэрис : Овца . стр. 202–203. OCLC 954466892 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Оу Си (25 января 1927 г.). «Обзор анархистского движения Наньян» (на китайском языке), том 2, № 1. Архивировано из оригинала 24 декабря 2012 г. Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ Йонг, CF (1997). Истоки малайского коммунизма . Сингапур : Центр стратегической информации и развития исследований. п. 43. ИСБН 9789672165606 . OCLC 1112676175 .
- ^ Шено, Жан (1962). Китайское рабочее движение с 1919 по 1927 год . Заморский мир, прошлое и настоящее (на французском языке). Пэрис : Овца . стр. 202, 225. OCLC 954466892 .
- ^ Стабурова, Елена Юрьевна (1983). Анархизм против Китая: 1900–1921 (на русском языке). Москва : Наука . п. 99. OCLC 1142857869 .
- ^ Йонг, CF; Маккенна, РБ (1990). Гоминьдановское движение в Британской Малайе, 1912–1949 гг . Сингапур : NUS Press . п. 238. ИСБН 9789971691370 . OCLC 952977346 .
- ^ Йе, Ким Ва (1973). Политическое развитие в Сингапуре: 1945–1955 гг . Сингапур : NUS Press . п. 203. ИСБН 9780821404867 . ОСЛК 225731986 .
- ^ Троттер, Энн , изд. (1994). Британские документы по иностранным делам: отчеты и документы из конфиденциальной печати Министерства иностранных дел. Часть II. От Первой до Второй мировой войны. Серия E, Азия, 1914–1939 гг. Том. 26, Китай, октябрь 1921 г. — февраль 1922 г. Фредерик : Университетские публикации Америки . п. 72. ИСБН 9780890936122 . OCLC 312123326 .
- ^ Йонг, CF (1997). Истоки малайского коммунизма . Сингапур : Центр стратегической информации и развития исследований. стр. 17–18. ISBN 9789672165606 . OCLC 1112676175 .
- ^ Нг, Сзе-Чье (2011). Заставленные замолчать революционеры: бросая вызов общепринятому взгляду на революционное прошлое Малайи . Темпе : Университет штата Аризона . п. 13. ISBN 9781248943298 . OCLC 935512387 .
- ^ Йонг, CF (1 октября 1991 г.). «Истоки и развитие малайского коммунистического движения, 1919–1930». Современные азиатские исследования. Том. 25, нет. 4. Кембридж . п. 627. ISSN 0026-749X . OCLC 5549015117 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Ху Кей Ким, Датук; Сингх Малхл, Ранджит (12 сентября 1993 г.). «Китайские анархисты основали профсоюзы» . Куала-Лумпур : The Sunday Star .
- ^ Куо, Хуэй-Ин (2007). Транснациональные бизнес-сети и субэтнический национализм: китайский бизнес и националистическая деятельность в межвоенном Гонконге и Сингапуре, 1919–1941 гг . Анн-Арбор : Бингемтонский университет . стр. 92–93. ISBN 9780549267195 . OCLC 213415767 .
- ^ Йонг, CF (1 октября 1991 г.). «Истоки и развитие малайского коммунистического движения, 1919–1930». Современные азиатские исследования. Том. 25, нет. 4. Кембридж . п. 627. ISSN 0026-749X . OCLC 5549015117 .
- ^ Нг, Сзе-Чье (2011). Заставленные замолчать революционеры: вызов общепринятому взгляду на революционное прошлое Малайи . Темпе : Университет штата Аризона . п. 14. ISBN 9781248943298 . OCLC 935512387 .
- ^ Йонг, CF (1 октября 1991 г.). «Истоки и развитие малайского коммунистического движения, 1919–1930». Современные азиатские исследования. Том. 25, нет. 4. Кембридж . п. 628. ISSN 0026-749X . OCLC 5549015117 .
- ^ Йонг, CF (1997). Истоки малайского коммунизма . Сингапур : Центр стратегической информации и развития исследований. стр. 23–27. ISBN 9789672165606 . OCLC 1112676175 .
- ^ Йонг, Чинг Фатт (1992). Китайское лидерство и власть в колониальном Сингапуре . Сингапур : Times Academic. п. 206. ИСБН 9789812100283 . OCLC 760460271 .
- ^ Йонг, CF (1 октября 1991 г.). «Истоки и развитие малайского коммунистического движения, 1919–1930». Современные азиатские исследования. Том. 25, нет. 4. Кембридж . п. 629. ISSN 0026-749X . OCLC 5549015117 .
- ^ Йонг, CF (1 октября 1991 г.). «Истоки и развитие малайского коммунистического движения, 1919–1930». Современные азиатские исследования. Том. 25, нет. 4. Кембридж . п. 629. ISSN 0026-749X . OCLC 5549015117 .
- ^ Йонг, CF (1 октября 1991 г.). «Истоки и развитие малайского коммунистического движения, 1919–1930». Современные азиатские исследования. Том. 25, нет. 4. Кембридж . стр. 628–629. ISSN 0026-749X . OCLC 5549015117 .
- ^ Йонг, Чинг Фатт (1992). Китайское лидерство и власть в колониальном Сингапуре . Сингапур : Times Academic. п. 207. ИСБН 9789812100283 . OCLC 760460271 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Йонг, CF (1 октября 1991 г.). «Истоки и развитие малайского коммунистического движения, 1919–1930». Современные азиатские исследования. Том. 25, нет. 4. Кембридж . п. 630. ISSN 0026-749X . OCLC 5549015117 .
- ^ Йонг, CF (1997). Истоки малайского коммунизма . Сингапур : Центр стратегической информации и развития исследований. стр. 32–33. ISBN 9789672165606 . OCLC 1112676175 .
- ^ Йонг, CF (1997). Истоки малайского коммунизма . Сингапур : Центр стратегической информации и развития исследований. п. 30. ISBN 9789672165606 . OCLC 1112676175 .
- ^ Йонг, CF (1997). Истоки малайского коммунизма . Сингапур : Центр стратегической информации и развития исследований. п. 32. ISBN 9789672165606 . OCLC 1112676175 .
- ^ Бун Кенг, Чеа (31 мая 2018 г.). От PKI до Коминтерна, 1924–1941: Ученичество Малайской коммунистической партии . Итака : Издательство Корнельского университета . ISBN 9781501719318 . OCLC 1101923753 .
- ^ О'Балланс, Эдгар (1966). Малайя: Коммунистическая повстанческая война, 1948–1960 гг . Хамден, Коннектикут: Archon Books. стр. 24–25.
- ^ Сани, Рустам (2008). Социальные корни малайских левых . СИРД. п. 25. ISBN 978-9833782444 .
- ^ Сани, Рустам (2008). Социальные корни малайских левых . Петалинг Джая : SIRD. стр. 26–27. ISBN 978-9833782444 .
- ^ Ли, Тин Хуэй (1996). «Основные цели или задачи малайского коммунистического движения». Открытый объединенный фронт: коммунистическая борьба в Сингапуре . Сингапур : Общество Южных морей . стр. 2–29. ISBN 9789971936181 . OCLC 605023521 .
- ^ Берли, Майкл (2013). Маленькие войны в далеких местах: глобальное восстание и создание современного мира 1945–1965 гг . Нью-Йорк: Викинг - Группа Пингвинов. стр. 163–164. ISBN 978-0-670-02545-9 .
- ^ Бун Кхенг Чеа (2002). Малайзия: Создание нации . Институт исследований Юго-Восточной Азии. стр. 93–. ISBN 978-981-230-154-3 .
- ^ Пэн, Чин (2003). Моя сторона истории . Сингапур: Мастера СМИ. стр. 467–468. ISBN 981-04-8693-6 .
- ^ Назар бин Талиб (2005). Опыт Малайзии в войне против коммунистических повстанцев и его актуальность для нынешней ситуации в Ираке (рабочий документ). Университет морской пехоты . п. 21-22. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 6 января 2013 г.
- ^ Федели, Уго; Саккетти, Джорджио (2003). Конгрессы и конференции Итальянской анархической федерации (на итальянском языке). Кьети : Центр либертарианских исследований «Камилло ди Скьюлло». п. 425. OCLC 53005857 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с ФА (28 сентября 2015 г.). «Анархизм в Юго-Восточной Азии» . А-Инфо . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Интервью с малазийскими анархистами» . Движение рабочей солидарности . 19 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 г.
- ^ «Куала-Лумпур: интервью с инфомагазином Pustaka Semesta» . Разногласия. 11 июня 2012 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ АР, Зурайри (1 мая 2014 г.). «Беспокойная после выступлений молодежь пытается вторгнуться в Датаран Мердека» . Малайская почта . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Су-Лин, Бу; Субраманиам, Патма; АР, Зурайри (1 мая 2014 г.). «Тысячи критиков GST вышли на улицы на первомайский митинг» . Малайская почта . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Захиид, Сайед Джаймал (2 мая 2014 г.). «Несмотря на решение суда, министр внутренних дел настаивает на неправильном выборе митингов для инакомыслия» . Малайская почта . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Команда Малайзиикини (1 мая 2015 г.). «Ахмад Аванг возглавил молитву, чтобы помочь победить GMS» . Малайзикини . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Юнус, Арфа (26 мая 2015 г.). «Определены два вдохновителя хаоса на первомайском митинге» . Ракьят Пост . Куала-Лумпур . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «В преддверии Bersih 4 десятки задержаны в ходе рейда на независимое панк-заведение Rumah Api» . Малайская почта . 29 августа 2015 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Полиция арестовала 163 молодых человека во время обратного отсчета концерта Берсих в Ампанге» . Малазийский инсайдер . 29 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2015 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Тонг, Джеральдин (31 августа 2015 г.). «Задержанные Румах Апи освобождены, за исключением двоих» . Малайзикини . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Задержан один человек, предположительно связанный с анархистской группой» . Солнце . Петалинг Джая . 24 января 2016 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Акция по сбросу баннера малайзийских товарищей» . Бандиланг Итим. 18 октября 2020 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Раздел Малайзии - Анархистская библиотека
- Раздел Малайзии - Libcom.org