Jump to content

Анархизм в Румынии

Анархизм в Румынии развился в 1880-х годах в рамках более крупного румынского социалистического движения и имел небольшое количество последователей на протяжении всего существования Королевства Румыния . Социальный анархизм первоначально пропагандировался Revista Idei во времена Старого Королевства, но после подъема большевизма социалистические тенденции были отодвинуты на второй план в пользу индивидуализма и вегетарианства, которые были преобладающими анархистскими тенденциями в Румынии в 1920-х и 1930-х годах. [1]

После прихода к власти Коммунистической партии Румынии в 1947 году никакое другое альтернативное политическое движение не было разрешено, поэтому анархистское движение угасло. После румынской революции был создан ряд небольших анархистских организаций, но анархизм все еще менее заметен, чем в Западной Европе.

Предтечи

[ редактировать ]
Румынский анархист Замфир Арборе , портрет дочери, 1914 год.

После освобождения из тюрьмы за участие в деятельности народников в Российской империи в 1860-е гг. [2] буковинский Международной ассоциации социалист Замфир Арборе бежал в изгнание в Швейцарию , где познакомился с Михаилом Бакуниным , лидером анархистской фракции в рабочих (IWA). [3] Арборе встал на сторону Бакунина во время раскола IWA и отверг марксизм , заявив, что он сторонник « бакунизма » и федерализма . В 1871 году он переехал в Румынию , чтобы продолжить свою народническую деятельность, позже сотрудничая с Петром Кропоткиным и Элизе Реклю . Арборе был единственным изолированным случаем анархизма в стране до создания Румынского Старого Королевства , когда впервые начало возникать более широкое движение. [4] Другим румынским народником, который симпатизировал анархизму, был Константин Доброжану-Гереа , хотя позже он отказался от своих либертарианских убеждений и стал критиком анархистской теории. [5] В этот период болгарский революционер Христо Ботев основал анархистскую группу в молдавском городе Галац , и страну ненадолго посетил итальянский анархист Эррико Малатеста , после чего начались переводы анархистских произведений на румынский язык . [6]

Другим предшественником румынского анархизма был Параскев Стоянов , болгарского происхождения, родившийся в 1871 (или 1874) в Джурджу , где его отец, активный борец за национальное освобождение, бежал от турецких преследований. Стоянов имел хорошее образование и стал хирургом. После начальной школы в Бухаресте в средней школе он придерживался социалистических идей, затем - к анархизму после прочтения брошюры Петра Кропоткина «Обращение к молодежи». Так, в старшей школе он основал книжные клубы для студентов, изучающих социализм и анархизм, и начал распространять анархизм среди рабочих Румынии, став «отцом» анархизма в стране. Он перевел на румынский язык многочисленные брошюры Эррико Малатесты, в том числе «Для избирателей», «Между крестьянами» и «Анархия». [7]

Социальный анархизм в Старом Королевстве

[ редактировать ]

По мнению немецкого историка Макса Неттлау , румынское социалистическое движение, возникшее после создания Румынского Старого Королевства в 1881 году, само по себе имело анархистское происхождение. [8] Анархизм развился как специфическая тенденция в Валахии столице Бухаресте , где социалистическое движение было более радикальным, чем его аналог в молдавской столице Яссах . [9] К 1884 году большинство книг в социалистической библиотеке Бухареста были анархистскими произведениями таких авторов, как Михаил Бакунин , Фердинанд Домела Ньювенхейс , Жан Грав , Питер Кропоткин , Элизе Реклю . [10] Между 1884 и 1890 годами Круг социальных исследований по правам человека организовал в Бухаресте группы чтения под влиянием идей Бакунина, Реклю и Кропоткина, которые были привезены в Румынию людьми, обучавшимися в Западной Европе . Но к 1890-м годам реформистская тенденция, возглавляемая Иоаном Нэдейде [ ro ], реорганизовала Круг в Социал-демократическую рабочую партию Румынии (СДМР), победив анархистские тенденции внутри организации и в конечном итоге полностью дистанцировавшись от анархистского движения из-за возникновение « пропаганды дела ». [9] На этот шаг к социал-демократии решающее влияние оказал Константин Доброжану-Гереа , опубликовавший серию статей с критикой либертарианских и революционных тенденций внутри социализма . [11] Работы Доброжану-Гереа напрямую способствовали ассоциации анархизма с насилием и хаосом, которая стала популяризирована во многих слоях румынского общества. [12] Он считал анархизм «социальной болезнью», которая неизбежно привлечет криминальные элементы общества, согласуясь с работами своего современника, итальянского криминолога Чезаре Ломброзо . [13]

Панайт Мушойу , лидер румынского анархистского движения с 1890 по 1912 год.

Среди анархистов, которых Надейде исключила из организации, был Панаит Мушойу , который впоследствии уехал из Бухареста в Галац , но он также был исключен из местного социалистического клуба в этом городе. По возвращении в Бухарест Мушойу стал ведущей фигурой румынского анархистского движения, руководя им до начала Балканских войн . [14] После раскола в СДМР в 1899 году ныне разрозненные социал-демократические тенденции уступили место анархизму, который вернулся на видное место. [15] В следующем году Панаит Мушойу и Панаит Зосин [ ro ] основали Revista Ideei (Журнал идей), [16] который опубликовал переводы на румынский язык произведений социальных анархистов, таких как Михаил Бакунин и Петр Кропоткин, а также анархистов-индивидуалистов, таких как Макс Штирнер , Хан Райнер и Генри Дэвид Торо . Румынские власти сообщили об особом росте анархической активности после русской революции 1905 года . Помимо кружка, который собирался в доме Мушойу в столице, кружки анархистов были также созданы на площади Амзей и Плоешти . [15] Выдающиеся деятели румынской литературы , такие как Александру Богдан-Питешти и Панаит Истрати , также были привлечены к анархизму в этот период. [6]

Брашове Статуя Арпада в ( тогда в Австро-Венгрии ), символизирующая венгерское господство в Паннонском бассейне , была разрушена в 1913 году бомбой, установленной румынским анархистом Илие Кэтарэу.

В разгар продолжительной волны иммиграции итальянских анархистов в Румынию начали распространяться слухи о предполагаемом заговоре анархистов с целью совершения террористической атаки в Румынии. Анархизм начал беспокоить Сигуранцу , тайную полицию страны, которая начала следить за анархистским движением. Само румынское правительство подписало антианархистский договор , который установил систему обмена информацией об анархистском движении с другими европейскими государствами. К 1907 году Securitatea составила два списка анархистов: первый — список из 20 анархистских активистов, второй — список из 50 государственных служащих, подписанных на Revista Idei . В отчете тайной полиции утверждалось, что анархическая пропаганда способствовала румынскому крестьянскому восстанию 1907 года . В качестве примера можно привести некоего деревенского учителя Николаеску-Кранта, друга Мушойу, который своими речами перед крестьянами способствовал началу восстаний. [17] Когда антисемитизм и политические репрессии начали распространяться по Румынии, ряд румынских еврейских анархистов бежали в изгнание, а Джозеф Ишилл и Маркус Грэм стали видными фигурами американского анархистского движения . [6]

Даже после того, как анархист-железнодорожник попытался убить премьер-министра Иона И.С. Брэтиану в 1909 году, анархистское движение продолжало быстро расти: в городах по всей Румынии были созданы многочисленные либертарианские кружки. [18] Но начало Первой мировой войны привело к демобилизации социалистического движения, включая анархистов. Через несколько лет анархизм как доминирующая социалистическая тенденция был вытеснен большевизмом после успеха Русской революции . [18] К началу 1920-х годов национальный либеральный политик Николае Петреску заявил, что «настоящего движения воинствующего анархизма или теоретиков анархизма» больше не существует в Румынии. [19]

Индивидуалистический анархизм в межвоенной Румынии

[ редактировать ]
Ойген Релгис , анархо-пацифист, основатель Гуманитарного движения и ведущая фигура румынского анархизма в межвоенную эпоху.

В 1923 году румынский пацифист Ойген Релгис основал Mişcarea Umanitaristă (англ. Гуманитарное движение ), недоктринальную антимилитаристскую организацию, которая объединила нескольких анархистов, в том числе Панайта Мушойу. В 1928 году движение основало газету «Уманитаристул» (англ. «Гуманитаризм» ), имевшую очевидное либертарианское влияние, публикующую работы Хана Райнера и Фердинанда Домела Ньювенхейса . Он получил пожертвование от французского индивидуалиста Эмиля Армана , и Рельжи перевел одно из произведений Армана. В конце 1920-х годов движение открыло 24 отделения по всей Румынии. [20] В 1932 году Релгис отложил Umanitaristul и начал сотрудничать с Иона Ионеску-Кэпэцана газетой Vegetarismul (англ. Vegetarianism ), которая пропагандировала вегетарианство , ссылаясь на социальные , экономические , медицинские и даже религиозные мотивы. Со временем он начал в значительной степени опираться на индивидуалистический анархизм , вдохновленный работами Макса Штирнера и Эмиля Армана. [21]

многочисленные индивидуалистические тенденции На протяжении 1930-х годов в Румынии начали развиваться , включая примитивизм , натуризм и кочевничество , которые развили критику индустриализации , цивилизации и урбанизации . [22] В этот период румынские анархисты-индивидуалисты отказались от своей цели социальной революции и начали пренебрегать социализмом в пользу образа жизни, характеризующегося свободой и автономией личности. [23] В одной статье Ионеску-Кэпэцана утверждал, что социальная реформа часто начинается с изменения образа жизни человека посредством практики префигуративной политики , и что индивидуальная свобода является «самой драгоценной вещью в мире». Индивидуализм , поддерживаемый румынскими анархистами, распространялся даже на их моду , которая давала возможность самовыражения , иногда в форме нудизма . [24]

Хотя румынские индивидуалисты идеализировали естественное состояние , они не ностальгировали по прошлому, вместо этого воспринимая отказ от современных нравов как утверждение свободы . [25] Они считали самым большим препятствием на пути к свободе рабочий день и наемный труд , которые мешали их желаемому индивидуалистическому образу жизни. Именно их критика работы особенно развила их политическую ориентацию на социальный анархизм , опираясь на работы Петра Кропоткина , Элизе Реклю и Генри Дэвида Торо . Некто Валериу Бужа , которого особенно вдохновлял Торо, написал страстную защиту антиэтатизма с индивидуалистической точки зрения: [26]

«По какому праву я связан между границами , между законами , когда я хочу быть братом всем людям? [...] Сама по себе государственная организация эгоистична и аморальна. По какому праву кто-то объявляет меня гражданином Румынии, если я не хочу быть ни гражданином Румынии, ни гражданином Франции, ни гражданином какой-либо другой национальности, а человеком, братом всех людей?»

Развитие индивидуалистического анархизма в Румынии завершилось предложениями о создании намеренного сообщества , которое должно было быть организовано по кропоткинской модели анархо-коммунизма и теории взаимопомощи , но этот проект оказался мертворожденным из-за нехватки добровольцев. Vegetarismul также оказался не в состоянии набрать как минимум 500 подписчиков, необходимых для продолжения публикации, что привело к прекращению публикации газеты в 1934 году. В следующем году Ион Ионеску-Капэнэ эмигрировал во Францию , где он организовал поддержку республиканцев во время гражданской войны в Испании. . [27] Во время своего французского изгнания Ионеску-Капэнэ сотрудничал с Жераром де Лаказом-Дютье в журнале «Аристократия» и объявил, что работает над историей румынского анархистского движения, хотя она никогда не будет опубликована, поскольку Ионеску-Капэнэ умер в 1942 году. [28] К этому времени анархизм перестал быть главной силой в Румынии, а существовал в основном в страхе высших классов перед терроризмом . Во время посещения Макса Неттлау в Вене Ойген Рельгис прокомментировал это: [29]

«У нас анархист — это пугало. Для буржуазии и детей он должен иметь ожесточенное лицо, взлохмаченные волосы, иногда петлично завязанные, как петля, но всегда бомбу или хотя бы кинжал в кармане».

Репрессии и ссылки

[ редактировать ]

После подъема фашизма в Румынии анархистские произведения оказались в числе книг, сожжённых Национальным государством легионеров . [30] Панаит Мушойу умер через несколько месяцев после свержения фашистского режима и, [27] после провозглашения Румынской Народной Республики в 1947 году Ойген Релгис бежал в изгнание в Уругвай , положив конец второму периоду анархизма в Румынии. [31] В отличие от соседних стран, в Румынии не было активного анархического сопротивления подъему авторитаризма , который в конечном итоге уступил место институту марксизма-ленинизма . Хотя новое социалистическое правительство взяло на себя подавление оставшегося анархистского движения, оно также реабилитировало ряд румынских социальных анархистов, в том числе Панайта Мушойу, чьи антиавторитарные взгляды были преуменьшены. [32]

первую исчерпывающую историю румынского анархистского движения В 1952 году Релгис опубликовал во французском журнале À contre-courant публично заявил о своей склонности к антиавторитаризму . , в которой он впервые [33] Теперь открыто идентифицируя себя с анархизмом, Релгис также опубликовал работу по своей собственной философии «либертарианского гуманизма», которая синтезировала либертарианские и гуманитарные идеалы. [34] Релгис считал важным развивать местное выражение румынского анархизма, которое было бы в равной степени способно пережить репрессии со стороны нового социалистического режима, противостоять подъему реакционных элементов и сопротивляться восстановлению в случае потенциальной демократической реставрации . [32] В 1970-е годы испанский анархист Владимиро Муньос начал собирать тексты о румынском анархистском движении, создав антологию, в которую вошли биографии Панайта Мушойу, Джозефа Ишилла, Замфира Арбуре, а также различные другие материалы, предоставленные ему Релгисом. [35]

После прихода к власти Николае Чаушеску ряд историй о старом социалистическом движении был опубликован такими историками, как Зигу Орня . В этот период был опубликован ряд монографий об анархистах, таких как Панаит Мушойу и Ойген Релгис, хотя они преуменьшали свои либертарианские тенденции, часто даже не упоминая «анархизм» по имени. [36]

Анархизм в современной Румынии

[ редактировать ]

В 1989 году Социалистическая Республика Румыния была свергнута в результате румынской революции , кульминацией которой стал суд и казнь Николае и Елены Чаушеску . Анархизм пережил возрождение после конституции Румынии как демократической республики. Современный румынский анархизм сначала вырос из панк-субкультуры , приобретя особенно выдающихся последователей в банатском городе Тимишоара и валашском городе Крайова . Расширение доступа в Интернет повлекло за собой появление ряда анархистских онлайн-изданий, в том числе URA: Ura şi Razboiul şi Anarhia (английский: Hate & War & Anarchy ) и Dragostea Uchide (английский: Love Kills ), изданных Тимишоарским коллективом активистов. и Анархо-фронт Крайовы. Румынские анархистские группы впоследствии наладили связи с анархистскими движениями в соседних странах, таких как Венгрия и Сербия , а некоторые переняли тактику американского анархистского движения , в том числе «Критическая масса» и «Еда вместо бомб» . [37]

В 2000-х годах ряд анархистов начали организовываться в Румынии впервые после революции. Анархисты заняли несколько сквотов , организовали кампанию « Еда вместо бомб » (раздача бесплатной вегетарианской еды в бедных кварталах), распространяли листовки против фаст-фуда и рвали неонацистские плакаты в общественных местах. В нескольких случаях (в Бухаресте и Тимишоаре) происходили драки с неонацистами Ноуа Дрептэ , которые заходили в свои подпольные клубы во время концертов. [38]

В ноябре 2006 года около 100 анархистов приняли участие в первом антифашистском марше в Бухаресте, держа в руках красно-черные знамена. В июне 2007 года группа из 20 анархистов появилась на марше против гомосексуализма, организованном неонацистской организацией Noua Dreaptă, но была арестована жандармами за проведение несанкционированной акции протеста. [38]

Анархисты — одна из групп, за которыми следит Румынская разведывательная служба (SRI), в том числе на интернет-форумах. [39] В одном отчете SRI говорилось, что анархизм был импортирован в Румынию «иностранцами, вовлеченными в торговлю наркотиками и распространение жесткой порнографии». [37]

Во время саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году правительство подготовило репрессии против анархистов, которые могли протестовать против НАТО и милитаризма. Шести немецким анархистам не разрешили въезд в Румынию. [40] Активисты антиглобализма арендовали промышленный зал, где намеревались раскрасить баллончиками баннеры, которые хотели использовать в протестах против НАТО. Полиция арестовала 56 активистов антиглобализма, которые позже были освобождены без предъявления обвинений. Некоторые из арестованных жаловались, что их избивала полиция. [41]

Хотя анархистский активизм возродился, академический интерес к румынскому анархистскому движению в значительной степени отсутствовал, отчасти из-за роста антикоммунизма , который относился даже к либертарианскому социализму . с подозрением [42] Только в 2010-х годах появилась всеобъемлющая историография румынского анархистского движения, с публикацией книги Влада Брэтуляну « Анархизм в Румынии» , первого исторического исследования анархизма в Румынии с 1940-х годов. [43] Брэтуляну выделил ряд ключевых периодов классического румынского анархистского движения: предшественники (1866–1881), социалистический период (1881–1918) и индивидуалистический период (1918–1947), хотя историограф Адриан Тэтэран считал эту строгую хронологию быть слабостью исследования. [44] Немецкий историк Мартин Вейт также внес свой вклад в эту историю, опубликовав биографии Панайта Мушойу и Штефана Георгиу , в которых использовался восстановительный подход к освещению их либертарианских тенденций после того, как это было проигнорировано исследованиями 1970-х годов. [45]

Современные группы

[ редактировать ]

В настоящее время в Румынии действуют несколько анархистских организаций, в том числе:

  • Равна («Анархо-синдикалистская инициатива»), базирующаяся в Констанце. [46]
  • Альтернативная библиотека Бухареста, культурный центр, продвигающий анархистские идеи. [46]
  • Группа социальных действий, базирующаяся в Клуже . [46]
  1. ^ Brătuleanu 2011 , стр. 284–285.
  2. ^ Брэтуляну 2011 , стр. 276.
  3. ^ Бибайк 2010 , с. 1; Брэтуляну 2011 , с. 276.
  4. ^ Brătuleanu 2011 , стр. 276–277.
  5. ^ Тэтэран 2018а , стр. 12.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бибайк 2010 , с. 1.
  7. ^ РД (11 января 2011 г.). «СТОЯНОВ, Параскева» . Международный словарь воинствующих анархистов [ fr ] (на французском языке) . Проверено 5 марта 2017 г.
  8. ^ Тэтэран 2018а , стр. 13.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэтуляну 2011 , стр. 277.
  10. ^ Бибайк 2010 , с. 1; Брэтуляну 2011 , с. 274.
  11. ^ Тэтэран 2018a , стр. 13–14.
  12. ^ Татаран 2018а , стр. 17–18.
  13. ^ Тэтэран 2018а , стр. 18.
  14. ^ Brătuleanu 2011 , стр. 277–278.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэтуляну 2011 , стр. 278.
  16. ^ Бибайк 2010 , с. 1; Брэтуляну 2011 , с. 278.
  17. ^ Brătuleanu 2011 , стр. 278–279.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэтуляну 2011 , стр. 279.
  19. ^ Брэтуляну 2011 , стр. 274; Тэтаран 2018а , стр. 12.
  20. ^ Брэтуляну 2011 , стр. 280.
  21. ^ Brătuleanu 2011 , стр. 280–281.
  22. ^ Брэтуляну 2011 , стр. 281.
  23. ^ Brătuleanu 2011 , стр. 281–282.
  24. ^ Брэтуляну 2011 , стр. 282.
  25. ^ Brătuleanu 2011 , стр. 282–283.
  26. ^ Брэтуляну 2011 , стр. 283.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Brătuleanu 2011 , стр. 283–284.
  28. ^ Тэтэран 2018а , стр. 14.
  29. ^ Тэтэран 2018а , стр. 17.
  30. ^ Тэтэран 2018a , стр. 15–16.
  31. ^ Brătuleanu 2011 , стр. 283–284; Татаран 2018а , стр. 15–16.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тэтэран 2018а , стр. 16.
  33. ^ Тэтэран 2018a , стр. 14–15.
  34. ^ Тэтэран 2018а , стр. 15.
  35. ^ Тэтэран 2018a , стр. 16–17.
  36. ^ Тэтэран 2018a , стр. 18–19.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бибайк 2010 , с. 2.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роман-младший, Тома (7 декабря 2007 г.). «Мы скучали по анархистам!» . Национальный журнал (на румынском языке). Бухарест : Intact Media Group . ISSN   1221-7867 . ОСЛК   232610130 . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 28 марта 2013 г.
  39. ^ ЕВЗ (27 сентября 2011 г.). «НИИ, аванпост НАТО, близкий сотрудник ЦРУ, а также глаза и уши страны в социальных сетях» . Событие дня (на румынском языке). Бухарест : Рингьер . ISSN   1222-328X . OCLC   896832327 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 28 марта 2013 г.
  40. ^ Бичир, Флориан (27 марта 2008 г.). «РЕДАКЦИЯ EVZ: Кто хочет воевать с НАТО?» . Событие дня (на румынском языке). Бухарест : Рингьер . ISSN   1222-328X . OCLC   896832327 . Проверено 28 марта 2013 г.
  41. ^ Неагу, А.; Ангелеску, Л. (2 апреля 2008 г.). «Антинатовские боевики вернулись в зал из Тимпури Ной» . HotNews (на румынском языке) . Проверено 28 марта 2013 г.
  42. ^ Тэтэран 2018a , стр. 19–20.
  43. ^ Тэтэран 2018а , стр. 20.
  44. ^ Тэтэран 2018a , стр. 20–21.
  45. ^ Тэтэран 2018a , стр. 21–22.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раду, Клаудиу (11 ноября 2011 г.). «Союз анархистов Румынии» . Камикадзе (на румынском языке). Архивировано из оригинала 15 января 2015 г. Проверено 28 марта 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f7b4445d8c244f97187f2557961938b__1713767580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/8b/8f7b4445d8c244f97187f2557961938b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism in Romania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)