Анархизм в Румынии
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Румынии развился в 1880-х годах в рамках более крупного румынского социалистического движения и имел небольшое количество последователей на протяжении всего существования Королевства Румыния . Социальный анархизм первоначально пропагандировался Revista Idei во времена Старого Королевства, но после подъема большевизма социалистические тенденции были отодвинуты на второй план в пользу индивидуализма и вегетарианства, которые были преобладающими анархистскими тенденциями в Румынии в 1920-х и 1930-х годах. [1]
После прихода к власти Коммунистической партии Румынии в 1947 году никакое другое альтернативное политическое движение не было разрешено, поэтому анархистское движение угасло. После румынской революции был создан ряд небольших анархистских организаций, но анархизм все еще менее заметен, чем в Западной Европе.
Предтечи
[ редактировать ]После освобождения из тюрьмы за участие в деятельности народников в Российской империи в 1860-е гг. [2] буковинский Международной ассоциации социалист Замфир Арборе бежал в изгнание в Швейцарию , где познакомился с Михаилом Бакуниным , лидером анархистской фракции в рабочих (IWA). [3] Арборе встал на сторону Бакунина во время раскола IWA и отверг марксизм , заявив, что он сторонник « бакунизма » и федерализма . В 1871 году он переехал в Румынию , чтобы продолжить свою народническую деятельность, позже сотрудничая с Петром Кропоткиным и Элизе Реклю . Арборе был единственным изолированным случаем анархизма в стране до создания Румынского Старого Королевства , когда впервые начало возникать более широкое движение. [4] Другим румынским народником, который симпатизировал анархизму, был Константин Доброжану-Гереа , хотя позже он отказался от своих либертарианских убеждений и стал критиком анархистской теории. [5] В этот период болгарский революционер Христо Ботев основал анархистскую группу в молдавском городе Галац , и страну ненадолго посетил итальянский анархист Эррико Малатеста , после чего начались переводы анархистских произведений на румынский язык . [6]
Другим предшественником румынского анархизма был Параскев Стоянов , болгарского происхождения, родившийся в 1871 (или 1874) в Джурджу , где его отец, активный борец за национальное освобождение, бежал от турецких преследований. Стоянов имел хорошее образование и стал хирургом. После начальной школы в Бухаресте в средней школе он придерживался социалистических идей, затем - к анархизму после прочтения брошюры Петра Кропоткина «Обращение к молодежи». Так, в старшей школе он основал книжные клубы для студентов, изучающих социализм и анархизм, и начал распространять анархизм среди рабочих Румынии, став «отцом» анархизма в стране. Он перевел на румынский язык многочисленные брошюры Эррико Малатесты, в том числе «Для избирателей», «Между крестьянами» и «Анархия». [7]
Социальный анархизм в Старом Королевстве
[ редактировать ]По мнению немецкого историка Макса Неттлау , румынское социалистическое движение, возникшее после создания Румынского Старого Королевства в 1881 году, само по себе имело анархистское происхождение. [8] Анархизм развился как специфическая тенденция в Валахии столице Бухаресте , где социалистическое движение было более радикальным, чем его аналог в молдавской столице Яссах . [9] К 1884 году большинство книг в социалистической библиотеке Бухареста были анархистскими произведениями таких авторов, как Михаил Бакунин , Фердинанд Домела Ньювенхейс , Жан Грав , Питер Кропоткин , Элизе Реклю . [10] Между 1884 и 1890 годами Круг социальных исследований по правам человека организовал в Бухаресте группы чтения под влиянием идей Бакунина, Реклю и Кропоткина, которые были привезены в Румынию людьми, обучавшимися в Западной Европе . Но к 1890-м годам реформистская тенденция, возглавляемая Иоаном Нэдейде реорганизовала Круг в Социал-демократическую рабочую партию Румынии (СДМР), победив анархистские тенденции внутри организации и в конечном итоге полностью дистанцировавшись от анархистского движения из-за возникновение « пропаганды дела ». [9] На этот шаг к социал-демократии решающее влияние оказал Константин Доброжану-Гереа , опубликовавший серию статей с критикой либертарианских и революционных тенденций внутри социализма . [11] Работы Доброжану-Гереа напрямую способствовали ассоциации анархизма с насилием и хаосом, которая стала популяризирована во многих слоях румынского общества. [12] Он считал анархизм «социальной болезнью», которая неизбежно привлечет криминальные элементы общества, согласуясь с работами своего современника, итальянского криминолога Чезаре Ломброзо . [13]
Среди анархистов, которых Надейде исключила из организации, был Панаит Мушойу , который впоследствии уехал из Бухареста в Галац , но он также был исключен из местного социалистического клуба в этом городе. По возвращении в Бухарест Мушойу стал ведущей фигурой румынского анархистского движения, руководя им до начала Балканских войн . [14] После раскола в СДМР в 1899 году ныне разрозненные социал-демократические тенденции уступили место анархизму, который вернулся на видное место. [15] В следующем году Панаит Мушойу и Панаит Зосин основали Revista Ideei (Журнал идей), [16] который опубликовал переводы на румынский язык произведений социальных анархистов, таких как Михаил Бакунин и Петр Кропоткин, а также анархистов-индивидуалистов, таких как Макс Штирнер , Хан Райнер и Генри Дэвид Торо . Румынские власти сообщили об особом росте анархической активности после русской революции 1905 года . Помимо кружка, который собирался в доме Мушойу в столице, кружки анархистов были также созданы на площади Амзей и Плоешти . [15] Выдающиеся деятели румынской литературы , такие как Александру Богдан-Питешти и Панаит Истрати , также были привлечены к анархизму в этот период. [6]
В разгар продолжительной волны иммиграции итальянских анархистов в Румынию начали распространяться слухи о предполагаемом заговоре анархистов с целью совершения террористической атаки в Румынии. Анархизм начал беспокоить Сигуранцу , тайную полицию страны, которая начала следить за анархистским движением. Само румынское правительство подписало антианархистский договор , который установил систему обмена информацией об анархистском движении с другими европейскими государствами. К 1907 году Securitatea составила два списка анархистов: первый — список из 20 анархистских активистов, второй — список из 50 государственных служащих, подписанных на Revista Idei . В отчете тайной полиции утверждалось, что анархическая пропаганда способствовала румынскому крестьянскому восстанию 1907 года . В качестве примера можно привести некоего деревенского учителя Николаеску-Кранта, друга Мушойу, который своими речами перед крестьянами способствовал началу восстаний. [17] Когда антисемитизм и политические репрессии начали распространяться по Румынии, ряд румынских еврейских анархистов бежали в изгнание, а Джозеф Ишилл и Маркус Грэм стали видными фигурами американского анархистского движения . [6]
Даже после того, как анархист-железнодорожник попытался убить премьер-министра Иона И.С. Брэтиану в 1909 году, анархистское движение продолжало быстро расти: в городах по всей Румынии были созданы многочисленные либертарианские кружки. [18] Но начало Первой мировой войны привело к демобилизации социалистического движения, включая анархистов. Через несколько лет анархизм как доминирующая социалистическая тенденция был вытеснен большевизмом после успеха Русской революции . [18] К началу 1920-х годов национальный либеральный политик Николае Петреску заявил, что «настоящего движения воинствующего анархизма или теоретиков анархизма» больше не существует в Румынии. [19]
Индивидуалистический анархизм в межвоенной Румынии
[ редактировать ]В 1923 году румынский пацифист Ойген Релгис основал Mişcarea Umanitaristă (англ. Гуманитарное движение ), недоктринальную антимилитаристскую организацию, которая объединила нескольких анархистов, в том числе Панайта Мушойу. В 1928 году движение основало газету «Уманитаристул» (англ. «Гуманитаризм» ), имевшую очевидное либертарианское влияние, публикующую работы Хана Райнера и Фердинанда Домела Ньювенхейса . Он получил пожертвование от французского индивидуалиста Эмиля Армана , и Рельжи перевел одно из произведений Армана. В конце 1920-х годов движение открыло 24 отделения по всей Румынии. [20] В 1932 году Релгис отложил Umanitaristul и начал сотрудничать с Иона Ионеску-Кэпэцана газетой Vegetarismul (англ. Vegetarianism ), которая пропагандировала вегетарианство , ссылаясь на социальные , экономические , медицинские и даже религиозные мотивы. Со временем он начал в значительной степени опираться на индивидуалистический анархизм , вдохновленный работами Макса Штирнера и Эмиля Армана. [21]
многочисленные индивидуалистические тенденции На протяжении 1930-х годов в Румынии начали развиваться , включая примитивизм , натуризм и кочевничество , которые развили критику индустриализации , цивилизации и урбанизации . [22] В этот период румынские анархисты-индивидуалисты отказались от своей цели социальной революции и начали пренебрегать социализмом в пользу образа жизни, характеризующегося свободой и автономией личности. [23] В одной статье Ионеску-Кэпэцана утверждал, что социальная реформа часто начинается с изменения образа жизни человека посредством практики префигуративной политики , и что индивидуальная свобода является «самой драгоценной вещью в мире». Индивидуализм , поддерживаемый румынскими анархистами, распространялся даже на их моду , которая давала возможность самовыражения , иногда в форме нудизма . [24]
Хотя румынские индивидуалисты идеализировали естественное состояние , они не ностальгировали по прошлому, вместо этого воспринимая отказ от современных нравов как утверждение свободы . [25] Они считали самым большим препятствием на пути к свободе рабочий день и наемный труд , которые мешали их желаемому индивидуалистическому образу жизни. Именно их критика работы особенно развила их политическую ориентацию на социальный анархизм , опираясь на работы Петра Кропоткина , Элизе Реклю и Генри Дэвида Торо . Некто Валериу Бужа , которого особенно вдохновлял Торо, написал страстную защиту антиэтатизма с индивидуалистической точки зрения: [26]
«По какому праву я связан между границами , между законами , когда я хочу быть братом всем людям? [...] Сама по себе государственная организация эгоистична и аморальна. По какому праву кто-то объявляет меня гражданином Румынии, если я не хочу быть ни гражданином Румынии, ни гражданином Франции, ни гражданином какой-либо другой национальности, а человеком, братом всех людей?»
Развитие индивидуалистического анархизма в Румынии завершилось предложениями о создании намеренного сообщества , которое должно было быть организовано по кропоткинской модели анархо-коммунизма и теории взаимопомощи , но этот проект оказался мертворожденным из-за нехватки добровольцев. Vegetarismul также оказался не в состоянии набрать как минимум 500 подписчиков, необходимых для продолжения публикации, что привело к прекращению публикации газеты в 1934 году. В следующем году Ион Ионеску-Капэнэ эмигрировал во Францию , где он организовал поддержку республиканцев во время гражданской войны в Испании. . [27] Во время своего французского изгнания Ионеску-Капэнэ сотрудничал с Жераром де Лаказом-Дютье в журнале «Аристократия» и объявил, что работает над историей румынского анархистского движения, хотя она никогда не будет опубликована, поскольку Ионеску-Капэнэ умер в 1942 году. [28] К этому времени анархизм перестал быть главной силой в Румынии, а существовал в основном в страхе высших классов перед терроризмом . Во время посещения Макса Неттлау в Вене Ойген Рельгис прокомментировал это: [29]
«У нас анархист — это пугало. Для буржуазии и детей он должен иметь ожесточенное лицо, взлохмаченные волосы, иногда петлично завязанные, как петля, но всегда бомбу или хотя бы кинжал в кармане».
Репрессии и ссылки
[ редактировать ]После подъема фашизма в Румынии анархистские произведения оказались в числе книг, сожжённых Национальным государством легионеров . [30] Панаит Мушойу умер через несколько месяцев после свержения фашистского режима и, [27] после провозглашения Румынской Народной Республики в 1947 году Ойген Релгис бежал в изгнание в Уругвай , положив конец второму периоду анархизма в Румынии. [31] В отличие от соседних стран, в Румынии не было активного анархического сопротивления подъему авторитаризма , который в конечном итоге уступил место институту марксизма-ленинизма . Хотя новое социалистическое правительство взяло на себя подавление оставшегося анархистского движения, оно также реабилитировало ряд румынских социальных анархистов, в том числе Панайта Мушойу, чьи антиавторитарные взгляды были преуменьшены. [32]
первую исчерпывающую историю румынского анархистского движения В 1952 году Релгис опубликовал во французском журнале À contre-courant публично заявил о своей склонности к антиавторитаризму . , в которой он впервые [33] Теперь открыто идентифицируя себя с анархизмом, Релгис также опубликовал работу по своей собственной философии «либертарианского гуманизма», которая синтезировала либертарианские и гуманитарные идеалы. [34] Релгис считал важным развивать местное выражение румынского анархизма, которое было бы в равной степени способно пережить репрессии со стороны нового социалистического режима, противостоять подъему реакционных элементов и сопротивляться восстановлению в случае потенциальной демократической реставрации . [32] В 1970-е годы испанский анархист Владимиро Муньос начал собирать тексты о румынском анархистском движении, создав антологию, в которую вошли биографии Панайта Мушойу, Джозефа Ишилла, Замфира Арбуре, а также различные другие материалы, предоставленные ему Релгисом. [35]
После прихода к власти Николае Чаушеску ряд историй о старом социалистическом движении был опубликован такими историками, как Зигу Орня . В этот период был опубликован ряд монографий об анархистах, таких как Панаит Мушойу и Ойген Релгис, хотя они преуменьшали свои либертарианские тенденции, часто даже не упоминая «анархизм» по имени. [36]
Анархизм в современной Румынии
[ редактировать ]В 1989 году Социалистическая Республика Румыния была свергнута в результате румынской революции , кульминацией которой стал суд и казнь Николае и Елены Чаушеску . Анархизм пережил возрождение после конституции Румынии как демократической республики. Современный румынский анархизм сначала вырос из панк-субкультуры , приобретя особенно выдающихся последователей в банатском городе Тимишоара и валашском городе Крайова . Расширение доступа в Интернет повлекло за собой появление ряда анархистских онлайн-изданий, в том числе URA: Ura şi Razboiul şi Anarhia (английский: Hate & War & Anarchy ) и Dragostea Uchide (английский: Love Kills ), изданных Тимишоарским коллективом активистов. и Анархо-фронт Крайовы. Румынские анархистские группы впоследствии наладили связи с анархистскими движениями в соседних странах, таких как Венгрия и Сербия , а некоторые переняли тактику американского анархистского движения , в том числе «Критическая масса» и «Еда вместо бомб» . [37]
В 2000-х годах ряд анархистов начали организовываться в Румынии впервые после революции. Анархисты заняли несколько сквотов , организовали кампанию « Еда вместо бомб » (раздача бесплатной вегетарианской еды в бедных кварталах), распространяли листовки против фаст-фуда и рвали неонацистские плакаты в общественных местах. В нескольких случаях (в Бухаресте и Тимишоаре) происходили драки с неонацистами Ноуа Дрептэ , которые заходили в свои подпольные клубы во время концертов. [38]
В ноябре 2006 года около 100 анархистов приняли участие в первом антифашистском марше в Бухаресте, держа в руках красно-черные знамена. В июне 2007 года группа из 20 анархистов появилась на марше против гомосексуализма, организованном неонацистской организацией Noua Dreaptă, но была арестована жандармами за проведение несанкционированной акции протеста. [38]
Анархисты — одна из групп, за которыми следит Румынская разведывательная служба (SRI), в том числе на интернет-форумах. [39] В одном отчете SRI говорилось, что анархизм был импортирован в Румынию «иностранцами, вовлеченными в торговлю наркотиками и распространение жесткой порнографии». [37]
Во время саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году правительство подготовило репрессии против анархистов, которые могли протестовать против НАТО и милитаризма. Шести немецким анархистам не разрешили въезд в Румынию. [40] Активисты антиглобализма арендовали промышленный зал, где намеревались раскрасить баллончиками баннеры, которые хотели использовать в протестах против НАТО. Полиция арестовала 56 активистов антиглобализма, которые позже были освобождены без предъявления обвинений. Некоторые из арестованных жаловались, что их избивала полиция. [41]
Хотя анархистский активизм возродился, академический интерес к румынскому анархистскому движению в значительной степени отсутствовал, отчасти из-за роста антикоммунизма , который относился даже к либертарианскому социализму . с подозрением [42] Только в 2010-х годах появилась всеобъемлющая историография румынского анархистского движения, с публикацией книги Влада Брэтуляну « Анархизм в Румынии» , первого исторического исследования анархизма в Румынии с 1940-х годов. [43] Брэтуляну выделил ряд ключевых периодов классического румынского анархистского движения: предшественники (1866–1881), социалистический период (1881–1918) и индивидуалистический период (1918–1947), хотя историограф Адриан Тэтэран считал эту строгую хронологию быть слабостью исследования. [44] Немецкий историк Мартин Вейт также внес свой вклад в эту историю, опубликовав биографии Панайта Мушойу и Штефана Георгиу , в которых использовался восстановительный подход к освещению их либертарианских тенденций после того, как это было проигнорировано исследованиями 1970-х годов. [45]
Современные группы
[ редактировать ]В настоящее время в Румынии действуют несколько анархистских организаций, в том числе:
- Равна («Анархо-синдикалистская инициатива»), базирующаяся в Констанце. [46]
- Альтернативная библиотека Бухареста, культурный центр, продвигающий анархистские идеи. [46]
- Группа социальных действий, базирующаяся в Клуже . [46]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Brătuleanu 2011 , стр. 284–285.
- ^ Брэтуляну 2011 , стр. 276.
- ^ Бибайк 2010 , с. 1; Брэтуляну 2011 , с. 276.
- ^ Brătuleanu 2011 , стр. 276–277.
- ^ Тэтэран 2018а , стр. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бибайк 2010 , с. 1.
- ^ РД (11 января 2011 г.). «СТОЯНОВ, Параскева» . Международный словарь воинствующих анархистов (на французском языке) . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ Тэтэран 2018а , стр. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэтуляну 2011 , стр. 277.
- ^ Бибайк 2010 , с. 1; Брэтуляну 2011 , с. 274.
- ^ Тэтэран 2018a , стр. 13–14.
- ^ Татаран 2018а , стр. 17–18.
- ^ Тэтэран 2018а , стр. 18.
- ^ Brătuleanu 2011 , стр. 277–278.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэтуляну 2011 , стр. 278.
- ^ Бибайк 2010 , с. 1; Брэтуляну 2011 , с. 278.
- ^ Brătuleanu 2011 , стр. 278–279.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэтуляну 2011 , стр. 279.
- ^ Брэтуляну 2011 , стр. 274; Тэтаран 2018а , стр. 12.
- ^ Брэтуляну 2011 , стр. 280.
- ^ Brătuleanu 2011 , стр. 280–281.
- ^ Брэтуляну 2011 , стр. 281.
- ^ Brătuleanu 2011 , стр. 281–282.
- ^ Брэтуляну 2011 , стр. 282.
- ^ Brătuleanu 2011 , стр. 282–283.
- ^ Брэтуляну 2011 , стр. 283.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Brătuleanu 2011 , стр. 283–284.
- ^ Тэтэран 2018а , стр. 14.
- ^ Тэтэран 2018а , стр. 17.
- ^ Тэтэран 2018a , стр. 15–16.
- ^ Brătuleanu 2011 , стр. 283–284; Татаран 2018а , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тэтэран 2018а , стр. 16.
- ^ Тэтэран 2018a , стр. 14–15.
- ^ Тэтэран 2018а , стр. 15.
- ^ Тэтэран 2018a , стр. 16–17.
- ^ Тэтэран 2018a , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бибайк 2010 , с. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роман-младший, Тома (7 декабря 2007 г.). «Мы скучали по анархистам!» . Национальный журнал (на румынском языке). Бухарест : Intact Media Group . ISSN 1221-7867 . ОСЛК 232610130 . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 28 марта 2013 г.
- ^ ЕВЗ (27 сентября 2011 г.). «НИИ, аванпост НАТО, близкий сотрудник ЦРУ, а также глаза и уши страны в социальных сетях» . Событие дня (на румынском языке). Бухарест : Рингьер . ISSN 1222-328X . OCLC 896832327 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 28 марта 2013 г.
- ^ Бичир, Флориан (27 марта 2008 г.). «РЕДАКЦИЯ EVZ: Кто хочет воевать с НАТО?» . Событие дня (на румынском языке). Бухарест : Рингьер . ISSN 1222-328X . OCLC 896832327 . Проверено 28 марта 2013 г.
- ^ Неагу, А.; Ангелеску, Л. (2 апреля 2008 г.). «Антинатовские боевики вернулись в зал из Тимпури Ной» . HotNews (на румынском языке) . Проверено 28 марта 2013 г.
- ^ Тэтэран 2018a , стр. 19–20.
- ^ Тэтэран 2018а , стр. 20.
- ^ Тэтэран 2018a , стр. 20–21.
- ^ Тэтэран 2018a , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раду, Клаудиу (11 ноября 2011 г.). «Союз анархистов Румынии» . Камикадзе (на румынском языке). Архивировано из оригинала 15 января 2015 г. Проверено 28 марта 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бибайк, Эрин К. (2010). «Анархизм, Румыния» . В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . Уайли . стр. 1–3. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp1661 . ISBN 9781405198073 .
- Брэтуляну, Влад (2011). «Анархизм в Румынии» . Изучите политику. Румынский обзор политической науки (на румынском языке). 11 (2). Бухарест : Бухарестский университет : 274–285. ISSN 1582-4551 . OCLC 958611769 . Проверено 8 июня 2022 г.
- Татаран, Адриан (2018a). «Анархизм в Румынии: забытые истории забытой истории» . Ежегодник Национального музея румынской литературы Яссы (на румынском языке). 3 . Яссы : Ясское издательство литературных музеев : 7–24. ISSN 2066-7469 . OCLC 999612901 .
- Тэтэран, Адриан (2018b). «Исследования, история, настоящее: некоторые заметки об анархизме в Румынии» . Бюллетень CIRA Lausanne (на французском языке). Лозанна : Международный центр исследований анархизма : 23–31. OCLC 173954225 .
- Татаран, Адриан (2019). «Анархизм и старое социалистическое движение в Румынии» . Идея: Искусство+общество (на румынском языке) (54). Клуж : Идея дизайна и печати: 1–13. ISSN 1583-8293 . OCLC 609947940 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на румынском языке) Архив журнала Ideei Magazine
- (на румынском языке) Прямой
- (на румынском языке) Альтернативная библиотека из Бухареста
- (на румынском языке) Анархическая федерация