Франсиско Феррер
Франсиско Феррер | |
---|---|
Рожденный | [1] Алелья , провинция Барселона , Испания | 14 января 1859 г.
Умер | 13 октября 1909 г. Барселона , провинция Барселона, Испания | (50 лет)
Известный | Современная школа |
Франческ Феррер и охранник ( Каталонское произношение: [fɾənˈsɛsk fəˈrej ˈɣwaɾði.ə] ; 14 января 1859 — 13 октября 1909), широко известный как Франсиско Феррер (англ. Испанское произношение: [fɾanˈθisko feˈreɾ] ), испанский радикальный вольнодумец , анархист и педагог, стоявший за сетью светских, частных, либертарианских школ в Барселоне и ее окрестностях . Его казнь, последовавшая за восстанием в Барселоне, привела Феррера к мученической смерти и породила международное движение радикалов и либертарианцев , которые основали школы по его модели и пропагандировали его подход к обучению.
Феррер вырос на ферме недалеко от Барселоны, где у него развились республиканские и антиклерикальные убеждения. В качестве проводника поезда он передавал послания республиканскому лидеру Мануэлю Руису Соррилье , находившемуся в изгнании во Франции. После неудавшегося республиканского восстания в 1885 году Феррер вместе с семьей переехал в Париж, где они прожили 16 лет. Феррер начал изучать анархизм и образование. На рубеже веков Феррер решил открыть либертарианскую школу по образцу Поля Робина школы -приюта Прево . Средства на это предоставило большое наследство от парижского ученика.
Вернувшись в Барселону в 1901 году, Феррер основал Барселонскую современную школу Escuela Moderna , которая стремилась предоставить светскую, либертарианскую учебную программу в качестве альтернативы религиозным догмам и обязательным урокам, обычным в испанских школах. Педагогика Феррера заимствована из традиций рационализма 18 века и романтизма 19 века . Он считал, что дети должны пользоваться свободой в ущерб конформизму, регулированию и дисциплине. Его школа избегала наказаний, наград и экзаменов и предпочитала практический опыт академическому обучению. В школе были лекции для взрослых, школа подготовки учителей и радикальная типография, печатавшая учебники и школьный журнал. Около 120 филиалов школы распространились по всей Испании. Быстрота восхождения Феррера обеспокоила испанскую церковь и государственные власти, которые рассматривали школу как прикрытие для повстанческой деятельности. Феррер был задержан в связи с покушением на испанского короля в 1906 году. , который был использован в качестве предлога для закрытия школы, но в конечном итоге был освобожден без осуждения под международным давлением год спустя. Феррер путешествовал по Европе как защитник испанского революционного дела, основал либертарианскую организацию по защите образования и вновь открыл свою прессу.
В середине 1909 года Феррер был арестован и обвинен в организации недели восстания, известной как Трагическая неделя Барселоны . Хотя участие Феррера, вероятно, не было столь безупречным, как утверждали его коллеги, он не был организатором событий, как ему было предъявлено обвинение. [2] Последовавшее за этим судебное дело, запомнившееся как показательный процесс в кенгуру-суде , [3] привело к казни Феррера и вызвало международный резонанс, поскольку многие считали, что Феррер невиновен на момент своей смерти. Его память была увековечена в письменной форме, памятниках и демонстрациях на трех континентах. Протест стал движением по пропаганде его образовательных идей, и современные школы его имени распространились по Соединенным Штатам и Европе, достигнув Бразилии и Азии.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Франческ Феррер-и-Гуардия родился 10 или 14 января 1859 г. [1] на ферме недалеко от Барселоны [4] в Алелье, Испания . [5] В юности он стал республиканцем и вольнодумцем. [5] Хотя его родители были набожными католиками, у него выросли независимые и антиклерикальные убеждения от своего дяди-вольнодумца и первого работодателя воинствующего атеиста. [4]
Когда ему было около 20, Феррер стал радикальным республиканцем. В 1883 году он был посвящен в масонскую ложу Вердад в Барселоне (ложа № 146 Гран Ориенте де Испания , под руководством Мануэля Руиса Соррильи ), взяв символическое имя Брат «Серо», он достиг 32°. [6] [7]
Он использовал свою должность кондуктора поезда на маршруте между Францией и Барселоной, чтобы передавать послания изгнанному лидеру республиканцев Мануэлю Руису Соррилье и направлять республиканцев, радикалов и масонов в убежище. После поддержки попытки государственного переворота под руководством генерала Мануэля Вильякампы дель Кастильо , который намеревался установить Испанскую республику в конце 1886 года, Феррер сам был вынужден бежать во Францию со своей женой и тремя дочерьми, где они оставались в течение 16 лет. [8] Находясь во Франции, Феррер продолжал свою масонскую деятельность в Великом Востоке Франции . [9]
Ссылка в Париже
[ редактировать ]В Париже Феррер преподавал испанский язык, продавал вино на комиссионных, работал добровольцем в качестве секретаря Руиса (до своей смерти в 1895 году) и проводил радикальные усилия. Он был дрейфусардом , делегатом Лондонского конгресса Второго Интернационала 1896 года и учителем масонской школы. [8]
Феррер начал исследовать анархизм после смерти Руиса. Он познакомился с Луизой Мишель , Элизе Реклю , Себастьяном Фором , подружился с Шарлем Малато и Жаном Гравом , а также сблизился с испанскими анархистами Ансельмо Лоренцо и Фернандо Таррида дель Мармол . Их личности и идеи произвели на него впечатление, и к концу 1890-х годов он считал их родственными душами. [8] Хотя позже Феррер отрицал свою причастность к анархистскому движению, особенно когда против него было самое сильное внимание со стороны правительства, историк анархизма Пол Аврич писал, что анархистская принадлежность Феррера бесспорна, несмотря на то, что бывшие историки изображали его пацифистом или идеалистом, а не революционером. [10] На протяжении всей своей жизни и во многих странах Феррер работал на анархистские цели, финансировал другую анархистскую деятельность и публиковал анархистские книги. Многие крупные и мелкие деятели анархизма из Барселоны работали в школе, которую Феррер позже открыл, а самые выдающиеся анархистские лидеры Европы давали ему советы и писали для него. [11]
Находясь в Париже, Феррер заинтересовался образованием, которое было горячей темой в анархистских и рационалистических кругах. Феррер был очарован Пола Робина в детским домом Прево Семпюи , который стал образцом школы, которую Феррер откроет. «Интегральная» программа совместного обучения Робина была направлена на развитие физических и интеллектуальных способностей детей без принуждения. Он считал, что социальная и экономическая среда играет большую роль в развитии ребенка, чем наследственность, и поэтому его школа стремилась обеспечить природу, физические упражнения, любовь и понимание, особенно по отношению к детям, обычно подвергающимся стигме. Феррер переписывался с Робином в Семпюи, но никогда не навещал его. Примерно в 1900 году Феррер заявил о своем намерении открыть аналогичную либертарианскую школу, что стало правдоподобным, когда он унаследовал около миллиона франков от француженки средних лет, которую он обучал испанскому языку и убедил в своих идеях. [12]
Современная школа Барселоны
[ редактировать ]Получив это наследство, Феррер вернулся в Испанию в 1901 году, где открыл современную школу в Барселоне, Escuela Moderna . Испания переживала период самоанализа после поражения в испано-американской войне , особенно в отношении национального образования. [13] Либералы и радикалы хотели более светской учебной программы с новым научным, историческим и социологическим содержанием и с учителями, не подчинявшимися епархиальным инспекторам. [14] Феррер, ярый атеист, [15] стал заметным в этих разговорах и выступал за рациональную школу как альтернативу религиозным догмам и обязательным урокам, обычным в испанских школах. [16] Как оратор он был неприхотлив и нехаризматичен, но его искренность и организованность вдохновляли других. [17] Феррер следовал грубой и готовой испанской традиции внегосударственного, рационалистического образования: школы республиканцев и фурьеристов (1840–50-е годы), анархистские и секуляристские школы (1870–80-е годы), приют Поля Робина в Семпуисе, Элиас Пуч (Каталония) и Хосе. Санчес Роса (Андалусия). [16]
Либертарианская педагогика Феррера также заимствована из рационализма 18-го века, романтизма 19-го века и педагогов, включая Руссо, Песталоцци, Фребеля, Кропоткина и Толстого . Эта традиция обеспечивала полную свободу детей в ущерб конформизму, регулированию и дисциплине. Он сочетал игру и ремесла с академической работой и отстаивал черты разума, достоинства, уверенности в своих силах и научной наблюдательности, а не благочестия и послушания. Он выступал за обучение на основе опыта, а не заучивание наизусть, а также за обращение с детьми с любовью и теплотой. Сторонники этой модели, стремясь создать школу, избегающую религиозного и политического авторитета, думали, что изменения в массовом образовании позволят обойти чахлый уровень общественного просвещения и сохранения статус-кво, в чем они обвиняли влияние как церкви, так и государства. [18] Бесплатное образование, по мнению Феррера, подразумевало, что педагоги будут использовать импровизированные эксперименты, чтобы пробудить в ребенке волю и автодидактическое стремление, а не навязывать свои собственные догматические идеи через формальную учебную программу. [19]
Школа Escuela Moderna открылась на улице Каррер-де-лес-Кортс в Барселоне в сентябре 1901 года и в ней приняли участие тридцать учеников. Более 126 учеников были зачислены пять лет спустя, в 1906 году, когда государство закрыло школу. Escuela Moderna взимала плату по скользящей шкале за обучение в зависимости от платежеспособности родителей и делила учащихся на три уровня учебной программы. [20] Педагогика Феррера стремилась убрать догмы из образования и вместо этого помочь детям направлять свои собственные силы. Школа Феррера избегала наказаний и наград, что, по его мнению, стимулировало обман, а не искренность. Точно так же он не принимал оценок и экзаменов, склонность которых льстить, преуменьшать и мучить Феррер считал вредной. Феррер отдавал предпочтение практическим знаниям над теорией и поощрял детей получать опыт, а не читать. Уроки включали посещение местных фабрик, музеев и парков, где предметы урока можно было увидеть воочию. Учащиеся сами планировали свою работу, им доверяли и они могли посещать занятия по своему усмотрению. [21]
В Escuela Moderna также располагалась школа для подготовки учителей и радикальное издательство, которое перевело и создало более 40 учебников, адекватных целям Феррера, написанных доступным языком по новейшим научным концепциям. Испанские власти ненавидели книги, охватывающие темы от математики и грамматики до естественных и социальных наук, религиозной мифологии и беззаконий патриотизма и завоеваний, как нарушающие социальный порядок. [22] В ежемесячном журнале прессы публиковались новости школы и статьи известных писателей-либертарианцев. [23]
Помимо цели школы по содействию саморазвитию, Феррер считал, что у нее есть дополнительная функция: префигуративное социальное возрождение . Школа представляла собой зачаточную версию будущего либертарианского общества, которое надеялся увидеть Феррер. Пропаганда и агитация были центральными целями Escuela Moderna, поскольку Феррер мечтал об обществе, в котором люди постоянно обновляли себя и свое окружение посредством экспериментов. [23] С этой целью студенты получали догматическое наставление в форме моральной обработки. Феррер считал, что уважение к ближним — это качество, которое следует прививать детям, поскольку дети, приученные любить свободу и видеть свое достоинство, разделяемое с другими, станут хорошими взрослыми. Уроки этого образования в области социальной справедливости, равенства и свободы включали капитализм как зло, правительство как рабство, войну как преступление против человечества , свободу как фундамент человеческого развития и страдания, вызванные патриотизмом, эксплуатацией и суевериями. Их учебники занимали позицию против капитализма, государства и армии. [24] Это образование распространялось и на взрослых. Школа пригласила родителей принять участие в работе школы, а общественность - посетить вечерние и воскресные дневные занятия. [21] Феррер также выступал за создание популярного в Испании университета , который так и не был реализован. [25]
Феррер был центром барселонского либертарианского образования на протяжении десятилетия между его возвращением и смертью. Программа Escuela Moderna, от антиклерикализма Феррера до качества приглашенных интеллектуальных лекторов, произвела впечатление даже на либеральных реформаторов из среднего класса. Анархистка Эмма Гольдман объяснила успех расширения школы методичными административными способностями Феррера. [26]
Другие школы и центры его модели распространились по Испании и Южной Америке. [5] К концу 1905 года, когда Феррер открыл дополнительную школу в соседнем текстильном центре Виланова-и-ла-Жельтру , школы Феррера по образу его Escuela Moderna, как для детей, так и для взрослых, разрослись по всей восточной Испании: 14 в Барселоне и 34 по всей восточной Испании. Каталония, Валенсия и Андалусия. Испанские республиканцы и светская Лига вольнодумцев организовали свои классы, используя материалы школьной прессы, всего таких рационалистических школ было около 120. [27]
Политика
[ редактировать ]Скорость роста влияния Феррера обеспокоила испанские власти. Его финансовое наследие и организаторские способности усилили его подрывную деятельность. [27] и власти рассматривали его школу как прикрытие повстанческих настроений. [28] Феррер представлял опасность для многих социальных институтов — церкви, государства, армии, семьи, гендерной сегрегации, собственности — и консерваторов, которые хотели их сохранить. [29]
В первые годы существования школы Феррер принял принципы анархо-синдикализма , философии совместной собственности рабочих, которая в этот период приобрела все большую популярность. В период с 1901 по 1903 год он издавал La Huelga General синдикалистский журнал («Всеобщая забастовка») и работал над организацией каталонского революционного рабочего движения и продвижением прямых действий . [11] Феррер возглавил парад из 1700 детей, желающих получить светское образование, в Страстную пятницу в апреле 1906 года. [27]
Феррера запугивали и критиковали за его работу в Барселоне. Полиция провела обыск в его доме и следила за его передвижениями. О нем распространялись клеветнические публичные слухи, запятнавшие его репутацию, включая интонации об азартных играх, финансовых спекуляциях и гедонизме. Различные романтические отношения Феррера с женщинами были представлены как свидетельства моральных уроков его школы. [28]
В 1905 году Феррер и Современная школа высказались против корриды , предостерегая против использования отмены этой практики как средства разжигания политического национализма . [30]
Он содержался под стражей в связи с покушением на испанского короля Альфонсо XIII в 1906 году , но в следующем году был освобожден под международным давлением. [5] Убийца Матео Моррал был 25-летним анархистом, хорошо образованным и из богатой семьи, работавшим в школьной типографии. [31] Хотя сама попытка — вторая за два года — оказалась неудачной, она оказалась успешной как предлог для свержения Феррера. [32] Он был арестован в июне 1906 года по обвинению в планировании покушения и убеждении Моррала совершить его. В течение двух недель власти штата закрыли школу из-за ее связи с Морралом и Феррером. Консервативные члены нижней палаты законодательного собрания Испании безуспешно предложили закрыть все светские школы за пропаганду антиобщественного поведения. Феррер год ждал суда, на котором был оправдан за отсутствием доказательств. [31]
Роль Феррера в деле Моррала по состоянию на 1985 год остается неопределенной. [33] Феррер был воинствующим анархистом, вопреки его заявлениям, который верил в прямое действие и пользу насилия. [34] Испанские власти пытались связать Феррера с двумя покушениями на убийство Моррала. [33] Оксфордский историк Хоакин Ромеро Маура приписывает Ферреру координацию покушения на Моррала и аналогичного покушения годом ранее. Основываясь на документах французских и испанских властей, Маура утверждает, что Феррер предоставил бомбы и средства для попытки спровоцировать восстание. [34] Однако подобные официальные отчеты того периода славились своей пристрастностью и, даже до того, как некоторые доказательства по делу пропали, были совершенно недостаточными для осуждения во времена Феррера. [33]
После Эскола Модерна
[ редактировать ]Феррер был освобожден из тюрьмы в июне 1907 года. [33] при поддержке международной коалиции анархистских и рационалистических организаций, которые представили дело Феррера как еще одну несправедливую испанскую инквизицию. [31] В следующем месяце Феррер совершил поездку по европейским столицам в качестве защитника испанского революционного дела. [5] Когда он вернулся в Барселону в сентябре, хотя Ферреру было запрещено вновь открывать свою школу, он вновь открыл свою типографию, где публиковал новые учебники и переводы. Он также помог создать синдикалистскую федерацию труда Solidaridad Obrera и ее журнал. [33]
В апреле 1908 года Феррер основал Международную лигу рационального образования детей, которая выступала за либертарианское образование по всей Европе. Его основной из трех журналов, L'Ecole Renovée , включал статьи крупных анархистов и деятелей либертарианского образования. В течение первого года своего существования Лига вела либертарианские школы в Амстердаме, Брюсселе и Милане и работала с либертарианскими школами Себастьяна Фора и Мадлен Верне . [35] Но Феррер не дожил бы до второго года в Лиге. [2]
Феррер был арестован в конце августа 1909 года после гражданских беспорядков, произошедших в предыдущем месяце, и недели открытого восстания в Барселоне, известной как Трагическая неделя . Граждане, опасающиеся предыдущей войны и коррупции в правительстве, первоначально выступили против призыва к созданию военных резервов для ведения возобновившейся колониальной войны в Марокко . Всеобщая забастовка, объявленная «Солидаридад Обрера», завершилась неделей беспорядков, в результате которых погибли сотни людей в Барселоне и ее окрестностях, а также массовых арестов, которые привели к пыткам, депортациям и казням. Ферреру было предъявлено обвинение в организации восстания, и он стал его самой известной жертвой. [2]
Хотя Феррер участвовал в мероприятиях Каталонской трагической недели, он не руководил этими событиями, как было предъявлено обвинение. [2] Достоверные пересказы восстания приписывают стихийные силы, а не анархистский преднамеренность. [2] Феррер, вероятно, участвовал в событиях недели, хотя историк анархизма Пол Аврич считал роль Феррера маргинальной. [2] Доказательства, представленные на судебном процессе над Феррером, включали показания его политических врагов и предыдущие подрывные статьи Феррера, но не было никаких доказательств того, что он организовал восстание. [36] Феррер настаивал на своей невиновности, и ему запретили давать дополнительные показания. [37]
Судебное дело, кульминацией которого стала расстрел Феррера , помнят как быстро решенное. [3] Историк Пол Аврич позже охарактеризовал это дело как «судебное убийство», успешную попытку подавить агитатора, чьи идеи были опасны для статус-кво, в качестве возмездия за то, что он не осудил его по делу Моррала. [37] Его последними словами перед расстрелом замка Монжуик 13 октября 1909 года были: «Целься хорошо, друзья мои. Вы не несете ответственности. Я невиновен. Да здравствует Современная школа!» [37]
Наследие
[ редактировать ]Казнь Феррера стала называться «мученичеством». [38] к причинам свободной мысли [39] и рациональное образование. [5] На момент смерти многие считали Феррера невиновным. [38] Его казнь вызвала протест и возмущение во всем мире. [37] [5] Помимо анархизма, либералы всего общества считали Феррера мучеником, ставшим жертвой сговора мстительной церкви и традиционалистского государства. [40] Протесты во многих крупных городах Европы совпали с сотнями митингов в Америке, Европе и Азии. развевался анархистский черный флаг Толпа из 15 000 человек обрушилась на посольство Испании в Париже, а над Миланским собором . [37] С возмущением высказались британские светила, в том числе Джордж Бернард Шоу , Герберт Уэллс и Артур Конан Дойл, а также анархисты Кропоткин, Эррико Малатеста и Таррида. [39] Смерть Феррера широко освещалась: от первой полосы The New York Times до ряда книг. [38]
Всемирный протест стал образовательным движением Феррера в его честь. [38] Факт его казни ускорил известность Феррера как самого известного либертарианского педагога, превосходящего Себастьяна Фора и Пола Робина. [39] Его работы были переведены на несколько языков по мере распространения рационалистического образовательного движения по всему миру. [39] Современные школы появились по всей Европе и Соединенным Штатам, включая давнюю колонию в Стелтоне, штат Нью-Джерси, но большинство из них просуществовали лишь в середине 1920-х годов. [5] Школы его имени достигли Аргентины, Бразилии, Китая, Японии, Мексики, Польши и Югославии. Его методы использовали Густав Ландауэр ( Баварская революция 1919 года ) и Нестор Махно ( Русская революция 1917 года ). [39]
Группы воздвигли и назвали общественные памятники Ферреру по всей Европе. В середине 1910 года Брюссель выставил мраморный памятник Ферреру на своей площади Гран-Плас , а в 1911 году отдельно воздвиг первую почетную статую Феррера, изображающую обнаженного мужчину, держащего факел просвещения. Она была разрушена в 1915 году во время немецкой оккупации и восстановлена международное движение за свободомыслие в 1926 году. В общественных местах во Франции и Италии имя Феррера было увековечено в память. [39]
Международные последствия казни Феррера привели к упадку администрации Антонио Мауры . [41]
Личная жизнь
[ редактировать ]Феррер расстался со своей женой Терезой Санмарти, а позже завязал отношения с другом женщины, чье наследство финансировало школу в Барселоне. Затем он влюбился в учительницу своей Escuela Moderna Соледад Виллафранка . [28]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хотя источники обычно сообщают дату рождения Феррера 10 января, местный историк нашел в 2022 году записи, в которых дата рождения Феррера указана как 14 января. «Arc.Ask3.Ru и Каталонская энциклопедия исправляют дату рождения Феррера и Гуардии на основании статьи в журнале Алелья» . Журнал Alella (на каталонском языке). 20 января 2022 года. Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Аврич 1980 , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б * Ольгин, Сэнди Элеонора (2002). Создание испанцев: культура и национальная идентичность в республиканской Испании . Университет Висконсина Пресс. п. 29. ISBN 978-0-299-17634-1 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- Аврич 1980 , с. 32.
- Кук, Билл (28 июня 2010 г.). Бунтарь до последнего вздоха: Джозеф Маккейб и рационализм . Книги Прометея. п. 217. ИСБН 978-1-61592-749-4 .
- Хьюз, Роберт (2011). Барселона . Кнопф Даблдэй. п. 523. ИСБН 978-0-307-76461-4 .
- Туселл, Хавьер Гарсиа Кейпо де Льяно, Дженовева (2002) [2001]. Альфонсо XIII. Спорный король (2-е изд.). Мадрид: Телец. стр. 185–186. ISBN 978-84-306-0449-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аврич 1980 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Фидлер 1985 , с. 103.
- ^ Авилес Фарре 2006 , с. 42.
- ^ Мартинес Ольмедилья 1960 , с. 250.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аврич 1980 , с. 4.
- ^ Авилес Фарре 2006 , с. 43.
- ^ Аврич 1980 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аврич 1980 , с. 25.
- ^ Аврич 1980 , стр. 4–6.
- ^ Аврич 1980 , с. 6.
- ^ Аврич 1980 , стр. 6–7.
- ^ Аврич 1980 , с. 8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аврич 1980 , с. 7.
- ^ Аврич 1980 , с. 19.
- ^ Аврич 1980 , стр. 7–8.
- ^ Аврич 1980 , стр. 9–10.
- ^ Аврич 1980 , с. 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аврич 1980 , с. 21.
- ^ Аврич 1980 , с. 22–23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аврич 1980 , с. 23.
- ^ Аврич 1980 , с. 24.
- ^ Аврич 1980 , с. 22.
- ^ Аврич 1980 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аврич 1980 , с. 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аврич 1980 , с. 27.
- ^ Аврич 1980 , стр. 26–27.
- ^ Феррер, Франциско (17 февраля 1905 г.). «Против корриды и эксплуатации человека» . Письмо в Комиссию по отмене корриды.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аврич 1980 , с. 28.
- ^ Аврич 1980 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Аврич 1980 , с. 29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аврич 1980 , стр. 28–29.
- ^ Аврич 1980 , стр. 29–30.
- ^ Аврич 1980 , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Аврич 1980 , с. 32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вейси 1973 , с. 77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Аврич 1980 , с. 33.
- ^ Аврич 1980 , стр. 32–33.
- ^ Баффери, Хелена; Марсер, Элисенда (2010). «Феррер и Гуардия, Франческ (1859–1909)». Исторический словарь каталонцев . Исторические словари народов и культур. Пугало Пресс. п. 169. ИСБН 978-0-8108-5483-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Аврич, Пол (1980). «Мученичество Феррера» . Современное школьное движение: анархизм и образование в Соединенных Штатах . Принстон: Издательство Принстонского университета . стр. 3–33. ISBN 978-0-691-04669-3 . OCLC 489692159 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 17 октября 2017 г.
- Фидлер, Джеффри К. (1985). «Движение Escuela Moderna Франсиско Феррера: «Por la Verdad y la Justicia» ». История образования ежеквартально . 25 (1/2): 103–132. дои : 10.2307/368893 . ISSN 0018-2680 . JSTOR 368893 . S2CID 147119437 .
- Вейси, Лоуренс (1973). «Колония Феррера и современная школа» . Коммунальный опыт: анархистские и мистические контркультуры в Америке . Нью-Йорк: Харпер и Роу . стр. 77–177 . ISBN 978-0-06-014501-9 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- Авилес Фарре, Хуан (2006). Франсиско Феррер-и-Гуардия: педагог, анархист и мученик . Издания по истории Марсиального моста. ISBN 9788496467194 .
- Мартинес Ольмедилья, Аугусто (1960). Сто лет и один день . Лондон: Агилар.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эбботт, Леонард Далтон (1910). Франсиско Феррер: его жизнь, работа и мученичество . Нью-Йорк: Ассоциация Франсиско Феррера. OCLC 6972391 .
- Арчер, Уильям (1911). Жизнь, суд и смерть Франсиско Феррера . Нью-Йорк: Moffat, Yard and Co. OCLC 1312124 .
- Брей, Марк (2022). Анархическая инквизиция: убийцы, активисты и мученики в Испании и Франции . Итака, Нью-Йорк : Издательство Корнельского университета . ISBN 9781501761928 . LCCN 2021038606 .
- «Франческ Феррер и Гардиа» . Большая каталонская энциклопедия . Архивировано из оригинала 9 июня 2018 года . Проверено 19 октября 2018 г.
- Гарсиа-Йесте, Карме; Редондо-Сама, Гизела; Падрос, Мария; Мельгар, Патрисия (2016). «Современная школа Франсиско Феррера-и-Гуардии (1859–1909), международного и современного деятеля» . Запись педагогического колледжа . 118 (4): 1–36. дои : 10.1177/016146811611800405 . ISSN 0161-4681 . S2CID 147959713 . Архивировано из оригинала 13 июня 2020 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- Гей, Кэтлин; Гей, Мартин (1999). Энциклопедия политической анархии . АВС-КЛИО. стр. 75–76 . ISBN 978-0-87436-982-3 .
- Гольдман, Эмма (1917). «Франсиско Феррер и современная школа» (PDF) . Анархизм и другие очерки . Нью-Йорк: Издательская ассоциация Матери-Земли. Архивировано (PDF) из оригинала 11 февраля 2020 г. Проверено 10 января 2020 г.
- Лакуа, Дэниел (сентябрь 2014 г.). «Свободомыслящие, анархисты и Франсиско Феррер: создание транснациональной кампании солидарности». Европейский обзор истории: Revue Européenne d'Histoire . 21 (4): 467–484. дои : 10.1080/13507486.2014.933185 . ISSN 1350-7486 . S2CID 144888403 .
- Парк, Тийду Питер (1970). Европейская реакция на казнь Франсиско Феррера (доктор философии). Шарлоттсвилл, Вирджиния: Университет Вирджинии. ОСЛК 20310763 .
- Парк, Т. Питер (2007). «Феррер Гуардиа, Франциско» . В Докинзе, Ричард (ред.). Новая энциклопедия неверия . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. стр. 326–327. ISBN 978-1-61592-280-2 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- Родригес, Пау (6 декабря 2020 г.). «Феррер и Гуардия, образовательная утопия более чем 100-летней давности о педагоге, которого в конечном итоге застрелили» . ElDiario.es (на испанском языке). Архивировано из оригинала 21 марта 2022 года . Проверено 21 марта 2022 г.
- Стил, Том (2007). «Франсиско Феррер и современная школа» . Знание — сила!: Взлет и падение европейских народных образовательных движений, 1848–1939 гг . Оксфорд: Питер Лэнг. стр. 114–118. ISBN 978-3-03910-563-2 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
- Ульман, Джоан Коннелли (1968). Трагическая неделя: исследование антиклерикализма в Испании, 1875–1912 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-43418-9 . ОСЛК 396076 .