Трудовой талон
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Экономика |
---|
Часть серии о |
Социализм |
---|
Трудовые ваучеры (также известные как трудовые чеки , трудовые книжки , трудовые сертификаты и личный кредит ) представляют собой устройство, предложенное для регулирования спроса на товары в некоторых моделях социализма и для замены некоторых задач, выполняемых валютой при капитализме .
Схема [ править ]
В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В отличие от денег, ваучеры не могут быть в обращении и не подлежат передаче между людьми. Они также не подлежат обмену ни на какие средства производства и, следовательно, не подлежат преобразованию в капитал . После совершения покупки трудовые ваучеры либо уничтожаются, либо должны быть заново заработаны трудом. При наличии такой системы денежное воровство станет невозможным. [ нужна ссылка ]
Подобную систему многие предлагают как замену традиционным деньгам при сохранении системы вознаграждения за выполненную работу. Это также способ гарантировать, что не будет возможности делать деньги из денег, как в капиталистической рыночной экономике . Кроме того, единственным видом рынка , который мог бы существовать в экономике, работающей за счет использования трудовых ваучеров, был бы искусственный рынок (рынок) преимущественно непроизводительных товаров и услуг. Как и в случае с ликвидацией денег , рынки капитала больше не смогут существовать, и рынки труда также, вероятно, прекратят свое существование с отменой наемного труда , что неизбежно произойдет с принятием ваучеров. [ нужна ссылка ]
Автор и активист Майкл Альберт и экономист Робин Ханель предложили аналогичную систему вознаграждения в своей экономической системе экономики участия (parecon). Разница заключается в том, что кредиты в parecon обычно присуждаются на основе как времени, затраченного на работу, так и количества усилий и жертв, затраченных во время труда, а не простого вклада. Некоторые более поздние сторонники партиципизма и парекона также предлагали выплачивать больше вознаграждений в зависимости от сложности или опасности работы. В отличие от формата физических банкнот или чеков, использовавшихся в прошлом для трудовых ваучеров, кредиты Parecon предлагаются как полностью цифровые в соответствии с достижениями технологий, хранятся на электронных счетах и могут использоваться с помощью карт, аналогичных современным дебетовым картам. [1]
История [ править ]
Трудовые ваучеры были впервые предложены в 1820-х годах Джозайей Уорреном и Робертом Оуэном . Две первые попытки внедрения трудовых ваучеров (в то время их сторонники называли трудовыми квитанциями) были предприняты обеими после их опыта попыток создать утопическое сообщество в Нью-Хармони, штат Индиана , в котором валюта была запрещена. [ нужна ссылка ]
В 1827 году Уоррен основал магазин времени в Цинциннати , где товары можно было приобрести с помощью трудовых ваучеров, представляющих собой соглашение о выполнении работы. Однако в 1830 году он закрыл магазин, чтобы посвятить свои усилия созданию сообществ, которые реализовали его принципы цен, основанных на рабочей силе. [2] [3]
Начиная с 1832 года Оуэн и его последователи пытались ввести трудовые расписки в Лондоне и Глазго, открывая рынки и банки, которые их принимали. [ нужна ссылка ]
Последователи Оуэна выступали за общество кооперативных сообществ. Каждая община будет владеть своими собственными средствами производства, и каждый член общины будет работать над производством того, что, как было согласовано, необходимо, а взамен ему будет выдан трудовой талон, подтверждающий, сколько часов он или она отработали. Затем человек мог использовать этот трудовой ваучер для получения из общественных запасов потребительских товаров любого продукта или продуктов, на производство которых ушло такое же количество часов. [ нужна ссылка ]
Оуэн считал, что это кооперативное содружество может начать внедряться при капитализме, и в первой половине 1830-х годов некоторые из его последователей основали трудовые базары по аналогичному принципу, в которых рабочие приносили на базар продукты своего труда и получали взамен трудовой талон, дающий им право взять с базара любой предмет или предметы, на изготовление которых ушло такое же время, с учетом затрат на сырье. Эти базары в конечном итоге потерпели неудачу, но идея трудовых ваучеров в существенно схожих формах появилась во Франции в трудах Пьера-Жозефа Прудона . [ нужна ссылка ]
Маркс первоначально отказался от этой идеи в « Бедности философии» , особенно внутри капитализма (I. глава, 2. §). Маркс утверждал, что время само по себе, отделенное от времени других людей, не подходит для измерения ценности труда. Стоимость «складывается не из времени, необходимого для ее производства самого по себе, а из доли каждого другого продукта, который может быть создан в то же время» (3. § А.). По мнению Маркса, введение трудовых ваучеров создало бы ленивое общество и экономику, поскольку не было бы конкуренции между работодателями и работниками, поэтому никто не мог бы сказать, каким будет оптимальное (минимальное) время, необходимое для производства чего-либо. Например, что если «Петр» работает 12 часов в день, а «Павел» работает только 6 часов. Это означает, что «Петр» отработал 6 лишних часов и его трудовые путевки ничего не стоят, так как это считается +6 часов, не говоря уже о других факторах работы. Подытожим мнение Маркса в « Бедности философии». , трудовой талон не пригоден для создания нового социалистического общества, а теория Прудона и других есть не что иное, как утопическая апология существующего капиталистического строя . сам Фридрих Энгельс Прудон пытался ввести систему трудовых талонов в 1849 году, но его попытка вскоре провалилась. Маркс был непреклонен в утверждении, что трудовые ваучеры не являются формой денег, поскольку они не могут обращаться – проблема, которую он указал на систему записей рабочего времени Оуэна. [ нужна ссылка ]
Однако позже их поддержал Карл Маркс , несмотря на несогласие с тем, как они были реализованы Оуэном, как способ справиться с немедленным и временным дефицитом после установления социализма. Маркс объяснил, что это будет необходимо, поскольку социализм возник из капитализма и будет «отпечатан его родинками». По предложению Маркса, раннее социалистическое общество будет вознаграждать своих граждан в соответствии с количеством труда, который они вносят в общество . В «Критике Готской программы » Маркс сказал:
[T]отдельный производитель получает обратно от общества — после того, как были сделаны вычеты — именно то, что он ему дает. То, что он вложил в это дело, — это его индивидуальное количество труда. Например, социальный рабочий день складывается из суммы отдельных рабочих часов; индивидуальное рабочее время отдельного производителя есть внесенная им часть общественного рабочего дня, его доля в нем. Он получает от общества свидетельство, что он доставил такое-то количество труда (за вычетом его труда на общие фонды); и с помощью этого сертификата он извлекает из общественного запаса средств потребления такую же сумму затрат труда. То же количество труда, которое он отдал обществу в одной форме, он получает обратно в другой. [4] [ нужен неосновной источник ]
Во время Великой депрессии европейские сообщества с переменным успехом вводили местные валюты. Экономист с метким именем сэр Лео Кьоцца Мани (Methuen) 1934 года выступал за аналогичную денежную схему в своей книге «Деньги продукта» , согласно которой банкноты или сертификаты выдавались за производительный труд и уничтожались после обмена на потребительские товары. В нацистской Германии Ялмар Шахт ( министр финансов и банкир Адольфа Гитлера ) применил своего рода трудовые ваучеры под названием МЕФО-облигации, целью которых было скрыть от западного мира расходы на программу перевооружения, поскольку крупные тресты не платили деньгами. передачи друг другу, но купили у государства облигации МЕФО и обменяли эти облигации в закрытом порядке. Более современные реализации в виде валют, основанных на времени, были реализованы в Соединенных Штатах, начиная с 1970-х годов. [ нужна ссылка ]
защищающие трудовые Системы , ваучеры
Следующие политические и экономические системы предлагают принять трудовые ваучеры (в той или иной форме) либо на постоянной основе, либо в качестве временного средства вознаграждения на переходном этапе между монетарной экономикой и полностью безденежной экономикой, основанной на свободной ассоциации. [ нужна ссылка ]
- Оуэнизм
- марксизм
- мутуализм
- Индивидуалистический анархизм
- Коллективистский анархизм
- Делеонизм
- Участие
- Инклюзивная демократия
- Неомарксизм
- Технократия Инк
Инклюзивная демократия уникальна тем, что предлагает два вида ваучеров. Базовые ваучеры, выдаваемые каждому гражданину в соответствии с потребностями, используются для приобретения товаров и услуг первой необходимости, таких как здравоохранение, тогда как небазовые ваучеры, выдаваемые каждому работнику за вложенный труд, используются для оплаты второстепенных коммерческих товаров и услуг. [5] [ нужен неосновной источник ]
Критика [ править ]
Система также подвергалась критике со стороны многих либертарианских социалистов , особенно анархо-коммунистов , которые предлагают отменить все вознаграждения и цены и вместо этого выступают за экономику дарения , стоимость которой определяется расчетом в натуральной форме . Критикуя сохранение коллективистским анархизмом трудовых талонов и чеков, Петр Кропоткин сказал:
[F] Или, провозгласив отмену частной собственности и общего владения всеми средствами производства, как они могут поддерживать систему заработной платы в любой форме? Тем не менее именно это и делают коллективисты, когда рекомендуют трудовые чеки. [6] [7] [ нужен неосновной источник ]
Мировое социалистическое движение выступало против использования трудовых ваучеров в качестве постоянной или временной системы при переходе к желаемой анархо-коммунистической экономике, основанной на свободном доступе. Они утверждают, что, поскольку большинство профессий, существующих в настоящее время при капитализме, больше не будут существовать, дефицит больше не будет проблемой. Они также заявляют:
Трудовые ваучеры, как правило, поддерживают идею о том, что наша человеческая ценность определяется тем, каким количеством товаров мы можем владеть (или производить). Трудовые талоны подразумевают, что очень огромная административная организация должна следить за тем, кто забирает товары, производимые обществом. Другими словами, должны быть люди, которые тратят свое время на то, чтобы другие люди не взяли вещи, не заплатив за них. Это нормально в обществе, ориентированном на прибыль, но пустая трата человеческого труда при социализме. [8] [ нужен неосновной источник ]
См. также [ править ]
- Расчет в натуральной форме
- Расчет рабочего времени
- Итака Часы работы
- Местная валюта
- Торговая система на местной бирже
- Социалистическая экономика
- Временная валюта
Ссылки [ править ]
- ^ Кокшотт, Уильям Пол; Коттрелл, Аллин Ф. (1993). На пути к новому социализму (PDF) . Англия: Пресс-секретарь Книги. п. 25. ISBN 978-0851245454 .
- ^ Пингри, Дарриус Х. (27 февраля 1902 г.). «Отчет Промышленной комиссии: решает ли он что-нибудь?» . Репортер Национальной корпорации . XXIV : 104.
- ^ Хауэлл, Джерри; Хмелевски, Том (1 декабря 2009 г.). Полное руководство для идиотов по бартеру и торговому обмену: получите все, что нужно вашему бизнесу, не тратя ни копейки (изд. Kindle). Пингвин. п. 46. ИСБН 9781101152010 .
- ^ Карл Маркс (1875). Критика Готской программы . Часть I.
- ^ Такис Фотопулос (весна-лето 2010 г.). «За пределами рыночной экономики и статистического планирования: на пути к демократическому планированию как часть конфедеративной инклюзивной демократии» . Международный журнал инклюзивной демократии . Том. 6. № 2/3.
- ^ Петр Кропоткин (1906). Завоевание хлеба . Нью-Йорк и Лондон: Сыновья Г.П. Патнэма). Глава XIII. Коллективистская система заработной платы .
- ^ «Ваучеры» . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ "Трудовые ваучеры" . Мировое социалистическое движение. Последнее обновление: 13 августа 2006 г.
Внешние ссылки [ править ]
- «Марксистская рыночная экономика» . Общество де-леонистов Канады. Из Дискуссионного бюллетеня № 107 (май – июнь 2001 г.). стр. 21–22.