Халина Кузменко
Халина Кузменко | |
---|---|
Галина Кузьменко | |
Рожденный | Agafya Andriivna Кузменко 9 января 1897 г. |
Умер | 23 марта 1978 г. | ( 81 год
Занятие | Учитель |
Движение | Makhnovshchina |
Супруг | Нестор Махно |
Дети | Елена Михненко |
Часть серии о |
Анархо-феминизм |
---|
Агафья «Галина» Андреевна Кузьменко ( укр .: Галина Андреевна Кузьменко ; 1897–1978) — украинская учительница и революционерка -анархистка . Переехав на юг Украины, она стала заметной фигурой в рядах махновщины , массового движения за создание либертарианского коммунистического общества. Кузьменко возглавлял просветительскую деятельность движения, пропагандировал украинизацию и выступал в качестве ярого защитника прав женщин . Вместе с мужем, военачальником-анархистом Нестором Махно , в 1921 году бежала в ссылку от политических репрессий на Украине . Находясь в заключении за подрывную деятельность в Польше , она родила дочь Елену Михненко , которую привезла с собой в Париж . После смерти мужа с началом Второй мировой войны ее депортировали на принудительные работы сначала нацистами , а затем Советами . После освобождения она провела свои последние дни с дочерью в Казахской ССР .
Биография
[ редактировать ]На 9 Января 1897 [ OS 28 December 1896], Агафья Андриевна Кузменко, последний известен как Халина Андриевна Кузменко, был борн в Киеве . [1] После ее рождения ее родители переехали в село Песчаный Брод Елисаветградского района Херсонской губернии (ныне Кировоградская область ). [2] Ее отец, бывший фермер, [3] работал на Юго-Западной железной дороге , [4] прежде чем вернуться к сельскому хозяйству, когда Галине было 10 лет. [1] В 1916 году Кузьменко окончила Женскую учительскую семинарию в Добровеличковке. [5] и впоследствии был назначен в начальную школу в небольшом южноукраинском селе Гуляйполе . [6] где преподавала историю Украины и украинский язык , [7] в рамках новой учебной программы Украинского государства . [8]
Революционная деятельность
[ редактировать ]Один из друзей Кузьменко предостерег ее от поездки в Гуляйполе, ссылаясь на рассказы о "бандите по фамилии Махно". [8] Весной 1919 года она познакомилась с этим Нестором Махно и завязала с ним романтические отношения. [1] К лету 1919 года она стала его женой. [9] По некоторым сведениям, их свадьба прошла в церкви в родном городе Кузьменко Песчаном Броде, хотя позже Кузьменко отрицал, что у них когда-либо было церковное венчание. [10] Как и ее новый муж, который был широко известен на юге Украины как Батько (англ. Отец ), Кузьменко также была удостоена почетного звания Матушка (англ. Мать ). [11]
После этого она стала ведущей участницей махновщины . [12] массовое движение за создание либертарианского коммунистического общества на юге Украины. [13] Кузьменко принял участие в создании Комиссии по антимахновской деятельности [14] Активно воевал в составе Революционно-повстанческой армии Украины пулеметчиком. Как видная женская фигура в махновщине, она стала «неутомимой защитницей» женщин и их прав, как сообщается, лично казнив ряд махновцев, совершивших изнасилования. [1]
Кузьменко возглавил образовательные инициативы региона. [15] которые были вдохновлены работой каталонского педагога Франческа Феррера . [16] Будучи президентом областного Союза учителей, [17] она убедила ряд учителей присоединиться к махновщине, причем ряд учителей из ее родного города даже были казнены Красной Армией за свои махновские симпатии. [18] Ее просветительская деятельность была сосредоточена на финансировании этой деятельности, организации образования на приграничных территориях, контролируемых махновцами, управлении школами совместными педсоветами и разработкой новых школьных программ. [19] До военного поражения анархистов система в целом хорошо воспринималась как крестьянами, учителями, так и детьми, главным образом из-за усилий, направленных на то, чтобы накормить часто бедных школьников. [17]
Кузьменко также возглавил небольшую группу интеллектуалов, пропагандировавших украинизацию махновщины. [20] специально работая над увеличением использования украинского языка в махновских публикациях и пытаясь повлиять на движение в сторону украинского национализма . [21] Эта группа способствовала кратковременному сближению махновцев и Украинской Народной Республики в сентябре 1919 года, одновременно заняв решительную позицию против Белого движения и выдвинув либертарианский подход к национальному освобождению. [22] Но после раскрытия националистического заговора с целью свержения Махно и интеграции Повстанческой армии в Украинскую народную армию , предположительно с участием самой Кузьменко, махновцы обратились против сил вокруг Симона Петлюры и вытеснили оставшихся националистов из руководства движения. [23] Украинские деятели культуры продолжали свою деятельность в рамках махновщины, а сама Кузьменко продолжала свои собственные усилия по украинизации, но националистические тенденции были решительно маргинализированы внутри движения, поскольку анархическая теория интернационализма . победила [24]
После осады Перекопа в ноябре 1920 года большевики выступили против махновцев, которые оказались в затруднительном положении. В последующий период партизанской войны советский историк Михаил Кубанин утверждал, что влияние «шовинистической группы» Кузьменко возросло, при этом махновщина больше тяготела к украинскому национализму, в то время как многие из ее анархистских идеологов начали выходить из движения. Сам Махно отверг это обвинение, заявив, что Кубанин спутал анархистские теории автономии с национализмом. [25] Хотя американский историк Фрэнк Сысин позже отверг утверждение, что Махно когда-либо была националисткой, он также оспорил собственные утверждения Махно о том, что Кузьменко не была националистом, заявив, что «это не совпадает с тем, что о ней известно». [26] Исаак Тепер утверждал, что она продолжала придерживаться националистических взглядов до 1922 года, потеряв симпатии к украинскому национализму только во время пребывания в изгнании. [23]
13 августа 1921 года Кузьменко присоединилась к своему мужу и 100 кавалеристам при отступлении в сторону Польши. [27] Во время ретрита они прошли через Песчаный Брод, где она попыталась убедить родителей поехать с ними. Но они отказались и вскоре были расстреляны преследующей их Красной Армией. [28] После серии столкновений с Красной Армией, в результате которых Махно был тяжело ранен, 28 августа они переправились через Днестр в Румынию . [29] Они ненадолго остановились в лагере для интернированных в Брашове . [30] до того, как Кузьменко и Махно получили разрешение на переезд в Бухарест . [31]
Изгнание
[ редактировать ]После напряженного периода переговоров между румынским и украинским советскими правительствами по поводу экстрадиции махновцев 11 апреля 1922 года они покинули Румынию и пересекли границу с Польшей . [32] Кузьменко, Махно и 17 их сторонников впоследствии были переведены в лагерь для интернированных в Стшалково , где содержались в течение полугода. [33] 18 июля Кузьменко поехала в Варшаву просить правительство разрешить их освобождение, но Министерство внутренних дел быстро уволило ее. [34] Затем она встретилась с представителями Советской Украины, с которыми обсудила их план, согласно которому махновцы возглавят сепаратистское восстание в Галичине , попросив в обмен деньги и поддержку недовольных интернированных махновцев. 22 июля она подала запрос на визу для посещения советской столицы Украины Харькова , а также потребовала освобождения всех политических заключенных-анархистов, прекращения политических репрессий и расширения ряда гражданских свобод в Украине, предлагая взамен полное разоружение махновского движения. Однако эти условия были встречены лишь пассивностью со стороны украинского советского правительства, которое пыталось втянуть махновцев в антипольский заговор, надеясь, что это впоследствии приведет к экстрадиции. [35]
Вскоре после этого махновцы были обвинены польским правительством в подготовке поддержанного Советским Союзом сепаратистского восстания в Галиции и обвинены в государственной измене . [36] Находясь в заключении и ожидая суда, 30 октября 1922 года Кузьменко родила дочь: Елену Михненко . [37] Суд над махновцами в конечном итоге завершился их оправданием. [38] на что Кузьменко ответил с изумленным волнением. [39] 3 декабря 1923 года махновцы были наконец освобождены из-под стражи и получили прописку , предоставив Махно и Кузьменко разрешение остаться в Торуни . [40] Они прибыли в город через несколько недель, сначала остановились в местной гостинице, а затем нашли квартиру, хотя и с дорогой арендной платой. [41] Напряженность жизни в ссылке в сочетании с постоянной слежкой за ними и периодическими арестами со стороны властей привели к ухудшению отношений Кузьменко с Махно. В этот период супруги часто ссорились, и Махно даже обвинил Кузьменко в романе с их сообвиняемым Иваном Хмарой. [42]
В конце концов семья переехала в Париж , где Кузьменко и Махно подрабатывали случайными заработками, чтобы заработать достаточно денег, чтобы прокормить себя. [43] В 1927 году пара окончательно развелась, и Кузьменко уехала из Парижа, чтобы присоединиться к организации просоветских украинских ссыльных, в рамках которой она неоднократно предпринимала безуспешные попытки вернуться в Украину. [44] К марту 1934 года здоровье Махно полностью ухудшилось, и Кузьменко перевез его в больницу, регулярно навещая его в последние дни его жизни и стоя рядом с ним, когда он умер. [45] Она присутствовала на его похоронах вместе с дочерью. [46] но, как сообщается, она была слишком охвачена горем, чтобы говорить. [47] Через несколько месяцев она направила письмо в анархо-синдикалистский журнал « Пробуждение » , в котором защищала покойного мужа от клеветнической статьи, опубликованной в националистической газете « Новая пора» , категорически отвергая ряд выдвинутых против него обвинений и написав краткую биографию он и махновщина. [48] Она также позаботилась о рукописях второго и третьего томов мемуаров Махо, поручив их комитету помощи, который, в свою очередь, передал их Волину для публикации. [49]
Кузьменко оставалась во Франции с дочерью до начала Второй мировой войны , когда они были схвачены нацистами и депортированы в Берлин , где их использовали в качестве принудительных работ . После битвы за Берлин они были арестованы Советами и экстрадированы в Киев, где Кузьменко был приговорен к восьми годам каторжных работ в Мордовии по обвинению в контрреволюционной агитации . [50] После смерти Сталина и хрущевской оттепели Кузьменко разрешили воссоединиться с дочерью в Джамбыле , где она работала на хлопчатобумажной фабрике, и жила в казахском городе до своей смерти 23 марта 1978 года. [51]
Споры вокруг предполагаемого дневника
[ редактировать ]По словам Робертса Эйдеманиса , 29 марта 1920 года дневник был обнаружен у Феодоры Гаенко, убитой во время нападения красных на Гуляйполе. [52] Этот дневник, датированный 19 февраля — 26 марта 1920 года и написанный на украинском языке, приписывался «жене Махно». [53] В документе Нестор Махно представлен как алкоголик, а также описаны случаи внесудебных расправ со стороны Революционной повстанческой армии против реквизиционных частей , рассказанные с точки зрения женщины, наблюдавшей за повстанческой кампанией из первых рук. [54]
Документ нашел в архиве Эйдеманиса советский историк Михаил Кубанин , [55] которые использовали его как источник для изображения столкновения между жестокими крестьянскими повстанцами и городскими властями. [56] Документ назвали поддельным Петр Аршинов и сам Нестор Махно. [57] который вместо этого утверждал, что дневник, который вели он и Кузьменко, был использован Аршиновым для собственной истории махновщины. [58] Но поскольку Кубанин в 1927 году опубликовал свою книгу о махновщине, [55] дневник остался ключевым источником в советской историографии махновщины. [59]
х годах в интервью российскому историку Сергею Семанову легитимность дневника. [60] Она уточнила, что начала вести дневник в блокноте, который ей подарила Федора Гаенко, так как муж хотел, чтобы она записывала историю махновщины. Она также утверждала, что дневник был захвачен красными кавалеристами, остановившими ее и повозку Гаенко, и что позже он появился в советской газете, что прямо оспаривает опровержения Аршинова. [61] Что касается содержания, Кузьменко заявила, что не помнит, что написала, и не может подтвердить достоверность событий, изображенных в опубликованной версии, в частности, оспаривая характеристику Махно как алкоголика. [62]
Подлинность документа в разной степени оспаривается в махновской историографии. [63] Владимир Литвинов заявил, что оно было сфабриковано ЧК и что признание Кузьменко было ложью, чтобы не подвергать ее и ее дочь дальнейшему контролю со стороны властей. [64] Шон Паттерсон оспаривал, что у Кузьменко были какие-либо причины лгать, отмечая, что версия Кузьменко о конфискации дневника резко отличалась от версии Эйдеманиса, которого он обвинил в историческом ревизионизме в целях пропаганды, подробно описывая различия между оригинальным текстом и «фальсифицированным текстом». версия», опубликованная Эйдеманисом. [65] И Паттерсон, и Александр Скирда утверждали, что подлинность дневника можно установить только посредством графологического анализа . [66] Майкл Малет также отверг его как ненадежный источник информации о конкретных событиях из-за отсутствия подтверждающих доказательств. [67] в то время как Колин Дарч завершил свой собственный анализ подлинности дневника, назвав текст ценным первоисточником . [63]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Паттерсон 2020 , стр. 35–36.
- ^ Litvinov 1990 , pp. 6–9; Malet 1982 , p. 187; Sysyn 1977 , pp. 289–290.
- ^ Chop 2007a , pp. 128–134; Litvinov 1990 , pp. 6–9; Patterson 2020 , pp. 35–36.
- ^ Малет 1982 , стр. 187; Паттерсон 2020 , стр. 35–36.
- ^ Дарт 2020 , с. 102; Малет 1982 , с. 187; Паттерсон, 2020 г. , стр. 35–36; Сысин 1977 , с. 290.
- ^ Малет 1982 , с. 187; Паттерсон, 2020 г. , стр. 35–36; Питерс 1970 , с. 102; Сысин 1977 , с. 290.
- ^ Паттерсон 2020 , стр. 35–36; Питерс 1970 , с. 102; Сысын 1977 , стр. 289–290.
- ^ Jump up to: а б Питерс 1970 , с. 102.
- ^ Малет 1982 , с. 187; Паттерсон 2020 , стр. 35-36; Питерс 1970 , с. 102; Скирда 2004 , с. 303.
- ^ Питерс 1970 , стр. 102-103; Скирда 2004 , с. 303; Сысин 1977 , с. 290.
- ^ Питерс 1970 , с. 103.
- ^ Скирда 2004 , с. 303.
- ^ Скирда 2004 , стр. 332–333.
- ^ Малет 1982 , стр. 104.
- ^ Дарт 2020 , с. 102.
- ^ Чоп 2007a , стр. 128–134; Дарч 2020 , стр. 17–18; Малет 1982 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Чоп 2007a , стр. 128–134.
- ^ Скирда 2004 , с. 318.
- ^ Аврич 1973 , с. 267.
- ^ Малет 1982 , с. 146; Сысын 1977 , стр. 289–290.
- ^ Сысин 1977 , стр. 289–290.
- ^ Малет 1982 , стр. 146.
- ^ Jump up to: а б Сысин 1977 , с. 290.
- ^ Сысин 1977 , стр. 290–292.
- ^ Сысин 1977 , с. 292.
- ^ Сысин 1977 , стр. 292–293.
- ^ Скирда 2004 , с. 259.
- ^ Малет 1982 , стр. 187.
- ^ Скирда 2004 , стр. 259–260.
- ^ Дарч 2020 , стр. 129–130.
- ^ Дарч 2020 , стр. 129–130; Питерс 1970 , с. 89.
- ^ Дарч 2020 , стр. 130–132; Малет 1982 , стр. 183–185; Питерс 1970 , с. 89.
- ^ Дарт 2020 , стр. 132–133; Малет 1982 , стр. 184–185.
- ^ Скирда 2004 , с. 268.
- ^ Дарт 2020 , с. 134.
- ^ Darch 2020 , pp. 133–134; Litvinov 1990 , pp. 6–9; Malet 1982 , p. 185; Peters 1970 , p. 90; Skirda 2004 , pp. 268–269.
- ^ Дарт 2020 , стр. 133-134; Малет 1982 , с. 185; Скирда 2004 , с. 269.
- ^ Darch 2020 , pp. 135–136; Litvinov 1990 , pp. 6–9; Malet 1982 , pp. 185–186; Peters 1970 , p. 90.
- ^ Дарт 2020 , с. 136.
- ^ Дарч 2020 , стр. 136–137.
- ^ Дарт 2020 , с. 137.
- ^ Дарч 2020 , стр. 137–138.
- ^ Дарч 2020 , стр. 138–139; Малет 1982 , стр. 186–188; Питерс 1970 , стр. 90–91.
- ^ Дарт 2020 , с. 139.
- ^ Дарт 2020 , с. 145; Малет 1982 , с. 192.
- ^ Малет 1982 , с. 192; Сысин 1977 , с. 290.
- ^ Малет 1982 , стр. 192.
- ^ Питерс 1970 , стр. 120-123; Скирда 2004 , с. 304.
- ^ Скирда 2004 , стр. 286–287.
- ^ Darch 2020 , p. 146; Litvinov 1990 , pp. 6–9; Patterson 2020 , pp. 35–36; Skirda 2004 , p. 408.
- ^ Darch 2020 , p. 146; Litvinov 1990 , pp. 6–9; Skirda 2004 , pp. 408–409.
- ^ Паттерсон 2020 , стр. 36–37.
- ^ Дарт 2020 , с. 97; Паттерсон 2020 , стр. 36-37; Скирда 2004 , с. 407.
- ^ Дарт 2020 , с. 97; Малет 1982 , стр. 56–57; Паттерсон 2020 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Скирда 2004 , с. 346.
- ^ Дарт 2020 , с. 97.
- ^ Дарт 2020 , с. 97; Паттерсон 2020 , с. 37; Скирда 2004 , с. 346.
- ^ Малет 1982 , стр. 56.
- ^ Малет 1982 , с. 56; Питерс 1970 , с. 103; Скирда 2004 , с. 346.
- ^ Дарт 2020 , стр. 97-98; Скирда 2004 , с. 407.
- ^ Дарч 2020 , стр. 97–98; Паттерсон 2020 , с. 37.
- ^ Паттерсон 2020 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Дарч 2020 , с. 98.
- ^ Darch 2020 , p. 98; Litvinov 1990 , pp. 6–9.
- ^ Паттерсон 2020 , стр. 37–38.
- ^ Паттерсон 2020 , с. 38; Скирда 2004 , с. 407.
- ^ Малет 1982 , стр. 56–57.
Библиография
[ редактировать ]- Аврич, Пол (1973). Анархисты в русской революции . Итака : Издательство Корнельского университета . ISBN 9780801407802 . OCLC 464080752 .
- Chop, Volodymyr (2007a). "Галина Андреевна Кузьменко - глава Союза учителей Гуляйпольской республики (1919-1920 гг.)" . История и культура Приднепровья . 1 : 128-134.
- Дарч, Колин (2020). Нестор Махно и сельский анархизм в Украине, 1917–1921 . Лондон : Плутон Пресс . ISBN 9781786805263 . OCLC 1225942343 .
- Литвинов В.Н. (1990). «Неразгаданная тайна: «Дневник жены Махно»» . Община (43). Москва : Конфедерация анархо-синдикалистов : 6–9. OCLC 500195435 . Проверено 3 октября 2019 г.
- Малет, Майкл (1982). Нестор Махно в Гражданской войне в России . Лондон : Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0-333-25969-6 . ОСЛК 8514426 .
- Паттерсон, Шон (2020). Махно и память: анархистские и меннонитские рассказы о гражданской войне в Украине, 1917–1921 гг . Манитоба : Издательство Университета Манитобы . ISBN 978-0-88755-578-7 . OCLC 1134608930 .
- Петерс, Виктор (1970). Нестор Махно: Жизнь анархиста . Виннипег: Echo Books. OCLC 7925080 .
- Скирда, Александр (2004) [1982]. Нестор Махно – Казак анархии: Борьба за свободные Советы на Украине 1917–1921 гг . Перевод Шарки, Пола. Окленд : АК Пресс . ISBN 978-1-902593-68-5 . OCLC 60602979 .
- Сысин, Франк (1977). «Нестор Махно и украинская революция» . В Гунчаке, Тарас (ред.). Украина, 1917–1921: исследование революции . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 271–304. ISBN 9780674920095 . OCLC 942852423 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 23 сентября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ансельм, Луиза (2017). Либертарианское кино: служение силам трансгрессии и восстания [ Либертарианское кино: служение силам трансгрессии и восстания ] (на французском языке). Прессы Universitaires du Nord. ISBN 9782757414415 . OCLC 1031978953 .
- Belash, Alexander Viktorovich (1993). Дороги Нестора Махно: историческое повествование [ The Roads of Nestor Makhno: A Historical Narrative ] (in Russian). РВЦ "Проза". ISBN 5770738146 . OCLC 429142607 .
- Булук, Сильвен; Давранш, Гийом (2018). «МАХНО Нестор [Нестор Иванович Михниенко, известный как]» . Словарь анархистов . Ле Метрон (на французском языке). Париж : Éditions de l’Atelier . OCLC 1085968810 . Архивировано из оригинала 25 июня 2018 года.
- Чоп, Владимир (2007б). «Союз и Змова» . Махно.ру (на украинском языке) . Проверено 14 октября 2022 г.
- Фортен, Жиль (октябрь 2004 г.). «Une Следствие путает и lacunaire sur Махно» [Спутанное и неполное расследование о Махно]. Contretemps (на французском языке) (18). OCLC 177296918 . Проверено 3 октября 2019 г.
- "Галина Андреевна Кузьменко" [Halyna Andriivna Kuzmenko]. Pavlohrad city centralized library system (в Russian) . Retrieved 3 октября 2019 .
- 1897 рождений
- 1978 смертей
- Атеисты 20-го века
- Теоретики образования 20-го века
- Теоретики женского образования 20-го века
- Украинские женщины ХХ века
- Анархо-феминистки
- Анархистские теоретики
- Анархо-коммунисты
- Антимонархисты
- Подневольные рабочие под властью Германии во время Второй мировой войны
- Задержанные Дубравлага
- махновцы
- People from Kievsky Uyezd
- Люди Гражданской войны в России.
- Люди русской революции
- Узники и задержанные Польши
- Узники и узники Советского Союза
- Социальные анархисты
- Украинские анархисты
- Украинские антикапиталисты
- украинские атеисты
- украинские диссиденты
- Украинские теоретики образования
- Украинские эмигранты во Франции
- Украинские эмигранты в Польшу
- Украинские эмигранты в Румынию
- Украинские ссыльные
- Украинские эмигранты в Казахстане
- Украинские феминистки
- украинские националисты
- Украинцы, заключенные за границей
- Украинские пленные и задержанные
- украинские революционеры
- Украинские школьные учителя
- украинские социалисты
- Украинские профсоюзные деятели
- Украинские жертвы нарушений прав человека
- Украинские женщины-активистки
- Украинские женщины-педагоги
- Женщины-теоретики образования