Женщины в Национальной конфедерации труда
Часть серии о |
Анархо-синдикализм |
---|
![]() |
Женщины в Национальной конфедерации труда трудящихся столкнулись со многими специфическими проблемами из-за долгой истории дискриминации по признаку пола в испанском анархо-синдикалистском движении и в Национальной конфедерации труда (НКТ). С самого начала существовало убеждение, что основная роль женщины — воспроизводить потомство и что только мужчины должны быть в составе рабочей силы. Лишь немногие женщины участвовали в первых усилиях внутри Испании, а на международном уровне предпринимались активные попытки не допустить женщин. Формальное создание НКТ в 1910 году мало что изменило. Мужчины-анархисты внутри CNT активно пытались не допускать женщин, чтобы не умалить их собственную значимость.
Создание Второй республики мало что изменило в этой динамике. В этот период женщины в основном были исключены из CNT и событий, даже когда группы заявляли, что выступают за гендерное равенство, а их статьи федерации утверждали, что поддерживают права женщин. Mujeres Libres была создана в этот период и стала крупнейшей и наиболее важной женской организацией такого рода. Основанная женщинами, которые были исключены из CNT, она подверглась двойной дискриминации из-за своей принадлежности к CNT и преднамеренных попыток CNT отказать в признании группы в качестве филиала. НКТ игнорировала женщин из рабочего класса и усугубляла ситуацию с голодом в таких городах, как Барселона , где руководство обвиняло женщин в хлебных и голодных бунтах.
Завершение Гражданской войны стало еще одним репрессивным периодом для женщин-анархисток и женщин, так или иначе связанных с НКТ. Многие жены, дочери и матери ополченцев НКТ, бывших милиционеров и членов НКТ были казнены франкистскими силами , в то время как другие оказались приговорены к пожизненному заключению в тюрьмах. Женщины продолжали тайно поддерживать НКТ, хотя из-за отсутствия записей НКТ их история остается неполной.
Прелюдия ко Второй республике (1800–1922)
[ редактировать ]Ранний испанский анархо-синдикализм
[ редактировать ]Раннее испанское анархо-синдикалистское движение почерпнуло часть своей философии в отношении женщин на первом конгрессе Международной ассоциации рабочих ( испанский : Asociación Internacional de Trabajadores ) (AIT) в 1866 году. Конгресс принял резолюцию, в которой говорилось: «Без семьи, человеческий вид — это всего лишь конгломерат существ, без определенных функций, без разума, без закона и без целей. Без семьи люди представляют собой огромную массу. запутанное, огромное сообщество, где единственный враг — мужчина. Без семьи женщины не имеют на земле, не имеют смысла существования, так как без семьи женщина — лишь странствующее существо, обреченное своей физической конституцией на преждевременное истощение. к непрекращающимся и бессильным усилиям, которые радикально преобразуют ее организм и сводятся к отрицанию вида и исчезновению вида». Затем международный конгресс выступил в защиту различных половых ролей, основанных на биологии, где женственность определяется деторождением. В движении сохранялась вера в то, что женщины должны оставаться вне рабочей силы как придаток к мужчине из-за мужской потребности производить, и воспроизводились целые женщины. [ 1 ]
Взгляды в Испании мало изменились за следующие десять лет. Хотя Региональный конгресс Испании в Сарагосе в 1872 году опубликовал декларацию, поддерживающую равные права между полами, в этот период в остальном было мало материалов, особенно материалов, предназначенных для мужской аудитории, в поддержку этих утопических позиций. В более широком смысле, в середине XIX века в Испании не было женщин, представленных в испанских профсоюзах и торговых ассоциациях . [ 1 ]
В движении участвовало несколько женщин, но о них мало что известно. Двумя наиболее известными женщинами до 1900 года и рождения CNT в 1910 году были Мануэла Диас и Висента Дура . В 1883 году они служили секретарями в Региональной испанской федерации интернасьонала . Помимо этого факта, о них мало что известно, кроме их противодействия франко -прусской войне , петицию о которой они подписали Атенео Каталан в Барселоне в 1869 году, и того, что они участвовали в Региональном конгрессе Испанской региональной федерации в 1872 году в Сарагоса . [ 1 ]
Формирование Национальной конфедерации труда
[ редактировать ]
Национальная конфедерация труда была основана в 1910 году как анархо-синдикальная организация. Гендерная концепция, являющаяся частью рабочего и анархистского профсоюзного движения, вошла в платформу Национальной конфедерации труда между 1910 и 1913 годами. В это время, когда женщины во всем мире хотели участвовать в своих собственных национальных организациях, они были заблокированы. В их число входили ведущие феминистки того времени, такие как Клара Зеткен , Роза Люксембург и Александра Коллантай, которые поддерживали веру в то, что личное является политическим . Их заставили вступить в единственные женские организации, которые имели мало власти в более широком движении. Единственная возможность для них полностью интегрироваться была через молодежные организации или создание профсоюзов, состоящих только из женщин. [ 1 ]
Конгресс CNT 1918 года продемонстрировал гендерную напряженность среди анархистов в Испании. Мужчины пытались использовать Конгресс, чтобы утвердить свою власть над женщинами как в общественной, так и в частной сфере. Во многом это произошло потому, что анархисты-мужчины не хотели видеть изменения в динамике власти, которое привело бы к снижению их собственного статуса. [ 2 ]
Большая часть ранней истории этого периода известна только благодаря Терезе Кларамунт , Соледад Густаво , Марии Каро , Анжеле Граупера , ключевым женщинам в CNT с точки зрения создания истории женских голосов и документирования их деятельности в дореспубликанский и республиканский периоды. . [ 1 ] Именно в этот период с 1910 по 1920 годы женщины-анархистки избегали НКТ. Следствием их отказа от CNT стало создание единственных женских организаций в Испании, включая Acción Femenina в 1921 году. Еще одним последствием отказа мужчин от участия женщин было то, что некоторым женщинам, симпатизирующим их делу, было отказано в участии, даже второстепенных. Мария Долорес Родригес очень сочувствовала движению, но ее принятие католицизма и его организационной структуры привело к тому, что она была исключена из него. [ 1 ] [ 3 ]
Женщины как внутри, так и за пределами CNT продолжали выдвигать и уточнять аргументы о роли женщин и пола в анархистской философии, причем большинство женщин, которые позже создали Mujeres Libres, писали об этих проблемах в конце 19-го и начале 20-го века. Их аргументы получили дальнейшее уточнение в результате Первой мировой войны, когда они увидели последствия необходимости для женщин по всей Европе работать вне дома. [ 1 ]
Диктатура Примо де Риверы (1923–1930)
[ редактировать ]В этот период членам CNT во многих местах приходилось тайно встречаться. [ 4 ] Женщины продолжали совершенствовать свои позиции во время диктатуры Примо де Рейвера . В 1920-х годах анархисты рассматривали женщин, рожающих меньше детей, усиление полового воспитания и искоренение проституции, как позицию, которая обеспечит сопротивление институтам и идеологиям, против которых они выступали, включая капитализм, религию и армию. Эти изменения также приведут к эмансипации женщин, определив их задачу, отличную от воспроизводства. [ 5 ]
Вторая Испанская республика (1931–1937)
[ редактировать ]CNT была одной из двух крупнейших анархистских организаций, действовавших во время Второй республики. К июлю 1936 года их членские ряды превысили 850 000 человек и были организованы по регионам и секторам занятости. [ 6 ] НКТ игнорировала особые потребности женщин, включая отпуск по беременности и родам, условия по уходу за детьми и равную оплату труда; вместо этого они сосредоточились на общих потребностях или потребностях мужчин в рабочей силе, которую они представляли. [ 2 ] CNT также увековечила гендерное неравенство, платя своим сотрудницам меньше, чем мужчинам на сопоставимых должностях. [ 7 ] CNT помогла привести к власти правое правительство после выборов 1933 года, отказавшись поддержать альянс Народного фронта, и в основном предпочла воздержаться от выборов. Они изменили свои позиции на выборах 1936 года, которые помогли вернуть левых к власти во Второй республике. [ 7 ]
Вторая республика не привела к немедленному улучшению положения женщин в анархо-синдикалистском движении, поддерживаемом CNT. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 7 ] В этот период женщины в основном были отстранены от участия в организованных политических группах и мероприятиях, даже когда указанные группы заявляли, что выступают за гендерное равенство. Крупнейшие профсоюзы того времени, такие как UGT и CNT, игнорировали особые потребности женщин, включая отпуск по беременности и родам, условия по уходу за детьми и равную оплату труда; вместо этого они сосредоточились на общих потребностях или потребностях мужчин в рабочей силе, которую они представляли. [ 2 ] CNT также увековечила гендерное неравенство, платя своим сотрудницам меньше, чем мужчинам на сопоставимых должностях. [ 7 ] К 1932 году только 4% членов UGT составляли женщины. [ 2 ]
В то время как НКТ предлагала утопический взгляд на женщин, период Второй республики стал свидетелем масштабного противоречия идеологии и практики. Идеология обещала освобождение женщинам, но на практике в НКТ это означало порабощение женщин. [ 8 ] Одной из самых больших проблем, с которыми столкнулись левые женщины, было то, что марксизм поставил вопрос классовой борьбы выше гендерных вопросов. Для анархисток, синдикалистов, женщин-коммунисток и социалисток это часто приводило к тому, что мужское руководство лишало женщин приоритета и лишало женщин возможности участвовать и управлять, поскольку их потребности не имели прямого отношения к классовой борьбе. [ 9 ] [ 10 ] Некоторые левые мужчины, как в политических, так и в профсоюзных организациях, также возмущались появлением женщин на рынке труда, считая, что их более низкая заработная плата способствует снижению заработной платы работодателей среди мужчин-работников. [ 10 ] В целом, мужское руководство анархистского движения намеренно исключало женщин и препятствовало им претендовать на руководящие должности в этих организациях. [ 2 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 6 ] Женщины были фактически исключены из двух крупнейших анархистских организаций, CNT и Иберийской федерации анархистов (FAI). [ 6 ] [ 10 ]
Продолжающееся исключение из CNT привело к тому, что женщины в Барселоне сформировали Agrupación Culture Femenina в 1935 году. В ее состав входили Пилар Грангель , Ауреа Куадрадо , Николаса Гутьеррес , Маруха Боадас , Рита Прунес и Кончита Лианьо . [ 1 ] [ 13 ] Два года спустя, хотя Уилл все еще не чувствует себя представленным CNT, в апреле 1936 года будет создана Mujeres Libres, и в конечном итоге ее членами станут более 20 000 женщин. Они также начнут издавать одноименный журнал. Последний номер выйдет в Барселоне в декабре 1938 года, как раз перед тем, как город захватят фашистские войска. Никаких проблем с этим не существует. [ 13 ] [ 1 ] Лусия Санчес Саторнил писала для газет и работала в Мадриде секретарем местного отделения НКТ во время Второй республики. С этой должности она стала одной из наиболее известных женщин CNT и часто сотрудничала с другими СМИ профсоюзных организаций. В одной из статей она написала: «Проблемы пролетарской женщины требуют решений, специфичных для разрешения классовых конфликтов». Вскоре она объединилась с другими женщинами внутри CNT, включая Мерседес Комапосада , Ампаро Поч , Кармен Конде , Сучесо Порталес и Хоакину Коломер , чтобы решить эти проблемы. Тем временем Либертад Роденас , Пура Перес и Олимпия Гомес работали с молодежной группой CNT Juventudes Libertarias для достижения своих целей в интересах женщин. [ 1 ]
Женщины, как внутри структуры CNT, так и в таких организациях, как Mujeres Libres, продолжали без особого успеха пытаться подтолкнуть CNT к изменению своей позиции в отношении женщин. Конгресс CNT в Сарагосе в мае 1936 года увидел, как Союз тканей и текстиля Барселоны опубликовал позицию, в которой говорилось о сексуальной свободе женщин: «Сексуальные проблемы должны иметь моральный регулятор… Сексуальная свобода, даже несмотря на то, что за нее не должно быть никаких наказаний». инвестиционные дела (читай гомосексуализм) должны регулироваться более высокой моральной концепцией, склонной рассматривать половой акт как производное от репродуктивной функции вида». Несмотря на это, Mujeres Libres , ведущая женская анархо-синдикалистская организация, с мая по июль 1936 года безуспешно пыталась добиться признания от CNT, а также пыталась привлечь в движение больше женщин. НКТ не прислушалась, и гражданская война вынудила руководство ускорить и радикально изменить свою позицию. [ 1 ]
Гражданская война в Испании (1936–1939)
[ редактировать ]В начале Гражданской войны существовало две основные анархистские организации: CNT и Иберийская федерация анархистов . Представляя людей рабочего класса, они намеревались помешать националистам захватить контроль, а также оказали реформаторское влияние внутри Испании. [ 6 ] Большинство ополчений, созданных сразу же после начала Гражданской войны, принадлежало группам гражданского общества, таким как профсоюзы и политические партии. CNT, UGT и другие профсоюзы оказали логистическую поддержку многим из этих ополчений. [ 14 ] Число мобилизованных женщин никогда не было большим. Большинство присоединилось для дальнейшей поддержки политических идеологий, которые они поддерживали. Большинство из них исходило от воинствующих либертарианских организаций, таких как CNT, FAI и FIJL. Этим ополченцам часто не хватало типичной военной структуры, чтобы лучше представлять свою идеологию и лучше мобилизовать местное население. [ 14 ] Историки ходят противоречивые сведения о том, когда было принято решение убрать женщин с фронта на стороне республиканцев. Одна сторона датирует принятие решения поздней осенью 1936 года как дату, когда премьер-министр Франсиско Ларго Кабальеро отдал приказ. Другие датируют приказ мартом 1937 года. Наиболее вероятно, что различные политические и военные лидеры принимали собственные решения, основанные на собственных убеждениях, что привело к постепенному выводу с фронта различных групп женщин-комбатантов. [ 2 ] [ 11 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 7 ] [ 10 ] Когда Хуан Негрин стал главой республиканских вооруженных сил в мае 1937 года, время участия женщин в боевых действиях закончилось, поскольку он продолжил усилия по регуляризации республиканских сил в Республиканской армии. [ 17 ] [ 14 ] Хотя война разрушила гендерные нормы, она не привела к справедливому изменению условий труда и не устранила домашние обязанности как основную роль женщин. За кулисами, вдали от фронта, женщины, выполняющие функции личной семьи и поддержки республиканской оппозиции, по-прежнему должны были готовить для солдат, стирать их форму, присматривать за детьми и ухаживать за жилищем. [ 15 ] Женщины, поддерживающие боевиков НКТ, сразу же освободились от этих гендерных ролей, но от них по-прежнему ожидали, что они будут служить бойцам-мужчинам в традиционных ролях. [ 15 ]

Национальная федерация свободных женщин была основана в первые месяцы войны и быстро завоевала поддержку многих внутри CNT. Несмотря на то, что эти женщины представляли небольшую часть членов CNT, они смогли быстро интегрировать многие профсоюзы в арьергардные ополчения. Они также формализовали свою структуру управления, включая комитеты и подкомитеты. [ 1 ] Несмотря на усилия женщин из Mujeres Libres, CNT по-прежнему отказывается признавать Mujeres Libres филиалом CNT. Руководство CNT продолжает придерживаться позиции, согласно которой женщины не должны иметь свою отдельную ветвь внутри более широкого движения. Эта позиция противоречила их утопическим идеалам, выраженным в статьях организации. Отсутствие признания в 1938 году деморализовало не только женщин, которые поддерживали НКТ, но и внутри более широкого либертерианского движения в Испании. Несмотря на это, Mujeres Libres и другие женщины-боевики в CNT продолжали бороться за свои идеалы, включая половое воспитание, образование детей и подготовку женщин к их роли в обществе. Они также продолжали писать и использовать средства массовой информации, чтобы продвигать свое дело. [ 1 ] В феврале 1939 года, в результате того, что многие из ее членов находились в ссылке внутри страны и за рубежом, были убиты или исчезли во время Гражданской войны, организация распалась. [ 1 ]

Женщинам иногда удавалось занять руководящие должности, несмотря на многочисленные препятствия, с которыми они сталкивались. Федерика Монтсень занимала пост министра здравоохранения, продолжая поддерживать анархистские организации, оставив эту должность только в мае 1937 года. Она была первой женщиной в Испании, занявшей пост министра. [ 1 ] [ 7 ] [ 18 ] Ее назначение означало важное включение обеих анархистских фракций в правительство Второй республики. [ 18 ] Будучи представителем CNT-FAI, Монтсени проводила политику, которая позволяла легализовать аборты в тех частях Испании, которые все еще контролируются республиканскими силами, половое воспитание и распространение противозачаточных средств. [ 18 ]
Свободные женщины
[ редактировать ]
Mujeres Libres стала одной из самых важных женских анархистских организаций во время Гражданской войны. [ 2 ] [ 19 ] Их рядам во время Гражданской войны помогли женщины, перешедшие из CNT и присоединившиеся к их организации. [ 12 ] [ 5 ] Важность организации определялась ее деятельностью. Они включали проведение образовательных программ и попытки повысить уровень грамотности среди женщин. Они также организовывали коллективные кухни, детские сады, контролируемые родителями, и предоставляли будущим родителям информацию о здоровье беременных и младенцев. [ 2 ] [ 19 ] Одна из самых больших проблем во время Гражданской войны была связана с борьбой с проституцией. [ 2 ] [ 19 ] Образование считалось ключевым аспектом этого, поскольку они считали, что образованные женщины с меньшей вероятностью будут заниматься проституцией. К 1938 году у них было более 20 000 членов. [ 2 ] [ 12 ] [ 6 ] Mujeres Libres также издавала одноименный журнал. Найденные в нем сочинения посвящены личной автономии, созданию женской идентичности и самооценке. [ 11 ] [ 20 ] В нем также часто затрагивались конфликты идентичности между женщиной и матерью, а также то, как женщинам следует ориентироваться в своей идентичности как материнской фигуры. [ 20 ]
Mujeres Libres были одной из немногих организаций того периода, бросивших вызов господствующему западному феминистскому мышлению. [ 12 ] Сознательно отвергая ярлык феминизма, версия феминизма группы заключалась в создании структур лидерства, объединяющих всех, вместо феминистской модели лидерства, параллельной патриархальной. [ 12 ] Однако многие феминистки не любили эту организацию, поскольку она была связана с CNT, где женщин часто лишали руководящих должностей и вместо этого поощряли входить в их женскую вспомогательную организацию. [ 12 ] [ 5 ]
Во время Гражданской войны часто возникала напряженность между Mujeres Libres и другими анархистскими группами. Экономический совет социализированной деревообрабатывающей промышленности и Международная антифашистская солидарность имели женщин как на руководящих должностях высокого уровня, так и на руководящих позициях ниже. Напротив, Mujeres Libres была вспомогательной организацией CNT, и женщинам часто отказывали в определенном месте за столом, поскольку среди анархистских лидеров существовало мнение, что решения должны принимать взрослые, а не женщины. [ 21 ] [ 5 ] Другие анархистские организации в то время часто не желали проявлять солидарность с женщинами, борющимися с гендерными проблемами. [ 21 ] Всегда возникали вопросы о том, должны ли женщины быть полностью интегрированы или им следует работать в женских группах для достижения конкретных целей. Это привело к тому, что движение стало менее эффективным в достижении целей, связанных с женщинами. [ 21 ]
На съезде CNT в октябре 1938 года в Барселоне Mujeres Libres были заблокированы, а делегации из пятнадцати женщин был запрещен вход. Раньше женщинам разрешалось присутствовать, но только в качестве представителей других анархистских организаций смешанного пола. Единственная женская организация не допускалась. Женщины протестовали против этого и не получили ответа до внеочередного заседания CNT 11 февраля 1939 года. это имело бы негативные последствия для развития интересов рабочего класса и либертарианского движения в целом». [ 6 ]

В 1937 году женщины из рабочего класса в Барселоне часто часами стояли в очереди за хлебом, но обнаруживали, что его нет. Иногда это приводило к беспорядкам, в которых руководство CNT затем усердно обвиняло друг друга, пытаясь избежать ответственности за нехватку хлеба. Проблема усугублялась тем, что люди среднего и высшего класса в Барселоне охотно покупали хлеб на черном рынке. [ 21 ] [ 22 ] Один бунт произошел 6 мая 1937 года, когда женщины разграбили фургоны, полные апельсинов, в порту Барселоны. [ 22 ] Когда на этот аспект было обращено внимание, CNT предложила сексистские оправдания тому, почему женщины из рабочего класса не могут покупать хлеб. В результате обычные женщины из рабочего класса в городе часто нападали на женщин-анархисток и обвиняли их, несмотря на то, что женщины-анархистки не участвовали в руководстве CNT. [ 21 ] Mujeres Libres, женское подразделение CNT, решило эту проблему, взяв меры в свои руки и организовав нападения на рынки, чтобы обеспечить едой других женщин. Продовольственные бунты стали обычным явлением в Барселоне во время Гражданской войны. [ 21 ]
Окончание гражданской войны в феврале 1939 года привело к роспуску организации в результате того, что многие из ее членов находились в изгнании внутри страны и за рубежом, были убиты или исчезли во время гражданской войны. [ 1 ]
Франкистская Испания (1938–1973)
[ редактировать ]После окончания Гражданской войны начались серьезные репрессии против женщин, так или иначе связанных с НКТ. В их число входили жены, дочери и матери ополченцев НКТ. Многие были казнены в последние дни Гражданской войны. Некоторым смертные приговоры были заменены, и они годами находились в тюрьмах, где многие также подвергались пыткам. [ 1 ]
Несмотря на риски, многие женщины продолжали участвовать в работе НКТ на тайных должностях. В их число входили Лола Итурбе , Сара Беренгер , Бенинья Кальве , Касильда Мендес , Мария Бругера , Хулия Мирабе , Грасиа Вентура , Хуакина Дорадо , Монтсеррат Элиас , Пепита Субиратс , Эсперанса Морено , Мария Томас и Пакита Мансо . Большинство из них уже были хорошо известны, поскольку во время войны служили ополченцами. Было задействовано больше женщин, но из-за тайного характера НКТ в ранний франкистский период их имена не были записаны в существующих документах НКТ. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Разд. обучения - Конфедеральный комитет CGT, изд. (март 2005 г.). «Женщина и CGT: прогулка по истории без сюжета» (PDF) . Учебные материалы «Идеи и история» (на испанском языке). 1 (1). Испания: CGT.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Линии, Лиза Маргарет (2012). Милисианас: женщины в боях во время гражданской войны в Испании . Лексингтонские книги. ISBN 9780739164921 .
- ^ Гевара, Асунсьон Эррера (2007). О животных и людях: studia philosophica (на испанском языке). Университет Овьедо. ISBN 9788497426404 .
- ^ Собриньо да Силва, Талита (декабрь 2017 г.). «Mujeres libres и женская эмансипация: заметки об анархизме, революции и либертарианском феминизме в Испании тридцатых годов» . Эдос . 9 (2). Порту-Алегри: 493–513.
- ^ Jump up to: а б с д и Рейес Касадо Хиль, Мария (2015). Национальная конфедерация труда в испанском государстве: реорганизация и кризис (1973-1980) (PDF) (докторская диссертация) (на испанском языке). Испания: Кафедра современной истории, факультет географии и истории, Национальный университет дистанционного образования.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гастингс, Алекс (18 марта 2016 г.). «Mujeres Libres: Уроки анархизма и феминизма от свободных женщин Испании» . Неделя ученых . 1 . Университет Западного Вашингтона.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бивор, Энтони (23 августа 2012 г.). Битва за Испанию: Гражданская война в Испании 1936-1939 гг . Орион. ISBN 9781780224534 .
- ^ Рейес Касадо Хиль, Мария (2015). Национальная конфедерация труда в испанском государстве: реорганизация и кризис (1973-1980) (PDF) (докторская диссертация) (на испанском языке). Испания: Кафедра современной истории, факультет географии и истории, Национальный университет дистанционного образования.
- ^ Банк, Брайан Д. (28 марта 2007 г.). Призраки страсти: мученичество, пол и истоки гражданской войны в Испании . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822339434 .
- ^ Jump up to: а б с д де Айгуавивес, Моника (2014). Mujeres Libres: Возвращение своих предшественников, их феминизма и голоса женщин в истории гражданской войны в Испании (магистерская диссертация). Будапешт, Венгрия: Центральноевропейский университет, факультет гендерных исследований.
- ^ Jump up to: а б с Бидер, Мэриеллен; Джонсон, Роберта (01 декабря 2016 г.). Испанские женщины-писательницы и гражданская война в Испании . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781134777167 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Акельсберг, Марта А. (2005). Свободные женщины Испании: анархизм и борьба за эмансипацию женщин . АК Пресс. ISBN 9781902593968 .
- ^ Jump up to: а б Градусов, Ноль (6 апреля 2018 г.). «Свободные женщины, революционные женщины» . Ноль градусов (на испанском языке) . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Авила Эспада, март (2017 г.). Женщина-ополченец в гражданской войне: реальность и образ (PDF) (магистерская диссертация) (на испанском языке). Университет Севильи.
- ^ Jump up to: а б с Фрейзер, Рональд (30 июня 2012 г.). Кровь Испании: устная история гражданской войны в Испании . Случайный дом. ISBN 9781448138180 .
- ^ Эванс, Дэнни (08 мая 2018 г.). Революция и государство: анархизм в гражданской войне в Испании, 1936-1939 гг . Рутледж. ISBN 9781351664738 .
- ^ Гонсалес Наранхо, Росио (1 марта 2017 г.). «Выброс: женщины-республиканцы в военной пропаганде» . Глаза Гипатии (на европейском испанском языке) . Проверено 26 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Мерино Эрнандес, Роза Мария (2016). Вторая республика, ситуация для испанских женщин: изменения и постоянство гендерных отношений (PDF) (докторская диссертация) (на испанском языке). Саламанка, Испания: Университет Саламанки.
- ^ Jump up to: а б с Хохшильд, Адам (29 марта 2016 г.). Испания в наших сердцах: американцы в гражданской войне в Испании, 1936–1939 гг . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 9780547974538 .
- ^ Jump up to: а б Память и культурная история гражданской войны в Испании: Царства забвения . БРИЛЛ. 04.10.2013. ISBN 9789004259966 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эванс, Дэнни (08 мая 2018 г.). Революция и государство: анархизм в гражданской войне в Испании, 1936-1939 гг . Рутледж. ISBN 9781351664738 .
- ^ Jump up to: а б Зейдман, Майкл (23 ноября 2002 г.). Республика эго: социальная история гражданской войны в Испании . Университет Висконсин Пресс. ISBN 9780299178635 .