Проституция во время гражданской войны в Испании
Часть серии о |
Женщины в гражданской войне в Испании |
---|
Портал феминизма |
Проституция во время гражданской войны в Испании была частью более крупной идеологической битвы о роли женщин и расы. Оппозиция этому исходила как со стороны феминисток первой волны, так и со стороны фашистов, которые часто имели связь с убеждениями о расовой чистоте в своем осуждении проституции. Обвинения в проституции также будут выдвинуты, чтобы нанести ущерб политическим и социальным врагам.
В современный период, предшествовавший Второй республике, проституция была незаконной в Испании, хотя в последний период были предприняты попытки легализовать ее под тем предлогом, что она поможет улучшить здоровье людей за счет лучшей борьбы с распространением венерических заболеваний.
Во время диктатуры Примо де Риверы клеймо проститутки могло лишить ее права участвовать в общественной жизни. Женщины в анархистской CNT выступали против проституции как части более широких усилий, связанных с эмансипацией женщин .
В период Второй республики испанцы выступали против проституции, отстаивая аргументы в пользу расовой чистоты и утверждая, что она ведет к распространению венерических заболеваний. Начиная с 1931 года и до 1935 года, Вторая республика приняла как аболиционистский , так и нормативный подход, чтобы успокоить обе стороны дебатов.
Во время Гражданской войны проституция стала важной проблемой для многих женщин левого толка, что привело в замешательство иностранных союзников-феминисток. Поскольку женщины активно участвовали в пропаганде с обеих сторон, военные и политические лидеры обвиняли ополченцев в том, что они проститутки и нимфоманки, чтобы дискредитировать их участие на передовой. Военные-националисты часто использовали женщин-проституток в тылу. [ нужна ссылка ]
Трудно оценить масштабы проблемы проституции в период Франко, поскольку лесбиянок, считавшихся нежелательными, просто обвиняли в том, что они занимаются проституцией.
Фон
[ редактировать ]Обвинения в проституции использовались как клевета против женщин как форма лишения прав и возможностей, восходящая к христианской Библии . [ 1 ] Обвинения в проституции также использовались для определения того, кто является «хорошей женщиной», а кто «плохой женщиной». [ 2 ] Ложные обвинения также будут выдвинуты с целью дискредитации социальных и политических оппонентов. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Проституция и феминизм
[ редактировать ]Феминизм того периода укрепил веру в то, что женщины должны работать над улучшением государства посредством улучшения характера женщин, их более заботливой и заботливой природы. Это распространялось и на область большей способности контролировать свою репродуктивную деятельность благодаря тому, что они были теми, кто рожал. [ 5 ]
Первая волна феминизма в Испании началась примерно в 1850 году и продолжалась примерно до 1950 года. [ 6 ] [ 5 ] Женщины из среднего и высшего класса в ранней Испании стали феминистками, поскольку они стали лучше осознавать неравенство, с которым они столкнулись в результате того, что мужчины считали их интеллектуально неполноценными. [ 6 ] В идеологическом отношении феминизм первой волны отличался разнообразным подходом к решению проблем, с которыми сталкиваются женщины, но в целом был сосредоточен на предоставлении женщинам доступа к образованию и участию в общественной жизни в рамках более широкой стратегии демонстрации интеллектуальных способностей женщин. [ 6 ] [ 7 ] Эта волна в значительной степени закончилась на международном уровне в результате достижений в получении всеобщего избирательного права , в основе которого лежало убеждение, что женщины достаточно умны, чтобы голосовать. [ 6 ] Он находился под сильным влиянием социализма . [ 8 ] В таких местах, как Португалия , феминистку первой волны иногда называли «корсетным феминизмом», потому что она исходила от женщин среднего класса, которые могли позволить себе покупать корсеты и другие атрибуты женственности. [ 9 ] Напротив, феминизм второй волны определяется скорее женскими освободительными движениями и усилиями по обеспечению равных прав. Эта группа хотела покончить с сексуальными репрессиями в отношении женщин, которые они связывали с « буржуазной моралью». [ 8 ]
Феминизм первой волны часто выступал против проституции на том основании, что женщины морально и духовно превосходят мужчин, и они выполняют важную роль в защите мужчин в обществе, выступая в качестве моральных и духовных привратников. [ 10 ] [ 11 ] [ 2 ] Противодействие проституции также основывалось на том, что запрет проституции необходим для защиты женщин и детей от жестокого обращения со стороны мужчин. [ 11 ] В других контекстах противодействие проституции было связано с необходимостью искупить женскую мораль. [ 7 ] Для некоторых, в основном в Соединенных Штатах и католических частях Европы, включая Испанию, противодействие проституции объяснялось тем, что она была не более чем частью торговли белыми рабами и целью улучшения чистоты общества. [ 12 ] [ 13 ] [ 7 ] [ 14 ] Те, кто выступал против проституции из-за белого рабства, часто были отделены от более широкого феминистского движения первой волны. [ 7 ]
Фашизм и проституция
[ редактировать ]Фашизм иногда поддерживал регулируемую проституцию. Противодействие проституции встречалось гораздо чаще, часто из-за убеждения, что легализация проституции приведет к увеличению числа мужчин, заболевающих заболеваниями, передающимися половым путем . [ 3 ] [ 15 ] [ 2 ] В других случаях это рассматривалось как нарушение религиозных убеждений. [ 3 ] [ 4 ] [ 16 ] Многие фашисты того периода считали, что роль женщины определяется репродуктивным потенциалом. [ 6 ] Таким образом, самая большая оппозиция проституции часто заключалась в убеждении, что проституция представляет собой глубокий моральный и расовый кризис. [ 3 ] [ 7 ] [ 17 ] [ 16 ] [ 18 ] Фашисты будут клеветать на политических врагов за то, что они занимаются проституцией или поддерживают ее, о чем свидетельствует распространение венерических заболеваний, которые наносят ущерб стране в целом. [ 3 ] [ 4 ] Евреев во многих странах обвинят в поддержке проституции. [ 19 ] [ 20 ] [ 2 ]
Прелюдия ко Второй республике (1800–1922)
[ редактировать ]Проституция была незаконной в Испании с 1864 года, с разными периодами в зависимости от изменения правовых законов. [ 2 ] [ 21 ] Проституция была легальной в Испании до Второй Республики. [ 22 ] Попытка легализовать проституцию была трудной, поскольку запреты на нее в середине 19 века существовали на временном уровне, поэтому общенациональное решение было нелегко достижимо, хотя у местной полиции были списки проституток. В конечном итоге эта проблема была решена путем рассмотрения проституции как кризиса здравоохранения и создания в 1905 году Специального регулирования Службы гигиены проституции Real Consejo de Sanidad . Национальной полиции было поручено обеспечивать соблюдение закона в первый год ее существования, прежде чем в 1909 году эту работу взяла на себя местная полиция, поскольку внесение в списки полиции было проблематичным, поскольку некоторые женщины числились проститутками, которые предлагали свои услуги бесплатно. [ 23 ] [ 21 ]
Проституция была легализована в Испании, что в то время считалось мужским руководством очень прогрессивным. Это рассматривалось как способ изолировать венерические заболевания и дать мужчинам возможность удовлетворить свои естественные потребности, одновременно защищая женщин в более широком смысле и честь испанских семей. Легализуя проституцию, правительство также надеялось обуздать мужскую мастурбацию и гомосексуализм . [ 23 ] Между тем, бедным белым женщинам приходилось опасаться, что их продадут в рабство. [ 22 ]
Уголовный кодекс 1870 года разрешал сутенерство и проституцию. В 1904 году он был изменен, чтобы объявить сутенерство незаконным. [ 23 ] Законы о роскоши в Испании того периода означали, что проститутки могли носить предметы одежды и украшения, чего не могли более респектабельные и моральные женщины. [ 2 ] Международное соглашение 1904 года , подписанное в Париже, требовало от испанского правительства следить за торговлей женщинами на железнодорожных вокзалах и в портах. Если проституток обнаруживали при попытке въехать в Испанию из-за границы, их предполагалось репатриировать на родину. [ 2 ]
В 1918 году венерические заболевания стали признаваться реальной проблемой в испанском обществе, и несколько клиник начали разрешать им пользоваться проституткам, чтобы избежать распространения этих инфекций. С 1920 года по стране стали распространяться специализированные венерологические клиники. [ 23 ] В более поздних законах говорилось, что врачи могут потребовать от людей с венерическими заболеваниями пройти принудительное лечение. [ 23 ]
Real Patronato para la Represión de la Trata de Blancas был создан в 1902 году для борьбы с проституцией и распространением венерических заболеваний в Испании под надзором королевы-консорта Марии Кристины . Это продолжалось до 1931 года, и, за исключением королевы-регента, в состав совета входили в основном мужчины или женщины аристократического происхождения, мало интересующиеся этой темой. Их основная деятельность заключалась в том, чтобы сообщить в полицию о предполагаемых проститутках, а затем попытаться заставить этих женщин остановиться, поместив их в приют. Маргарита Нелькен особенно критически относилась к их усилиям в этот период, считая организацию крайне неэффективной в оказании помощи женщинам. [ 21 ]
Sociedad Española del Abolicionismo была создана в 1922 году Сезаром Хуарросом и стала первой организацией такого рода, стремившейся к отмене проституции в Испании. [ 23 ]
Диктатура Примо де Риверы (1923-1930)
[ редактировать ]Статья 51 муниципального статута Королевского указа от 8 марта 1924 года впервые включала приложение, которое позволяло избирательным органам на муниципальном уровне включать в подсчет женщин старше 23 лет, которые не контролировались мужчинами-опекунами или государством. В статье 84.3 говорится, что незамужние женщины могут голосовать на муниципальных выборах при условии, что они являются главой семьи старше 23 лет, а не проституткой, и их статус не меняется. В следующем месяце были внесены изменения, которые позволили женщинам, соответствующим этим требованиям, баллотироваться на политические посты. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
В этот период членам CNT во многих местах приходилось тайно встречаться. [ 27 ] Женщины продолжали совершенствовать свои позиции во время диктатуры Примо де Рейвера . В 1920-х годах анархисты рассматривали женщин, рожающих меньше детей, усиление полового воспитания и искоренение проституции, как позицию, которая обеспечит сопротивление институтам и идеологиям, против которых они выступали, включая капитализм, религию и армию. Эти изменения также приведут к эмансипации женщин, определив их задачу, отличную от воспроизводства. [ 28 ]
Вторая Испанская республика (1931–1937)
[ редактировать ]В этот период существовало противодействие проституции из-за убеждения, что она уничтожила испанскую расу и привела к распространению венерических заболеваний. [ 14 ] Женщины-анархистки осуждали женщин из среднего и высшего класса за их взгляды на проституцию. Анархисты считали, что они поддерживают проституцию, чтобы низшие классы были осквернены, в то время как женщины из среднего и высшего класса могли сохранять видимость целомудрия. [ 29 ] [ 30 ]
Вторая республика упразднила Патронато пара ла Трата де Бланкас декретом от 1 июля 1931 года и заменила его декретом от 11 сентября 1931 года Патронато де Защиты женщин. Это создало нормативную базу для легализации проституции, одновременно приведя Испанию в соответствие с международными соглашениями и в более широком смысле обещая работать над отменой проституции в Испании. [ 21 ] Проекты законов Второй республики, касающиеся проституции, были написаны Санчесом Ковисой, Мендесом Бехарано, Сайнсом де Аха, Браво и Хименесом де Асуа. [ 23 ] В апреле 1932 года все налоги на проституцию были отменены, даже если использовалось намерение направить эти средства на противовенерические услуги. Эти дебаты продолжались до 1935 года, поскольку Вторая республика приняла как аболиционистский, так и нормативный подход, чтобы успокоить обе стороны дебатов. [ 21 ] Во время одного из таких дебатов Клара Кампоамор выступила перед Конгрессом дипломатов и сказала: [ 21 ]
Закон не может регулировать порок; закон не может сказать, что для достижения здоровья он беспрепятственно открывает молодежи двери публичных домов; потому что, если бы Здоровье преследовало цель, которую оно преследует, это причинило бы бесконечно больший ущерб (...). Без поддержки, защиты и уважения этих домов проституции со стороны государства зло, преследуемое на международном уровне, не могло бы иметь реальности или эффективности (...) Необходимо, чтобы закон касался этого аспекта и провозглашал раз и навсегда, что регулирование, потому что жертвами проституции в 80 процентах являются несовершеннолетние женщины, и это действительно жестокость и даже огромная ирония, когда наши гражданские законы защищают несовершеннолетнюю, лишают ее личности даже для заключения контракта, для приобретения деньги на кредит, продать недвижимость, выразить свою волю, и это, с другой стороны, не дает никакой защиты, когда речь идет о свободе обращаться со своим телом как с товаром. Женщины, которым мы посвятили себя исследованию этой проблемы, этого социального бедствия, мы с удивлением обнаружили, что в диспансерах сегодня выдается медицинская «карта»; но какова будет его санитарная гарантия — эта фикция, которую преследует государство при регулировании, — когда оно не осмеливается поставить на упомянутой «карточке» больше, чем следующие слова: «Сана вероятна». Вот что сказано об признанной женщине. Также; эти «карнеты» выдаются в Медицинских диспансерах без доказательства совершеннолетия заявителя, без единого документа, без выезда из ЗАГСа и без оставления в деле ни единого следа.
Закон 1933 года Ley de Vagos y Maleantes исключил гомосексуальность как преступление из книг, за исключением военнослужащих. Преступниками по-прежнему считались нищие, хулиганы, сутенеры и проститутки. Принятие 4 августа 1933 года было единогласно одобрено PSOE и Congreso de Diputados, в которых доминировали коммунисты. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Гражданская война в Испании (1936–1939)
[ редактировать ]Во время Гражданской войны некоторые женщины прибегали к проституции, потому что они голодали и им нечем было обмениваться. [ 14 ] [ 34 ] Это было последнее решение, поскольку их мужья, братья и отцы, которые их поддерживали, погибли во время войны. [ 35 ] [ 34 ] Испанские власти отреагировали на это, показав одновременно два лица, открыто терпя эту практику и в то же время осуждая только женщин, причастных к ней. [ 34 ] Во время войны укоренившиеся гендерные роли продолжали существовать, наряду с проституцией. [ 36 ]
Федерика Монтсени , отвечавшая за управление общественного здравоохранения и социального обеспечения с ноября 1936 по май 1937 года, открыла школы, чтобы помогать проституткам осваивать новые профессии. [ 37 ]
Даже после того, как националисты взяли под свой контроль территорию, система регулирования проституции Второй республики продолжалась и не прекратит свое существование до официального окончания войны. [ 38 ]
Свободные женщины
[ редактировать ]Mujeres Libres стала одной из самых важных женских анархистских организаций во время Гражданской войны. [ 39 ] [ 40 ] Их рядам во время Гражданской войны помогли женщины, перешедшие из CNT и присоединившиеся к их организации. [ 41 ] Одна из самых больших проблем во время Гражданской войны была связана с борьбой с проституцией. [ 39 ] [ 40 ] Образование считалось ключевым аспектом этого, поскольку они считали, что образованные женщины с меньшей вероятностью будут заниматься проституцией. К 1938 году у них было более 20 000 членов. [ 39 ] [ 41 ] [ 42 ]
Иностранные анархисты сочли такие организации, как Mujeres Libres, озадачивающими, поскольку дискуссии испанских анархисток о правах женщин часто основывались на расширении прав при одновременном сохранении традиционных гендерных ролей. [ 43 ] Члены старшего возраста часто критиковали младших, считая их слишком нерешительными, чтобы действовать, и считая их одержимыми сексуальностью, контролем над рождаемостью и доступом к абортам. [ 41 ]
Клевета и пропаганда
[ редактировать ]Националисты, как само собой разумеющееся, клеветали на женщин, участвовавших на республиканской стороне в гражданской войне, обвиняя их в распространении венерических заболеваний, аморальном и противоестественном поведении. [ 44 ] [ 45 ] Молодые женщины, которые во время войны демонстрировали явную женственность на стороне националистов, также подвергались клевете из-за своей сексуальной ориентации и обвинению в предательстве государства за флирт с мужчинами. [ 36 ] Женщин, связанных с Mujeres Libres, иногда считали проститутками за то, что они бросали вызов традиционным гендерным ролям. [ 36 ] Женщины, оказавшиеся в тюрьме, часто обвиняли других женщин в том, что они проститутки, пытаясь показать, что их положение лучше, чем у них. Это произошло потому, что у женщин в националистических тюрьмах не было возможности дифференцировать себя как политических заключенных, с которыми они часто содержались рядом. [ 34 ]
Военные и политические лидеры клеветали на ополченцев , обвиняя их в том, что они проститутки и нимфоманки, представляющие большую угрозу для Республики, чем фашистские силы, с которыми они столкнулись в бою, поскольку они распространяют венерические заболевания. [ 45 ] [ 46 ] [ примечание 1 ] [ примечание 2 ] Клара Кампоамор будет среди многих голосов, призывающих женщин уйти с фронта, обвиняя женщин в том, что они проститутки. Когда об этом рассказали ополченцы , у некоторых из них закипела кровь, поскольку это продемонстрировало им, что левые не лучше правых, когда дело касается защиты прав женщин. Такие обоснования, наряду с отсутствием подготовки к обращению с оружием, использовались в качестве аргумента в пользу того, что женщин следует убрать с фронта. [ 47 ] Розарио Санчес Мора , La Dinamitera , отреагировала на интервью гневно, заявив, что сравнения с проститутками ранили ее, поскольку эти женщины были готовы умереть за свои идеалы и готовы умереть за тех, кто разделял их левую идеологию. [ 48 ] Милисианцы часто создавали и делились историями, подчеркивающими их целомудрие во время Гражданской войны. В интервью прессе многие женщины были оскорблены вопросами об их личной жизни. [ 48 ] Националистическая пропаганда, напротив, часто изображала милицию проституткой. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 45 ] В конце концов, ополченцы, фигурировавшие в пропаганде, опубликованной обеими сторонами во время Гражданской войны, часто служили символом гендерного культурного идеала. [ 48 ] Их изображения часто предназначались для мужского взора по обе стороны пропагандистской войны. [ 48 ] [ 50 ] То, как их часто изображали высокосексуализированными существами, позволяло обеим сторонам считать их проститутками. [ 48 ]
Националистические военные
[ редактировать ]Саламанка и Бургос стали домом для большого числа женщин, которые были женами офицеров националистической стороны. Они могли жить комфортно, поскольку их часть Испании не находилась в состоянии тотальной войны. В обоих городах были зоны для домов и военные зоны. В военных зонах располагались медицинские службы и проститутки. Медсестры-националисты, работающие в этих зонах, считались необходимыми, но трансгрессивными, поскольку они занимали мужские помещения. Таким образом, за их поведением всегда пристально следили. [ 51 ] Бедность и экономическая нужда часто толкали многих женщин к проституции, где она процветала в рамках националистов. То, что националистические силы боролись за Испанию, которая поддерживала традиционные семейные структуры и выступала против проституции, не помешало офицерам-националистам использовать проституток. [ 36 ] Эти бордели часто сопровождались пьянством со стороны офицеров и физическим насилием над телами купленных ими женщин. [ 34 ]
Франкистская Испания (1938–1973)
[ редактировать ]Проституция и способы борьбы с ней были проблемой для режима Франко, учитывая его историческое признание и католические взгляды, выступающие против него. Для борьбы с ним была создана ревностная система контроля за общественной нравственностью. [ 52 ]
Лесбиянкам в франкистских тюрьмах были предъявлены обвинения в проституции, а не в гомосексуализме, что делает невозможным определение их численности по сравнению с геями. [ 53 ] [ 54 ] [ 34 ] Это произошло потому, что у режима было только две категории женской занятости: домохозяйка и проститутка. [ 34 ]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Мика Эчеберер в своей книге «Ma guerre d'Espagne à moi» , опубликованной в Париже в 1976 году, утверждает, что некоторые женщины были настоящими проститутками, которых поощряло присутствие одиноких мужчин, у которых были деньги.
- ↑ Мария де ла Лус Мехиас Корреа в книге «Asi fue pasando el Tiemp: Memorías de una Miliciana Extremeña» , опубликованной в 2006 году в Севилье, сказала, что, несмотря на то, что она отправилась на фронт, чтобы сопровождать своего мужа, местные женщины в этом районе все еще называли ее (ошибочно) проституткой и шлюха. Эти местные женщины также обвинили милиционеров в распространении венерических заболеваний. Хотя недалеко от линии фронта было несколько публичных домов, ими не управляли милиционеры, и де ла Луз Мехиас Корреа утверждает, что мужчин, посещавших публичные дома, никогда не обвиняли в распространении венерических заболеваний.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ипсен, Аварен (18 декабря 2014 г.). Секс-работа и Библия . Рутледж. ISBN 9781317490661 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дитмор, Мелисса Хоуп (2006). Энциклопедия проституции и секс-работы . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313329685 .
- ^ Jump up to: а б с д и Херцог, Дагмар (2005). Сексуальность и немецкий фашизм . Книги Бергана. ISBN 9781571816528 .
- ^ Jump up to: а б с Скиннер, Стивен (26 февраля 2015 г.). Фашизм и уголовное право: история, теория, преемственность . Издательство Блумсбери. ISBN 9781782255468 .
- ^ Jump up to: а б Бок, Гизела.; Тейн, Пэт, ред. (1991). Материнство и гендерная политика: женщины и рост европейских государств всеобщего благосостояния, 1880-1950-е годы . Лондон: Рутледж. ISBN 9781135081607 . OCLC 821173715 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дин, Джонатан; Ауне, Кристин (04 июля 2015 г.). «Феминизм возрождается? Картирование современного феминистского активизма в Европе». Исследования социальных движений . 14 (4): 375–395. дои : 10.1080/14742837.2015.1077112 . ISSN 1474-2837 . S2CID 143104696 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уилсон, Перри (07 декабря 2009 г.). Женщины в Италии двадцатого века . Международное высшее образование Макмиллана. ISBN 9781137122872 .
- ^ Jump up to: а б Боксер, Мэрилин Дж. (1 февраля 2007 г.). «Переосмысление социалистического строительства и международной карьеры концепции «буржуазного феминизма» Мэрилин Дж. Боксер «Переосмысление социалистического строительства» . Американский исторический обзор . 112 (1): 131–158. дои : 10.1086/ahr.112.1.131 . ISSN 0002-8762 .
- ^ Вудворд, Элисон Э.; Бонвен, Жан-Мишель; Реном, Мерсе (2011). Трансформация гендерного благополучия в Европе: влияние социальных движений . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 9781409402848 .
- ^ Хейльманн, Энн (2011). «Гендер и эссенциализм: феминистские дебаты в двадцать первом веке». Критический ежеквартальный журнал . 53 (4): 78–89. дои : 10.1111/j.1467-8705.2011.02023.x . ISSN 1467-8705 .
- ^ Jump up to: а б Спонгберг, М.; Куртойс, А.; Кейн, Б. (30 апреля 2016 г.). Компаньон женских исторических сочинений . Спрингер. ISBN 9781349724680 .
- ^ Филлипс, Рут; Кри, Вивьен Э. (3 октября 2014 г.). «Что означает «Четвертая волна» для преподавания феминизма в социальной работе XXI века?» (PDF) . Обучение социальной работе . 33 (7): 930–943. дои : 10.1080/02615479.2014.885007 . hdl : 20.500.11820/a5072043-e5e5-4cf1-af19-2207db4e19f7 . ISSN 0261-5479 . S2CID 144660611 .
- ^ Рахман, Момин; Джексон, Стеви (6 декабря 2010 г.). Гендер и сексуальность: социологические подходы . Политика. ISBN 9780745633763 .
- ^ Jump up to: а б с Нэш, Мэри (1995). Бросая вызов мужской цивилизации: женщины в гражданской войне в Испании . Арден Пресс. ISBN 9780912869155 .
- ^ Дарем, Мартин (13 июля 2006 г.). Женщины и фашизм . Рутледж. ISBN 9781134806379 .
- ^ Jump up to: а б Шенфилд, Стивен (12 февраля 2015 г.). Русский фашизм: традиции, тенденции и движения: Традиции, тенденции и движения . Рутледж. ISBN 9781317460435 .
- ^ Баратьери, Даниэла (2010). Воспоминания и молчание, преследуемые фашизмом: итальянский колониализм, MCMXXX-MCMLX . Питер Лэнг. ISBN 9783039118021 .
- ^ Линехан, Томас П. (2000). Британский фашизм, 1918-39: партии, идеология и культура . Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719050237 .
- ^ Гриффин, Роджер (13 сентября 2013 г.). Фашизм, тоталитаризм и политическая религия . Рутледж. ISBN 9781136871689 .
- ^ Херцог, Дагмар (22 января 2007 г.). Секс после фашизма: память и мораль в Германии двадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400843329 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тур, Франческ (25 октября 2018 г.). «Дебаты о проституции во время Второй республики» . Быть историческим (на европейском испанском языке) . Проверено 08 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Манджини, Ширли; Гонсалес, Ширли Манджини (1995). Воспоминания о сопротивлении: женские голоса во время гражданской войны в Испании . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300058161 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Синклер, Элисон (1 мая 2007 г.). Секс и общество в Испании начала двадцатого века: Хильдегарт Родригес и Всемирная лига за сексуальную реформу . Издательство Уэльского университета. ISBN 9780708324707 .
- ^ Конгресс. «Избирательные документы 12 сентября 1927 года» . Конгресс депутатов . Конгресс депутатов . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ Мартинес, Керуин П. (30 декабря 2016 г.). «Женщины и голосование в Испании» . Эль Диаро (на испанском языке) . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «Истоки суфражизма в Испании» (PDF) . Пространство, время и форма (на испанском языке). 16 . Мадрид: UNED (опубликовано в январе 2015 г.): 455–482. 2004 . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Собриньо да Силва, Талита (декабрь 2017 г.). «Свободные женщины и женская эмансипация: заметки об анархизме, революции и либертарианском феминизме в Испании тридцатых годов» . Эдос . 9 (2). Порту-Алегри: 493–513.
- ^ Рейес Касадо Хиль, Мария (2015). Национальная конфедерация труда в испанском государстве: реорганизация и кризис (1973-1980) (PDF) (докторская диссертация) (на испанском языке). Испания: Кафедра современной истории, факультет географии и истории, Национальный университет дистанционного образования.
- ^ Гудкайнд, Молли; Митчелл, Марселла Хейс и Аманда (26 октября 2015 г.). Гражданская война в Испании и ее память . Edicions Universitat Барселона. ISBN 9788447539277 .
- ^ Бренан, Джеральд (13 сентября 1990 г.). Испанский лабиринт: отчет о социальной и политической подоплеке гражданской войны в Испании . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521398275 .
- ^ Тур, Франческо (29 мая 2017 г.). «Мужская идентичность и гомосексуализм в Испании: от Примо де Риверы до Франко (1923-1939)» . Быть историческим (на европейском испанском языке) . Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ Политика (16 апреля 2017 г.). «Гомосексуализм в Испании до и после Второй республики | Специальный выпуск Второй республики» . Новая революция (на европейском испанском языке) . Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ Мартинес Фабрегас, Иезавель; Сурбано Беренгер, Белен (март 2012 г.). «Женщина, ОТВЕТСТВЕННАЯ, и ПЫТОЧНЫЙ гомосексуалист во время гражданской войны в Испании и ПОСЛЕВОЕННОЕ. Дело Уэльвы» (PDF) . I Международный конгресс по коммуникации и гендеру (на испанском языке).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Осборн, Ракель (октябрь 2011 г.). «Хорошие девочки против плохих девочек в ранних франкистских тюрьмах: сексуальность как великий разрыв» . Сексуальность . 14 (5): 509–525. дои : 10.1177/1363460711415215 . ISSN 1363-4607 . S2CID 144785775 .
- ^ Тума, Али Аль (17 апреля 2018 г.). Оружие, культура и мавры: расовые представления, культурное влияние и участие Марокко в гражданской войне в Испании (1936-1939) . Рутледж. ISBN 9781351581233 .
- ^ Jump up to: а б с д Эсенвейн, Джордж Р. (16 ноября 2005 г.). Гражданская война в Испании: современная трагедия . Рутледж. ISBN 9781134629688 .
- ^ «Первая женщина-министр Европы была анархисткой и испанкой > эльмундолибро - История» . elmundo.es . Проверено 08 марта 2019 г.
- ^ Де Менесес, Филипе Рибейро (2001). Франко и гражданская война в Испании . Лондон: Рутледж. ISBN 9780203402481 . OCLC 1086533937 .
- ^ Jump up to: а б с Линии, Лиза Маргарет (2012). Милисианас: женщины в боях во время гражданской войны в Испании . Лексингтонские книги. ISBN 9780739164921 .
- ^ Jump up to: а б Хохшильд, Адам (29 марта 2016 г.). Испания в наших сердцах: американцы в гражданской войне в Испании, 1936–1939 гг . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 9780547974538 .
- ^ Jump up to: а б с Акельсберг, Марта А. (2005). Свободные женщины Испании: анархизм и борьба за эмансипацию женщин . АК Пресс. ISBN 9781902593968 .
- ^ Гастингс, Алекс (18 марта 2016 г.). «Mujeres Libres: Уроки анархизма и феминизма от свободных женщин Испании» . Неделя ученых . 1 . Университет Западного Вашингтона.
- ^ Хохшильд, Адам (29 марта 2016 г.). Испания в наших сердцах: американцы в гражданской войне в Испании, 1936–1939 гг . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 9780547974538 .
- ^ Вуоринен, Марья (17 января 2012 г.). Образы врага в военной пропаганде . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781443837026 .
- ^ Jump up to: а б с Нэш, Мэри (1 июня 1993 г.). «Женщины на войне: милицианы и вооруженные бои в революционной Испании, 193–6–1939». Обзор международной истории . 15 (2): 269–282. дои : 10.1080/07075332.1993.9640645 . ISSN 0707-5332 .
- ^ Франко, Альваро Лопес (10 сентября 2015 г.). «Ополченцы гражданской войны в Испании» . Откройте для себя историю (на испанском языке) . Проверено 27 февраля 2019 г.
- ^ Авила Эспада, март (2017 г.). Женщина-ополченец в гражданской войне: реальность и образ (PDF) (магистерская диссертация) (на испанском языке). Университет Севильи.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Линхард, Табеа Алекса (2005). Бесстрашные женщины в мексиканской революции и гражданской войне в Испании . Университет Миссури Пресс. ISBN 9780826264985 .
- ^ Линии, Лиза Маргарет (май 2009 г.). «Женщины-комбатанты в гражданской войне в Испании: милицианы на передовой и в арьергарде» . Журнал международных женских исследований . 11 (4).
- ^ Jump up to: а б Мартин Моруно, Долорес (2010). «Становясь видимыми и реальными: образы женщин-республиканцев во время гражданской войны в Испании» . Визуальная культура и гендер . 5 : 5–15.
- ^ Базилио, МириамМ (5 июля 2017 г.). Визуальная пропаганда, выставки и гражданская война в Испании . Рутледж. ISBN 9781351537438 .
- ^ Морсильо, Аврора Г. (1 сентября 2007 г.). «Стены плоти. Послевоенная реконструкция Испании и общественная мораль». Бюллетень испанских исследований . 84 (6): 737–758. дои : 10.1080/14753820701539349 . ISSN 1475-3820 . S2CID 145614399 .
- ^ Гарсия Мойя, Мануэль (2013). «Тихие чистки франкизма и сталинизма» (PDF) . Hispania Nov (на испанском языке). 11 . ISSN 1138-7319 .
- ^ Conxita MIR CURCÓ, Бедность, маргинализация, преступность и социальная политика при Франко. Лерида, Издания Университета Лериды, 2005 г.