Милли Уайтхед
Милли Уайтхед | |
---|---|
![]() Милли Виткоп (первый ряд, первый слева направо) с Рудольфом Рокером (позади нее) и другими лондонскими анархистами в 1912 году. | |
Рожденный | |
Умер | 23 ноября 1955 г. | ( 78 лет
Известный | Анархо-синдикалистские сочинения и активизм |
Супруг | Рудольф Рокер |
Дети | Фермин Рокер |
Родственники | Роуз Уиткоп (сестра) |
Милли Виткоп (-Рокер) (3 марта 1877 — 23 ноября 1955) — украинского происхождения еврейская анархо-синдикалистка , писательница- феминистка и активистка. Она была гражданской женой видного лидера анархо-синдикалистов Рудольфа Рокера . Сын пары, Фермин Рокер , был художником.
Ранняя жизнь и период в Лондоне
[ редактировать ]Виткоп родился Виткопски в украинском местечке Златополь . в еврейской украинско-русской семье и был старшим из четырех сестер Младшая из четверки, Роуз , также стала известной анархисткой. В 1894 году Виткоп уехал из Украины в Лондон . В течение десятилетий после убийства царя Александра II в 1881 году многие евреи покинули Россию в результате антиеврейских погромов по всей Империи. Большинство уехали в Великобританию или США. [1]

В Лондоне она работала в швейной мастерской и накопила достаточно денег, чтобы оплатить поездку своих родителей и сестер в Англию. Тяжелые условия, в которых она работала, заставили ее усомниться в своей вере. Ее участие в забастовке пекарей привело ее к участию в группе еврейской анархистской газеты «Арбайтер Фрайнд» . На нее повлияли работы теоретика анархизма Петра Кропоткина . В 1895 году она впервые встретилась с Рудольфом Рокером в ходе своей политической работы. В мае 1898 года Рокер пригласил ее сопровождать его в Нью-Йорк , где он надеялся найти работу. Однако им не впустили в страну, поскольку они отказались вступить в законный брак и были возвращены в Соединенное Королевство на том же корабле, на котором они прибыли в Соединенные Штаты. В то время этот вопрос получил некоторое освещение в газетах Соединенных Штатов, подвергая нападкам любовь пары без брака. [2]
С октября 1898 года Рокер и Виткоп совместно редактировали « Арбайтер Фрайнд» . В марте 1900 года они также начали издавать газету «Жерминаль» , которая больше уделяла внимание культурным темам. В 1907 году у пары родился сын Фермин. Рокер и Виткоп были против Первой мировой войны после того, как она разразилась в 1914 году, в отличие от многих других анархистов, таких как Кропоткин, которые поддерживали дело союзников. Чтобы облегчить бедность и лишения, вызванные безработицей, которая сопровождала войну, Виткоп и ее муж открыли бесплатную столовую. Однако в декабре 1914 года Рокер, как и многие немцы и австрийцы в Великобритании, был интернирован как вражеский иностранец . Виткоп продолжала свою антивоенную деятельность, пока ее не арестовали в 1916 году. Она оставалась в тюрьме до осени 1918 года. Затем она покинула Соединенное Королевство, чтобы присоединиться к своему мужу и сыну в Нидерландах. [1]
Германия
[ редактировать ]Сначала пара приветствовала Февральскую и Октябрьскую революции в России , но после большевистского переворота они начали критиковать этатизм и тоталитаризм того, что впоследствии стало Советским Союзом . В ноябре 1918 года они переехали в Берлин ; пригласил Рокера Председатель Свободной ассоциации немецких профсоюзов (FVdG) Фриц Катер присоединиться к нему в создании того, что впоследствии стало Союзом свободных рабочих Германии (FAUD), анархо-синдикалистским профсоюзом. [3] И Рокер, и Виткоп стали членами FAUD. [1]
Часть серии о |
Анархо-феминизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Анархо-синдикализм |
---|
![]() |
После его основания в начале 1919 года началась дискуссия о роли девушек и женщин в профсоюзе. Организация, в которой доминируют мужчины, поначалу игнорировала гендерные вопросы, но вскоре женщины начали создавать свои собственные профсоюзы, которые были организованы параллельно с обычными профсоюзами, но по-прежнему входили в состав FAUD. Виткоп была одной из ведущих основательниц Союза женщин в Берлине в 1920 году. 15 октября 1921 года женские союзы провели национальный конгресс в Дюссельдорфе , и Синдикалистский женский союз на национальном уровне был основан (SFB). Вскоре после этого Виткоп составил проект « Будет ли der Syndikalistische Frauenbund?» ( Чего хочет Союз женщин-синдикалистов? ) в качестве платформы для SFB. С 1921 года Der Frauenbund издавался как приложение к органу FAUD Der Syndikalist , Виткоп был одним из его основных авторов. [1]
Виткоп рассуждал, что пролетарские женщины эксплуатировались не только капитализмом, как рабочие-мужчины, но и их коллегами-мужчинами. Поэтому она утверждала, что женщины должны активно бороться за свои права, так же, как рабочие должны бороться за свои права с капитализмом. Она также настаивала на необходимости участия женщин в классовой борьбе. Домохозяйки могли бы использовать бойкоты, чтобы поддержать эту борьбу. Из этого она сделала вывод о необходимости автономной женской организации в составе ФАУД. Виткоп также считал, что домашний труд следует считать столь же ценным, как и наемный труд. [4] В статье 1921 года в Der Frauenbund Виткоп утверждал, что наиболее важной проблемой, стоящей перед SFB, был «сексуальный вопрос». Она призвала предоставить доступ к контролю над рождаемостью и выступила за забастовку детородителей. Завязались дебаты по этому вопросу внутри немецкого синдикалистского движения. Заседания по этому вопросу были многолюдными, и были сформированы новые отделения SFB. [5]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Она не только была активным участником синдикалистского и феминистского движения, но также работала над борьбой с расизмом и антисемитизмом. Ее часто разочаровывало то, что она считала нежеланием бороться с антисемитизмом в рабочем движении. Подъем нацистской партии в Германии в конце 1920-х годов сильно обеспокоил Виткопа. После пожара Рейхстага в феврале 1933 года Виткоп и Рокер бежали из Германии в США через Швейцарию, Францию и Великобританию. В США пара продолжала читать лекции и писать на анархистские темы. Во время гражданской войны в Испании с 1936 по 1939 год они начали информационную кампанию по информированию американцев о событиях в Испании. Осенью 1937 года они переехали в коммуну Мохеган возле озера Мохеган в Кромпонде . После того, как разразилась Вторая мировая война, Виткоп, как и ее муж и другие анархисты, такие как Макс Неттлау и Диего Абад де Сантильян , поддержала союзников, потому что она чувствовала, что нацизм невозможно победить пацифистскими средствами. [1]
После Второй мировой войны Виткоп испытывал некоторую симпатию к сионистскому движению, но скептически относился к тому, сможет ли национальное государство решить «еврейский вопрос». Она поддерживала идею двунациональности, разработанную Мартином Бубером и Ахад Хаамом . Коммуна Мохеган, особенно Виткоп, активно оказывала материальную поддержку немецким анархистам. Они отправили несколько сотен посылок в Германию. [1]
Виткоп умерла 23 ноября 1955 года. В течение нескольких месяцев она страдала от затрудненного дыхания. [1]
Ссылки
[ редактировать ]
Источники
[ редактировать ]- Фишман, Уильям Дж. (1974). Еврейские радикалы: от царского Штетла до лондонского гетто . Нью-Йорк: Книги Пантеона.
- Неллес, Дитер (2000). Анархо-синдикализм и движение за сексуальные реформы в Веймарской республике (PDF) . Социализм и сексуальность . Амстердам.
- Рюбнер, Хартмут (1994). Свобода и хлеб: Союз свободных рабочих Германии (FAUD): исследование истории анархо-синдикализма . Берлин: Либертад Верлаг.
- Валланс, Маргарет (1973). «Рудольф Рокер – биографический очерк». Журнал современной истории . 8 (3): 75–95. дои : 10.1177/002200947300800304 . S2CID 159569041 .
- Вольф, Зигберт (2007). «Виткоп, Милли» . База данных немецкоязычного анархизма . Проверено 8 октября 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьянки, Вера (2018). «Феминизм в пролетарской практике:« Синдикалистская женская лига »(1920–1933) и« Mujeres Libres »(1936–1939)». Работа-движение-история . 17 (1): 27–44.
- Бок, Ганс Манфред (1969). Синдикализм и левый коммунизм с 1918 по 1923 год: вклад в социальную и интеллектуальную историю ранней Веймарской республики . Майзенхайм-ам-Глан: Издательство Антона Хайна.
- Фрост, Джинджер С. (2008). Жизнь во грехе: совместное проживание мужа и жены в Англии девятнадцатого века . Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Граур, Мина (1997). Раввин-анархист: жизнь и учение Рудольфа Рокера . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
- Клан, Ульрих (1986). «Пламя все еще живо»: рейнские анархо-синдикалисты в Веймарской республике и фашизме . Графенау-Дёффинген: Все еще издатель.
- Регин, Корнелия (1989). «Домохозяйка и революция. Женская политика анархо-синдикалистов в Веймарской республике». Международная научная переписка по истории немецкого рабочего движения . 25 (3): 379–398.
- Фогель, Анджела (1977). Немецкий анархо-синдикализм: генезис и теория забытого движения . Берлин: Карин Крамер Верлаг.
- 1877 рождений
- 1955 смертей
- Анархо-феминистки
- Писатели-анархисты
- Анархо-синдикалисты
- Британские анархисты
- Британские антикапиталисты
- Британские феминистки
- Британские социалисты
- Британские женщины-писатели научно-популярной литературы
- Немецкие анархисты
- немецкие антикапиталисты
- немецкие феминистки
- Немецкие социалисты
- Еврейские анархисты
- Еврейские антифашисты
- Еврейские социалисты
- Члены Свободной ассоциации немецких профсоюзов
- Члены Союза свободных рабочих Германии
- Жители Херсонской губернии.
- Люди из Новомиргорода
- Синдикалисты
- Украинские анархисты
- Украинские антикапиталисты
- Британские люди украинско-еврейского происхождения
- Украинские эмигранты в Великобритании
- Украинские евреи
- Украинские синдикалисты
- Немецкие женщины-профсоюзники