Группа друзей рабочих
Группа друзей рабочих — еврейская анархистская группа, действовавшая в лондонском Ист-Энде в начале 1900-х годов. Связанная с анархистской газетой на идиш Arbeter Fraint («Друг рабочего») и сосредоточенная вокруг немецкого анархиста-эмигранта Рудольфа Рокера , группа руководила социальным центром, известным как Клуб и институт друзей рабочих , а также уличным клубом «Юбилейный». с 1906 по 1915 год Клуб стал неотъемлемой частью еврейского социального сообщества Лондона и оказал влияние на местных художников и писателей. Его культурная программа включала концерты, представления и лекции на политические, научные и литературные темы. Газета, начавшаяся как еврейское социалистическое периодическое издание, с приходом Саула Яновского выросла в сторону анархизма . К 1904 году это была самая популярная радикальная газета на идиш в Лондоне, а в следующем году она достигла пикового тиража в 5000 экземпляров в неделю. Arbeter Fraint действовал с 1885 по 1915 год. Деятельность группы пришла в упадок после вступления Британии в Первую мировую войну , поскольку рост антинемецких настроений и антивоенных убеждений Рокера завершился его задержанием, чтобы он никогда не вернулся в город.
Группа
[ редактировать ]Группа друзей рабочих, или Arbeter Frainters , состояла из двух или трех десятков членов с начала 1900-х по 1914 год. Группа была небольшой и элитарной перед лицом преимущественно религиозной иммигрантской культуры. [ 1 ] Как группа близких друзей, живших в непосредственной близости как «квазилибертарианская коммуна», [ 2 ] они регулярно собирали средства для своего клуба. Редакционная группа собиралась в мастерской сумочек для членов в качестве редакционной группы, обсуждала следующий выпуск газеты и объединяла средства, часто составляющие значительную часть их заработной платы. [ 3 ]
Группа собирала средства через социальные мероприятия и балы, которые собирали как политически настроенных, так и неполитиков. Их два или три бала-маскарада принесут доход до 30 фунтов стерлингов за вечер (что эквивалентно 4083 фунтам стерлингов в 2023 году) с вокальными выступлениями и лекцией Рудольфа Рокера. Некоторые мастерские прибивали к стенам коробки из-под сигар, чтобы собирать копейки на бумагу. Другие работники потогонных цехов жертвовали копейки из своих скудных доходов. [ 4 ] Поступления от литературы и личные субсидии также финансировали группу. [ 5 ]
Те, кто был связан с группой, жили в негласном согласии, что со всеми возрастами и полами следует обращаться как со свободными равными, без покровительства. [ 6 ] Главными противниками группы была группа Freiheit из лондонского Вест-Энда, ранее идеологически порвавшая с Рокером. [ 7 ]
Клуб
[ редактировать ]Конфронтации в обществе усилили потребность группы в постоянном клубе. [ 8 ] Сэкономив достаточно, по словам казначея Лазаря Сабелинского, группа в 1906 году начала арендовать двухэтажное здание на Юбилейной улице, 165, бывшую методистскую церковь и склад Армии Спасения, которое часто арендовали для общественных мероприятий. Владельцу здания понравился сдержанный стиль работы группы и прозрачность Рокера. Сабелинский, Пруски, Фримен и Шац вместе арендовали здание, но его деятельность осуществлялась самостоятельно. После нескольких недель подготовки и дизайна интерьера, выполненных как анархистами, так и ремесленниками-неанархистами, группа построила сцену и бар в большом зале. Жертвователи пожертвовали столы и стулья в нижнем зале, который мог вместить 800 человек. Рабочие построили полки на втором этаже, который стал библиотекой. Соседняя улица Юбилейная, 163 стала штаб-квартирой Arbeter Fraint . [ 5 ]
Клуб и институт друзей рабочих, также известный как Юбилейный уличный клуб, открылся 3 февраля 1906 года. Торжества по случаю открытия заполнили здание до отказа, несмотря на то, что открытие приходилось на субботу, субботу. Рокер открыл открытие речью о событиях, предшествовавших покупке группой аренды, и движении федеративных анархистов, говорящих на идиш. Рокер зачитал заявления в поддержку еврейских профсоюзов Эррико Малатесты и Фернандо Таррида дель Мармола , но был прерван, когда Питер Кропоткин появился на мероприятии под аплодисменты. Заболевший Кропоткин поздравил собравшихся и рассказал о своем деле. Джон Тернер сравнил клуб со своим предшественником на Бернер-стрит и назвал клуб Джубили-стрит более изысканным. [ 9 ] Машинист из кокни Тед Леггатт также выступил перед тем, как торжество перешло к сольному концерту, а затем к выступлению группы. [ 10 ]
Клуб стал местом еврейской общественной общины до 1914 года. [ 10 ] как место для отдыха, освежения и дискуссий. Историк Уильям Дж. Фишман сравнил деятельность клуба, в котором принимали участие представители всех возрастных, политических и интеллектуальных различий, с деятельностью Тойнби-холла . [ 11 ] Его библиотека, читальный зал и классы были открыты для общественности. Это ограничило клуб от прибыльной практики продажи алкоголя на основании законов, ограничивающих обслуживание членов. Члены содержали свой бар, где подавали кофе, чай и еду. И мужчины, и женщины добровольно вызывались прислуживать и убирать, хотя приготовление пищи в основном принадлежало женщинам. [ 10 ] Добровольцы вспоминают, что видели в клубе как известных личностей, так и служения ортодоксальным евреям в ночь Коль Нидре , обычно во время поста. [ 12 ]
Культурная программа клуба включала концерты, лекции и представления. На сцене впервые выступили будущие деятели идишского театра Самуэль Гольденберг и Авраам Тейтельбаум. В числе театральных постановок были выступления Леонида Андреева и Шолом-Алейхема . На сцене проходили занятия и лекции Рокера, Малатесты, Кропоткина и Варлама Черкезова на политические, научные и литературные темы. Общественные дискуссии, например, о существовании Бога, приглашали принять участие всех присутствующих. По воскресеньям в клубе устраивали чай с бутербродами с лекцией. [ 13 ] Летом группа совершала поездку в Эппинг-Форест , привозя столы, напитки и еду из клуба на лошадях и повозках. Группа исследовала лес, а Рокер читал лекции. [ 14 ]
Социальные мероприятия, танцы, концерты и газеты больше не покрывали текущие расходы. Группа арендовала помещения, в основном радикальным группам, для периодических мероприятий. Небольшие профсоюзы и отделения Рабочего кружка и русских эсеров использовали здание для периодических собраний. [ 2 ]
В конечном итоге группа функционировала скорее как социальный центр, чем как революционный очаг. Единственной публичной агитацией группы были забастовки. [ 11 ] Открытый характер клуба сделал его восприимчивым к революционным эмигрантам, которые сохранили в Британии тот же антибуржуазный пыл. Принимая во внимание агентов-провокаторов и двойных агентов, таких как дело Азефа , клуб стал опасаться политических эмигрантов. [ 15 ] Рокер, голос умеренности, считал, что терроризм является неудачей для движения, и группа действительно беспокоилась, что пропаганда этого поступка в Лондоне поставит под угрозу их клуб. [ 16 ] Действительно, единственным случаем, который угрожал закрытием клуба, были события, связанные с осадой Сидни-стрит . Полиция следила за клубом, но не предприняла никаких серьезных действий. [ 17 ]
Газета
[ редактировать ]Рост погромов против евреев в России в начале 1880-х годов спровоцировал их исход. Два миллиона эмигрантов создали газеты на идиш, культурные организации и союзы там, где они приземлились. В Великобритании еврейское население увеличилось более чем в четыре раза в период с 1880-х по 1919 год. Русские эмигранты, как правило, жили в более бедных районах, таких как лондонский Ист-Энд. Один из этих эмигрантов, еврейский социалист Моррис Винчевский, в июле 1885 года создал Arbeter Fraint как еврейский социалистический ежемесячник, хотя газета позволяла анархистам и другим радикалам вносить свой вклад. Образовательный клуб еврейских рабочих взял на себя редакционные обязанности в июне 1886 года, после чего периодическое издание стало еженедельным журналом, выходящим за пределы Лондона. Дело Хеймаркет вызвало анархистские симпатии среди еврейских иммигрантов в Лондоне. Arbeter Fraint приобрел международный тон, печатая письма еврейских писателей со всего мира. [ 18 ]
В октябре 1898 года Рудольф Рокер стал редактором газеты «Arbeter Fraint» . [ 19 ] Саул Яновский , приглашенный приехать в Лондон, стал редактором в 1891 году и принес с собой анархическое влияние. В газете публиковались статьи Яновского и других ведущих анархистов, а также анархистские брошюры (на идиш). К 1892 году журнал имел подзаголовок «Анархо-коммунистический орган». [ 20 ]
К 1904 году Arbeter Fraint была «самой популярной радикальной газетой на идише» в Лондоне. [ 3 ] Пикового тиража в 5000 экземпляров в неделю она достигла в начале 1905 года как главная радикальная идишская газета в этом районе. [ 21 ] Среди заслуживающих внимания сотрудников газеты был Авраам Фрумкин . [ 19 ]
Объявление Великобританией войны Германии в августе 1914 года положило конец анархистскому движению в лондонском Ист-Энде. Анархисты занимали противоположные позиции по вопросу войны. Arbeter Fraint уменьшился в размерах по мере сокращения читательской аудитории. Его октябрьские и ноябрьские колонки содержали аргументы за и против войны. У Рокера была оппозиционная колонка из четырех частей, которую было опасно печатать. В начале декабря 1914 года Рокер был арестован дома и был интернирован на четыре года, а затем исключен. В 1915 году полиция закрыла типографию и офисы Arbeter Fraint . Клуб исчез. Здание использовалось как кинотеатр, а затем как синагога. [ 22 ]
Наследие
[ редактировать ]Исследователь идиша Джозеф Лефтвич позже писал о большом влиянии Клуба друзей рабочих на художников и писателей в лондонском Ист-Энде. [ 23 ]
Некоторые члены группы «Друг рабочих» переехали в Нью-Йорк и участвовали там в радикальной идишской культуре, в том числе в Fraye Arbeter Shtime . [ 7 ] Члены группы «Друзья рабочих» помогли основать в 1903 году английское отделение Еврейского рабочего кружка , ориентированного на социализм , организации взаимопомощи, базирующейся в Соединенных Штатах. Английское отделение расширилось до своего пика в межвоенный период. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фишман 1975 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Фишман 1975 , с. 268.
- ^ Jump up to: а б Фишман 1975 , с. 257.
- ^ Фишман 1975 , стр. 257–258.
- ^ Jump up to: а б Фишман 1975 , с. 262.
- ^ Фишман 1975 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б с Фишман 1975 , с. 273.
- ^ Фишман 1975 , стр. 258–260.
- ^ Фишман 1975 , с. 263.
- ^ Jump up to: а б с Фишман 1975 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б Фишман 1975 , с. 267.
- ^ Фишман 1975 , стр. 264–265.
- ^ Фишман 1975 , стр. 265–267.
- ^ Фишман 1975 , с. 266.
- ^ Фишман 1975 , стр. 269–270.
- ^ Фишман 1975 , стр. 270–271.
- ^ Фишман 1975 , с. 271.
- ^ Хикару 2013 , стр. 81.
- ^ Jump up to: а б Олдерман, Джеффри (1998). Современное британское еврейство . Кларендон Пресс. п. 187 . ISBN 978-0-19-820759-7 .
- ^ Хикару 2013 , стр. 82.
- ^ Фишман 1975 , с. 261.
- ^ Фишман 1975 , стр. 306–307.
- ^ Физерстоун, Саймон (1995). Военная поэзия: вводный читатель . Тейлор и Фрэнсис. п. 74 . ISBN 978-0-415-07750-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Фишман, Уильям Дж. (1975). Еврейские радикалы: от царского Штетла до лондонского гетто . Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN 978-0-394-49764-8 .
- Хикару, Танака (2013). «Реакция еврейских анархистов» . В Гэвине, Масако; Миддлтон, Бен (ред.). Япония и инцидент с государственной изменой . Рутледж. ISBN 978-1-135-05056-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гидли, Бен (2018). «Пространства неформального обучения, культуры перевода и маргинальности в лондонском еврейском Ист-Энде». В Николсе, Сью; Добсон, Стивен (ред.). Обучающиеся города: мультимодальные исследования и размещенная педагогика . Спрингер. стр. 169–182. ISBN 978-981-10-8100-2 .
- Шоттон, Джон (1993). «Никто не говорит нам, что делать: Анархо-социалистическая воскресная школа (Джубили-стрит, 163, Майл-Энд, Лондон, 1907)». Нет магистратуры ни высокого, ни низкого уровня: либертарианское образование и обучение в Великобритании, 1890–1990 гг . Либертарианское образование. стр. 36–40. ISBN 978-0-9513997-3-6 . ОСЛК 28748075 .