Фрай Арбетер
![]() Титульная страница издания 1890 года. | |
Тип | Еженедельная газета |
---|---|
Запущен | 4 июля 1890 г. |
Политическая расстановка | Анархизм |
Язык | идиш |
Прекращена публикация | 4 декабря 1977 г. (87 лет) |
Город | Нью-Йорк |
Страна | Соединенные Штаты |
ISSN | 0016-0733 |
OCLC Номер | 2739515 |
Freie Arbeiter Stimme ( дайтшмерское написание идиша : פֿרייע אַרבעטער שטימע, романизированное : Fraye arbeṭer shṭime , букв. «Свободный голос труда» также пишется с дополнительной мем פֿרייע אַר) בעטער שטיממע Нью-Йорка. ) — анархистская газета на идиш, издававшаяся на Нижнем Востоке Сиде между 1890 и 1977 годами. Это был один из старейших анархистских журналов в мире и главный орган еврейского анархистского движения в Соединенных Штатах; на момент прекращения выхода это была старейшая в мире газета на идише. Историк анархизма Пол Аврич описал эту газету как сыгравшую жизненно важную роль в еврейско-американской трудовой истории и поддерживающую высокий литературный стандарт, опубликовавшую наиболее прославленных писателей и поэтов идишского радикализма. Редакторами газеты были крупные фигуры еврейско-американского анархистского движения: Дэвид Эдельштадт , Саул Яновский , Джозеф Коэн , Гилель Солотаров , Роман Льюис и Моше Кац .
Протестуя против несправедливости процесса Хеймаркет , еврейские анархисты в Нью-Йорке сформировали « Пионеров свободы» для поддержки обвиняемых. В результате этих усилий местные анархистские группы решили издавать Fraye Arbeter Shtime , который стал бы смесью рабочей газеты, литературного журнала и журнала радикальных взглядов. Группа проводила ежегодную декабрьскую конференцию с анархистами и социалистами, а также такие мероприятия, как бал Йом Кипур . Интерес к газете отражал еврейско-американский интерес к анархизму, который резко возрос в 1880-90-х годах, пережил свой расцвет в 1910-х/20-х годах и снизился между ними и после этого из-за его упадка в 1970-х годах. В первые годы своего существования газета испытывала финансовые трудности и в конце 1890-х годов прекратила свое существование. Газета процветала при Яновском в первые два десятилетия 20-го века, обладая высоким литературным уровнем и тиражом в 20 000 экземпляров до Великой войны . Оно сохраняло свое качество на протяжении 20-х годов при Коэне, но к 30-м годам еврейское анархистское движение стало более примирительным, менее революционным. Газета замедлила свою частоту с еженедельной до двухнедельной, а затем ежемесячной, прежде чем исчезла вместе с остальным движением в середине 1970-х годов.
История
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
в Чикаго в 1886 году Дело Хеймаркета и предполагаемая несправедливость последовавшего за ним судебного разбирательства привели к возрождению интереса к анархизму . [1] особенно среди еврейских радикалов. [2] В Нью-Йорке сформировалась первая еврейская анархистская группа в Соединённых Штатах « Пионеры свободы » для проведения кампании в поддержку обвиняемых по делу Хеймаркет. В их работу входило издание литературы на идиш по этому делу. [1] С начала до середины 1889 года группа вела еженедельник «Вархайт» («Правда»), первое анархистское периодическое издание на идиш в Соединенных Штатах и, технически, первое в мире периодическое издание на идиш, посвященное анархизму. [3] Затем «Пионеры свободы» предложили создать совместную анархо-социалистическую газету и, рассматривая ее, созвали в конце года знаменательную первую встречу еврейско-американских радикалов со всей страны. Это предложение едва не провалилось, и еврейские анархисты и социалисты в конечном итоге создали свои собственные публикации. В январе 1890 года «Пионеры свободы» и другие анархистские группы решили создать « Фрайе Арбетер Штиме» . [4] Газета утверждает, что представляет 32 еврейские рабочие ассоциации. [5]
Спикеры, связанные с группой, совершили поездку по Восточному побережью и Среднему Западу с целью сбора средств для новой газеты. Временное периодическое издание Der Morgenshtern («Утренняя звезда») выходило с января по июнь 1890 года под редакцией врача Аббы Бреславского. Вскоре после Der Morgenshtern 4 закрытия журнал Fraye Arbeter Shtime впервые вышел июля 1890 года в Нижнем Ист-Сайде , который продолжал выходить еженедельно в течение почти 90 лет. [5]
Историк Пол Аврич описал функции газеты как разнообразные: «рабочая газета, журнал радикальных взглядов, литературный журнал и народный университет». [5] Его освещение варьировалось от переведенных эссе Иоганна Моста и Петра Кропоткина до идишских стихов о социальных условиях и переработанных переводов основных естественнонаучных, социальных и литературных текстов, включая » Карла Маркса и «Капитал « Ивана Тургенева » Накануне . [5] Газета также выступала центром еврейской радикальной деятельности. Группа проводила ежегодную декабрьскую конференцию, на которой социалисты и анархисты встречались, чтобы обсудить свои совместные движения, такие как позиции в отношении организованного труда и балов Йом Кипура . Французская анархистка Элизе Реклю посетила страну в 1891 году и призвала редакторов газет открыть либертарианскую школу. [6]
Роман Льюис стал Fraye Arbeter Shtime первым редактором после того, как британский социалист Моррис Винчевский отказался. [7] Льюис регулярно писал статьи, знал и идиш, и русский язык, был убедительным оратором и занимался сбором средств. [5] После короткого, шестимесячного пребывания в должности, в конце 1890 года он ушел в профсоюз плащников и к социалистам. [8] Вторым редактором был эссеист и переводчик Дж. А. Мэрисон , один из немногих пионеров свободы, хорошо владеющих английским языком. Третьим был Дэвид Эдельштадт , изготовитель бутоньерок из Цинциннати и один из первых идишских поэтов труда, публиковавшихся в журналах Varhayt и Der Morgenshtern . Он покинул редакцию в конце 1891 года после того, как заболел туберкулезом и переехал на запад в поисках лечения. Он продолжал присылать в газету свои стихи до своей смерти год спустя. Гиллель Солотаров и Моше Кац , которые позже перевели анархистскую классику. После этого редакторами стали [8]
Первые годы публикации газеты были связаны с финансовыми проблемами. Прежде всего, у основной аудитории — обедневших рабочих — было мало денег. Газета приостановила печать во время спора о заработной плате наборщиков, начавшегося в мае 1892 года. Позже в том же году Александра Беркмана известное покушение на Генри Клея Фрика разделило движение, поскольку некоторые анархисты покинули движение, чтобы осудить все формы терроризма. Когда почти год спустя спор о заработной плате завершился, Соединенные Штаты вступили в экономическую депрессию, панику 1893 года . К апрелю 1894 года группа Фрайе Арбетера Штиме снова прекратила производство, положив конец эпохе еврейского анархизма, поскольку «Пионеры свободы» и другие группы пришли в упадок или прекратили свое существование. [9] В эти годы покоя редакторы Fraye Arbeter Shtime помогли запустить ежемесячный культурный журнал Di Fraye Gezelshaft . [10]
Пять лет спустя Фрайе Арбетер Штиме возобновил публикацию в октябре 1899 года, и вместе с ней возродился еврейский интерес к анархизму. [11] Ее новый редактор Саул Яновский проработал до 1919 года, периода расцвета как газеты, так и еврейского анархистского движения. [10] Это также был период стабильности для газеты: до Первой мировой войны ее читательская аудитория превышала 20 000 человек . Собственная колонка Яновского пользовалась популярностью благодаря своему остроумию, и он отбирал множество талантливых писателей со свежими взглядами. Помимо Кропоткина, Моста и Солотарова редактор добавил Рудольфа Рокера , Макса Неттлау , Эмму Гольдман , Вольтерину де Клер и Авраама Фрумкина . В газете публиковались переводы произведений культуры (например, Хенрика Ибсена , Оливии Шрайнер , Оскара Уайльда ) и произведений крупных идишских писателей (например, Аврома Рейзена , Х. Лейвика ). Этот выбор сделал газету читабельной и привлекательной для читателей на идиш. [12] Движение также ушло от ревностных 1880-х и 1890-х годов, когда социальная революция казалась неизбежной, а пропаганда ее действий была оправданной. Яновский выступил против терроризма и рассматривал анархизм как философию братства, сотрудничества и достоинства, а газета придерживалась поэтапного подхода к реформам в пользу либертарианских школ и кооперативных союзов. в 1901 году Уильяма Мак-Кинли В то время как убийство анархистом взволновало Яновского, Фрай Арбетер Штиме частично пострадал от последствий, когда разъяренная толпа разгромила офисы газеты и физически напала на ее редактора. Кроме того, евреи-анархисты также смягчили свою антирелигиозную конфронтацию, чтобы она была менее выраженной, а некоторые из них приняли сионизм после кишиневского погрома . [13]
Особое внимание газета уделила выдающемуся анархисту Петру Кропоткину, который пользовался особой популярностью среди американо-еврейских анархистов. [14] Фрайе Арбетер Штиме подготовил приложение с фотографиями из своего второго лекционного тура по США в 1901 году, но Кропоткин потребовал отменить его и не превращать себя в икону. Газета вместе с «Матерью-Землей » Эммы Гольдман также запланировала празднование 70-летия Кропоткина в Карнеги-холле в 1912 году. Специальный выпуск Fraye Arbeter Shtime освещал жизнь и мысли Кропоткина. [15] Газета также последовала за Кропоткиным в поддержке союзников в Первой мировой войне , будучи единственным крупным американским анархистским изданием, сделавшим это. [16]
Яновский ушел с Fraye Arbeter Shtime поста редактора в 1919 году после того, как встал на сторону Ленина в дебатах по поводу большевистской революции . К этому моменту анархизм начал новый упадок, который на этот раз не восстановился. Депортации после Первой мировой войны и русская революция потянули рабочих в Россию и коммунизм, а новобранцев стало меньше из-за иммиграционных ограничений и старения анархистов старшего возраста, чьи дети ассимилировались в американском обществе. [17] Подписка на «Фрайе Арбетер Штиме» сократилась, и газета вернулась в свое прежнее тяжелое положение. Никакой редакционной комиссии не было у руля. Новая еврейская анархистская федерация, образованная в 1921 году, организовывала общественные мероприятия и собирала деньги со всего континента, чтобы восстановить стабильность газеты к середине 1920-х годов. [18]
Джозеф Коэн сменил Яновского на посту редактора в 1923 году. Газета сохранила прежнее журналистское качество и оставалась основным источником информации об американских и международных анархистских движениях. Вскоре в газете появился англоязычный раздел для читателей, не привыкших к идиш. Они также выпускали специальные приложения, юбилейные выпуски, а также англоязычные книги и брошюры Неттлау и Беркмана. [18] Беркмана, Выдержки из книги, которая впоследствии стала анархистской «Азбукой анархизма» первоначально были опубликованы в газете. [19] Коэн основал Мичиганскую колонию Санрайз в 1932 году, оставив Фрай Арбетер Штиме комитету, состоящему из Яновского, Фрумкина и Майкла Кона. психоаналитик и полиглот Марк Мрачный В период с 1934 по 1940 год газету редактировал . Он освещал гражданскую войну в Испании с исключительным интересом, но был разочарован поражением республиканцев, покинул газету и анархистское движение. [20] К 1930-м годам еврейское анархистское движение стало более примирительным и менее революционным. Газета поддерживала хорошие отношения с другими социалистическими еврейскими профсоюзами, которые также подписывались, помогали в сборе средств и давали рекламу во время больших трудовых праздников. [21]
Со временем еврейские гетто и некоторые надежды на революцию угасли. Читательская аудитория продолжала снижаться, и Fraye Arbeter Shtime перешел от еженедельного к двухнедельному, а затем к ежемесячному. К 1970-м годам ее тираж упал ниже 2000 экземпляров. Газета прошла через нескольких редакторов: Германа Франка, Соло Линдера и Исидора Висоцкого. В 1975 году типограф Арн Торн стал редактором и куратором газеты, которая снова заняла лидирующие позиции в мире идиша, публикуя статьи на такие темы, как экономика, международные отношения, труд и литература. Но эти успехи были недолгими. По мере того как население, говорящее на идиш, поседело, многие еврейские анархистские организации распались. Fraye Arbeter Shtime провела свой последний ежегодный банкет в середине 1977 года и опубликовала свою последнюю статью в декабре. [22]
Спустя 87 лет Fraye Arbeter Shtime вошел в число старейших анархистских журналов в мире. [2] и была последней анархистской газетой на иностранном языке в Соединенных Штатах. [22] К моменту последнего выпуска 4 декабря 1977 г. [23] Fraye Arbeter Shtime была старейшей идишской газетой в мире. [5] Историк Пол Аврич описал эту группу как играющую жизненно важную роль в еврейско-американской трудовой истории и поддерживающую высокий литературный стандарт, опубликовавшую наиболее прославленных писателей и поэтов идишского радикализма. [5] С Фрайе Арбетером Штиме началось еврейское анархистское движение в Америке. [22]
Документальный фильм Pacific Street Films 1980 года «Свободный голос труда: еврейские анархисты» освещает последний год публикации газеты. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 180.
- ^ Аврич 1988 , стр. 179–180.
- ^ Аврич 1988 , с. 182–183.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Аврич 1988 , с. 184.
- ^ Аврич 1988 , стр. 185–186.
- ^ Аврич 1988 , стр. 183–184.
- ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 185.
- ^ Аврич 1988 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 187.
- ^ Аврич 1988 , стр. 186–187.
- ^ Аврич 1988 , с. 188.
- ^ Аврич 1988 , с. 189.
- ^ Аврич 1988 , стр. 192–193.
- ^ Аврич 1988 , с. 193.
- ^ Корнелл, Эндрю (2016). Неуправляемое равенство: анархизм США в двадцатом веке . Издательство Калифорнийского университета. п. 57 . ISBN 978-0-520-96184-5 .
- ^ Аврич 1988 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 195.
- ^ Беркман, Александр (2003). Что такое анархизм? . АК Пресс. п. viii. ISBN 1-902593-70-7 .
- ^ Аврич 1988 , с. 197.
- ^ Аврич 1988 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б с Аврич 1988 , с. 198.
- ^ «Старейшая идишская газета в США умирает», Los Angeles Times , 5 декабря 1977 г., pI-19
- ^ Рубинштейн 1980 .
Библиография
[ редактировать ]- Аврич, Пол (1988). «Еврейский анархизм в США» . Анархистские портреты . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . стр. 176–199 . ISBN 0-691-04753-7 . OCLC 17727270 .
- Рубинштейн, Ленни (1980). «Свободный голос труда: еврейские анархисты». Кинеаст . Том. 10, нет. 3. п. 49. ISSN 0009-7004 . ПроКвест 222645451 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Арн Торн, редактор журнала Anarchist Journal» . Нью-Йорк Таймс . 16 декабря 1985 г. ISSN 0362-4331 .
- Бьяджини, Фурио (1986). Анархия в гетто: заметки по истории анархистского движения, говорящего на идише, в Соединенных Штатах (доктор философии) (на итальянском языке). Флоренция: Флорентийский университет, педагогический факультет, специализированный курс по истории. OCLC 970886197 .
- Красавица, Пол (1990). «Свободный Арбетер Штимме». В красоте, Мать Джо; Боже мой, Пол; Георгас, Дэн (ред.). Энциклопедия американских левых . Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing . пп. 245–246. ISBN 978-0-8240-3713-0 . ОСЛК 20997216 .
- Криц, Ори (1997). Поэтика анархии: революционная поэзия Давида Эдельштата . Обучение в европейских университетах. Серия XVIII, Сравнительная литература. Франкфурт-на-Майне; Берлин: П. Ланг. ISBN 978-0-8204-3534-3 . OCLC 246613334 .
- Мармор, Калмон (1935). «Биография Давида Эдельштадта». Геклибене верк [ Геклибене верк ]. Эдельштадт, Дэвид (на идиш). Москва: АМС. OCLC 19306866 .
- «Старейшая идишская газета в США закрывается» . Нью-Йорк Таймс . 29 ноября 1977 г. ISSN 0362-4331 .
- Райхерт, Уильям О. (1976). Сторонники свободы: исследование американского анархизма . Популярная пресса Государственного университета Боулинг-Грин. стр. 363–367. ISBN 978-0-87972-118-3 .
- Шенкер, Израиль (5 июня 1977 г.). «Анархия — это правило, когда анархисты собираются на банкет в Нью-Йорке» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- Шор, Фрэнсис (1986). «Культурная идентичность и американизация: история жизни еврейского анархиста». Биография . 9 (4): 324–346. дои : 10.1353/bio.2010.0496 . ISSN 1529-1456 . S2CID 145005985 .
- Торрес, Анна Елена; Циммер, Кеньон, ред. (май 2023 г.). Со свободой в наших ушах: истории еврейского анархизма . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-04501-1 .
- Тюрк, Лилиан (2015). Религиозный нонконформизм и радикальный идишкайт. Абба Гордин (1887–1964) и процессы формирования сообщества в идишском анархистском еженедельнике Fraye Arbeter Shtime 1937–1945 (DPhil) (на немецком языке). Университет Мартина Лютера в Галле-Виттенберге .
- Тюрк, Лилиан; Кон, Джесси (26 сентября 2018 г.). «Идишский радикализм, еврейская религия: противоречия во Фрайе Арбетер Штиме, 1937–1945». Кристофер, Алекс; Адамс, М. (ред.). Очерки анархизма и религии: Том II . Издательство Стокгольмского университета. стр. 100-1 20–57. дои : 10.16993/bas.b . ISBN 9789176350751 .
- Циммер, Кеньон (2015). Иммигранты против государства: идиш и итальянский анархизм в Америке . Рабочий класс в американской истории. Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-09743-0 . OCLC 919484664 .
- Циммер, Кеньон (2017). «Саул Яновский и идишский анархизм в Нижнем Ист-Сайде». В Гойенсе, Том (ред.). Радикальный Готэм: анархизм в Нью-Йорке от салуна Шваба до операции «Оккупай Уолл-стрит» . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. стр. 33–53. ISBN 978-0-252-08254-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Фрайе Арбетером Штиме, на Викискладе?
- Анархизм в Нью-Йорке (штат)
- Анархистские газеты
- Анархистские периодические издания, издаваемые в США.
- Несуществующие газеты, издаваемые в Нью-Йорке
- Несуществующие газеты на идиш, издаваемые в США.
- Еврейско-американская история
- Еврейский анархизм
- Евреи и иудаизм в Нью-Йорке
- Неанглоязычные газеты, издаваемые в Нью-Йорке (штат)
- Газеты, основанные в 1890 году.
- Издания закрыты в 1977 году.
- Идиш анархистские периодические издания
- Идишская культура в Нью-Йорке
- 1890 заведений в Нью-Йорке (штат)
- Закрытие 1977 года в Нью-Йорке (штат)