Jump to content

Фрай Арбетер

Фрай Арбетер
Текст на идише, выделенный жирным шрифтом на иврите в шапке, фигурные буквы в английской транслитерации.
Титульная страница издания 1890 года.
Тип Еженедельная газета
Запущен 4 июля 1890 г. ( 04.07.1890 )
Политическая расстановка Анархизм
Язык идиш
Прекращена публикация 4 декабря 1977 г. ( 1977-12-04 )
(87 лет)
Город Нью-Йорк
Страна Соединенные Штаты
ISSN 0016-0733
OCLC Номер 2739515

Freie Arbeiter Stimme ( дайтшмерское написание идиша : פֿרייע אַרבעטער שטימע, романизированное : Fraye arbeṭer shṭime , букв. «Свободный голос труда» также пишется с дополнительной мем פֿרייע אַר) בעטער שטיממע Нью-Йорка. ) — анархистская газета на идиш, издававшаяся на Нижнем Востоке Сиде между 1890 и 1977 годами. Это был один из старейших анархистских журналов в мире и главный орган еврейского анархистского движения в Соединенных Штатах; на момент прекращения выхода это была старейшая в мире газета на идише. Историк анархизма Пол Аврич описал эту газету как сыгравшую жизненно важную роль в еврейско-американской трудовой истории и поддерживающую высокий литературный стандарт, опубликовавшую наиболее прославленных писателей и поэтов идишского радикализма. Редакторами газеты были крупные фигуры еврейско-американского анархистского движения: Дэвид Эдельштадт , Саул Яновский , Джозеф Коэн , Гилель Солотаров , Роман Льюис и Моше Кац .

Протестуя против несправедливости процесса Хеймаркет , еврейские анархисты в Нью-Йорке сформировали « Пионеров свободы» для поддержки обвиняемых. В результате этих усилий местные анархистские группы решили издавать Fraye Arbeter Shtime , который стал бы смесью рабочей газеты, литературного журнала и журнала радикальных взглядов. Группа проводила ежегодную декабрьскую конференцию с анархистами и социалистами, а также такие мероприятия, как бал Йом Кипур . Интерес к газете отражал еврейско-американский интерес к анархизму, который резко возрос в 1880-90-х годах, пережил свой расцвет в 1910-х/20-х годах и снизился между ними и после этого из-за его упадка в 1970-х годах. В первые годы своего существования газета испытывала финансовые трудности и в конце 1890-х годов прекратила свое существование. Газета процветала при Яновском в первые два десятилетия 20-го века, обладая высоким литературным уровнем и тиражом в 20 000 экземпляров до Великой войны . Оно сохраняло свое качество на протяжении 20-х годов при Коэне, но к 30-м годам еврейское анархистское движение стало более примирительным, менее революционным. Газета замедлила свою частоту с еженедельной до двухнедельной, а затем ежемесячной, прежде чем исчезла вместе с остальным движением в середине 1970-х годов.

Внешние видео
значок видео Свободный голос труда: Еврейские анархисты , документальный фильм 1980 года о еврейском анархизме и Штиме. Фрайе Арбетера последний год публикации

в Чикаго в 1886 году Дело Хеймаркета и предполагаемая несправедливость последовавшего за ним судебного разбирательства привели к возрождению интереса к анархизму . [1] особенно среди еврейских радикалов. [2] В Нью-Йорке сформировалась первая еврейская анархистская группа в Соединённых Штатах « Пионеры свободы » для проведения кампании в поддержку обвиняемых по делу Хеймаркет. В их работу входило издание литературы на идиш по этому делу. [1] С начала до середины 1889 года группа вела еженедельник «Вархайт» («Правда»), первое анархистское периодическое издание на идиш в Соединенных Штатах и, технически, первое в мире периодическое издание на идиш, посвященное анархизму. [3] Затем «Пионеры свободы» предложили создать совместную анархо-социалистическую газету и, рассматривая ее, созвали в конце года знаменательную первую встречу еврейско-американских радикалов со всей страны. Это предложение едва не провалилось, и еврейские анархисты и социалисты в конечном итоге создали свои собственные публикации. В январе 1890 года «Пионеры свободы» и другие анархистские группы решили создать « Фрайе Арбетер Штиме» . [4] Газета утверждает, что представляет 32 еврейские рабочие ассоциации. [5]

Спикеры, связанные с группой, совершили поездку по Восточному побережью и Среднему Западу с целью сбора средств для новой газеты. Временное периодическое издание Der Morgenshtern («Утренняя звезда») выходило с января по июнь 1890 года под редакцией врача Аббы Бреславского. Вскоре после Der Morgenshtern 4 закрытия журнал Fraye Arbeter Shtime впервые вышел июля 1890 года в Нижнем Ист-Сайде , который продолжал выходить еженедельно в течение почти 90 лет. [5]

Историк Пол Аврич описал функции газеты как разнообразные: «рабочая газета, журнал радикальных взглядов, литературный журнал и народный университет». [5] Его освещение варьировалось от переведенных эссе Иоганна Моста и Петра Кропоткина до идишских стихов о социальных условиях и переработанных переводов основных естественнонаучных, социальных и литературных текстов, включая » Карла Маркса и «Капитал « Ивана Тургенева » Накануне . [5] Газета также выступала центром еврейской радикальной деятельности. Группа проводила ежегодную декабрьскую конференцию, на которой социалисты и анархисты встречались, чтобы обсудить свои совместные движения, такие как позиции в отношении организованного труда и балов Йом Кипура . Французская анархистка Элизе Реклю посетила страну в 1891 году и призвала редакторов газет открыть либертарианскую школу. [6]

Роман Льюис стал Fraye Arbeter Shtime первым редактором после того, как британский социалист Моррис Винчевский отказался. [7] Льюис регулярно писал статьи, знал и идиш, и русский язык, был убедительным оратором и занимался сбором средств. [5] После короткого, шестимесячного пребывания в должности, в конце 1890 года он ушел в профсоюз плащников и к социалистам. [8] Вторым редактором был эссеист и переводчик Дж. А. Мэрисон , один из немногих пионеров свободы, хорошо владеющих английским языком. Третьим был Дэвид Эдельштадт , изготовитель бутоньерок из Цинциннати и один из первых идишских поэтов труда, публиковавшихся в журналах Varhayt и Der Morgenshtern . Он покинул редакцию в конце 1891 года после того, как заболел туберкулезом и переехал на запад в поисках лечения. Он продолжал присылать в газету свои стихи до своей смерти год спустя. Гиллель Солотаров и Моше Кац , которые позже перевели анархистскую классику. После этого редакторами стали [8]

Первые годы публикации газеты были связаны с финансовыми проблемами. Прежде всего, у основной аудитории — обедневших рабочих — было мало денег. Газета приостановила печать во время спора о заработной плате наборщиков, начавшегося в мае 1892 года. Позже в том же году Александра Беркмана известное покушение на Генри Клея Фрика разделило движение, поскольку некоторые анархисты покинули движение, чтобы осудить все формы терроризма. Когда почти год спустя спор о заработной плате завершился, Соединенные Штаты вступили в экономическую депрессию, панику 1893 года . К апрелю 1894 года группа Фрайе Арбетера Штиме снова прекратила производство, положив конец эпохе еврейского анархизма, поскольку «Пионеры свободы» и другие группы пришли в упадок или прекратили свое существование. [9] В эти годы покоя редакторы Fraye Arbeter Shtime помогли запустить ежемесячный культурный журнал Di Fraye Gezelshaft . [10]

Пять лет спустя Фрайе Арбетер Штиме возобновил публикацию в октябре 1899 года, и вместе с ней возродился еврейский интерес к анархизму. [11] Ее новый редактор Саул Яновский проработал до 1919 года, периода расцвета как газеты, так и еврейского анархистского движения. [10] Это также был период стабильности для газеты: до Первой мировой войны ее читательская аудитория превышала 20 000 человек . Собственная колонка Яновского пользовалась популярностью благодаря своему остроумию, и он отбирал множество талантливых писателей со свежими взглядами. Помимо Кропоткина, Моста и Солотарова редактор добавил Рудольфа Рокера , Макса Неттлау , Эмму Гольдман , Вольтерину де Клер и Авраама Фрумкина . В газете публиковались переводы произведений культуры (например, Хенрика Ибсена , Оливии Шрайнер , Оскара Уайльда ) и произведений крупных идишских писателей (например, Аврома Рейзена , Х. Лейвика ). Этот выбор сделал газету читабельной и привлекательной для читателей на идиш. [12] Движение также ушло от ревностных 1880-х и 1890-х годов, когда социальная революция казалась неизбежной, а пропаганда ее действий была оправданной. Яновский выступил против терроризма и рассматривал анархизм как философию братства, сотрудничества и достоинства, а газета придерживалась поэтапного подхода к реформам в пользу либертарианских школ и кооперативных союзов. в 1901 году Уильяма Мак-Кинли В то время как убийство анархистом взволновало Яновского, Фрай Арбетер Штиме частично пострадал от последствий, когда разъяренная толпа разгромила офисы газеты и физически напала на ее редактора. Кроме того, евреи-анархисты также смягчили свою антирелигиозную конфронтацию, чтобы она была менее выраженной, а некоторые из них приняли сионизм после кишиневского погрома . [13]

Особое внимание газета уделила выдающемуся анархисту Петру Кропоткину, который пользовался особой популярностью среди американо-еврейских анархистов. [14] Фрайе Арбетер Штиме подготовил приложение с фотографиями из своего второго лекционного тура по США в 1901 году, но Кропоткин потребовал отменить его и не превращать себя в икону. Газета вместе с «Матерью-Землей » Эммы Гольдман также запланировала празднование 70-летия Кропоткина в Карнеги-холле в 1912 году. Специальный выпуск Fraye Arbeter Shtime освещал жизнь и мысли Кропоткина. [15] Газета также последовала за Кропоткиным в поддержке союзников в Первой мировой войне , будучи единственным крупным американским анархистским изданием, сделавшим это. [16]

Яновский ушел с Fraye Arbeter Shtime поста редактора в 1919 году после того, как встал на сторону Ленина в дебатах по поводу большевистской революции . К этому моменту анархизм начал новый упадок, который на этот раз не восстановился. Депортации после Первой мировой войны и русская революция потянули рабочих в Россию и коммунизм, а новобранцев стало меньше из-за иммиграционных ограничений и старения анархистов старшего возраста, чьи дети ассимилировались в американском обществе. [17] Подписка на «Фрайе Арбетер Штиме» сократилась, и газета вернулась в свое прежнее тяжелое положение. Никакой редакционной комиссии не было у руля. Новая еврейская анархистская федерация, образованная в 1921 году, организовывала общественные мероприятия и собирала деньги со всего континента, чтобы восстановить стабильность газеты к середине 1920-х годов. [18]

Джозеф Коэн сменил Яновского на посту редактора в 1923 году. Газета сохранила прежнее журналистское качество и оставалась основным источником информации об американских и международных анархистских движениях. Вскоре в газете появился англоязычный раздел для читателей, не привыкших к идиш. Они также выпускали специальные приложения, юбилейные выпуски, а также англоязычные книги и брошюры Неттлау и Беркмана. [18] Беркмана, Выдержки из книги, которая впоследствии стала анархистской «Азбукой анархизма» первоначально были опубликованы в газете. [19] Коэн основал Мичиганскую колонию Санрайз в 1932 году, оставив Фрай Арбетер Штиме комитету, состоящему из Яновского, Фрумкина и Майкла Кона. психоаналитик и полиглот Марк Мрачный В период с 1934 по 1940 год газету редактировал . Он освещал гражданскую войну в Испании с исключительным интересом, но был разочарован поражением республиканцев, покинул газету и анархистское движение. [20] К 1930-м годам еврейское анархистское движение стало более примирительным и менее революционным. Газета поддерживала хорошие отношения с другими социалистическими еврейскими профсоюзами, которые также подписывались, помогали в сборе средств и давали рекламу во время больших трудовых праздников. [21]

Со временем еврейские гетто и некоторые надежды на революцию угасли. Читательская аудитория продолжала снижаться, и Fraye Arbeter Shtime перешел от еженедельного к двухнедельному, а затем к ежемесячному. К 1970-м годам ее тираж упал ниже 2000 экземпляров. Газета прошла через нескольких редакторов: Германа Франка, Соло Линдера и Исидора Висоцкого. В 1975 году типограф Арн Торн стал редактором и куратором газеты, которая снова заняла лидирующие позиции в мире идиша, публикуя статьи на такие темы, как экономика, международные отношения, труд и литература. Но эти успехи были недолгими. По мере того как население, говорящее на идиш, поседело, многие еврейские анархистские организации распались. Fraye Arbeter Shtime провела свой последний ежегодный банкет в середине 1977 года и опубликовала свою последнюю статью в декабре. [22]

Спустя 87 лет Fraye Arbeter Shtime вошел в число старейших анархистских журналов в мире. [2] и была последней анархистской газетой на иностранном языке в Соединенных Штатах. [22] К моменту последнего выпуска 4 декабря 1977 г. [23] Fraye Arbeter Shtime была старейшей идишской газетой в мире. [5] Историк Пол Аврич описал эту группу как играющую жизненно важную роль в еврейско-американской трудовой истории и поддерживающую высокий литературный стандарт, опубликовавшую наиболее прославленных писателей и поэтов идишского радикализма. [5] С Фрайе Арбетером Штиме началось еврейское анархистское движение в Америке. [22]

Документальный фильм Pacific Street Films 1980 года «Свободный голос труда: еврейские анархисты» освещает последний год публикации газеты. [24]

  1. ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 177.
  2. ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 180.
  3. ^ Аврич 1988 , стр. 179–180.
  4. ^ Аврич 1988 , с. 182–183.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Аврич 1988 , с. 184.
  6. ^ Аврич 1988 , стр. 185–186.
  7. ^ Аврич 1988 , стр. 183–184.
  8. ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 185.
  9. ^ Аврич 1988 , с. 186.
  10. ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 187.
  11. ^ Аврич 1988 , стр. 186–187.
  12. ^ Аврич 1988 , с. 188.
  13. ^ Аврич 1988 , с. 189.
  14. ^ Аврич 1988 , стр. 192–193.
  15. ^ Аврич 1988 , с. 193.
  16. ^ Корнелл, Эндрю (2016). Неуправляемое равенство: анархизм США в двадцатом веке . Издательство Калифорнийского университета. п. 57 . ISBN  978-0-520-96184-5 .
  17. ^ Аврич 1988 , с. 194.
  18. ^ Jump up to: а б Аврич 1988 , с. 195.
  19. ^ Беркман, Александр (2003). Что такое анархизм? . АК Пресс. п. viii. ISBN  1-902593-70-7 .
  20. ^ Аврич 1988 , с. 197.
  21. ^ Аврич 1988 , с. 196.
  22. ^ Jump up to: а б с Аврич 1988 , с. 198.
  23. ^ «Старейшая идишская газета в США умирает», Los Angeles Times , 5 декабря 1977 г., pI-19
  24. ^ Рубинштейн 1980 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Фрайе Арбетером Штиме, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51e4ccb26bb0ef4d9dbbb458ea531bf1__1720884540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/f1/51e4ccb26bb0ef4d9dbbb458ea531bf1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fraye Arbeter Shtime - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)