Х. Лейвик
Х. Лейвик ( идиш : ה. לײװיק; псевдоним Лейвик Халперн , [ 1 ] 25 декабря 1888 — 23 декабря 1962) — писатель на языке идиш , известный своей «драматической поэмой в восьми сценах» 1921 года « Голем » . Он также написал множество весьма политических, реалистических пьес, в том числе «Магазин» . Он взял псевдоним Лейвик, чтобы его не путали с Мойше-Лейбом Гальперном , другим выдающимся поэтом на идише. [ 2 ]
Ранняя жизнь и тюремное заключение
[ редактировать ]Лейвик родился в Червене , Беларусь , был старшим из девяти детей. Его отец был преподавателем идиша для молодых слуг. Лейвик вырос в традиционной еврейской семье и посещал ешиву несколько лет - опыт, который ему совершенно не нравился и который он изобразил в своей драматической поэме «Цепи Мессии». Лейвик вступил в Еврейский Бунд до или во время русской революции 1905 года . Влияние организации помогло убедить Лейвика стать светским и сосредоточиться на идише, а не на иврите.
В 1906 году Лейвик был арестован российскими властями за распространение революционной литературы. Он отказался от любой юридической помощи во время суда и вместо этого произнес речь, осуждающую правительство:
Я не буду защищаться. Все, что я сделал, я сделал в полном сознании. Я член еврейской революционной партии Бунда и сделаю все, что в моих силах, чтобы свергнуть царское самодержавие , его кровавых приспешников и вас в том числе.
Лейвик, которому тогда было всего восемнадцать, был приговорен к четырем годам принудительных работ и постоянной ссылке в Сибирь . Его тюремные годы прошли в Санкт-Петербурге , Москве и Минске , где он написал «Цепи Мессии». В марте 1912 года его пешком отправили в Сибирь, путешествие длилось более четырех месяцев. В конце концов Лейвик был тайно вывезен из Сибири при помощи еврейских революционеров в Америке и отплыл в Америку летом 1913 года.
Подняться к славе
[ редактировать ]К началу 1920-х годов Лейвик писал стихи и драмы для нескольких ежедневных газет на идише, в том числе для коммунистической «Morgen Freiheit» . С 1936 года и до своей смерти он регулярно писал для Der Tog . Он также активно работал редактором, работая с коллегой-писателем Джозефом Опатошу над исчерпывающей серией антологий на идиш. Лейвик был связан с Ди Юнге , группой авангардных американо-идишских поэтов, которые восхваляли идиш за его художественные и эстетические возможности, а не просто за средство распространения радикальной политики среди иммигрантских масс. В состав Ди Юнге входили такие известные личности, как Мойше-Лейб Гальперн и Мани Лейб. [ 3 ] Большую часть своей жизни Лейвик проработал вешалкой обоев, одновременно занимаясь писательством.
Стиль Лейвика был неоромантическим и отличался глубоким апокалиптическим пессимизмом в сочетании с почти наивным интересом и стремлением к мистическим и мессианским темам, которые постоянно появлялись в его произведениях, особенно в «Големе» , изображавшем еврейского Мессию и Иисуса Христа как представителей мирное искупление, но его прогнал Махарал Праги и его жестокий Голем , который в конечном итоге буйствовал по улицам Праги, ранив большое количество людей, как евреев, так и христиан. В «Големе» Лейвик одновременно осудил любые попытки исцелить мир посредством насилия, но также подчеркнул ошибочность и бессилие всех потенциальных Мессий. Стихотворение было широко истолковано как тонко завуалированная критика большевистской революции и вызвало критику Лейвика со стороны Советского Союза и коммунистических идишистов. Лейвик перестал писать для коммунистических газет в 1929 году после того, как они публично поддержали арабские беспорядки в Палестине, и разорвал все связи с левыми после Пакт Молотова-Риббентропа 1939 года.
В произведениях Лейвика также отражены его глубокие детские раны, нанесенные жестоким отцом, неприятный опыт общения с ортодоксальным иудаизмом, а также годы тюремного заключения. Собственные страдания Лейвика сильно повлияли на страдания его поэтических персонажей, приняв почти мифические масштабы и потребовав столь же грандиозных актов искупления. Многие из его стихов были посвящены темам болезни или изгнания, а его более реалистичные произведения часто были созданы в потогонных мастерских, подобных тем, в которых Лейвик работал, будучи новым иммигрантом в Филадельфии . Работы Лейвика нашли большой отклик у идишской публики и помогли ему стать одним из самых выдающихся идишских поэтов в мире.
Наследие
[ редактировать ]Дом Лейвика , названный в честь Х. Лейвика, представляет собой трехэтажное здание в Тель-Авиве, основанное в 1970 году. Оно служит офисами Ассоциации идишских писателей и журналистов в Израиле, Издательского дома Х. Лейвика и Израильского центра Идишская культура. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О национальном месяце поэзии. Архивировано 30 апреля 2007 г. в Wayback Machine , Национальный центр книги идиш. Доступ онлайн с 10 апреля 2007 г. На странице также содержится стихотворение Лейвика (ייִדישע פּאָעטן [«Поэты на идише»]) и ссылки на запись, где Лейвик читает это стихотворение.
- ^ «Дом – МЕТ Групп» . Мет.ком . Проверено 15 июня 2014 г.
- ^ [1] Архивировано 28 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Дом Лейвика
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Малка, Джефф. «Идишский поэт Х. Лейвик» . Игумен СИГ, JewishGen, 2000 г.
- Песенный текст на идише и английском языке Un a yingele vet zey firn (И маленький мальчик поведет их) (аранж. А. Кнапп) Наксос.
- Биография Х. Лейвика в «Идиш Лексиконе».
- Полное собрание сочинений Х. Лейвика - Центр книги идиш
- 1888 рождений
- 1962 смертей
- бундовцы
- Американские драматурги и драматурги еврейского происхождения
- Поэты на языке идиш
- Драматурги и драматурги, говорящие на идише
- Идиш театр
- Белорусские евреи ХХ века
- Американский народ белорусско-еврейского происхождения
- Поэты 20 века
- Драматурги и драматурги XX века
- Американские евреи 20-го века
- Эмигранты из Российской империи в США