Daniil Novomirskii
Daniil Novomirskii | |
---|---|
Даниил Новомирский | |
Рожденный | Yakov Isaevich Kirilovskii 1882 |
Умер | в. 1936 | ( 1936-00-00 )
Политическая партия | Коммунистическая партия России (1919–1921) |
Другие политические принадлежность | Южнорусская группа анархо-синдикалистов (1905–1907) |
Движение | Анархо-синдикализм |
Часть серии о |
Анархо-синдикализм |
---|
![]() |
Яков Исаевич Кирилловский ( русский : Яков Исаевич Кирилловский ; 1882- ок. 1936 ), широко известный под псевдонимом Даниил Новомирский ( русский : Даниил Новомирский ), был украинским еврейским анархо-синдикалистом . Ведущий деятель украинского синдикалистского движения, Новомирский подверг резкой критике террористическую тактику анархо-коммунизма и оппортунизм социал -демократии . Популярность его Южно-русской группы анархо-синдикалистов среди рабочих по всей Украине росла, но она была подавлена после революции 1905 года , а сам Новомирский был заключен в тюрьму. После революции 1917 года он стал заметным анархистским сторонником Коммунистической партии России , хотя позже он разочаровался в реализации ею новой экономической политики . Он и его жена исчезли в ГУЛАГе во время Великой чистки .
Биография
[ редактировать ]Яков Исаевич Кириловский родился в украинской еврейской семье в 1882 году. [1] Под псевдонимом Даниил Новомирский (буквально «Человек Нового Света») на рубеже 20-го века он присоединился к зарождающемуся украинскому анархистскому движению . [2]
Революционный активизм
[ редактировать ]После начала русской революции 1905 года он переехал в Одессу и установил контакты с местной анархо-коммунистической группой. Он быстро разочаровался в пропаганде терроризма как образа жизни , который, по его мнению, оттолкнет рабочий класс от его дела. Новомирский позже вспоминал, что во время лекции, которую он читал от имени группы в Одесском университете , студенты с удивлением узнали, что анархисты обладают последовательным мировоззрением, поскольку раньше они считали себя «просто другим видом погромщиков». [1] Хотя его антигосударственная и антикапиталистическая политика была хорошо принята публикой, его убрали со сцены в пользу лидера группы Лазаря Гершковича , которого он изобразил фанатиком , который продолжал скандировать слова «Грабь, режь, бей». , к удовольствию студентов. [3]
В декабре 1905 года Новомирский сам стал свидетелем взрыва «Черным знамя » кафе «Либман» в Одессе, отметив негативную реакцию рабочих в толпе, некоторые из которых полагали, что это была работа провокаторов . [4] Новомирский предупредил, что, если анархисты будут продолжать применять такую тактику, они только оттолкнут массы. [5] и их члены закончатся как казненные лидеры «Народной воли» . Вместо этого он призвал анархистов проводить агитацию на фабриках и организовывать профсоюзы , которые сами были бы способны осуществлять «экономический террор» против буржуазии в форме забастовок , бойкотов и экспроприаций . [6]
Вскоре Новомирский стал ведущей фигурой синдикализма в Российской империи. Он отличался от французских синдикалистов, считая, что необходима новая модель синдикализма, отвечающая конкретным условиям Восточной Европы. [7] Собравшаяся вокруг него группа стала называть себя « анархо-синдикалистами », чтобы подчеркнуть не только свой анархистский характер, но и свое отличие как от французских «революционных синдикалистов», так и от анархо-коммунистов. [8] В Одессе Новомирский основал Южно-русскую группу анархо-синдикалистов. Группа привлекла в свои ряды украинских фабричных рабочих, моряков и докеров в Одессе, а также пекарей и портных в Екатеринославе и даже установила связи с анархистами в Москве . Его «организационная комиссия» была создана как исполнительный орган для координации местных группировок, а «боевой отряд» был создан для сбора средств для группы. Усилия Новомирского оказались настолько успешными, что он убедил Иуду Гроссмана , что «Бог, если он существует, должен быть синдикалистом». [9]
Но постепенные методы анархо-синдикалистов в конечном итоге были вытеснены их коллегами-террористами, а грабежи, взрывы и убийства стали обычным явлением в этот период. [10] В ходе репрессий, последовавших за революцией, в Одессе судили и заключили в тюрьму дюжину анархо-синдикалистов. [11] Сам Новомирский был среди арестованных и заключенных в исправительно-трудовые лагеря. [12] Линию несуществующей Южно-русской группы анархо-синдикалистов Новомирского подхватила анархо-синдикалистская газета « Голос труда » под редакцией Григория Максимова , Ефима Ярчука и Николая Доленко . [13]
После революции
[ редактировать ]После Февральской революции 1917 года Новомирский был освобожден из исправительно-трудового лагеря, в котором он находился более десяти лет. [14] Наряду с Иудой Гроссманом , Александром Ге , Биллом Шатовым и Анатолием Железняковым , Новомирский стал ведущим голосом «советских анархистов» и заявил о своей поддержке большевистского правительства. [15] Новомирский вступил в Коммунистическую партию и был назначен официальным лицом зарождающегося Коммунистического Интернационала . [16] После серии рейдов ЧК против анархистов летом 1918 года члены « Черной гвардии» рассматривали планы по захвату контроля над Москвой, но их отговорили Новомирский и Алексей Боровой . [17]
Новомирский разочаровался в Коммунистической партии из-за проведения новой экономической политики (НЭП), которую он рассматривал как обращение вспять завоеваний революции. Он вышел из партии и посвятил себя научной деятельности, работая автором Большой советской энциклопедии . [18] Во время Великой чистки в 1936 году Новомирский и его жена были арестованы и впоследствии исчезли в ГУЛАГе в Сибири . [19]
Политическая мысль
[ редактировать ]Синдикализм
[ редактировать ]Новомирский предложил, чтобы профсоюзы выполняли двойную роль: боролись за улучшение условий труда и одновременно готовили рабочих к социальной революции , в которой профсоюзы будут выступать в качестве ядра постреволюционного общества. Он считал, что «революционное меньшинство» просвещенных рабочих может выступать в качестве лидеров – но не командиров – революционного движения, ставя перед собой задачу предотвратить захват профсоюзов «оппортунистическими» социалистическими политиками и объединить их профсоюзы в «Революционную общенациональную организацию». Российский Союз Труда». [20] Новомирский отличался от других анархо-синдикалистов отказом от вестернизации и предостережением от копирования западноевропейских моделей тред-юнионизма в Российской империи. [21]
Антитерроризм
[ редактировать ]Новомирский публично критиковал террористическую тактику , пропагандируемую другими анархистскими школами. Он осудил практикующих « пропаганду дела » и повстанческие организации, такие как « Черное Знамя» , поскольку считал, что революционные изменения могут быть осуществлены только массами, а не небольшими изолированными повстанческими группами. [2] Несмотря на эту критику, его собственная анархо-синдикалистская группа содержала «боевой отряд», который совершал ограбления банков и использовал средства для публикации своей литературы, а некоторые даже производили бомбы и открыто пропагандировали терроризм. [22] Новомирский оправдывал эту непоследовательность тем, что их действия приносили пользу всему движению, что отличало его от практиков «бесмотивного террора». Его критику террористической тактики подхватил российский синдикалист Максим Раевский , который также раскритиковал « Черное знамя» и вместо этого призвал к «организованной армии комбатантов». [23]
Антиинтеллектуализм
[ редактировать ]Новомирский также критиковал интеллектуализм внутри синдикалистского движения, осуждая теоретиков-синдикалистов, которые никогда в жизни не работали, за то, что они «ставят абстрактные идеи выше живых людей». [24] Опираясь на антиинтеллектуализм Михаила Бакунина и Яна Вацлава Махайского , он предостерег от растущего влияния социал-демократии , которую он считал идеологическим выражением интеллигенции , а не рабочего класса. Подтвердив, что социальная революция уничтожит государство и капитализм, он также заявил, что ей придется отменить «монополию на знание» интеллигенции. [25] Он предостерег рабочих от поиска «спасителей» среди высших классов, полагая, что «освобождение рабочих должно быть задачей самого рабочего класса». [26]
Избранные произведения
[ редактировать ]- "Programma iuzhno-rossiiskoi gruppy Anarkhistov-Sindikalistov" (1906)
- "Iz programmy sindikal'nogo anarkhizma" (1907)
- "Pis'mo iz Rossii" (1907)
- " Tolko Dusha " (1920)
- "Anarkhicheskoe dvizhenie v Odesse" (1926)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Shtakser 2017 , p. 85.
- ^ Jump up to: а б Аврич 1971 , с. 61.
- ^ Штаксер 2017 , стр. 85–86.
- ^ Аврич 1971 , стр. 61–62; Штаксер 2017 , с. 86.
- ^ Аврич 1971 , стр. 61–62; Штаксер 2017 , стр. 86–87.
- ^ Аврич 1971 , стр. 61–62.
- ^ Аврич 1971 , с. 77.
- ^ Аврич 1971 , с. 77н11.
- ^ Аврич 1971 , с. 78.
- ^ Аврич 1971 , с. 63.
- ^ Аврич 1971 , с. 68н120.
- ^ Аврич 1971 , стр. 70–71.
- ^ Аврич 1971 , стр. 191–192.
- ^ Аврич 1971 , стр. 123–124.
- ^ Аврич 1971 , стр. 200–201.
- ^ Аврич 1971 , с. 199.
- ^ Аврич 1971 , с. 188.
- ^ Аврич 1971 , стр. 244–245.
- ^ Аврич 1971 , с. 245.
- ^ Аврич 1971 , стр. 77–78.
- ^ Аврич 1971 , с. 90н52.
- ^ Аврич 1971 , с. 62.
- ^ Аврич 1971 , стр. 62–63.
- ^ Аврич 1971 , стр. 110–111.
- ^ Аврич 1971 , с. 111.
- ^ Аврич 1971 , стр. 111–112.
Библиография
[ редактировать ]- Аврич, Пол (1971) [1967]. Русские анархисты . Принстон : Издательство Принстонского университета . ISBN 0-691-00766-7 . OCLC 1154930946 .
- Штаксер, Инна (2017). «Локализованное политическое насилие рабочего класса в черте оседлости России, 1906–1907». Студия иудаики . 20 (39): 77–104. дои : 10.4467/24500100STJ.17.004.7730 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д'Агостино, Энтони (2024). Борьба за советское наследство: кремленология и русский вопрос от Ленина до Горбачева . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1040005637 .
- Гудвин, Джеймс (2007). «Русский анархизм и большевизация Бакунина в ранний советский период». Критика . 8 (3): 533–560. дои : 10.1353/kri.2007.0035 . ISSN 1538-5000 . S2CID 154662742 .
- Хеммер, Джефф (2005). Какова была роль анархистов в русской революции? (PDF) (Диссертация). Абердинский университет.
- Шац, Маршалл С. (1970). «Махаевцы и русское революционное движение». Международное обозрение социальной истории . 15 (2): 235–265. дои : 10.1017/s0020859000003837 .
- Торп, Уэйн (2010). «Синдикалистская семья». В Бантмане, Констанс; Берри, Дэйв (ред.). Новые перспективы анархизма, труда и синдикализма: индивидуальное, национальное и транснациональное . Издательство Кембриджских ученых. стр. 16–43. ISBN 978-1-4438-2393-7 .
- Уильямс, Берил (2005). «1905 год: вид из провинции». В Смеле, Джонатан Д.; Хейвуд, Энтони (ред.). Русская революция 1905 года . Рутледж . стр. 34–54. ISBN 978-0-4156-5413-5 .