Оппортунизм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Оппортунизм — это практика использования обстоятельств в своих целях, без особого внимания к принципам и последствиям для других. Оппортунистические действия — это целесообразные действия, руководствующиеся прежде всего корыстными мотивами. Этот термин можно применять к отдельным людям и живым организмам, группам, организациям, стилям, поведению и тенденциям.
Оппортунизм или «оппортунистическое поведение» — важное понятие в таких областях исследования, как биология , экономика трансакционных издержек , теория игр , этика , психология , социология и политика .
Определения
[ редактировать ]Оппортунизм — это сознательная политика и практика использования обстоятельств. [1]
Хотя во многих обществах оппортунизм часто имеет сильный негативный моральный подтекст , его также можно определить более нейтрально как ставить личные интересы выше других интересов, когда есть возможность сделать это, или как гибкую адаптацию к меняющимся обстоятельствам для максимизации собственных интересов (хотя обычно таким образом, который отрицает какой-либо ранее соблюдаемый принцип).
Оппортунизм иногда определяют как способность извлекать выгоду из ошибок других: использовать возможности, созданные ошибками, слабостями или отвлечением внимания оппонентов, в свою пользу. [2]
Реалистичный или практический подход к проблеме может включать в себя «слабые» формы оппортунизма. Ради того, чтобы сделать что-то, что сработает или успешно решит проблему, ранее согласованный принцип сознательно ставится под угрозу или игнорируется – с оправданием, что альтернативные действия в целом дадут худший эффект.
При выборе или использовании возможностей человеческий оппортунизм, скорее всего, возникнет там, где: [3]
- Люди могут получить максимальную выгоду с наименьшими затратами для себя.
- Соответствующий внутренний или внешний контроль за их поведением отсутствует.
- Людей заставляют выбирать и действовать.
Критика оппортунизма обычно относится к ситуации, когда убеждения и принципы подвергаются проверке или оспариванию.
Человеческий оппортунизм не следует путать с «поиском возможностей» или «использованием возможностей, когда они возникают». Оппортунизм относится к определенному способу реагирования на возможности, который включает в себя элемент корысти и игнорирования соответствующих (этических) принципов, или намеченных или заранее согласованных целей, или общих интересов группы. [4]
Однако бизнесмены иногда переопределяют оппортунизм просто как «теорию открытия и использования возможностей». [5] Согласно этому новому определению, «оппортунизм» является эвфемизмом слова «предпринимательство».
Этимология
[ редактировать ]В начале XIX века термин «оппортунист» как существительное или прилагательное уже был известен и использовался в нескольких европейских языках, но первоначально он редко относился к политическим процессам или политической тенденции. Английский термин «оппортунизм», возможно, первоначально заимствован из итальянского выражения « opportunismo » . В итальянской политике XIX века это означало «использование преобладающих обстоятельств или возможностей для получения немедленного преимущества для себя или своей группы». [6] Однако более вероятно, что английское выражение было непосредственно заимствовано из французского термина, когда оно стало относиться именно к оппортунистам-республиканцам , поскольку термин впервые вошел в английский язык в начале 1870-х годов. [7] В этом смысле значение «оппортунизма» видоизменилось: от тех, кто утверждал, что защищает принцип (в первоначальном французском случае амнистия для коммунаров ), но говорили, что время еще не «подходящее», до того, что можно подумать о как и наоборот – тех, кто действует беспринципно. [8]
На латыни ; opportunus означает удобный или благоприятный ( opportunitas = возможность) само слово представляет собой сокращение ob portus («к гавани/входу») или oppositum portus («лицом к гавани/входу»).
Моральный подтекст
[ редактировать ]Как стиль человеческого поведения, оппортунизм имеет оттенок отсутствия честности или совершения чего-то, что не соответствует его характеру (непоследовательно). Основная мысль заключается в том, что ценой безудержного стремления к эгоизму является непоследовательность поведения. Таким образом, оппортунизм предполагает компромисс с теми или иными обычно поддерживаемыми принципами. Однако границу между «законным личным интересом» и «нежелательным (или антисоциальным) эгоизмом» может быть трудно определить; определение опирается на перспективу. [9]
Некоторые люди положительно относятся к оппортунистической позиции как к законному выбору. Так, британский консервативный государственный деятель Стэнли Болдуин , как говорят, пошутил: [10]
«Я лучше буду оппортунистом и буду плавать, чем идти на дно со своими принципами на шее» — Стэнли Болдуин [11]
В оппортунизме жизнь рассматривается как таящая в себе бесконечное количество возможностей, где образец реакции человека на каждый из них определяет его идентичность. Его также можно рассматривать как стремление реализовать или выразить определенные принципы. Однако моральная дилемма, подразумеваемая оппортунизмом, касается конфликта личных интересов с интересами других или следования принципу: либо делать то, что хочешь, либо делать «то, что правильно». Таким образом, по существу, оппортунизм относится к использованию возможностей корыстным, предвзятым или односторонним образом, который противоречит или контрастирует каким-то образом с одним или несколькими общими правилами, законами, нормами или принципами.
Тот факт, что корыстные действия вызывают этот конфликт, подразумевает, что тенденция использовать возможности для получения выгоды является чрезмерной или ненадлежащей , следствием чего является недостаток характера или отсутствие приличия. Следовательно, термин «оппортунизм» часто имеет уничижительный оттенок. Моралисты могут испытывать неприязнь к оппортунизму, поскольку оппортунизм предполагает нарушение моральных принципов.
Поведение человека
[ редактировать ]В человеческом поведении оппортунизм касается взаимосвязи между действиями людей и их основными принципами при столкновении с возможностями и проблемами. Оппортунист стремится получить личную выгоду, когда представляется возможность, ставя личный интерес выше какого-либо другого интереса, что противоречит либо ранее установленному принципу, либо другому принципу, который должен иметь более высокий приоритет . Поэтому оппортунистическое поведение обычно рассматривается как минимум как сомнительное или сомнительное и как максимум как неоправданное или совершенно нелегитимное. Оппортунизм считается нездоровым, расстройством или недостатком характера, если эгоистичное использование возможностей является явно антисоциальным (включает в себя игнорирование потребностей, желаний и интересов других). Однако ученые также могут рассматривать поведение как «оппортунистическое» без какой-либо конкретной моральной оценки или подразумеваемой (просто как тип корыстного поведения).
Социология и психология человеческого оппортунизма связана с изучением азартного поведения, а также того, какая мотивация и организационная культура при этом задействованы. Роль играют как элемент риска, так и возможность. Чтобы быть оппортунистом в поведении, человек или группа должны:
- отказаться идти на риск, который может уменьшить влияние, поддержку, богатство или популярность, даже если принятие риска соответствует принципам, которых придерживается человек или группа.
- пойти на риск с целью получения/сохранения влияния, поддержки, богатства или популярности, хотя такой риск несовместим с поддерживаемыми принципами.
- воспользоваться возможностью увеличить влияние, поддержку, богатство или популярность, хотя это и не соответствует отстаиваемым принципам.
- отказываться реагировать на возможность только потому, что реакция на нее может привести к потере влияния, поддержки, богатства или популярности, даже несмотря на то, что использование этой возможности на самом деле соответствовало бы принципам, которых придерживаются.
Таким образом, возможность, использованная в корыстных целях, сама по себе может существовать либо потому, что предпринимается действие, либо из-за преднамеренного бездействия (когда действие действительно должно было быть предпринято). Склонность к такому поведению во многом зависит от наличия или отсутствия таких личных качеств, как честность , моральные качества , личная проницательность или самосознание , личная гибкость и уравновешенность . Это также зависит от умения правильно оценивать последствия различных образов действий. Сильные эмоции и желания также могут играть роль, и многое может зависеть от того, насколько снисходителен человек, группа или организация (см. Снисходительное общество ). Эти факторы влияют на способность правильно знать, «где провести черту», и регулировать собственное поведение так, чтобы оно оставалось последовательным. Многое также зависит от убеждений людей о себе и мире, в котором они живут, а также от морального духа организации.
Мотив оппортуниста всегда включает в себя элемент эгоизма . [12] С психологической точки зрения из этого следует, что оппортунизм всегда предполагает базовую способность делать собственный выбор и действовать таким образом, чтобы служить собственным интересам. В свою очередь, это предполагает наличие хотя бы некоторой базовой самомотивации, внутреннего направления, изобретательности и свободы поведения; субъективно оппортунист должен, по крайней мере, уметь распознавать возможности и реагировать на них, когда они есть.
Восемь основных контекстов
[ редактировать ]Личности и убеждения формируются конкретной средой, в которой они формируются. Вполне вероятно, что возможности для оппортунистического поведения открываются в контекстах, где есть не только стимул к ним, но и где по каким-то причинам чрезвычайно трудно оставаться последовательным в поведении или где отсутствуют обычные ограничения на поведение. В этом случае оппортунистическое поведение, похоже, не имеет большого негативного эффекта или последствий, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, по сравнению с гораздо большей выгодой от его участия. В литературе упоминаются восемь основных контекстов:
- Власть : согласно лорда Эктона знаменитому изречению , «всякая власть развращает , а абсолютная власть развращает абсолютно». Если существуют только слабые санкции против беспринципного поведения, это создает условия, в которых может процветать оппортунистическое поведение, а если позиции людей очень неравны (с точки зрения власти, богатства, статуса, знаний или силы), существует вероятность того, что некоторые займут преимущество недостатка других.
- Преимущества : на распространенность оппортунистического поведения, вероятно, влияет представление о том, что отдача или преимущество от его участия перевешивают возможные недостатки или наказания. Оппортунизм облегчается, если ситуация позволяет действующему лицу присваивать выгоды или преимущества, которые можно получить от деятельности, себе, перекладывая при этом издержки, вину и недостатки на других. Это можно расценить как недобросовестную конкуренцию .
- Затруднения : на склонность к оппортунистическому поведению влияют общие жизненные ситуации , в которых находятся люди. Если собственная позиция сильна и надежна, быть оппортунистом может быть гораздо легче – потому что, если бы это привело к потерям и неудачам, эти потери и неудачи можно легко пережить, учитывая имеющиеся ресурсы. И наоборот, существование человека может быть настолько нестабильным, что ему «нечего терять», если он воспользуется любой доступной возможностью для получения собственной выгоды. Оппортунистическое поведение может быть самоусиливающимся : если оппортунизма много, то не быть оппортунистом самому будет означать, что конкуренты воспользуются этим, и, следовательно, люди могут быть вынуждены играть оппортунистическую роль в качестве защитной стратегии.
- Ресурсы : если новое золотое дно (обильно доступный ресурс или рынок) обнаружено, доступно или открыто, люди могут попытаться «захватить то, что могут», не обращая внимания на последствия для других, возможно, с мыслью, что, если они этого не сделают, воспользуются этой возможностью, это сделают другие (и если другие это сделают, это поставит их в невыгодное положение). Примерами могут служить золотая лихорадка и трагедия общин . В этом случае может способствовать оппортунистическому поведению, особенно если отсутствуют четкие правила распределения ресурса, или если неясно, кто на самом деле им владеет, или если невозможно обеспечить надлежащее использование. [13]
- Информация : оппортунизму способствует отсутствие соответствующей информации, знаний или осведомленности об интересах и ценностях, связанных с ситуацией или деятельностью, что затрудняет выявление и оценку всех последствий использования возможности. Это могло произойти из-за преднамеренной дезинформации . Личный интерес может преследоваться потому, что неясно или неясно, какие другие интересы поставлены на карту, или потому, что отсутствует общая мораль. Если ситуация такова, что общие правила отсутствуют, когда совершенно неясно, какое правило следует применять, или когда все очень неопределенно или хаотично, существует множество возможностей для оппортунистического поведения. [14]
- Конкуренция : в ситуации интенсивного конфликта , конкуренции или войны , [15] возможно, люди сделают все, чтобы выжить, победить, сохранить поддержку или защитить себя, не говоря уже о принципах, идеалах или убеждениях, которые у них были. Обычные законы и «правила игры» разрушаются, создавая новые возможности для тех, кто может ими воспользоваться.
- Осведомленность : если люди по той или иной причине заблуждаются относительно реальных последствий своих действий, они с большей вероятностью инициируют или оправдывают оппортунистическое поведение; если бы они были более осведомлены, это не происходило бы в такой же степени. Оппортунизм облегчается, если по какой-либо причине существует низкий уровень осознания того, что это происходит. Восприятие сильных и уязвимых сторон других и самого себя может играть важную роль.
- Успех : оппортунизм часто предполагает наличие очень сильного желания быть популярным, оказывать влияние или добиться успеха в получении прибыли. Эта мотивация может способствовать стремлению выиграть что-то «любыми необходимыми средствами», даже если это означает «срезать углы» и делать что-то, не согласующееся с соответствующими принципами. Если люди по какой-то причине мотивированы «сделать что-нибудь для достижения успеха», они с большей вероятностью будут проявлять оппортунистическое поведение именно по этой причине.
Пять основных организационных влияний
[ редактировать ]Оппортунистическое поведение также сильно зависит от организационного контекста, в котором оно происходит.
- Средства контроля : некоторые организации могут иметь кодекс поведения или набор правил, который затрудняет оппортунистическое поведение, поскольку политика организации устанавливает четкие и немедленные наказания за такое поведение. Другие организации могут быть настолько слабо структурированы и лишены контроля и санкций, регулирующих поведение, что оппортунизм становится почти неизбежным.
- Обоснование : многое зависит от того, действительно ли организация имеет принципиальную основу для своей деятельности (четко определенное, согласованное понимание взаимосвязи между целями и средствами их достижения). Не имея такой принципиальной основы, организация может постоянно пытаться компенсировать как оппортунистические ошибки, так и фракционные ошибки.
- Нормы и ценности : поведение, которое некоторые организации считают «оппортунистическим», может быть совершенно приемлемо в других или терпеться как нормальное. Иногда ожидания в отношении поведения четко выражены организацией с помощью формальных правил, доведенных до сведения ее членов. Иногда они являются лишь неявными и неформальными – возможно, потому, что формальные правила нелегко сформулировать или обеспечить соблюдение, или потому, что предполагается, что члены понимают и разделяют соответствующие нормы и ценности.
- Размер : как правило, чем больше организация с точки зрения членов, тем больше возможностей у ее членов для оппортунистического поведения, поскольку чем она больше, тем меньше отдельные члены практически способны сдерживать или контролировать поведение многих других членов. и тем больше вероятность того, что группы членов разовьют корыстные интересы, отклоняющиеся от заявленных целей организации. [16]
- Цель : простор для оппортунизма во многом зависит от характера и целей самой организации, а также от силы и честности ее руководства. Если, например, организация ставит перед собой задачу использовать риски и возможности с выгодой, то независимо от ее размера она склонна способствовать оппортунистическому поведению. С другой стороны, если цель организации состоит в тщательном сохранении положения дел или системы убеждений, это с гораздо меньшей вероятностью привлечет оппортунистов.
Использование термина в определенных областях
[ редактировать ]Профессиональный
[ редактировать ]В профессиональной этике концепция оппортунизма играет роль в определении критериев профессиональной честности. [17] При предоставлении услуги профессионал может иметь личную свободу действий (выбор или свободу действий) в отношении того, как предоставлять услугу. Профессионалы могут в значительной степени делать свои собственные суждения, интерпретации и решения относительно того, какой именно подход следует использовать – без явного правила, согласно которому они должны действовать определенным образом. Такая ситуация может быть использована в оппортунистических целях, противоречащих заявленной профессиональной этике. Следовательно, становится необходимым – ради сохранения профессиональной честности – разъяснить «руководящие нормы», определяющие границы приемлемой практики, или разделить роли таким образом, чтобы разные люди в организации могли эффективно проверять и контролировать то, что их коллеги действительно так делают («чтобы они были честными»).
Интеллектуальный
[ редактировать ]Термин «интеллектуальный оппортунизм» – стремление к интеллектуальным возможностям с эгоистическими, скрытыми мотивами, не согласующимися с соответствующими принципами – относится к определенным корыстным тенденциям человеческого интеллекта, часто с участием профессиональных производителей и распространителей идей, которые работают над формированием идей все время. время. Явление интеллектуального оппортунизма часто связывается его критиками с карьеризмом . Когда человеческие знания становятся предметом торговли на рынке идей, возникают всевозможные возможности для торгашества, мошенничества, торговли и сбыта информации способами, которые считаются беспринципными, сомнительными или предполагают тот или иной обман.
Интеллектуальный оппортунист адаптирует свои интеллектуальные интересы, занятия и высказывания так, чтобы «соответствовать тренду/моде», «соответствовать ситуации» или «тому, что продается» – с (скрытым) мотивом получения личной популярности/поддержки, защиты интеллектуальной последовательности, получение личного кредита, приобретение привилегий или статуса, убеждение других, снисхождение к себе, получение преимуществ или зарабатывание денег. Обычно это предполагает некоторую степень интеллектуальной гибкости, ловкости и убедительности.
Сексуальный
[ редактировать ]Сексуальный оппортунизм – это эгоистичное стремление к сексуальным возможностям ради них самих, когда они возникают, часто с негативным моральным подтекстом, заключающимся в том, что оно каким-то образом «использует» других людей или «эксплуатирует» их для достижения целей. сексуальные цели. Сексуальный оппортунизм иногда также определяют как использование сексуальных услуг в корыстных целях, совершенно не связанных с сексуальной активностью, и в этом случае использование сексуальной возможности является просто средством достижения совершенно другой цели, например, для продвижения по карьерной лестнице или получения статуса. или деньги . [18] Это можно принять или терпеть, или же можно критиковать, поскольку интересы других не принимаются во внимание должным образом.
В той степени, в которой чувства, желания, намерения, цели, интересы или нормы других людей не учитываются должным образом в стремлении к сексуальному удовлетворению, это противоречит тем или иным принципам надлежащего поведения и может включать обман или нечестность (например, например, преднамеренная эксплуатация сексуальной невинности ). В этом случае считается, что сексуальный оппортунист лишен сексуальной и/или личной неприкосновенности. В клиническом или научном смысле сексуальный оппортунизм часто прямо описывается как наблюдаемая сексуальная распущенность или наблюдаемая склонность к случайному сексу , независимо от мотива. [19]
Эволюционный
[ редактировать ]В теории эволюции «эволюционный оппортунизм» относится к определенной модели развития в истории вида. Поведение, культура или часть тела вида, которые давным-давно развились для выполнения определенной цели или функции, могут впоследствии пригодиться для совершенно иной положительной цели или функции, которая помогает виду выжить. [20] Таким образом, на новом этапе эволюции давно существующее поведение, культура или физическая характеристика могут отреагировать на совершенно новую возможность и приобрести новую роль. Оказывается, у него есть новые преимущества или потенциальные выгоды, которые виды ранее никогда не использовали – и, следовательно, вид сохраняет адаптацию, даже если первоначальная цель, которой он служил, давно исчезла.
Биологический
[ редактировать ]В биологии оппортунистический организм обычно определяется как вид, который может жить и процветать в изменяющихся условиях окружающей среды и поддерживать себя за счет ряда различных источников пищи или может быстро воспользоваться благоприятными условиями, когда они возникают, поскольку этот вид поведенчески изменчив. достаточно гибкий. Такие виды могут, например, откладывать размножение или оставаться в состоянии покоя до тех пор, пока условия не сделают возможным рост и размножение. В биологических дисциплинах оппортунистическое поведение изучается в таких областях, как эволюционная биология , экология , эпидемиология и этиология , где моральный или осуждающий подтекст не применяется (см. также оппортунистические патогены , оппортунистическое хищничество , форез и паразитизм ).
В микробиологии оппортунизмом называют способность обычно непатогенного микроорганизма действовать как патоген при определенных обстоятельствах. Условно- патогенные микроорганизмы (такие как бактерии , вирусы , грибы и простейшие ) — это микроорганизмы, которые при проникновении в организм хозяина могут вызвать инфекцию в организме хозяина, но вызывают настоящее заболевание только в том случае, если естественные защитные силы, резистентность или иммунная система организма человека вызывают заболевание. организма хозяина понижены (см. Оппортунистическая инфекция ). В макробиологии оппортунистическое поведение организма обычно означает, что он способен улавливать и использовать разнообразные возможности окружающей среды для выживания и роста. Если возникает одна-единственная возможность или потребность, организм может «импровизировать» ответ на нее, используя любые имеющиеся у него ресурсы, даже если то, что он может сделать, не является наилучшей возможной стратегией.
Некоторые животные также демонстрируют такое поведение при групповом поиске пищи. Другими словами, они пытаются оптимизировать потребление корма в своей семье. Например, у австралийской безжалостной пчелы Tetragonula Carbonaria несколько рабочих ищут область, полную богатых ресурсов, а затем активно набирают в этой области до тех пор, пока ресурсы не истощатся. [21]
Политический
[ редактировать ]Термин «оппортунизм» часто используется в политике и политологии , а также активистами, проводящими кампании за какое-либо дело. Политическая философия Никколо Макиавелли , описанная в «Государе», часто рассматривается как классическое руководство по оппортунистическим интригам. [22] Политический оппортунизм интерпретируется по-разному, но обычно относится к одному или нескольким из следующих понятий:
- политический стиль , направленный на увеличение своего политического влияния практически любой ценой, или политический стиль, который предполагает использование любой возможности для расширения политического влияния, когда бы такие возможности ни возникали.
- Практика отказа от некоторых важных политических принципов, которых придерживались ранее, или их компромисса в действительности в процессе попыток увеличить свою политическую власть и влияние.
- направление мысли или политическая тенденция, стремящаяся извлечь политический капитал из ситуаций с основной целью, заключающейся в получении большего влияния, престижа или поддержки, вместо того, чтобы по-настоящему склонить людей к принципиальной позиции или улучшить их политическое понимание.
- полагая, что за кулисами происходит гораздо больше работы по объединению альянсов, заключению пактов и подписанию соглашений ради какого-то дела.
- испытывая страдания по политическим причинам, без раскрытия в процессе реальных политических позиций и/или убеждений, с критикой или без нее. [23]
Обычно оппортунистическое политическое поведение критикуют за недальновидность или ограниченность взглядов. [24] Большинство политиков, по крайней мере, в некоторой степени являются «оппортунистами» (они стремятся творчески использовать политические возможности в своих интересах и вынуждены пробовать новые инициативы), но споры вокруг этой концепции касаются точной взаимосвязи между «использованием политической возможности» и политические принципы поддерживаемые . Термин «политический оппортунизм» часто используется в уничижительном смысле, главным образом потому, что он означает отказ от принципов или компрометацию политических целей. [25] Политическая честность обычно требует соответствующего сочетания принципиальных позиций и политической гибкости, которая обеспечивает морально последовательное поведение в конкретных обстоятельствах. Существует четыре основных источника политического оппортунизма: самоубийство (специфическая политическая методология, применяемая для поддержания или увеличения политического влияния), популизм , управление рисками и принцип «средства становятся целями».
Экономический
[ редактировать ]Не существует общепринятого общего научного определения или теории экономического оппортунизма; в литературе обычно рассматриваются только конкретные случаи и контексты. Рыночная торговля сама по себе не обеспечивает универсальной морали права , за исключением договорного и основных практических требований для совершения сделок, в то время как в то же время правовые нормы, какими бы точными они ни были сформулированы, не могут контролировать каждую деталь сделок и их интерпретацию (или последствия). этого. Поскольку экономический оппортунизм необходимо оценивать по какой-то соответствующей норме или принципу, разногласия по поводу того, какой должна быть эта норма или принцип, затрудняют общее определение. [26]
Рыночная торговля совместима с огромным разнообразием моральных норм, религий и политических систем, и сторонники свободного рынка утверждают, что именно в этом состоит его преимущество: люди могут выбирать свои собственные ценности, покупая и продавая по своему желанию в рамках базовых юридических норм. рамки, принятые всеми. [27] Люди обычно не торговали бы, если бы не рассчитывали получить от этого какую-то выгоду; тот факт, что они торгуют, обычно предполагает, по крайней мере, уважение основных прав стороны, с которой они торгуют. Тем не менее, прибыли или выгоды от торговой деятельности (и даже убытки), хотя и полностью законные, могут быть распределены очень неравномерно или способами, не предусмотренными предыдущими договоренностями, и, таким образом, обвинения в «экономическом оппортунизме» могут, тем не менее, возникнуть во многих различных ситуациях. [28] В этом случае соответствующие торговые обязательства (или гражданские обязательства) обычно считаются (полностью) выполненными или не соблюдаемыми в целях достижения экономических интересов. Жадность часто упоминается как основной мотив экономического оппортунизма. [29]
Гленн Р. Паркер [30] утверждает, что пятью наиболее обсуждаемыми примерами экономического оппортунизма являются:
- неблагоприятный отбор
- моральный риск
- эксплуатация в последний период, когда известно, что конкуренты или заинтересованные стороны не способны отреагировать на своевременно рассчитанное эгоистичное действие.
- отказ (в контрактах), когда договорное соглашение, обещание, намерение или понимание сделки не полностью соблюдаются стороной контракта по эгоистическим мотивам, потому что это возможно «сойти с рук» и/или потому что является стимулом для этого. [31]
- увиливание, связанное с какой-либо небрежностью или невыполнением ранее согласованных или подразумеваемых обязанностей (или ответственности) (см. также эффективную заработную плату ).
В экономике трансакционных издержек оппортунизм означает стремление к личным интересам с помощью хитрости, предполагающее своего рода преднамеренный обман и отсутствие моральных ограничений. Это может включать умышленное сокрытие или искажение важной деловой информации, увиливание (выполнение меньшего объема работы, чем было согласовано) или невыполнение формальных или неформальных обещаний и обязательств. Это происходит в торговой деятельности, особенно там, где правила и санкции отсутствуют и где оппортунистический игрок имеет огромную власть влиять на результат посредством позиции, которую он занимает на практике. Однако другие [32] утверждают, что это отражает узкий взгляд на экономический оппортунизм, поскольку существует гораздо больше способов, с помощью которых экономические субъекты могут воспользоваться эгоистическими преимуществами других экономических субъектов, даже если они не нарушают закон. [33] Критики оппортунизма также отмечают, что оппортунизм трудно уловить в эмпирических исследованиях. Люди вряд ли правдиво ответят на вопросы об оппортунизме, который делает «нелестные поведенческие предположения» о том, как люди ведут себя при совершении сделок. [34]
Теория игр
[ редактировать ]В теории игр оппортунизм касается противоречивых отношений между альтруистическим и корыстным поведением, когда различные виды общих и групповых интересов, существующих в ситуации, используются главным образом для получения личной выгоды. Если некоторые участники игры по каким-либо причинам оказываются в невыгодном положении, у других участников появляется возможность извлечь выгоду из этого факта, используя невыгодное положение других для улучшения своего собственного положения – в условиях, когда оба игрока конкурируют друг с другом. и сотрудничать в различных областях. В теории игр обсуждаются два классических случая, в которых часто участвует оппортунизм, — это проблема безбилетника и дилемма заключенного . [35] В этом теоретико-игровом смысле Пол Сибрайт определяет оппортунизм как «поведение тех, кто стремится получить выгоду от усилий других, ничего не внося при этом сам». [36] Теория игр может, например, моделировать последствия асимметрии информации , когда люди имеют неравный доступ к соответствующей информации, так что те, кто «знает», могут воспользоваться теми, кто «не знает».
С точки зрения теории игр, оппортунизм объективно является «проблемой», если преследование собственных интересов – в конфликте с другими интересами, поставленными на карту – приводит к нежелательным или нежелательным результатам для некоторых действующих лиц или большинства из них. Однако в принципе можно также привести примеры, когда оппортунистическое поведение непреднамеренно служит другим, более широким интересам (например, когда в своем стремлении извлечь из ситуации эгоистичную выгоду акторы-оппортунисты одновременно создают больше возможностей для других акторов – эффект «победителя» или «пищевой цепи»; см. также оптимальность по Парето ). Таким образом, в теории игр оппортунизм не определяется как всегда и всегда хороший или плохой по своей сути; это может быть и то, и другое. Однако обычно предполагается, что теоретик игр способен «стоять вне» различных изучаемых интересов, смотреть на ситуацию объективно – отстраненно, незаинтересованно, беспристрастно и непредвзято.
Кеннет Эрроу объясняет, что для эффективной работы рынкам необходимо доверие, но это доверие не может возникнуть спонтанно в результате рыночной деятельности:
«При рациональном анализе скажут, что выгодно быть заслуживающим доверия. Поэтому я буду заслуживать доверия, потому что мне это выгодно. Но на такой основе не так-то легко установить доверие. Если вы принимаете рациональное решение и вашим основным мотивом является личный интерес, то вы можете предать свое доверие в любой момент, когда это выгодно и в ваших интересах. Поэтому другие люди не могут доверять вам, чтобы существовало доверие. быть социальной структурой, основанной на мотивах, отличных от непосредственного оппортунизма». [37]
Социальные
[ редактировать ]Социальный оппортунизм относится к использованию возможностей социальных контактов только в корыстных целях или мотивах. Поскольку это всего лишь эгоистично, обычно подразумевается, что обязательства перед другими участниками данной социальной среды (полностью) не выполняются и не соблюдаются. Социальный оппортунист участвует в группе, сотрудничает с ней или общается с ней не в первую очередь потому, что он хочет «внести свой вклад», дать или поделиться чем-то с группой или потому, что он ценит принадлежность к ней как внутреннее благо, а только потому, что он хочет получить от участия какую-то выгоду для себя. Следовательно, участие оппортуниста по существу является лишь «средством», служащим какой-то другой, эгоистичной цели. С этим можно мириться в той мере, в какой эгоистические цели оппортуниста совместимы или не противоречат целям и намерениям группы. это может рассматриваться как нежелательное и нежелательное действие или даже как злоупотребление доверием или добросовестностью Если это не так, .
Группы, собрания, ассоциации или организации, действующие на основе добровольного или недобровольного объединения или в атмосфере взаимного доверия, могут предоставлять своим участникам ресурсы или контакты, которые:
- Предоставляется и делится только благодаря их сотрудничеству или нахождению вместе.
- При условии фактического участия в социальной среде.
Таким образом, чтобы использовать эти ресурсы или контакты для каких-то эгоистических целей, социальный оппортунист, как это ни парадоксально, обязательно должен получить доступ, присоединиться и участвовать в общественной жизни; нет другого способа получить доступ или извлечь то, что он хочет для себя. Некоторые социальные группы могут приветствовать социальных оппортунистов, потому что они могут выполнять полезную функцию или их можно убедить (возможно, под давлением группы) изменить свой образ жизни посредством участия. Другие социальные группы могут попытаться предотвратить социальный оппортунизм, устанавливая строгие предварительные условия участия, чтобы отпугнуть оппортунистов, или с помощью правил, запрещающих оппортунистическое поведение.
Марксистская теория
[ редактировать ]Карл Маркс не представил содержательной теории оппортунизма; Поскольку он использовал этот термин, он имел в виду тактику удобства или целесообразности, используемую в корыстных целях, включая тот или иной вид политического, экономического или интеллектуального трюка. Тем не менее, некоторые марксисты [ ВОЗ? ] утверждают, что теория капитализма Маркса действительно подразумевает содержательную теорию оппортунизма. [ сомнительно – обсудить ] Его главное утверждение состоит в том, что оппортунизм — это не просто отклонение или препятствие эффективному функционированию капитализма, но неотъемлемая и необходимая характеристика его ; Капиталистическая рыночная деятельность способствует всячески оппортунистическим движениям. Обычно выделяют пять видов факторов:
- Капиталистическое общество постоянно реорганизует структуру человеческого сотрудничества, так что люди все больше и больше производят вещи, которые им самим не нужны или которые являются избыточными по сравнению с их собственными потребностями и поэтому могут быть присвоены другими для личной выгоды. Это вызывает отчуждение и создает специфическую мотивационную структуру. Это способствует неспособности адекватно реагировать на нужды других, кроме как в форме корыстных компромиссов. [38]
- Хотя людям обязательно приходится сотрудничать, чтобы выжить, способы, которыми они это делают, весьма противоречивы и включают в себя « маски характера », поскольку существует также постоянная конкуренция между отдельными людьми, предприятиями и социальными классами за деньги, власть и престиж. У них у всех разные интересы, и они, скорее всего, воспользуются другими, когда почувствуют, что это им сойдет с рук. Это соревнование редко бывает равным . [39]
- Капиталистическое общество само основано на эксплуатации чужого труда и неравном обмене . Это становится возможным благодаря владению или контролю над активами, деньгами и кредитами, которые инвесторы используют для извлечения незаработанного дохода от работы других людей, которым приходится продавать свою трудоспособность, чтобы выжить. Это позволяет частным владельцам капитала требовать больше ресурсов, чем они сами произвели или внесли в общество. Владение собственностью вознаграждается все больше, а работа по ее созданию вознаграждается все меньше. [40]
- Регулируя все конфликтующие интересы и ценности, капиталистическое государство навязывает ограничения правовой системы, но эта правовая система разделяет моральную ценность и экономическую ценность на отдельные части, а также разделяет общественную и частную сферы. [41] Хотя формально все граждане рассматриваются как равные и свободные, на самом деле люди очень неравномерно расположены в отношении своего социального статуса, власти, знаний и богатства, а, следовательно, и своих свобод. Информационная асимметрия — это проблема не только торговли, она встречается во всех сферах жизни, и поэтому одни наживаются на невежестве других. [42]
- Капиталистическое общество само по себе бесцельно и аморфно в отношении целей человеческой жизни, лишено какой-либо общей, согласованной этики. Любой кандидат на такую этику, например на религию , имеет влияние ровно столько, сколько существует сила, способная ее утверждать, но даже в этом случае ее нормы постоянно противоречат на практике. Капитализм ставит человеческое развитие в зависимость от безудержного стремления к самообогащению. Это способствует развитию таких личных качеств, как эгоизм и эгоизм, когда люди пытаются «приватизировать достижения и социализировать потери». [43]
Взятые вместе, эти пять факторов мешают любому человеку или группе искренне и надолго примирить личные интересы с общими интересами, а это означает, что двойные моральные стандарты очень распространены. [44] В свою очередь, это создает общую среду, в которой может процветать оппортунизм – в том числе внутри социалистического движения. Фактически «оппортунизм» как политический термин стал широко использоваться среди марксистов, когда парламентарии от ведущей партии Второго Интернационала , Немецкой социал-демократической партии , проголосовали за военные кредиты, необходимые в начале мировой войны. Я. [45] Марксистские критики утверждали, что эта политика представляла собой полный отказ от социалистических принципов, особенно принципа антимилитаризма и международной солидарности рабочего класса . [46] С тех пор марксисты часто определяли оппортунизм как политику, которая ставит особые интересы выше интересов рабочего класса. [47]
Юридический
[ редактировать ]Юридический оппортунизм — это термин, придуманный в статье в Журнале бизнес-исследований в 2015 году для описания судебных разбирательств после IPO с целью возмещения потенциальных убытков после негативного развития событий на рынке акций, независимо от юридического обоснования иска. [48]
Духовный
[ редактировать ]Духовный оппортунизм относится к эксплуатации духовных идей (или духовности других, или духовного авторитета ): для личной выгоды, партийных интересов или эгоистических мотивов. Обычно подразумевается, что это в каком-то смысле беспринципно, хотя и не может причинить никакого вреда и не влечет за собой злоупотреблений. Иными словами, религия становится средством достижения чего-то чуждого ей, или же в религию проецируются вещи, ей не принадлежащие.
Если религиозный авторитет приобретает влияние на «сердца и умы» людей, верующих в религию, и, следовательно, может «задействовать» самые сокровенные и глубочайшие заботы верующих, он также может получить от этого огромную власть. Эту власть можно использовать в корыстных целях, используя возможности для улучшения положения религиозного авторитета или его сторонников в обществе. Это можно рассматривать как несовместимое с истинными намерениями религиозной веры или как проявление неуважения к духовной автономии других. Тогда «добросовестностью» людей пользуются таким образом, что это связано с каким-то обманом или какими-то сомнительными, эгоистическими мотивами.
Термин «духовный оппортунизм» также используется в смысле поиска подходящих духовных убеждений, заимствованных и собранных воедино каким-то образом, чтобы оправдать, осудить или «придать смысл» определенным способам поведения, обычно с каким-то партийным или скрытым мотивом. Возможно, это и не является оскорбительным, но часто вызывает критику или обвинения. [49] что данные духовные убеждения:
- не являются органичным, искренним или достоверным выражением реальной природы людей, которые их придумали.
- на самом деле не выражают суть жизни людей, а являются в некотором роде «искусственным дополнением».
- не имеют какой-либо более глубокой принципиальной основы и представляют собой скорее «эклектичную, корыстную смесь».
- созданы, чтобы служить партийным интересам, вопреки истинному смыслу убеждений.
Сторонники традиционных религий, таких как христианство , ислам , индуизм или буддизм, иногда жалуются, что люди (например, энтузиасты Нью-Эйдж ) ищут духовные убеждения , которые служат только им самим , что является формой «духовного оппортунизма». Такие жалобы часто бывают весьма противоречивыми, поскольку считается, что люди имеют право на свои собственные духовные убеждения (они могут не иметь этого права в той степени, в которой они социально исключены, если они не исповедуют определенные духовные убеждения, но они могут только подписаться «формально». или «внешне» им).
Духовный оппортунизм иногда относится также к практике обращения в свою веру своих духовных убеждений, когда возникает какая-либо возможность сделать это, с целью завоевать расположение или убедить других в превосходстве этих убеждений. В этом контексте духовный оппортунист может участвовать в различных действиях, которые сами по себе не связаны напрямую с духовными убеждениями, с конкретной целью убедить других в превосходстве своей собственной системы убеждений - фактически это может означать «покупку их поддержки».
См. также
[ редактировать ]- Бизнес-возможности
- Коррупция
- Просвещенный личный интерес
- Индивидуализм
- Бразильский путь
- Меритократия
- Альтернативные стоимость
- Позитивный учет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оппортунизм» .
- ^ Дональд Л. Лускин, «Оппортунизм Ньюта Бэйна - это возможность Митта». Wall Street Journal , 17 января 2012 г. [1]
- ^ «оппортунизм | экономика | Британника» . www.britanica.com . Проверено 23 марта 2022 г.
- ↑ Люк Джонсон , «Новый лексикон во славу капитализма», Financial Times , 25 октября 2011 г.
- ^ Шрага Ф. Биран, Оппортунизм: как изменить мир - одна идея за раз . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2011. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Саломоне, А. Уильям (октябрь 1962 г.). «Рисорджименто между идеологией и историей: политический миф о rivoluzione mancata» . Американский исторический обзор . 68 (1): 38–56. дои : 10.2307/1847182 . JSTOR 1847182 .
- ↑ Согласно Большой энциклопедии Ларусса , оппортунизмом называли осторожный реформизм и национализм французских республиканцев , которые выступали за умеренную политику по консолидации Третьей французской республики после изгнания монархистов . Французские оппортунисты не называли себя этим именем; скорее, этот термин использовался французскими радикалами для описания центристской и левоцентристской политики в стране. Возможно, этот термин был первоначально популяризирован Виктором Анри Рошфором, маркизом де Рошфор-Люсе , который использовал его в своей критике Леона Гамбетты .
- ^ «Мир, которого никогда не было: правдивая история интриганов, анархистов и секретных агентов», с. 153, Алекс Баттерворт, Винтаж, 2010 г., ISBN 9780099551928
- ^ Луиза Лукас и Эндрю Баундс, «Пенсионный шаг Unilever вызывает забастовку». Financial Times , 9 декабря 2011 г.
- ↑ , цитата приписывается Болдуину Согласно Словарю цитат Penguin , но точный источник неясен.
- ^ цитируется в книге Дэниела Сингера « Обречен ли социализм?» Значение Миттерана . Издательство Оксфордского университета, 1988, с. 189. Возможно, эта цитата отсылает к строке из « » Джона Мильтона , Потерянного рая согласно которой «Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах».
- Ум — это свое место, и в нем самом
- Может создать ад из ада, ад из рая.
- Какая разница где, если я останусь прежним,
- И кем я должен быть, почти меньше, чем он
- Кого Гром возвеличил? Здесь по крайней мере
- Мы будем свободны; Всевышний не построил
- Вот за свою зависть нас отсюда не прогонит
- Здесь мы можем править безопасно, и по моему выбору
- Царствовать стоит амбиций, хотя и в аду
- Лучше править в Аду, чем служить на Небесах. (Книга 1)
- ^ Бруннер, Отмар А. (2019). ячеловек . ООО Республика Писателей. п. 380. ИСБН 9781646200290 .
- ^ Борзу Дарагахи , «Ливия: Назад к старым плохим привычкам». Financial Times , 16 февраля 2012 г.
- ^ «Внезапная необходимость правительства обсудить законопроект о терроризме отдает оппортунизмом», The Globe and Mail , 22 апреля 2013 г. [3]
- ^ Фара Стокман, «Оппортунист войны». The Boston Globe , 13 декабря 2011 г. [4] Архивировано 2 апреля 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Богдан Мечковски, Дисфункциональная бюрократия: сравнительная и историческая перспектива . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки, 1991, стр. 37.
- ^ У Честера Барнарда есть глава, посвященная «теории оппортунизма» в его классической работе «Функции руководителя» (издательство Гарвардского университета, первоначально опубликовано в 1938 году).
- ^ Грэм Скамблер, «Стигма секс-работы: мигранты-оппортунисты в Лондоне». Социология , вып. 41, нет. 6 декабря 2007 г., стр. 1079–1096.
- ^ Тиммерманс, Элизабет; Ван ден Балк, январь (2018). «Случайные сексуальные сценарии на экране: количественный контент-анализ» . Архив сексуального поведения . 47 (5): 1481–1496. дои : 10.1007/s10508-018-1147-1 . ISSN 0004-0002 . ПМК 5954064 . ПМИД 29589163 .
- ^ Майкл Руз, Оксфордский справочник по философии биологии . Издательство Оксфордского университета, 2008, с. 199.
- ^ Бартаро, Т. (1996). «Пищевое поведение Trigona Carbonaria (Hymenoptera: Apidae) на станциях с несколькими вариантами кормления». Австралийский журнал зоологии . 44 (2): 143. дои : 10.1071/zo9960143 .
- ^ Ротбард, Мюррей (22 марта 2010 г.). «Кем был Никколо Макиавелли?» . Мизес.орг .
- ^ Пьерпон, Клаудия Рот (8 сентября 2008 г.). «Флорентинец. Человек, который научил правителей управлять» . www.newyorker.com . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ Кэролайн Б. Глик, «Первая колонка: главный оппортунист Израиля». В: «Джерузалем Пост» , 22 июля 2011 г. [5]
- ^ Асад Абу Халил, «Юсуф Аль-Кардави и политический оппортунизм». Аль-Алахбар, английский , 28 марта 2012 г. [6] Архивировано 9 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Чен, Чао К.; Пэн, Майк В.; Сапорито, Патрик А. (2002). «Индивидуализм, коллективизм и оппортунизм: культурный взгляд на экономику транзакционных издержек» (PDF) . Журнал менеджмента . 28 (4): 567–583. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2013 г. Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Томас К. Леонард, «Цена неправильная: причины и последствия этических ограничений в торговле». Журнал экономистов и гуманитарных исследований , том 14, номер 4, декабрь 2004 г., стр. 1–17. [7]
- ^ Эггерт, Курт (2004). «Ограничение злоупотреблений и оппортунизма со стороны служб ипотечного обслуживания» (PDF) . Дебаты по жилищной политике . 15 (3). Архивировано из оригинала (PDF) 15 мая 2013 г. Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Дамиан Сондерс, «Марк Херд и HP, экономический оппортунизм и жадность, год спустя». Мнение , 30 января 2010 г. [8] Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Дэн Акман, «Козловский говорит!». Журнал Forbes , 28 апреля 2005 г. [9] Кен Фрост, «Продолжающиеся испытания покойного Майкла Джексона: жадность и оппортунизм». 2 февраля 2005 г. [10]
- ^ В своей книге «Самоконтроль в политике: политическая экономия репутационного контроля над политиками» (Princeton University Press, 2004, стр. 21). [ ISBN отсутствует ]
- ^ Г. Ричард Шелл, «Оппортунизм и доверие в переговорах по коммерческим контрактам: к новой причине действия». Обзор закона Вандербильта , Vol. 44, март 1991 г., стр. 221–282.
- ^ Николай Дж. Фосс и Питер Г. Кляйн, «Критика экономики трансакционных издержек: обзор». Организации и рынки , сентябрь 2009 г. [11]
- ^ Пуктуантхонг, Кунтара; Черепаха, Гарри Дж.; Уокер, Томас Дж.; Тьенгтам, Долруди (февраль 2015 г.). «Правовой оппортунизм, судебный риск и занижение цен на IPO». Журнал бизнес-исследований . 68 (2): 326–340. дои : 10.1016/j.jbusres.2014.06.025 . ; Пол Дж. Зак (редактор), Моральные рынки: решающая роль ценностей в экономике . Издательство Принстонского университета, 2008.
- ^ Уильямсон, Оливер Э. (1995). «Иерархии, рынки и власть в экономике: экономическая перспектива». Промышленные и корпоративные изменения . 4 : 21–49 [29]. дои : 10.1093/icc/4.1.21 .
- ^ Рейнхард Бахманн и Акбар Захир (ред.), Справочник по исследованию доверия . Челтнем: Эдвард Элгар, 2006, с. 201.
- ^ Пол Сибрайт , Компания незнакомцев: естественная история экономической жизни. Издательство Принстонского университета, 2004, с. 5. [12]
- ^ Ричард Сведберг, интервью с Кеннетом Эрроу, в: Ричард Сведберг, Экономика и социология. Переопределяя свои границы: беседы с экономистами и социологами . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1990, стр. 137.
- ^ Карл Маркс, Экономические и философские рукописи 1844 года . Москва: Прогресс, 1959.
- ^ Карл Маркс, Капитал Том 3 . Хармондсворт: Книги Пеликана, 1981.
- ^ Карл Маркс, «Общий закон накопления», в: Капитал, Том 1 . Хармондсворт: Pelican Books, 1976. Стивен Мафсон и Цзя Линн Янг, «Ставки налога на прирост капитала, приносящие пользу богатым, кормят растущий разрыв между богатыми и бедными», в: Washington Post , 12 сентября 2011 г.
- ^ Хайде Герстенбергер , Безличная власть: история и теория буржуазного государства . Книги Хеймаркет, 2009.
- ^ Сэмюэл Боулз, Ричард Эдвардс и Фрэнк Рузвельт, Понимание капитализма: конкуренция, командование и изменения . Издательство Оксфордского университета, 3-е издание, 2005 г.
- ^ Психология частного человека: критика буржуазного сознания . Gegenstandpunkt, 2009 [13]. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Эрнест Мандель, «Маркс, Энгельс и проблема так называемого« двойного стандарта »», в: Универсальный марксизм, акты коллоквиума «Текущие дела Карла Маркса» - по заказу Института марксистских исследований , 1983 г.
- ^ Пьер Бруэ , Немецкая революция 1917–1923 гг . Лейден: Брилл, 2005, стр. 55–56.
- ^ В.И. Ленин, «Оппортунизм и крах Второго Интернационала», 1915. В.И. Ленин.
- ^ Элиф Чаглы. «Опасная тенденция: оппортунизм» . Архивировано из оригинала 16 августа 2010 г. Проверено 11 июля 2010 г.
- ^ Уокер, Томас; Черепаха, Гарри; Пуктуанттонг, Кунтара; Тьенгтам, Долруди (февраль 2015 г.). «Правовой оппортунизм, судебный риск и занижение цен на IPO» . Журнал бизнес-исследований . 68 (2): 326–340. дои : 10.1016/j.jbusres.2014.06.025 . S2CID 14929631 . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Примером может служить Роберт М. Прайс, « Совершенно секретно: правда о сегодняшнем поп-мистицизме» . Книги Прометея, 2008 г.