Луиза Мишель
Луиза Мишель | |
---|---|
Рожденный | Вронкур-ла-Кот , Франция | 29 мая 1830 г.
Умер | 9 января 1905 г. Марсель , Франция | ( 74 года
Род занятий | Революционер , педагог , медик |
Известный | Деятельность Парижской Коммуны |
Подпись | |
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Часть серии о |
Либертарианство |
---|
Луиза Мишель (англ. Французский: [lwiz miʃɛl] ; 29 мая 1830 — 9 января 1905) — педагог и важный деятель Парижской Коммуны . После ее тюремной перевозки в Новую Каледонию она приняла анархизм . Вернувшись во Францию, она стала видным французским анархистом и отправилась в турне по Европе. Журналист Брайан Доэрти назвал ее «французской великой дамой анархии ». [1] Использование ею черного флага на демонстрации в Париже в марте 1883 года было также самым ранним известным явлением, которое впоследствии стало известно как черный флаг анархии . [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Луиза Мишель родилась 29 мая 1830 года в семье внебрачной дочери служанки Марианны Мишель и домашнего сына Лорана Демахиса. Ее воспитывали бабушка и дедушка по отцовской линии, Шарлотта и Шарль-Этьен Демахи, на северо-востоке Франции. Детство она провела в замке Вронкур и получила гуманитарное образование. [3] Когда ее бабушка и дедушка умерли, она закончила педагогическое образование и работала в деревнях. [4]
Карьера и активизм
[ редактировать ]В 1865 году Мишель открыл в Париже школу, которая стала известна своими современными и прогрессивными методами. Мишель переписывался с выдающимся французским романтиком Виктором Гюго и начал публиковать стихи. Она стала участвовать в радикальной политике Парижа, и среди ее соратников были Огюст Бланки , Жюль Валлес и Теофиль Ферре . [4] феминистскую группу Société pour la Revendiction des Droits Civils de la Femme ( Общество по требованию гражданских прав женщин основал В 1869 году Андре Лео ) . Среди членов группы были Мишель, [5] Поль Минк , Элиска Винсент , Эли Реклю и его жена Ноэми, мадам Жюль Симон , Каролина де Барро и Мария Дерайсм . Из-за широкого разброса мнений группа решила сосредоточиться на теме улучшения образования девочек. [6]
широко известная как Revendiction des Droits de la Femme ( Требование прав женщин Группа, ), имела тесные связи с Société Coopérative des Ouvriers et Ouvrières ( Кооперативное общество мужчин и женщин-работников ). Таким образом, июльский манифест « Отмены прав женщины» от июля 1869 года был подписан женами воинствующих членов кооператива. Манифест поддержала и Софи Доктриналь, подписав его с гражданкой Пуарье (гражданкой Пуарье), которая впоследствии станет близкой соратницей Мишеля в Парижской Коммуне. В январе 1870 года Мишель и Лео присутствовали на похоронах Виктора Нуара . Мишель выразил разочарование тем, что смерть Нуара не была использована для свержения Империи. В начале осады Парижа , в ноябре 1870 года, Лео в лекции заявил: «Это не вопрос нашей политической практики, мы люди, вот и все». [5]
Парижская Коммуна
[ редактировать ]Во время осады Мишель стал частью Национальной гвардии. Когда была провозглашена Парижская Коммуна, она была избрана главой Комитета женской бдительности Монмартра. В апреле 1871 года она бросилась в вооруженную борьбу против французского правительства. Ее возлюбленный, Теофиль Ферре , был высокопоставленным членом Коммуны и ее Комитета общественной безопасности. Именно Ферре приказал казнить Жоржа Дарбуа , архиепископа Парижа. Она была связана с Ферре и Раулем Риго , двумя наиболее воинственными членами Парижской Коммуны. Однако Ферре и Риго убедили ее не осуществлять план убийства Адольфа Тьера , руководителя французского национального правительства. Вместо этого Мишель сражался в составе 61-го батальона Монмартра во время Кровавой недели , битвы, положившей конец Коммуне, и организовал станции скорой помощи. [7] В своих мемуарах она позже написала: «О, я, конечно, дикарка, мне нравится запах пороха, летящая в воздухе картечь, но прежде всего я предана революции». [8] 24 мая она сдалась французской армии, чтобы спасти мать от заключения. [9]
Мишель идеологически оправдал воинственную революцию, заявив: «Я спустился по Бьютту с винтовкой под пальто и кричал: Измена!.. Наша смерть освободит Париж». [10] Она размышляла: «Возможно, это правда, что женщины любят бунты. Мы не лучше мужчин в отношении власти, но власть еще не развратила нас». [11] В своих мемуарах Мишель призналась, что реалии революционного правительства укрепили ее решимость положить конец дискриминации женщин. Об отношении своих товарищей-мужчин она написала: «Сколько раз во время Коммуны я ходила с национальным гвардейцем или солдатом в какое-то место, где они вряд ли ожидали, что мне придется сражаться с женщиной?» Она призвала своих товарищей «принять участие в борьбе за права женщин после того, как мужчины и женщины завоевали права всего человечества?» [12]
В декабре 1871 года Мишель предстал перед военным судом вместе с тысячами пленных, захваченных во время Кровавой недели. [3] Ей были предъявлены обвинения в различных правонарушениях, включая попытку свержения правительства, призывы граждан вооружиться, а также использование оружия и ношение военной формы. Она демонстративно осмелилась приговорить судей к смертной казни, сказав: «Кажется, каждое сердце, бьющееся за свободу, не имеет другого права, кроме кусочка свинца, поэтому я требую свое!» [13] Мишель был приговорен к тюремному заключению . По оценкам некоторых источников, 20 000 защитников Парижской Коммуны были казнены без суда и следствия, хотя другие источники сильно оспаривают эту цифру. Жак Ружери , известный французский историк-марксист, оценил вероятное число примерно в 10 000 человек. [14] Мишель был среди 1169 сторонников Коммуны, приговоренных к депортации. [15]
Депортация
[ редактировать ]После двадцати месяцев заключения Мишель был погружен на корабль «Виржини» 8 августа 1873 года. [16] для депортации в Новую Каледонию , куда она прибыла четыре месяца спустя. На борту она познакомилась с Анри Рошфором , известным полемистом, который стал ее другом на всю жизнь. Она также познакомилась с Натали Лемель , еще одним активным деятелем коммуны. Именно этот последний контакт привел Луизу к тому, что она стала анархисткой . Она оставалась в Новой Каледонии семь лет и подружилась с местным канакским народом .
Интересуясь канакскими легендами, космологией и языками , особенно креольским бичеламаром , она узнала о канакской культуре благодаря дружбе, которую она завела с канакским народом. Она преподавала канакам французский язык и приняла их сторону в канакском восстании 1878 года . В следующем году она получила разрешение стать учительницей в Нумеа для детей депортированных, среди которых было много алжирских кабилов (« Кабилов дю Пацифик »), участвовавших в Шейха Мокрани (1871 г.). восстании [17]
Вернуться во Францию
[ редактировать ]В 1880 году была объявлена амнистия участникам Парижской Коммуны. Мишель вернулась в Париж, ее революционная страсть не угасла. Она выступила с публичной речью 21 ноября 1880 г. [16] и продолжила свою революционную деятельность в Европе, посетив анархистский конгресс в Лондоне в 1881 году , где она вела демонстрации и выступала перед огромными толпами людей. Находясь в Лондоне, она также посещала встречи в доме Панкхерстов на Рассел-сквер, где произвела особое впечатление на молодую Сильвию Панкхерст . [18] Во Франции она вместе с Шарлем Малато и Виктором Анри Рошфором успешно провела кампанию за амнистию, которая также должна быть предоставлена алжирским депортированным в Новой Каледонии. [19]
В марте 1883 года Мишель и Эмиль Пуже возглавили демонстрацию безработных. В ходе последующего беспорядка 500 демонстрантов во главе с Мишелем разграбили три пекарни и кричали «Хлеб, работай или веди». [2] По общему мнению, Мишель возглавил эту демонстрацию с черным флагом, который с тех пор стал символом анархизма . Это было первое зарегистрированное использование анархистского черного флага. [2]
Мишель предстала перед судом за участие в беспорядках и использовала суд для публичной защиты своих анархистских принципов. Ее приговорили к шести годам одиночного заключения за подстрекательство к грабежам. [20] Мишель был непокорным. Для нее на карту было поставлено будущее человечества, «без эксплуататоров и без эксплуатируемых». [21] Мишель был освобожден в 1886 году одновременно с Кропоткиным и другими видными анархистами. [3]
Ссылки и выступления
[ редактировать ]В 1890 году ее снова арестовали. После попытки поместить ее в психиатрическую лечебницу она переехала в Лондон . Мишель прожил в Лондоне пять лет. Она открыла школу и вращалась в кругах европейских анархистов-эмигрантов. [20] Ее Международная анархистская школа для детей политических беженцев открылась в 1890 году на Фицрой-сквер, 19. [22] Учения находились под влиянием либертарианского педагога Пола Робина и воплотили в жизнь Михаила Бакунина образовательные принципы , уделяя особое внимание научным и рациональным методам. Целью Мишеля было развивать среди детей принципы гуманности и справедливости. Среди учителей были изгнанные анархисты, такие как Викторина Руши-Броше , а также новаторские педагоги, такие как Рэйчел Макмиллан и Агнес Генри . В 1892 году школу закрыли, когда в подвале была обнаружена взрывчатка. [23] (См. «Уолсолльские анархисты ».) Позже выяснилось, что взрывчатку заложил туда Огюст Кулон, агент-провокатор Особого отдела, работавший в школе ассистентом. Мишель участвовал во многих англоязычных публикациях. Некоторые из произведений Мишеля были переведены на английский язык поэтессой Луизой Сарой Бевингтон . [24] Опубликованные работы Мишеля были также переведены на испанский язык анархистом Соледад Густаво . [25] Испанская анархистка и активистка за права рабочих Тереза Кларамунт стала известна как «испанская Луиза Мишель». [26]
К тому времени Мишель стал известным оратором, неоднократно гастролировавшим по Европе, выступая перед тысячами людей. [20] В 1895 году Себастьен Фор и Мишель основали французское анархическое периодическое издание Le Libertaire ( «Либертарианец» ). [27] теперь называется Le Monde Libertaire ( «Либертарианский мир» ). В том же году Мишель встретил Эмму Гольдман на анархистской конференции в Лондоне, на которой оба выступали. Молодой Гольдман был очень впечатлен Мишель, считая, что у нее «социальный инстинкт развит до крайности». Что касается суровых условий жизни Мишеля, Гольдман утверждал, что «анархисты настаивают на том, что условия должны быть радикально неправильными, если человеческие инстинкты развиваются до таких крайностей за счет друг друга». [28]
Мишель вернулся во Францию в 1895 году. [3] В статье 1896 года, озаглавленной «Почему я анархист», Мишель утверждал, что «Анархия не начнет вечные страдания заново. Человечество в своей борьбе с отчаянием будет цепляться за нее, чтобы выбраться из бездны». [29] В 1904 году Мишель отправился в конференц-тур по Французскому Алжиру . [19] Мишель должен был встретиться с активисткой антиколониальной кампании Изабель Эберхардт , но Эберхардт умер незадолго до прибытия Мишеля в Алжир. [30]
Смерть
[ редактировать ]Мишель умерла от пневмонии в Марселе 10 января 1905 года. На ее похороны в Париже пришло более 100 000 человек. [20] Могила Мишеля находится на кладбище Левалуа-Перре , в одном из пригородов Парижа. За могилой ухаживает община. Это кладбище также является местом последнего упокоения ее друга и соратника-коммунара Теофиля Ферре .
Политическая теория
[ редактировать ]Мишель однажды пошутил: «Нам нравится иметь провокаторов , потому что они всегда выдвигают самые революционные предложения». в партии [1] Политические идеи Мишель развивались на протяжении всей ее жизни. Когда-то она была учительницей с прогрессивными идеалами, ее активизм привел к тому, что она приняла революционный социализм , но опыт неудавшейся революции превратил ее в радикальную анархистку . Ее политическая теория перешла от мирных реформ к насильственной революции, поскольку она пришла к убеждению, что современное общество должно быть полностью разрушено, чтобы новая эгалитарная возникла эра. Многие годы, которые она провела в тюрьме и во французской исправительной колонии Новая Каледония, сыграли решающую роль в изменении ее взглядов. [31]
Политическая теория Мишеля уходит корнями в последствия Французской революции , за которой последовала серия монархий. Возникли две преобладающие теории. Были те, кто считал, что период террора , последовавший за революцией, был доказательством того, что демократия несовершенна. Правящие элиты послереволюционных монархий считали, что для успеха экономики необходимо контролировать рынок труда, заработную плату и условия труда. Таким образом, было проведено мало трудовых реформ. С другой стороны, французский романтизм переосмыслил Французскую революцию как осязаемый дух французского народа. В 1840-х годах романтизм во Франции стал политизированным, поскольку было признано, что индивидуальное счастье невозможно достичь в изоляции. Романтики стали озабочены социальным прогрессом и реформами. Писатели приступили к поиску реалистичного изображения жизни работающих бедняков. Виктор Гюго и Эмиль Золя стали ключевыми писателями и политическими активистами. [32]
Вскоре после рождения Мишеля в 1830 году недолговечное восстание привело к установлению конституционной монархии. Луи-Филипп I поощрял коммерческие интересы и обогащение высшего среднего класса посредством колонизации и тюремного транспорта , но в то же время практиковал невмешательство, социально-экономического положения рабочего класса . когда дело касалось [32] Мишель впервые сделала себе имя, публично защищая бедных и женщин из рабочего класса. В 1860-х годах она была известна как политическая активистка, резко выступавшая против политики императора Наполеона III . Мишель подписала ряд своих опубликованных политических сочинений Анжольрасом, именем революционера из «Отверженных» Гюго . [33]
В 1865 году она провокационно написала новую «Марсельезу» , призыв к оружию во время Французской революции. В своей «Марсельезе» Мишель призывала к массовому восстанию народа на защиту республики , утверждая, что мученичество предпочтительнее поражения. Это мнение найдет отражение в ее впоследствии опубликованных стихах, пьесах и романах. [33] Но в отличие от своих современников, Мишель неоднократно сетовала на жестокое обращение с детьми и кровавое издевательство над животными. Политические персонажи Мишель боролись за справедливость, а дети и животные в ее художественных произведениях были слишком слабы, больны и голодали, чтобы сопротивляться или выжить. [34]
Когда в 1870 году император Наполеон III и его армия были захвачены пруссаками, Третья французская республика в Париже была провозглашена . Но временное правительство продолжило войну против пруссаков, и четырехмесячная осада Парижа привела к тяжелым лишениям. [33] Парижане голодали и замерзали. Некоторым удалось спастись, поедая кошек, собак и крыс. Правительство сдалось, но Мишель и другие парижане взяли в руки оружие и организовались в Национальную гвардию. Когда была провозглашена Парижская Коммуна, Мишель был назначен главой Комитета женской бдительности и сыграл ключевую роль в инициировании экономических и социальных реформ. Мишель добился разделения церкви и государства, инициировал образовательные реформы и кодифицировал права трудящихся. Реформы не были проведены из-за недолговечности Коммуны. Когда Мишель судили, она потребовала, чтобы ее расстреляли, и заявила: «Если вы оставите меня в живых, я никогда не перестану плакать о мести и отомщу за своих братьев, осудив убийц». Военный суд отказался признать ее мученицей . [35]
Мишель провела в тюрьме два года, прежде чем ее депортировали. Находясь в тюрьме, она требовала, чтобы с ней обращались так же, как с другими заключенными, и отвергала попытки своих друзей Гюго и Жоржа Клемансо смягчить ей приговор. Она считала льготное обращение позором. Во время четырехмесячного путешествия в Новую Каледонию Мишель пересмотрела свою веру в революционный социализм . Она приняла анархизм и на всю оставшуюся жизнь отвергла все формы правления . В 1896 году она написала об изменении своего мнения:
«Я думал о вещах, событиях и людях прошлого. Я думал о поведении наших друзей Коммуны: они были щепетильны, так боялись превысить свои полномочия, что никогда не бросали всю свою энергию ни на что, кроме потери своего авторитета. Я быстро пришел к выводу, что хорошие люди, находящиеся у власти, некомпетентны, точно так же, как плохие люди злы, и поэтому невозможно, чтобы свобода когда-либо ассоциировалась с какой-либо формой власти». [36]
Мишель познакомила с принципами анархизма сокамерница Натали Лемель , вместе с которой она провела несколько месяцев в большой клетке. Мишель стала известна своей самоотверженной щедростью и преданностью другим. В колонии она жила в добровольной бедности, раздавая книги, одежду и все нажитые деньги. Мишель снова занялся преподаванием. [36] Она проводила время с коренными канакцами , обучая их французскому языку, чтобы они могли бросить вызов французским властям. Мишель поддержал их восстание против колониальной власти. [37]
В 1875 году Национальное собрание, в котором доминировали монархисты, приняло конституцию, которая установила республиканское правительство с верхней и нижней палатой парламента. Эта республика была компромиссом, поскольку Национальное собрание не могло договориться о том, кто должен быть королем. Жестокое подавление Парижской Коммуны будет влиять на французскую политику на долгие годы вперед. [38] Консерваторы и умеренные в новом правительстве избегали всего, что могло спровоцировать новое восстание. Этот страх задержал амнистию для тех, кто годами участвовал в Парижской Коммуне. [39] В конце концов была объявлена амнистия, и когда Мишель вернулась в Париж в ноябре 1880 года, ее приветствовали Анри Рошфор , Клемансо, 20-тысячная толпа и полиция. [37] Но ей не хватило терпения к «иллюстрации Клемансо... что ему следует ждать, пока парламентаризм принесет прогресс». [40]
Вскоре Мишель начала карьеру оратора и нашла аудиторию по всей Европе. [37] В 1882 году она поставила свою первую анархистскую пьесу «Надин» . [41] Как оратор Мишель научился выдвигать прагматические аргументы против капитализма и авторитарного государства , сохраняя при этом открытую возможность положительного результата. [42] Когда в 1883 году ее предстали перед судом за руководство группой безработных, она критиковала недостатки в исполнении французской республиканской конституции. [43] говоря:
«Они продолжают говорить нам о свободе: есть свобода слова с пятью годами тюрьмы в конце. В Англии встреча состоялась бы; во Франции они даже не сделали юридического предостережения, чтобы позволить толпа отступает, которая ушла бы без сопротивления. Люди умирают от голода, и они даже не имеют права говорить, что умирают от голода». [43]
Часть серии о |
Анархо-феминизм |
---|
Мишель часто говорил о правах женщин с анархической точки зрения. Она не только выступала за образование для женщин, но и за то, чтобы брак был свободным и что мужчины не должны иметь никаких прав собственности на женщин. [44] В конце 1880-х годов она написала несколько работ, в которых вернулась к темам своих более ранних работ, но также изобразила упадок старого порядка и его замену обществом равных. Мишель отправился в путь к новой политической философии. Революционные персонажи «Забастовки» ожидали смерти, но вместо этого дали жизнь новой эпохе, и Мишель обсуждал права и обязанности людей, живших после революции . [34]
Свои пьесы она ставила в соответствии с Жана Грава теорией участия зрителя . Аудитория была интегрирована посредством политической и художественной программы лекций, стихов и песен. Зрителям было предложено отреагировать и воспроизвести конфликты пьес. [41] В ее пьесах «Человеческие микробы» (1886), «Преступления времени» (1888) и «Бордель» сельскохозяйственная утопия (1890) из опустошенной Европы возникает . Политические идеалы Мишеля во многом обязаны французскому романтизму Гюго и подробно описаны в книге «Новая эра, последняя мысль, воспоминания о Каледонии» (1887): [34]
«Действительно, пришло время этому старому миру умереть, поскольку никто больше не находится в безопасности... Мы больше не можем жить, как наши предки каменного века, как и в прошлом веке, поскольку ряд изобретений, поскольку науки открытия принесло уверенность в том, что все производство увеличится во сто крат, когда эти инновации будут использоваться для общего блага, вместо того, чтобы позволить горстке стервятников помочь себе, чтобы уморить голодом остальных». [34]
Мишель жил в то время, когда голод был широко распространен среди работающей бедноты Европы. Она верила, что технический прогресс заменит физический труд машинами. Она утверждала, что в сочетании с анархистской политикой это может привести к равному распределению богатства. В 1890 году она рассуждала, что «притягательная сила прогресса проявит себя тем более, что будет обеспечен хлеб насущный и нескольких часов работы, которая станет привлекательной и добровольной, будет достаточно, чтобы производить больше, чем необходимо для потребления. " [45] Как и другие анархисты ее времени, она не верила, что история является свидетельством постоянного улучшения, но что так оно и может стать. Однако постоянный экономический рост сам по себе не был улучшением. Вместо этого Мишель утверждал, что прогресс достигается через интеллектуальное развитие, социальную эволюцию и освобождение. Ее видение будущего было сформировано высочайшей уверенностью. [46]
«Наука принесет урожай в пустыне; энергия бурь и водоворотов проложит пути через горы. Подводные лодки откроют затерянные континенты. Электричество будет нести воздушные корабли над ледяными полюсами. Идеи Свободы, Равенства и Справедливость наконец вспыхнет пламенем. Каждый человек будет жить своей неотъемлемой частью человечества в целом, поскольку прогресс бесконечен, и преобразования будут вечными». [46]
Мишель не только оплакивала бедность, в которой жили люди по всей Европе, но и выступила с подробной критикой капитализма XIX века. Она сетовала на недостатки капиталистической банковской системы и предсказывала, что концентрация капитала приведет к разорению мелких предприятий и среднего класса . [47] В своих мемуарах Мишель говорила, что Лионский анархический манифест (1883 г.) точно выразил ее взгляды. [48] Манифест подписали Петр Кропоткин , Эмиль Готье , Жозеф Бернар , Пьер Мартен и Туссен Борда . [49] Кропоткин, как Жюль Гед и Эмиль Пуже, стали ее близкими друзьями и соратниками. [50] Вместо того, чтобы сосредоточиться на насильственной революции, как она это делала в своих более ранних работах, Мишель в своих более поздних работах подчеркивала стихийное восстание народа. Она пришла к тому, чтобы отвергнуть террор как средство установления новой эры. Она писала: «Тираноубийство практично только тогда, когда у тирании одна голова или, самое большее, небольшое количество голов. Когда это гидра, только революция может убить ее». Она считала, что лучше всего, если лидеры такой революции погибнут, чтобы народ не был обременен уцелевшим генеральным штабом. Мишель думала, что «власть — это зло», и в ее понимании история — это история порабощения свободных людей. [51] В речи 1882 года она сказала: «Всех революций было недостаточно, потому что они были политическими». По ее мнению, в организации не было необходимости, потому что бедные и эксплуатируемые восстанут и своей численностью заставят старый порядок высохнуть. [50]
Наследие
[ редактировать ]Мишель был одним из наиболее влиятельных французских политических деятелей второй половины XIX века. Она также была одной из наиболее влиятельных женщин-политиков своего времени. Ее публикации о социальной справедливости для бедных и делах рабочего класса читали во Франции и по всей Европе. Когда она умерла в 1905 году, ее оплакивали тысячи. Панихиды прошли по всей Франции и в Лондоне. Хотя ее сочинения сегодня забыты, ее имя помнят в названиях французских улиц, школ и парков. [31] Мишель стала национальной героиней Франции и почиталась как «великий гражданин». Возник культовый образ Мишеля. [52]
Незадолго до смерти, вернувшись из ссылки в Лондоне, консервативная французская пресса окрестила Мишель «ангелом бензина», «вираго черни» и «королевой подонков». В свою очередь, Шарль Фердинанд Гамбон сравнил ее с Жанной д'Арк, имея в виду ее роль в Парижской Коммуне. Этот образ был далее пропагандирован Эдмоном Лепеллетье в 1911 году. Образ Мишеля как vierge rouge (красной девственницы) стал использоваться как консервативными, так и либеральными историками при изложении истории Парижской Коммуны. [53]
Мишель считается основателем анархо-феминизма . Несмотря на антиавторитарную риторику, ранние мыслители-анархисты придерживались культурной ортодоксальности, когда дело касалось разделения домашнего труда и личных отношений с женщинами. Основатель французского анархизма Пьер -Жозеф Прудон был известен своими сексистскими взглядами. Мишель, Тереза Кларамунт , Люси Парсонс , Вольтерина де Клер и Эмма Гольдман стали видными фигурами панъевропейского и американского анархистского движения конца XIX века. С образованием анархистских секций Первого Интернационала в различных европейских странах под руководством Михаила Бакунина анархизм стал известен не только поощрением участия женщин в политическом движении, но и поддержкой идеала женской эмансипации. [54]
Фильм французского режиссера Сары Мальдорор « Коммуна, Луиза Мишель и мы» (1971), ныне утерянный, был заказан городом Сен-Дени . [55] Мишель был заново открыт французскими феминистками в 1970-х годах благодаря работам Ксавьера Готье. [56]
Академический интерес к жизни и политическим произведениям Мишеля был вызван в 1970-х годах Эдит Томас . всесторонним исследованием биографии [52]
Луизы Мишель Станция парижского метро , расположенная в Левалуа-Перре, названа в ее честь.
Мишель является героем графической работы Мэри М. Талбот и Брайана Талбота « Красная Дева и видение утопии» (2016).
В 2020 году уличному художнику Бэнкси сообщили, что он отправил спасательный корабль в Средиземное море и назвал его в честь Мишеля. [57]
Публикации
[ редактировать ]- Через жизнь , поэзия, Париж, 1894.
- «Императорский ублюдок» , Л. Мишель и Ж. Винтер, Париж, 1883 год.
- Le clacke-teeth , Париж.
- Коммуна , Париж, 1898 год.
- « Contes et Légendes» , Париж, 1884 г. В переводе на английский Жад Мэтр как «Сказки и легенды».
- Преступления того времени , неопубликованные рассказы, Париж, 1888 год.
- Защита Луизы Мишель , Бордо , 1883 год.
- Новая эра, последняя мысль, воспоминания о Каледонии (песни пленников) , Париж, 1887 г.
- «Народная дочь» Л. Мишеля и А. Гриппы, Париж (1883 г.)
- Ле Гарс Ивон, бретонская легенда , Париж, 1882 год.
- Légendes et Chants des Gestes Canaques », Париж, 1885 г. Переведено на английский Митчем Абидором как « Legends and Chants des Gestes », 2005 г.
- Энциклопедические чтения привлекательных циклов , Париж, 1888 г.
- Международная лига революционных женщин, приглашение на встречу. Подписано «Луиза Мишель», Париж, 1882 г.
- Новогодняя книга: рассказы, сказки и легенды для детей , Париж, 1872 год.
- Свет в тени. Никаких больше идиотов, никаких дураков. Разумная душа. Бесплатная идея. Светлый дух земли Богу... Париж, 1861 год.
- Манифест и обращение Луизы Мишель к гражданам Парижа , подписанное «Луизой Мабул», Париж, 1883 год.
- Мемуары , Париж, 1886 г. (отредактированные и переведенные Буллитом Лоури и Элизабет Эллингтон Гюнтер как Красная Дева: Мемуары Луизы Мишель , Университет Прессы Алабамы, 1981, ISBN 0-8173-0063-5 )
- Les Méprises, великий роман о парижских нравах Луизы Мишель и Жана Гетре, Париж, 1882 год.
- Les Microbes humanes , Париж, 1886 г. (переведено Брайаном Стейблфордом как The Human Microbes , ISBN 978-1-61227-116-3 )
- «Мизер» Луизы Мишель, 2-я часть, и Жана Гетре, 1-я часть, Париж, 1882 год.
- Le Monde nouveau , Париж, 1888 г. (в переводе Брайана Стейблфорда как «Новый мир» , ISBN 978-1-61227-117-0 )
- «Мы вернем толпу без числа»: Луиза Мишель Виктору Гюго, письма из тюрьмы и каторги (1871–1879), изд. Виржини Берлинг, колл. Несвоевременные сцены в Гриньяне, изд. ТриАртис, Париж 2016, ISBN 978-2-916724-78-2 .
- Посмертный
- Полет. I. До Коммуны . Предисловие Лорана Тайада , Альфорвиль , 1905 год.
- Les Paysans Луизы Мишель и Эмиля Готье , Париж, Незавершенный.
- Вступление во владение , Сен-Дени, 1890 год.
- Le Rêve (в работе Константа Мартина), Париж, 1898 г.
- Пишу вам из своей ночи, общая переписка, 1850–1904 , издание, созданное Ксавьером Готье , Édition de Paris - Max Chaleil , 1999.
См. также
[ редактировать ]- Анархизм во Франции
- Батальоны Луизы Мишель - Гражданская война в Испании
- Мари Ферре
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доэрти 2011 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Велинг 1995 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 , с. 362.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Илие и Гарзоне, 2017 , с. 105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Форе 2003 , с. 359.
- ^ Макмиллан 2002 , с. 130.
- ^ Галликсон 1996 , с. 149.
- ^ Галликсон 1996 , с. 150.
- ^ Селезенка 2009a , с. 394.
- ^ Гопник 2014 .
- ^ Рамзи 2003 , с. 31.
- ^ Галликсон 1996 , с. 152.
- ^ Луи Дюбрей. 1908. Коммуна: 1871. Жюль Руфф. п. 492
- ^ Ружери, Жак, «Коммуна 1871 года» (2014), стр.118
- ^ Милза 2009a , стр. 431–432.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Данасвами 1998 .
- ^ Шревель, Маргрит. «Депортация в Новую Каледонию» . Международный институт социальной истории . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ Уинслоу 2013 , с. 2.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макколлум Фили 2010 , с. 145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Илие и Гарзоне, 2017 , с. 106.
- ^ Маколифф 2011 , с. 143.
- ^ Пентелоу, Майк (31 марта 2011 г.). «Анархистская школа на Фицрой-сквер» . Новости Фицровии .
- ^ Бантман 2013 , стр. 90–91.
- ^ Бантман 2013 , с. 89.
- ^ Голдман 1996 , с. 37.
- ^ Ди Паола 2013 , с. 22.
- ^ Буфе 2014 , стр. 45.
- ^ МакКоллум Фили 2010 , с. 175.
- ^ Илие и Гарзоне, 2017 , стр. 114–115.
- ^ МакКоллум Фили 2010 , с. 150.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс 2014 , с. 119.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс 2014 , с. 120.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Филлипс 2014 , с. 123.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Филлипс 2014 , с. 128.
- ^ Филлипс 2014 , с. 124.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс 2014 , с. 125.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пляж 2005 , с. 32.
- ^ Шпильвогель 2013 , с. 530.
- ^ Маколифф 2011 , с. 146.
- ^ Маколифф 2011 , с. 147.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пляж 2005 , с. 33.
- ^ Илие и Гарзоне, 2017 , с. 113.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Илие и Гарзоне, 2017 , с. 114.
- ^ Kramarae & Spender 2004 , с. 47.
- ^ Илие и Гарзоне, 2017 , с. 115.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Райли 2013 , с. 3.
- ^ Илие и Гарзоне, 2017 , с. 121.
- ^ Мишель 1981 , с. ix.
- ^ «Манифест анархистов: Лион 1883 г.» . Блог об анархизме Роберта Грэма. 27 июня 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мишель 1981 , с. xi.
- ^ Мишель 1981 , с. х.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макколлум Фили 2010 , с. 156.
- ^ Галликсон 1996 , с. 154.
- ^ Голдман 1996 , с. 251.
- ^ Хардинг, Джереми (23 мая 2024 г.). «Меня интересуют только женщины, которые борются» . Лондонское обозрение книг . 46 (10): 32 . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ де ла Рошер 2013 , с. 303.
- ^ Моннис, Моника (24 августа 2020 г.). «Бэнкси, великий мастер духа времени, нарисовал Красную Деву на корабле, спасающем мигрантов» . Элль . Проверено 22 февраля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бантман, Констанс (2013). Французские анархисты в Лондоне, 1880-1914: изгнание и транснационализм в эпоху первой глобализации . Издательство Оксфордского университета . стр. 89–91. ISBN 9781781386583 .
- Бантман, Констанс (2017). «Лондонские годы Луизы Мишель: политическая переоценка (1890–1905)» . Обзор женской истории . 26 (6): 994–1012. дои : 10.1080/09612025.2017.1294393 . S2CID 151640193 .
- Пляж, Сесилия (2005). «Постановка революции: Луиза Мишель» . Постановка политики и гендера: французская женская драма, 1880–1923 гг . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 26–48. ISBN 978-1-349-52917-9 . OCLC 951524695 .
- Буфе, Чаз (2014). Провокации: не называйте их либертарианцами, ложь АА и другие подстрекательства . См. Sharp Press. п. 45. ИСБН 9781937276744 .
- Баттерворт, Александр (2010). Мир, которого никогда не было: Правдивая история мечтателей, интриганов, анархистов и тайной полиции . Книги Пантеона.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 362.
- Данасвами, Джаясинта (октябрь 1998 г.). «Луиза Мишель» . Рабочая солидарность (55).
- Доэрти, Брайан (январь 2011 г.). «Первая война с террором» . Причина .
- Форе, Кристина (2003). Политическая и историческая энциклопедия женщин . Рутледж. п. 359. ИСБН 9781135456917 .
- Гольдман, Эмма (1996). Видение в огне: Эмма Гольдман об Испанской революции . АК Пресс . ISBN 9781904859574 .
- Гопник, Адам (22 декабря 2014 г.). «Огни Парижа» . Житель Нью-Йорка . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Галликсон, Гей Л. (1996). Неуправляемые женщины Парижа: образы Коммуны . Издательство Корнельского университета. стр. 149–154. ISBN 9780801483189 .
- Илие, Корнелия; Гарсоне, Джулиана, ред. (2017). Аргументация в сообществах практиков: междисциплинарные перспективы . Издательство Джона Бенджамина. стр. 105–121. ISBN 9789027265173 .
- Крамараэ, Черис; Спендер, Дейл, ред. (2004). Международная энциклопедия женщин Routledge: глобальные женские проблемы и знания . Рутледж. п. 47. ИСБН 9781135963156 .
- Маклеллан, Ник, изд. (2004). Луиза Мишель . Оушен Пресс. ISBN 978-1-876175-76-4 .
- Мейсон, Пол (2007). Живи, работая, или умри, сражаясь: как рабочий класс стал глобальным . Харвилл Секер. ISBN 978-0-436-20615-3 . Проверено 15 октября 2010 г.
- Маколифф, Мэри (2011). На заре Прекрасной эпохи: Париж Моне, Золя, Бернар, Эйфеля, Дебюсси, Клемансо и их друзей . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 143–147. ISBN 9781442209299 .
- Макколлум Фили, Фрэнсис (2010). Сравнительный патриархат и американские институты: язык, культура и политика либерализма . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781443820141 .
- Мишель, Луиза (1981). Красная Дева: Мемуары Луизы Мишель . Издательство Университета Алабамы. ISBN 978-0-8173-0062-3 . Проверено 15 октября 2010 г.
- Мильза, Пьер (2009a). год: Коммуна (март – июнь 1871 г.) ( Ужасный на французском языке). Пэрис: Перрен. ISBN 978-2-262-03073-5 .
- Филлипс, Филип Эдвард, изд. (2014). Тюремные рассказы от Боэция до Заны . Спрингер. стр. 119–128. ISBN 9781137428684 .
- Ди Паола, Пьетро (2013). Странствующие рыцари анархии: Лондон и итальянская анархическая диаспора (1880-1917) . Издательство Оксфордского университета. п. 22. ISBN 9781846319693 . <
- Рамзи, Рэйлин Л. (2003). Французские женщины в политике: писательская власть, отцовская легитимация и материнское наследие . Книги Бергана. п. 31. ISBN 9781571810816 .
- де ла Рошер, Мартина Хеннар Дютей (2013). Чтение, перевод, переписывание: поэтика перевода Анджелы Картер . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 303. ИСБН 9780814336359 .
- Райли, Питер (2013). Делая другой мир возможным: анархизм, антикапитализм и экология в Великобритании конца 19 - начала 20 веков . Издательство Блумсбери США. п. 3. ISBN 9781441153777 .
- Шон, Стив Дж. (2019). «Луиза Мишель: Ни красная, ни девственница?». Женщины свободы . Исследования в области критических социальных наук. Том. 135. Издательство «Брилл» . стр. 55–77. дои : 10.1163/9789004393226_004 . ISBN 978-90-04-39045-4 .
- Шпильфогель, Джексон Дж. (2013). Западная цивилизация: Краткая история . Том. II: С 1500 года. Cengage Learning. п. 530. ИСБН 9781133607939 .
- Томас, Эдит (1980). Луиза Мишель . Книги Черной розы . Проверено 15 октября 2010 г.
- Томас, Эдит (2007). Женщины-зажигатели . Перевод Аткинсона, Джеймса; Аткинсон, Старр. Книги Хеймаркет. ISBN 978-1-931859-46-2 .
- Велинг, Джейсон (14 июля 1995 г.). «Анархизм и история черного флага» . Спанковская библиотека . Проверено 7 октября 2020 г.
- Уинслоу, Барбара (2013). Сильвия Панкхерст: сексуальная политика и политический активизм . Рутледж. ISBN 9781134220106 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Луизы Мишель в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Луизы Мишель в Открытой библиотеке
- Макмиллан, Джеймс Ф. (8 января 2002 г.). Франция и женщины, 1789–1914: гендер, общество и политика . Рутледж. п. 130. ИСБН 978-1-134-58957-9 . Проверено 23 октября 2014 г.
- Архив Луизы Мишель в Архиве Анархии
- Пол Фут о Луизе Мишель. Архивировано 27 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- Архив документов Луизы Мишель в Международном институте социальной истории
- 1830 рождений
- 1905 смертей
- Анархо-феминистки
- Похороны на кладбище Левалуа-Перре
- Коммунары
- Французские анархисты
- Французские антикапиталисты
- Французские феминистки
- Французские социалисты
- Французские женщины-активистки
- Французские женщины-экологи
- Люди из Верхней Марны
- Жители Монмартра
- Французские социалистические феминистки
- Женщины в войне XIX века
- Женщины на войне во Франции
- Французские женщины-политики XIX века
- Основатели французского журнала
- Людей депортировали в Новую Каледонию