Кабильский народ
Общая численность населения | |
---|---|
в. 6 миллионов [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кабилия | |
Алжир | в. 5 миллионов [3] [4] [1] |
Франция | в. 1 миллион [5] [6] |
Канада | 37,415 [7] |
Языки | |
Кабиль Алжирский арабский , [8] Французский | |
Религия | |
Суннитский ислам |
Кабильцы ( / kə ˈ / b aɪ l ) , кабильцы : Извавен или Лекбаэль или Икбайлиен , произносится [iqβæjlijən] , арабский : القبائل , романизированный : al-qabā'il ) [9] [10] — берберская этническая группа, коренная жительница Кабилии на севере Алжира , распространённая в Атласских горах , в 160 километрах (100 миль) к востоку от Алжира . Они представляют собой самую многочисленную берберскую популяцию в Алжире и вторую по величине в Северной Африке.
Многие кабилы эмигрировали из Алжира под влиянием таких факторов, как гражданская война в Алжире , [11] культурные репрессии со стороны центрального правительства Алжира, [12] и общий промышленный спад. Их диаспора привела к тому, что кабилы стали жить во многих странах. Большие группы кабильцев поселились во Франции и, в меньшей степени, в Канаде (в основном в Квебеке ) и США.
Кабильцы говорят на кабильском языке , берберском языке. Начиная с Берберской весны 1980 года, они были в авангарде борьбы за официальное признание берберских языков в Алжире .
Этимология
Слово «кабил» (кабил: Iqbayliyen) является экзонимом и искажением арабского слова « кабаил» (قبائل), которое означает «племена» или «принимать», которое после мусульманского завоевания использовалось для обозначения людей, которые принял слово Корана . [13] Термин «кабаил» использовался и до сих пор в некоторой степени используется различными народами Алжира для обозначения различных горных племен, включая кабильцев. [13] [14]
Термин, используемый конкретно для кабильцев, был «Звава» («Извавен» на кабильском языке, «زواوة» на арабском языке). Это наименование использовалось со времен средневековья для племен Большой Кабилии и фигурирует в важных средневековых этнографических работах, таких как работы Ибн Халдуна . [15] [16] После французского завоевания французы часто путали термины «арабы» и «кабилы» из-за широкого использования кабильского языка по всей стране. Хотя первоначально французы использовали термин «кабил» для обозначения всех берберов, позже было уточнено, что он означает только современный кабильский народ в колониальную эпоху. [13] однако Звава по-прежнему является наиболее часто используемым термином для обозначения кабилов в таких регионах, как западный Алжир. [17]
История
Кабилы были одним из немногих народов Северной Африки, которые оставались независимыми во время последовательного правления карфагенян, римлян, вандалов, византийцев и турок-османов. [18] [19] [20] [21] [22] Даже после арабского завоевания Северной Африки кабильцы по-прежнему владели своими горами. [23] [24] [22]
Фатимидский халифат
Между 902 и 909 годами, после обращения в исмаилизм и завоевания пропагандой Абу Абдаллы , [25] Кутамские берберы из Маленькой Кабилии внесли свой вклад в основание Фатимидского халифата , чья поддержка в завоевании Ифрикии [26] привело к созданию Халифата. [27] [28] [29] [30] [31] хотя правящая династия Фатимидов была арабской . После завоевания Ифрикии Фатимиды завоевали царство Рустамидов на пути к Сиджилмасе, которое они затем ненадолго завоевали и где Абдулла аль-Махди Биллах , который в то время находился в заключении, был затем освобожден и затем принят имамом движения и назначен халифом, став первым халифом и основателем правящей династии. [32] [33] [34] Историк Хайнц Хальм описывает раннее государство Фатимидов как «гегемонию берберов Кутама и Санхаджа над восточным и центральным Магрибом», а профессор доктор Лоймайер утверждает, что восстания против Фатимидов также выражались в протестах и оппозиции правлению Кутамы. [35] [36] Ослабление Аббасидов позволило власти Фатимидов-Кутамы быстро расшириться, и в 959 году Зири ибн Манад, Джаухар Сицилийский и армия Кутамы завоевали Фес и Сиджилмасу в Марокко. [37] [36] Во время правления аль-Азиза Биллаха роль Кутамы в армии Фатимидов сильно ослабела, поскольку он значительно сократил их численность в армии и включил в нее новые социально-военные группы. [38] В 969 году под командованием Джаухара генерал Джафар ибн Фаллах войска Фатимидов Кутамы отвоевали Египет у Ихсидидов, этому успеху способствовал : он возглавил войска, которые переправились через реку Нил и, по словам аль-Макризи, захватил лодки Раньше это делалось с помощью флота, посланного сторонниками Ихшидидов из Нижнего Египта. [39] Затем генерал Джафар вторгся в Палестину и завоевал столицу Рамлу , затем он завоевал Дамаск и стал хозяином города, а затем двинулся на север и завоевал Триполи . [40] [41] Примерно в этот период Фатимидский халифат достиг своего территориального пика в 4 100 000 км. 2 . [42]
Династия Зиридов
Династия Зиридов представляла собой семью берберов- санхаджа , происходящих из гор Кабила. [43] Во время своего правления они установили свою власть над всем Магрибом, а также установили власть в некоторых частях Андалусии . Они также имели сюзеренитет над Сицилийским эмиратом через калбитских эмиров , а позже убили правителя и захватили остров. [44] Когда Сицилийский эмират был разделен на отдельные таифы , Айюб ибн Тамим вошел на Сицилию и объединил все таифы под своей властью, пока не покинул остров.
Hammadid Dynasty
Хаммадиды пришли к власти после провозглашения своей независимости от Зиридов. Им удалось завоевать земли во всем регионе Магриба, захватив и овладев такими значительными территориями, как: Алжир , Беджая , Триполи , Сфакс , Сузы, Фес , Уаргла и Сиджилмаса . [45] [46] [47] К югу от Туниса они также владели рядом оазисов , которые были конечными точками транссахарских торговых путей. [48]
Королевство Айт-Аббас и Королевство Куку
Эти два Кабильских королевства сумели сохранить свою независимость и участвовали в заметных сражениях вместе с Регентством Алжира , таких как кампания Тлемсена и завоевание Феса . В начале 16-го века султану Абдельазизу из Бени-Аббеса удалось несколько раз победить османов, особенно в Первой битве при Калаа Бени-Аббеса .
Кабилы были относительно независимы от внешнего контроля в период правления Османской империи в Северной Африке. Они жили в основном в трех разных королевствах: Королевстве Куку , Королевстве Айт-Аббас и княжестве Айт-Джубар. [49] Кабилия была последней частью северного Алжира, колонизированной французами в 1854–1857 годах, несмотря на энергичное сопротивление. [50] Такие лидеры, как Лалла Фатма Н'Сумер, продолжали сопротивление вплоть до восстания Мокрани в 1871 году.
Французские колонисты изобрели кабильский миф в 19 веке, в котором утверждалось, что кабильцы более предрасположены, чем арабы, к ассимиляции во «французскую цивилизацию». Лакост объяснил, что «превращение арабов в захватчиков было одним из способов узаконить французское присутствие». [51]
Кабильские деревни управлялись посредством непрямого управления, основанного на сохранении традиционных кабильских политических институтов, таких как деревенские собрания джемаа. Этот институт играл центральную роль в кабильском самоуправлении. [50] Джемаа разрешали споры между жителями деревни и устанавливали нормы обычного права. [50] Французские чиновники конфисковали много земли у наиболее непокорных племен и передали ее колонистам, которые стали известны как переселенцы. В этот период французы провели множество арестов и депортировали участников сопротивления, в основном в Новую Каледонию в южной части Тихого океана . Из-за французской колонизации многие кабилы эмигрировали в другие районы внутри и за пределами Алжира. [52] Со временем во Францию стали приезжать и рабочие-иммигранты.
В 1920-х годах алжирские рабочие-иммигранты во Франции организовали первую партию, выступающую за независимость Алжира. Мессали Хадж , Имаш Амар, Си Джилани Мохаммед и Белкасем Раджеф быстро приобрели сильную армию последователей во Франции и Алжире в 1930-х годах. Они создали боевиков, которые сыграли жизненно важную роль в борьбе за независимый Алжир. Это получило широкое распространение после Второй мировой войны.
С момента обретения Алжиром независимости в 1962 году между Кабили и центральным правительством несколько раз возникала напряженность. В июле 1962 года ФНО (Фронт национального освобождения) скорее раскололся, чем объединился. Действительно, многие действующие лица, которые внесли свой вклад в независимость, хотели получить долю власти, но ALN (Армия национального освобождения) под руководством Хуари Бумедиена , к которой присоединился Ахмед Бен Белла , одержала верх благодаря своим военным силам. [ нужна ссылка ]
В 1963 году ФФС партия Хосин Айт Ахмед оспорила авторитет ФНО , который позиционировал себя как единственная партия в стране. Айт Ахмед и другие считали центральное правительство во главе с Беном Беллой авторитарным, и 3 сентября 1963 года FFS создал Хосин Айт Ахмед (Фронт Социалистических Сил) . [53] Эта партия объединила противников существовавшего тогда режима, и через несколько дней после ее провозглашения Бен Белла направил армию в Кабили для подавления восстания. Полковник Моханд Улхадж также принимал участие в ФФС и Маки ( фр .), поскольку считал, что с моджахедами обращаются не так, как следовало бы. [54] Вначале ФФС хотела вести переговоры с правительством, но, поскольку соглашение не было достигнуто, маки взялись за оружие и поклялись не сдавать его, пока будут соблюдаться демократические принципы и справедливость. [ нужны разъяснения ] часть системы. Но после бегства Моханда Улхаджа Айт Ахмед едва мог поддерживать движение, а после съезда ФНО 16 апреля 1964 года, который укрепил легитимность правительства, он был арестован в октябре 1964 года. В результате восстание в 1965 году потерпело неудачу, потому что оно было жестоко подавлено силами АЛН под командованием Уари Бумедьена. В 1965 году Айт Ахмед был приговорен к смертной казни, но позже помилован Беном Беллой. Среди маки было зарегистрировано около 400 смертей. [53]
В 1980 году протестующие организовали несколько месяцев демонстраций в Кабили, требуя признания берберского языка официальным языком; этот период был назван Берберской весной . В 1994–1995 годах кабилы провели школьный бойкот, получивший название «забастовка школьного портфеля». В июне и июле 1998 года они протестовали, вылившись в жестокие события, после убийства певца Матуба Лунеса и принятия закона, требующего использования арабского языка во всех областях.
В месяцы, последовавшие за апрелем 2001 года (так называемые « Черная весна »), произошли крупные беспорядки среди кабилов после убийства жандармами Масиниссы Гермы, молодого кабила. В то же время организованный активизм породил Аруш и неотрадиционные местные советы. Протесты постепенно уменьшились после того, как кабильцы добились некоторых уступок от президента Абдельазиза Бутефлики .
6 января 2016 года тамазайт был официально признан конституцией Алжира языком, равным арабскому. [55]
География
География Кабильского края сыграла важную роль в истории народа. Сложный горный ландшафт провинций Тизи-Узу и Беджая служил убежищем, куда убегало большинство кабильцев, когда они находились под давлением или оккупацией. Они смогли сохранить свое культурное наследие в такой изоляции от других культурных влияний.
В этом районе поддерживались местные династии (Нумидия, Фатимиды в период Кутамы, Зириды, Хаммадиды и Хафсиды из Беджайи) или современный алжирский национализм, а также война за независимость. Регион неоднократно был оккупирован различными завоевателями. Римляне и византийцы контролировали главную дорогу и долину в период античности и избегали гор (Мон-Феррат). [56] Во время распространения ислама называли их эль аадуа : враг). арабы контролировали равнины, но не всю сельскую местность ( кабилы [57]
Регентство Алжира , находившееся под османским влиянием, пыталось оказывать косвенное влияние на народ ( махзенские племена Амрауа и марабут). [58]
Французы постепенно и полностью завоевали регион и установили прямую администрацию.
Алжирские провинции со значительным населением, говорящим на кабильском языке, включают Тизи-Узу , Беджая и Буйру , где они составляют большинство, а также Бумердес , Сетиф , Бордж-Бу-Арреридж и Джиджель . В Алжире также проживает значительное количество кабилов, которые составляют более половины населения столицы.
называет Аль-Кабайэль Регион Кабиле арабоязычное население («племена»), а по-французски — Кабили . Ее коренные жители называют ее Тамурт Идурар («Земля гор») или Тамурт н Икбайлиен / Тамурт н Икбайлиен («Земля кабилов»). Он является частью Атласских гор и расположен на краю Средиземного моря.
Культура и общество
Язык
кабилов Этническая группа говорит на кабильском языке , берберском языке афро -азиатской семьи. Это самый крупный берберский язык в Алжире. [59] В 2004 году на нем говорили 3 миллиона человек. [60] и имеет значительный арабский , французский , латинский , греческий , финикийский и пунический субстрат, при этом арабские заимствования составляют от 22,7% до 46% [61] от общего словарного запаса кабильского языка, по многим оценкам, он составляет около 35%. [62] Многие кабилы также говорят на алжирском арабском и французском языках .
В первые века своей истории кабилы пользовались либико-берберской письменностью (предком современного Тифинага). С начала XIX века и под французским влиянием кабильская интеллигенция стала использовать латинскую графику . Это основа современного берберского латинского алфавита .
После обретения Алжиром независимости некоторые кабильские активисты попытались возродить алфавит Старого Тифинага. Эта новая версия Тифинага получила название Нео-Тифинаг , но ее использование остается ограниченным. Кабильская литература по-прежнему писалась латиницей.
Религия
Кабильцы в основном мусульмане с небольшим христианским меньшинством. [63] Многие завая существуют по всему региону; Рахмания . является самой плодовитой
Католики кабильского происхождения обычно живут во Франции. В последнее время протестантское сообщество значительно выросло, особенно среди евангелических конфессий. [64]
Экономика
Традиционная экономика региона основана на лесоводстве ( сады и оливковые деревья ) и ремесленной промышленности ( гобеленах и гончарных изделиях ). Горное и холмистое земледелие постепенно уступает место местной промышленности (текстильной и агропищевой). В середине 20 века под влиянием и финансированием кабильской диаспоры в этом регионе развивались многие отрасли промышленности. Он стал вторым по значимости промышленным регионом страны после Алжира. [ нужна ссылка ]
Политика
Кабилы были ярыми активистами в продвижении берберской ( амазигской ) идентичности. В движении есть три группы: кабилы, которые идентифицируют себя как часть более крупной берберской нации ( берберисты ); те, кто идентифицирует себя как часть алжирской нации (известные как «алжирцы», некоторые считают Алжир по существу берберской нацией); и те, кто считает кабилов отдельной нацией, отдельной от других берберских народов (но родственных им) (известных как кабилисты ).
- Две политические партии доминируют в Кабилии и имеют там свою основную базу поддержки: Фронт социалистических сил (ФФС), возглавляемый Али Ласкри, сменившим Хосина Айта Ахмеда , [65] и Объединение за культуру и демократию (RCD), возглавляемое Мохсином Белаббесом, сменившим Саида Сади . [66] Обе партии являются секуляристскими , берберистскими и алжирскими .
- Аруш возник во время Черной весны 2001 года как возрождение деревенских собраний, традиционной кабильской формы демократической организации. Арауши разделяют примерно те же политические взгляды, что и ФФС и КОД.
- Движение за автономию Кабилии (МАК) также возникло во время Черной весны. Оно требовало права на региональную автономию Кабилии. 21 апреля 2010 года МАК провозгласил Временное правительство Кабилии в изгнании (АНАВАД). Ферхат Мехенни был избран президентом Национального совета МАК. [67] В 2013 году МАК официально стала независимым движением и сменила название на « Движение за самоопределение Кабилии» .
Диаспора
По историческим и экономическим причинам многие кабилы эмигрировали во Францию как в поисках работы, так и во избежание политических преследований. Сейчас их численность составляет около 1 миллиона человек. [68] [69] Некоторые известные французы имеют полное или частичное кабильское происхождение.
Известные люди
Спорт
- Самир Айт Саид
- Мохамед Аллек
- Хаким Арезки
- Ларби Бенбудауд
- Карим Бензема
- Сорая Хаддад
- Люциф Хамани
- Шериф Хамиа
- Хейра Хамрауи
- Неправильный Ларбес
- Рабах Маджер
- Килиан Мбаппе
- Сара Урахмун
- Мусса Саиб
- Хочине Солтани
- Зинедин Зидан
- Мустафа Далеб
- Ясин Адли
- Мехди Пятна
Бизнес
Кино
- Изабель Аджани
- Мохамед Арезки
- Ясмин Блит
- Хабиба Джанин
- Феллаг
- Мохамед Хильми
- Джалиль Лесперт
- Мари-Жозе Нат
- Даниэль Прево
- Руишед
- Эрика Саваджири
Музыка
- Абдеррахман Абделли
- Лунис Айт Менгеллет
- Гессе
- Слиман Азем
- Чимене Бади
- Ален Башунг
- Шерифа
- Малика Домране
- Между
- Мохамед Игербушен
- Marina Kaye
- Суад Масси
- Матуб Лунес
- Камель Мессауди
- Эмма Саид Бен Мохамед
- Марсель Мулуджи
- Эль-Хадж М'Хамед Эль-Анка
- Камель Уали
- Райлс
- Такфаринас
Краска
Политика
- Абане Рамдане
- Ферхат Аббас
- Белаид Абрика
- Хочин Айт Ахмед
- Амируш Айт-Хамуда
- Али Яхья Абденнур
- Фадель Амара
- Белькасем Лунес
- Моханд Арав Бессауд
- Лалла Фатма Н'Сумер
- Ферхат Имазиген Имула
- Салима Гезали
- Садек Хаджерес
- Крым Белкасем
- Касди Мербах
- Саид Мохаммеди
- Шейх Мокрани
- Ахмед Уяхия
- Саид Сади
Наука
- Мулуд Маммери
- Да, любовь
- Мохаммед Аркун
- Кахина Бахлул
- Салем Шейкер
- Мустафа Исхак Бушаки
- Нуреддин Меликечи
- Рашид Уйед
- и сказал
- Юсеф Саад
- Абдельмалек Саяд
- Моханд Тазерут
- Тасадит Ясин
Литература
- Арезки Айт Ларби
- Таос Амруш
- Тахар Джаут
- Набиле Тарифы
- Мулуд Фераун
- Мустафа Уррад
- Если Моханд
- Салем Зения
См. также
Примечания и ссылки
- ^ Jump up to: а б Амазиг в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Перельцвайг, Ася (3 сентября 2020 г.). «6.3 Берберские языки». Языки мира: Введение . Издательство Кембриджского университета. п. 203. дои : 10.1017/9781108783071 . ISBN 978-1-108-78307-1 .
- ^ Мэдди-Вайцман, Брюс (20 сентября 2018 г.). Роу, Пол С. (ред.). «Берберы (амазиги)» . Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке : 314. doi : 10.4324/9781315626031-23 . ISBN 9781315626031 . S2CID 187966078 .
- ^ Мэдди-Вайцман, Брюс (30 декабря 2015 г.). «Берберы (амазиги)». В Смите, Энтони Д .; Хоу, Сяошо; Стоун, Джон; Деннис, Ратледж (ред.). Энциклопедия расы, этнической принадлежности и национализма Уайли Блэквелла . Оксфорд, Великобритания: Уайли. п. 1. дои : 10.1002/9781118663202.wberen411 . ISBN 978-1-118-66320-2 . Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ «Отчет Консультативного комитета по развитию региональных языков и внутреннего языкового плюрализма (2013)» . www.cultural.gouv.fr (на французском языке) . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Чакер, С. (1 мая 2004 г.). «Кабылия: Язык» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (26): 4055–4066. дои : 10.4000/энциклопедиябербере.1431 . ISSN 1015-7344 .
- ^ «Знание языков по возрасту и полу: Канада, провинции и территории, переписные отделы и переписные подразделения» . Профиль переписи населения, перепись 2021 года . Статистическое управление Канады Статистическое управление Канады. 7 мая 2021 г. Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Фроули, Уильям Дж. (2003). Международная энциклопедия лингвистики: AAVE – Эсперанто, Том 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 221. ИСБН 978-0195139778 . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ «Берберский исследовательский центр – Письмо: ливийское и Тифинаг» . www.centrederechercheberbere.fr . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Ланфри, Жак (1978). «Звава (Игававен) центрального Алжира (ономастический и этнографический очерк)» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 26 (1): 75–101. дои : 10.3406/реммм.1978.1825 .
- ^ «Кабилские берберы, АКИМ и поиск мира в Алжире | Алжир | Аль-Джазира» .
- ↑ Отношения амазигов с государством в Марокко и Алжире. Архивировано 23 марта 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Бенраба, Мохамед (16 мая 2013 г.). Языковой конфликт в Алжире: от колониализма до обретения независимости . Многоязычные вопросы. ISBN 978-1-84769-965-7 .
- ^ Лоуи, Мириам Р. (12 ноября 2009 г.). Нефтяное богатство и политическая бедность: сравнение с Алжиром . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-48175-5 .
- ^ Чачуа, Камель (2000). Звава и завая: ислам «кабилский вопрос» и государство в Алжире. Вокруг Риссалы, послание «Самые ясные аргументы, требующие реформы кабильской завая», написанное Ибну Закри (1853–1914), официальным священнослужителем колониального Алжира, опубликовано в Алжире издательством Editions Fontana в 1903 году (на английском языке). Школа перспективных исследований в области социальных наук.
- ^ Робертс, Хью (19 августа 2014 г.). Берберское правительство: кабильское государство в доколониальном Алжире . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-85772-420-5 .
- ^ Мустафа, Тиджет. Словари алжирских фамилий (на французском языке). Алжир: Издательство университета. п. 64.
- ^ Евро. Ближний Восток и Северная Африка: стр. 156 . Психология Пресс. ISBN 9781857431322 .
- ^ Уолмсли, Хью Муллену (1858). «Очерки Алжира во время Кабильской войны. Хью Муллену Уолмсли: стр. 118» .
- ^ Уиснер, Глора М. (30 января 2013 г.). Кабильский народ, Глора М. Уизнер Читайте книги. ISBN 9781447483526 .
- ^ Американская энциклопедия, том 1: стр. 568 . Гролье. 1990. ISBN 9780717201211 .
- ^ Jump up to: а б «Покорение Кабилии» . Пертская газета и Независимый журнал политики и новостей . 8 апреля 1859 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Художественный журнал Лондон, Том 4: стр. 45» . 1865.
- ^ Филд, Генри Мартин (1893). «Берберийское побережье», Генри Мартин Филд: стр. 93 .
- ^ Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1992). Африка с седьмого по одиннадцатый век . Дж. Карри. п. 164. ИСБН 978-0-85255-093-9 .
- ^ Дафтари, Фархад (2012). Исторический словарь исмаилитов . Пугало Пресс. п. 3. ISBN 978-0-8108-6164-0 .
- ^ Мир шиитов: пути в традициях и современности
- ^ Нанджира, Дэниел Дон (2010). Африканская внешняя политика и дипломатия от древности до XXI века . АВС-КЛИО. п. 92. ИСБН 978-0-313-37982-6 .
- ^ Фадж, JD (1958). Атлас истории Африки . Э. Арнольд. п. 11.
- ^ Международный журнал экономической и социальной истории, том 8
- ^ Хроники алжирских лет
- ^ Галл, Тимоти Л.; Хобби, Дженин (2009). Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark: Африка . Гейл. п. 329. ИСБН 978-1-4144-4883-1 .
- ^ Исследования, Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия), Зарубежный регион (1979). Алжир, страновое исследование . [Министерство обороны], Министерство армии. п. 15.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Orientalia, тома 54–55.
- ^ Хальм, Хайнц (2014). «Фатимиды». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, ТРИ . Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830.
- ^ Jump up to: а б Мусульманские общества в Африке: историческая антропология - Роман ЛоймайерИздательство Университета Индианы,
- ^ Хайнц Хальм (1996). Ближний и Средний Восток . Блестящий. п. 399. ИСБН 90-04-10056-3 .
- ^ Лев, Яаков (22 февраля 2022 г.). Война и общество в Восточном Средиземноморье, VII–XV вв . БРИЛЛ. п. 145. ИСБН 978-90-04-47447-5 .
- ^ Лев, Яаков (1979). «Фатимидское завоевание Египта — военно-политические и социальные аспекты» . Востоковедение Израиля. 9: 315–328. ISSN 0334-4401.
- ^ Первый крестоносец: Священные войны Византии
- ^ Азиатский журнал и ежемесячный реестр Британской Индии и ее зависимых территорий, том 24 Блэк, Парбери и Аллен,
- ^ Турчин, Питер; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем. 12 (2): 222. ISSN 1076-156X.
- ^ История Африки - Дж. Д. Фейдж: стр. 166.
- ^ Кембриджская история Африки, Том 3 - Дж. Д. Фейдж: стр. 16
- ^ Саладин, Альмохады и Бану Гания: Битва за Северную Африку: стр. 42
- ^ Ислам: Искусство и архитектура: стр. 614.
- ^ Исторический словарь берберов (Имазиген): стр. 55 и 56.
- ↑ Кочевники и крестоносцы, 1000–1368 гг. Н.э., Арчибальд Росс Льюис.
- ^ Первая энциклопедия ислама Э.Дж. Брилла, 1913–1936 , том 4, опубликованная М.Т. Хоутсма, Страница: 600
- ^ Jump up to: а б с Лайдани, Амар. (2019). Признание тамазайтских языков в законе Алжира . Университетское обучение Бабеш-Бойяи Уриспруденция.
- ^ Дэвис, Диана К. (11 сентября 2007 г.). Возрождение житницы Рима: экологическая история и французская колониальная экспансия в Северной Африке . Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-8214-1751-5 .
- ^ Белаид Абане, Алжир в состоянии войны: Абан Рамдан и винтовки восстания , с. 74
- ^ Jump up to: а б Монбейг, Пьер (1992). «Политическая оппозиция в тупике». Обзор мусульманского мира и Средиземноморья . 65 (1): 125–140. дои : 10.3406/remmm.1992.1560 . ISSN 0997-1327 .
- ^ Саид Малик Чеурфа ⵣ (3 августа 2011 г.), Восстание Хосина Айт Ахмеда и Моханда Улхаджа 28 сентября 1963 г., автор Malik Cheurfa.flv , получено 22 апреля 2019 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «ПЕРЕД ПРОЕКТОМ ПЕРЕСМОТРА КОНСТИТУЦИИ» (PDF) . Пресс-служба Алжира . 6 января 2016 года . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ «Электронная книга ВОСТОЧНАЯ КАБИЛИЯ В ИСТОРИИ – Страна Кутума и колониальная война Хосни Китуни» . www.harmatheque.com . Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ Абдельфетта Лалми, Неджма (1 января 2004 г.). «К мифу о кабильском изоляте» . Cahiers d'Etudes Africaines (на французском языке). 44 (175): 507–531. doi : 10.4000/studiesafricaines.4710 . ISSN 0008-0055 .
- ^ Универсальный, Энциклопедия. «КАБИЛЕС» . Универсальная энциклопедия Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ Джейн Э. Гудман (3 ноября 2005 г.). Берберская культура на мировой арене: от деревни к видео . Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN 0-253-11145-5 .
- ^ Леклерк, Жак (5 апреля 2009 г.). «Алжир: Географическая и делингвистическая ситуация» . Лингвистическое планирование в мире (на французском языке). Университет Лаваля . Архивировано из оригинала 24 января 2010 года . Проверено 8 января 2010 г.
- ^ Коссманн, Мартен (18 июля 2013 г.). Арабское влияние на северных берберов . БРИЛЛ. п. 98. ИСБН 978-90-04-25309-4 .
- ^ Балдауф, Ричард Б.; Каплан, Роберт Б. (1 января 2007 г.). Языковое планирование и политика в Африке . Многоязычные вопросы. ISBN 978-1-84769-011-1 .
- ^ Абдельмаджид Ханнум, Насильственная современность: Франция в Алжире , стр. 124, 2010, Гарвардский центр исследований Ближнего Востока, Кембридж, Массачусетс, Амар Булифа, Джурджура через историю от античности до 1830 года: организация и независимость Зуауа (Большого Кабили) , стр. 197, 1925, Алжир.
- ^ Люсьен Улахбиб , Существует ли арабский мир? , стр. 12, 2005 г., Editions de Paris, Париж.
- ^ https://www.euronews.com/2012/05/12/election-hit-by-irregularities-says-algerian-opposition-leader. Архивировано 17 декабря 2020 г. в Wayback Machine , Euronews, «Выборы поражены нарушениями». , - говорит лидер алжирской оппозиции", www.euronews.com, 12 мая 2012 г., по состоянию на 5 октября 2020 г.
- ^ «Мосин Белаббес: «Если меня вызовут в суд, я отвечу» . Патриотический Алжир (на французском языке). 29 сентября 2020 г. . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ www. kabylia-gov.org , веб-сайт правительства Кабилии
- ^ Салем Чакер, «К социальной истории берберов во Франции». Архивировано 12 ноября 2012 г. в Wayback Machine , Les Actes du Colloquium Paris - Inalco, октябрь 2004 г.
- ^ Джеймс Минахан, Энциклопедия наций без гражданства: DK , Good Publishing Group, 2002, стр.863. Цитата: «За пределами Северной Африки самая большая кабильская община, насчитывающая около 1 миллиона человек, находится во Франции».
Внешние ссылки
- Временное правительство Кабилии (АНАВАД)
- Кабильское движение за автономию [ постоянная мертвая ссылка ]
- Кабильский новостной сайт (на Кабиле)
- Социальный веб-сайт
- Кабильский новостной сайт (на французском языке)
- Ethnologue.com о кабильском языке
- Алжирская лингвистическая политика. Архивировано 28 апреля 2006 г. в Wayback Machine (на французском языке).
- Культурный объект (на французском языке)
- Анализ