Jump to content

Традиционная берберская религия

Традиционная берберская религия – это древний исконный набор верований и божеств, которых придерживаются берберы . Многие древние берберские верования были развиты на местном уровне, тогда как другие находились под влиянием со временем через контакты с другими, такими как древнеегипетская религия , или заимствованы в древности из пунической религии , иудаизма , иберийской мифологии и эллинистической религии . Некоторые из древних берберских верований все еще существуют сегодня в рамках берберской популярной культуры и традиций. Синкретическое влияние традиционной берберской религии можно обнаружить и в некоторых других конфессиях.

Погребальные практики [ править ]

Археологические исследования доисторических гробниц в Магрибе показывают, что тела умерших были окрашены охрой . Хотя эта практика была известна иберомаврам , эта культура, по-видимому, была в первую очередь капсийской индустрией. Мертвых также иногда хоронили со скорлупой страусиных яиц, украшениями и оружием . Тела обычно хоронили в позе эмбриона . [1]

В отличие от большинства материковых берберов, гуанчи мумифицировали умерших. Кроме того, в 1958 году профессор Римского университета Фабрицио Мори (1925–2010) обнаружил ливийскую мумию возрастом около 5500 лет — примерно на тысячу лет старше любой известной древнеегипетской мумии. [2] [3]

Культ мертвых [ править ]

Геродот в «Истории» заявил, что культ мертвых был одной из отличительных особенностей Ливии в древности. [4] Помпоний Мела сообщил, что авгилы (современные авжилы в Ливии ) считали духов своих предков божествами. Они клялись ими и советовались с ними. Сделав просьбы, они спали в своих гробницах, ожидая ответов во сне. [5]

Геродот (484 г. до н. э. – 425 г. до н. э.) отметил ту же практику среди насамонов , населявших пустыни вокруг Сивы и Авгилы. Он написал:

Они клянутся людьми между собой, которые, по слухам, были самыми законными и храбрыми, тем, говорю я, возлагая руки на их могилы; и они гадают, посещая могильные курганы своих предков и ложась на них спать после молитвы; и что бы человек ни увидел во сне, он принимает это. [6]

Берберы тоже поклонялись своим правителям. [7] Гробницы нумидийских правителей являются одними из самых известных памятников, оставленных классическими берберами.

Почитание (а не поклонение) святым , существующее среди современных берберов в форме марабутизма , широко распространенного в северо-западной Африке, может содержать или не содержать следы прежних верований или обычаев относительно мертвых. [ нужна ссылка ]

гробницы Древние берберские

Мавзолей Мадгасена

Гробницы нумидийцы древних людей и их предков указывают на то, что берберы и их предки ( и мавританцы ) верили в загробную жизнь . Доисторические жители северо-западной Африки хоронили тела в маленьких ямах. Когда они поняли, что тела, захороненные в незащищенных ямах, были выкопаны дикими животными, они стали закапывать их в более глубокие. Позже умерших хоронили в пещерах, курганах, гробницах в скалах, курганах и других типах гробниц. [1]

Эти гробницы превратились из примитивных построек в гораздо более сложные, такие как пирамидальные гробницы, распространенные по всей Северной Африке. Честь быть похороненным в такой гробнице, судя по всему, была предоставлена ​​тем, кто был наиболее важен для своих общин.

Эти гробницы-пирамиды привлекли внимание некоторых ученых, таких как Мохамед Чафик , который написал книгу, в которой обсуждается история нескольких гробниц, сохранившихся до наших дней. Он пытался связать пирамидальные берберские гробницы с великими египетскими пирамидами на основе этимологических и исторических данных. [8] Самыми известными берберскими пирамидами являются 19-метровая (62 фута) доримская нумидийская пирамида Медрасена и 30-метровая (98 футов) древняя мавританская пирамида. [9] Нумидийская пирамида в Типазе также известна как Кбур-эр-Румия или Гробница Джубы и Сипакса , что французские колонисты неправильно перевели как Гробница христианки . [9] В гробнице находятся могилы короля Джубы II и царицы Клеопатры Селены II , правителей Мавритании.

Мегалитическая культура [ править ]

Августин Гиппопотамский упоминал, что африканцы- политеисты поклонялись камням. [10] Апулей также утверждал, что во втором веке поклонялись камням. [10] Мегалитическая культура могла быть частью культа мертвых или поклонения звездам . [10]

Памятник Мсуры — самый известный мегалитический памятник на северо-западе Африки. Он состоит из круга мегалитов, окружающих курган . Самый высокий мегалит имеет высоту более 5 метров (16 футов). По легенде, это гробница греко-римского великана Антея . [11] Еще один мегалитический памятник был обнаружен в 1926 году к югу от Касабланки . На памятнике были выгравированы погребальные надписи берберским письмом, известным как Тифинаг . [10]

Геродот упоминал, что древние берберы поклонялись луне и солнцу и приносили им жертвы. Он сообщил:

Они начинают с ушей животного, которые отрезают и бросают над своим домом; после этого они убивают животное, скручивая шею. Они приносят его в жертву Солнцу и Луне, но не каким-либо другим божествам. Это поклонение является общим для всех ливийцев. [12]

Туллий Цицерон (105–43 гг. до н. э.) также сообщил о том же культе в «О республике» (Сон Сципиона) :

Когда меня ( Сципиона ) представили ему, старик ( Массинисса , король Массиле ) обнял меня, прослезился, а затем, взглянув на небо, воскликнул: «Я благодарю тебя, о верховное Солнце, и тебя также, другие небесные существа». существа, которых, прежде чем я ушел из этой жизни, я вижу в своем царстве и в своем дворце Публия Корнелия Сципиона. [13]

В Северо-Западной Африке было найдено несколько латинских надписей, посвященных богу солнца. Примером может служить надпись, найденная на Сук Ахрас (место рождения Августина; Тагасте в Алжире ), написанная « Solo Deo Invicto ». [14] Самуил Исповедник, судя по всему, пострадал от поклонявшихся солнцу берберов, которые безуспешно пытались заставить его поклоняться солнцу.

В берберском пантеоне также было множество божеств, известных римлянам как Дии Маури (буквально «мавританские боги»), изображенных на рельефах, а также являвшихся предметом посвящений. [15] В римский период Сатурн и Опс были центром важного культа, включавшего в себя культ Баал-Хаммона и Танит , двух божеств пунического происхождения. [ нужна ссылка ]

Ливийско-египетские верования [ править ]

Древние египтяне были соседями берберов, поскольку были обнаружены такие следы поклонения берберам древнеегипетским божествам , и было высказано предположение, что обе культуры разделяли по крайней мере некоторых из этих богов:

О культе Исиды и Сета у берберов Геродот сообщил:

Однако ни одно из этих ливийских племен никогда не пробовало мяса крупного рогатого скота, но воздерживаются от него по той же причине, что и египтяне, и не разводят свиней. Даже в Кирене женщины и мужчины считают неправильным есть мясо крупного рогатого скота, почитая Исиду, египетскую богиню, которой они поклоняются как постами, так и праздниками. Кроме того, баркейские женщины и мужчины воздерживаются также от мяса свиньи. [16]

Эти ливийцы не ели мясо свиньи, потому что оно ассоциировалось с Сетом, и не ели мясо крупного рогатого скота, потому что оно ассоциировалось с Исидой. [17]

Самым замечательным общим богом берберов и египтян был Амон и Амунет . [18] Этих божеств сложно отнести только к одному пантеону . Хотя большинство современных источников игнорируют существование Амона и Амунета в берберской мифологии, он и она были двумя величайшими древними берберскими божествами. [19] Он и Она почитались древними греками в Киренаике и были объединены с финикийским богом Ваалом и богиней Анат из-за ливийского влияния. [20] Ранние изображения баранов и овец (возможно, связанные с ранней формой культа этих божеств) в Северной Африке датируются периодом между 9600 и 7500 годами до нашей эры.
Самым известным храмом Амона и Амунета в Древней Ливии был аугурационный храм в оазисе Сива в Египте, оазисе, до сих пор населенном берберами.

берберов от египетских божеств происхождение Возможное

Египтяне считали, что некоторые египетские божества имели ливийское происхождение, например, Нейт , которая, по мнению египтян, эмигрировала из Ливии, чтобы основать свой храм в Саисе в дельте Нила.Некоторые люди также считают, что существует связь между тем, как египтяне изображали определенных божеств, и тем, как они изображали ливийских людей, как в случае с Аментом .

Осирис также был среди египетских божеств, почитаемых в Ливии, и доктор Э.А. Уоллис Бадж (в дополнение к нескольким другим ученым) считал, что Осирис изначально был ливийским богом, говоря о нем: «Все, что записано о нем в текстах всех периодов, доказывает, что он был коренным богом Северной Африки (современная Ливия), и что его дом и происхождение, возможно, были ливийскими». [21]

Некоторые легенды даже рассказывают, что Афина родилась в озере Тритонис (на территории современной Ливии ).

Финикийско-берберские верования [ править ]

[ нужны разъяснения ]

Финикийцы , первоначально были семитским народом населявшим побережье современного Ливана , а позднее и Туниса . Финикийцы Ливана были мореплавателями и основали Карфаген в 814 году до нашей эры. Позже они породили так называемую пуническую культуру , берущую свои корни в берберской и финикийской культурах. Некоторый [ ВОЗ? ] ученые выделяют в отношениях между финикийцами и берберами два этапа:

битвой при Гимере (480 г. до н.э. Перед )

Когда финикийцы поселились в Северо-Западной Африке, они остались в прибрежных регионах, чтобы избежать войн с берберами. Они сохранили своих божеств, которые привезли со своей родины. Таким образом, у ранних карфагенян было два важных финикийских божества: Ваал и Анат .

После битвы при Гимере [ править ]

Карфаген начал вступать в союз с берберскими племенами после битвы при Гимере , в которой карфагеняне потерпели поражение от греков. Помимо политических изменений, карфагеняне импортировали некоторые берберские божества.

Баал и Анат были главными божествами, которым поклонялись в Карфагене. Изображения этих божеств можно найти в нескольких местах по всей Северной Африке. Также поклонялись богине Танит и богу Баал-Хаммону , которые, как полагают, имеют берберское происхождение. [ нужна ссылка ] . Сами имена Баал-Хаммон и Танит имеют берберскую языковую структуру. Многие женские и мужские имена в берберских языках оканчиваются на «т» и «н» . Некоторые ученые полагают, что египетская богиня Нейт и египетский бог Хнум были подобны ливийской богине Танит и ливийскому богу Баал-Хаммону. Существуют также массийские и финикийские имена, которые, очевидно, имеют корни от бога Ваала, такие как Адхербал и Ганнибал , а также имена, происходящие от Анат.

- верования ливийские Греко

Древние греки основали колонии в Киренаике . Греки оказали влияние на пантеон восточной Ливии, но на них также повлияли ливийская культура и верования. В целом ливийско - греческие отношения можно разделить на два разных периода. В первый период у греков были мирные отношения с ливийцами. Позже между ними были войны. Эти социальные отношения отражались в их убеждениях.

Перед битвой при Ирассе (570 г. до н. . э )

Первым заметным проявлением ливийского влияния на киренайско-греческие верования является само название Киренаика. Первоначально это имя было именем легендарной фессалийской женщины-воительницы и царицы, известной как Кирена , которая правила Фессалией в Греции, а затем Киреной в Ливии. Согласно легенде, Кирена была отважной женщиной-охотницей и царицей, которая охотилась и ела львов и всех других животных. Она дала свое имя городу Кирене в Ливии. Греки-эмигранты сделали ее своей защитницей помимо своего греческого бога Аполлона . [22]

Греки Киренаики также переняли некоторые берберские обычаи. Геродот (Книга IV 120) сообщал, что ливийцы научили греков запрягать в колесницу четырех лошадей (римляне использовали эти ливийские колесницы позже, после того как их научили этому греки). Киренаикские греки построили храмы для ливийских божеств Амона и Амунета вместо своих первоначальных богов Зевса и Геры . Позже они отождествили своего бога и богиню грозы Зевса и Геру с ливийскими Амоном и Амунетом. [23] Некоторые из них сами продолжали поклоняться Амону и Амунет. Культ Амона и Амунета был настолько распространен среди греков, что даже Александр III Македонский решил быть объявленным сыном Амона и Амунета в сиванском храме Амона и Амунета ливийскими жрецами Амона и Амунета и был объявлен таковым. [24]

Древние историки упоминали, что некоторые греческие божества имели ливийское происхождение. , дочь Бронта и Метиды, Некоторые древние историки, такие как Геродот, считали, что Афина имела ливийское происхождение. Эти древние историки утверждали, что первоначально ливийцы почитали ее в Ливии, на озере Тритонис , где, согласно ливийским легендам, она родилась от бога Бронта и богини Метиды. Геродот писал, что эгида и одежда Афины были типичны для ливийских женщин.

Геродот также заявил, что Посейдон (важный греческий бог воды ) был перенят греками от ливийцев. Он подчеркнул, что никто другой народ не поклонялся Посейдону с давних времен, кроме ливийцев, которые распространяли его культ:

Я думаю, что они получили свои имена от пеласгов, за исключением Посейдона; но об этом боге эллины узнали от ливийцев, ибо ни один народ, кроме ливийцев, не носил с самого начала имя Посейдона и всегда воздавал почести этому богу. [25]

Некоторые другие греческие божества были связаны с Ливией. Считалось, что богиня Ламия возникла в Ливии, как Медуза и Горгоны . Греки, по-видимому, также встречали бога Тритона в Ливии. Современные берберы, возможно, полагали, что Геспериды находились на территории современного Марокко. Считалось, что Геспериды были дочерьми Атласа , бога, которого связывал с Атласскими горами Геродот . Горе Атлас поклонялись берберы, а Канарские острова представляли дочерей Атласа.

После битвы при Ирассе [ править ]

Греки и ливийцы начали нарушать свою гармонию еще в период Батта II Киренского . Баттус II начал тайно приглашать другие греческие группы в Ливию, Тунис и Восточный Алжир. Ливийцы и Массил считали это опасностью, которую необходимо остановить. Берберы начали сражаться против греков, иногда в союзе с египтянами, а иногда с карфагенянами. Тем не менее, греки оказались победителями.

Антей изображен с длинными волосами и бородой, в отличие от Геракла .

Некоторые историки считают, что миф об Антее и Геракле был отражением тех войн между ливийцами и греками.

Римско-берберские верования [ править ]

Римляне сначала объединились с массилами против Карфагена. Они победили Карфаген в 146 г. до н.э. Но позже они также присоединили Массиле к Римской империи .

Имперский период [ править ]

Согласно Плинию Старшему , ливийцы чтили богиню войны Ифри, которая считалась защитницей своих поклонников (и, похоже, была влиятельной богиней в Северной Африке) и изображали ее на берберских монетах. Эта богиня по-разному изображалась на нумидийских монетах первого века до нашей эры. Когда римляне завоевали Северную Африку, она появилась в скульптуре и на монетах римских государств Северной Африки.

Римский пантеон, похоже, был принят в целом, хотя культ Сатурна и Опса, как упоминалось выше, был, пожалуй, самым важным.

В более поздних текстах появляется новый бог, отождествляемый с такими племенами, как австрийцы, за пределами римских границ Ливии. Гурзил был богом войны, который отождествлял себя с сыном Амона и Амунет. Его взяли с собой берберы в свои сражения с византийцами. Корипп упоминал, что вожди Лагуаты взяли своего бога Гурзиля в битву против византийцев и арабов . Весьма вероятно, что святилище Гурзиля находилось в Гирзе, в Ливии, где на замечательных рельефах изображен благородный ливиец, получающий дань, сидя на курульном стуле. [26]

См. также [ править ]

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уаши, Мустафа. «Берберы и смерть». Эль-Харака
  2. ^ «Ван Мухуджиаг» . Проверено 16 ноября 2015 г. ( см. у Уана Мухуджиага .) Дополнительную информацию
  3. ^ Хук, Крис (режиссер) (2003). Тайна Черной Мумии (Кинофильм). Ливия, США: Магеллан ТВ. Архивировано из оригинала 01 апреля 2020 г. Проверено 7 октября 2019 г.
  4. ^ Бретт, Майкл и Элизабет Фентресс. 1996. Берберы . Оксфорд: Блэквелл, с. 35
  5. ^ Бретт, Майкл и Элизабет Фентресс, с. 35
  6. Геродот, Истории , Книга 4, 170.
  7. ^ Джеймс Гастингс, Энциклопедия религии и этики, часть 4 - с. 512
  8. ^ Тавалт, ливийский сайт Massyle. Архивировано 2 января 2007 г. в Wayback Machine (на арабском языке) , Чафик, Мохаммед. Журнал Тифинаг. Берберские лексические элементы, которые могут пролить свет на поиски доисторического происхождения пирамид .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шафик, Мохаммед. Журнал Тифинаг. Берберские лексические элементы, которые могут пролить свет на поиски доисторического происхождения пирамид
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д . «Берберы и скалы».
  11. Tertre de M'zora. Архивировано 24 июня 2004 г. в Wayback Machine (на французском языке).
  12. ^ Геродот, Истории , книга IV, 168–198 .
  13. ^ М. Туллий Цицерон (105–43 до н. э.): из книги «О республике (Сон Сципиона)» .
  14. ^ Джеймс Гастингс, Энциклопедия религии и этики, часть 4, стр. 508.
  15. ^ Элизабет Фентресс, 1978, «Ди Маури и Дии Патрии» Латомус 37, 2–16
  16. ^ Геродот: Истории.
  17. ^ «Женщины и передача ливийской культуры» , «Влияние женщин на классическую цивилизацию» , Routledge, стр. 139–149, 31 июля 2004 г., doi : 10.4324/9780203209653-13 , ISBN  978-0-203-20965-3 , получено 14 августа 2023 г.
  18. ^ Уильям Шалер (1824 г.). Сообщение о языке, нравах и обычаях берберов или бреберов Африки в серии писем П. С. Дюпонсо, зачитанных перед амер. Фил. соц. и опубл. в новой сер. своих сделок . стр. 18 –.
  19. ^ Х. Бассет, Пунические влияния среди берберов, стр. 367-368.
  20. ^ Мохаммед Чафик, Tifinagh Review...
  21. ^ Цитируется Льюисом Спенсом в «Древнеегипетских мифах и легендах» ; п. 64
  22. ^ К. Фриман Греческий город-государство - Нью-Йорк, 1983, с. 210.
  23. ^ Орик Бейтс, Восточные ливийцы.
  24. ^ Мохаммед Чафик, обзор Тифинаг...
  25. ^ Геродот Книга 2: Эвтерпа 50
  26. ^ О. Броган и Д. Смит, 1984, Гирза: ливийское поселение в римский период. Триполи.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63666a14693cbf91b85f755bf99a062c__1715012640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/2c/63666a14693cbf91b85f755bf99a062c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Traditional Berber religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)