Jump to content

Танит

Бюст человеческой фигуры, которая, как иногда предполагалось, представляет Танит, но, скорее всего, это Деметра. [1] найден в карфагенском некрополе Пуч-де-Молин , датирован 4 веком до нашей эры, хранится в музее Пуч-де-Молин на Ибице, Испания.

Танит или Тиннит ( пунический : 𐤕𐤍𐤕 Tīnnīt [2] ) была главным божеством Древнего Карфагена , она происходит от местного берберского божества и супруги Баал-Хаммона . [3] [4] Поскольку Аммон — местное ливийское божество [5] то же самое относится и к Таннит, которая представляет матриархальный аспект нумидийского общества. [6] которую египтяне идентифицируют как Нейт , а греки — как Афину .

Вариант имени «Танит», по-видимому, возник в Карфагене (современный Тунис ), хотя он не встречается в местных теофорных именах . [7] До 1955 года имя богини указывалось только на финикийском языке , написанном без гласных. Его произвольно озвучили как «Танит». В 1955 году пунические надписи, транслитерированные греческими буквами , найденные в Эль-Хофре (недалеко от Константина, Алжир ), транслитерировали имя как греческое : Θινιθ (Тинит) и греческое : Θεννειθ (Теннейт). Надписи указывают на то, что это имя, вероятно, произносилось как Тиннит. [2] Тем не менее, многие ученые и писатели продолжают использовать Танит. Танит приравнивалась к богине войны Астарте , а позже ей поклонялись в римском Карфагене в ее романизированной форме как Деа Целестис , Юнона Целестида или просто Целестида .

В современном тунисском арабском языке принято призывать Омек Танну или Умук Тангу («Мать Танну» или «Мать Тангу», в зависимости от региона), в годы засухи, чтобы вызвать дождь. [8] Точно так же в алжирском, тунисском и многих других разговорных формах арабского языка термин « земледелие Баали » относится к неорошаемому земледелию. [9] Такое использование засвидетельствовано в иврите , ханаанском языке, родственном финикийскому , уже во II веке нашей эры в Мишне . [10]

Поклонение

[ редактировать ]
Пуническая монета с изображением Танит, отчеканенная в Пуническом Карфагене между 330 и 300 годами до нашей эры.

Танит поклонялись в пуническом контексте в Западном Средиземноморье, на Сицилии , Мальте , в Северной Африке , Гадесе и во многих других местах в эллинистические времена.

Хотя поклонение Танит имеет массовый местный культ, зародившийся в Северной Африке. [11] , поскольку в древнем Карфагене Астарте поклонялись наряду с богиней Танит, то эти два божества явно не равны и одно не происходит от другого. до сих пор существует теория, что она возникла в связи с финикийским божеством Астартой ( Иштар ), собственное поклонение которой впервые датируется финикийскими городищами Сидона и Тира . В ее святилище, раскопанном в Сарепте на юге Финикии, была обнаружена надпись, которая, как предполагалось, впервые идентифицировала ее на ее родине и надежно связывала ее с финикийской богиней Астартой ( Иштар ). [12] Иконографические изображения обоих божеств позднее становятся схожими. [13] [14] Было предложено, чтобы отношения между обоими божествами были ипостасными по своей природе, представляя два аспекта одной и той же богини. [15] [14]

Начиная с пятого века до нашей эры, поклонение Танит связано с поклонением Баалу-Хаммону . Ей дан эпитет пене баал («лицо Ваала») и титул рабат , женская форма слова раб («начальник»). [16] В Северной Африке , где надписи и материальные остатки более многочисленны, она была, а также супругой Баал-Хаммона, небесной богиней войны , «девственной» (незамужней) богиней-матерью и кормилицей и, менее конкретно, символ плодородия , как и большинство женских форм. [17] Поклонение Танит стало популярным в тирийской колонии Карфаген, особенно после разделения Карфагена и Тира в пятом веке до нашей эры, когда традиционные финикийские культы Астарты и Мелькарта были вытеснены пуническим поклонением Танит и Баал-Хаммону. [15]

Танит с головой льва

Некоторые из главных греческих богинь были отождествлены с Танит посредством синкретической интерпретации graeca , которая признавала греческими божествами в иностранном обличии богов большинства окружающих неэллинских культур.

Финикийцы распространили культ Танит-Астарты на Пиренейский полуостров с основанием Гадира (современный Кадис ) и других колоний, где богиня также могла быть ассимилирована с местными божествами. Ее поклонение все еще было активным после римского завоевания, когда она была объединена с римской богиней Юноной (вместе с элементами Дианы и Минервы ) в богине по имени Деа Целестис , точно так же, как Баал-Хаммон был ассимилирован с Сатурном . Деа Целестис сохраняла пунические черты до конца классической античности в четвертом веке нашей эры. [15] [14] Точно так же, спустя долгое время после падения Карфагена , Танит все еще почиталась в Северной Африке под латинским именем: Юнона Целестис , из-за ее отождествления с Юноной. [18] [ ненадежный источник ] Древние берберы Северной Африки также переняли пунический культ Танит. [19]

Храм Юноны Целестис , посвященный богине-защитнице города Юноне Целестис (римское название Танит), был одним из крупнейших строительных памятников римского Карфагена и стал святым местом для паломников со всей Северной Африки и Испании. [20]

Иконография

[ редактировать ]
Стела с символом Танит в Тофете Карфагена , включая полумесяц над фигурой.

Ее символ ( знак Танит ), встречающийся на многих древних каменных резьбах, представляет собой трапецию, замкнутую горизонтальной линией вверху и увенчанную посередине кругом; горизонтальный рычаг часто заканчивается либо двумя короткими вертикальными линиями, расположенными под прямым углом к ​​нему, либо крючками. Позже трапецию часто заменяли равнобедренным треугольником . Символ интерпретируется датским профессором семитской филологии Ф.О. Хвидберг-Хансеном как женщина, поднимающая руки. [21] Она также представлена ​​полумесяцем и символом Венеры . [15]

Как и Астарта , Танит часто изображается обнаженной , как символ сексуальности, [14] и ездит на льве или сама имеет львиную голову, демонстрируя свои качества воина. [14] [21] под влиянием египетского произведения искусства Исиды Она также изображена крылатой, возможно , . Связанные с ней животные и растения — лев, голубь , пальма и роза . [15] Другой мотив уподобляет ее Европе , изображая Танит как женщину верхом на быке , который олицетворяет другое божество, возможно, Эль . [14]

Детское жертвоприношение

[ редактировать ]

Истоки Танит можно найти в пантеоне Угарита , особенно в угаритской богине Анат (Hvidberg-Hansen 1982). Существуют важные, хотя и спорные, свидетельства, как археологические, так и в древних письменных источниках, указывающие на то, что жертвоприношение детей является частью поклонения Танит и Баал-Хаммону. [22]

Некоторые археологи предположили, что имели место жертвоприношения младенцев. Лоуренс Э. Стагер, руководивший раскопками Карфагенского тофета в 1970-х годах, считает, что там практиковались жертвоприношения младенцев. Паоло Кселла из Национального исследовательского совета в Риме обобщил текстовые, эпиграфические и археологические свидетельства карфагенских жертвоприношений младенцев. [23]

Археологические свидетельства

[ редактировать ]
Стелы в Тофете Саламбо, покрытые сводом, построенным в римский период.

Тофет еврейский термин из Библии , используемый для обозначения места недалеко от Иерусалима, где, как говорят, хананеи и израильтяне , отступившие от иудаизма из-за ханаанского идолопоклонства , приносили в жертву детей. Сейчас он используется как общий термин для всех подобных мест с кремированными останками людей и животных. В еврейской Библии не уточняется, что израильские жертвы были похоронены, а только сожжены, хотя «место сожжения», вероятно, находилось рядом с местом захоронения. Мы понятия не имеем, как сами финикийцы относились к местам сожжения или захоронения или к самой практике.

Было идентифицировано несколько очевидных тофетов, в основном большой в Карфагене , получивший название Тофет Саламбо, в честь района, где он был раскопан в 1921 году. [24] Было обнаружено, что почва в Тофете Саламбо полна древесного угля оливкового дерева, вероятно, из жертвенных костров. Здесь находился храм богини Танит и некрополь . Останки животных, в основном овец и коз, найденные внутри некоторых урн Тофета, убедительно свидетельствуют о том, что это не было местом захоронения преждевременно умерших детей. Животные приносились в жертву богам, предположительно вместо детей (в одной сохранившейся надписи животное упоминается как «заменитель»). Предполагается, что детей, которым не повезло, и у них не было замены, также приносили в жертву, а затем хоронили в Тофете. Останки включают тела как очень маленьких детей, так и мелких животных, и те, кто выступает в пользу детского жертвоприношения, утверждают, что если в жертву приносились животные, то и дети тоже. [25] К IV веку до нашей эры площадь, покрытая Тофетом в Карфагене, вероятно, составляла более полутора акров. [26] с девятью различными уровнями захоронений. Около 20 000 урн было депонировано между 400 и 200 годами до нашей эры. [26] эта практика продолжалась до первых лет христианской эры . В урнах находились обугленные кости новорожденных, а в некоторых случаях кости зародышей и двухлетних детей. Эти двойные останки были истолкованы как означающие, что в случае мертворожденных детей родители приносят в жертву своего младшего ребенка. [27]

Подробная разбивка по возрасту похороненных детей включает внутриутробных лиц, то есть мертворожденных. Также утверждается, что возрастное распределение останков на этом участке соответствует захоронению детей, умерших естественной смертью незадолго до или после рождения. [25] Серджио Рибикини утверждал, что Тофет был «детским некрополем, предназначенным для приема останков младенцев, умерших преждевременно от болезни или других естественных причин, и которые по этой причине были «предложены» конкретным божествам и похоронены в месте, отличном от один предназначен для обычных мертвецов». Он добавляет, что это, вероятно, было частью «попыток обеспечить благосклонную защиту тех же божеств для выживших». [28] Однако этот анализ оспаривается; Патрисия Смит и ее коллеги из Еврейского университета и Гарвардского университета на основании анализа зубов и скелета в Карфагенском Тофете показывают, что возраст младенцев на момент смерти (около двух месяцев) не коррелирует с ожидаемым возрастом естественной смертности (перинатальной). [29]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

В Гюстава Флобера историческом романе «Саламбо» (1862) главная героиня — жрица Танит. Мато, главный герой-мужчина, ливийский наемник-повстанец, воюющий с Карфагеном, врывается в храм богини и крадет ее вуаль. [30]

В трилогии Кейт Эллиот « Странник духов » романтизированная версия Танит — одно из многих божеств, которым обычно поклоняются в политеистической Европе. Рассказчица Екатерина часто обращается к «Блаженной Танит, Защитнице женщин», и богиня время от времени является ей.

Г.К. Честертон ссылается на Танит в своем отчете о Пунических войнах , «Войне богов и демонов» (глава его книги «Вечный человек »). Описывая культурный шок , вызванный вторжением иностранных армий в Италию, когда Ганнибал пересек Альпы , Честертон писал:

Это был Молох на латинской горе, взиравший своим ужасающим лицом на равнину; это Ваал попирал виноградники каменными ногами; это был голос Танит-невидимки, шептавший за ее развевающимися покрывалами о любви, которая более ужасна, чем ненависть.

В Маргарет Этвуд книге «Слепой убийца» на карфагенской погребальной урне есть эпиграф , который гласит: «Я плыл, море было безбрежным, я не видел берега. / Танит была беспощадна, мои молитвы были услышаны. / О вы, тонущие в любимая, вспомни меня».

В Джона Мэддокса Робертса « альтернативном историческом романе Дети Ганнибала» , в котором карфагеняне выиграли Вторую Пуническую войну , одним из персонажей является принцесса Зарабель, лидер культа Танит.

Айзека Азимова 1956 года В научно-фантастическом рассказе « Мёртвое прошлое » рассказывается об Арнольде Поттерли, профессоре древней истории, который одержим идеей оправдать карфагенян за принесение в жертву детей и пытается получить доступ к хроноскопу , устройству, позволяющему осуществлять прямое наблюдение. прошлых событий. В конце концов, одержимость Поттерли карфагенским прошлым имеет далеко идущие последствия для современного общества.

Собственное имя

[ редактировать ]

В наше время это имя, часто с написанием Танит , использовалось как женское имя как для реальных людей, так и в художественной литературе.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ https://www.diariodeibiza.es/ibiza/2015/11/13/imagen-impostora-tanit-ibiza-30365878.html Самая известная икона пунической богини, вероятно, представляет собой греческую богиню Деметру - самое известное иконическое изображение. пуническая богиня, вероятно, представляет собой греческую богиню Деметру.
  2. ^ Jump up to: а б Фридрих, Йоханнес (1957). «Пунические исследования» . Журнал Немецкого восточного общества . 107 (нФ 32) (2): 282-298: с. 283, 285-286. JSTOR   43369103 . Проверено 19 декабря 2022 г. (ДжСтор)
  3. ^ Майлз, Ричард (2011). Карфаген должен быть разрушен: взлет и падение древней цивилизации . Пингвин. п. 68.
  4. ^ Стандартный опрос: Хвидберг-Хансен, Ф.О. (1982). Богиня ТНТ: исследование ханаанско-пунической религии (на французском языке). Копенгаген: Гад. . Обширный критический обзор Г.В. Альстрема появился в Journal of Near Eastern Studies 45 (4), октябрь 1986 г., стр. 311–314.
  5. ^ Ливиус. «Аммон (Божество)» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 26 июля 2024 г.
  6. ^ Кэмпс, Г. (1 января 1989 г.). «Афина» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (7): 1011–1013. дои : 10.4000/энциклопедиябербере.1211 . ISSN   1015-7344 .
  7. ^ Бликер, класс Жуко; Виденгрен, Гео (1988). Historia Religionum, Том 1: Религии прошлого . Брилл. стр. 100-1 209 и далее . ISBN  90-04-08928-4 . В Карфагене великую богиню зовут Тиннит (ранее читалось Танит).... Казалось бы, Тиннит — это специфическая карфагенская форма Астарты, но, как ни странно, нет теофорных имен, содержащих элемент Тиннит, зато есть несколько с Астартой. . Название, по-видимому, возникло в Карфагене....
  8. ^ Резгуй, Садок (1989). Тунисские песни (на французском языке). Тунис: Тунисское издательство.
  9. ^ Восьмой вклад в историю классических исследований и древнего мира Арнальдо Момильяно - 1987, стр. 240.
  10. ^ «Мишна Швиит 2:9» . www.sefaria.org . Проверено 10 августа 2021 г.
  11. ^ Клермон-Ганно, Шарль Симон (1895). «Танит и Деметра» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 39 (4): 291–292. дои : 10.3406/crai.1895.70598 . историческое происхождение богини, квалифицируемой как богиня-мать (Амма или Эмм), является африканским, что, как показывает эпиграфика,
  12. ^ Причард, Джеймс Б. (1978). Возвращение Сарепты, финикийского города . Издательство Принстонского университета. . Надпись читается как TNT TTRT и может идентифицировать Танит как эпитет Астарты . в Сарепте, поскольку элемент TNT не появляется в теофорических именах в пуническом контексте (обзор Ahlström 1986, стр. 314)
  13. ^ Мануэль Салинас де Фриас, El Afrodísion Óros de Viriato , Acta Palaeohispanica XI. Palaeohispanica 13 (2013), стр. 257-271 ISSN: 1578-5386.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Гваделупе Лопес Монтеагудо, Мария Пилар Сан-Николас Педрас, Астарта-Европа на Пиренейском полуострове - пример римской интерпретации , Complurum Extra, 6 (I), 1996: 451-470
  15. ^ Jump up to: а б с д и Хулио Гонсалес Алькальде, Символика богини Танит в иберийских керамических изображениях , Quad. Прех. Арх. 18, 1997 г.
  16. ^ Маркое 2000:130.
  17. ^ «Танит | древнее божество». Британская энциклопедия (онлайн-изд.) . Проверено 8 августа 2017 г.
  18. ^ Тейт, Карен (2008). Священные места Богини . Издательство CCC. п. 137 . ISBN  978-1-888729-11-5 .
  19. ^ Майкл Бретт , Элизабет Фентресс, Берберы , 1997, Блэквелл , с. 269.
  20. ^ Макхью, JS (2015). Император Коммод: Бог и гладиатор. (np): Книги о ручке и мече.
  21. ^ Jump up to: а б Азизе, Джозеф. Финикийская солнечная теология . п. 177.
  22. ^ Маркое, с. 136
  23. ^ Кселла, Паоло; Куин, Жозефина; Мельхиорри, Валентина; Ван Доммелен, Питер . «Финикийские яблоки раздора» . Античность . 87 (338): 1199–1207. дои : 10.1017/s0003598x00049966 . S2CID   166266000 . Проверено 17 февраля 2014 г.
  24. ^ Бриан-Понсар, Клод; Крогье, Сильви (2002). Древняя и средневековая Северная Африка: память, идентичность и воображение (на французском языке). Публикации Университетов Руана и Гавра. п. 13. ISBN  2-87775-325-5 .
  25. ^ Jump up to: а б Шварц, Джеффри Х.; Хоутон, Фрэнк; Маккиарелли, Роберто; Бондиоли, Лука (17 февраля 2010 г.). «Останки скелетов из Пунического Карфагена не подтверждают систематическое принесение в жертву младенцев» . ПЛОС ОДИН . 5 (2). Публичная научная библиотека: e9177. Бибкод : 2010PLoSO...5.9177S . дои : 10.1371/journal.pone.0009177 . ПМЦ   2822869 . ПМИД   20174667 .
  26. ^ Jump up to: а б Стагер 1980 , с. 3.
  27. ^ Стагер 1980 , с. 6.
  28. ^ Рибичини 1988 , с. 141.
  29. ^ Смит, Патрисия; Стагер, Лоуренс Э.; Грин, Джозеф А.; Авишай, Гал. «Оценки возраста свидетельствуют о принесении в жертву младенцев на Карфагенском тофете» . Античность . 87 (338): 1191–1199. дои : 10.1017/s0003598x00049954 . S2CID   161040311 . Проверено 23 января 2014 г.
  30. ^ Портер, Лоуренс М. (2002). «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера: Справочник . Гринвуд. п. xxxi.
  • Марко, Гленн Э. (2000). Финикийцы . Серия «Люди прошлого». Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520226142 . OCLC   45096924 .
  • Рибикини, Серджио (1988). «Верования и религиозная жизнь». В С. Москати (ред.). Финикийцы . Майланд.
  • Стагер, Лоуренс Э. (1980). «Обряд жертвоприношения детей в Карфагене». В Джоне Гриффитсе Педли (ред.). Новый взгляд на древний Карфаген: материалы симпозиума . Издательство Мичиганского университета. стр. 1–11. ISBN  9780472100033 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Танитом, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b86685d0a28ddd5fa630f611096f067__1722017280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/67/1b86685d0a28ddd5fa630f611096f067.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tanit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)